THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Об щая характеристика предприятия

1.1 Организаци онно-правовая форма предприятия

Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова одно из крупных предприятий авиационной промышленности, основано оно 14 мая 1927 года.

Организационная форма КАПО им. С.П. Горбунова - государственное предприятие. Учредительными документами является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом (Госкомитетом РТ по управлению гос. имуществом).

Отраслевая принадлежность ГП КАПО им. С.П. Горбунова - предприятие оборонной промышленности. За 70 лет своего существования было освоено и выпущено 34 типа модификаций боевых и гражданских самолетов, таких как АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-6, АНТ-40, Ли-2, Пе-2, Пе-8, Ту-4, Ту-6, Ту-22, Ту-104, Ил-62, Ил-62 м, Ту-22 м, Ту-160 общим числом более 18000 единиц. Среди них первые в мире самолёты «Максим Горький», АНТ-9 и Ту-104.

В целях повышения эффективности производства и обеспечения растущих требований по надёжности и экономичности авиационной техники осуществлена реконструкция существующих и строительство новых производственных участков, провидено совершенствование технологических процессов с использованием нового оборудования и средств механизации.

Построен и введён в эксплуатацию современный производственный корпус, в котором разместилась с соответствующими службами и механизированными складами: агрегатно-сборочные, механические цехи, цехи электронно-лучевой сварки, электро-жгутовой.

В настоящее время предприятие располагает комплексом оборудования для всех видов производств: заготовительно-штамповочного, механического, агрегатно-сборочного, гальванического, композиционного, производство резин и пластмасс, а так же испытательным и лабораторным оборудованием.

1.2 Основные положения устава

1.1. Открытое акционерное общество «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (далее - Общество) учреждено в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. №178-Ф3 путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» в открытое акционерное общество, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 г. №224 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.02.2006 г. №140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-Ф3 «Об акционерных обществах», иным действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Общество создано без ограничения срока деятельности. Общество является коммерческой организацией.

1.2. Наименование Общества:

1.2.1. Полное фирменное наименование Общества

§ на русском языке: Открытое акционерное общество «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова»;

§ на английском языке: JOINT STOCK COMPANY «KAZAN AVIATION PRODUCTION ASSOCIATION named after S.P. GORBUNOV».

1.2.2. Сокращенное фирменное наименование на русском языке: ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова».

1.3. Место нахождения Общества: Российская Федерация, Республика Татарстан, 420036, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1.

Цели и виды деятельности

2.1. Основной целью Общества является извлечение прибыли и наиболее эффективное её использование для экономического и социального развития Общества.

2.2. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами Российской Федерации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами Российской Федерации, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

2.3. Основными видами деятельности Общества являются:

· производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов;

· предоставление услуг по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и восстановлению летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов;

· производство прочих частей и принадлежностей летательных аппаратов;

· деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию;

· прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта;

· деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами;

· управление воздушным движением;

· эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.;

· деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов;

· обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;

· защита сведений, составляющих государственную тайну;

· хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки;

· организация перевозок грузов;

· прочая вспомогательная транспортная деятельность;

· транспортная обработка контейнеров;

· хранение и складирование прочих грузов;

· деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

· строительство спортивных и туристических (прогулочных) судов;

· производство прочей мебели;

· производство прочих изделий, не включенных в другие группировки;

· сдача внаем собственного недвижимого имущества.

2.4. Общество вправе осуществлять любые иные, не запрещенные законом виды деятельности.

Производственная структура предприятия.

Комплекс производственных подразделений организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношением между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия. Производственные подразделения предприятия - цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности, составляют его производственную структуру. Оно предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации природных богатств и техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

В производственных подразделениях изготавливается, проходит контрольные проверки основная продукция, комплектующие изделия, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий в процессе эксплуатации, вырабатываются различные виды энергии для технологических целей.

К подразделениям, обслуживающим работников относятся жилищно-коммунальный отдел, его службы, столовая, здравпункт, база отдыха

С 1996 года производство ТНП объединено в самостоятельное структурное подразделение, что позволило увеличить ассортимент выпускаемых изделий.

К основным цехам относятся:

механические цеха - 2,3,16,33,34,62,67,72,73

сварочный цех - 45

агрегатные цеха - 4,9,48,59,85

цеха защитного покрытия - 29,79

заготовительные цеха - 17,18,37,78

термический цех - 11

цеха, обрабатывающие детали не из металла - 23,26,28,32

кузнечно-литейные цеха - 20,35

Вспомогательные цеха - 10,12,13,15,19,21,22,24,25,31,43,52,54,55, 56,61,68,69,70.95.

Определенное место в структуре занимают складское хозяйство, санитарно-технические устройства и коммуникации.

Особую роль в производственной структуре играют конструкторские и технологические подразделения. В них разработаны чертежи, технологические процессы, проводят экспериментальные опытно-конструкторские работы.

В состав цехов входят основные и вспомогательные участки. Например, в механическом цехе организованы следующие основные участки: токарный, фрезерный, револьверный, шлифовальный, слесарный. Вспомогательным участком является инструментально-раздаточная кладовая.

На предприятие смешанный тип производственной структуры, которая характеризуется наличием основных цехов, организованных как по предметному принципу, так и по технологичному принципу. Например, цеха 1,4,5 и 6 организованы по технологичному принципу, а цеха 2 и 3 по предметному. На производственную структуру влияет ряд факторов:

отраслевая принадлежность предприятия - номенклатура выпускаемой продукции, её конструктивные особенности, используемые материалы, способы получения и обработки заготовок;

простота конструкции и технологичность изделия;

уровень требований предъявляемых к качеству продукции;

тип производства, уровень его специализации и кооперирования;

состав оборудования и технологической оснастки;

универсальное, специальное, нестандартное оборудование, конвейерные или автоматические линии;

централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;

способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в изменённой номенклатуре изделий;

характер производственного процесса в основных и вспомогательных цехах.

Основные пути совершенствования производственной структуры:

поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов;

соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими участками;

постоянная работа по рационализации планировки предприятия;

обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия:

бюро анализа финансово-экономической деятельности;

бюро себестоимости и нормативов;

бюро цен основной продукции (бюро цен 1);

бюро цен прочей продукции (бюро цен 2);

бюро статистического учета и отчетности.

Обязанности между работниками отдела распределяются и регламентируются начальником отдела в соответствии с настоящим положением.

2. Основные направления деятельности

§ производство самолётов гражданского и военного назначения,

§ ремонт и послепродажное обслуживание самолётов гражданского и военного назначения,

§ поставка запчастей для самолётов гражданского и военного назначения,

§ техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и другой авиационной техники,

§ производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления,

§ транспортные услуги,

§ выполнение работ и оказание платных услуг населению и организациям,

§ строительные услуги,

§ другие виды деятельности, предусмотренные уставом объединения.

3. Краткая характеристика итогов деяте льности предприятия в 2010 году

предприятие авиационный устав

В 2010 году объединением передан в эксплуатацию УДП РФ самолет ТУ-214 №64517, 1-ый этап Ту - 214 №64519 ОАО «Концерн радиостроения «Вега», кроме этого сданы в эксплуатацию по ГОЗ для МО РФ самолеты Ту - 160 №704 и Ил - 62М, выполнен этап работ по капитальному ремонту самолета Ту - 160 №504, проведена дефектация и выполнены демонтажные работы на самолете Ту - 160 №703.

В эксплуатирующих организациях проводились необходимые доработки по бюллетеням, поставлялись запасные части.

Всего с начала производства в эксплуатации находится 16 самолётов Ту-214, в том числе:

- пять в ГТК «Россия»

- один в «Красноярские авиалинии»

- пять в «Дальавиа»

- три в «Трансаэро»

- один в УДП РФ

- один в ОАО «Концерн радиостроения «Вега»

Таблица 1

В 2010 г. изготовлено необходимое количество оснастки, продолжается дальнейшее оснащение производства для увеличения выпуска самолётов.

На конец отчётного периода незавершенное производство самолёта Ту-214 характеризуется следующим:

- на летно-испытательном полигоне - 2 самолета (64511, 64520)

- в цехе окончательной сборки - 5 самолётов, (64514, 64519, 64521, 64522, 64524)

- в агрегатном производстве - 3 самолета (64523, 64525, 64526)

- создан задел деталей, узлов и агрегатов для сборки последующих самолётов.

Вместе с тем, сдерживающими факторами наращивания производства самолётов Ту-214 специального назначения по-прежнему остаются:

§ несвоевременное получение объединением технической документации на самолеты Ту - 214 специального назначения;

§ большие объемы доработок в процессе производства самолетов специального назначения;

§ рост затрат на содержание инфраструктуры из-за увеличения цен на энергоносители;

§ высокий рост цен на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, двигатели, рост стоимости 1 самолетокомплекта за отчетный период составляет 6% при фактически неизменных ценах на самолет;

§ содержание мобилизационных мощностей: фактические затраты составляют 92,0 млн. руб., возмещение затрат всего 5,99 млн. рублей;

§ дефицит высококвалифицированных специалистов.

Товаров народного потребления отгружено на общую сумму 26 231 тысяч рублей, в том числе: 238 лодок «Казанка-5М4, 5М7», 23 лодки «Казанка 6М». Темп роста объема отгрузки к 2009 году составил 69,5%.

Причины: В 2010 году было приостановлено изготовление лодки «Казанка 5М4» и начато освоение производства и изготовление модернизированной лодки «Казанка 5М7». Получен временный сертификат на производство 200 лодок. В 2011 году планируется завершить сертификацию.

Численность всего персонала за год уменьшилась на 484 человека, в том числе на 449 человек по промышленному персоналу. Среднесписочная численность за год составила 5 982 чел., в том числе ППП 5874 чел. Среднемесячная заработная плата на одного работающего увеличилась на 3% и составила 15 938 рублей, по промышленному персоналу - 15517 рублей. Задолженности по выплате заработной платы нет.

Объем производства самолётов Ту-214 за период с 2003 года по 2010 год приведен в таблице 1, из которой следует, что в 2010 году произошло уменьшение производства самолётов Ту-214 в условных машинах на 0,35.

В 2010 году сдано два самолета Ту - 214, в то время как, планировалось сдать три. Данный самолет Ту - 214 спец. назначения (второй в серии ПУ) будет передан Управлению делами Президента РФ в феврале 2011 года.

Основная причина переноса сроков сдачи - проведение сертификационных и приемо-сдаточных испытаний первого самолета Ту - 214 ПУ, устранение замечаний по итогам этих испытаний. В связи с чем были внесены изменения в техническую документацию, что повлияло на сроки сдачи 2-го самолета Ту -214 ПУ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая история и характеристика предприятия ОАО "Богословское рудоуправление", его основные цели и миссия. Схема организационной структуры управления. Анализ управленческой, финансово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности предприятия.

    отчет по практике , добавлен 02.11.2010

    Краткая характеристика предприятия ОАО "РОСГОССТРАХ". Организационно-правовая форма, анализ финансовых результатов деятельности. Миссия организации, стратегические задачи, внутренняя и внешняя среда. Коммуникационный процесс. Мотивация персонала.

    отчет по практике , добавлен 10.03.2012

    Краткая характеристика и основные направления деятельности ООО "Вояж-сервис". Организационное построение предприятия и структура аппарата управления. Кадровое обеспечение и заработная плата. Оценка имущественного и финансового состояния предприятия.

    отчет по практике , добавлен 09.06.2013

    Характеристика предприятия. Характеристика деятельности предприятия. Организационные факторы деятельности предприятия. Оценка деятельности предприятия. Анализ кадровой политики предприятия. Принципы отбора кадров оценка и характеристика предприятия.

    отчет по практике , добавлен 24.02.2009

    Характеристика предприятия, организационно-правовая форма предприятия. Характеристика ассортимента услуг. Структура предприятия. Анализ ценовой политики. Анализ финансового состояния предприятия. Анализ отрасли и конкуренции. SWOT-анализ организацции.

    отчет по практике , добавлен 30.09.2008

    Общая характеристика предприятия, его организационно-правовая форма и административная структура. Ознакомление с системой сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий. Изучение деятельности отдела кадров, документов по учету и обязанностей работников.

    отчет по практике , добавлен 15.02.2014

    Общая хозяйственная характеристика предприятия. Процесс создания общей стратегии развития, улучшения существующей системы организации работы предприятия. Роль коммуникаций в деятельности предприятия. Основные пути улучшения деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2010

    Общая характеристика и направления хозяйственной деятельности предприятия, организационно-правовая форма и структура управления. Основные цели и задачи организации, планы и перспективы развития. Функции и полномочия сотрудников различных подразделений.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2013

    Организационно-правовая форма ООО "Колос". Направления коммерческой деятельности предприятия, нормативно-законодательное регулирование. Структура управления и персонал предприятия, корпоративная культура. Условия труда и охраны здоровья работников.

    отчет по практике , добавлен 07.11.2014

    Понятие и основные компоненты корпоративной культуры предприятия. Характеристика ее видов и методов оценки уровня культуры. Организационно-правовая форма и особенности управления ГУП МО "Мособлгаз". Анализ экономических показателей его деятельности.

Классификация авиакомпаний

В соответствии с определением, данным в ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации, под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы собственности, имеющие основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнения авиационных работ.

По форме собственности авиакомпании бывают государственными, частными, и корпоративными, а также смешанными с участием иностранного капитала.

Государственная авиакомпания – это авиакомпания, которая полностью принадлежит государству, либо контрольным пакетом акций которой владеет государство. Авиакомпаний со 100 – процентным владением государством практически не осталось. Как правило, контрольный пакет, принадлежит государству, составляет от 51 до 75 процентов.

Частная авиакомпания – это авиакомпания, принадлежащая одному лицу либо семье. В качестве примера можно привести авиакомпанию «Трансаэро», которой владеет семья Плешаковых.

Корпоративная авиакомпания – это авиакомпания, владельцами которой являются акционеры. При этом контрольный пакет акций может принадлежать одному лицу, которое фактически управляет авиакомпанией.

Смешанная авиакомпания – это, как правило, совместное предприятие с участием иностранного капитала. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условии, если доля участия иностранного капитала не превышает 49 процентов уставного капитала авиапредприятия, его руководитель является гражданином РФ и количество иностранных граждан в руководящем органе авиапредприятия не превышает одну треть состава руководящего органа. В других государствах доля иностранного владения авиакомпанией бывает различной. Так, в Великобритании – это 33%, в США – не более 25%.

По характеру выполнения полётов авиакомпании делятся на внутренние и международные, и смешанные.



Внутренние авиакомпании выполняет полеты только внутри своих стран.

Международные авиакомпании выполняют перевозки только в международном воздушном пространстве.

По дальности и направлению полетов авиакомпании делятся на магистральные, региональные, местные и компьютерные.

Магистральные авиакомпании выполняют как международные, так и внутренние перевозки на расстояние 3000 км и более. К магистральным относятся, например, авиакомпании, выполняющие трансатлантические, трансамериканские, трансполярные, трансазиатские, транстихоокеанские и другие межрегиональные авиаперевозки.

Региональные авиакомпании выполняют внутрирегиональные перевозки на расстояние не более 3000 км как внутри одной страны, так и международные. К региональные перевозкам можно отнести перевозки между Скандинавскими странами, внутриевропейские, внутриафриканские перевозки и т.д.

Местные авиакомпании – это, как правило, внутренние авиакомпании, выполняющие перевозки на авиалиниях протяженностью не более 1000 км.

По типу основных перевозок авиакомпании делятся на пассажирские, грузовые и смешанные.

Пассажирские авиакомпании эксплуатируют самолёты, оборудованные для перевозки пассажиров. Как правило, помимо пассажиров они перевозят также грузы и почту в специальных грузовых отсеках.

Грузовые авиакомпании выполняют только грузовые перевозки на специально оборудованных самолётах. Чисто грузовыми является незначительное количество авиакомпаний. Крупнейшими из них являются: DHL, TNT, UPS, Федерал экспресс и т.д.

Большинство авиакомпаний являются смешанными и выполняют все типы перевозок. Ряд крупнейших из них имеют свои грузовые филиалы: Люфтганза карго, Эр Канада и др.

По виду операции авиакомпании делятся на регулярные и чартерные .

Регулярные авиакомпании выполняют полёты по установленному расписанию на строго определённых правительством страны или межправительственными соглашениями авиалиниях. Регулярные авиакомпании могут выполнять также дополнительные, чартерные и специальные рейсы.

Чартерные авиакомпании выполняют нерегулярные авиафрахтовые перевозки на основе специальных контрактов между перевозчиками и заказчиками. Такие перевозки могут осуществляться как между пунктами связанными между собой регулярными воздушными сообщением, так и между пунктами, не связанными регулярными авиалиниями.

. Авиационное предприятие и эксплуатант

Комментарий к статье 61 ВЗК РФ:

1. В пункте 1 ст. 61 законодатель прямо указал, что организационно-правовая форма юридического лица и форма его собственности (государственная, муниципальная, частная) не имеют значения для приобретения им статуса авиационного предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК это могут быть только коммерческие организации: хозяйственные товарищества и общества (АО, ООО и пр.), производственные кооперативы и унитарные предприятия.

Определяющим фактором для отнесения предприятия к числу авиационных служит обязательное указание в учредительных документах юридических лиц в качестве основных целей их деятельности осуществления за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнения авиационных работ, т.е. деятельности, направленной на извлечение прибыли. Такими документами являются устав и учредительный договор.

Некоммерческие организации, несмотря на то, что их деятельность, в отличие от коммерческих, не направлена на получение прибыли, также могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК). Следовательно, они также могут заниматься платными воздушными перевозками и (или) авиационными работами, если это отвечает достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Однако в зависимости от ведомственной принадлежности юридических лиц им может быть законодательно запрещено осуществлять платные воздушные перевозки. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" "военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью...", "использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации" (п. 7). Статья 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что военнослужащими являются "граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу" (п. 3). Из этого следует, что указанный запрет на осуществление платных воздушных перевозок распространяется на органы и организации Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД России, войск гражданской обороны, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Службы внешней разведки РФ, органов федеральной службы безопасности, федерального органа специальной связи и информации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений Государственной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формирований, личный состав которых имеет статус военнослужащих (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

2. При создании авиационного предприятия участие иностранного капитала в нем ограничено, во-первых, имущественно: не более 49% его уставного капитала может в совокупности принадлежать иностранным юридическим и физическим лицам; во-вторых, организационно: его руководитель, т.е. лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, должен быть гражданином Российской Федерации, а численность иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должна превышать одной трети состава руководящего органа. В последнем случае под руководящими органами понимаются: совет директоров (наблюдательный совет), а также коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, попечительский совет фонда и иные коллегиальные руководящие органы, предусмотренные учредительными документами некоммерческих организаций.

В тех случаях когда функции единоличного исполнительного органа авиационного предприятия на основании договора выполняет управляющая компания (ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), требования о российском гражданстве руководителя относятся к руководителю данной компании либо к лицу, представляющему ее в управляемом предприятии и непосредственно выполняющему функции указанного исполнительного органа (представителю, руководителю представительства, в частности в тех случаях, когда управляющая компания - не резидент РФ).

Необходимо отметить, что вопрос ограничения участия иностранного капитала урегулирован законодательством только для момента создания авиационного предприятия. Следовательно, после его государственной регистрации и первичного получения необходимых разрешений, постановки на учет в соответствующих государственных организациях (т.е. осуществления действий, связанных с созданием любого юридического лица) вопросы распределения долей в уставном капитале предприятия и формирования его руководящих органов должны решаться с учетом требования действующего российского законодательства. Это упомянутые выше Законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, об иностранных инвестициях (Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"), об ограничении монополистической деятельности (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и иные нормативные акты.

3. Под эксплуатантом в настоящем Кодексе понимается лицо, имеющее, во-первых, в своем владении (непосредственном обладании) воздушные суда на праве собственности и на иных условиях - аренды, лизинга и т.п. и использующее их для производства полетов; во-вторых, сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

В юридической литературе высказывались претензии к необоснованному, по мнению критиков, введению понятия "эксплуатант", поскольку оно вполне может быть заменено общегражданским термином "владелец". Однако для специфических условий авиационной отрасли данный термин также не универсален. В авиации нередки случаи, когда воздушное судно (планер с его системами) находится в собственности лица, осуществляющего полеты, двигатели - в аренде или в лизинге, а иное оборудование - в субаренде. Отсюда следует, что важнейшим признаком эксплуатанта является обладание им на законном основании воздушным судном, всеми его техническими составляющими.

Важны и такие признаки эксплуатанта, как использование воздушного судна для полетов, а также неразрывно связанное с этим обладание документом, подтверждающим соответствие лица предъявляемым требованиям, - сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Если термин "владелец" с известными допущениями включает правомочия обладания и использования, то последний признак является специальным именно для авиационной сферы.

Основными документами, регулирующими требования к эксплуатантам, являются ФАП "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 04.02.2003 N 11 с учетом изменений, внесенных Приказом Министра транспорта РФ от 25.07.2007 N 103) и ФАП "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (утверждены Приказом Министра транспорта РФ от 18.06.2003 N 147). Необходимо, однако, учитывать, что Приказом Министра транспорта РФ от 30.11.2007 N 175 в эти ФАП внесены существенные изменения, выводящие из сферы его действия физические и юридические лица, использующие легкие и сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения.

Первым документом предусмотрено, что эксплуатант должен иметь определенную организационную структуру, т.е. это должно быть юридическое лицо. Если заявителем для получения сертификата эксплуатанта коммерческой гражданской авиации выступает физическое лицо (п. 1 упомянутых выше ФАП), оно должно быть представителем предприятия либо обладать статусом индивидуального предпринимателя. В противном случае невозможно выполнить сертификационные требования: располагать парком воздушных судов в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования, авиационным персоналом, производственной базой для организации, производства и обеспечения полетов. При этом в качестве резерва не рассматриваются воздушные суда, арендуемые по договору аренды воздушного судна с экипажем, и воздушные суда, работающие за рубежом по контрактам.

Эксплуатант коммерческой гражданской авиации должен обеспечивать (в том числе на договорной основе) наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушного судна, анализа полетной информации, сбора и обработки данных о надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационной и иной технической документации, включая так называемую пономерную документацию на основные и комплектующие изделия воздушного судна, оперативного управления и контроля полетов воздушного судна, подготовки авиационного персонала. Для этого он должен подтвердить наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушного судна, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала.

Требования к эксплуатантам авиации общего назначения значительно менее строгие. Гражданин или юридическое лицо должны располагать на законных основаниях воздушным судном и использовать его для полетов в целях авиации общего назначения, а также иметь свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения (кроме случаев эксплуатации легких и сверхлегких воздушных судов; см. комментарий к ст. 32 ВК). Они должны организовать: создание необходимой базы для хранения воздушных судов, выполнения работ по поддержанию их летной годности и хранения эксплуатационной и иной технической документации, включая пономерную документацию на основные и комплектующие изделия воздушных судов; техническое обслуживание и ремонт заявленных воздушных судов; учет данных об отказах и неисправностях воздушных судов; учет наработки воздушных судов; обработку полетной информации при наличии на борту воздушного судна бортовых самописцев; медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов; обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности. Наличие авиационного персонала обязательно только для юридических лиц - эксплуатантов авиации общего назначения, за исключением общественного авиационного спортивного объединения, а для физического лица - по необходимости.

Кроме того, эксплуатант авиации общего назначения - юридическое лицо (физическое лицо - в случае приема на работу авиационного персонала) разрабатывает руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов и обеспечивает наличие на борту воздушного судна необходимой для авиационного персонала из состава экипажа информации из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания воздушных судов. Остальные эксплуатанты авиации общего назначения должны обеспечить наличие на борту воздушного судна необходимой информации об организации полетов и технического обслуживания воздушного судна.

4. Пунктом 4 настоящей статьи установлены случаи, когда отсутствует необходимость получения сертификата (свидетельства) эксплуатанта. Во-первых, это использование воздушного судна физическим или юридическим лицом для целей государственной и (или) экспериментальной авиации (при этом физическое лицо не вправе использовать воздушное судно для целей государственной авиации). Определяющим принципом является только цель использования, форма собственности имущества не имеет значения. Во-вторых, это случаи использования юридическим или физическим лицом легкого или сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения.

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

1. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. При осуществлении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнении авиационных работ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие лицензии.

Выдача таких лицензий осуществляется в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

3. В отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.

4. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.

5. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:

принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа в области гражданской авиации;

принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 51-ФЗ)

1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

4. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.

1. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. При несоблюдении авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем указанных в пункте 1 настоящей статьи требований, за исключением случаев нарушения требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены следующие меры воздействия:

1) лишение соответствующих разрешения, сертификата либо приостановление или ограничение действия этих документов;

2) иные установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

3. В случае нарушения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

(п. 3 введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

Воздушный кодекс РФ устанавливает правовой базис использования воздушного пространства нашего государства и деятельности в области авиации. Регламентирует задачи по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках (максимально безупречное качество услуг), в авиаработах, в обороне и безопасности государства, в охране его интересов, безопасности полётов воздушного транспорта, в авиационной и экологической безопасности. Регулирует порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов (определение причин ЧП, принятие мер по его предотвращению в будущем). Занимается такими вопросами, как авиационный персонал, международные полёты воздушных судов, ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя и др.

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Комментарии к ст. 61 ВЗК РФ


В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации" эксплуатант имеет организационную структуру, воздушные суда (на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании), авиационный персонал и производственную базу для организации, производства и обеспечения полетов в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации. Он также должен для выполнения воздушных перевозок и планируемой программы полетов располагать воздушными судами в количестве, определяемом графиком оборота воздушных судов с учетом их резервирования.

Эксплуатант должен обеспечивать наличие производственной базы, оборудованной для организации и выполнения необходимых работ по поддержанию летной годности воздушных судов, анализа полетной информации, сбора и обработки данных по надежности авиационной техники и безопасности полетов, учета и хранения эксплуатационно-технической документации и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов, оперативного управления и контроля полетов воздушных судов, подготовки авиационного персонала. А также подтвердить наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня летной годности воздушных судов, включая наличие ремонтного фонда, для организации и обеспечения полетов заявленных воздушных судов и качества предоставляемых услуг, а также для организации подготовки авиационного персонала. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает и внедряет в своей организации руководство по производству полетов, руководство по организации технического обслуживания и руководство по качеству, содержащие установленные и принятые к исполнению авиационным персоналом эксплуатанта правила, процедуры и нормы по организации, производству и обеспечению полетов.

Эксплуатант должен иметь службу аэронавигационной информации или назначить ответственное лицо, если обеспечение аэронавигационной информацией осуществляется по договорам со сторонними организациями. Эксплуатант на получение сертификата разрабатывает бизнес-план, содержащий обоснование возможности выполнения планируемой программы полетов в течение 24 месяцев и обеспечения покрытия расходов на ее выполнение без доходов в течение трех месяцев от начала работы. Эксплуатанту необходимо организовывать летную работу в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

Использование гражданских воздушных судов для полетов в целях авиации общего назначения юридическим или физическим лицом, не имеющим свидетельства эксплуатанта АОН, не допускается. Свидетельство эксплуатанта АОН выдается и продлевается на срок до 5 лет. При первоначальной регистрации заявителя в качестве эксплуатанта АОН с правом выполнения международных полетов свидетельство эксплуатанта АОН выдается на срок до 2 лет. Свидетельство эксплуатанта АОН не может быть выдано на два или более юридических или физических лица и не может быть передано одним юридическим или физическим лицом другому. Выдачу свидетельств эксплуатанта АОН, продление срока их действия и (или) внесение изменений в свидетельства эксплуатанта АОН осуществляют межрегиональные территориальные управления и территориальные управления воздушного транспорта Минтранса России.

Использование воздушного пространства Российской Федерации осуществляется эксплуатантом АОН в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации и установленными в гражданской авиации правилами производства полетов. Эксплуатант АОН (заявитель) организует в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями:

создание необходимой базы для хранения воздушных судов, выполнения работ по поддержанию их летной годности и хранения эксплуатационно-технической и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов;

обеспечение технического обслуживания и ремонта заявленных воздушных судов;

учет данных об отказах и неисправностях воздушных судов;

учет наработки воздушных судов;

обработку полетной информации при наличии на борту воздушного судна бортовых самописцев;

медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов;

обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности.

Принадлежащие эксплуатанту АОН (заявителю) воздушные суда, заявляемые для полетов в целях авиации общего назначения, допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), свидетельств о государственной регистрации. Воздушные суда оборудуются в соответствии с установленными требованиями для выполнения заявленных видов полетов в заявленных регионах. Заявка на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН и продление срока действия свидетельства эксплуатанта АОН подается в соответствующий территориальный орган воздушного транспорта Минтранса России по основному месту базирования используемых в целях авиации общего назначения воздушных судов заявителя (эксплуатанта АОН), по форме. Свидетельство эксплуатанта АОН вступает в силу с указанной в нем даты. Копии свидетельства эксплуатанта АОН, заявки и приложенные к ней документы хранятся в территориальном органе воздушного транспорта Минтранса России, выдавшем свидетельство эксплуатанта АОН. Информация о выдаче свидетельства эксплуатанта АОН, продлении срока его действия или внесении изменений в свидетельство эксплуатанта АОН направляется территориальным органом воздушного транспорта Минтранса России в течение 3 рабочих дней в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в установленном формате в объеме данных заявки для внесения в сводную информационную базу данных. В случае нарушения эксплуатантом АОН ограничений, изложенных в приложении к свидетельству эксплуатанта АОН, являющемся неотъемлемой частью указанного свидетельства, правил эксплуатации воздушных судов, а также правил использования воздушного пространства Российской Федерации и правил производства полетов или их обеспечения, угрожающего безопасности полетов и (или) авиационной безопасности, территориальным органом воздушного транспорта Минтранса России, выдавшим свидетельство эксплуатанта АОН, могут быть введены ограничения в действие свидетельства эксплуатанта АОН, его действие может быть приостановлено или свидетельство эксплуатанта АОН может быть аннулировано.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама