THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как называется мусульманская святыня на Храмовой горе? Почему это место привлекает сегодня столько туристов? Какие тайны скрывает оно? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данную статью.

Храмовая гора, находящаяся в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, называется иначе Харам аш-Шариф. Это место уникально. Оно является священным для мусульман, христиан и иудеев. По форме Храмовая гора напоминает прямоугольный холм. Ее отождествляют традиционно с горой Мориа - тем самым местом, где Авраам хотел принести в жертву Богу своего сына.

Храм Соломона

Иерусалим - это самое сердце Израиля. Этот город 3000 лет назад был завоеван царем Давидом, вознамерившимся здесь построить первый станционный храм, предназначенный для возношения молитв единому богу. Однако это сооружение суждено было возвести не Давиду, а Соломону, его сыну, построившему на горе Мориа внушительное здание. Сегодня эта гора известна как Храмовая гора. Для Ковчега Завета было отведено самое священное место внутри возведенного здания. Во дворе был расположен алтарь, предназначавшийся для сожжения жертв. Кровь жертвенных животных во времена процветания этого храма текла рекой во славу бога.

Разрушение храма и его восстановление

До 586 года до н.э. простоял храм Соломона. Именно в это время прибыли сюда вавилонские захватчики и разрушили его до основания. А после того как Вавилон был покорен персами, в 538 году до н.э., царь Кир издал декрет, по которому планировалось восстановить Иерусалимский храм. Он был отстроен потомком Давида, Зоровавелем.

На рубеже нашей эры, во времена правления Ирода Великого, храм после реконструкции был увеличен. Однако он простоял не более века, после чего в 70 году был разрушен во время подавления иудейского восстания римлянами.

Аль-Акса и Купол Скалы

На вершине Храмовой горы сегодня можно увидеть 2 самых значительных сооружения. Первое - это мечеть Аль-Акса (на фото ниже), известная тем, что она являлась штаб-квартирой тамплиеров во времена крестовых походов.

Однако главное сооружение находится севернее Аль-Аксы. Оно представляет собой мечеть, увенчанную золотым куполом, имеющую странное название - Купол Скалы. Храм Соломона ранее располагался именно здесь (иногда ошибочно считают, что он находился на месте Аль-Аксы).

Почему же Давид решил, что самое подходящее место для возведения храма - именно Храмовая гора? При этом он даже специально выкупил гумно у одного иевусея, которого звали Аравна (Орна). Зачем нужно было возводить жертвенник именно здесь? Ответы на данные вопросы связаны с одной интересной особенностью Купола Скалы - мечети, во многом благодаря которой сегодня известна на весь мир Храмовая гора. Фото Купола Скалы представлено ниже.

Мечеть эта была возведена вокруг небольшого выступа в скале, возвышающегося примерно на 1,2-2 м. Длина его составляет около 18 метров, а ширина - 13,5. Согласно преданию скальный выступ связан с библейским текстом. Считается, что Авраам именно здесь готовил свой жертвенный костер для того, чтобы принести своего сына в жертву Богу. Однако явившийся ангел отвел руку Авраама и сказал ему, что Бог согласен принять вместо отрока ягненка в жертву.

Уже одного такого предания, на первый взгляд, было бы достаточно для выбора именно этого места для возведения храма, в котором должны были проводиться жертвоприношения Богу. Место, где являлся посланник Бога, евреи могли вполне посчитать священным. Однако можно задать себе и другой вопрос: почему же Авраам выбрал для совершения жертвоприношения именно этот выступ в скале?

Камень Основания

Венчающая Храмовую гору скала называется в Тахане Камень Основания (предположительная часть этого камня представлена на фото ниже). Она считается местом, с которого начал творить мир Господь. Возникает закономерный вопрос: как следует относиться к этой фразе? О каком Господе идет речь? Ведь до того как возникла религия Яхве, здесь почитали совсем других божеств...

По одной из существующих на сегодняшний день версий, в названии "Иерусалим" кроется значение "основанный богом". Давид между тем этот город не строил, а завоевал. То есть он существовал еще до прихода евреев. Какой же бог тогда основал его? Это был явно не Яхве.

Было ли на горе сооружение до постройки храма Соломона?

Все вышеперечисленное позволяет предположить, что на горе Мориа находилось некоторое сооружение еще до того, как Давид завоевал Иерусалим. Это сооружение богов Ханаана - древних богов.

Раскопки Храмовой горы - тайна за семью печатями. Сегодня это место изучено еще недостаточно, или результаты просто не хотят афишировать. Поэтому мы не можем сказать, что под Храмовой горой.

Историки говорят, что Иерусалим во времена Давида находился ниже, а на горе Мориа не было никаких сооружений. Однако похоже, что данное утверждение основывается только на текстах Ветхого Завета, в которых упоминается лишь гумно. Не нужно забывать о том, что, во-первых, сам этот текст - источник сильно идеологизированный, а во-вторых, евреи получили задание до основания разрушить все святилища богов Ханаана. И они вполне могли разрушить и древнее сооружение, в дальнейшем на месте которого был построен храм для Яхве.

Традиция возведения храмов на месте святилищ древности

Очень широко во всем мире распространена традиция возведения храмов на месте святилищ древности. Пожалуй, их строят гораздо реже на новом месте, чем на почитавшемся ранее. Поэтому вполне вероятно, что мусульманская мечеть, которую мы видим сегодня, возведена именно там, где находился иудейский храм на Храмовой горе.

В пользу этого предположения есть и еще одно соображение. В Старом Свете древнего мира сегодня не было обнаружено никаких аналогов возведения храмов вокруг выступа в скале - сооружений, как будто ограждающих этот выступ. Такое место для строительства полностью выпадает из всех рамок традиций древних культур.

Однако идею возведения сооружения вокруг скалы (выполненного, кстати говоря, из мегалитических блоков) мы находим на противоположной части нашей планеты - на территории Перу, государства в Южной Америке. Подобным образом, например, построен расположенный в знаменитом Мачу-Пикчу храм Солнца.

Историки считают, что Мачу-Пикчу был построен инками. Но в данном комплексе встречается множество примеров выдающегося мастерства в обработке камня, поэтому не остается практически никаких сомнений в том, что строительство было осуществлено цивилизацией, развитой гораздо более высоко - цивилизацией древних богов. В основании храма Солнца можно видеть один из наиболее ярких примеров применения высочайших технологий обработки камня и строительства. С развитыми технологиями современности нечто подобное и сегодня сделать крайне сложно.

В Писаке находится другое подобное перуанское сооружение. Знаменитая кладка здесь окружает скальный выход. Он уже обработанный и называется "интиуатана". Это слово обычно переводится как "коновязь Солнца". Дело в том, что, согласно здешним преданиям, бог Солнца привязывал к ней своего коня. Ясно, что перевод этот подходил для конкистадоров из Испании - завоевателей империи инков. Однако для высокоразвитой цивилизации богов перевод, аналогичный по смыслу, звучал бы уже иначе, намного более привычно - "место парковки принадлежащего богу Солнца транспортного средства".

Доводы в пользу того, что на Храмовой горе был храм богам Ханаана

Что же получается? Две культуры в Новом и Старом Свете, разделенные огромным пространством, возводят архитектурные сооружения, построенные по одному и тому же принципу. Вполне можно предположить, что на Храмовой горе находилось когда-то сооружение, которое имело отношение к богам Ханаана. И логично также предположить, что здесь, в таком важном месте, находился храм именно главного бога - Баала.

Тайна Храмовой горы до сих пор не раскрыта. Любопытно, что даже в текстах Ветхого Завета косвенно подтверждается наличие на этом месте древнего сооружения, построенного еще задолго до того, как сюда пришли евреи. Так, в Третьей Книге Царств в отрывке, описывающем возведение храма Соломона, сказано, что при его возведении были употребляемы на строение обтесанные камни. Отмечается также, что ни тесла, ни молота, ни другого железного орудия при строительстве его не было слышно. Тогда откуда же могли появиться обтесанные камни? Вероятно, они уже были здесь, на Храмовой горе. Евреи лишь использовали старое сооружение или сохранившиеся блоки из его руин для возведения нового храма.

Мечеть Купол Скалы сегодня

Вы уже знаете, как называется мусульманская святыня на Храмовой горе. Опишем ее подробнее. Эта мечеть сегодня считается по праву визитной карточкой города Иерусалима. Золотой купол диаметром 20 метров виден практически из любой части Старого города. Мечеть не является действующей. Сегодня это архитектурный памятник, который оберегает священную скалу.

Здание было построено в 687-691 годах до н.э. Впоследствии оно страдало от землетрясений и разрушений, его часто перестраивали. После каждого восстановления мечеть становилась еще прекрасней и величественней. Здание находилось под властью то мусульман, то христиан (когда крестоносцы захватили Иерусалим), однако с 1250 года оно принадлежит безраздельно мусульманам. Для неверных вход сюда запрещен.

Вознесение пророка Мухаммеда

История Храмовой горы богата событиями и легендами. Считается, например, что именно с нее вознесся в небо пророк Мухаммед. Ему однажды ночью явился архангел Гавриил (Джабраил). Он предложил Мухаммеду сесть на крылатого коня для того, чтобы перенестись из Мекки в священный Иерусалим. Здесь пророку позволено было вознестись на небо, встретиться с другими пророками. Он предстал перед самим Аллахом, доверившим Мухаммеду заветы мусульманской веры. Сегодня в Куполе находится отпечаток стопы этого великого пророка, а также 3 волоска из его бороды.

Особенности архитектуры мечети

Расположена мечеть на террасе. Пологие ступени ведут к ней с каждой стороны. На 4 стороны света ориентированы 4 ее двери. Стены украшает плитка и мозаика в зелено-сине-бело-золотой гамме, характерной для ислама. Множество внутренних колонн виднеется из любого места здания.

В сердце Купола Скалы находится священная скалистая площадка. Она возвышается над мраморным полом на 2 метра. Окружена эта площадка деревянной балюстрадой, сооруженной таким образом, что создается впечатление парения скалы в воздухе.

Во время вознесения пророка Мухаммеда, согласно преданию, эта скала должна была последовать следом за ним. Она "оторвалась" от земли и "висит" теперь в воздухе. Небольшая пещера образовалась при ней, практически квадратной формы. Именно здесь построил алтарь царь Давид. Неизвестно, какие еще сокровища таят в себе подземелья Храмовой горы...

Что еще находится сегодня на Храмовой горе?

Ворота имеет каждая стена этой горы (их всего 10). Некоторые замурованы, некоторые были пробиты, когда арабы завоевывали город. Мусульманская святыня на Храмовой горе не единственное интересное сооружение этого места. Здесь сегодня находятся около ста построек, которые относятся к разным периодам. На мамлюкский и османский периоды приходится большая часть из них. Можно увидеть среди этих строений величайшие памятники зодчества мусульман, множество живописных фонтанов, арок и беседок. Широко использовались в их постройках такие детали, как капители и колонны.

Долгое время евреям был запрещен доступ на Храмовую гору. Но во время 6-дневной израильской войны они смогли вернуть над ней контроль, и был возобновлен доступ к историческим местам. В 1998 году возведена 3-я по счету мечеть на Храмовой горе.

Если вы хотите найти на земле самое священное место, связавшее сразу несколько мировых религий, то это будет Храмовая гора. Ее значимость признана культовой и продолжает хранить огромное количество загадок мироздания. Евреи, арабы и христиане регулярно приезжают в Иерусалим в дни религиозных праздников, чтобы помолиться и почтить память Создателя, Иисуса, Мухаммеда и других пророков древности.

Миллионы паломников со всего мира почитают эту святыню одной из самых значимых как в иудаизме и христианстве, так и в мусульманстве. Тяжело представить, что 3 противостоящие религии связаны с горой и постоянно отстаивают свое первенство за право владения землей.

Читайте в этой статье

Какие тайны скрывает святыня?

По преданиям священных Писаний Храмовая гора изначально именовалась как Мория (гора, на которую Аврааму указывал Бог). Поэтому святость этого места лежит в основе всего мироздания. Вот лишь часть самых важных событий, случившихся на этом месте:

  • Именно на Краеугольный камень в третий день создания Всевышний спустил мир, а по еврейским преданиям этот камень и есть - Храмовая гора
  • Здесь появился первый человек
  • Каин и Авель вместе с отцом Адамом осуществляли жертвоприношения Богу
  • После всемирного потопа Ной возвел на вершине горы алтарь для приношения Всевышнему
  • Авраам собирался совершить жертвоприношение Богу, пытаясь убить своего сына Исаака
  • Царю Давиду явился ангел с мечом, указавший на место строительства священного алтаря, после чего Израиль избавился от язвы
  • Краеугольный камень с вершины горы стал изголовьем для пророка Якова, когда тот наблюдал пророческий сон о небесной лестнице
  • Древние скрижали Завета, посланные Моисею Богом вытесаны из каменной породы Храмовой горы
  • Именно с вершины холма пророк Мухаммед отправился на резвом скакуне к Аллаху прямо из Мекки.

Сейчас место горы выглядит в виде небольшой пятиугольной площади, огражденной высокими каменными стенами в самом сердце . В центре построен храм Купол Скалы, сверкающий на весь город золотом, а у края стоит более маленькая мечеть Аль-Акса.

Главные иудейские достопримечательности горы

Первый Храм Иерусалима

По преданию за свои многочисленные грехи Давиду было запрещено возводить святыню, поэтому его наследник Соломон в 967 году до н. э. основал храм Бога. Строительство заняло 7 лет и закончилось массовым празднованием освещения строений.

Из священных писаний ясно, что ночью на храм спустилась шехина (божественная сила, которая знаменовало его присутствие). Здесь царь поместил реликварий с заветами пророка Моисея.

Великая тайна

В 586 году до н. э. после сожжения храма армией Вавилона появилась тайна Храмовой горы, которая мучает историков и археологов до сих пор. Все реликвии были перевезены в Вавилон, но в процессе перевозки бесследно пропал ковчег со скрижалями Завета Моисея и золотая Менора. Археологи проводили раскопки, так как по легендам сокровища были надежно спрятаны от вавилонской армии, но к сожелению явных следов первого храма практически не осталось, так как мусульмане возвели здесь после захвата земель свои святыни.

Второй Храм и его руины

В 536 году до н. э. еврейский народ воздвиг Второй Храм, который был прекрасен и поражал своим величием. Около 20 года до н. э. царь Ирод произвел работы по реконструкции и увеличил площадь Храмовой горы, поставив 30-метровые стены для сокрытия святыни от города. К несчастью Второй Храм не избежал участи своего предшественника. Римляне уже в 70 году н. э. практически полностью снесли святыню, оставив одни руины.

На сегодняшний день практически нетронутой осталась Западная стена, знакомая всему миру как . Этот кусочек мировой святыни разделен на большую мужскую и маленькую женскую часть перегородкой. К этому памятнику древности пускают всех туристов. Однако женщинам лучше повязать голову и закрыть плечи с коленями.

Можно поместить маленькую записочку с желанием в щель стены. Потом необходимо не поворачиваясь к стене спиной вернуться к выходу. Перед и после всех процедур евреи делают омовения. Для этого в общественных областях поставлены умывальники и ковшики.

Пророчества

Исходя из писания пророка Иезекииля, Антихрист должен возвести на горе действующий Третий Храм. После Второго пришествия Иисус вернется в наш мир для начала Страшного суда. Первыми этой участи удостоятся евреи, захороненные на древнейшем кладбище города. Те, кто упадет с проложенного Богом моста сразу сгорят в аду, остальные попадут в рай.

Сам иудаизм исключает факт Второго пришествия. По их писаниям Мессия, являющийся прямым потомком Давида, должен основать Третий Храм, который объединит все религии и воцарится мир.

Мусульманские достопримечательности

Разрушив иудейские святыни в период с 687 по 691 год, мусульмане построили самый заметный и богатый памятник Иерусалима - мечеть Куббат ас-Сахру. Купол мечети сияет золотом и подчеркивает власть над еврейским народом. Это место было выбрано неслучайно. Несмотря на святыни евреев, для мусульман Храмовая гора связана с пророком Мухаммедом.

Камень основания располагается на пике скалы и огражден золоченой решеткой, сохраняя неприкосновенность. Этот мусульманский храм возносит Израиль к одним из самых важных мест зарождения ислама. Именно здесь Мухаммед, привязав своего скакуна, поведал народу о том, что нужно молиться 5 раз в день.

Купол Скалы стал одним из ярких примеров ранней архитектуры ислама. Он возвышается к небу классическим полумесяцем. Уникальная мозаика покрывает поверхность стен, сводов и арок храма. В орнаменте можно заметить растительные и геометрические мотивы с письменами арабской вязью. Для мусульман это больше, чем достопримечательность. В мечети находится след от стопы и 3 волоска с бороды пророка Мухаммеда.

Небольшая и с виду невыразительная мечеть на Храмовой горе являлась раньше первой киблой мусульман, то есть была приоритетным пространственным ориентиром при молитве. Ее построил халиф Умар в середине VII века. Серый купол, покрытый свинцом находится, на краю площади горы. Эта третья по значению святыня мусульман, так как здесь совершил молитву сам Мухаммед перед вознесением к Аллаху.

Кто хозяин Храмовой горы?

В 1967 году в период Шестидневной войны десантники Израиля завладели мусульманской частью горы (по уже культовым в наши дни заявлениям солдата Моти Гура: «Храмовая гора - в наших руках»). Сегодня доступ к этой великой достопримечательности разрешен для всех желающих в специально выделенные дни и часы.

После посещения Храмовой горы и ее достопримечательностей, наполненных духовной силой даже глубоко нерелигиозный человек способен почувствовать всю мощь и величие Иерусалима. Контраст руин еврейских святынь с красотой и богатством мусульманских строений создает противоречивые ощущения и навсегда остается в сознании каждого путешественника.

class="eliadunit">

Храмовая гора (на иврите hар hа-Баит – дословно "гора Дома") - прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима. Ее название упоминается в книге пророка Йешаягу (Исайи) 2:2: "В конце дней утвердится гора дома Бога над горами, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы".

Если Иерусалим в целом считается священным городом для трех религий – иудаизма, христианства и мусульманства (перечисление в порядке возникновения), то Храмовая гора в частности представляет собой эпицентр конфликта этих конфессий.

В последние десятилетия, однако, об участии христиан в этом конфликте мы слышим всё реже. Их демографическая доля в населении Иерусалима и всей Страны Израиля неуклонно падает, а вот иудеи и мусульмане, хотя и пытаются эпизодически договориться между собой, больше занимаются не сотрудничеством, а соперничеством, конца которому не видно.

Последний (на сегодняшний день, но, конечно, не абсолютно последний) раунд конфликта связан с установкой и демонтажом металлодетекторных рамок у входа на Храмовую гору после того, как 14 июля трое арабов-мусульман из Умм-эль-Фахма, обладающих израильским гражданством, совершили там теракт, стоивший жизни двум израильским полицейским-друзам.

Чтобы даже просто перечислить все предыдущие раунды межрелигиозного и межэтнического противостояния на Храмовой горе, потребуется формат книги. Здесь мы попытаемся лишь указать важнейшие вехи истории этой местности.

Иудеи

Иудеи считают Храмовую гору самым священным местом на Земле. На ее территории находился Первый, а затем и Второй Иерусалимский Храм. Здесь же, согласно еврейской традиции, будет стоять Третий Храм. Религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.

Еще до строительства храмов на этом месте, согласно еврейской традиции, произошли следующие события:

1. Бог сотворил первого человека - Адама.

2. Адам совершил жертвоприношение Богу.

3. Каин и Авель соорудили жертвенник и принесли здесь жертвы.

4. Ноах (Ной) принес жертвоприношение после выхода из ковчега.

5. Авраам приготовил своего сына Ицхака (Исаака) для жертвоприношения Богу.

Христиане

Согласно христианскому преданию, Богородица была введена в Святая Святых по ступеням с южной части Храма (которые сохранились по сей день). Родители Девы Марии - праведные Иоаким и Анна, когда их дочь достигла 3-летнего возраста, решили исполнить данный ими ранее обет - посвятить её Богу.

Около входа в Иерусалимский храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажженными светильниками. Пресвятая Дева поднялась по ступеням Храма, где её встретил первосвященник Захария. При Храме Мария жила и воспитывалась до 12 лет.

Мусульмане

В настоящее время на территории Храмовой горы расположены мусульманские культовые сооружения: мечеть Аль-Акса и мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра). Ислам считает это место третьим по святости после Мекки и Медины, расположенных в Саудовской Аравии.

Мечеть Купол Скалы построена в самом центре Храмовой горы. Внутри неё находится выступающий из земли камень - единственная часть горы, возвышающаяся над плоским плато. Согласно Корану, этот камень и есть та скала, с которой пророк Мухаммед вознёсся в небо на крылатом коне.

Более обстоятельно роль Храмовой горы в исламе будет освещена ниже, поскольку мы будем двигаться в хронологическом порядке.

Как возводилась Храмовая гора

Согласно ТАНАХу, участок земли, где был впоследствии построен Иерусалимский Храм, царь Давид купил у иевусея Орны (Аравны). Деньги на

покупку этого участка были собраны с каждого из колен Израиля. На этом месте Давид воздвиг жертвенник Богу, а сын Давида и его наследник престола Соломон построил Первый Храм. С 825 по 422 год до н.э. Храм являлся местом превозношения единого Бога. Здесь же располагался верховный суд и законодательный центр. В Храме проводилась ежедневная служба с жертвоприношениями, а три раза в год во время праздников все евреи-мужчины были обязаны приходить сюда.

Первый Храм был разрушен Навуходоносором при подавлении восстания последнего иудейского царя - Цидкиягу (Седекии) против Вавилона.

В 368 году до н.э., после возвращения евреев в Иерусалим из вавилонского пленения, на этом месте началось возведение Второго Храма. Строительство продолжалось около четырёх лет. Затем Храм был освящен и стал духовным, общественным, законодательным и судебным центром еврейского народа. Это сооружение просуществовало до Первой Иудейской войны - 70 года н. э., когда оно было разрушено и сожжено римлянами под предводительством Тита.

По сей день вдоль западной и южной стен можно увидеть огромные камни, оставшиеся там после разрушения Храма римлянами. Археологами обнаружены также вытесаные из камня перила от балкона, с которого трубили в трубы, провозглашая наступление Суббот и праздников. На перилах сохранилась часть надписи "к месту трубления".

В 130 году император Адриан повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элиа Капитолина. В новом городе на месте Храма было воздвигнуто святилище, посвящённое Юпитеру, а на том самом месте, где некогда находилась Святая Святых, была воздвигнута конная статуя Адриана.

class="eliadunit">

Вспыхнуло новое еврейское восстание под предводительством Бар-Кохбы, продолжавшееся с 132 по 136 год. Восставшим евреям удалось на три года отвоевать Иерусалим и даже соорудить "временный Храм", однако летом 135 года восстание было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, запрещающий доступ в город всем обрезанным.

В 361 году на престол римской империи взошёл Юлиан. Он объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и даже обнародовал план восстановления иудейского Храма в Иерусалиме. С 19 по 26 мая его проект уже претворялся в жизнь, однако работы были прекращены из-за пожара, причины которого до конца не выяснены. Спустя месяц Юлиан пал в бою, и его место занял полководец Иовиан, который положил конец всем планам предшественника.

Во время византийского периода Храмовая гора пребывала в запустении. Под её стенами была устроена городская свалка.

Как появилась мечеть Аль-Акса

В 638 году Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Омар посетил Иерусалим и молился на Храмовой горе. В 687-691 годах по повелению его преемника Абдул аль-Малика над камнем основания, где до разрушения Храма находилась Святая Святых, был воздвигнут Купол Скалы с позолоченной крышей. В южной части Храмовой горы мусульманами была построена мечеть Аль-Акса. Первоначально это было деревянное здание, сооружение которого датируется не позже 679 года. Мечеть отстраивалась заново не менее 5 раз. Каменное здание, сохранившееся до нашего времени, было построено в 1035 году.

Мусульмане рассматривают Храмовую гору как одно из самых ранних и примечательных мест поклонения Богу. В XIII веке исламский богослов Ибн-Таймия утверждал: "Аль-Акса - это имя для всего места отправления культа, построенного Сулейманом (Соломоном)".

Ибн-Таймия выступал против предоставления каких-либо неоправданных религиозных почестей любым мечетям (даже той, что находится в Иерусалиме), не давая им возможности приблизиться или соперничать каким-либо образом с двумя самыми святыми мечетями - Масджид аль-Харам (в Мекке) и Aль- Масджид аль-Набави (в Медине).

Храмовая гора в эпоху крестоносцев

Далее на сцену возвращаются христиане. В 1099 году Первый крестовый поход достиг своей цели - Иерусалима. В результате кровопролитного сражения с мусульманами город оказался под властью крестоносцев. Крестоносцы превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса - в Храм Соломона. Купол Скалы с крестом, установленным на его золотой крыше, стал символом Иерусалимского королевства, основанного крестоносцами.

4 июля 1187 года мусульмане под предводительством Салах ад-Дина (он же Саладин) разбили крестоносцев в битве при Хаттине. Все церкви города, кроме храма Воскресения, были превращены в мечети.

Храмовая гора под властью турок

В XIII веке власть перешла в руки мамлюков – мусульман неарабского происхождения. Они соорудили на Храмовой горе арочные конструкции, окружающие Купол Скалы. Мамлюки проделали в стенах ворота, через которые верующие смогли подниматься на Храмовую гору.

В XVI-XX веках Земля Израиля находилась под властью Османской империи. Под руководством Сулеймана I Великолепного в Иерусалиме развернулось грандиозное строительство. Были отстроены заново стены города, в том числе стены Храмовой горы.

В периоды мамлюкского и османского правления Палестиной евреи на Храмовую гору не допускались.

Годы британского мандата

В ходе Первой мировой войны Иерусалим оказался под властью Великобритании. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, он же Исламский совет, который получил фактическую власть надо всей территорией Храмовой горы.

С подачи тогдашнего иерусалимского муфтия Амина аль-Хусейни, активно участвовавшего в организации еврейских погромов в 1929 г. и сотрудничавшего с Третьим Рейхом, Храмовая гора была объявлена национальным символом палестинских арабов.

Храмовая гора после образования Государства Израиль

В 1948 году Храмовая гора оказалась под властью Трансиордании (Иордании). В 1951 году на пороге мечети Аль-Акса арабскими экстремистами был убит первый король Иордании Абдалла ибн-Хусейн. В 1958-1964 годах в ходе ремонтных работ серый свинцовый купол Аль-Аксы был заменен на позолоченный алюминиевый купол, и Храмовая гора приобрела современный вид.

По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня, достигнутого по окончании Войны за независимость.

В результате Шестидневной войны Храмовая гора была захвачена израильской десантной бригадой под командованием Мордехая Гура, передавшего по рации: "Храмовая гора в наших руках!" Однако вскоре по распоряжению министра обороны Моше Даяна бело-голубой флаг был спущен и управление Храмовой горой было возвращено ВАКФу.

С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы. Израильская полиция Израиля запрещает евреям вносить на гору предметы религиозного культа, в частности, молитвенники, тфиллин, талит и религиозную литературу. Иудеям на Храмовой горе запрещено молиться и даже кланяться в сторону Святая Святых.

Современное состояние арабо-израильского конфликта на Храмовой горе

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый "туннель Хасмонеев" - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, в 300 метрах к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене. Главарь ПА Ясер Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях под контролем Палестинской автономии произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых полиция ПА впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача. В ходе беспорядков погибло 15 израильтян и 52 араба.

В 1998 г. ВАКФ открыл третью по счёту мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны.

С начала Второй интифады (Интифада Аль-Акса), вспыхнувшей после подъема Ариэля Шарона на Храмовую гору в сентябре 2000 года, вход на гору для немусульман был по указанию израильского правительства прекращён вплоть до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось.

Зимой 2004 года сильные снегопады и небольшое землетрясение вызвали разрушение части старого моста Муграби, который одновременно выполнял роль стенки-ограждения южной части женской половины у Стены плача. Представитель ХАМАСа сделал заявление, что мост обрушился из-за желания израильской стороны разрушить мечеть Аль-Акса и пообещал отомстить. В свою очередь израильская сторона выдвинула предположение, что причиной аварии стали проводимые ВАКФом подземные работы на Храмовой горе.

Один из последних конфликтов был вызван решением израильских властей построить новый пешеходный мост в районе Магрибских ворот, ведущий к комплексу Храмовой горы. Строительство моста, начатое в феврале 2007 года, было приостановлено из-за массовых протестов мусульман, опасавшихся, что при возведении моста могжет быть повреждена мечеть Аль-Акса.

Эксперты о конфликте летом 2017 года

Говорит востоковед, докторант Парижского университета, активист Регионального форума за достижение урегулирования в Иерусалиме Эран Цидкиягу: "Храмовая гора концентрирует в себе древний мусульманский миф Салах-ад-Дина и современный национальный нарратив палестинского народа. В глазах мусульман сионисты выглядят крестоносцами наших дней, от которых – на чисто инститнктивном уровне – нужно защищать Аль-Аксу и другие исламские святыни. Даже для тех мусульман, которые не отправляют религиозного культа и относятся к магометанству скорее номинально, эти святыни и вмещающая их Храмовая гора представляют собой этнический символ. Такая тенденция существует уже около 120 лет, с самого начала появления политического сионизма, а после Шестидневной войны и последующих столкновений в Иерусалиме и окрестностях она продолжает усиливаться".

Говорит доктор Даниэла Тальмон-Геллер из отделения по изучению Ближнего Востока в Беэр-Шевском университете: "Корни конфликта лежат глубоко в мсульманской истории. Существуют данные о том, что на заре возникновения ислама его адепты молились лицом к Иерусалиму)Эль-Кудсу), а лишь затем сменили направление в пользу Мекки. И всё же главной святыней данной религии осталась Мекка. Это доказывается тем, что паломничество (хадж) в Мекку считается обязательным, а в Иерусалим – лишь желательным. Что касается металлодетекторов, то сами по себе они мусульманам не мешают и никакой святости мечетей не оскверняют. Раздражает их израильский суверенитет как таковой".

Храмовая гора, ар а-баит, гора Мория. Здесь Авраам по велению всевышнего собирался провести жертвоприношение своего сына Ицхака, но в последний момент Ицхак был заменен на барашка. Здесь царь Соломон построил Первый храм для богослужения. И здесь же, вернувшиеся из вавилонского плена, отстроили Второй храм на развалинах первого. Здесь Ирод Великий, предварительно существенно увеличив поверхность горы, отстроил самое великолепное сооружение того периода. Настолько великолепное, что блеск и слава его не угасает и сейчас. Здесь Иисус из Назарета читал свои проповеди. Здесь Магомет из Мекки поднимался на небо за заповедями.

Нет второго такого места на всей земле, где бы за многие тысячелетия так переплелись в один клубок традиции и религии, история и политика. Клубок настолько запутанный, что распутать его под силу только Мессии, который обязательно скоро придет. Так что ждем-с.

А сейчас просто поднимемся на Храмовую гору и прогуляемся по ней.

Самое первое впечатление - это удивление от легкости попадания. Обычная процедура прохода через металлоискатель и просвечивание сумок. Кроме оружия на Храмовую гору нельзя проносить никакой религиозной литературы во избежание молитвы. Молитва на Храмовой горе приравнивается к открытию огня, а Танах или Библия приравниваются к автомату Калашникова.

Если у вас на голове кипа, а вы не хотите лишнего внимания к своей скромной персоне, то можно одеть поверх кипы обычную кепку. Впрочем, это желательно, но не обязательно. На самой горе, около Ворот милосердия, я видела двух ортодоксальных иудеев при полном прикиде.


Видимо это были тайные лазутчики по спецзаданию Любавического ребе. Не зря же они крутились около ворот, замурованных еще Салах А-Дином. Именно через эти ворота Машиах должен пройти в Иерусалим. Иудеев на некотором расстоянии сопровождал израильский полицейский при полном обмундировании спецназа. А сбоку, прячась за масличными посадками, следил араб в штатском. По мусульманской традиции через эти ворота тоже должен пройти мусульманский мессия - Мади. Задача арабского машиаха тоже не проста, т.к. ему еще предстоит построить мост через Кидронское ущелье (вади Джуз) с Масличной горы прямо к воротам города.


Отвлечемся от многочисленных мистических традиций и заметим, что ворота эти все равно не обычные. И странность их даже не в том, что они замурованы. А в том, что любые нормальные ворота должны затруднять проникновение противника, и поэтому всегда строились с различными ухищрениями и прибамбасами типа крутых поворотов. Через эти же ворота быстро может зайти целый римский легион!


Именно по причине трудностей охраны, ворота и оказались замурованы Салах-Адином. Интересно, что такая нетрадиционная для обычных ворот архитектура, является очень даже традиционной для триумфальных арок. И вполне возможно, что эти византийские ворота были построены как символ победы Иисуса на его крестном пути. Через эти ворота кесарь Ираклий вернул украденный истинный крест и через эти ворота существовала традиция крестового шествия (пока крест опять не забрали нехристи-сарацины).


Сегодня, кроме закрытых Ворот милосердия, на Храмовую гору ведут еще девять ворот. И через любые из этих девяти ворот можно выйти с Храмовой горы. Но зайти простому израильскому жителю, а так же гостю столицы, можно только через ворота « Маарабим» справа над Стеной плача.


Храмовая гора открыта каждый день кроме пятницы и субботы с 7.30 до 11.00 утра (зимой на час короче).


Свободный вход через все остальные ворота и в любое время суток только для арабов- мусульман. Интересно, как полицейские охранники безошибочно определяют, кого пускать, а кого нет? Ведь никаких документов о мусульманском вероисповедании предъявлять не надо, чисто «фейс-контроль».


На самой Храмовой горе очень чисто. Даже каменная брусчатка сверкает от чистоты как полированный паркет. И не удивительно - святое место должно быть прежде всего чистое.


В свое время, по приходу к власти Византии, для унижения евреев и оскорбления святости, гору специально засыпали мусором и превратили в свалку.

Когда после первого арабского завоевания Иерусалима, старик Хоттабыч Омар Ибн Хотаб пришел сюда, то мусор с Храмовой горы вываливался прямо через ступени ворот на улицу. Омар Ибн Хотаб не случайно пришел на свалку, он искал мечеть Дауд - место молитвы царя Давида. (В 38 суре Корана пишется о Давиде, который просил в молитве у всевышнего прощения за свои грехи).

Иерусалимский патриарх привел сначала Омара в Храм Гроба, но Омару там не понравилось. Зато на мусорной свалке Омар сразу понял, что это именно то, что надо!


По версии другого арабского историка (11 век), Омар пришел на Храмовую гору и нашел там по наводке своего советника, который был евреем, принявшим ислам, под вонючим мусором святую скалу. Этот же еврей посоветовал Омару Хоттабычу построить молельный дом чуть севернее скалы. Но Омар не поддался на израильскую провокацию и построил молельный дом южнее скалы, чтоб молится не на иудейскую святыню, а на Мекку и Каабу.

Сейчас, в современном арабском мире, появилось модное утверждение, что никакого еврейского храма на горе никогда не было. Потому что нет никаких археологических доказательств. В принципе они правы: археологических доказательств существования храма и вправду нет, потому что никаких археологических раскопок здесь никогда не проводилось. И даже оставим на арабской совести многочисленные упоминания о Храме в их же Коране. Вот если бы мы нашли, например, позолоченную колону о которой написано в талмуде…

Впрочем, посмотрите повнимательнее на эти капители:


Что это там сверкает? Неужели золото?!


Выставка колон и капителей находится на Храмовой горе с западной стороны от мечети Аль Акса.


Сама же мечеть Аль Акса - главная мусульманская святыня, как я уже писала, построена на южной части храмовой горы. По топографии горы здесь был пологий склон, который Ирод Великий достроил с помощью целой системы арочных перекрытий. Для укрепления сооружения, в арочные полости была насыпана земля и строительный мусор.


Когда, 5 лет назад, арабы без всякого разрешения стали раскапывать и вывозить эту землю целыми грузовиками, они в первую очередь насолили сами себе. Потому что прочность перекрытий понизилась и при первом же небольшом землетрясении, в Аль Аксе что-то треснуло…


В настоящее время вся власть над Храмовой горой принадлежит Советам Израилю. Поэтому ни один камень, включая этот мусор, не двинется с места без специального разрешения правительства Израиля (Храмовая гора находится под патронажем мусульманской организации ВАКХ. В 2007 г. при проведении работ по прокладке электричекого кабеля было вывезено огромное количество так называемого "строительного мусора" Были даже организованы работы по его просеиванию, в результате которых были найдены артефакты Первого Храма. Подробности, например, и - ) :


Не то чтобы этот мусор представлял какой-то научный интерес (Вполне себе представляет - ). Просто в Иерусалиме, а тем более на Храмовой горе - все политика. И эта политика показывает кто в доме хозяин. Лично у меня сразу появилась ассоциация со съемной квартирой. Формально, съемная квартира принадлежит тем, кто там живет. Но юридически квартира только во владении хозяина, который может и не продлить договор аренды…


Однако вернемся к Аль Аксе.

В Коране нет упоминания Иерусалима. Пишется только, что Мухаммед с верным конем Бураком перелетел ночью из Мекки в «Эль-Акцу», что переводится как «на краю» в смысле очень далеко. Знающие иврит могут сразу найти знакомый корень к.ц. - каце. О том, что «край» находится именно в Иерусалиме, написано уже в комментариях к Корану. Для справедливости замечу, что в Торе тоже не упоминается Иерусалим - только гора Мория и «место, которое тебе укажет Б-г».


И если две предыдущие религии - иудаизм и христианство - считают Иерусалим своим святым городом, то почему ислам должен был оставаться в стороне? Вот он и не остался.

Кроме стадного чувства в строительстве монументальных исламских сооружений в священном городе сыграли роль еще две веские причины. Первая причина - политическая замена Мекки и Медины, которая в то время не находилась в руках халифа Муавии. А властвовать жуть как хотелось, вот он и построил купол над святой скалой - альтернатива камню в Мекке.


Вторая причина - конкуренция с христианской Византией. Иудаизм в 7 веке никто в расчет не брал, но у Византии были еще довольно сильные позиции. И поэтому два основных исламских сооружения - Купол над Скалой и мечеть Аль-Акса были построены по образу и подобию византийского Храма Гроба Господня.

Купол над Скалой - это Ротонда вокруг святого места. Мечеть Аль-Акса - это базилика, зал молитв. А между ними дворик. В христианском Храме Гроба тоже был дворик, который закрыли крышей крестоносцы. А тут дворик как был, так и остался.


Купол над Скалой тоже как был, так и остался, почти без изменений. Ведь со скалой что будет? Она крепкая.


Зато несчастная мечеть Аль-Акса, построенная над арочными перекрытиями царя Ирода, всякий раз страдает от землетрясений. И в сильном землетресении 8-го века оказалась разрушена до основания. В современном здании самые старые части датируются не ранее 12-го века. И само здание сильно напоминает многие католические церкви в Европе. Если будете в Равенне, загляните в церковь святого Виталия (Сан-Витале) - точный близнец нашей Аль-Аксы.


Если присмотреться, на колонах даже видны скульптуры пеликанов - непременная символика Христа периода крестоносцев.

Остатки строений крестоносцев можно увидеть и в других местах Храмовой горы. Например, капелла Вознесения - это баптистерий (место крещения новых христиан) при крестоносской церкви «Темплюм Доминус». Крестоносцы верили, что тут был дворец Соломона.


Мусульмане же считают, что именно в этом месте Мухаммед молился накануне своего полета на небо.

Само же вознесение состоялось над Камнем Мироздания. Причем начальная скорость для преодоления земного тяготения была столь велика, что Мухаммед вначале провалился под землю, а потом башкой проломил скалу и улетел на небо прямо к Аллаху. Вследствие этого процесса, называемого по-арабски «мираж», образовалась пещера в скале. Посетить эту святую пещеру можно, зайдя внутрь Купола.

Все стены внутри Купола расписаны цитатами из Корана. Чаще всего встречаются такие: « Бог один, а не два и не три. Бог не рожден, у него нет сына…» и т.д. Странно только, что нет ни одной цитаты по теме вознесения Мухаммеда на небо за заповедями. Возможно, что традиция, связывающая это вознесение с местом на Храмовой горе, возникла уже после строительства Купола.

После последней интифады израильтян и гостей столицы в Купол не пускают.


Так что познакомимся поближе с Куполом только снаружи. Тем более тут тоже есть немало интересного. Например, эти мраморные плиты в облицовке стен:


Посмотрите получше на рисунок в камне. Видите портрет Мухаммеда?


Если не видите, то значит вы не правоверный мусульманин.


Рядом с Куполом Скалы, с его восточной стороны, находится его уменьшеная копия - Кипат Шальшелет (Купол цепочки). По одной из версий, халиф Абд-Эль-Малик перед строительством основного Купола приказал построить его уменьшенную модель. Но эта версия не выдерживает никакой критики, потому что маленький купол не является копией большого. Выполненный в форме беседки, маленький купол никогда не имел стен.


Но факт, что именно эти два сооружения - большой и маленький купол являются самыми древними постройками на Храмовой горе. И купол Шальшелет обладает очень любопытной особенностью. Когда стоишь ровно посередине этой беседки, то можно говорить очень тихо - слышно все равно хорошо. Если же говорить громко - будет слышно по всей горе. Потому как этот древний усилитель звука находится ровно в середине горы!

И еще мое личное наблюдение - в центре беседки-купола все время дул ветер. Стоило шагнуть в сторону, ветер стих.


Там где Храмовая гора граничит с арабским кварталом, есть немало хорошо сохранившихся зданий периода мамлюков.


Мамлюки вообще отличились тут строительством религиозных школ изучения ислама - мидраса.

Традиционная мамлюкская архитектура очень красива. Одно только соединение различных цветов придает зданию необычную нарядность.

На самой северной оконечности Храмовой горы Ироду не нужно было достраивать, а наоборот пришлось срезать лишнюю возвышенность, чтоб разровнять территорию. Этот срез хорошо виден у основания арабской школы Омария. А в иродианский период здесь стояла башня Антония:

Храмовая гора представляет собой возвышенность, которая находится в Старом городе в юго-восточной его части. Ее еще называют горой Морией, где, согласно библии Авраам принес в жертву Богу своего сына Исаака.

История возникновения

Храмовая гора в Иерусалиме имеет яркую разнообразную историю борьбы. Один храм здесь сменял другого в сравнительно малые периоды времени.
Согласно библейским сказаниям, на храмовой горе в незапамятные времена первоначально находилось гумно иевусеянина Аравны (Орны). Этот участок земли был куплен царем Давидом. Он соорудил здесь Жертвенник Богу Израильскому. На этом месте сын Давида Соломон воздвиг Первый храм. Он просуществовал до 586 года до нашей эры, после чего его разрушил Навуходоносор. Спустя семьдесят лет он был отстроен заново Царем Иродом.
Дело по перестройке и реконструкции Храма продолжили Агриппа I и Агриппа II - сыновья Ирода. Во время войны с иудеями в храме произошел пожар, а позже он был и вовсе разрушен.
После 117 года здесь было воздвигнуто римское Святилище Афродиты. Несколько попыток евреев восстановить Храм не увенчались успехом. Все следы их работы и пребывания в 135 году были уничтожены, а на этом месте воздвигнут языческий Храм Юпитера Капитолийского.
После провозглашения христианства в Римской империи этот языческий храм опустел и разрушился. На юге Горы была воздвигнута маленькая церковь святой Марии.
Император Рима Юлиан в 4 веке предпринимал попытки восстановить Первый храм. Однако после его гибели из-за пожара были уничтожены все начатое строительство.
В течение долгого времени здесь не проводилось никаких работ. Запустевшая гора использовалась как городская свалка, но евреи все равно приходили сюда для молитвы. Часть подпорной стены, которая осталась от еврейского храма, стала постоянным местом для этого. Ее начали называть «Стеной плача».
В 7 веке халифом Омаром ибн-ал-Хаттабом (арабский завоеватель), была расчищена местность храмовой горы от всего мусора, скопившегося в этом месте за века. Здесь была построена мечеть из дерева, которая в этом же веке была перестроена из камня Муавием I, халифом Иерусалима.
Это место застраивалось и дополнялось. А во времена завоевания его крестоносцами все мечети стали церквями. «Купол над скалой» был переименован в Храм Господень, а Ал-Акса стал Храмом Святого Соломона.
Сюда долго не разрешался вход для евреев. Лишь после 1993 года подписанным в Осло соглашением было разрешено посещение евреями Храмовой горы в определенные дни и часы.
Подниматься на гору нужно справа, а спускаться слева.

Архитектура

В стенах Храмовой горы в Иерусалиме есть несколько ворот. А на всей ее территории расположено до ста всевозможных строений разных периодов (мечети, храмы, беседки для молитв, арки, фонтаны и другие).
Все строения украшены колоннами с капителями. Отсюда открывается прекрасный вид на Старый город.

Туристу на заметку

Все основные достопримечательности, расположенные на Храмовой горе можно посетить каждый день, кроме пятницы и субботы. В эти, а также в дни мусульманских праздников здесь разрешен вход только мусульманам.
Войти сюда можно через Мавританские ворота - мусульманам, а всем остальным через любой контрольно-пропускной пункт у подножия Горы.
При посещении святынь запрещена фото-съемка, курение и обувь на ногах.

Окрестности

Недалеко от Храмовой горы в Иерусалиме находится музей исламского искусства.
Здесь расположено также множество других достопримечательностей: Башня Крестоносцев, Ворота Колен Израилевых, Женская мечеть, Купол Пророка, Фонтан Аль-Кас и другие.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама