THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На рубеже 9-10 веков в Северо-Восточной Европе возникло первое феодальное государство – Волжская Булгария. Это одно из самых малоизученных и загадочных государств, достигших в средние века небывалого могущества и расцвета и впоследствии канувшего в лету. Изучение истории этого государства основывается в основном на археологических остатках многочисленных городищ, феодальных замков и крепостей, а также на описаниях средневековых путешественников.

В 7 веке в степях близ Черного и Азовского морей обитали полукочевые разрозненные племена булгар. Хан Кубрат в 632 году смог объединить булгарские племена и создать государство, которое называлось Великая Болгария. Просуществовало это государство недолго – Кубрат умер, а его сыновья поделили племена между собой, что ослабило Великую Болгарию, которая скоро пала от набегов хазар .

Какие-то племена ушли в Италию, какие-то – в Македонию, часть осталась на месте. Большая группа булгар двинулась на запад, в район Дуная, где ассимилировав с местными племенами славян, образовало славянское государство Болгарию. А еще часть племен ушла на север, в район рек Волги и Камы, где уже жили финские и тюркские племена, и, осев там, со временем создала новое государство Волжскую Булгарию , подчинив себе при этом местное население. Объединение булгарских племен в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе (Алмуше) в конце 9 века. Булгары были первыми, кто создал в Среднем Поволжье государственность.

Расцвет Булгарии

К 10 веку Волжская Булгария стала экономически развитым и довольно большим раннефеодальным государством. Его города и села располагались на территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областях, в Чувашии. В начале 10 века Алмас пригласил багдадское посольство, чтобы официально принять ислам. Среди прибывших представителей Багдада был и путешественник Ибн Фадлан , который прожил в летней ставке царя почти 2 месяца. В то время население летом проживало в юртах за чертой города. Юрта царя была огромна, в ней умещались сотни человек, полы были покрыты коврами из Армении, а в центре стоял трон, украшенный богатой парчой из Византии. За время своего пребывания в Булгарии, Ибн Фадлан хорошо ознакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар, вел географические наблюдения. Вернувшись в Багдад, он составил описания Волжской Булгарии, ставшие впоследствии ценным источником для изучения этого практически бесследно исчезнувшего государства.

Развитие культуры

Алмас собрал съезд предводителей всех булгарских племен, на котором был официально принят ислам в качестве единой религии государства. Сам царь был провозглашен эмиром. Но долго еще были живы языческие обычаи, кровное родство и жестокие правовые нормы. Однако, с принятием новой религии начался период зарождения более прогрессивных форм идеологии и общественно-семейных отношений. Принятие ислама способствовало объединению племен и улучшению отношений с мусульманскими восточными странами. Введение арабского письма привело к развитию грамотности населения. Начали строиться мечети и начальные училища.


Географическое положение Волжской Булгарии было экономически очень выгодно. Через нее проходили практически все торговые пути между Западом и Востоком, а летом на территории государства проводилась оживленная транзитная ярмарка. Все это вовлекало в торговые и ремесленные отношения с соседями и саму Булгарию, в которой были хорошо развиты земледелие, скотоводство, ремесла, производство меда и добыча пушнины, обработка кожи и шерсти. В государстве чеканилась своя монета. Хорошо были организованы и оснащены булгарские военные дружины, которые часто нападали на соседние племена, захватывая пленных, обращая их в рабов.

Росли и развивались города . Первой столицей был город Булгар, а затем Биляр . Волжская Булгария вообще государство городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты. Такие оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства. В окрестностях укрепленных замков и городов располагались деревни.

В 9-10 веках между Киевской Русью и Волжской Булгарией существовали тесные, но сложные отношения. Они то нападали друг на друга и захватывали города, то заключали перемирие и вели торговлю. Булгары даже предлагали русскому князю принять ислам.

Закат

Но в первой половине 13 века на политическую арену вышли воинственные монгольские орды, которым было все равно на кого нападать и кого грабить – русских или булгар. Первая встреча монгольских и булгарских войск привела к беспрецедентному поражению первых (1223). Но уже в 1236 году укрупненные орды Батыя одержали верх над булгарскими отрядами. Были взяты и разрушены многие города и крепости, в том числе Булгар, Биляр, Сувар…Волжская Булгария была включена в состав Золотой Орды . Население из южных областей стало мигрировать на север и концентрироваться в районе современной Татарии и Чувашии, на берегах Камы и Волги, а степные районы Булгарии постепенно заселялись другими кочевыми племенами. Как государство Волжская Булгария перестала существовать, навсегда утратили свое значение города Биляр и Сувар.


Однако, и находясь в зависимости от Золотой Орды, города частично восстанавливались. В частности, город Булгар не только восстанавливается, но и достигает очередного расцвета, становясь столицей нового государственного образования Булгарского улуса . Некоторой самостоятельности бывшей Булгарии способствовал тот факт, что Золотая Орда тоже приняла ислам.

Волжские булгары, несмотря на то, что их земли оказались завоеванными, не погибли, не исчезли с лица земли, а продолжали жить, строить новые города, в том числе и Казань , которая стала новым Булгаром, новой столицей. В 15 веке Золотая Орда распадается и часть земель бывшего великого государства Волжской Булгарии отходят под власть окрепшей Москвы , а оставшееся население концентрируется вокруг Казани, что приводит в скорости к возникновению новой политической единицы – Казанского ханства .

Болгария Волжско-Камская, государство булгар волжско-камских, финно-угорских народов и др. в Среднем Поволжье и Прикамье в 10-14 вв. Столицы: г. Булгар, с 12 в. г. Биляр. До 965 зависела от Хазарского каганата. По берегам Волги и Камы строились города — центры ремесла и торговли. Основой хозяйства было плужное земледелие. В 10 в. принят ислам. Развивалась торговля с Арабским халифатом, Византией, восточными славянами и др. Соперничала с Древнерусским государством, Великим княжеством Владимирским. Покорена монголо-татарами к 1241. Во 2-й половине 13 в. образовались Булгарское и Жукотинское княжества, в 90-х гг. 14 в. разгромлены Тимуром, в 15 в. вошли в Казанское ханство.

Территория

Письменные источники не дают полной информации о территории Волжской Булгарии. Арабские и персидские географы считали страну булгар самой северной в мире, населённой мусульманами, и располагали её в самом крайнем, седьмом, климате Земли. Первым дает сведения о ее расположении Ибн-Русте в своей энциклопедии «Дорогие драгоценности», составленной около 903-913 годов. Он сообщает: «Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою)…». Ал-Истархи и более поздние авторы дают более конкретную информацию о юго-восточной границе Булгарии определяя ее в районе Яика. Сообщения о западной границе Булгарии, как правило, сводятся к тому, что Булгария располагается восточнее земель, населенных славянами. О северных и южных пределах страны нет точной информации, некоторые авторы, например, ал-Кашгари, пишут, что булгары живут и на Нижней Волге. По средневековым письменным источникам трудно определить, что имеют в виду авторы, описывая границы Волжской Булгарии. Не ясно идёт ли в источниках речь исключительно о территории непосредственного проживания булгар или, определяя пределы булгарской земли, авторы описывают территории кочевания полуоседлой части населения или земли, входящие в сферу экономического и политического влияния Булгарии.

Расположение археологических памятников позволяет в общих чертах представить территорию Волжской Булгарии. Некоторые мусульманские географы X-XI веков помещают западные границы Волжской Булгарии к востоку от славянских племён. Южные и северные пределы Волжской Булгарии в целом трудноуловимы по данным письменных источников. Большую работу в этом направлении проделал Фахрутдинов Р. Г., который в 60-70-е годы прошлого века начал выявлять и картографировать археологические памятники булгарского времени. Основные памятники булгарского времени находятся на территории современных Татарстана,Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.

В настоящее время выявлено более 2 тыс. булгарских памятников X-XIV вв. Среди них около 190 городищ и более 900 селищ. Большинство относится к домонгольскому времени - 170 городищ и более 700 селищ. Основная часть памятников булгарского времени находится на территории Татарстана. В других регионах таких памятников значительно меньше. В Ульяновской области - около 200, в Самарской области - около 160, в Пензенской области - около 70, в Чувашии - около 70.

Опираясь на письменные и археологические источники, разные авторы по-разному определяют границы Волжской Булгарии. Традиционно считается, что территория Волжской Булгарии включала часть территорий Среднего Поволжья: Предкамье, Закамье и Предволжье. Халиков А. Х. и Казаков Е. П. считают, что северная граница Булгарии проходила по правому берегу реки Камы, западная - в районе бассейна реки Свияги, восточная по линии Чистополь-Билярск или рекой Шишма, южная в районе Самарской Луки. Хузин Ф. Ш. в качестве северной границы определяет реку Казанку, южной - Самарскую Луку, западной - реку Сура и восточной и юго-восточной - низовья рек Белая и Урал.

Впрочем, некоторые исследователи, например М. З. Закиев, придерживаются мнения, что Волжская Булгария располагалась на гораздо большей территории: западные границы в их представлении совпадают с границами Древней Руси, восточные границы находятся в районе рек Иртыш, Обь, Енисей, южные и юго-восточные определяются северо-западными и северными районами Хорезма и Кавказским хребтом, северные - выходят к Карскому морю.

Население

Точные данные о численности населения Волжской Булгарии отсутствуют. Лишь ал-Балхи упоминает, что число жителей Булгара и Сувара составляло по 10 тыс. человек в каждом. По приблизительным и возможно завышенным расчетам Алексеева численность населения Волжской Булгарии могла достигать 1,5-2 млн человек.

Основу населения Волжской Булгарии составили тюркоязычные племена. Первые сведения о таких племенах дает Ибн Русте. Он сообщает, что «Болгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий - болгар». Упоминаются эти племена и у автора «Худуд ал-Алама»: «бахдула, ишкиль и булгар». В сообщениях Ибн Русте и других авторов приведены и не совсем верно истолкованы сведения из записки Ибн Фадлана, сообщающего о баранджарах и царе Аскале. Во второй половине X в. из этих этнонимов продолжает фигурировать только «булгары».

История Волжской Булгарии

Одна из орд, состоявшая преимущественно из кутригурских племён, под началом Котрага двинулась с территории Великой Булгарии на север и, обосновалась (VII-VIII века) в районе средней Волги и Камы, где впоследствии было образовано государство Волжская Булгария.

Эта легенда не подтверждается археологическими данными. Булгары пришли на из Хазарии в конце VIII века. Вторая большая волна переселения из Хазарии произошла в начале X века..

В начале X века булгарский балтавар Алмуш принял ислам ханифидского толка под именем Джафар ибн Абдаллах, о чём свидетельствуют серебряные монеты, отчеканенные в Булгарии. Монеты выпускались в Болгаре и Суваре на протяжении всего X века, последняя из них датируется 387 годом по мусульманскому календарю (997/998 гг.).

В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет исламханифидского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.

Однако «люди» (подчиненное племя, клан) Саван (śśuvanä… «титул, получаемый человеком на две ступени ниже хакана = тюрк. ябгу») во главе с «царем Вирагом» (видимо, это венгерское имя (как и Алмуш), означает «цветок», распространено в Венгрии) вероятно, выразили недовольство по этому поводу («отказали»), в результате аристократия болгар разделилась на две партии (вторую возглавил «царь Аскал»). После угроз со стороны Алмуша (поразить мечом), первая партия тоже подчинилась. Очевидно, «Царь» Вираг с титулом Саван был вторым человеком (вторая ступень ниже хакана) в Волжской Болгарии после балтавара Алмуша (первая ступень ниже хакана). Кроме того, известно, что у «царя Алмуша» со своим племенем было «четыре подчиненных царя» со своими подчиненными племенами, что соответствует структуре государства и имени Булгары — «пять племен».

Указанные события и факты были описаны в записках участника багдадского посольства на Волгу Ахмеда Ибн Фадлана.

После Алмуша правил его сын Микаил ибн Джагфар, а затем внук Абдуллах ибн Микаил.

В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964-969).

В 985 Киевский князь Владимир в союзе с торками провёл военный поход на Булгарию и заключил с ней мирный договор:

«Иде Володимиръ на Болъгары съ Добрынею, уемъ своимъ, в лодьяхъ, а торкы берегомъ приведе на конехъ. И тако побѣди болгары. И рече Добърыня Володимиру: «Съглядахъ колодникъ, и суть вси в сапозѣхъ. Симъ дани намъ не платити, поидевѣ искать лапотникъ. И сътвори миръ Володимиръ с болгары, и ротѣ заходиша межи собою, и рѣша болгаре: „Толи не буди мира межи нами, оли же камень начнеть плавати, а хмель грязнути“. И приде Владимиръ къ Киеву».

В 986 из Волжской Булгарии Киев посетило посольство с предложением принятия киевлянами во главе с князем Владимиром мусульманской веры от булгар.

В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли свободно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси - в Булгарии.

В 1088 году камские булгары ненадолго захватили Муром.

В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль.

В 1120 году Юрий Долгорукий организовал военный поход на Волжскую Булгарию. Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем ходил на Булгарию: был захвачен город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский ходил на камских булгар. В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодовичвоевали с волжскими булгарами. В 1186 Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.

В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовичавзяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 годув Кореневе - ещё на шесть лет.

В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками . Это поражение вместе споражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году. В1229 году булгары и половцы были разбиты монголами у реки Яик (Урал). В 1232 году монголы дошли уже до места впадения в Каму реки Жукоть. Наконец, в 1236 году монгольская армия во главе с Субэдэем разорила всю Волжско-Камскую Болгарию. Некоторые булгары бежали под защиту великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В 1239 годумонголы вторично вторглись в Волжскую Булгарию и завоевали её.

В 1240 году, после двух восстаний подряд, территория Волжской Булгарии вошла в состав Золотой Орды, хотя ещё долго продолжались волнения в крае, и монголо-татарам не раз приходилось усмирять непокорных булгар.

По мнению М. Г. Худякова, конец надеждам на восстановление прежней Булгарии привело разграбление города Булгар русскими ушкуйниками - новгородскими отрядами, занимавшимися грабежами. Впоследствии единым культурно-политическим центром волжских булгар стала Казань. Тем самым окончательно укрепилось новое название прежнего государства - Казанское ханство.

После образования Золотой Орды, волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей.

Волжско-булгарский язык

Волжско-булгарский язык известен по написанным арабской графикой эпитафиям XIII-XIV вв. на бывшей территории Волжской Булгарии. Их анализ показывает, что в Волжской Булгарии одновременно функционировали два разных языка (з- и р-типа). Надгробия 1-го стиля написаны на з-диалекте, близком караханидскому языку. Наиболее многочисленные надгробия 2-го стиля (90%) написаны на р-диалекте, имеющего сходство с чувашским языком. Самое раннее известное на данный момент каменное надгробие (1271 год) относится к памятникам 1-го стиля и написано на 3-диалекте.

Административное устройство

Первой столицей государства был город Булгар (Болгар Великий), 140 км южнее Казани, нынешний город Болгар.

Другие крупные города - Биляр (куда в XII в. была перенесена столица из-за набегов и грабежей Булгара со стороны русских земель), Сувар, Джукетау («Липовая гора»), Ошель (Ашлы), Кашан, Керменчук, Муромский городок и др.

Экономика

В домонгольский период Булгария имела многоукладную экономику, основу которой составляло в первую очередь сельское хозяйство с достаточно развитым для того периода земледелием и животноводством, ремесленное производство, торговля, охота и рыболовство.

Сельское хозяйство

Наиболее важное значение в сельском хозяйстве Волжской Булгарии имело земледелие. Этому способствовал и климат Волго-Камского региона. Большая роль земледелия также отмечена и в письменных источниках того времени.

Земледелие позволяло удовлетворить внутренние потребности государства в зерне, а также создавало значительный потенциал для экспорта. Булгары торговали хлебом с Русью, об этом также свидетельствует «Повесть временных лет», где говорится о том, что из Суздаля во время голода 1024 года направились в «Болгары и привезоша жита и тако ожиша».

Наследие Волжской Булгарии

Во второй половине XIX начале XX веков различные татарские общественно-политическими движения, прежде всего представители ваисовского движения продвигали идеи «возрождения булгарской идентичности» татарского народа и булгарской государственности.

Первым выразителем идей булгаризма среди казанских татар является Б. Ваисов (1810-1893), называвший себя потомком пророка Мухаммеда и правителей Волжской Булгарии.

На рубеже XX-XXI веков идеология, получившая название «Булгаризм», вновь стала распространяться среди татар благодаря деятельности «необулгаристов», а также современным открытиям, свидетельствующим о тесной связи волжско-камских булгар и современных татар.

Литература

  • Ковалевский А. П. О степени достоверности Ибн-Фадлана // Исторические записки. Том 35. 1950.

Ссылки

  • Болгар: зеленая альтернатива
  • Болгарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник
  • Публикации о Суваре
  • Волжская Булгария
  • Голубовский П. В. Болгары и хазары, восточные соседи Руси при Владимире Святом
  • Давлетшин Г. Болгаро-татарские надгробные памятники
  • Ибн-Фадлан. «Записка» о путешествии на Волгу
  • Кучкин В. А. О маршрутах походов древнерусских князей на государство волжских болгар в XII - первой трети XIII в.
  • Статья о Волжской Болгарии на сайте Казанского Государственного Университета
  • Хакимзянов Ф., Мустафина Д. Эпиграфические памятники города Булгар
  • Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику

Домонгольский период (X века - первая треть XIII века) можно считать временем окончательного становления и расцвета Волжской Булгарии, наиболее динамичного развития политической и социальной систем, хозяйства и культуры, налаживания международных политических, торгово-экономических и культурных отношений, роста международного авторитета Булгарии.

Территория Волжской Булгарии

Многочисленные источники эпохи средневековья и материалы археологов дают возможность определить территорию и границы Волжско-Камской Булгарин в Х- XIII века.

Восточные авторы X- XI века Ибн Хаукал, аль-Масуди и Гардизи свидетельствовали, что булгарские земли граничат на западе со славянскими. Ибн Фадлан описывает южных и юго-восточных соседей булгар: гузов, печенегов, башджардов (с ними многие исследователи связывают происхождение современных башкир). Аль-Истахри и Ибн Хаукал (X век) сообщали, что язык булгар подобен языку хазар, и обозначали границу булгарского влияния по реке Яик, за которой начиналась страна гузов.

Археологическими данными убедительно подтверждено, что на севере булгарское население освоило территорию до бассейна Казанки, но очевидно, что влияние Булгарии не ограничивалось этими пределами.

Таким образом, территориальными границами Волжской Булгарии в X - XIII веках можно считать реки Суру на западе, Белую и Яик на востоке, Казанку на севере и Жигулевские горы, огибаемые волжской излучиной Самарской луки, на юге.

Обнаружены археологами в современных Ульяновской Самарской, Пензенской областях. Можно предположить, что булгарский тип образа жизни, государственности, социально-экономического строя, культуры толерантности и соседствования отвечал интересам исторического развития многих поволжско-уральских этнических сообществ.

Князь Волжской Булгарии

Обычно процессы складывания основ государственности занимают столетия, однако они всегда замыкаются в определенной временной плоскости, связанной с деятельностью крупных исторических фигур.

Особая роль в государственном объединении булгарских племен принадлежит эльтеберу-князю Альмасу (Альмушу), который в начале X века превратился именно в такую знаковую для становления государственности историческую фигуру.

Булгары до укрепления своего государства выплачивали ежегодно дань каганату, для чего, как свидетельствовал Ахмед ибн Фадлан необходимо было с каждого дома брать по шкурке соболя, а булгарский Хан отправлял в Хазарию своих детей в качестве почетных кожников.

Каганат был заинтересован в сохранении господствующего экономического положения на востоке Европы, политико-экономического контроля над северной частью волго-каспийского торгового пути.

Эльтебер Альмуш сумел определить возможности и ресурсы для получения большей независимости набиравшего силы в этот момент Булгарского государства, которые мог дать политический союз с кем-то из сильных противников Хазарского каганата.

Хазарский каганат на рубеже IX-X века конкурировал за влияние на евразийских торговых путях с Арабским (Багдадским) халифатом и Византийской империей. В это противостояние были втянуты кочевые объединения печенегов, гузов и кипчаков в степях от Волги до Дуная, Хорезм - в Средней Азии и Киевская Русь - на востоке Европы.

Окончательный выбор политического союзника был сделан булгарами в пользу Багдадского халифата.

Почему был выбран такой вариант союзничества? Каковы были мотивы и последствия булгаро-багдадского политического контракта? Что это - случайность или стратегически продуманный и перспективный для булгар исторический шаг? И, наконец, в какой мере ориентация на была связана с решением о принятии ислама в качестве государственной религии?

Дипломатия Волжской булгарии

Принятие ислама в качестве государственной религии, несомненно, представляло собой внешнеполитическое решение. Оно было продиктовано в первую очередь стремлением Волжской Булгарии получить официальный статус эмирата, то есть вассальной территории багдадского халифа - верховного правителя всех мусульман с тем, чтобы, опираясь на его поддержку, избавиться от весьма обременительного и унизительного подчинения хазарским каганам.

Стратегический расчет булгарской дипломатии заключался в распространении суверенитета и на те территории, которые находились в хазарском подчинении. Восточная «тонкость» булгарской дипломатии заключалась в том, что акт перехода Волжской Булгарии под протекторат Арабского халифата должен был иметь лишь формальное значение, так как, из-за анклавного положения на пространствах немусульманского мира и большой удаленности от Багдада, не было речи о серьезном выполнении ею традиционных форм и норм вассальности.

Арабо-мусульманская ориентация Волжской Булгарии, конечно, давала определенные геополитические гарантии, а стало быть, способствовала сохранению ее статуса межконтинентального центра торгово-транзитного обмена.

Политическая система Волжской Булгарии

Волжская Булгария в конце X - начале XI века представляла собой типичное раннефеодальное государство. Высшая власть принадлежала эльтеберу, или малику (от арабского «царь»). Позднее главу государства стали именовать эмиром (от арабского «повелитель»). При эльтебере-эмире существовали специальные совещательные советы из местной знати.

Нельзя не отметить, что политическая иерархия властной элиты была переплетением тюркских традиций с арабскими заимствованиями, формируя особые булгарские цивилизационные модели власти и систему управления. Ибн Фадлан и другие авторы для характеристики булгарского общества использовали такие термины, как «царь», «предводители», «знатные жители», «приближенные», «старейшины», «простой народ», «друзья-дружинники», «рабы», что свидетельствует о системе вассальной зависимости и соподчинения.

На верхних ступенях феодальной пирамиды находились эльтебер- эмир и его жена, ближайшие родственники, ниже располагались князья четырех булгарских племен и ближайшие члены их семей. На следующей нисходящей ступеньке социальной иерархической лестницы помещались высшие чиновники, назначаемые эмиром. Еще ниже находились привилегированные представители родоплеменной знати и военные дружинники.

Власть в селениях осуществляли старшины- старейшины. С укреплением ислама заметную общественную роль стало играть мусульманское духовенство - муллы, ходжи, шейхи, постепенно вытеснившие языческих жрецов. Основными законами Волжской Булгарии взамен традиционных родоплеменных, основывавшихся на обычаях предков, становятся законы шариата - свода мусульманских правовых и религиозных норм.

Налоги в Волжской Булгарии

Подавляющую часть населения Волжской Булгарии составляли свободные крестьяне - общинники. С созданием государственности, развитием хозяйства и усилением роли в транзитной международной торговле растет число городов и численность городских жителей, особенно за счет ремесленников и купцов.

Рабы попадали в Булгарию либо как пленные, захваченные в результате военных походов самих булгар, либо с караванами работорговцев, транзитом из других стран. В последнем случае каждый десятый невольник должен был остаться в распоряжении хана в качестве таможенной десятины - пошлины ввозимых товаров. Поэтому общая численность рабов не составляла заметной части всего населения, как было характерно для рабовладельческих государств, а само рабство не имело настолько широкого распространения, чтобы стать основой экономического и политического развития страны.

Основными доходами государственной власти были, во-первых, регулярные ежегодные подати с каждой семьи (скотом и мехами); во-вторых, десятина со всех ввозимых в страну товаров; в-третьих, разовые подати (например, за свадьбу, званый пир и т.д.).

По свидетельству арабского путешественника аль-Гарнати (XII в.), зависимые от Булгарии соседние племена платили булгарам поземельный налог - харадж и подушный налог с немусульман - джизъю. Повинности булгарских крестьян поначалу были невелики и носили характер дани, но со временем стали все больше приобретать феодальный характер.

Хозяйство Волжской Булгарии

Особую роль в расцвете хозяйства Волжской Булгарин играли сельское хозяйство, ремесленное производство и торговля. Хозяйственным базисом являлось высокопродуктивное сельское хозяйство. Богатые черноземные земли требовали глубокой вспашки и использования совершенных орудий труда.

Уже в VIII в. в бунтарском хозяйстве на смену мотыге и деревянной сохе, сохранившейся для работ на более легких почвах, приходит плуг с железным лемехом (сабан). Главными хозяйственными культурами булгар были пшеница, рожь, ячмень, просо, горох, а также редкие сегодня чечевица и чумиза. Собранный урожай хранили в земляных зернохранилищах, стены которых укреплялись толстыми дубовыми досками, а также в больших глиняных корчагах.

Зерно использовалось на пропитания для продажи и обмена. Даже на ранних этапах государственности хлебная торговля была важной статьей булгарского экспорта. Известно, что немалая часть зерна вывозилась в Северо-Восточную Русь, где для хлебопашества были менее благоприятные условия. Русский историк В.Н. Татищев приводил сведения, что в голодном для Руси 1229 г. булгарские купцы привозили зерно в русские города по Волге и Оке, а булгарский эмир послал в дар великому князю Юрию Всеволодовичу тридцать ладей (речных судов), груженных хлебом.

Традиционно высокая культура скотоводства у булгар дополнялась новыми приемами пастбищного и стойлового содержания домашнего скота, чему способствовал торговый обмен с восточными и южными кочевыми соседями булгар.

Немалое хозяйственное значение для местных волго-уральских аборигенов сохраняли охота, рыболовство, бортничество, совершенствовались их приемы. Промысловый характер имела охота на пушного зверя - соболя, куницу, белку, бобра, лисицу и зайца. В малых и крупных реках вылавливалось немало рыбы, часть которой шла на продажу. Поскольку сахар еще не был известен, важное хозяйственное значение имело бортничество - сбор меда и воска диких пчел (борть - дупло дерева), а затем началось разведение пчел в выдолбленных дуплах деревьев.

Ремесло Волжской Булгарии

Другим важным источником социально-экономического развития Булгарского государства стало ремесленное производство, вступившее в XII - XIII веке в пору расцвета. Ведущую роль играли металлургия и металлообработка, кузнечное и оружейное дело.

К XIII - XIV веку в булгарских городах было налажено масштабное чугунолитейное производство - одно из самых ранних в Восточной Европе. Археологами обнаружены литейные печи, чугунные котлы, чаши. О высоком качестве продукции металлургов и кузнецов свидетельствуют не только изготовленные ими предметы труда (лемехи, топоры, пилы, косы, серпы, молотки, петли, цепи, гвозди), но и инструменты самих мастеров - различные по размеру и форме молотки и наковальни, зубила, щипцы, клещи, пробойники и т.д. Булгарские средневековые мастера использовали практически все известные в тот период приемы металлообработки и могли изготовить почти все необходимые изделия.

Особых профессионально-ремесленных навыков требовало изготовление оружия: мечей, клинков, топоров, булав, копий и дротиков (копий с длинной втулкой для пробивания щитов), стрел различной формы, кольчуг и шлемов, а также мелких рогаток с четырьмя шипами для защиты от конницы. Обилие найденных археологами сложных бытовых изделий - замков, ключей, ножей и ножниц, весов, чашечек для весов и гирь, медных и бронзовых котлов, чаш, кувшинов - кумганов, бронзовых зеркал, пуговиц, застежек свидетельствует не только о производственном потенциале булгар, но и о высокой для того времени культуре быта, богатстве и разнообразии образа жизни.

Особенно впечатляет уровень ювелирного дела. Кольца, перстни, браслеты, подвески и другие украшения из золота, серебра и драгоценных камней, выполненные в технике литья, ковки, штамповки, тиснения, чеканки, гравировки, пайки, зерни и скани, отличались высоким качеством и пользовались большим спросом на международном рынке, особенно в странах Восточной Европы. Булгарские ювелирные изделия обнаружены при раскопках в Смоленской, Киевской и Львовской областях.

Весьма известной в сопредельных странах была продукция булгарских кожевенников. Развитое животноводство булгар и соседних племен обеспечивало ремесленников качественным сырьем, которое они умели отлично обрабатывать. Выделанная кожа шла на изготовление поясов, ремней, конской сбруи, обуви.

Гончарное дело, ткачество и прядение, обработка шерсти и резьба по кости в Волжской Булгарии также обеспечили массовое производство различных видов ремесленной продукции. Скотоводство и охота давали возможность изготавливать недорогие бытовые предметы из кости.

Булгарские гончарные мастерские XII - XIII века использовали качественную глину и были оборудованы ручными и ножными гончарными кругами, инструментами для покрытия изделий орнаментом, а главное, горнами - печами для обжига.

После обжига булгарская керамика имела красноватый цвет, нередко покрывалась лощением и орнаментом. Глазурованная посуда имела зеленую поливу. Наиболее распространенные археологические находки - глиняные, реже медные или свинцовые пряслица для веретен свидетельствуют о широком распространении прядения и ткачества. Развитое овцеводство обеспечивало развитие производства шерстяных тканей и изделий из войлока.

С бурным развитием булгарских городов произошла специализация архитектурного и строительного дела, деревообработки, плотницкого и столярного ремесел. Осваиваясь в новой местности, булгары довольно быстро перешли от привычных для степей юрт и глинобитных домов к строительству бревенчатых изб с печным отоплением. При строительстве использовался также местный камень и кирпич.

Торговля Волжской Булгарии

Особую роль в процветании государства сыграла волжско-камско-каспийская транспортная система, которую ныне называют Великим волжским путем. Контроль за ним долгое время пытались удержать хазары, затем путь стал предметом политического интереса владимиро-суздальских князей, а позднее и монгольских ханов. Волжско-каспийский путь шел параллельно знаменитому пути «из варяг в греки» и открывал дорогу в русские и балтийские земли, вел в страны Востока.

Поэтому в сферу булгарского международного товарообмена попадали не только Хазария, Закавказье, Иран, Средняя Азия на юге и Русь на западе, но также Индия, Китай, Византия, Прибалтика и Скандинавия. Через территорию Волжской Булгарии проходили два караванных пути: один вел в Хорезм, Среднюю Азию, другой - в Крым.

На территории Волжской Булгарии существовало несколько ярмарочных центров - караван-сараев с помещениями для отдыха купцов и складами. Поблизости от крупных торговых центров возникали постоянные колонии-посады русских, арабских, армянских купцов.

Все основные торговые пути и караванные дороги пересекались недалеко от столицы государства - Великого Булгара, на ярмарке Ага- Базар. Сюда из дальних и ближних стран везли самые разные товары: золото и серебро, драгоценные камни и монеты (главным образом арабские и среднеазиатские серебряные дирхемы), дамасскую сталь и клинки, шелка, парчу и другие ткани, одежду, ковры, посуду, пряности, благовония, фрукты и сладости.

Ибн Фадлан упоминал, что в 922 г. послы подарили булгарскому царю и царице благовония, одежды, халаты и жемчуг. Из русских земель привозили меха, оружие, украшения, из Европы - оружие (франкские мечи), ткани, а из Прибалтики - янтарь. В булгарских городах и поселениях археологами обнаружено значительное количество предметов восточного, русского и европейского происхождения, характеризующих диалогичность и параллели в образе жизни, экономике и культуре.

Среди восточных товаров выделяются дирхемы, китайские, персидские и даже кипчакские бронзовые зеркала, тонкая посуда из Средней Азии и Ирана, обработанные и необработанные драгоценные и полудрагоценные камни. Немало археологических находок, - это сделанные из закавказского, иранского и византийского стекла и бисера изделия. Русское происхождение имели женские украшения из серебра и золота, оружие. Сохранились западноевропейские монеты, а также франкские мечи, в том числе с клеймом мастера-оружейника «ULFBERTH», указывающим на его происхождение.

В древнем Биляре была обнаружена целая мастерская по производству янтарных украшений и собрано несколько килограммов необработанного янтаря, месторождения которого, как известно, расположены в Прибалтике.

Денежная система Волжской Булгарии

В Волжской Булгарии интенсивно развивались товарно-денежные отношения, в основу которых была положена арабская система. Уже в X в. начинается чеканка собственной монеты по типу арабской. Монеты сохранили имена булгарских правителей того времени.

Булгарские монеты вместе с булгарскими купцами и товарами проникали в различные страны. Так, на территории Древней Руси и стран Балтии булгарские монеты найдены, как минимум, в сотне мест. В качестве денежного эквивалента нередко использовались шкурки мелких пушных зверей - куницы или белки. Самая мелкая денежная единица, равная копейке, у казанских татар долго именовалась, да и по сей день именуется «тиен» (белка). Шкурка куницы, по свидетельству ибн Русте, в начале X века приравнивалась к двум с половиной арабским дирхемам (серебряный дирхем весил в это время около трех граммов). В XI-XII веке у булгар, как и у славян, были в ходу серебряные слитки - гривны или сумы (в современном татарском языке сум - рубль), а затем вновь налаживается чеканка собственных монет.

Интересно, что существовала и безденежная торговля, своеобразный заочный бартер с северными и сибирскими угро-финскими племенами вису (весь) и йура (югра), от которых булгары получали меха, шкуры, моржовые клыки. Аль-Гарнати сообщал, что вису жили в одном месяце зимнего пути от булгар, а йура - еще дальше. Потомки народности вису (весь, вепсы или чудь) сейчас проживают на юге Карелии, в Ленинградской и Вологодской областях, а йура (югра, угра) - предки современных хантов и манси.

Немая торговля с этими народами происходила по установленному ритуалу: сначала булгарские купцы, прибыв в земли северных племен, оставляли свои товары - оружие, украшения - в известном месте и отходили на некоторое расстояние, после этого вису или йура подходили к булгарским товарам и складывали около понравившихся им вещей какое-то количество шкурок или других предметов торговли и тоже отходили достаточно далеко. Вернувшиеся булгары, если их устраивала цена, молча предложенная вису или йура, забирали товары лесных племен и оставляли им свои. Если не были довольны предложенным для обмена эквивалентом, то забирали свои вещи и отправлялись искать других покупателей.

Отношения Волжской Булгарии с Русью

Крупным торговым партнером и одновременно конкурентом Булгарии на востоке Европы была Древняя Русь. О существовании постоянного торгового пути из Волжской Булгарин в Киевскую Русь знал географ X века Эль-Балхи, указывая, что от Болгар до Куябы (Киева) было около двадцати дней пути, и добавляя при этом, что расстояние от до Булгара по степям - это около месяца пути. Вверх по течению Волги этот путь занимает около двух месяцев, а водная дорога назад в Итиль вниз по Волге требует около двадцати дней. Эти торговые пути были известны также хазарам, арабам, варягам.

Хотя длительное время Древняя Русь и Волжская Булгария были заинтересованы в освобождении от хазарской зависимости, они не заключили взаимного союза против общего врага. Более того, в 964 - 965 гг. во время военного похода на Хазарию двигавшийся через Оку и Волгу киевский князь Святослав совершил нападение на волжских булгар и буртасов, разрушил и ограбил их города, а затем спустился вниз по Волге и уничтожил хазарские города.

Политическими последствиями похода стал не только разгром , но и ликвидация зависимости от него Булгарии и централизация Булгарского государства. Другим следствием разгрома Хазарии стало усиление конкуренции русских княжеств и Булгарского государства за контроль над волжско-каспийским торговым путем и пушной торговлей с народами северной лесной полосы. В 985 г. киевский князь Владимир Святославович при поддержке тюрок-огузов совершил поход на булгарские земли, в результате которого был заключен первый в истории русско-булгарских взаимоотношений договор о мире.

В этот период между Булгаром и Киевом велись интенсивные дипломатические переговоры о вере и, следовательно, о выборе стратегических союзников и цивилизационного пути развития. В 986 г. булгары отправили к князю Владимиру мусульманских проповедников с предложением принять ислам. Известно, что накануне официального крещения Древней Руси в 988 г. князь Владимир отправлял делегации в разные страны для ознакомления с крупнейшими религиями: православием, католицизмом, исламом. Он говорил своим послам: «Идите первое в Болгары… идите паки в Немцы и оттуда идите в Греки».

Важной статьей булгарского экспорта в русские земли стала поставка хлеба, о чем впервые упоминает летопись 1024 г. После образования в XI -XII вв. Ростово-Суздальского и Муромо-Рязанского княжеств, немалую часть населения которых составляли угро-финские племена, их земли вплотную подошли к территории буртасов, живших по правобережью Волги и в бассейне рек Суры и Мокши. Активная колонизационная политика северо-восточных русских княжеств стала выходить к границам Булгарского государства. Столкновение их экономических и политических интересов за волжский торговый путь и за влияние на народы Поволжья и Приуралья принимало форму вооруженной борьбы.

Противоборство усиливалось по мере усиления религиозных различий и, соответственно, включения славян в христианско-православную цивилизационную общность, а булгар - в обширный исламский мир. Но граница русских княжеств и Булгарского государства никогда не была зоной религиозных войн. Их столкновения не были сопряжены с лозунгами и призывами к священной войне с иноверцами. Это исторический факт, не оспариваемый ни одним из исследователей.

Историческое развитие Волжской Булгарии и в последующем в значительной степени зависело от характера и уровня развития коммуникативной культуры, складывавшейся между историческими соседями - христианской Киевской Русью и исламской Волжской Булгарией.

Таким образом, векторы внешней политики Волжской Булгарии диктовались в первую очередь экономическими и политическими интересами: в X в. - стремлением освободиться из-под влияния и обеспечить независимость, в XI-XII вв. - желанием нейтрализовать усиление Владимиро-Суздальского княжества, сохранить за собой преимущественное влияние на Волжско-Каспийском торговом пути.

Хотя булгарские феодалы, подобно всем правителям той эпохи, считали военную силу основным средством политики, историческая репутация булгар не запятнана разрушительными походами против соседей, беспричинными жестокостями, коварством по отношению к союзникам. Булгары в большей степени ориентировались на торговую и ремесленную деятельность, укрепление экономической силы государства, нежели на расширение территорий и получение военной добычи и «военной славы». Речь идет о преимущественной ориентации государства на поиск внутренних источников развития, на созидательную деятельность, мир и стабильность. Поэтому конфликты с северо-восточными русскими соседями после обоюдных походов друг против друга, как правило, заканчивались мирными договорами, гарантиями беспрепятственной торговли и, следовательно, усилением хозяйственных и культурных контактов.

Волжская Булгария как самостоятельное государство просуществовало вплоть до 40-х годов XIII века, когда оно было завоевано Монгольской империей, а потом включено в состав Золотой Орды.

Булгарское царство, Волжская Булгария_

Булгарское царство, Великая Болгария

Булгарское царство, Великая Болгария - раннегосударственное объединение, сложившееся в 631 в Приазовье. Осн.население - тюркоязычные протоболгары. Хан Кубрат (род.584-642 ) добился независимости и с 635 владел территорией от Кубани до Днепра. Поддерживал дружественные отношения с Византией . После смерти Кубрата болгары потерпели поражение от Хазарского каганата .

Из-за захватнической политики хазар орды хана Аспаруха перекочевали на Дунай (часть Великой Болгарии). Часть Великой Болгарии ("чёрные болгары") подчинилась Хазарии. Часть населения во главе с сыном Кубрата Котрагом откочевала на среднюю Волгу, где, подчинив себе ряд финно-угорских племён , образовала государство Волжскую Болгарию (Булгарию). Письменные упоминания о Волжской Болгарии относятся к н.X в. Государство находилось в зависимости от Хазарского каганата. Болгары, постепенно перешедшие к оседлому образу жизни, сыграли важную роль в консолидации местных племён и дали им своё название. Волжских болгар, в отличие от ранних приазовских и дунайских, принято именовать булгарами, а созданное ими государство - Булгарией Волжско-Камской или просто Волжской Булгарией.

В 921 царь Булгара пытался построить крепость против иудеев Хазарии , поработивших его и готов был принять ислам . Часть племени отказалась сменить веру и ушла в леса (чуваши). Путешественник Гильом де Рубрук писал: "...и эти Булгаре - самые злейшие Саррацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой". Весной 913 русы, возвращавшиеся из каспийского похода, на Волге подверглись нападению хазар. В результате трёхдневного боя погибли ок.30 тыс. русов. Прорвавшийся вверх по Волге 5-тысячный отряд был разгромлен буртасами и болгарами. После разгрома каганата Святославом Игоревичем в 965 государство обрело независимость.


Булгар

В ИН 921 в Волжскую Болгарию было направлено багдадское посольство, в состав которого входил Ибн-Фадлан (он был секретарём посольства Багдадского халифа. Во время путешествия вёл дневниковые записи о своих впечатлениях и наблюдениях о природе, городах, нравах и обычаях разных народов , сохранившиеся до наших дней). 12 МЙ 922 посольство прибыло в ставку болгарского эмира у Трёх Озёр недалеко от Волги. 13 МЙ 922-15 МЙ 922 эмир Альмуш вёл переговоры с багдадским посольством об условиях принятия ислама в Болгарии и возможной помощи в борьбе с Хазарией. Для укрепления своего положения царь Алмас в 922 распространил ислам. В следующем (923 ) году посольство двинулось в обратный путь.


Принятие ислама способствовало политической консолидации его народов , развитию экономики и культуры : возникали новые города, были введены собственные денежные единицы. Болгарские купцы совершали торговые экспедиции в глубь прикамских лесов, поддерживали тесные торговые связи с Хорезмом, Русью . Благодаря выгодному географическому положению и плодородию земли экономика быстро развивалась. Помимо Булгара, были известны Сувар, Биляр (Буляр), Ошель и др. К XII в. Булгария занимала земли от Самарской луки до Северной Чувашии. Основную прибыль от торговли приносила транзитная торговля. Кр.того, Булгар был известен работорговлей (в Казанском ханстве в с.XVI в. было более 100 тыс.русских пленных). В 985 князь Владимир совершил набег на волжских болгар, а в следующем (986 ) году направил к ним посольство. В 1050-1060-х Волжская Булгария закрепилась в Нижнем Поволжье.


Волжская Булгария - X-XII вв. Украшение и амулет мужского наряда - серебряная бляха со сценой пленения всадником вражеского воина

Владимиро-суздальские князья совершали походы на Булгарию (1120 , 1164 , 1172 , 1184 , 1186 , 1220 ). Болгары не остались в долгу (напр., в 1088 они захватили Муром ). К 1217 волжские булгары захватили Суздаль и Устюг. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести столицу вглубь Закамья, в бассейн Малого Черемшана, в город Биляр (сегодня с.Билярск Алексеевского района Татарстана ). Несмотря на феодальные усобицы, определяющим в русско-булгарских отношениях было экономическое сотрудничество . Известно, что Булгария оказывала большую помощь хлебом во время голода на Руси в 1024 и 1229 , поставляла строительный материал во Владимир ; сами булгары селились в суздальских городах. Волжская Булгария стала первым европейским государством, принявшим на себя удар монгольских войск.\


Всем известно, что народ, живущий на территории современного Татарстана, называют татарами. Но многие ли знают, что народ этот имеет очень мало общего с таким привычным для нас понятием, как монголо-татары, а также то, что гораздо раньше нашествия Чингисхана междуречье Волги и Камы населяли жители огромного высокоразвитого государства - волжские булгары. А ведь именно их нынешних потомков исторически правильно было бы называть не татарами, а булгарами…

Сначала натиск монголов в 1223 был отбит. В 1229 болгары разгромили монголо-татарское войско Субатая. В 1236 Болгария подверглась нашествию Батыя . Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды , сохранив некоторую автономию . Булгар превратился в один из известнейших городов Золотой Орды. Некогда единое государство распалось на два княжества: Булгарское и Жукотинское (Джукетау - ок.Чистополя).

Большую роль стал играть новый центр, выделившийся на севере, - Казань. Установившееся золотоордынское иго изменило этнический состав населения Болгарии. Население Болгарии в XIII-XV вв. испытало на себе сильное этнокультурное влияние кипчаков, переселившихся в Волго-Камье в XIII-XIV вв. С падением Болгарии усилился процесс этнокультурного размежевания населявших её народов. Часть болгар влилась в состав башкир , кочевавших на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. В 1361 князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Болгарию. С 1360 Волжская Булгария подвергалась также нападениям со стороны русских князей и новгородских ушкуйников (1360 , 1366 , 1370 , 1374 , 1376 , 1391 ). В 1399 состоялся поход русских войск в Закамье, во время которого были взяты Булгар, Джукетау и Казань. В 1410 поход повторился силами московского княжества . Был захвачен Булгар.

В 1431 Булгария, потерпев поражение от Василия II , лишилась южных земель, отошедших Москве. В 1438 борьба м.русской и булгарской феодальной знатью привела к завоеванию русскими князьями земель к югу от Камы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых была Казань . После этих событий Булгар окончательно передал свою былую роль политического, экономического и культурного центра новому городу - Казани, ставшей столицей Казанского ханства.


Мечеть в древнем Булгаре

Автономия Аренда Башкиры Блага Буртасы Великий князь Вера Византийская империя Владимир-на-Клязьме Владимиро-Суздальское княжество Война Государство Денга Деньги Закон Золотая Орда Иго Ислам Иудаизм Каган Княжества Князь Культура Купечество Монгольская империя Мурома, мещера Народность Новгород Обычай Орда Отношения социальные Племя Политика Политическая борьба Политика с позиции силы Поход на Казань 1552-го Род Роль социальная Россия Русь Собственность Татары Труд Ушкуйник Феодализм Финно-угры Хазары

ВО`ЛЖСКАЯ БУЛГА`РИЯ (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария), (Идел буе Болгары), (начало X века–1236 год), средневековое феодальное государство в Волго-Уральском регионе. Возникло в результате переселения булгар в конце VII века с правобережья Среднего Дона в Поволжье. Они заняли территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы. В процессе формирования государства наиболее сильным оказался союз племён булгар во главе с правителем Алмушем , создавший в 1-й половине IX века Болгарский и Суварский эмираты. В 920–921 годах посольство Алмуша посетило Бухару и Багдад, в 921–923 годах посольство багдадского халифа аль-Муктадира – город Булгар. Таким образом в 922 году состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Известны имена булгарских правителей:

  • Шилки
  • Алмуш
  • Микаил ибн Джагфар
  • Микаил ибн Ахмад
  • Абдаллах ибн Микаил
  • Талиб ибн Ахмад
  • Мумин ибн Ахмад
  • Мумин ибн аль-Хасан
  • Абд ар-Рахман ибн Мумин
  • Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Они в начале X века носили титул «эльтебер», с середины X века – эмир и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве – хутбе, они определяли политику в государстве и чеканили свою монету. В письменных источниках упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военнослужилая знать (чура) и мусульманское духовенство. Основное население состояло из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов) – податного населения, платившего подомный налог в государственную казну.

Распад Хазарского каганата (около 980 года) привёл к образованию единого булгарского государства. Волжская Булгария вела борьбу с хазарами, Киевской Русью. В 985 году булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I. К началу XI века Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере. В XII веке булгарские правители расширили своё влияние на Верхнем Прикамье и Нижнем Поволжье с центром в городе Саксин.

Булгары занимались земледелием , скотоводством, рыболовством, промыслами (охотой на пушного зверя, бортничеством), разнообразными ремёслами (металлургией железа и бронзы, деревообработкой, стеклоделием, косторезным, гончарным, ювелирным, оружейным делом), торговлей . Центрами ремесленных производств и торговли были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр , Сувар , Джукетау , Ошель . Об этом свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран. Активная торговля велась с Русью, странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья. Вывозили пушнину, шкуры, кожи (в том числе сафьяновую – «булгари»), зерно, мёд и воск, а ввозили - предметы роскоши, пряности, шёлк, оружие, серебро (в IX–X веках), янтарь. Одной из важнейших статей дохода казны была торговой пошлина (десятина).

По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (Болгарское, Билярское, Богдашкинское, Джукетауское, Суварское городище), 800 сёл, а также небольших городков-замков. В X веке в Болгаре и Суваре чеканилась булгарские монета. Столица государства в X – 1-й половине XII века – Болгар, с середины XII века – Биляр. Булгарская культура градостроительства восприняла традиции тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата), а также стран мусульманского Востока и Руси. Многие крупные города Волжской Булгарии делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев. Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов). Среди них выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи) и мавзолеи. В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укреплённые поселения (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра). Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены.

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам . Он начал проникать в Волго-Уральский регион с 1-й половины X века благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока. Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников («факихов») из Бухары. После становления булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (900–920 годы). Значительное влияние оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922 год) по приглашению правителя Алмуша. В результате ислам был провозглашён государственной религией. Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и других крупных городах Волжской Булгарии. К концу X века практически всё население страны приняло ислам. Об этом свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки, отсутствие вещей). Ислам оказал влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с конца X века Волжская Булгария стала страной «классического ислама», в ней жили и творили многие крупные мусульманские учёные и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную исламскую страну.

Сформировался булгарский литературный язык на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал в виде различных диалектов ещё у тюрко-булгарских племён. Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах.

Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе, где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались науки: астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география. Существовала своя историографическая традиция – «Таварих-и Булгар»(«История Булгарии») Якуба ибн Нугмана. Среди булгар были известные богословы, философы и писатели. С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание о Йусуфе», 1233 год).

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры. Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приёмов художественной обработки металла: художественного литья, чеканки, гравировки, тиснения (басма), волочения, плакировки, скани (филигрань), зерни и, возможно, черни. В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням. Характерны женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни, поясные накладки, парадное оружие (орнаментированные топорики), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки, штампы, зеркала. Развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды. Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов. Расцвет Булгарского государства, рост городов, формирование литературного языка и утверждение на всей территории страны единой духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны. В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, мари и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Войско, состоявшее из гвардии эмира и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало 50 тысяч воинов. Костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооружённых всадников. Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота. Для перевозки войск часто использовался речной флот. Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

С XI века булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволжских степях. С началом правления Юрия Долгорукого (1125–1157 годы) начались крупномасштабные завоевательные походы русских князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на русские города (например, на Кострому в 1152 году). В период правления Андрея Боголюбского (1157–1174 годы) и Всеволода III Большое Гнездо (1176–1212 годы) русские войска неоднократно вторгались в Волжскую Булгарию (1164, 1172, 1183, 1185, 1205 годы). Особенно крупным был поход русских князей на Биляр (1183 год). Вадимиро-Суздальские князья практически завоевали Верхнее Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли город Устюг (1218 год), а русские князья взяли штурмом Ошель (1122 год). После этого в Поволжье установился мир, закреплённый Булгаро-русскими договорами. Во 2-й четверти XIII века Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 году булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 годы остановили монголов на подступах к основным центрам страны. В 1236-1237 годы Волжская Булгария была завоёвана монголами во главе с Батыем. В 1238-1244 годах в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику, а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом. Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжская Болгария вошла в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), а Болгар стал первой ставкой хана

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама