THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В свое время авиатранспорт был в диковинку и просто недоступным обычным гражданам. В наше время все кардинально изменилось, теперь самолеты широко используются не только для перевозки пассажиров, но и различных грузов за границу. очень быстро стали пользоваться большой популярностью, благодаря огромному количеству преимуществ, которыми они наделены.

Преимущества авиаперевозок

Самое важное преимущество заключается в высокой скорости. Данная услуга просто незаменима при транспортировке ценных вещей, лекарств и органов для пересадки, которые должны быть в кратчайшие сроки доставлены до места назначения.

Еще одно преимущество данной услуги заключается в возможности оперативно преодолевать огромное расстояние. Океаны, горы и пустыни – все это преодолевается с легкостью, в полете неудобство могут доставить только воздушные ямы. Все остальные виды грузоперевозок не могут конкурировать в этом с авиаперевозками.

При отправке груза самолетом, нет нужды на каждой таможне проходить процедуру контроля. Проверка осуществляется только при отправке и уже по прибытию груза. Стоит также отметить высокую надежность такого способа перевозки товаров, так как риск хищения товара в воздухе максимально приближен к нулю. Перевозимый товар может повредиться лишь при погрузке или во время прохождения таможенного контроля.

И еще один достаточно важный плюс заключается в том, что предоставляется возможность с помощью специального сайта отслеживать местонахождение товара. Авиационные перевозки предоставляют возможность осуществлять транспортировку самых различных товаров, независимо от габаритов и веса.

Перевозка скоропортящихся грузов

В группу входят все товары с небольшим сроком годности при содержании в обычных условиях. При транспортировке таких грузов необходимо обеспечение особого температурного режима, а в некоторых случаях и влажностного. Если этого не сделать, то качество товара может ухудшиться, что, в свою очередь, принесет ее владельцу убытки.

В эту группу входят фрукты, овощи, цитрусовые, живые цветы, косметическая продукция, лекарства, мясная и рыбная продукция. Для отправки таких грузов владелец продукции должен предоставить все необходимые сертификаты, выданные в день отправки. Причем сертификат нужно получать отдельно для каждой партии товаров.

Обычно подобные грузы доставляются прямыми рейсами, но если нет такой возможности, то допустима одна перегрузка с одного борта на другой. Живые же цветы могут транспортироваться только прямым рейсом. Для перевозки такого груза, заявку на перевозку нужно падать, как минимум, за десять дней.

Если перевозке подлежат фрукты и цитрусовые, то в момент погрузки нужно учитывать нагрузку на ящики при их размещении друг на друге. В момент погрузки нужно также позаботиться о том, чтобы между ящиками оставалось определенное расстояние для обеспечения свободной циркуляции воздуха. Если в одном рейсе перевозятся фрукты и , они обязаны располагаться в разных отсеках.

Авиаперевозки опасных грузов

К группе опасных грузов относятся вещества, которые при некорректной погрузке или транспортировке создают опасность для окружающих, а также могут нанести существенный ущерб самолету и окружающей среде. Грузы этого типа обладают собственной классификацией в соответствии с уровнем опасности:

  1. В первую категорию входят различные типы взрывчатых веществ.
  2. Во вторую категорию входят сжиженные, растворенные, а также сжатые газообразные вещества.
  3. В третью категорию входят жидкости, которые легко воспламеняются.
  4. В четвертую категорию входят самовозгорающиеся и твердые вещества, которые легко воспламеняются, а также вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при контакте с водой.
  5. В пятую категорию входят органические пероксиды, а также окисляющиеся вещества.
  6. Шестая категория включает в себя инфекционные/ядовитые вещества.
  7. В седьмую категорию входят грузы, выделяющие радиацию.
  8. В восьмую категорию входят коррозийные и едкие составы.
  9. В девятую категорию входят другие опасные грузы, не вошедшие в упомянутые выше восемь классов.

Авиаперевозки опасных грузов выполняются по нормативам, утвержденным специальной комиссией ООН. Для транспортировки грузов этого типа необходимо соблюдение следующих требований:

  • Груз обязан обладать маркировкой, специальным знаком, предупреждающим об его опасности, а также инструкцией по обращению с ним.
  • К опасному грузу должна прилагаться декларация «Dangerous Goods Declaration», а также AWB-авианакладная.
  • должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями IATA(ИКАО).

Авиаперевозки тяжеловесных и негабаритных грузов

Груз считается тяжеловесным, если его вес превышает 80 килограммов. Если габариты груза превышают размеры погрузочных люков авиационного транспорта, то он является крупногабаритным.

Транспортировка тяжеловесных/крупногабаритных грузов выполняется на самолетах, которые оборудованы для решения подобных задач. Грузы этого типа могут транспортироваться как в упаковке, так и без нее, если это допускает перевозчик. Грузы без тары, обладающие большим весом, перевозятся на специализированных поддонах, под которые подкладываются брусья из дерева, чтобы исключить превышение максимального давления на пол. Крупногабаритные/тяжеловесные грузы необходимо доставить к месту погрузки точно в заранее согласованные сроки.

Для авиаперевозки негабаритных грузов применяются тяжелые транспортные самолеты. Для транспортировки при помощи авиационного транспорта не допускаются негабаритные грузы, высота или ширина которых превышает 6,4 метра. Это связано с тем, что размер погрузочного люка самого крупного транспортного самолета Ан-124 «Руслан» составляет 6,4 метра. Авиаперевозка негабаритных грузов обходится дороже, чем его транспортировка другими видами транспорта. Но при этом лишь авиационный транспорт в состоянии обеспечить высокую оперативность доставки груза.

Особенности авиаперевозки легковесных грузов

К легковесным относятся грузы объемом более 0,006 кубических метров на килограмм брутто. Стоимость транспортировки объемных грузов зависит от их объемного веса. Определение точного объема, который требуется для транспортировки легковесного груза, выполняется путем умножения его ширины на высоты и длину. Для вычисления килограмма брутто, объем, который он занимает в самолете, делится на его вес.

Вычислением объема легковесного груза занимается диспетчер грузовой службы. При расчете стоимости учитывается не только объем коробок, в которые упакован объемный груз, но и зазор между ними. Чтобы не переплачивать за авиаперевозку легковесного груза, он упаковывается в коробки максимально плотно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Пояснительная записка ___ страниц, 8 слайдов

Презентация POWER POINT

Воздушный транспорт, воздушные перевозки, внутренние и международные воздушные перевозки, регулярные воздушные перевозки, чартерные, эксплуатант, авиаперевозчик.

  • Введение
  • 2.1.1 Перевозка пассажиров
  • 2.2 Перевозка багажа
  • 2.2.2 Правовая природа договора воздушной перевозки багажа
  • 2.2.3 Стороны договора воздушной перевозки багажа
  • 2.2.4 Предмет договора воздушной перевозки багажа
  • 2.2.5 Приемка багажа к перевозке. Заключение договора воздушной перевозки багажа
  • 2.2.7 Срок в договоре воздушной перевозки багажа
  • 2.2.8 Выдача и хранение доставленного багажа
  • 2.2.10 Досмотр пассажиров и багажа
  • 2.2.11. Содержание договора воздушной перевозки пассажира и багажа
  • 2.2.12 Обязанности перевозчика
  • 2.2.13 Права перевозчика
  • 2.2.14 Обязанности пассажира
  • 2.2.15 Права пассажира
  • 2.2 Понятие и элементы договора воздушной перевозки
  • 2.2.1 Понятие договора воздушной перевозки груза
  • 2.2.2 Правовая природа договора воздушной перевозки груза
  • 2.2.3 Стороны договора воздушной перевозки груза
  • 2.2.4 Предмет договора воздушной перевозки груза - транспортные услуги по перемещению и доставке вверенного перевозчику груза
  • 2.2.5 Сдача груза к перевозке
  • 2.2.6 Прием груза к перевозке. Заключение договора воздушной перевозки груза
  • 2.3.7 Цена в договоре воздушной перевозки груза
  • 2.3.8 Срок в договоре воздушной перевозки груза
  • 2.3.9 Содержание договора воздушной перевозки груза
  • 2.3.10 Права и обязанности перевозчика
  • 2.3.11 Права и обязанности грузоотправителя
  • 2.3.12 Права и обязанности грузополучателя
  • 2.3 Анализ правовых особенностей договора воздушной перевозки, совершенствование договора
  • 3. Экологическая безопасность при воздушных перевозках
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Гражданская авиация - "многогранная производственная отрасль, базирующаяся на самых передовых достижениях науки и техники, современных системах связи, управление и новых технологиях" . Являясь важным звеном национальной транспортной системы, гражданская авиация обеспечивает удовлетворение интересов и нужд экономики и населения в воздушных перевозках. Осуществление за плату перевозок пассажиров, багажа и грузов воздушным транспортом - основное направление деятельности коммерческой гражданской авиации.

Наивысших результатов в области осуществления авиаперевозочной деятельности гражданская авиация достигла к концу 80-х годов 20 века: "до 1990 года воздушный транспорт в Российской Федерации выполнял более трети объема пассажирских перевозок. Удельный вес воздушных перевозок в объеме услуг гражданской авиации всех стран мира составлял около 53 процентов" . Однако в последующем, в связи с началом государственно-политических и экономических преобразований в России, произошло снижение показателей в работе гражданской авиации. С конца 90-х годов услугами гражданской авиации в силу неблагоприятного соотношения авиатарифов и среднедушевого дохода пользовалось не более 3 процентов населения, в результате чего гражданская авиация фактически перестала быть массовым видом транспорта.

В последние два года наметились положительные тенденции, которые привели к ежегодному росту объемов авиационных перевозок в среднем на 10 процентов. Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" предусмотрено восстановление роли воздушного транспорта в транспортной системе страны; обеспечение надежного авиасообщения между всеми её регионами и стабильного функционирования воздушных линий в районах, слабо обеспеченных другими видами транспорта; увеличение доступности воздушного сообщения для всех слоев населения; доведение удельного веса объемов грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых на воздушных судах отечественного производства нового поколения, до 85 процентов.

Реализация программы позволит к 2015 году по сравнению с 2009 годом увеличить количество пассажиров, перевезенных воздушными судами гражданской авиации Российской Федерации на 58 процентов; авиационную подвижность населения на 59 процентов (количество поездок на 1 жителя России в год) и на 55 процентов (количество пасс. - км на 1 жителя России в год) . В условиях реформирования социально-экономических отношений решение поставленных на ближайшую перспективу перед гражданской авиацией задач в области увеличения объемов воздушных перевозок, повышение качества предоставляемых услуг и множества других ответственных задач по повышению эффективности работы воздушного транспорта "требует совершенствования государственного (экономического и правового) регулирования в сфере авиационной деятельности" .

В связи с изложенным актуальность исследования избранной нами темы дипломной работы не вызывает сомнения, поскольку регулирование правоотношений, возникающих в процессе авиаперевозочной деятельности, осуществляется различными отраслями права, в результате чего отсутствует единая нормативно - правовая база, регламентирующая воздушные перевозки. Кроме того, проблема правового регулирования деятельности в сфере оказания услуг воздушных перевозок на сегодняшний день недостаточно освещена в юридической литературе. Это приводит к необходимости выявления и анализа нормативно - правовой базы о воздушных перевозках.

Развитие рынка услуг на воздушном транспорте выводит на значительное место по важности проблему исследования гражданско-правовых отношений, складывающихся между авиаперевозчиками и потребителями услуг воздушных перевозок. Данная проблема актуальна, прежде всего, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где авиация, зачастую, является основным или безальтернативным видом транспорта.

Объектом исследования является правовая характеристика воздушных перевозок.

Целью дипломной работы является выявление проблем действующего законодательства и выработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

1 исследовать классификацию видов воздушных перевозок и выявить субъектов авиаперевозочной деятельности;

2 установить источники, определить и проанализировать особенности правового регулирования воздушной перевозки;

3 проанализировать особенности элементов договора воздушной перевозки пассажира и багажа;

4 исследовать специфику элементов договора воздушной перевозки груза.

Нормативной базой моей дипломной работы послужили нормативные правовые акты, содержащие положение, регламентирующие общие условия осуществления транспортной (в том числе авиационной) деятельности и транспортные обязательства, а также нормы, регулирующие (в большей или меньшей степени) выполнение воздушных перевозок. К их числу относятся: 1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012); "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012); "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.02.2012); Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ (ред. от 23.07.2010)"О государственном регулировании развития авиации";

2 Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 30.12.2011)"О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)";

3 Нормы международного права, применяемые при осуществлении международных воздушных перевозок, в том числе - "Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" (вместе с "Дополнительным протоколом") (заключена в г. Варшаве 12.10.1929) (с изм. от 18.09.1961) (далее - Варшавская конвенция).

Эффективность проекта заключается в выработке конкретных предложений по решению проблем гражданской авиации в сфере предоставления услуг воздушных перевозок в рыночных условиях.

правовой воздушная перевозка законодательство

1. Воздушная перевозка: понятие, виды, источники правового регулирования

1.1 Понятие и классификация видов воздушной перевозки, субъекты авиаперевозочной деятельности

В современном обществе существует несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров, а также разной естественной средой их эксплуатации. Транспортная система России - большой и сложный экономический комплекс, размещенный на всей территории страны. В него входят: сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный.

Понятие "воздушный транспорт" существует как альтернатива наземным и водным видам транспорта, использующим иную среду для перевозок. Перед другими видами транспорта воздушный имеет определенные преимущества: высокую скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстроту организации воздушного сообщения; высокую маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям. Особую роль воздушного транспорта определяют также регулярность и универсальность перевозок независимо от времени года и климатических условий, высокие провозные возможности воздушных судов.

"Термин "воздушный транспорт" широко используют на практике, обозначая им транспортную деятельность, осуществляемую в воздушном пространстве с использованием в качестве подвижного состава воздушных судов" . Для обозначения деятельности в воздушном пространстве традиционно применяется термин "авиация".

Деятельность в области авиации имеет различные цели, задачи и средства ее осуществления. Одной из наиболее значимых целей авиационной деятельности является деятельность, направленная на удовлетворение интересов и нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, защите их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки. Данная цель реализуется посредством использования гражданской авиации, которая в свою очередь подразделяется на авиацию общего назначения, используемую на безвозмездной основе, и коммерческую гражданскую авиацию. Основным предназначением коммерческой гражданской авиации является осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Под воздушной перевозкой понимается "транспортное перемещение в воздушном пространстве груза или человека, осуществляемое посредством движения воздушного судна по установленной воздушной линии (трассе)".

Традиционно различают два основных вида воздушных перевозок - внутренние и международные. Под внутренней воздушной перевозкой понимается воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Международной признается воздушная перевозка, при которой место определения и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены соответственно либо на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Внутренние воздушные перевозки, в свою очередь, могут быть регулярными и нерегулярными; межрегиональными и внутрирегиональными, а также деловыми и корпоративными.

Регулярные воздушные перевозки - перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, то есть на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, то есть на рейсах, выполняемых дополнительно к расписанию по датам и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс. Нерегулярные воздушные перевозки - перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, то есть на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком и авиапредприятием или прочим эксплуатантом.

Межрегиональные воздушные перевозки - внутренние воздушные перевозки (регулярные - по расписанию и чартерные) по установленным воздушным линиям между пунктами, расположенными в регионах, закрепленных за различными региональными управлениями Федеральной авиационной службы (ФАС) России (в настоящее время - Федерального агентства воздушного транспорта РФ). Внутрирегиональные воздушные перевозки - внутренние воздушные перевозки (регулярные - по расписанию и чартерные) по установленным воздушным линиям между пунктами, расположенными в регионе, закрепленном за одним региональным управлением ФАС России.

Деловые перевозки - чартерные воздушные перевозки по заказам юридических и физических лиц, выполняемые на специально оборудованных гражданских воздушных судах с числом пассажиров до 15 человек. Корпоративные перевозки - воздушные перевозки, выполняемые владельцем воздушного судна (эксплуатантом) на некоммерческой основе (для удовлетворения собственных нужд и потребностей без получения коммерческой выгоды).

Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные воздушные перевозки на две категории: регулярные и нерегулярные.

Регулярные воздушные перевозки осуществляются посредством регулярных полетов специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. При этом, после того, как государство назначило авиапредприятие для полетов по договорным линиям, оно должно сообщить об этом в письменной форме другому участнику соглашения. Последний, в свою очередь, нередко обязан предоставить такому авиапредприятию эксплуатационное разрешение на полеты при условии, если согласованы вопросы расписания и тарифов.

Совет Международной организации гражданской авиации "в 1952 г. определил регулярные международные воздушные перевозки как серию полетов, которые осуществляются через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства воздушными судами с целью перевозки пассажиров, груза и почты за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при их осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же двумя или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии" .

Нерегулярные международные воздушные перевозки - "воздушные перевозки, осуществляемые посредством нерегулярных (эпизодических, разовых) полетов, то есть иных, чем регулярные, выполняемые по расписанию с определенной частотой между определенными пунктами. Наиболее распространенный вид нерегулярных воздушных перевозок - чартер воздушный". "Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях".

Международные воздушные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ - перевозки, выполненные на международных рейсах в эти страны и между этими странами, т.е. на рейсах состоящих из одною иди нескольких международных этапов полета. При этом, при наличии на международном рейсе внутреннего этапа полета, этот этап считается как международный. Под этапом полета понимается полет воздушного судна с момента взлета до момента следующей посадки на данном рейсе.

Международные перевозки между Россией и странами СНГ - перевозки, выполненные на рейсах в эти страны, а также между этими странами. При наличии на международном рейсе в страны СНГ внутреннего этапа полета данный этап считается как международный со странами СНГ. В случае выполнения рейса с посадками как на территории стран СНГ, так и на территории других зарубежных стран за пределами СНГ, данные перевозки считаются как международные между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ.

Воздушные перевозки осуществляются субъектами авиаперевозочной деятельности, имеющими различный правовой статус. Воздушный кодекс установил понятия авиационного предприятия, эксплуатанта и перевозчика.

Авиационное предприятие - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие это воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Перевозчик - эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Как следует из вышеприведенных определений субъектов авиаперевозочной деятельности, авиационное предприятие выступает в качестве родового, обобщающего понятия, поскольку при наличии соответствующих лицензий и сертификатов может осуществлять свою деятельность и в качестве эксплуатанта и в качестве перевозчика. При этом к числу авиационных предприятий могут быть отнесены только коммерческие эксплуатанты гражданской авиации, осуществляющие деятельность на возмездной основе.

Основным отличительным признаком эксплуатанта от перевозчика является различный характер их деятельности. Эксплуатант, не имеющий соответствующей лицензии, наделен правом осуществлять только некоммерческие (корпоративные) перевозки либо иную некоммерческую деятельность в области авиации, предусматривающую эксплуатацию воздушных судов. Согласно ч.5 ст.9 ВК РФ наличие лицензии в данном случае необязательно.

В соответствии с приложением № 2 к приказу Федеральной авиационной службы от 18 марта 1998 г. № 74 "О введении в действие дополнительных лицензионных требований" субъекты авиаперевозочной деятельности классифицируются по следующим основаниям:

а) авиаперевозчики - авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов;

б) авиаперевозчики - авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов; в) авиаперевозчики местного значения; г) авиаперевозчики деловой авиации;

д) эксплуатанты корпоративной авиации.

Авиаперевозчики - авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов (федеральные авиакомпании) - авиаперевозчики, выполняющие весь объем регулярных перевозок на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья, большую (свыше 70%) часть регулярных перевозок в страны СНГ и межрегиональных перевозок, а также международных.

Авиаперевозчики - авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов (региональные авиакомпании) - авиаперевозчики, выполняющие только межрегиональные регулярные перевозки и чаек, регулярных перевозок в страны СНГ, а также международные и внутренние чартерные рейсы.

Авиаперевозчики местного значения (местные авиаперевозчики) - авиаперевозчики, выполняющие только внутрирегиональные перевозки и часть межрегиональных перевозок на воздушных судах 3-4 класса.

Авиаперевозчики деловой авиации - авиаперевозчики, выполняющие деловые перевозки. Эксплуатанты корпоративной авиации - эксплуатанты, выполняющие корпоративные перевозки.

1.2 Нормативно-правовые акты российской федерации о воздушных перевозках

Функционирование транспорта может быть обеспечено только при наличии хорошо организованной законодательной базы, регламентирующей отношения, возникающие на рынке транспортных услуг, включая как непосредственно перевозочную деятельность, так и деятельность, обеспечивающую перевозки. При этом под законодательной базой следует понимать всю совокупность нормативных правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

Правовое регулирование транспортной деятельности в Российской Федерации представляет собой "совокупность норм гражданского и транспортного законодательства - разветвленной многоуровневой системы объемных комплексных нормативных актов, регламентирующих условия и порядок деятельности транспортных организаций".

Законодательство о транспорте имеет комплексную природу, учитывая масштабы государства, протяженность транспортных путей и сложность управления ими. Комплексность достигается посредством соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки.

В последние годы многие виды транспорта, в том числе и воздушный, подверглись акционированию (приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества) либо получили статус государственных или муниципальных унитарных предприятий. В связи с этим, организация и регулирование отношений, возникающих из их деятельности, осуществляется преимущественно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и иных специализированных кодексов, другими федеральными законами, а также актами Президента и Правительства РФ.

В Российской Федерации основными источниками правового регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления авиаперевозочной деятельности, служат нормы Гражданского кодекса РФ и нормы воздушного законодательства РФ, являющегося составной частью транспортного законодательства РФ:

1 Гражданский кодекс определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. В главе 40 "Перевозка" закреплены основные положения по перевозкам, включая нормы, регулирующие договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также ответственность участников перевозки. В остальной части правоотношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа, осуществляемые всеми видами транспорта, в силу прямого указания ГК РФ (ст.784) подлежат регулированию в части, не противоречащей нормам главы 40, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

2 Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч.1 ст.2 ВК РФ).

Воздушный кодекс содержит ряд общих положений, регулирующих воздушные перевозки, в том числе: определение перевозчика; виды воздушной перевозки; понятия договора воздушной перевозки пассажира и договора воздушной перевозки груза; основные права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки.

К Федеральным законам, составляющим правовую базу воздушного законодательства, о которых упоминается в ч.1 ст.2 ВК РФ, можно отнести Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации". Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации, устанавливает общие положения и меры государственного регулирования развития авиации (в том числе гражданской), особенности экономических отношений в области развития авиации. Одной из основных целей государственного развития авиации Российской Федерации является обеспечение потребностей граждан и экономики государства в воздушных перевозках.

Наиболее важные текущие проблемы, затрагивающие отношения в области осуществления авиаперевозочной деятельности, воплощаются в нормативных актах Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (в редакции от 22 июля 1998 г.) в целях обеспечения защиты интересов граждан было введено на территории Российской Федерации обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного транспорта на время полета. Особое значение имеет Указ Президента РФ "О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности Российской Федерации". Настоящим указом Правительству РФ было предписано внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект действующего в настоящее время Воздушного кодекса РФ (ст.1). Статьей 2 была определена сфера государственного регулирования деятельности предприятий гражданской авиации РФ.

Для правового регулирования воздушных перевозок большое значение имеют правила, издаваемые Правительством РФ, а также соответствующим транспортным ведомством. К настоящим Правилам относятся:

а) Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.09.2011 N 743 (ред. 27.09.2011), от 19.07.2012 N 735). В настоящих Правилах содержатся нормы, регулирующие деятельность по использованию воздушного пространства, в том числе и для перевозки пассажиров, багажа, грузов. Термином "использование воздушного пространства" обозначается, помимо всего прочего, деятельность, в процессе которой происходит перемещение в воздушном пространстве воздушных судов. Осуществление воздушных перевозок невозможно без соблюдения пользователями воздушного пространства данных Правил.

б) Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №457 "О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", согласно которым деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа и грузов на коммерческой основе подлежит лицензированию.

В настоящее время применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. От 02.04.2012) (Зарегистрировано в Минюсте России 27 .09.20 07 N 10186 )

Федеральные авиационные правила " Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929 г.), Конвенцией, дополнительной к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору (Гвадалахара, от 18 сентября 1961 г.), и статьями 102 и 106 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс Российской Федерации) (п.1 в ред. Приказа Минтранса России от 25.10.2010 N 231).

Указанные Правила являются важным источником воздушного законодательства, поскольку в развитие и дополнение Воздушного кодекса они содержат как положения общего характера (регулируют взаимоотношения участников воздушной перевозки, оформление перевозочной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных категорий пассажиров, багажа, различных видов грузов. Особое место в системе правового регулирования воздушных перевозок занимают акты органов судебной власти, содержащиеся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, "Действие Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" распространяется и на международные воздушные перевозки".

1.3 Нормы международного права о воздушных перевозках

Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Иначе говоря, воздушное пространство в указанных пределах является неотъемлемой частью территории государства. Правовой режим воздушного пространства государства определяется национальным законодательством. Однако при этом государство учитывает и те международные обязательства, которые касаются международных воздушных связей.

Одной из особенностей правового регулирования воздушных перевозок является то, что они в значительной степени регламентируются международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. Данная особенность обусловлена тем, что международные воздушные перевозки, как один из основных видов воздушной перевозки вообще, сопряжены с деятельностью транспортных организаций на территориях иных государств и в экстерриториальных пространствах. Такая деятельность регулируется международным воздушным правом и обеспечивается государством, резидентом которого является транспортная организация. В связи с этим возникает необходимость исследования норм международного права, регулирующих деятельность в сфере осуществления воздушных перевозок, а также выявления их соотношения с нормами национального законодательства.

Чикагской конвенцией установлен наиболее общий круг норм, которые распространяются на международные воздушные полеты в пределах государственной территории. Это законы и правила: касающиеся допуска иностранных воздушных судов в воздушное пространство государства; касающиеся порядка и условий навигации воздушных судов, осуществляющих международные полеты по установленным государственным воздушным трассам; связанные с вылетом воздушных судов за пределы территории иностранного государства.

При международных перевозках применяются также нормы, установленные в договорах транспортных организаций, осуществляющих такие перевозки и являющихся резидентами разных государств. Данные соглашения предусматривают соблюдение перевозчиками соответствующих требований национальных законодательств о перевозках и транспортной деятельности.

Варшавская конвенция регулирует порядок осуществления регулярных воздушных перевозок. Кроме того, настоящая Конвенция унифицировала правила, касающиеся перевозочных документов, установила общий срок исковой давности - два года, а также решила проблему определения суда, компетентного рассматривать дела о нанесении ущерба. Главным же достижением Варшавской конвенции стала унификация правил, касающихся ответственности авиаперевозчика. Варшавская конвенция не содержит определения перевозчика и оставила неурегулированным вопрос осуществления международных воздушных перевозок лицом, не являющимся стороной договора. В связи с этим, для восполнения соответствующих пробелов в правовом регулировании была принята конвенция, которая определила и разграничила правовой статус договорного и фактического перевозчиков.

Нормы международного воздушного права взаимодействуют с соответствующими нормами внутригосударственного права. В Гражданском кодексе РФ не содержится норм, регулирующих международные (в том числе воздушные) перевозки. Правоотношения в сфере таких перевозок регулируются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Нормы международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед нормами российского законодательства, если иное не установлено законом. Подобных установленных законом исключений в части гражданских правоотношений в транспортном комплексе в настоящее время нет.

Нормативно-правовая база о воздушных перевозках представляет собой совокупность внутригосударственных и международных норм и правил, регулирующих отношения в сфере функционирования воздушного транспорта в воздушном пространстве того или иного государства и определяющих основные аспекты коммерческой деятельности в области гражданской авиации по осуществлению воздушных перевозок пассажиров и грузов. Регламентация и применение норм и правил воздушных перевозок напрямую зависит от их вида и территории выполнения полетов гражданскими воздушными судами.

В качестве одной из особенностей рассматриваемой нами совокупности нормативных правовых актов о воздушных перевозках можно назвать значительное влияние на их развитие и современное состояние международного воздушного права. Международные правовые нормы, взаимодействуя с соответствующими нормами внутригосударственного права, способствуют развитию и гармонизации нормативно-правовой базы государств, пользующихся воздушными линиями международного значения и осуществляющих международные грузовые и пассажирские перевозки. Поэтому правовая база Российской Федерации должна опираться на опыт международного сотрудничества, соответствовать международным конвенциям и соглашениям.

2. Понятие и виды договора воздушной перевозки

2.1 Понятие и элементы договора воздушной перевозки пассажира и багажа

Перевозка пассажиров, багажа и грузов осуществляется на основании договора перевозки. Из этого следует, что правовым основанием воздушной перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор воздушной перевозки, представляющий собой общее родовое понятие, в рамках которого выделяются его отдельные разновидности: договор воздушной перевозки груза и договор воздушной перевозки пассажира и багажа.

2.1.1 Перевозка пассажиров

В отличие от других видов транспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимают пассажиры. При возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновременно двумя и более пользователями воздушного пространства право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приоритетами, среди которых выполнение регулярных воздушных перевозок пассажиров занимает преимущественное положение по сравнению с осуществлением регулярных воздушных перевозок грузов (Воздушный кодекс).

Важными показателями потребительских свойств воздушных пассажирских перевозок являются: скорость и комфортабельность перемещения, быстрота оформления проездных документов, регулярность движения, беспересадочность сообщения, уровень обслуживания на аэровокзалах (в аэропортах) и воздушных судах.

2.1.2 Понятие договора воздушной перевозки пассажира

Законодательное определение договора перевозки пассажира применительно ко всем видам транспорта дано в ч.1 ст.786 ГК РФ: "По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд". Как видно из этого определения, такой договор не требует предоставления пассажиру, в соответствии с размером оплаты, обусловленных договором условий, удобств и услуг, что было бы полезно, на наш взгляд, включить в данное определение. Это упущение частично исправлено в Воздушном кодексе, где в соответствии с общим определением ч.1 ст.786 ГК РФ с некоторыми отличиями сформулировано понятие договора воздушной перевозки пассажира: "По договору воздушной перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения, предоставив ему место на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а другая сторона (пассажир) обязуется оплатить воздушную перевозку". Как можно заметить, это определение договора воздушной перевозки пассажира дополнено обязанностью перевозчика предоставить пассажиру место, указав его в билете.

2.1.3 Правовая природа договора воздушной перевозки пассажира

Договор воздушной перевозки пассажира является взаимным. Взаимным признается договор, по которому каждая сторона несет обязанность в пользу другой стороны; она считается должником в том, что обязана сделать в пользу другой стороны, и одновременно кредитором в отношении того, что имеет право требовать (ст.308 ГК РФ). В настоящем договоре каждая сторона (перевозчик и пассажир) обладает как определенными правами, так и несет конкретные обязанности: пассажир имеет право на перевозку, но обязан оплатить свой проезд, а перевозчик имеет право на получение от пассажира стоимости его проезда, но обязан перевезти его.

Договор воздушной перевозки пассажира относится к возмездным договорам. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны контрагента, исполняющего свою обязанность, с необходимостью соответствует встречное имущественное предоставление другого контрагента (ст.423 ГК РФ). Наиболее типичным случаем такого предоставления является плата в виде определенного денежного возмещения. Возмездность договора воздушной перевозки пассажира проявляется в том, что пассажир воздушного судна оплачивает свой проезд.

Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий. Круг существенных условий зависит от особенности конкретного договора. Единственным существенным условием договора воздушной перевозки пассажира является условие о его предмете - транспортной услуге.

Договор воздушной перевозки пассажира носит публичный характер при соблюдении ряда условий, установленных ст.426 и 789 ГК РФ. Во-первых, в качестве перевозчика должна выступать только коммерческая организация (соответствующая условиям ст.50 ГК РФ), осуществляющая перевозки транспортом общего пользования. Во-вторых, в силу закона, иного правового акта или выданной лицензии, перевозчик обязан выполнять перевозки в отношении каждого, кто к нему обратится. В-третьих, перевозчик должен быть включен в особый перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, который подлежит обязательному опубликованию.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание характер и назначение воздушных перевозок пассажиров (удовлетворение личных нужд граждан в перевозке в качестве пассажиров, доставке их багажа), договор воздушной перевозки пассажира может быть признан публичным в случае осуществления перевозок на воздушных судах, работающих на линиях но расписанию, т.е. при выполнении регулярных воздушных перевозок пассажиров.

2.1.4 Элементы договора воздушной перевозки пассажира

Элементами договора воздушной перевозки пассажира, как и любого гражданско-правового договора, являются его стороны, предмет, цена, срок, форма и содержание договора. Рассмотрим каждый из выделенных элементов.

2.1.5 Стороны договора воздушной перевозки пассажира

Сторонами в договоре воздушной перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Пассажиром воздушного судна признается "любое лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором воздушной (в т. ч. международной) перевозки". На наш взгляд, данное определение не отражает основной особенности, характеризующей пассажира как одну из сторон договора пассажирской перевозки, и, кроме того, не содержит столь необходимой в правоведении четкости, поскольку термином "лицо" обозначаются все возможные субъекты права - как физические, так и юридические лица, в связи с чем возникает вполне закономерный вопрос - какое именно "лицо" следует считать пассажиром.

Учитывая тот факт, что главная особенность договора перевозки пассажира заключается в том, что в качестве стороны, потребляющей услуги по перевозке, выступает гражданин; что, независимо от того, заключается ли договор воздушной перевозки юридическим лицом или гражданином, перевозка осуществляется в отношении конкретного физического лица, чье имя указывается в пассажирском билете; нам представляется наиболее точным определение понятия "пассажир" как "гражданин (физическое лицо), перевозка которого осуществляется по договору перевозки пассажира".

2.1.6 Предмет договора воздушной перевозки пассажира

Предметом любого из гражданско-правовых договоров "чаще всего является либо имущество, которое одна сторона обязана передать другой, либо действия (деятельность), которые должна совершить обязанная сторона". Предметом договора воздушной перевозки пассажира является деятельность перевозчика по воздушному перемещению и доставке пассажира в пункт назначения.

2.1.7 Цена в договоре воздушной перевозки пассажира

Провозная плата, будучи ценой договора воздушной перевозки пассажира, устанавливается перевозчиками на основании тарифов и в порядке, определяемом правилами их формирования и применения. На сегодняшний день такие правила отсутствуют. Для воздушных перевозок, осуществляемых в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушным чартером), могут устанавливаться договорные цены. Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации может устанавливать минимальные цены на такие перевозки, осуществляемые на определенных авиационных линиях, в целях защиты регулярных воздушных перевозок, осуществляемых на тех же авиационных линиях (ч.2 ст.64 ВК РФ).

В установленных законом случаях пассажир может оплатить перевозку по льготной стоимости, либо вообще быть освобожден от внесения провозной платы. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются перевозчику из средств соответствующего бюджета. Провозная плата, как правило, вносится при заключении договора воздушной перевозки пассажира.

2.1.8 Заключение договора воздушной перевозки пассажира

Заключение договора воздушной перевозки пассажира удостоверяется перевозочным документом - билетом, в котором указываются все существенные условия договора. Однако билет - не единственная форма подтверждения права пассажира на перевозку. Монреальской конвенцией установлено, что вместо перевозочного документа (билета), могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись информации, содержащейся обычно в перевозочном документе (билете). В этом случае перевозчик обязан предоставить пассажиру письменное изложение информации, сохраненной таким образом. Данное правило подлежит применению лишь с момента вступления Монреальской конвенции в силу, когда 30 государств ратифицируют ее. В связи с этим, в настоящее время пассажирский билет - единственная форма, являющаяся свидетельством заключения договора воздушной перевозки пассажира и его условий.

2.1.9 Пассажирский билет и предъявляемые к нему требования

Пассажир допускается к перевозке только при наличии у него действительного и должным образом оформленного билета. Форма билета, предъявляемые к ней требования и правила применения устанавливаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Пассажирский билет состоит, как правило, из пассажирского и полетного купонов. Пассажирским купоном (купон "Для пассажира") является часть билета, удостоверяющая заключение договора воздушной перевозки пассажира. Полетный купон - часть билета, дающая право пассажиру на перевозку между указанными в нем пунктами. Полетный купон сдается перевозчику при регистрации пассажира в пункте отправления, трансфера, остановки, если таковые предусмотрены, а пассажирский купон остается у пассажира как свидетельство заключения договора воздушной перевозки.

На воздушном транспорте "билет, предоставляемый в удостоверение договора пассажирской перевозки, в интересах безопасности традиционно является именным" - выдается на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (п.3.1.2 Правил воздушной перевозки). Билет дает право на полет только тому лицу, на чье имя он оформлен. Билет выдается после оплаты за воздушную перевозку. При оформлении перевозки по безналичному расчету или в кредит, а также льготной или бесплатной перевозки билет выдается после предоставления документов, являющихся основанием для его получения.

Билет действителен для перевозки пассажира и его багажа от пункта отправления до пункта назначения по маршруту и классу обслуживания, указанному в нем. Каждый полетный купон действителен для перевозки пассажира только по указанным в нем участку маршрута, классу обслуживания, рейсу и гарантированной дате вылета. Если билет выдан с открытой датой вылета, то место определяется в соответствии с запросом пассажира при наличии свободных мест на запрашиваемом рейсе. Место и дата выдачи билета должны быть указаны в полетном купоне.

Общий срок годности дает пассажиру право использовать билет для всех операций, предусмотренных настоящими Правилами, в том числе для получения места на определенные рейс и дату, сумм за полностью или частично невыполненную перевозку и для других расчетов, установленных настоящими Правилами. Общий срок годности билета охватывает период от момента выдачи билета пассажиру и до окончания срока, предоставляемого ему для получения денег по неиспользованному билету. Общий срок годности билета устанавливается в один год с даты выдачи, если иное не предусмотрено правилами перевозчика.

Билет с гарантированной датой дает право на полет от указанного в нем начального аэропорта, аэропорта трансфера, остановок или аэропорта обратного вылета только в дату и рейсом, которые в нем указаны. Билет с открытой датой дает право на полет от соответствующего аэропорта только после внесения в него перевозчиком даты вылета и номера рейса.

Билет годен для полета в течение следующих сроков:

1 билет с гарантированной датой вылета - в течение всего срока перевозки рейсом, указанным в билете;

2 билет с открытой датой вылета из аэропорта трансфера, остановки - в течение 45 дней, считая от указанной в билете даты вылета пассажира из аэропорта отправления;

3 билет с открытой датой в направлении "обратно", а также билет с открытой датой, проданный от другого города, - в течение 6 месяцев со дня продажи билета;

4 билет с открытой датой "на подсадку" - в течение 2 дней с момента его выдачи, а бесплатный, выданный на основании талонов или служебного требования, в течение 15 дней со дня продажи билета.

Билеты, проданные по льготным тарифам, действительны для полета в течение установленных сроков годности, но в пределах сроков, на которые введены льготные тарифы. Истечение указанных выше сроков годности билета не лишает пассажира права на предъявление к перевозчику претензий и исков с соблюдением требований Воздушного кодекса РФ.

По Правилам воздушных перевозок утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и уплаченные за билет деньги не возвращаются. Билеты, признанные недействительными по причинам, не зависящим от перевозчика, отбираются и не заменяются. Правила международных воздушных перевозок в данном отношении более лояльны, поскольку согласно п. 2.6.2 в случае утраты, повреждения билета или любой его части либо в случае предъявления билета, в котором отсутствует пассажирский или полетные купоны, перевозчик или агент по продаже пассажирских авиаперевозок может по просьбе пассажира выдать взамен такого билета новый билет с взиманием сборов, предусмотренных правилами и инструкциями перевозчика или агента по продаже пассажирских авиаперевозок. В случае утраты, повреждения билета (или любой его части), выданного иностранным перевозчиком, необходимо получить письменное разрешение этого перевозчика на оформление дубликата. В этих случаях пассажир должен представить удовлетворительные для перевозчика или агента по продаже пассажирских авиаперевозок доказательства, что ему действительно был выдан билет для полета по соответствующему маршруту. Пассажир должен также дать по установленной форме в письменном виде гарантийное обязательство возместить перевозчику (в пределах применяемого тарифа по новому билету) убытки, которые перевозчик может понести, если утраченный билет или отсутствующие полетные купоны будут кем-либо использованы, либо по ним будет произведен возврат сумм.

2.1.10 Срок в договоре воздушной перевозки пассажира

Срок в договоре воздушной перевозки пассажира - это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть доставлен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

2.2 Перевозка багажа

Особые отношения с перевозчиком возникают у пассажира при сдаче им на перевозку багажа и оформляются договором воздушной перевозки багажа.

2.2.1 Определение договора воздушной перевозки багажа

По договору воздушной перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его пассажиру или уполномоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить за перевозку багажа по установленному тарифу, а при сдаче багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и за провоз этого багажа.

Подобные документы

    Рассмотрение основных особенностей организационного регулирования международных воздушных перевозок. Знакомство с порядком допуска к эксплуатации арендованных иностранных судов в России. Анализ правового регулирования лизинга гражданских воздушных судов.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2014

    Правовое регулирование воздушных перевозок и его соотношение с национальным законодательством Кыргызской Республики. Международные полеты и режим воздушного пространства, правила полетов иностранных воздушных судов в пределах государственных территорий.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2012

    Теоретические проблемы формирования транспортного права. Разработка нормативных актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса. Основные положения законодательства в Российской Федерации о воздушных, морских и речных перевозках.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2015

    Права и обязанности государств в области международных воздушных сообщений, перевозок пассажиров и грузов. Функции международных организаций по вопросам гражданской авиации. Правовой статус авиапредприятий. Воздушное законодательство Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2017

    Понятие международных морских, воздушных, автомобильных и железнодорожных перевозок. Международные соглашения как основной источник правового регулирования международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа. Договор "смешанной" перевозки грузов.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2010

    Гражданский кодекс Российской Федерации и транспортные уставы и кодексы: вступление в силу. Международные морские перевозки. Международные воздушные перевозки. Международные договоры РФ. Воздушный кодекс РФ и вопросы международных воздушных перевозок.

    реферат , добавлен 12.11.2008

    Этапы процедуры железнодорожных перевозок, их организация на договорных основах и без заключения договора. Правовая форма документов, регулирующих организацию перевозки грузов. Показатели плана перевозок грузов, их классификация по видам сообщения.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2011

    Понятие и история развития источников международного воздушного права. Либерализация источников международного воздушного транспорта. Источники международного воздушного права - основа регулирования международных воздушных сообщений Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Изучение ряда европейских и российских нормативно-правовых актов в области автомобильных перевозок. Общая характеристика института перевозки автомобильным транспортом. Требования к перевозке пассажиров и багажа в Российской Федерации и Европейском Союзе.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2016

    Комплексный анализ принципов международного морского, воздушного и космического права. Система конвенционных норм, определяющих правовой статус морских пространств, воздушных сообщений и перевозок, исследований и использования космического пространства.

Основные понятия об авиаперевозках

Ежегодное развитие международных экономических отношений влияет на увеличение экспортно- импортных операций между Россией и иностранными компаниями, это способствует увеличению спроса на международные грузоперевозки, в частности – авиаперевозки.

Определение 1

Авиаперевозки – один из самых быстрых способов доставки груза в любую точку мира. Данный вид перевозок пользуется большой популярностью. Авиаперевозки имеют больше преимуществ среди других видов доставки грузов, а именно это надежность и безопасность перевозки.

Несмотря на тот факт, что стоимость авиаперевозки грузов дороже, чем других способов доставки грузов, авиаперевозки необходимы при перевозке срочных и ценных грузов, скоропортящихся товаров или в случае доставки груза в труднодоступную точку мира.

Организация международных перевозок

Основными участниками авиаперевозок, являются страны в лице их правительства и авиапредприятий, которые занимаются оказанием услуг по перевозке грузов, пассажиров. Авиаперевозки делятся на: (см. рис. 1)

Право на осуществление полетов определяется государством при заключении соглашения о международном воздушном сообщении, где расписывается частота вылетов, маршрут следования, время.

Для осуществления конкретного рейса по расписанию необходимо за 30 минут до начала вылета передать диспетчеру план полета в двух экземплярах.

Если необходимо изменить или внести коррективы в расписание, дополнительно оформляется договоренность между странами, при условии, если такая процедура не оговаривалась в соглашении. В данном случае составляется план вылета – заявка на выполнение полета в срок, не позже чем за 24 часа.

Право на эпизодический вылет предоставляется государствам путем выдачи разового разрешения на каждый вылет. В данном соглашении оговаривается, как будет проходить эпизодический полет.

Требования к упаковке грузов при авиаперевозках

Грузы, которые перевозятся с использованием воздушного судна, должны иметь исправную тару и упаковку, которая должна отвечать всем нормативным документам. Груз должен быть надежно закреплен для безопасности его доставки.

Упаковка, которая используется для перевозки опасных грузов, должна соответствовать установленным «Правилам перевозки опасных грузов воздушным транспортом». Упаковка грузов в одну упаковку с опасным грузом запрещена. Упаковка грузов, которые будут перевозиться на воздушном судне, не должны иметь острых углов, выступов, загрязнений и так далее.

Металлическая, стеклянная, керамическая и другая тара, которая может использоваться для перевозки грузов, должна выдержать внутреннее давление, которое зависит от высоты полета и температуры.

Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть перевязаны прочными веревками, упаковка зашита одинаковыми нитками, которые не должны иметь узлов. Концы ниток должны быть обязательно опломбированы с четкими цифрами или буквами отправителя.

Замечание 1

Грузы, упаковка которых не отвечает все требованиям, к перевозке не допускаются.

Каждое грузовое место должно быть промаркировано грузоотправителем с указанием адреса и наименования груза, в соответствии с накладной. Приемка груза осуществляется на складе аэропорта непосредственно от отправителя.

Перевозчик при приемке груза обязан пересчитать и сверить количество мест с накладной. Погрузка и выгрузка груза осуществляется силами перевозчика. Перевозчик обязан, доставить груз в пункт назначения в установленные сроки.

Груз считается доставленным после его выдачи получателю в соответствии с условиями, которые прописаны в накладной.

В условиях формирования инноваций в мировой экономике, транспорт является инструментом реализации национальных интересов всех стран. Авиатранспорт имеет особое значение в развитии международных отношений России с другимим странами.

Классификация

Авиаперевозки принято классифицировать по направлению, категории груза и типу загрузки.

Простые перевозки

Также называются «генеральные перевозки» - предполагают транспортировку генерального груза в пункт назначения, а заказчиком такой услуги является владелец перевозимых товаров. Основное преимущество генеральных перевозок - высокая оперативность.

Попутные перевозки

подразумевают использование свободного транспорта, следующего в требуемом направлении. Достоинство такого формата транспортировки грузов - низкая стоимость.

Челночные перевозки

Основная статья: Челночные перевозки

В авиации данный формат принят для транспортировки пассажиров. Отличительная особенность челночных перевозок - возвращение транспортного средства в пункт отбытия без пассажиров на борту.

Сборные перевозки

Сборные перевозки - это наиболее распространенный формат транспортировки штучных грузов, при котором товары различных отправителей консолидируются на складе и отправляются по мере накопления их оптимального объема. Отличаются невысокой стоимостью транспортировки.

Классификация специальных грузов.

В действующем «Руководстве по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях Союза ССР» (РГП-85) содержатся ссылки на особые (специальные) условия перевозки: «К перевозке воздушным транспортом принимаются также некоторые виды грузов (скоропортящиеся, опасные, радиоактивные, животные и др.), которые требуют особых условий транспортировки. (п.2.4.3) В данном документе существуют пункты: - Перевозка тяжеловесных и негабаритных грузов (п.2.9), - Перевозка скоропортящихся грузов (п.2.16), - Перевозка опасных грузов и радиоактивных материалов (п.2.17), - Перевозка живности (п.2.18), - Перевозка самоходной и гусеничной техники (п.2.19), - Перевозка гробов с покойниками (п.2.20). Классификация специальных грузов. . Архивировано из первоисточника 28 марта 2012.

Законодательство в области авиаперевозок

Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая из них - это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования. Вторая категория - авиационные правила, действующие на федеральном уровне. Третья группа нормативных документов - внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.

Отдельно стоит отметить Чикагскую конвенцию о международной гражданской авиации 1944 года и Варшавскую конвенцию для унификации правил воздушных перевозок от 1929 года. Эти документы ратифицированы большинством стран мира, и являются обязательными для выполнения в России.

Сборные грузы и таможенное оформление

Международные перевозки грузов по воздуху предполагают обязательное прохождение таможенных процедур. Таможенное оформление производится путем декларирования грузов и уплаты всех необходимых сборов. К обязательным платежам при таможенной очистке импортных товаров относятся акциз , налог на добавленную стоимость и пошлина . Косвенные платежи для оформления товаров на таможне - это сборы за выдачу лицензий, квалификационного аттестата, хранение товаров на таможенном складе и их транспортировку.

Ссылки

  • История развития авиаперевозок и современные тенденции
  • Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Авиаперевозки" в других словарях:

    авиаперевозки - авиаперев озки, зок, ед. ч. зка, и … Русский орфографический словарь

    Авиаперевозки коммерческие - Коммерческие авиаперевозки перевозки пассажиров, грузов и почты, осуществляемые полетами, доступными для общественного пользования за плату и по найму... Источник: Приказ Росстата от 18.08.2011 N 365 (ред. от 06.09.2012) Об утверждении… … Официальная терминология

    Авиаперевозки местные - Местные перевозки перевозки, выполненные на рейсах, когда пункты выполняемого рейса находятся на территории одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области)... Источник: Приказ Росстата от 18.08.2011 N 365 (ред. от 06.09.2012) Об… … Официальная терминология

    Авиаперевозки нерегулярные - Нерегулярные перевозки перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком и… … Официальная терминология

    Авиаперевозки регулярные - Регулярные перевозки перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, т.е. на рейсах,… … Официальная терминология

    Одобрение летной эксплуатации организаций, выполняющих авиаперевозки - Одобрение летной эксплуатации процесс технических осмотров и оценок организаций, выполняющих коммерческие пассажирские или грузовые авиаперевозки, проводимых Договаривающейся Стороной с применением стандартов, согласованных Договаривающимися… … Официальная терминология

    Международный Аэропорт Перт … Википедия

    Содержание 1 Пассажироперевозки 1.1 Регулярные маршруты (общий объём) … Википедия

    Регион Иль де Франс на карте Франции … Википедия

    Права авиапредприятия осуществлять международные авиаперевозки пассажиров, багажа, грузов и почты за плату. Предоставление коммерческих прав является прерогативой государства, на территорию или с территории которого осуществляются авиаперевозки.… … Энциклопедический словарь экономики и права

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт от­правления, пункт назначения и все предусмотренные остановки расположены на территории одного того же государства. Условия внутренней воздушной перевозки и ответственность перевозчика определяются национальным законодательством соответствующей страны.

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

· на территории двух государств;

· на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на тер­ритории др. государства.

Международная воздушная перевозка может быть как коммерческой (осуществляе­мой гражданскими судами за плату), так и некоммерческой (бесплатной).

В международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Эти перевозки регулируются Воздушным кодексом Украины, двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г. Га­агского протокола 1955 г. и др.). Международные воздушные перевозки почты осуществля­ются с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Международным полетом называется всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух или более государств.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения классифици­руются на регулярные, выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами, и нерегулярные, выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям на основе соглашений о воздушном сообщении между договари­вающимися государствами. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета и каждый пункт маршрута, частота движения и тип са­молета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся стран.

Нерегулярные рейсы выполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением. Они, в свою очередь, делятся на дополнительные, специаль­ные и чартерные.

Дополнительные рейсы выполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Допол­нительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом слу­чае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсы выполняются со специальным заданием как по маршруту регу­лярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специ­альных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсы выполняются на коммерческой основе в соответствии со специ­альным договором чартера между перевозчиком (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтовате­лем). Перевозки на нерегулярной коммерческой основе получили название авиафрахтовых перевозок.

Приведенная выше классификация международных рейсов по форме выполнения по­летов должна быть дополнена классификацией по цели полета, в соответствии с которой по­леты разделяются на полеты с коммерческими и некоммерческими целями.

Полет воздушного судна с коммерческими целями - это полет и посадка воздуш­ного судна:

· в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до ко­торого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения ком­мерческой загрузки самолета;

· в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию.

Полет воздушного судна с некоммерческими целями - это полет и посадка воз­душного судна:

· в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета оста­ется неизменной;

· на запасной аэродром при условии, что коммерческая загрузка остается неизмен­ной;

· при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки;

· при полетах поисково-спасательных судов;

· при испытательных и тренировочных полетах;

· вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки.


4.2 Коммерческие права и «свободы воздуха»

Все регулярные рейсы выполняются на коммерческой основе для перевозки пассажи­ров, багажа, почты и грузов, для их выполнения необходимо наличие либо межправительст­венного соглашения о воздушном сообщении между двумя странами, либо особого разреше­ния правительства, выдаваемого на временной основе до заключения соглашения о воздуш­ном сообщении. Особое место в двусторонних соглашениях занимает вопрос о коммерче­ских правах при полетах по договорным линиям.

Под коммерческими правами, при международных авиаперевозках, понимается право перевозки коммерческой загрузки при выполнении регулярных рейсов, предоставляемое пе­ревозчику государственными органами тех стран, в которые, из которых или через которые выполняются международные полеты. Коммерческие права, как правило, оговариваются в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении.

Защищая интересы своих национальных перевозчиков, государства по возможности стремятся ограничить, или даже запретить авиакомпаниям других стран выполнять перевоз­ки между своей территорией и третьими странами в тех случаях, когда их национальная авиакомпания сама выполняет полеты в соответствующую страну.

В отдельных случаях коммерческие права ограничиваются даже в отношении перево­зок между пунктами, расположенными на территории договаривающихся стран, когда право на перевозки ограничивается определенными объектами.

Пользование коммерческими правами на промежуточных участках авиалиний боль­шой протяженностью со многими пунктами посадок в различных странах представляет большой коммерческий интерес для авиакомпаний, эксплуатирующих эти авиалинии, и ока­зывает большое влияние на повышение экономической эффективности этих линий.

До недавнего времени в международном воздушном праве существовало деление коммерческих прав на пять "свобод воздуха". Определение понятий "свободы воздуха" впер­вые было дано в Соглашении о международном воздушном транспорте, подписанном 7 де­кабря 1944 г. в Чикаго (Чикагская конференция 1944 г.) Ст. 1 параграфа 1 соглашения гласит, что каждое договаривающееся государство гарантирует другим договаривающимся государ­ствам следующие "свободы воздуха", касающиеся регулярных международных воздушных сообщений:

1- я "свобода воздуха" - право осуществлять транзитный пролет над своей террито­рией без посадки;

2 - я "свобода воздуха" - преимущественное право приземляться с некоммерческими

3 - я "свобода воздуха" - право высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, взятые на борт на территории государства, чей флаг имеет воздушное судно;

4 - я "свобода воздуха" - право принимать на борт самолета на иностранной терри­тории пассажиров, почту и груз для перевозки на территорию государства, чей флаг имеет воздушное судно;

5 - я "свобода воздуха" - право перевозить пассажиров, почту, и грузы на территорию любого другого договаривающегося государства и право высаживать пассажиров, снимать почту и грузы, доставленные из любого государства. Кроме 5-й "свободы воздуха" в чистом виде в практике международных воздушных перевозок используется еще и частичная 5-я "свобода воздуха", или так называемый "стоп-овер".

· "Стоп-овер" - остановка в промежуточном пункте с правом дальнейшей перевоз­ки пассажиров, сделавших остановку в этой стране. Различают "стоп-овер на мар­шруте" и "стоп-овер вне маршрута".

· “Стоп-овер на маршруте” - право авиакомпании перевозить пассажиров с останов­кой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года (в течение срока действия авиабилета). После останов­ки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажира в промежуточный пункт.

· “Стоп-овер вне маршрута” - право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта другим по одному и то­му же авиабилету".

6-я "свобода воздуха" - право перевозки пассажиров, грузов и почты между третьи­ми странами через территорию государства, в котором домицилирован перевозчик;

Принято выделять еще одну "свободу воздуха" - право каботажных перевозок внут­ри страны. Однако, каботаж, как правило, сохраняется за национальными перевозчиками.

Таким образом, первой особенностью коммерческой эксплуатации международных воздушных линий является международно-правовая регламентация воздушных перевозок. Кроме уже упомянутых межправительственных соглашений о воздушном сообщении между государствами, регламентирование воздушных перевозок осуществляется также межведом­ственными документами по вопросам гражданской авиации договаривающихся государств, которые заключаются между ведомствами в области воздушного транспорта. Кроме межпра­вительственных соглашений и межведомственных документов, экономические условия экс­плуатации международных авиалиний определяются также двусторонними соглашениями на уровне авиакомпаний и другими коммерческими соглашениями, в частности соглашениями между авиакомпаниями и их агентами по продаже перевозок и др.

Основными коммерческими соглашениями являются соглашения о коммерческом со­трудничестве, соглашения об оформлении авиаперевозок, соглашения о генеральном агенте и др. В основе таких соглашений лежит выплата комиссионных и сверх комиссионных за обеспечение коммерческой загрузки и продажу перевозок на рейсы соответствующих авиа­компаний.

Кроме перечисленного, регламентирование международных воздушных перевозок осуществляется на многостороннем уровне с помощью механизма различных международ­ных конвенций в области гражданской авиации, а также международных авиатранспортных организаций, основными из которых являются Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Государст­ва, вступившие в ИКАО, обязуются всячески содействовать успешной и прибыльной экс­плуатации международных авиалиний. Экономические отношения между авиалиниями на многостороннем уровне регулируются тарифами и правилами ИАТА.


Похожая информация.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама