THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане , на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине», - сказал на открытии мемориала великий советский скульптор Евгений Вучетич .

До построения мемориала, вершиной кургана была местность, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас на ней расположен Храм Всех Святых. Нынешнюю вершину сформировали искусственно для построения памятника.

На этапе проектирования Вучетич постоянно вносил изменения. Изначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Но от него отказались, как и от пышно украшенного постамента. Монументальные лестницы, которые уже были построены, заменили дорожкой-серпантином, которая словно лента опоясывает статую. Изменились и размеры - Родина-мать выросла с 36 метров до 52. Хотя замысел скульптора здесь не причем, просто Никита Хрущев в ультимативной форме заявил, что она непременно должна быть выше Статуи Свободы.

Мамаев Курган, на котором расположен памятник, всегда был стратегическим объектом, с него открывалась панорама города. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток. Он и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял от разрыва бомб. На каждый квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков. В первую послевоенную весну Мамаев курган не зазеленел, на сгоревшей земле не выросла даже трава.

По самым скромным подсчетам, на Мамаевом кургане похоронено около 35 тысяч человек. На месте этой огромной братской могилы и возвели главный монумент России .

Родина-мать занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции сделал доктор технических наук Николай Никитин (он же участвовал в проектировании МГУ и Останкинской башни). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Самую высокую скульптуру построили в 2008 году. Это статуя Будды в китайской провинции Хэнань, ее высота вместе с пьедесталом – 153 метра.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Но ветру листы титановой обшивки гремели, и дополнительно нагружали руку. В результате лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали.

Во время строительства памятника была необходима стабильная поставка бетона, иначе швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Грузовики, осуществлявшие доставку бетона для строительства памятника, были помечены лентами определённого цвета. Водителям разрешалось проезжать «на красный», сотрудникам ГАИ запрещалось их останавливать.

От подножия к верхней площадке ведет 200 степеней, по количеству дней Сталинградской битвы. Внутри самой статуи тоже должно было быть 200 степеней. Но за счет пролетов их количество увеличилось до 203.

Вход внутрь для посторонних строго запрещен, именно поэтому она обросла слухами и загадками. Многие думают, что во рту находится смотровая площадка, а ближе к уху ресторанчик для VIP-персон. Однако это не так. Согласно еще одной легенде, вскоре после создания в скульптуре потерялся человек, после этого его никто не видел.

У памятника на Мамаевом кургане - бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» лицо маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова . Он был главным военным консультантом мемориала. Согласно завещанию командующего 62-й армией похоронили на Мамаевом кургане.

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова , Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде , поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл - фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала , потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине .

Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области.

9 мая 2045 года к 100-летию победы в Великой Отечественной войне на Мамаевом кургане в Волгограде должна быть вскрыта капсула с обращением участников войны к потомкам.

Есть еще одна Родина-мать – в Киеве , это также творение Вучетича. Стоит на правом берегу Днепра . Она на 23 метра меньше своей соратницы, однако стоит на огромном постаменте, внутри которого расположен музей. За счет этого общая высота у нее выше.

В Москве есть копия головы волгоградской Родины-матери. Она прячется за забором мастерской Вучетича на улице Вучетича, и смотреть на нее никого не пускают, но, поскольку голова - здоровенная, а забор - маленький, то и голову, и ее коллег из-за забора видно довольно неплохо.

Пожалуй, самая большая загадка – с кого лепили Родину-мать, претенденток хватает. 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова накануне празднования 70-летия Победы под Сталинградом объявила, что она стала прообразом знаменитой скульптуры Вучетича. В 2003 году такое же заявление сделала Валентина Изотова . Она работала официанткой в ресторане «Волгоград» и утверждала, что ее пригласил поработать натурщицей сам Вучетич. «Мне платили по 3 рубля в час. В ней много от меня - шея, изломы рук, ноги, бедра - все мое!» – говорила Изотова. Еще одна претендентка - Екатерина Гребнева , спортивная гимнастка, а ныне заслуженный педагог на пенсии. Она также позировала Вучетичу, но на уникальность не претендует: «Это собирательный образ. Думаю, что я не одна позировала для скульпторов».

Однако бывший замдиректора памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина всех претенденток называет самозванками : «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе , знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».


Сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 87 метров. Он установлен на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой 16 метров, большая часть которого скрыта под землёй.

Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 тысяч тонн). Статуя стоит Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер. Жёсткость каркаса поддерживается 99 металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

x HTML-код

Скульптуре «Родина-мать зовет!», исполнилось 45 лет. Андрей МИРЕЙКО

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Ее высота составляет 182 метра.

В Индии, на острове Садху Бет в штате Гуджарат, воздвигли самую высокую статую в мире - Статую Единства.

Ее высота составляет 182 м и она выше, чем статуя Христа в Бразилии (38 м), статуя Свободы в США (93 м) и "Родина-Мать" в Киеве (102 м).

Читайте также:

Скульптуру установили в честь одного из творцов современного индийского государства Валлабхаи Пателя. После обретения Индией независимости в 1947 году он занимал пост заместителя премьер-министра страны и министра внутренних дел. Патель также является автором индийской конституции и приложил огромные усилия, чтобы сохранить Индию в ее границах и не допустить развала страны на меньшие государства.

За заслуги перед Индией Валлабхаи Пателю присвоили почетное прозвище Сардар, что означает вождь или лидер на многих языках Индии.

Читайте также:

Скульптура Валлабхаи Пателя состоит из 40-метрового постамента и 142-метровой статуи. На уровне 153 метров установлена смотровая площадка, которая может одновременно вместить до 200 человек. Стоимость строительства статуи - 430 млн долларов.

Видео Из Рио с любовью. Статую Христа-Спасителя окрасили в украинские цвета

Статуя Христа-Спасителя - в украинских цветах. В Рио-де-Жанейро известная скульптура засияла желто-голубым. В цвета украинского флага бразильцы подсветили ее специально ко Дню Независимости нашего государства. Делают это уже 5 год подряд. Тем более, говорят, в украинской диаспоры праздник на днях двойной. Ведь они еще и отмечают День украинской общины.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент - современная интерпретация образа античной Ники - богини победы - призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин - будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков - командир армии, отстоявшей Мамаев курган , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” - 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении


Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве , памятник Петру I в Москве . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным - автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы – 60 миллиметров, до 1999 года – 33 миллиметра, с 2000-2008 – 16 миллиметров», - сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки - 20 и меча - 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча - 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, - абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, - в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже - напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса “Семь чудес России”

Статьи в этом месте:


Волгоград, 8 мая - АиФ-Волгоград. Фидий, Пракситель, Роден - эти имена знает весь мир. Благодаря мастеровитой черепахе на слуху имя скульптора Донателло. Но и в нашей истории были свои ваятели, получившие всеобщее признание. Так, в Волгограде, например, есть работы Веры Мухиной (на куполе Планетария) и Евгения Вучетича (Мамаев курган и статуя Ленина (до 1960 года - Сталина) на набережной Фадеева).

Мы на зависть всем буржуям…

Между прочим, Вучетич является автором сразу двух статуй Родины-матери. Центральная фигура мемориала на Мамаевом кургане, пожалуй, вершина (во всех значениях) творчества знаменитого скульптора. Тут в полной мере показал себя гигантизм мышления Вучетича.

«Что нам хотелось сказать людям этим памятником на , на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? - говорил он после окончания строительства архитектурного ансамбля. - Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма».

Впрочем, размеры комплекса обусловлены не только авторским видением, но и прямым указанием Хрущева: Родина-мать должна быть выше американской Статуи Свободы. Выше, значит, выше. Делов-то…

Сестры по оружию

Уже после смерти Евгения Вучетича было завершено возведение второй Родины-матери: в Киеве. Сама статуя меньше волгоградской, но зато стоит на 40-метровом постаменте, внутри которого расположен музей. Поэтому видно колосс издалека.

Изначально фигуру планировали покрыть сусальным золотом, но потом от этой идеи отказались. Вообще проект Вучетича претерпел некоторые изменения, так как после его смерти за дело взялся киевский мастер Василий Бородай, у которого было свое видение.

Сооружали металлическую статую с помощью специально сделанного под эту стройку крана. К сдаче объекта тот кран не успели демонтировать и просто порезали автогеном. А концы - в воду. В буквальном смысле: металлический остов утопили в Днепре, чтоб не мозолил глаза партийному начальству.

Иногда волгоградцы и киевляне спорят, чья же Родина-мать лучше. В полемику втягиваются жители других городов России и Украины. Со скульптуры срываются в политику. Но у обоих сооружений найдутся свои почитатели. Кроме того, у обоих «матерей» один отец: Евгений Вучетич. Да и проектировал он свои статуи не для того, чтобы стравливать народы. Ведь Родина на тот момент была для всех одна. И обе «дочери» Вучетича, думается, спокойно и приветливо смотрят друг на друга. Им сверху виднее…

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама