THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Маори

Маори — коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет более 526 тыс. чел., примерно по 10 тыс. чел. живут в Австралии и в США. На языке маори слово maori обозначает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах, устных преданиях слово маори отличало людей от божества и духа. Мараи маори — помещения для общего сбора племени.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индусы», «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Маори оставался самоназванием маори для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что несколько волн переселения прибыли из Восточной Полинезии в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры.

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. В 1642 году Новую Зеландию открыл Абель Тасман, голландец. Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук. Оба спровоцировали кровавые стычки. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен. Он и 16 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей. Эти факты навсегда восстановили маори против пришельцев из-за океана.

Новой Зеландией эти острова назвал Абель Тасман. Сами маори называют свою страну «Ао Теа Роа» (Белое Длинное Облако). Северный остров — Те ика а Мауи (Рыба Мауи), Южный — Те Вака а Мауи (Лодка Мауи).

В начале XIX века китобои стали посещать острова, у маори появилось огнестрельное оружие, начались междоусобные войны. Для «наведения порядка» туда пришли англичане, начались «Маорийские войны» (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.). В итоге англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию.

Потребность в огнестрельном оружии побуждало племена маори к совершению многочисленных рейдов на своих соседей с целью получения мокомокаи. Кроме того, местные жители прибегали к татуированию рабов и пленных, головы которых затем обменивали на оружие. Пик торговли головами относился к 1820—1831 годУ. В 1831 году губернатор Нового Южного Уэльса объявил запрет на торговлю головами за пределами Новой Зеландии, а в течение 1830-х годов потребность в огнестрельном оружии на островах в связи с насыщением рынка снизилась.

К 1840 году, когда был заключён Договор Вайтанги, а Новая Зеландия стала британской колонией, экспортная продажа мокомокаи фактически прекратилась. Одновременно среди самих маори начала угасать традиция мокомокаи, хотя незначительная торговля головами продолжалась ещё несколько лет.

Ремесла — ткачество, плетение, строительство лодок, резьба по дереву. Лодки имели 1 или 2 корпуса. Резьба по дереву заслуживает особого внимания, здесь она была развита на высоком уровне. Новая Зеландия была богата деревьями, было из чего вырезать. Резьба маори сложна и виртуозна. Основной элемент орнамента — спираль, но он имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки или божество «тики». Резьбой были украшены дома, в первую очередь общинные, нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Традиционное поселение (па) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома (фаре) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток. Крыша соломенная. Использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, это необходимо было для утепления. Климат Новой Зеландии холоднее, чем на Гавайях или Таити. По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна, в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья.


Традиционное жилище маори

Кроме жилых домов в поселениях были общинные дома (фаре-рунанга), дома развлечений (фаре-тапере), дома знаний (фаре-кура). В них опытные мастера, жрецы, художники обучали молодежь.

Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка. Виды оружия — шест, нечто среднее между копьем и палицей (таиаха), копье (кокири), дротик (хуата). Использовалась своеобразная палица (мере) — камень на веревке. В охоте использовали силки. Инструментом для резьбы по дереву и для других процедур (также и для татуировки) был резец из нефрита или жадеита. Из нефрита делали палицы (мере). Природа дала маори то, чего нет в других частях Полинезии.

Прежде был распространен каннибализм. Съедали обычно пленных. Существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает. Другой значительной традицией является татуировка, она показывала общественный ранг. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура болезненная.


Вождь маори с татуировкой та-моко на лице

Татуировки на лице были традиционным элементом маорийской культуры вплоть до середины XIX века, когда эта традиция постепенно начала исчезать. В доевропейском маорийском обществе они отражали высокий социальный статус носителя. Традиционно только у мужчин лицо подвергалось полному татуированию, хотя у некоторых высокопоставленных женщин татуировки делались на их губах и подбородке.

Каждая татуировка была уникальной в своём роде и содержала в себе информацию о ранге, племени, происхождении, профессии и подвигах человека. Как правило, изготовление татуировки было не дешёвым увлечением, поэтому её могли позволить себе только вожди или отличившиеся воины. Более того, само искусство татуировки, как и лица, их делавшие, считались тапу (tapu), то есть почитались как нечто священное, требовавшее соблюдение особого протокола.

Когда умирал человек, на лице которого имелись татуировки та-моко, ему обычно отрезали голову для её сохранения. Для этого удалялись мозг и глаза, а все имевшиеся отверстия закладывались или льняным волокном, или резиной. После этого голову варили или держали на пару в специальной печи, а затем коптили на открытом огне и сушили на солнце в течение нескольких дней. Впоследствии голова обрабатывалась жиром печени акулы. Эти высушенные головы, или мокомокаи, хранились семьёй хозяина в резных коробках и вытаскивались только во время священных церемоний.

Сохранению также подвергались головы враждебных вождей, которых убили во время сражения. Эти мокомокаи, считавшиеся военным трофеем, выставлялись напоказ на мараэ. Кроме того, они играли важную роль во время ведения переговоров между воюющими племенами: возврат и обмен мокомокаи был обязательным условием установления мира.



Маорийская резьба по дереву

Общество было устроено так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать (рангатира), рядовые общинники (тутуа), рабы-пленные (таурекарека). Среди знати особо выделялись вожди (арики). Почетом пользовались жрецы (тохунга). Словом «тохунга» называли также и художников (резчиков). Община (хапу) состояла из одной деревни и делилась на группы (ванау), то есть 1—2 дома.

В целом культура маори отличается от культуры других полинезийцев. Причина этому — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и свое, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические, генеалогические легенды, предания о переселении племен. Маори почитают общеполинезийских богов, Тангароа, Тане, Ту, Ронго. У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Возможно, этот культ был создан в поздние времена, в противовес проникающему сюда христианству, а возможно существовал и ранее. Кроме богов пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки (тупуна). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира.

Флаг маори, предложенный в 1998 г.

Основные понятия: атуа — бог или дух вообще, мана — магическая сила, понатури — демон, дух, обитающий в океане, кехуа — призрак, копуваи — чудовище с человеческим телом и головой собаки, и др. Тики — «полинезийский Адам», Хина — «полинезийская Ева». Мауи — культурный герой.

27 августа 2017 г. 10:59 Роторуа — Новая Зеландия Январь 2009

Вчера, закончив путешествие по Южному острову, мы переправились на пароме через пролив Кука и в оставшиеся несколько вечерних часов бегло познакомились с новозеландской столицей , прогулявшись по ее старым улочкам в Даун Таун, набережной и по Ботаническому саду.

Рано утром садимся в автобус и покидаем Веллингтон, показавшийся нам патриархальным и спокойным. У нас новый водитель и гид по имени Colin. Следующая ночевка нам предстоит в городе Rotorua, считающемся негласной столицей коренного населения Новой Зеландии — маори и путь до него неблизок — почти 450 километров.

Дорога из Веллингтона идет на север по прекрасному шоссе. Проезжаем многочисленные поселки, виноградники и овечьи фермы. Моросит дождик. Через несколько часов подъзжаем к самому большому озеру Северного острова — Таупо. За дождевой завесой и туманом, позади — в национальном парке Тонгареро — остались неувиденными знаменитые вулканы Руапеху (2797 m) и Нгаурухоэ (2291 m).

Почти все наименования рек и гор здесь звучат на языке маори. Руапеху в переводе с маорийского — «гремящая бездна». А вулкан Нгаурухоэ примечателен тем, что был задействован в качестве горы Ородруин на съёмках фильма «Властелин Колец» по роману Р. Толкиена. Жаль. Может удастся увидеть как-нибудь в другой раз, да еще и покататься на горных лыжах с заснеженных склонов Руапеху зимой — с июня по сентябрь.

Это кажется удивительным — покататься на лыжах в тропической зоне, но это так. На Руапеху есть несколько первоклассных горнолыжных курортов. И самый крупный из них — Факапапа, расположеный на западном склоне вулкана. При перепаде высот в 675 м здесь работают более 20 подъемников, обслуживающих около 40 трасс разной степени сложности. И есть еще курорты Туроа и Тукино, которые находятся соответственно с южной и восточной сторон этого вулкана.

Озеро Таупо и первое знакомство с Маори

И вот, наконец, показалась водная гладь озера Та́упо (англ. Taupo). Это самое крупное озеро не только в Новой Зеландии, но и во всем регионе южной части Тихого океана, включая Австралию. Его наибольшая глубина около 200 метров.

Дождик прекратился и Colin заезжает на прекрасно оборудованную стоянку на берегу озера c туалетом, душем и кухней с приборами для барбекю. Все в идеальном состоянии.

Здесь же, на стоянке, мы встретились лицом к лицу и с первым представителем маори — отцом большого семейства, приехавшего сюда с семьей по хозяйским надобностям. Наши женщины были слегка ошеломлены, увидев в женском туалете и душе большую стирку, которую организовала там его жена.

Сам глава семьи возился с детьми на песчаном берегу озера. Дети постарше, похожие на наших цыганят, бегали в сторонке. А он помогал меньшему сыну лепить какие-то фигуры из мокрого серого вулканического песка.

Подойдя поближе, спросили разрешения cфотографировать его — разрешил. Познакомились. Его имя было Moana — что в переводе с маори означало «широкий водный простор, море». Незаметно завязалась беседа. Все его руки были в татуировках. И часть из них были не из простых — некоторым из них фоном служила сплошь зататуированная поверхность, а незатронутые места образовывали орнамент!

1

Считается, что Новая Зеландия была заселена выходцами из восточной Полинезии около 1000 лет тому назад и они сохраняли свой древний уклад жизни вплоть до 20 века. Маори были прекрасными воинами, долго боролись за свою независимость и, в конце концов, отстояли ее.

Татуировка у маори является древней традицией — ведь она показывает общественный статус человека. В то же время она является и инициацией (посвящением) — проверкой на выносливость, так как эта процедура довольно болезненная. Татуировка для маори — не только украшение. Спирали и линии тату рассказывают еще и историю жизни их обладателя, его генеалогию и свойства характера.

Маори могли сохранять эти рисунки, бальзамируя татуированные головы и срезы кожи умерших или вырезая их на дереве. Так что во многих домах на стенах можно обнаружить и даже головы умерших предков, по которым отслеживается все генеалогическое древо семьи. Таким образом, они сохраняли свою историю. Знатные мужчины татуировали все лицо, а тело — от талии до колен. Мы видели тату на руках и ногах и у многих маорийских женщин. Впрочем, уже и наши дамы не отстают от них сейчас в этом отношении…

При расставании Moana познакомил нас со своей женой, закончившей к этому времени стирку. Ее звали Ataahua — «красивая». И в самом деле — она была, как у нас говорят c одобрением — «ничего себе»! И чем-то похожа на цыганку.

А затем он показал нам маорийский ритуал приветствия и прощания — нос к носу. И чем дольше держатся вместе носы, тем больше уважения ты оказываешь своему визави. Все попрощались с нашим новым другом по-маорийски и мы двинули дальше на север.

1


Едем вдоль озера Таупо. Оно вулканического происхождения и образовалось в результате сильнейшего извержения вулкана Таупо около 27 000 лет тому назад. Весь остров тогда был засыпан многометровым слоем пепла и вокруг тогда погибло почти все живое. Здесь — в центре острова — есть и сейчас несколько действующих вулканов.

Река Вайкато и водопад Хука

Из озера Таупо вытекает единственная река — Waikato и мы сворачиваем, чтобы посмотреть на ее бурное течение и пронзительно голубую воду. Через несколько километров она входит в узкую скальную горловину и с ревом несется по нему, обрываясь кристалльно чистым водопадом Huka (38°38′55″ S, 176°05′25″ E). Посмотреть на этот бурный поток заезжают все туристы.

Они подолгу стоят и завороженно смотрят, как нежно-голубая вода с бешеным напором срывается со скалы вниз. Для тех, кто никогда не видел никаких водопадов и горных рек, водопад Хука кажется грандиозным.

2



Температура воды в реке в зависимости от летне-зимнего сезона колеблется от 22 до 10 градусов, объем воды — от 32 до 270 кубометров в секунду. В зависимости от объема воды колеблется и высота водопада от 7 до 9,5 метров. На этом водопаде была даже в течении 20 лет небольшая гидроэлектростанция, но в 1950 году, в связи с освоением геотермальной энергии, ее демонтировали.

3


В зависимости от освещенности солнцем, цвет воды меняется от белого до глубоко бирюзового. Живописности этому месту добавляет и хвойный лес, густо растущий по берегам реки.

Из-за продолжающейся эрозии, водопад медленно, но уверенно смещается вверх по течению и может наступить время, когда он будет выливаться прямо из озера …

1



Геотермальные электростанции

Едем дальше — в сторону города Роторуа. В воздухе появился запах сероводорода — началась зона геотермальной активности острова. Вокруг много гейзеров и кипящих водоемов. Во многих местах из трещин на земле идет дымок, так что по незнакомым местам лучше не ходить.

Примерно за 20 километров до Роторуа Сolin сворачивает в сторону от дороги и мы попадаем в геотермальную промышленную зону Wairakei Geothermal Power. Первые эксперименты по использованию дармовой энергии были начаты в 1950 году и сейчас здесь налажена хорошо действующая промышленная установка.

1


Было пробурено около 200 скважин на глубину 2 км, из которых сейчас работают только 60. Горячий пар температурой 230-260 градусов поднимается на поверхность и сепарируется. Сухой воздух отделяют в одну сторону, а горячую воду в другую. Производительность установки 1400 тонн пара в час. Далее этот исходный материал передается по трубам диаметром от 300 до 1200 мм до тепловых электростанций.

Все очень просто, а главное — тепло получается «на шару»! Везет же некоторым!

1


В Роторуа — гласную и негласную столицу коренного народа Новой Зеландии — Маори, мы приехали еще засветло, поэтому успели до ужина, на котором наш гид и водитель Colin обещал и фольклорный концерт, и национальные блюда, слегка обойти окрестности нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua.

Культура, искусство и обычаи Маори

Везде стоял стойкий запах сероводорода, исходивший из многочисленных горячих источников, булькавших повсюду. Один такой небольшой фонтанчик был даже у дверей бассейна нашего отеля Sudima Hotel Lake Rotorua. Избавиться от сероводорода не было никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывался наружу из-под земли во многих местах города.

Прогулявшись немного до ужина по городу, практически не видели коренных маори. Народу было мало и, в основном, это были туристы. Украшением города служит здание водолечебницы, построенное в конце 19 века. Его окружает большой парк, в котором среди цветов свободно расхаживают диковинные птицы. Во многих местах парка участки земли огорожены и оттуда вьются струйки дыма и в глубине что-то «шкварчит».

2


3


Вечером прямо в нашем отеле состоялся традиционный ужин с национальным блюдом Ханга — запеченными в земляной печи кусками мяса и концертом самодеятельности маори. Ужин был нормальным, но, ни процесса приготовления, ни саму земляную печь мы не увидели. Забегая вперед, скажу, что этот процесс в полной мере нам показали островитяне на Фиджи.

Концерту предшествовало знакомство с некоторыми основными обычаями маори, которые показали нам перед ужином два колоритных представителя этого племени. Ну, с этими обычаями — как здороваться и прощаться, мы познакомились еще днем при встрече на озере Таупо с нашим маори Moana.

1


Потом всех вновь прибывших туристов пригласили в ресторан и на сцене развернулись действия местной самодеятельности — песни и танцы. Песни маори были очень мелодичными и задорными. И они действительно свидетельствовали об их полинезийских корнях.

2


Маори были воинственными и независимыми и долго воевали с англичанами. Их танцы, и особенно боевой танец «хака», выражают стремление к победе над врагом. Наши танцоры старательно вращали белками глаз и высовывали языки, пытаясь, видимо, такими жестами до смерти запугать «врага». Что интересно, сейчас и некоторые современные спортивные команды Новой Зеландии перед встречей с противником, исполняют этот танец на поле для футбола или регби!

2


Покопавшись в истории маори, я с ужасом обнаружил у них ярко выраженные каннибальские пристрастия, впрочем, как и у большинства других островитян тихоокеанского региона. Да ведь еще и Жюль Верн писал об этом более ста лет тому назад.

Считается, что Новая Зеландия около 1000 лет тому назад была заселена выходцами из восточной Полинезии, имевших слабость к человеческой плоти, и маори сохраняли этот древний уклад жизни вплоть до 20 века. На Южном острове НЗ есть даже залив Каннибалов. Здесь найдены тысячи человеческих останков, оставшихся после кровавых пиршеств. Съедали обычно пленных…

Многие традиции, связанные с каннибализмом, имели глубокие корни и основывались на бытовавшей вере в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг — мудрость, сердце — отвагу и т. д. Поэтому белый человек в этом отношении имел явное предпочтение перед аборигенами — в большинстве своем они были мудрыми и отважными. Правда, некоторые дикари считали, что употребление белыми людьми соли, портит вкус их мяса…


Каннибализм был распространен и в близких к Меланезии западной Полинезии, на Фиджи, островах Тонга. Он был обычным явлением далеко к востоку вплоть до Маркизских островов, острова Пасхи и группы островов Кука. Маори Новой Зеландии считали мясо врагов самой желанной целью военных действий. По всей Полинезии практика каннибализма мотивировалась местью, поскольку поедание тела врага было выражением высшей степени презрения к поверженному.


Зная все это, уже по-другому виделись эти молодые мужчины, исполнявшие воинственные танцы. В конце выступления они пригласили и нас на сцену, чтобы вместе завершить этот праздник.


При этом нам нужно было как можно сильнее вращать в разные стороны глазами, закатывать «до неба» белки глаз и как можно больше высовывать язык со рта, да еще и издавать при этом пронзительные победные крики! Такими жестами мы должны были до крайности запугать «врага».

Кстати, одного из этих воинов-танцоров мы встретили на следующий день в термальном заповеднике, где он работал резчиком по дереву. Не сговариваясь, поздоровались уже как старые знакомые — по-маорийски — носом к носу!
— геотермальной зоной с ее гейзерами и грязевыми вулканами, шоу с баранами и овцами в «Агродоме» и знакомство с народным прикладным искусством маори.

Тысячи лет назад, первые переселенцы достигли берегов Новой Зеландии. Существует легенда, согласно которой они приплыли сюда на каноэ – длинных деревянных лодках. Именно так зародился народ маори.

Слово «маори» на местном языке обозначает «обычный» или «нормальный» . В древних легендах, оно отличало простых смертных от божеств. Традиции народа маори ведут свое начало из далекого прошлого. Как и их предки, они занимаются в основном земледелием и ремеслами. Люди выращивают папортники, ямс, сладкий картофель и другие растения. Большое значение в их жизни имеют ткачество и резьба по дереву. Несколько веков назад, в Новой Зеландии была распространена охота на гигантских птиц – моа. Сейчас эти птицы истреблены человеком.

Самый удивительный обычай народа маори – нанесение татуировок . Татуировками покрывается не только тело, но и лицо. Наносятся они на кожу с помощью особого инструмента, который называется «ухи». На коже появляются небольшие рубцы, из-за чего процедура становится очень болезненной. Любимый орнамент – спираль. Простой человек без особых заслуг не мог позволить себе такую татуировку, так как для ее оплаты требовалось очень много средств и времени. Обычно, их обладателями становятся вожди или прославленные воины.

Каждый рисунок на теле несет сведения о человеке. Например, к какому племени он принадлежит, из какого рода происходит и какой статус занимает в обществе. В некоторых случаях, к ним добавлялись сведения о выигранных сражениях и подвигах.

Краска для татуировок изготавливается из черного древесного сока и насекомых. Во время их нанесения, близкие человека старались отвлечь его песнями от ужасной боли.

Женщины маори тоже наносят татуировки, в основном это сведения о родословной и количестве детей ее обладательницы.

Мастера татуировок очень ценятся в обществе маори и имеют высокий статус.

Когда-то у маори был распространен каннибализм. Согласно этому страшному обычаю, сила врага непременно переходит к тому, кто его съел. В настоящее время, подобные случаи сошли на нет.

Особый интерес вызывает обычай боевого танца – «хака» . У каждого племени он уникален. Танец сопровождается хоровым пением или просто выкрикиваемыми словами поддержки. Изначально, люди верили, что он поможет привлечь духов природы и обязательно принесет удачу в борьбе с врагами. Женщины исполняют другой танец, называемый «пои», под звуки флейты.

Еще один обычай народа маори – изготовление талисманов и амулетов из дерева . Все они несут в себе определенный смысл. Так, хвост кита символизирует силу, а спираль обозначает спокойствие. Фигурки птиц, обозначают связь моря с землей. Самым мощным оберегом от злых сил является «манайя» – человек с головой птицы и хвостом рыбы.

Обычай празднования Нового года у маори особенный и называется словом «матарики», которое дословно обозначает «маленький». Когда на небосклоне появляется звездное скопление Плеяды (в начале июня) начинаются народные празненства, которые длятся несколько дней.

В наши дни удивительный народ маори сохранил большинство своих обычаев.

  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов
  • Читать дальше: Людоеды-маори
  • На протяжении веков народ, о котором мы будем сейчас говорить, был одним из самых, не побоимся этого слова, зловещих на земле. Его утончённая жестокость сочеталась с большим коварством, хладнокровием и храбростью. Его регрессивное развитие шло не по пути австралийских аборигенов, превратившихся в неорганизованное людское стадо. Регрессия этого народа тоже шла по пути превращения человека в животное, но животное хищное, агрессивное. Народ, о котором мы будем говорить - это маори, аборигены Новой Зеландии.

    В отличии от других уголков нашей планеты, эта земля оставалась незаселённой вплоть до X в. х. э. Именно благодаря этому она сегодня и сохранила намного лучше, чем другие районы мира, первозданную природу, в нетронутом виде, созданную Богом и не испорченную деятельностью человека. Недаром путешественники всех веков говорили об этой земле, как одном из чудеснейших уголков мира.

    Открытие Новой Зеландии связывается с именем рыбака Купе в острова Гаваики (это, вероятно, остров Раиатеа, к северо-западу от Таити), который как-то раз, во время ловли кальмаров, очутился далеко к югу от родного острова, пока не увидел земли с высокими берегами, окутанной туманом. Возвратившись домой, он рассказал соплеменникам о своём открытии, и вскоре часть из них во время шторма была отнесена к этой земле, которая им очень понравилась и они остались там. С тех пор прошло чуть более ста лет, пока новые лодки не подплыли к острову. Легенды повествуют, что причиной этого стала потеря неким человеком по имени Тои своего внука Уатонга, которого отнесло ветром во время лодочных гонок. После долгих приключений дед с внуком, наконец, встретились в Новой Зеландии. Там эта небольшая группа, не имевшая женщин, встретилась и вступила в контакт с поселенцами, предки которых прибыли сюда в X веке, образовав единый народ.

    Третья волна переселения относится к XIV веку, даже порой называется и точный год - 1335. Причиной этого стали межплеменные войны на Гаваике, в результате которых часть населения должна была покинуть родину в поисках новой земли, которой и стала Новая Зеландия, известная на Гаваике ещё со времён Купе. Прибыв на остров, новые пришельцы были поражены его красотой. Они поделили между собой его земли и поселились друг от друга на некотором расстоянии, чтобы избежать возможных раздоров, вынудивших их покинуть родину. Земля была поделена между семью вождями, прибывшими на отдельных ладьях. Они вступили в вооружённое столкновение с потомками Тои, подчинив их в конце концов своей власти, а затем и ассимилировав их .

    Современная этнография говорит, что маори (полинезийцы) представляли собой переходную расу, вобравшую в себя черты различных рас. “Своеобразие полинезийцев не выражается в какой-то преимущественно развитой особенности, выделяющей их из череды других расовых типов, или развитой несравненно сильнее или слабее, чем в других случаях. Своеобразие это заключается в исключительном сочетании признаков, маркирующих другие расы, даже основные, что затрудняет сближение полинезийцев по антропологическим признакам с представителями даже основных расовых ветвей. От европеоидов даже в южном средиземноморском варианте их отличает более тёмная пигментация и слабое развитие волосяного покрова, от негроидов, наоборот, - более светлая пигментация, большее выступание носа, крупные размеры лица, от австралоидов - более светлая пигментация, от монголоидов - сравнительно сильное по монгольскому масштабу выступление носа; от американоидов - волнистоволосатость” . Безусловно на эти особенности оказало влияние длительное и изолированное пребывание на островах. Однако всё же в формировании полинезийцев главную роль сыграл австралоидный и монголоидный компоненты.

    По языку полинезийцы (и их составляющая маори) входят в австронезийскую (старое название малайско-полинезийскую) семью языков. На этих языках говорят в Микронезии, Меланезии, Полинезии, Мадагаскаре (!), часть племён на острове Тайвань и во Вьетнаме (язык чаи). Так же японский язык весьма близок в фонетическом аспекте к полинезийскому (!). Кстати, первыми пришли на Японский архипелаг австронезийцы . Сегодня родиной австронезийцев считается Индокитай, откуда они попали в Индонезию, а затем уже расселялись по островам Тихого океана от Японии до Новой Зеландии . Итак, подведём общие итоги происхождения маори (полинезийцев). В основе своей они вели своё происхождение, безусловно, от Хама (что подтверждается и схожестью групп языков народов хамитского происхождения) давшего начала негроидной и монголоидной расе. Однако, первоначальная родина (Индокитай) находилась вблизи земель потомков Иафета в Индии, где могли с ними частично смешаться, откуда и не совсем типичный для негроидов внешний вид полинезийцев.

    Первых же поселенцев Новой Зеландии (первые две волны) относят к типичным негроидам . Так что по своему внешнему виду, языку, родственным и культурным связям маори были потомками Хама. Став полноправными хозяевами острова, переселенцы третьей волны не создали единого государства. Их образование представляло собой некую конфедерацию, состоящую из семи (затем пяти) основных племенных групп (“вака”). Они, в свою очередь, делились на более мелкие ячейки иви, а те - на кланы (хапуу). Каждый клан хапуу имел своего вождя и занимал отдельную деревню, точнее, крепость (па). Свои крепости новозеландцы строили на неприступных, хорошо защищённых природой местах. Па обносилась, как правило, тремя поясами укреплений; образованных двумя рядами многометрового частокола и оградой из ивы с бойницами. Во многих па были также и рвы. Вершины кольев “украшали” головы врагов, из которых предварительно выскабливался мозг, снимались кожные покровы, носы укреплялись маленькими дощечками, а рты и веки сшивались. Затем такую голову коптили в продолжении тридцати часов, что обеспечивало ей длительное сохранение на кольях частокола, для внушения трепета и уважения врагов.

    Много веков назад прародители маори приплыли на семи каноэ-ваках в земли Аотеароа из далекой Гаваики. Где именно находится эта мифическая Гаваика точно не известно, ученые называют более десятка версий – от Гавайев и Таити до Явы и Тайваня. Название ваки дало имя и новообразовавшимся племенам, которые заселили необитаемые земли Новой Зеландии – арава, мататуа, аотева, таинуио, курахаупо, такитуму и токомару. Когда усталые путники подплывали к острову, он был окутан белой дымкой от извергающихся вулканов, поэтому новые хозяева и назвали его «Страной длинного белого облака».

    Маори считаются одними из самых воинственные и кровожадных племен, хотя само название новозеландских аборигенов переводится как «нормальные», «обычные». На самом деле так представители племени отличали себя от богов, а к белому человеку эти полинезийцы до нашего времени испытывают чувство неприязни. От одних только ритмов боевого танца «хака» у обычных туристов уже идут мурашки по коже. Но любопытство побеждает все страхи, поэтому джайлоо-туризм в деревни маори сегодня считается одним из самых популярных направлений.

    Племена маори живут небольшими деревнями «па», которые обнесены высокой оградой и глубоким рвом. Традиционная семья живет в доме-фаре, построенном из бревен и покрытым соломой. Пол в таких домах всегда ниже земли, чтобы было теплее. Центром деревни считаются «марае», так называемый Дом Собраний. Сами маорийцы считают это здание живым существом, хранителем их культуры и традиций. Это самый богатый дом деревни, украшенный традиционной резьбой, здесь хоронят вождей, проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, празднуют торжества и решают проблемы племени.

    Маори почитают полинезийских богов Тангароа, Тане, Ту, Ронго и именно им часто посвящают мужские ритуальные танцы «хака» и женские «пои». Воплощение таких божеств можно также увидеть на маорийских масках, статуэтках и барельефах. Резьба этого народа довольно сложная и основана на спиралевидных узорах и завитках, которые несут в себе зашифрованную информацию. Разгадать ее могут только те, кто близко знаком с этнической символикой маорийцев.

    Настоящим искусством также является маорийская татуировка мокко. Если в современном мире тату используют для украшения тела, то для маори она является чем-то на подобии удостоверения личности. Мокко на теле аборигенов может рассказать всю его родословную и даже несет тайное послание остальному миру. Эти татуировки раскрывают не только прошлое маори, но и определяют их будущее.

    Еще несколько фото маори.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама