THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Турецкий сухогруз, допустивший в ночь с 19 на 20 марта столкновение с опорами строящегося рабочего моста в Керченском проливе, на протяжении семи минут перед инцидентом игнорировал предупреждения оператора региональной системы управления движения судов (РСУДС) о недопустимом курсе. Об этом свидетельствует расшифровка радиопереговоров РСУДС Керченского пролива с капитаном сухогруза «Лира» компании «Turkuaz Shipping Corp», который следовал под флагом Панамы.

Как следует из расшифровки, в 23.20 оператор системы управления передал капитану судна курс для движения по проливу. В 23.26 из Керчи поступило первое предупреждение об отклонении от обозначенного курса и совет вернуться на него.

В ответ турецкий капитан просит повторить сообщение и после этого на протяжении 3 минут не выходит на связь.

За этот короткий промежуток времени оператор РСУДС продолжает давать рекомендации.

«Лира», советую вам в следующий раз следовать с лоцманом, вы не готовы следовать без лоцмана
, - говорит он.
«Лира», войдите в канал, сейчас ваша позиция 70 метров от красной кромки, красный буй держите с левого борта»
.

Наконец, капитан турецкого сухогруза отвечает , однако последовавшие неоднократные сообщения оператора об опасности отклонения свидетельствуют о том, что указаний он не выполнил - еще более двух минут он следует своим курсом, после чего все-таки соглашается

«изменить курс влево»
.

Через полминуты оператор командует капитану дать

, еще через минуту остановить все машины судна.
Капитан судна якобы соглашается, но последующие две минуты не выходит на связь.

В 23.37 из Керчи следует вопрос о состоянии судна, на что с судна отвечают, что проверяют его состояние.

Спустя 7 минут на РСУДС поступает сообщение от парома «Победа»: «

Судя как мы проходили мимо, между свай заехала «Лира»
.

источник: c-inform.info
Ранее сообщалось, что инцидент в Керченском проливе не повлиял на ход строительства мостового перехода в Крым. «19 марта в 23.25 теплоход «Лира» под флагом Панамы, принадлежащий компании «Turkuaz Shipping Corp», при следованиии по Керчь-Еникальскому каналу отклонился от рекомендованного пути в районе буев 21 и 23а, а затем произвел навал на конструктивные элементы рабочего моста», – сообщил ТАСС источник в инфоцентре «Крымский мост».

В результате столкновения с морским судном уничтожена опора №80, в том числе сваи диаметром 1020 мм и длиной 58 метров, ригели и оголовки. Пострадали отдельно забитые маячные сваи, еще две соседние опоры получили повреждения.

Экипаж судна в составе девяти человек не пострадал, сухогруз поставлен на рейд в порту Таганрога.

Госконтракт на проектирование и строительство моста через Керченский пролив подписан 17 февраля 2015 года между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Росавтодора и ООО «Стройгазмонтаж». Планируется, что в декабре 2018 года завершатся строительные работы, и будет открыто движение по мосту в рабочем режиме. В 2019 году после завершения всех пуско-наладочных работ и благоустройства территории мост планируется ввести в эксплуатацию.

Керченский мост возводится за счет средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополь до 2020 года», без привлечения внебюджетного финансирования. Сметная стоимость проекта составляет 211,9 млрд руб в ценах четвертого квартала 2015 года.



В агентстве сообщили, что суда типа "Лира" с осадкой менее 4,5 метра или длиной менее 140 метров в соответствии с приказом Минтранса РФ от 21 октября 2015 года не подлежат обязательной лоцманской проводке. Основная масса судов, проходящих Керчь-Еникальский канал - длиной 60-100 метров, и все судовладельцы идут без лоцмана. Так было и с судном "Лира" компании Turkuaz Shipping Corp, шедшим под панамским флагом.

Тем не менее фронт строительных работ в Керченском проливе не затрагивает зону судоходства в Керчь-Еникальском канале, по которому суда свободно проходят из Черного моря в Азовское и обратно. Однако капитаны всех кораблей предупреждены о монтаже опор второго и третьего технологических мостов. Они прокладываются навстречу друг другу со стороны Керчи и острова Тузла в направлении фарватера.

Как подтверждают данные Росморречфлота, работы мостостроителей на пропуск судов не влияют. Фарватер останется свободным для прохода судов на протяжении всего строительства и обозначен специальными буями. В январе 2016 года, например, зафиксировано 3629 проходов через канал - это более чем на 50 процентов больше, чем за аналогичный период 2015 года. В том числе число транзитных проходов увеличилось на 13 процентов - до 961.

"Лира", предупреждение, вы идете опасным курсом, измените курс влево, держите курс 067 град. Между буями", - говорил диспетчер службы управления движением в Керченском проливе, обращаясь к капитану судна 19 марта в 23.30.

"Лира", измените курс влево"; "Лира", капитан, вы идете опасным курсом"; "Лира", капитан, остановите ход вперед, полный назад", продолжал диспетчер.

Но по каким-то причинам не последовало ни ответа капитана "Лиры", ни изменения опасного курса.

Судя по расшифровке переговоров, столкновение сухогруза с опорами строящегося моста произошло в 23.35 19 марта. Через две минуты после этого капитан сообщил, что "старший помощник проверяет" состояние судна. Позже в радиоэфире появился капитан парома "Победа". "Мы проходили мимо, между свай заехала "Лира", - сказал он диспетчеру.

Впрочем, по словам главы Центра морского права Василия Гуцуляка, подобные "требования" диспетчера не носят обязательный характер. Окончательное решение принимает капитан, и "за все, что происходит с судном, в конечном счете несет ответственность он".

"Любые указания службы управления движением на самом деле носят рекомендательный характер. Так же как и во взаимоотношениях с лоцманом, который прокладывает путь, капитан волен послушать его или принять самостоятельное решение", - пояснил Гуцуляк газете ВЗГЛЯД.

Эксперт уверен, что столкновение с опорами произошло случайно, потому что "камикадзе среди капитанов нет". При этом он напомнил, что 90% всех аварий на море связаны с человеческим фактором. Чрезвычайные ситуации могут объясняться как низкой квалификацией экипажа, отсутствующим штурманом, лоцманом, так и природными причинами.

Район Азовского моря считается у моряков сложным для судоходства. Во-первых, здесь мелководье. Во-вторых, обстановка постоянно меняется: то полный штиль, то большая нагонная волна, представляющая серьезную опасность. "В этих условиях управлять судном и не сбиться с курса бывает трудно", - отметил Гуцуляк.

У российских пограничников претензий к экипажу нет - международных норм моряки не нарушили. "В Азовском море, куда шла "Лира", есть и российские, и украинские порты, и кроме как через Керченский пролив к ним из Черного моря не добраться", - рассказали "Комсомольской правде - Крым" в пресс-службе пограничного управления ФСБ по Крыму.

Последствия

Глава Центра морского права не думает, что начнется уголовное преследование участников ЧП. Все-таки ответственность будет лежать в сфере гражданско-правовых отношений. Когда будет точно установлен ущерб, прояснятся обстоятельства дела, скорее всего, будет суд. И в порядке обеспечения требований пострадавшей стороны судно может быть арестовано, объяснил он.

Следователи возбудили уголовное дело в связи со столкновением турецкого сухогруза с опорой временного моста в Керченском проливе. «Сейчас судно задержано в порту Таганрога. Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту столкновения. Кроме того, дело о правомерности действий судна будут рассматривать в Арбитражном суде», — сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Инцидент произошел 19 марта. В 22.30 судно «Лира» под флагом Панамы двигалось из Черного в Азовское море по Керченскому проливу без лоцмана со скоростью порядка 7 узлов (около 13 км/ч). Отметим, что Минтранс с 2015 года освободил суда, под параметры которых подходит и «Лира», от лоцманской проводки в Керченском проливе. Однако этот приказ был принят до того, как в проливе стал активно строиться мост, а интенсивность движения резко выросла.

Нарушение правил навигации сухогрузом было зафиксировано регулятором движения в проливе.

Об этом сообщили капитану, подчеркнув несколько раз, что «Лира» идет опасным курсом.

Но, судя по расшифровке радиопереговоров оператора региональной системы управления движением судов (РСУДС) и капитана «Лиры», сухогруз какое-то время игнорировал рекомендации по навигации и продолжал двигаться прежним курсом и с прежней скоростью.

После нескольких минут увещеваний оператора сухогруз начал снижать скорость, но столкновения избежать не удалось. Сухогруз навалился на одну из опор вспомогательного моста, по которому должны доставляться грузы для строительства основного — Керченского — моста. В результате была уничтожена одна опора, частично смещены еще две, у ряда элементов конструкции имеются повреждения.

После столкновения капитан «Лиры» опять вышел на связь и заявил, что судно исправно, попросив разрешения двигаться дальше самостоятельно. Оператор РСУДС, ранее посоветовавший «Лире» «в следующий раз следовать с лоцманом, вы не готовы следовать без лоцмана», настоял на том, чтобы сухогруз проследовал в район якорной стоянки у порта Кавказ. После этого судно ушло в пункт назначения — Таганрог.

«Днем 20 марта после получения заявления на задержание судна в связи с инцидентом сотрудники порта осмотрели «Лиру».

Видны следы свежей краски по борту — пытались скрыть следы столкновения с опорой.

Судно задержано по морским правилам на 72 часа. Стоит в Таганроге. Судно старое — более 30 лет», — сказал источник ТАСС в морских службах региона, знакомый с ситуацией.

Как уточнил и.о. директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев, существующее законодательство наделяет капитана морского порта правом задержать судно и/или груз в порту по заявлению любого заинтересованного лица «в обеспечительных целях на срок не более 72 часов». Это общераспространенная мировая практика, отметил Клюев. «В течение 72 часов заинтересованное лицо должно в судебном порядке — то есть через суд — предъявить судовладельцу свои требования. И уже суд решает дальнейшую судьбу задержанного судна. В частности, он может арестовать его в обеспечительных целях. Если суд примет решение об аресте, то капитан морского порта будет обеспечивать решение суда, не выпуская судно из морского порта. Еще раз подчеркну, это обычная практика работы капитана морского порта», — сказал Клюев.

Сейчас выясняется возможность получения с владельцев сухогруза компенсации за повреждения. При этом риски при строительстве моста через Керченский пролив не были застрахованы, сообщает FlashCrimea.

Тем не менее инцидент не помешает завершить строительство рабочего моста в установленные сроки. Не скажется он и на сроках сдачи основного моста в Крым. Об этом сообщили в управлении федеральных автомобильных дорог «Тамань».

«Суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, информированы о работах в акватории за пределами фарватера. Помимо обязательного оповещения, действующего с лета 2015 года, зона строительных работ ограничена специальными навигационными знаками, — сообщили в управлении. — Фронт работ не затрагивает зону судоходства — Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят из Черного моря в Азовское и обратно. Фарватер останется свободным для прохода судов на протяжении всего строительства, за исключением небольшого промежутка времени в будущем, когда будут выполняться технологические операции по установке арок судоходного пролета».

При этом сам Керченский мост предполагается защитить от возможного повторения подобных инцидентов. Опоры судоходного пролета основного моста, согласно проекту, будут защищены от возможного навала судов специальными гидротехническими сооружениями — палами. Они будут построены из металлического шпунта с каменной засыпкой и железобетонным оголовком, пояснили в управлении.

Судьба же злополучного сухогруза пока остается неизвестной. Впрочем,

туманно не только будущее, но и прошлое судна.

Первоначально сообщалось, что сухогруз «Лира», столкнувшийся с опорой строящегося рабочего моста в Керченском проливе, принадлежит турецкой компании Turkuaz Shipping Corp. Однако это оказалось не так.

«Судно в настоящее время не находится под нашим управлением или во владении нашей компании. Поэтому мы не несем ответственности за указанное судно и не располагаем какой-либо информацией относительно «Лиры», — сообщил «Газете.Ru» один из учредителей Turkuaz Yacht & Ship Services Co Ltd Ибрагим Эрол.

По данным портала Shipspotting.com,

в 2010 году «Лира» принадлежала Turkuaz Shipping Corp, однако управляющей компанией на тот момент было АО «Югрефтрансфлот» (ЮРТФ), зарегистрированное в Севастополе.

«Газета.Ru» связалась с компанией «Югрефтрансфлот», и там пояснили, что судно действительно когда-то находилось под их управлением, однако в настоящий момент оно принадлежит туркам. «Мы давно уже передали его в другие руки и не следим за его судьбой», — сообщили «Газете.Ru» в «Югрефтрансфлоте» с заметным облегчением.

С 2010 года и по настоящий момент судно принадлежит компании Voda shipping с головным офисом в Стамбуле. В компании «Газете.Ru» пояснили, что руководства нет на месте и комментировать инцидент без их санкции сотрудники не могут.

ЧП произошло из-за «заторможенности» экипажа и приказа Минтранса РФ

В причинах столкновения турецкого сухогруза «Лира» со вспомогательными сооружениями Керченского моста еще предстоит подробно разбираться, однако уже сейчас есть две версии. Одни винят капитана судна, который не слушался оператора, другие видят корень зла в приказе Минтранса, разрешившего кораблям плавать без лоцмана - в результате в субботнее ЧП стало уже третьим по счету. Между тем турецкий сухогруз задержан на 72 часа - он стоит в порту города Таганрога.

Как стало известно вчера вечером, 19 марта турецкий сухогруз «Лира», принадлежащий турецкой фирме, но под флагом Панамы, проходивший по Керчь-Еникальскому каналу, который используют для строительства магистрали над Керченским пролив. Одна опора и две сави разрушились полностью, еще две опоры сместились.

Столкновение стало неизбежным после того, как турецкое судно на скорости около 7 узлов неожиданно вышло за «зеленую бровку» в районе 19 буя с восточной стороны канала. Капитан пытался сбросить скорость и вернуться в фарватер, но все безуспешно. Впрочем, нанесенный ущерб оказался не слишком серьезным. Как утверждают в инфоцентре «Крымский мост», ремонтные работы не повлияют на сроки сдачи Керченского моста.

«Лира» и ее экипаж из девяти человек (два гражданина Индии, пятеро турок и двое граждан Грузии) также не пострадали. Тем не менее, когда будет оценен нанесенный ущерб, ситуацию будут решать в судебном порядке, подчеркивают в инфоцентре.

В Росморречфлоте заверили, что работы по возведению моста не мешают судоходству. Все суда, проходящие через Керчь-Еникальский канал, знают о работах за пределами фарватера. Вдобавок строительную зону отметили специальными навигационными знаками.

Кстати, возведенные рабочие мосты идут навстречу друг другу от Керчи и острова Тузла, но судоходный канал ни один из них не пересекает и никогда не пересечет. По сообщениям местных СМИ, «Лира» могла отклониться от курса из-за того, что на ее борту не было лоцмана. Ведь, согласно приказу Минтранса, с 2015 года от лоцманской проводки освобождались суда с осадкой меньше 4,5 метров или длиной менее 140 метров. В связи с этим столкновение корабля с опорами называют результатом чиновничьей безалаберности. После инцидента «Керчьтраффик контроль» обязал «Лиру» взять на борт лоцмана. Сейчас судно находится в порту Таганрога - его задержали на 72 часа

В Инфоцентре Крымского моста согласны с такой постановкой проблемы. Там подтвердили, что отсутствие лоцмана на борту сухогруза было легальным, и судно просто не смогло сориентироваться при новых навигационных условиях. Влияние приказа Минтранса в Инфоцентре признают «негативно» повлиявшим на безопасность в проливе.

При этом там напоминают, что с момента вступления приказа в силу, это уже третий подобный случай (до этого врезались судно класса река-море и паром). Кстати, стоимость лоцманской проводки - не слишком велика. И составляет всего 200 долларов.

Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил ВОЙТЕНКО поделился с «МК» своим взглядом на произошедшее: «Отсутствие лоцмана на борту, конечно, могло быть причиной ЧП. Но «Лира» - региональное судно, которое постоянно ходит по данному маршруту. Поэтому капитан был в состоянии самостоятельно провести свое судно.


Не понятно, зачем он стал поджиматься к крымскому берегу. Сейчас сложно сказать. Надо разбираться, чьей вины в случившемся больше, но, по идее, виновата «Лира». При этом слухи о том, что турки могли специально протаранить строящийся Крымский мост - полная чушь. Делать им больше нечего. Корабль принадлежит частнику, который удавится за каждый лишний доллар. Когда Турция пошла на обострение отношений с Россией, ее частные компании продолжали перевозить российские грузы»

Кстати, судно «Лира» зарабатывала перевозками на внутрироссийских рейсах. В этот раз сухогруз перевозил сульфат аммония из Туапсинского порта в Таганрог.

Между тем, первые результаты расследования показали, что вина все же лежит на капитане судна, который на протяжении семи минут не реагировал на предупреждения оператора региональной системы управления движения судов (РСУДС) об отклонении от курса.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама