THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Израиль – это уникальное сочетание культур. За тысячи лет его земли накопили богатейшую историю. имеет не большую по площади территорию, но на которой имеется огромное количество древнейших памятников. Прогулка по улицам городов Израиля – это путешествие в прошлое. С прошлым в этой уникальной стране обращаются бережно. Например, если здание в ходе реконструкции будет полностью перестроено, фасад будет строителями сохранен. Особенно бережно относятся к тому, что связано с историческими или религиозными событиями. У древних городов Израиля в большинстве случаев современное лицо. Каждый год города расширяются и расстраиваются, на картах появляются все новые и новые современные кварталы.

Израиль – святой для трех основных мировых религий. Паломники со всего мира черпают здесь силы и энергию. Их (паломников) количество на этой святой земле изменяется в зависимости от религиозных праздников. Они спешат в Израиль, чтобы исполнить необходимые обряды. Причем едут паломники из самых разных стран. Чаще всего паломники также по совместительству являются еще и туристами и приносят для неплохую прибыль. Хотя многим в Израиле и не нравится, что сокровенное доведено до уровня индустрии к приезжим гостям здесь относятся почтительно, с уважением.

Поговорим об одном из святых городов Израиля, городе Цфат.

Цфат – удивительный святой , который находится на севере государства. Он входит в список священных для еврейского народа городов, таких как Иерусалим, Хеврон, Тверия. Среди них он считается самым молодым. Город Цфат в Израиле высится на горе, в центре Верхней Галилеи. С города открывается неописуемой красоты вид на Верхнюю Галилею, здесь . Если посмотреть на юго-восток, то можно увидеть пресноводное Тивериадское озеро, которое больше известно как Галилейское море, либо озеро Кинерет, если посмотреть на запад, то можно видеть голубые пейзажи Средиземного моря, взглянув на север – белоснежную вершину горы Хермон. Воздух в городе поистине чистый, атмосфера духовная. Вы бывали когда-либо в монастыре, ощущали на себе его мощь и чистоту? Так вот, город Цфат в Израиле по ощущениям духовности можно сравнить с монастырской атмосферой, он такой же тихий, чистый и намоленый. Его тайна и святость притягивает паломников из всех уголков земного шара. Их захватывает загадочный дух Цфата.

В древности, во времена так называемого Второго Храма город Цфат обустраивался как город-крепость, в котором заняли свои позиции повстанцы-зелоты. Крестоносцами была сооружена могучая крепость, с двойными стенами высотой в двадцать восемь метров. Башен насчитывалось на крепости семь.Вокруг этого сооружения и стал расти и развиваться нынешний город Цфат, превратившись со временем в окружной центр.

Славу и известность Цфат в Израиле приобрел с переселением в эти места в ХVI веке испанских и португальских раввинов-мистиков. С тех пор территорию города Цфат преимущественно заселяют религиозные евреи. Кроме того, какая-то невидимая сила притягивает к городу и творческих личностей. Цфат считается в Израиле городом поэтов, музыкантов, скульпторов и художников.

Город считается малонаселенным, на данный момент жителей в нем проживает где-то шестнадцать тысяч. Улицы города малолюдны, центральная улица обвивает гору, на ней сосредоточена основная жизнь: движение, лавки и магазинчики. Но, не смотря на то, что городок не велик, сюда из года в год стекаются потоки паломников и туристов, их привлекает его красота и святость.

Святой город Израиля Цфат не упоминался ни в одном святом писании. Впервые город был упомянут в книге Иосифа Флавия «Иудейская война». Книга описывает историю города, военные события, приготовления к обороне, о его падении и возрождении.

Город Цфат также один раз, почти, что мельком был упомянут в Иерусалимском Талмуде. Рассказывается там о том, что на горе при наступлении нового месяца, праздниках и опасности жглись костры.

Хотя если почитать книгу Судей, там, где описывается завоевание израильскими племенами Ханаана, то можно встретить город, расположенный в Негеве, который называется также Цфат. Поэтому можно предположить, что в древние века словом «цфат» называли пограничные крепости или наблюдательные пункты.

Город также часто упоминают в написанных еще в VI – VII вв. пиютах.

Согласно легендам давным-давно в городе Цфат проживал Товия из Нафтали, изгнанный ассирийскими правителями за его добрые дела. В городе Цфат в Израиле и до сих пор существует пещера, где Товия хоронил мертвых. Одни называют ее пещерой Сима и Эвера, другие – дочерей Иакова.

При владении Цфата крестоносцами он играл важную стратегическую роль, так как с этих мест дорога, ведущая из Дамаска в Акко, очень хорошо просматривалась. Поэтому ими в 1140 году была выстроена на месте разрушенной крепости новая крепость, не менее могущественная, чем была, которая со временем перешла во власть тамплиеров. Спустя сорок лет крепость была захвачена мусульманами. Мусульманским правителем по достоинству была оценена мощь крепости и мужество ее жителей, что он не стал брать пленных, а отпустил их на волю – в г. Тир.

Спустя не так уж и много времени крепость возвращается к старым своим владельцам – крестоносцам, но на этот раз на основании договора. Они опять берутся за строительные работы, и крепость опять имеет былую свою мощь. Но на этом история крепости не закончила, через 25 лет ее опять разрушили войска Бейбарса. Потом крепость снова отстроили, но на этот раз мусульмане, превратив Цфат в столицу Северного округа. Царство называлось Цфадия. В 1492 году в Цфат начали переселяться евреи.

Город начал развиваться экономически (развивалась текстильная/ткацкая промышленность), а также как просвещенный центр, ведь в то время в Цфате собралось огромное количество праведных и ученых евреев; издаются книги, научные работы. Цфат считался городом мудрости и святости. Среди переселенцев был и Йосеф Каро, который создал свод законов для еврейского народа – «Шулхан Арух».

Около города Цфат в Израиле можно увидеть много могил еврейских мудрецов, например, могилы Рашби, Шимона бар Йохая, Йонатана бен Узиэля и других. Есть поверье, что все, кто помолится возле могилы Йонатана бен Узиэля, женятся на протяжении года.

Вернемся в далекие 1947-1949 года, в года арабо-израильской войны. К началу войны население Цфата состояло из двух тысяч евреев, и десяти – арабов. В течение военных действий арабское население значительно уменьшилось: одни – бежали сами, других – выселили. Сегодня население Цфата – преимущественно евреи, большинство из которых – религиозные евреи.

Цфат сегодня богат на большое количество синагог Израиля, иешив – высших религиозных учебных заведений, художественных галерей, выставочных центров, мастерских художников. Город Цфат Израиля – это крупный центр религиозной жизни. В городе имеется квартал любавических хасидов, название которого Хабада. Построен и квартал Кирьят-Брацлав, где проживают брацлавские хасиды. В городе на базе иешив проводятся различные встречи, семинары и лекции на религиозные темы. Для паломничества объектом в Цфате в Израиле служит и древнее цфатское кладбище.

Кроме того, в городе Цфат необычная архитектура, которая значительно отличается от архитектуры Израиля. Необычность ее заключается в том, что улицы располагаются сверху вниз, застраивались они постепенно, начиная с древности мастерами-выходцами из различных стран. Поэтому строения разные, в разном стиле.

Чем еще славится город Цфат в Израиле? Славится он не только своей религиозностью и духовностью, архитектурой и художниками, но и арабскими сыроварнями, которые производят особый вид сыра – полутвердый цфатский сыр. Что это за сыр?

Цфатский сыр – это вид твердого сыра, который производится только в Израиле. Для его приготовления использовалось исключительно молоко мелкого рогатого скота – коз. Сыр получается упругий, с невысокой жирностью и соленостью. Молоко используется только пастеризованное. Для быстрого свертывания молока используется специальная закваска. После того, как сыворотка отделилась, сыр помещают в соломенные корзины, несколько раз его переворачивают для того, чтобы сыворотка быстрее стекала. Такой способ приготовления твердого сыра обеспечивает сохранение всех полезных свойств, витаминов и микроэлементов козьего молока. Готовый сыр продается в израильских магазинах в небольших головках, весом до трехсот грамм. Вкусовые качества довольно высокие.

Вообще-то довольно интересная. Ее относят к кухне средиземноморья. При приготовлении блюд используют овощи и фрукты, оливковое масло, рыбу, зелень, бобовые. Плюс, в израильской кухне используются рецепты и из сефардской, ашкеназской кухни, а также арабской и европейской. При приготовлении блюд учитываются законы кашрута. Поэтому, если вы в Израиле и планируете посетить Цфат, обязательно воспользуйтесь уникальной возможностью оценить все достоинства израильской кухни. Хочется отметить, что кухня разных городов в Израиле имеет свои отличия.

В Израиле в Цфате есть и музей, в котором представлены экспонаты скульптуры и графики. Музей носит имя Ханоха Глиценштейна. Здесь же и его библиотека. Есть и другие музеи.

Чем еще богат город Цфат в Израиле? В городе есть районная больница, предоставляемые медуслуги которой не уступают общегосударственным. Как не раз уже говорилось, находится на очень высоком уровне. И все это благодаря государственной поддержке и финансированию, высокому профессионализму израильских медиков, наилучшему в мире оборудованию.

Чем еще славится Израиль, в частности город его Цфат? Конечно же, базаром. Никто здесь не жалуется на буйство красок и ароматов. Базар в Израиле – это вечная суета, но даже здесь можно найти место для уединения и молитвы. Вокруг царит мирная атмосфера. По всюду витает запас восточных специй. Главным товаром является ладан, который в регионе пользуется особым спросом. Его используют повсеместно. Также по всюду продают гранаты и свежевыжатый с них сок. Прямо при вас израильские пекари приготовят быстро и умело так любимы здесь блинчики и иную выпечку. Израильский хлеб, булочки готовятся в зависимости от вида толи вручную, толи с помощью специальных машин. Прямо из печи данная вкуснятина еще горячая попадает на прилавок. Люди здесь вежливые, они понимают друг друга с полуслова. Здесь не сложно добиться взаимопонимания.

Как видим, Израиль уникален во всех отношениях.

– небольшой город на севере Израиля, раскинувшийся на живописных зеленых холмах, в которых берут начало многочисленные речки и источники. Город является одной из основных святынь иудаизма, наряду с Иерусалимом, Тверией и Хевроном. Из Цфата открывается захватывающая панорама на знаменитое , Средиземное море и гору Хермон, покрытую в зимний период снегом.

Первые упоминания города относятся ко временам Второго Храма Иерусалимского (566 г до н.э-70 г. н.э), когда Цфат входил в число городов-крепостей, ставших пристанищем для повстанцев-зелотов. Во времена Крестовых походов (1095-1291 гг) рыцари-тамплиеры, стремившиеся взять под свой контроль стратегическую высоту, возвели здесь крупных размеров крепость с двойной стеной высотой в 28 м. За стенами крепости стал стремительно расти и развиваться город Цфат, превратившийся в последствии в окружной центр. В конце XI века войска шейха Салах Ад-Дина захватили Цфат. Под властью Саладина в окрестностях города стала зарождаться крупная еврейская община. В середине XII века город вновь перешел под власть Ордена тамплиеров и оставался под его управлением до захвата мамлюками в 1266 году. При правлении мамлюкского султана Байбаса Цфат стал крупнейшим и наиболее процветающим городом северного Израиля. В качестве города-святыни Цфат прославился в XVI-XVII веках после того, как сюда стали стекаться величайшие каббалисты. Среди них оказался и создатель фундаментального свода иудейских законов Йосеф Каро. В 1516 году Цфат был завоеван турецкой армией и вошел в состав мощной Османской империи, что способствовало улучшению экономического положения города, развитию торговли и росту населения. В середине XVIII века Цфат был полностью разрушен мощным землетрясением, унесшим тысячи жизней. В 1831 году Израиль был захвачен египетским султаном Ибрахим-паша, который приложил немало усилий для того, чтобы превратить Цфат в крупный коммерческий и торговый центр Галилеи. К началу Войны за независимость (1948-1949 гг) в Цфате проживало значительное количество евреев, а после победоносной операции в мае 1948 г город практически полностью покинули арабы.

Сегодня Цфат представляет собой красивый город, привлекающий внимание туристов и паломников со всех уголков мира. Здесь находятся многочисленные синагоги, галереи, художественные мастерские, не говоря уже о культурно-исторических и архитектурных памятников. Главными достопримечательностями Цфата считаются древняя крепость, практически полностью скрытая под землей, и синагоги Банай, Сефардийская и Каро. Все эти красоты располагаются в старой части Цфата, куда ежегодно стекаются тысячи туристов.

Спустившись вниз по вьющейся по склонам горы улочке Ерушалаим , мы попадем в Старый город. Отсюда и начнем наше путешествие по иудейским святыням. Первой на нашем пути синагогой является синагога Абохав , построенная в XV веке. В стенах этого святилища хранятся старинные свитки Торы, которые используются в дни празднования Рош а’шана (Еврейский Новые год), Йим Кипур (Судный день) и Шавуот (праздник дарования Торы). Интересным историческим фактом касательно синагоги Абохав является то, что во время ужасного землетрясения 1837 года нетронутой осталась только стена, обращенная в сторону Иерусалима.

Следующей синагогой, которую мы осмотрим, является синагога Алшех , возведенная в XVI веке. Синагога была построена в самаркандском стиле. В стенах этого священного здания, увенчанного куполом, в свое время молились турецкие евреи.

Следуем дальше и оказываемся у стен синагоги Бинай , святыней которой является гробница раввина Банная. Ниже по улочке стоит еще одна синагога – синагога Каро , построенная в XVI веке. Первое здание этого иудейского храма было полностью уничтожено землетрясением 1759 года, но синагогу в скором времени отстроили. Над входом в здание красуется табличка с посвящением проекту ее восстановления.

Рядом со старым кладбищем возвышается самая знаменитая синагога города – Сефарадийская синагога АРИ XVI века. Эта синагога необычна во многом: например, на входе отсутствует мезуза (свиток пергамента из кожи ритуального животного, прикрепляемый к внешнему косяку двери и содержащий часть текста молитвы Шма). Еще одна удивительная вещь находится внутри синагоги – шкаф из дерева для хранения Торы, стоящий у южной стены, который был абсолютно нетронут при землетрясении 1897 года. Существует немало удивительных историй об этом здании. Одна гласит о том, что во время Войны за Независимость 1948-1949 гг во время шабатней молитвы, когда синагога была полна народу, во дворе здания упал вражеский снаряд, осколок которого вонзился в подиум прямо посередине синагоги, не задев при этом ни одну живую душу.

Помимо синагог и руин крепости в Цфате интерес вызывают и многочисленные пещеры. Самая известная среди них — пещера Шем ве-Эвер , спрятанная глубоко под землей. Пещера находится рядом с мостом, проходящим прямо над улицами Пальмах и Иерушалаим. Говорят, что свое имя пещера получила от правнука Ноя. Пещеру также часто называют «Неугасаемой», поскольку своды пещеры озарены огнем сотен свечей, придающих этому месту таинственную красоту и мистическую атмосферу.

В западной части Цфата находится старое еврейское кладбище , являющееся нынче местом паломничества иудеев со всего мира. Здесь расположены склепы и захоронения раввинов, каббалистов и законоучителей святого АРИ, Алшех, Кардоверо и многих иных.

На вершине горы, где когда-то величественно возвышалась средневековая цитадель тамплиеров, находится еще одно уникальное место, которое обязательно стоит посетить: великолепный парк «Гиват аМецуда», откуда взору открывается завораживающий вид на город и его окрестности.

Советуем обязательно отведать местного полутвердого сыра, производимого в арабских сыроварнях, многие из которых готовят сыр по старинным рецептам. Сыр изготавливается из молока мелкого рогатого скота (козы, овцы). Самые знаменитые сыроварни Цфата – Сыроварня Мэири, созданная более 170 лет назад, и Сыроварня Кадош. Посетить их можно в любой день с 08:00 до 15:00 (кроме субботы). Стоимость входа: 50 шекелей с человека.

В Цфате ежегодно проводится всемирный Цфатский фестиваль клейзмерской музыки , являющийся крупнейшим в мире фестивалем в этом музыкальном жанре.

Совсем недалеко от Цфата находится еще 2 святыни иудаизма и каббалы – и деревушка Мерон.

Ну а начав день с осмотра иудейских святынь, мы предлагаем его продолжить, в святом для христиан городе – .

Цфат — один из четырех священных еврейских городов. Он же самый молодой из них. Согласно легенде, основал его сын Ноя. В XIV-XV вв. считался центром еврейской образования и торговли, а в XVI-XVII в. приобрел славу центра Каббалы и еврейского мистицизма.

Здесь, наряду с евреями, проживают также русские христиане и марониты. Цфат — очень интересный, город с необычной архитектурой. А причина этому то, что в разные периоды своего существования он застраивался выходцами из различных стран мира. Знаменит город своими галереями, художниками, музыкантами, артистами, мастерскими местных творцов.

Цфат — красивое место, окруженное величественными горами, бурлящими речками и множеством источников. Здесь чистый воздух и теплое солнце, приглашающее побродить по извилистым, дышащим историей древности, улочкам.

Древний город и руины крепости

Большая часть достопримечательностей расположилась в Древнем городе: синагоги, квартал художников, руины главной крепости, возведенной крестоносцами в XII в. Она считалась самой крупной на всем Ближнем Востоке.

В 1168 г. ее передали тамплиерам, в XIII в. султан Дамаска приказал разрушить крепость. Но ее вновь восстановили крестоносцы. Рядом они поставили мельницы, и разбили сады. Однако, волею судеб крепость вновь захватил султан Бейбарс. Он сделал из нее тюрьму и казармы. А церковь на ее земле перестроил в мечеть. Сегодня от этого величественного сооружения сегодня остались лишь руины. Но, даже несмотря на это, древнюю крепость стоит посетить.

«Квартал художников» – уникальное место в священном Цфате. Это поселение художников, мастеров, музыкантов, артистов. Здесь расположились их лавки, мастерские, дома. Каждая улочка, каждая жилая постройка, даже расписной забор придают уникальную атмосферу всему району. Именно здесь вы сможете приобрести себе на память вещь, изготовленную лично мастером.

Синагоги

Все синагоги Цфата уникальны тем, что смотрят не на восток, как положено, а на юг. По поверьям, Мессия придет именно с юга, и местные смогут первыми его увидеть.

Названа именем раввина Абохава. В ней хранится свиток Торы, когда-то принадлежавший ему. Всего в храме четыре свитка, но особенным принято считать Абохав. По нему читают всего три раза в год. А в одной из ниш, по легенде, спрятан Священный Коран. После мощного землетрясения 1837 г., единственной уцелевшей стеной здания оказалась та, что была направленна в сторону Иерусалима.

Алшех

Синагога посвящена рабби Моше Алшеху, написавшему комментарии к Торе. Построили ее в самаркандском стиле, в XVI в. Макушку сооружения венчает красивый купол.

Банай

Банай названа в честь великого раввина Иосе ха-Банная. Здесь находится его могила и свиток Торы, доставляемый ежегодно в особый праздничный день на гору Мерон.

В 1759 г. здание синагоги Каро (XVI в.) пострадало от землетрясения. Позже его отстроили заново. А назвали ее в честь рабби Иосефа Каро — автора «Шулхан Арух».

«Белый» праведник

Синагога посвящена раввину Иосе ха-Банная, жившему в III в. Прозвище свое он получил уже после смерти. Римляне, зная, что евреи могли приносить в жертву только белого петуха, приказали перекрасить птиц. Убитые горем, жители всю ночь молились на могиле раввина. И на утро обнаружили, что все петухи побелели.

Возле синагоги растет фиговое дерево, из-за которого погиб сын раввина. Воспользовавшись своим даром, сын обратился к Господу с просьбой чтобы дерево поскорее дало плоды. Он хотел накормить своих людей, но разгневал отца. Нельзя отвлекать Всевышнего такой ерундой. Раввин попросил забрать способности отпрыска и обрек того на смерть. Дар — неотделим от души.

Самая старая и наиболее известная сефардская синагога названа в честь рабби Лурия (Ха-Ари). Место это настолько святое, что ему даже не требуется защита Мезузы (свитка со священным текстом). По легендам, рабби, молившийся здесь, призвал к чтению великих праотцов: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Давида. Благодаря молитвам древних, место более не стало нуждаться в дополнительной защите.

Пещера «Шема и Эвера». Кладбище

Самая известная из многочисленных пещер Цфата – пещера «Шема и Эвера. От Шемы, сына Ноя, произошли семиты. Эвер – правнук Шема, единственный говорил на иврите, после случая в Вавилоне. Жили они в данной пещере. Однако знают о ней не только из-за Шема и Эвера. Кто-то говорит, что здесь Иаков передал сыну секрет Торы. Другие — что здесь он узнал о гибели сына. Горько заплакал, и из стен потекла вода. Стоит также посетить древнее кладбище Цфата. В этом месте похоронены великие каббалисты древности, раввины и, пришедшие в негодность Торы.

Три музея Цфата

В Цфате открыто несколько музеев. В музее «дома Мэири» вам поведают о создании еврейского поселения в городе. Вы сможете изучить фотографии, документы, воспоминания, быт и прочее. В музее «Библии», созданном Денисом Ратнером, вам предоставят ознакомиться с 300 произведениями на тему Библии. А в музее «Еврейского наследия выходцев из Венгрии» расскажут о прошлом еврейских общин из Венгрии, Трансильвании, Словакии.

На высоте 800 м., в национальном парке Нимрод, стоит Средневековая крепость. Назвали это великое сооружение в честь библейского царя Нимрода. Возведенная в XIII в., она предназначалась для защиты от врагов. В XVI в. служила тюрьмой османскому дворянству. К сожалению, в XVIII в. крепость рухнула после сильного землетрясения. На сегодняшний день, путешественники имеют возможность исследовать восстановленную ее часть: винтовые лестницы, уникальную штукатурку, тайные коридоры, лазейки.

Мост дочерей Иакова находиться всего в получасе езды от города. Многим это место известно, как «Брод Иакова». В древности здесь была переправа – часть торгового пути Хора. А местная легенда повествует о том, что здесь дочери Иакова оплакивали гибель своего брата. Поэтому мост ежегодно привлекает к себе множество паломников.

С высоты 1204 м ., с величественной горы Мерон открывается, необычайной красоты вид на город. Большая часть горы — это природный заповедник. Вершина ее покрыта не снегом, а зеленью. У подножья горы были обнаружены столбы древнейшей синагоги страны. У подножия горы можно найти священные для многих иудеев могилы. К примеру, могилу рабби Шимона Бар Йохай, автора главной книги о Каббале.

Согласно Евангелию это «Галилейское море». «Тивериадским озером» его называют из-за соседнего города Тивериада. «Генисаредским озером» – из-за прилегающей к нему одноименной долины и города. Воды этого пресноводного озера заполняют самый низкий участок суши на Земле (213 м. ниже уровня моря).

Согласно Новому Завету, Иисус провел в окрестностях озера и его городов значительную часть жизни. Раньше здесь пролегал «морской путь» из Египта в Месопотамию. А египтяне пользовались целебными горячими источниками озера, богатыми серой и солями. Озеро привлекает огромное число паломников со всего света.

Парк Барам, назван в честь древнего еврейского поселения, на месте которого он был создан. На территории парка сохранились остатки синагоги II в. В XIX в. на руинах поселения построили христианскую деревню, с созвучным названием Бирим. Но в 1948 г., в ходе военного конфликта, жители вынуждены были покинуть свой дом. В парке до сих пор сохранилась церковь, являющаяся духовным центром маронитов, некогда основавших деревню.

Один из самых больших, старинных летних фестивалей еврейской музыки Израиля. Посетив его, вы сможете окунуться в незабываемую атмосферу древнего Цфата. На улицах традиционно возводят множество сценических площадок, где играют клейзмерскую и хасидскую музыку. Вход свободный. А в течение дня, по всему городу будут проходить экскурсии, семинары, концерты юных музыкантов и приглашенных учителей из разных стран.

В Цфат я собиралась съездить уже давно. Определенно лет 7-8. Но путешествия по стране проживания часто откладываются на потом, из-за предпочтения стран зарубежных. По крайней мере у меня это происходит так. А тут все сложилось в единый пазл: надоела ежедневная круговерть, поостыли эмоции от сентябрьской Шотландии, в Израиле наконец-то наступила осень — это когда стало около + 20, прошли первые дожди, умывшие страну. Ну и вообще — засвербело мне проехаться в Цфат. Сначала думала поехать туда на автобусе, а потом предложила дочке составить мне компанию и она с радостью согласилась.

32


Ну, а раз дочь на машине со мной, то к Цфату присоединился, ну я так первоначально думала, заповедник Баниас и ночевка в Цфате, чтобы никуда не спешить, не суетиться и постараться получить удовольствие в наиболее широком и многогранном аспекте от мест совершенно разных и как мне казалось, хорошо работающих в связке и на контрасте. «Предчувствия его», т. е. меня, не обманули. Единственно, один заповедник заменился на другой. Но обо всем по-порядку.

14


Заповедник "Ручей Амуд".

То что в Израиле пошли дожди — это замечательно, но то что они зарядили в Хайфе в день отъезда — радости не прибавило. Причем о погоде с синим небом и кучерявыми облаками я начала договариваться с ответственными за пару недель до отъезда и была сильно раздосадована идущим всю ночь и утро проливенным ливнем. В перерывах между потоками воды я проговаривала про себя скороговорку:

— Ну этот последний, ну этот последний!

Но после последнего, а за ним еще последнего, следовал третий последний и конца им не было. Но как только мы выехали за пределы Хайфы, небо неожиданно очистилось. Про дождь ничто не напоминало. А на подъезде к Северной Галилее, где расположен Цфат, пейзаж преобразился совершенно, просто повергая в шок невероятной красотой, чему очень способствовали те самые облака, рассеянные по голубому небу.

31


Верхняя Галилея. Вид на Кинерет.

30


Лизка очень легко, уверенно и главное аккуратно вела машину, чему я была несказанно рада, т. к. на дальние расстояния с ней никогда не ездила. В помощь ей был «Вэйз», отсчитывающий повороты довольно противным бабьим голосом. Но привез он (или она) к месту без сучка и задоринки, даже ни на секунду не заплутав в узких цфатских закоулках, серпантином поднимающихся по склону. Цфат самый высокогорный израильский город, расположенный на 900 метрах над уровнем моря.

27


По дороге встретили голосующих. Мужиков в лапсердаках мы не взяли. Лизка это прокомментировал так, что им с нами ехать нельзя, т. к. мы чужие женщины, да еще и в брюках. (Вот интересно, а сели бы они действительно в машину, или как?) Но молодую женщину подобрали и высадили на центральной автобусной станции, куда бы я прибыла, если бы пустилась в одиночное плавание.

Попутчица ненароком обмолвилась, что она хочет успеть на рынок, что расположен неподалеку, и дите мое неожиданно ухватилось за это упоминание, сказав, что тоже хочет на рынок, т. к. там может быть что-то интересное. Раньше, до начала семейной вегетарианской жизни, она от рынков шарахалась, как от чумы, хотя ей предлагались роскошные варианты почти во всех столицах Европы. Как меняют человека жизненные обстоятельства!

Но для начала надо было запарковать машину и закинуть вещи в гест, т. к. нам уже звонили с вопросом, «когда мы приедем?» Остановились мы в «Mol Hahr» . Я им осталась вполне довольна. Если кому интересно, то мой отзыв на букинге есть.

11


Между этими зданиями лестница, ведущая в наш гест.

Думала, что в процессе заселения блажь — прогуляться на местный рынок, у ребенка испариться. Ан нет! Она маниакально туда стремилась и первым пунктом нашей программы, вместо намеченного мною Серайи, оказался рынок. Отслеживая дорогу все по тому же «Вэйз», мы заплутали, т. к. я смотрела по сторонам на предмет сфотографировать, а у дочери — ответственной за маршрут, видимо, та же болезнь, что и у меня — топографической кретинизм. Значит это наследственное!

Думаю, что из упоминания, что Цфат расположен на горе, вы поняли, что его топография — это террасы, соединенные или лестницами, в худшем случае, или пандусами — в лучшем.

16


Расслабленная прогулка там требует определенных физических затрат. Поэтому мы сначала поднялись не туда, потом спустились не туда, а потом спросили двух религиозных мамаш, гуляющих с чадами в довольно приятном и ухоженном городском садике:

— А где у вас тут рынок, любезные?

14


Городской парк Цфата.

На что любезные, одетые в длинные юбки и с платками на головах, из-под которых не выбивался ни один волос, с укоризной посмотрев на наши ноги, в обтягивающих джинсах, и простоволосые головы, недовольно, но правильно промолвили:

— А вот вниз, и еще вниз.

Рынок, представляющий из себя заваленную тарой, обертками, обрывками целлофановых пакетов и просто сопутствующим мусором площадь, был заставлен вешалками с дешевой одеждой, лотками с каким-то барахлом и несколькими рядами овощей и фруктов. Продавцы последних кричали: «Пять шекелей, пять шекелей!» И в правда сказать, цены в Цфате раза в 3, а то и более, ниже чем на рынке Хайфы, а про овощные лавки в черте моего города я вообще молчу.

Дочь моя, побывав недавно на овощном рынке Тель-Авива, который представляет из себя микст последнего и гламурной тусовки с барами, кафе, ресторанами и даже уличными музыкантами, была, видимо, несколько шокировна царившей здесь, мягко говоря, неприбранностью. Поэтому мы купили два огромных розовых, невероятно сочных яблока и отправились в старый город, где собирались помимо осмотра оного, еще и пообедать, а заодно и поужинать.

16


Начинало смеркаться и я поняла, что до Серайи нам уже не дойти.

— А и ладно, — подумала я, — что я сараев что-ли в свой жизни не видела.

11


На заднем фоне с флагом Серайя - здание резиденции турецкого губернатора, где в годы британского мандата размещались правительственные учреждения, ныне - общинный центр им. Вольфсона

Идем мы, идем, смотря по сторонам на предмет объекта общепита, который почему-то все не попадался. Вернее попадались какие-то немудрящие, опять же не очень прибраные фалафельные, но нам хотелось полноценного ресторана или хотя бы кафе нормального. И так неожиданно мы дошли до лестницы и указателя на ней, гласящем, что эта лестница ведет в старый город.

12


Лестница, ведущая от ул. Иерушалаим в квартал художников и старый город.

Ну может там попадется что-то более стоящее, чем заведения на ул. Иерушалаим. И пока мы спускаемся по лестнице немного расскажу про Цфат. Что он такое и почему меня туда понесло?

25


Вот не знаю откуда, может из слышанных краем уха рассказов, а может просто из воздуха, возник у меня образ Цфата — города романтического, таинственного и волнующего, если опираться на два первых эпитета. Хотя большинство моих знакомых и родных удивлялись моему порыву этот городок посетить, обзывая его разными нехорошими словами, где главным существительным было слово «дыра»!

Но я ведь девушка подкованная, начитанная и любознательная. На слово не верю и познать все стараюсь путем эмпирическим. А прочла я, что город этот основал ни кто иной, а сын Ноя — Шем. И есть в городе пещера, в которой погребен он и правнук Ноя — Эвер. И в пещере этой патриарх Иаков получил от Шема и Эвера Тору, тайны которой в этом же месте передал сыну своему — Иосифу.

10


Место это действительно существует. Над ним постороена синагога и можно её посетить. Но это как бы из области легенд и преданий. А задокументированным является описание Цфата Иосифом Флавием в книге «Иудейская война» в 66 году н. э. Он упоминает его, как важный укрепленный пункт — крепость зелотов, поднявших восстание против римского владычества.

21


Но если учитывать, что в Израиле сейчас 5778 год, то возраст менее 2000 лет — это просто пустяк и в Талмуде про Цфат нет ни строчки. Но не смотря на это, Цфат один из 4-х святых городов Израиля (Иерусалим, Тверия, Хеврон, Цфат). Каждому из них соответствует свой элемент (огонь, вода, земля, воздух соответственно). Цфату достался воздух-дух.

31


Чем же он заслужил подобную честь? И тут мы добрались до сути этого города, которая привлекает в него как людей истово религиозных, так и просто любопытствующих. Суть эта — учение каббалы, т. к. именно здесь зародилось это философско-мистическое учение.

Не далеко от Цфата, рядом с друзским поселением Пкиин находится пещера, в которой от преследования императора Адриана во II веке н. э. в течении 13 лет скрывались рабби Шимон бар Йохай (Рашби) и его сын, рабби Элазар бен Шимон — авторы одной из самых значимых книг Каббалы — «Зоар».

21


Кстати, считается, что когда после первых 12 лет, что они провели в этой пещере, где питались лишь дождевой водой и плодами рожкового дерева, а чтобы одежда не износилась, зарывались в песок, вышли в люди, прослышав о смерти императора, то обнаружили, что простой люд живет обычной жизнью, не отказывая себе в как труде так и в мирских удовольствиях.

21


— Оставляете вечную жизнь и занимаетесь жизнью временной!- в гневе закричал он на них и мгновенно услышал с небес голос:

— Вы пришли разрушить мой мир? А ну-ка, марш обратно в пещеру.

Как раньше было просто устроить аудиенцию у высших сил. А сейчас… Ну, а рабби: отец и сын, вернулись в пещеру кое-что переосмыслили и тогда-то написали свой «Зоар».

Ну вот как-то так. В XIV веке начинают прибывать гонимые из Испании и Португалии евреи и через 2 века Цфат становится мировым центром каббалы и таковым остается и поныне. Могилы знаменитых учителей каббалы находятся на городском кладбище и Мадонна, которая увлеклась этим учением на столько не на шутку, что приняла иудаизм, приезжала в Цфат на могилу рабби Лурии.

Не так далеко от Цфата есть два захоронения праведников:

— Первое — рабби Йонатана бен Узиэля в Амуке, жившего за несколько десятилетий до разрушения Второго Храма и всю жизнь посвятившего постижению Торы. Семьи он не создал и наследников не родил, а значит главную заповедь: «Плодитесь и размножайтесь» не выполнил. И во искупление этого греха он помогает обрести пару тем, кто приходит искренне помолиться на его могиле.

— Второе — могила пророка Авакука (Авакума). Рождение его предрек женщине, отчаявшейся родить ребенка, пророк Елисей. Но родившийся мальчик вскоре умер и Елисей вновь вдохнул в него жизнь. Отсюда такое имя — Хавакук от ивритского «хибук» — объятие, «хавакук» — дважды обнятый. С тех пор пророк отвечает за все вопросы связанные с деторождением и детьми. Помогает всем, вне зависимости от вероисповедания. Говорят, что можно просить своими словами, но искренне и пообещать через год, после счастливого события или после посещения места (тут я не очень поняла) пожертвовать сумму кратную 18 (число жизни). Кому пожертвовать не знаю. Возможно просто на хорошее что-то.

Ну и хватит про историю. Кого вопрос заинтересовал, тот его изучит глубже, а кого нет, так и тоже не страшно. Перечитала, вроде не очень занудно высказалась.

А мы пришли. Но пришли сначала в галерею художников. Вернее в галереи, коих в Цфате целая улица. Раньше, до 1948 года в этом месте жили арабы, а после провозглашения государства Израиль, когда арабы бежали, хотя израильские власти объявили месячный срок о заявлении прав на собственность, но арабы не вернулись, их дома заняла артель художников. Она существует и по сей день.

30


По улице пройтись приятно. Поглазеть на выставленные работы интересно. Купить…? Я не приценивалась, но показалось не дешево. Туристическое место. Когда в таких было иначе. Но в конце улицы есть магазин серебряных издели иудаики. Я хоть и не понимаю в этом ничего, но очень впечатлилась. Изделия бесподобные! Инкрустированные полудрагоценными камнями. Работа изумительная. Даже Лизавета прониклась!

Но ресторана мы опять не обнаружили.

Но спустились еще ниже и попали наконец-то в старый город, который напомнил мне те арабские сказки, которые я читала и про которые смотрела кино. Закутки-закоулки лепящихся один к другому по вертикали и по горизонтали домов. Толстые стены, выложенные из камня цвета топленого молока. Настоящий лабиринт! И да, там есть та самая атмосфера, ради которой я поехала в Цфат.

26


А потом если в конце переулка вид на горы! Это же… Хорошо это!

25


Помимо духовной составляющей у Цфата есть еще несколько чисто прагматических завлекалок.

Первая — синий цвет. Им выкрашены двери, окна, фонарные столбы, вазы, даже пристройки.

13


И якобы это было сделано для того, чтобы пролетающий на городом Лукавый принял город за Кинерет, который тут совсем рядом, и не напакостил по своему обыкновению. Но версия эта не выдерживает критики. Я то, когда ехала, думала, тут все как в ванне с синькой, а оказалось все очень небольшими отрывками-заплатками. Это черт должен быть сильно близорукий, чтобы принять эти огрызки за водную гладь.

16


Вторая версия «засилья» синевы на Цфатских улицах гораздо более утилитарна. Надоело еврейским женам белить стены домов. Цвет маркий, вот и добавили они в белила синьки.

Как бы там не было, но смотрится живенько и нетривиально. А синий глазу весьма приятен.

Вы мысль мою не потеряли про прагматические завлекалки?

Так вот вторая — это знаменитый овечий сыр, практически тезка города — цфатит, который начали производить в 1840 году. Ничего общего с тем цфатитом, который я покупаю в супере он не имеет. И хотя я не нашла сыроварню, которая, как и почти 200 лет назад принадлежит семейству Амеири, создавшему этот бренд, зато я, а вернее Лизка увидела указатели, ведущие в лавку, именуемую: «Сыры Кадош». А «кадош» на иврите — «святой».

11


«Святого сырку» мы решили прикупить непременно, поэтому пройдя по указателям на искомое наткнулись. В проеме открытой двери сидел, подперев щеку, в полном одиночестве грустный дядечка и жалобно вопрошал:

— Где все люди, где все люди?

Всеми людями оказались только мы. Могу вам сказать, что и по вечернему старому городу мы гуляли в практически полном одиночестве, что несказанно приятно. Так вот, начал нас дядька сырами угощать. И нам сильно понравилось. И сырку мы там прикупили. Взяли мы гауду вкуса традиционного, цфатит с кецах (черный сум-сум) и орехами, белый в винной плесени и брынзу с песто. Еще оливок прикупили и в ресторан, так и не найденный, решили не ходить. А вино нам презентовали в нашем гесте.

И вот мы пошли назад. В синагогах начались молебны и зайти ни в одну из них не получилось. Да и не знаю, осуществимо ли это было в нашем прикиде. Но их — синагог там много, через две двери на третью.

18


Обращены они не традиционно на — восток, а на юг, т. к. ждут оттуда, с юга Мессию. И даже переулок, самый узкий в городе, по которому обязательно должен пробежать гонец об этом извещающий, имеется. Он так и называется — симтат (переулок) Машиах. Мы этот переулок не нашли. И я испугалась за посланца, как бы он чего не попутал на бегу. Надеюсь, что у него, как и у нас будет «Вэйз» и со знанием топографии у него будет все нормально.

22


Вечерний Цфат очень мил. И он не серый, как все кошки.

31


Он разноцветный и действительно немного загадочный. Даже если ты видел его дневную неприбранность, вечером от прогулок по нему вас не отвратит ничто. Мусора не видно, жители почти попрятались, воздух кристально чистый, аж хрустит, как накрахмаленное белье, и очень душистый. Только холодный. В ночь, что мы там ночевали температура опустилась до + 7. И когда с утра я глотнула воды из бутылки, оставленной в машине, у меня аж заломило зубы от холода.

28


Вечер под вино и цфатские сыры прошел очень душевно.

26


Милейшая комедия «Отпуск по обмену» с Камерон Диас и Кейт Уинслет, просмотренная перед сном. Клюющая носом Лизавета. «Спокойной ночи, мама». Ну прелесть же.

Утром вид из геста на близлежащие горы в тумане взбодрил, как и прохладный горный воздух.

26


Но в Баниас было решено не ехать, а найти что-то поближе. Выбор пал на заповедник «Ручей Амуд», расположенный в 20-ти минутах езды от Цфата.

" На тийюль яцану, каланит мацану»! («Вышли на прогулку, нашли каланит». — слова детской песенки).

Каланит — это весенний израильский цветок, в ноябре он еще не цветет. Зато должны после первых дождей, пока еще теплые ночи, пойти грибы-маслята. В первые годы жизни в Израиле, мы за ними ездили. Сейчас обходимся шампиньенами и вешенками из супера.

Но грибов, как и каланитов мы не нашли, зато прямо в начале тропы встретили подснежник.

22


Тропа эта рассчитана на 3 часа. В ней всего 4 километра. Но есть ответвления, но мы туда не ходили, а прошлись по основному маршруту. Маршрут круговой. Перепад высот 170 метров. Мы денег не платили, т. к. дочь наша работает в системе «рэшут тева вэ агана» и ей, и членам её семьи визит денег не стоит. Вам же это обойдется 28 шекелей на человека. У входа есть туалет с умывальником и туал.бумагой. Краны с питьевой водой. Естественно, стоянка и ларек с мороженым и прочей съестной мелочевкой.

15


У входа в заповедник можно установить палатку и переночевать там, если есть желание. Все очень аккуратно и чисто. Народу в этот сезон, практически, никого нет. Нам за все время встретилась лишь группа человек 8 и пара. И все.

Ну пошли зараз.

Меня всегда напрягает, когда маршрут начинается спуском. Вот и здесь была такая же подстава. Идти было не совсем удобно, т. к. первые метров 200 дорога выложена довольно неровными и порой острыми камнями. Поэтому никаких вьетнамок и тряпичных тапочек на тонкой подошве. Минимум устойчивые кроссовки, а лучше трекинговые ботинки. Есть еще особенность, из-за которой вам придется смотреть под ноги со всей тщательностью. Вот она.

9


Я не могла не сфотографировать этот круговорот жизни!

В заповеднике, судя по вышеприведенной фотографии, очень много кабанов. Поживиться там есть чем, растительность буйная и, наверное, вкусная.

21


А поживиться кабанами могут обитающие в заповеднике лисы, волки, шакалы и даже гиены. Живут гифы, и кажется, скандал в их благородном семействе мы слышали, когда шли с Лизкой. Явно не вороны устраивали разборки. Но кроме мелких пичуг и коров горной породы, которые рванули от нас по крутому склону, как заправские козы, мы никого из вышеозначенного списка не встретили. Так что не пугайтесь, что вам наперерез выйдет зубастый хищник. Это в городе гораздо выше вероятность встретить шакала, как я недавним утром у автобусной остановки.

Оставив за спиной какой-то непонятный недостроенный бъект, принадлежащий полиции, тюрьму что ль они в таком райском месте хотели соорудить,

9


мы спустились в первому небольшому, но очень резвому водопадику.

18


Высокогорный Цфат или Сафед (Tzfat, Safed) - город каббалистов и мистиков, один из четырех священных городов в Израиле и самый молодой из них. Цфат расположен на самой вершине горы, на высоте около 900 м над уровнем моря, в Верхней Галилее. Религиозные святыни ежегодно привлекают сюда паломников, а необычная архитектура - туристов. Город в разное время застраивали выходцы из разных стран, поэтому здесь сохранилось наследие разных национальных культур. Цфат знаменит своими галереями, художниками, музыкантами и мастерскими местных ремесленников, а также очень красивой природой: здесь можно одновременно наблюдать и озеро Кинерет , и Средиземное море.

Гуляя по городу, можно заметить, что многие дверные проемы окрашены в синий цвет. Это не случайно: считается, что синий защищает от дурного глаза.

По легенде, Цфат был основан сыном ветхозавестного Ноя.

Как добраться

Через Цфат проходят две крупные региональные автотрассы: № 90 (с севера на юг) и № 89 (с запада на восток). Поэтому сюда очень легко добраться на машине или на автобусе из любого крупного израильского города:

  • из Хайфы в Цфат ходит автобус № 361, времени в пути - около 2 часов, стоимость проезда - около 40 ILS;
  • из Тверии придется ехать с одной пересадкой;
  • из Тель-Авива ходит только один автобус № 846 в день, в вечернее время. Времени в пути - 3,5 часа, стоимость билета - 50 ILS;
  • с Центрального вокзала в Иерусалиме автобус № 982 довезет до Цфата за 3,5 часа, стоимость проезда - 40 ILS. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Тель-Авив (ближайший а/п к Цфату)

Как ориентироваться в городе

Центральная часть Цфата небольшая, здесь в основном старые кварталы, и пользоваться общественным транспортом особой необходимости нет. Весь центр города расположен на возвышенности, в восточной его части находится автобусная остановка, в западной, ровно напротив, - улица Иерусалим (Jerusalem). На ней можно найти турбюро и несколько ресторанов, кроме того, именно здесь расположены самые древние постройки в городе.

Погода в Цфате

Cреднемесячная температура, °C днем и ночью

    январь

    февраль

    март

    апрель

  • июнь

    июль

    август

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

Пока во всем остальном Израиле удушающая жара, в Цфате приятная горная прохлада и чистый воздух. Летом здесь около +25 °C, стоит сухая и солнечная погода, а вот зимой часто бывает дождливо, особенно в январе, но редко бывает холоднее +9 °C.

Отели Цфата

В Цфате работают около 50 отелей. Как и везде в мире, стоимость проживания зависит от количества звезд и близости к городским достопримечательностям. Самый дорогой квартал в Цфате - Старый город, многие гостиницы здесь располагаются в исторических зданиях с арочными потолками и старинной открытой каменной кладкой.

Отель категории 4-5* обойдется примерно в 230 USD в сутки за номер на двоих. Неплохая «трешка» в центре, в пешей доступности от всех достопримечательностей будет стоить от 150 USD. В гостевых домах и хостелах можно разместиться и за 60 USD, но лучше рассчитывать на 100 USD в сутки за номер на двоих.

Шоппинг и магазины

В Цфате нет торговых центров и популярных магазинов - за этим нужно ехать в более крупные города, Иерусалим и Тель-Авив. Здесь стоит делать покупки в Квартале художников: в галереях можно купить картины и изделия ручной работы местных художников и ремесленников. В Цфате работает завод, производящий восковые свечи - их можно купить в любой сувенирной лавке, - и сыроварни, где делают высококачественные сыры. И то, и другое местные достопримечательности.

Кухня и рестораны Цфата

Первое, что стоит попробовать в Цфате, - это местный сыр, преимущественно твердых сортов. На территории города расположено несколько частных сыроварен, некоторым из которых уже более 100 лет, и там готовят по старинным рецептам.

  • Сыроварня «Мэири» - первая в городе, она существует с 1840 г. и все это время принадлежит одной семье. Здесь можно продегустировать цфатский сыр из смеси коровьего, козьего и овечьего молока или другие сорта, например «булгарит» (похож на брынзу). Визит в сыроварню с экскурсией и дегустацией обойдется примерно в 15 USD с человека, при ней открыт магазин и небольшой ресторан.
  • Другая популярная сыроварня с историей - «Кадош» - принадлежит марокканцам, и там делают необычный желтый твердый сыр «кашкаваль».

С общепитом в Цфате проблем нет. Здесь есть как израильский фастфуд, так и кофейни и рестораны разных национальных кухонь, в том числе редких - например, африканской. В ресторане HaAri 8 подают очень вкусные блюда ближневосточной и израильской кухни, в cafe Monitin стоит идти за морскими деликатесами, Bat Yaar - неплохой стейк-хаус. Здесь есть и вегетарианские рестораны: Elements Cafe и Tree of Life; интересный кошерный молочный ресторан - Seudat Gan Eden. Одним из лучших винных баров считается Geffen Courtyard.

Гиды в Цфате

Развлечения и достопримечательности Цфата

Главная достопримечательность города, куда в первую очередь идут все туристы, - это Квартал художников . Он появился здесь после войны, когда четверо мастеров обратились к местным властям с просьбой разрешить им устроить мастерские в заброшенных домах. Со временем к этим художникам присоединились и ювелиры, и скульпторы, и другие мастера, и вскоре на месте полуразрушенных зданий образовался целый творческий квартал. Место это очень колоритное, тут много мастерских и лавок ремесленников. Цены довольно высокие, так как рассчитаны, в первую очередь, на туристов, но если поторговаться, можно сойтись на вполне приемлемом варианте. Сюда стоит идти, даже если вы не собираетесь ничего покупать, так как, по сути, это большой бесплатный музей под открытым небом.

Цфат известен на весь Израиль своей необычной клезмерской музыкой. Здесь ее можно услышать отовсюду, особенно в центре города, но проникнуться глубиной и колоритом этого фольклора можно на фестивале клезмерской музыки, который проходит здесь каждый год в августе.

В Цфате сохранилось немало древних синагог , каждая из которых имеет свою историю. Самая известная - ашкеназская синагога Ари, построенная в 16 в. сефардами. Считается, что именно на это место накануне Шаббата приходил молиться рабби Ицхак Лурия, создавший одно из направлений в каббале. Вторая синагога - синагога рабби Йосефа Каро, построенная также в 16 в., известна как Дом изучения Торы. Согласно легенде, под этим святым местом находится подвал, в котором ангел-наставник передавал рабби секреты каббалы.

В городе также сохранились руины крепости крестоносцев Сафет , которая датируется 12 в. Первоначально здесь была одиночная башня, долгие годы служившая укреплением ордену тамплиеров. Живописны здесь не только сами развалины, но и вид на город, который открывается с Крепостного холма.

Также достойны внимания древнее кладбище «Бейт кварот аттик», пещера Шем ве-Эвер, музей печатного искусства, Музей кукол и мечеть Red.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама