THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В мире мало есть вещей более интересных, чем рыцарские замки Средневековья: эти величественные крепости дышат свидетельствами далёких эпох с грандиозными битвами, они видели и самое совершенное благородство, и самое подлое предательство. И не только историки и знатоки военного дела пытаются разгадать секреты старинных фортификаций. Рыцарский замок интересен всем - писателю и обывателю, заядлому туристу и простой домохозяйке. Это, так скажем, массовый художественный образ.

Как родилась идея

Весьма неспокойное время - помимо больших войн, феодалы постоянно вели разборки друг с другом. По-соседски, чтобы скучно не было. Аристократы укрепляли свои жилища от вторжения: поначалу только ров выроют перед входом и деревянный частокол поставят. По мере приобретения осадного опыта укрепления становились всё более мощными - чтобы таран выдерживали и каменных ядер не боялись. В античности так римляне окружали войско частоколом на отдыхе. Каменные сооружения начали строить норманны, и только в 12 веке появились классические европейские рыцарские замки Средневековья.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель - сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды - вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, - узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может - ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье - это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет - не спрятаться. Первое препятствие - ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные - ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении - вертикально - это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась "волчья яма" - сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Ворота и надворотная башня

Рыцарские замки Средневековья наиболее уязвимы были как раз в районе ворот. Опоздавшие могли войти в замок в боковую калитку по подъёмному трапу, если мост уже поднят. Сами ворота чаще всего не были встроены в стену, а устраивались в надворотных башнях. Обычно двустворчатые, из нескольких слоёв досок, обшивались железом, чтобы защититься от поджогов.

Замки, засовы, поперечные балки, поперёк задвигающиеся в противоположную стену - всё это помогало продержаться в осаде довольно долго. За воротами к тому же обычно опускалась железная или деревянная мощная решётка. Вот так оснащались рыцарские замки Средневековья!

Надворотная башня была устроена так, чтобы охраняющие её стражи могли узнать у гостей цель визита и при необходимости угостить стрелой из вертикальной бойницы. Для настоящей осады там были встроены и отверстия для кипящей смолы.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок - на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой - внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами - так называемый цвингер - простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты - за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные - для лука, с расширением - для арбалета. Шаровые бойницы - закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Что там внутри?

Помимо цвингеров, за воротами незванных гостей могли ожидать и другие сюрпризы. Например, небольшой закрытый дворик с бойницами в стенах. Иногда замки строились из нескольких автономных секций с мощными внутренними стенами.

Обязательно был внутри замка двор с хозяйством - колодец, пекарня, баня, кухня и донжон - центральная башня. От расположения колодца зависело многое: не только здоровье, но и жизнь осаждённых. Бывало, что (вспомним, что замок если не просто на возвышении, то и на скалах) стоило дороже, чем всех остальных построек замка. Тюрингский замок Куффхойсер, например, имеет колодец более ста сорока метров глубиной. В скальной породе!

Центральная башня

Донжон - самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня - последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное - знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка - капеллан. Часто он же - и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Пишешь про барона в замке - изволь хотя бы примерно представлять, как замок отапливался, как вентилировался, чем освещался…
Из интервью с Г. Л. Олди

При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости - визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены - свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

Удивительно, но факт - укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

Рождение крепости

Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны - вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги - их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь - то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми - дай кого-нибудь зарезать.

Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки - разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв - предки замков.

Однако прогресс не стоял на месте - с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

К замку предъявлялись очень простые требования - он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции - то есть показывать мощь, богатство феодала.

Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

Добро пожаловать

Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение - одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ - в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности - стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

Схема замковых сооружений. Заметим - две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении - естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

Первая преграда - глубокий ров, а перед ним - вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка - поэтому глубина рва не имела решающего значения).

Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад - забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

Схема входа в замок: 2 - галерея на стене, 3 - подъемный мост, 4 - решетка.

Противовесы на подъемнике ворот.

Ворота замка.

Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри - лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

Ворота - наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” - отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

Смоляные носы.

Все на стену!

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена - высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

Нередко в замках строились двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название “цвингер”. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы).

Цвингер в замке Ланэк.

Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной - прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков - короткие, с расширением по сторонам.

Особый вид бойницы - шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

Пешеходная галерея на стене.

Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко - например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

Фланкирующая угловая башня.

Замок изнутри

Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

Донжон в замке Венсенн.

От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы - ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

Из-за того, что воду приходилось с трудом доставать из глубоких колодцев, вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того, чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными - прежде всего, за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков.

Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности - с деревянными переходами в замок).

Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке - ее фильтровали через гравий.

Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

Кухня в замке Марксбург.

Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.

Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.

Вход в донжон.

Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа - “Angstloch” (нем. - устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу - для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

Палата в замке Марксбург.

Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

На самом верху башни находилась открытая (реже - крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.

Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами - не ради украшения, а для сохранения тепла.

Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

Замковый туалет.

Завершая нашу “экскурсию” по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который, помимо своих основных обязанностей, исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.

Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным - алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

О подземных ходах в замках рассказывают множество небылиц. Ходы, разумеется, были. Но лишь очень немногие из них вели из замка куда-нибудь в соседний лес и могли использоваться как путь к бегству. Длинных ходов, как правило, вообще не было. Чаще всего встречались короткие тоннели между отдельными зданиями, либо из донжона в комплекс пещер под замком (дополнительное убежище, склад или сокровищница).

Война на земле и под землей

Вопреки распространенным заблуждениям, средняя численность военного гарнизона обычного замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие.

Для взятия замка требовалось его изолировать - то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся - порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды - около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры - выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим - прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

Обитатели замка нечасто предпринимали контратаки. В этом попросту не имелось смысла - их было меньше, чем нападающих, да и за стенами они чувствовали себя гораздо спокойнее. Особым случаем являются вылазки за едой. Последние осуществлялись, как правило, ночью, небольшими группами, которые шли по плохо охраняемым тропам к ближайшим деревням.

Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер - огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

Для взятия замка измором наиболее предпочтительным сезоном было лето - дождей выпадает меньше, чем весной или осенью (зимой обитатели замка могли получать воду, растапливая снег), урожай еще не созрел, а старые запасы уже закончились.

Нападающие старались лишить замок источника воды (например, строили на реке запруды). В самых крайних случаях применялось “биологическое оружие” - в воду бросались трупы, что могло спровоцировать вспышки эпидемий по всей округе. Тех обитателей замка, которые попали в плен, нападающие увечили и отпускали. Те возвращались назад, и становились невольными нахлебниками. В замке их могли и не принять, но если это были жены или дети осажденных, то голос сердца перевешивал соображения тактической целесообразности.

Не менее жестоко поступали с жителями окрестных деревень, пытавшихся доставлять в замок припасы. В 1161 году во время осады Милана Фридрих Барбаросса приказал отрубить руки 25 горожанам Пьяченцы, которые пытались снабжать врагов провиантом.

Осаждающие разбивали постоянный лагерь неподалеку от замка. Он также имел некоторые простейшие укрепления (палисады, земляные валы) на случай внезапной вылазки защитников крепости. Для затяжных осад рядом с замком возводился так называемый “контрзамок”. Обычно он располагался выше, чем осаждаемый, что позволяло вести с его стен эффективное наблюдение за осажденными и, если позволяла дистанция - обстреливать их из метательных орудий.

Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

Подкопы делались с двумя целями - предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

Так, во время осады замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались - как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

Штурм замка (миниатюра 14 века).

Позднее, с появлением порохового оружия, в подкопы под стены замков закладывались бомбы. Для нейтрализации подкопа осаждаемые иногда рыли контрподкопы. Вражеских саперов заливали кипятком, запускали в тоннель пчел, лили туда фекалии (а в древнее время карфагеняне запускали в римские подкопы живых крокодилов).

Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать - это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины - катапульты и тараны. Первые мало чем отличались от тех катапульт, которые применялись еще римлянами. Эти приспособления были оборудованы противовесом, придающим метательному рычагу наибольшее усилие. При должной сноровке “орудийного расчета” катапульты были вполне точным оружием. Они метали крупные, гладко обтесанные камни, причем дальность боя (в среднем - несколько сотен метров) регулировалась весом снарядов.

Разновидность катапульты - требушет.

Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

Штурм замка при помощи передвижной башни.

Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

Тихая сапа

Сапа (от франц. sape, буквально - мотыга, saper - вести подкоп) - способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей - с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты - саперы.

Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

Бои на лестнице замка

С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом - столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой - крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием.

Замки самураев

Замок Химэдзи.

Меньше всего нам известно об экзотических замках - например, японских.

Первоначально самураи и их сюзерены жили в своих поместьях, где, кроме сторожевой башни “ягура” и небольшого рва вокруг жилища, никаких других оборонительных сооружений не было. На случай затяжной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противника.

Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка - широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда - река, озеро, болото.

Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

Японские замки, как правило, были невелики - примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля.

Очарование древности

Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки - символ влиятельности своих хозяев. Они - образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами - например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.

Французский замок Саумур (миниатюра 14 века).

И, наконец, мы любим замки за то, что они попросту романтичны. Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища - применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение “стены помнят”: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности - ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней.

Наследие Средневековья, европейские замки сегодня окутаны флером легенд, преданий и реальных драматических событий. Их толстые каменные стены помнят осады, междоусобные войны, интриги и романтические истории. Их пышные или, наоборот, аскетичные интерьеры будоражат воображение, которое, разыгравшись, уносит в мир рыцарей короля Артура, Лоэнгрина и Дракулы. И, в общем-то, в этот момент уже неважно, существовали ли эти персонажи на самом деле.

Аббатство Мон-Сен-Мишель

Замок Бран, Трансильвания, Румыния

Замок Бран в 30 километрах от города Брашова - из тех мест, мифологическая история которых затмила реальную, надо сказать, весьма насыщенную. Благодаря роману ирландца Брэма Стокера, вышедшему в 1897 году, Бран стал «тем самым» замком графа Дракулы, самого популярного кровопийцы массовой культуры и главного вампира всех времен и народов. Да, есть в этом образе убийственный отрицательный шарм: «У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие - то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица». Не стоит однако ассоциировать стокеровского Дракулу с его прототипом, валахским князем XV века Владом Цепешем, также известного как Влад Дракула. Хотя особой гуманностью воевода не отличался, но и кровавым деспотом, каким он предстает в летописях, тоже не был. Казни бояр после прихода Цепеша к власти в Трансильвании - вполне в духе того отнюдь не вегетарианского времени и междоусобной борьбы, на него самого тоже не раз покушались. К замку Бран Влад Дракула имеет опосредованное отношение: недовольный отказом немецких купцов Брашова подчиняться установленным им торговым правилам, он не раз организовывал военные кампании против строптивого города. Впрочем, не сохранилось никаких письменных свидетельств о захвате им замка.

Шильонский замок, Монтре, Швейцария

На лоне вод стоит Шильон;

Там, в подземелье, семь колонн

Покрыты влажным мохом лет.

На них печальный брезжит свет.

В отличие от Брэма Стокера, использовавшего некоторые черты внешности и фрагменты биографии Влада Дракулы для создания образа, Байрон в «Шильонском узнике» поэтизировал реальную историю пленника мрачного замка на берегу Женевского озера. В основу поэмы, написанной им за два дня в июне 1816 года по свежим впечатлениям от посещения этого места с другом Перси Биши Шелли, легли события XVI века. Прототипом шильонского узника стал настоятель одного из женевских аббатств Франсуа Бонивар, противостоявший настойчивым попыткам савойского герцога Карла III захватить власть в Женеве. Бонивар провел в заточении шесть лет и был освобожден в 1536 году бернцами. Справедливости ради, в многовековой истории замка, возведенного в середине XII века как резиденция савойских герцогов, было немало драматичных эпизодов. Так, в 1798 году под влиянием Французской революции франкоговорящий кантон Во, отказавшись признавать власть немецкоязычного Берна, провозгласил Леманскую республику. Когда в кантон вошли французские войска, к которым его жители обратились за помощью, Шильонский замок был превращен в склад оружия и обмундирования.

Аббатство Мон-Сен-Мишель, Нормандия, Франция

По преданию, аббатство на скалистом острове в устье реки Кюснон обязано своим появлением Святому Михаилу, в 708 году три раза являвшегося епископу Оберу, пока тот окончательно не убедился в правильности своего толкования знамения свыше. С тех пор гора, именуемая Могильной, носит имя своего небесного покровителя - Мон-Сен-Мишель. В VIII веке все начиналось со скромной часовни, в 966 году здесь, по приказу нормандского герцога, появилась протороманская церковь, и на протяжении в XI-XV веков аббатство постепенно расширялось и перестраивалось, в том числе вследствие разрушений, вызванных чередой войн. В 1090 году аббатство, в котором укрывался младший сын Вильгельма Завоевателя Генрих, осаждали его браться Вильгельм Рыжий и герцог Нормандии Роберт Короткие Штаны. В начале XIII века аббатство захватил французский король Филипп Август, который, впрочем, в искупление своей вины перед монахами и Богом, пожертвовал пострадавшему бенедектинскому монастырю большую сумму, благодаря чему на северном склоне было возведено Чудо - постройка в готическом стиле с обширным клуатром. Во времена Французской революции и Второй империи аббатство успело побывать и тюрьмой, а сегодня Мон-Сен-Мишель, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, - одно из самых туристических мест Франции. Его очертания можно увидеть во многих фильмах, в том числе - «К чуду» (2012) Теренса Малика, история которого начинается с посещения аббатства влюбленной парой, переживающей кризис отношений.

Хоэнзальцбург, Австрия

Именно барочные башни и мощные стены Хоэнзальцбурга формируют растиражированный на многочисленных фотографиях и открытках хрестоматийный вид австрийской столицы. Одна из крупнейших средневековых крепостей Европы, построенная в 1077 году архиепископом Зальцбурга Гебхардом I, Хоэнзальцбург был значительно расширен в конце XV-начале XVI веков. В это же время над главным входом появился символ крепости - лев со свеклой в лапах. На протяжении веков Хоэнзальцбург, возвышающийся над Старым городом австрийской столицы, сохранял репутацию неприступного для врагов бастиона - и действительно, это одна из немногих австрийских крепостей, которая никогда не завоевывалась. В 1977 году, к 900-летию Хоэнзальцбурга, австрийский Монетный двор выпустил юбилейную монету с изображением замка. А в 2006-м он фигурировал он на памятных монетах старинного Ноннбергского аббатства, которым Зальцбург обязан своим появлением.

Эгесков, остров Фюн, Дания

В своем нынешнем виде Эгесков был построен в 1554 году - довольно неспокойное время начинающейся Реформации и медленно тлевших феодальных войн, так что дом-замок тогда был отнюдь не прихотью, а насущной необходимостью. Эгесков был возведен посреди озера на фундаменте из дубовых свай - по легенде, на это понадобилась целая дубовая роща. Замок состоит из двух протяженных домов, соединенных толстой оборонительной стеной со сложной системой тайных лестниц для снабжения обитателей водой в случае осады. Добавьте к этому машикули на внешних стенах, из которых можно было не только обстреливать врагов, но и лить на них расплавленную смолу и сбрасывать камни. Сегодня Эгесков, до сих пор принадлежащий потомкам Хенрику Бийе, купившему замок в 1784 году, выглядит вполне мирно. В конце XIX века он превратился в оборудованную по последнему слову техники ферму, каковой является и по сей день. Помимо впечатляющих интерьеров, относящихся главным образом к XIX веку, в замке есть экспозиции, рассказывающие о его ежедневной, непарадной жизни.

Нойшванштайн, Бавария, Германия

Несмотря на внушительный вид, выстроенный в конце XIX века Нойшванштайн, в отличие от настоящих средневековых замков, возводился не ради защиты своих хозяев, а как воплощение детской мечты о прекрасном Средневековье, времени храбрых рыцарей и прекрасных дам. В 1866 году Бавария, выступавшая в австро-прусской войне на стороне Австрии, потерпела поражение, в результате чего потеряла часть земель, а король Людвиг II лишился права руководства армией в случае войны и статуса суверенного монарха. В 1867 году он, еще в детстве воображавший себя Лоэнгрином, рыцарем Святой Чаши Грааля, нашел утешение в мире грез, материальным воплощением которых стали дворцы и замки - его маленькое королевство, в котором он был единоличным правителем. Баварский король был фанатичным поклонником музыки Рихарда Вагнера и щедрым патроном композитора, и интерьеры Нойшвайнштайна в стали масштабной иллюстрацией к его операм. Помимо вагнеровских мотивов, в оформлении каждой комнаты в том или ином виде появляется образ лебедя - который впоследствии вдохновит Петра Чайковского на создание «Лебединого озера». Немногим позже вид замка очарует одного из главных сказочников XX века, Уолта Диснея, который использует очертания замка в фирменном знаке основанной им компании.

Замок Скотни, графство Кент, Великобритания

Хотя первые письменные свидетельства о некоем замке Скотни восходят к 1137 году, самые старые дошедшие до нас постройки, а точнее оставшиеся от них живописные руины, относятся к концу XIV века. В XVI веке на месте укрепленной дома с башнями появилось пышное здание в елизаветинском стиле, а около 1630 года в восточное крыло было перестроено в палладианском духе. Нежилое уже в 40-х годах XIX века, оно осталось украшением сада и живым свидетельством длинной и насыщенной истории замка. А семья Хасси, вступившая тогда во владение поместьем, построила новый замок, стилизованный под эпоху короля Якова I, первого представителя династии Стюартов на английском престоле, правившего в первой трети XVII века. Для публики замок открылся лишь в 2007 году - до этого времени он оставался жилым домом наследницы семьи Элизабет Хасси. Полный картин, старинной мебели, книг и фотографий, он до сих сохранил домашнюю, немузейную, атмосферу. Вокруг замка - красивейшие сады, буковые рощи и вересковые пустоши.

в фотографиях

Германия

Замок Нойшванштайн (Schloß Neuschwanstein) - можно перевести как "Новый лебединый утес". Построен королём Людвигом II. Начало строительства - 1869 год. В 1884 году король въехал в замок.

Меспельбруннский замок (Schloss Mespelbrunn) - средневековый замок в городе Меспельбрунн. Начало строительства 1412. Достроен 1569.

Замок Бургхаузен (Die Burg zu Burghausen) - длиннейший замковый комлекс в Европе (1043 м). Укрепление построено ранее 1025 года. Основные постройки: 1392-1503.

Гейдельбергский замок (Heidelberger Schloss) в Хайдельберге. Первое упоминание датируется 1225 годом. Основное время действия XIV - XVII века. После разрушения французами в 1693 году восстанавливался только частично.

Замок Колдиц (Schloss Colditz) - основан в 1014 году. В XVI веке перестроен в стиле Ренессанса

Шверинский замок (Schweriner Schloss) в городе Шверин на Дворцовом острове. Славянская крепость была построена ещё в 965 году, в 1845-1857 годах был создан современный комплекс.

Замок Вартбург (Wartburg) в Тюрингенском лесу, неподалёку от города Айзенаха. Первый деревянный замок основан в 1067 Людвигом Скакуном. В 1156-1162 была сделана серъёзная переделка Людвигом II.

Замок Целле (Schloss Celle) в городе Целле. Форт Kellu был возведён ещё в 980 году. В 1315 был описан замок.

Кохемский замок (Reichsburg Cochem) в городе Впервые упоминается в 1130. В 1688 разрушен французами. В 1868 восстановлен в стиле неоготика.

Верхне-Нойффен (Burg Hohenneuffen) большой разрушенный замок в горном массиве Швабский Альб. Построен между 1100 и 1120.

Ринекский замок (Burg Rieneck) в городе Ринек, Бавария. Дата основания 1151 год.

Замок Глюксбург (Schloss Glücksburg) в городе Глюксбург на севере Германии, недалеко от датской границы. Начало строительства 1582 год.

Фалькенштайн (Burg Falkenstein). Построен с 1120 по 1180 года, часто перестраивался в последствии.

Замок Марксбург (Marksburg). Первое упоминание 1231 г.

Замок Гогенцоллерн (Burg Hohenzollern) на вершине горы Гогенцоллерн (на высоте 855 метров), в 50 км на юг от Штутгарта. Крепость на этом месте упоминается в 1267 году, 15 мая 1423 года полностью разрушена. Второй замок возведён в 1454-1461.

Франция

Замок Donjon de Niort в городе Ньор (департамент Дё-Севр). Постройка известна с XIII века.

Замок Château de la Mothe-Chandeniers (коммуна Ле-Труа-Мутье, департамент Вьенна). Постройка известна с XIII века.

Замок Иф (Château d"If) на острове Иф в Средиземном море, в миле от города Марсель. Строительство 1524-1531 года. Использовался как тюрьма с конца XVI века по XIX век.

Замок Château de Grangent (коммуна Сен-Жуст-Сен-Рамбер, департамент Луара). Первая постройка около 800 года. Находится в частной собственности.

Замок Château de La Roche (коммуна Сен-Прие-ла-Рош, департамент Луара). Первое упоминание датируется 1260 годом.

Замок Шенонсо (Château de Chenonceau) в департаменте Эндр и Луара. С 1243 года известно что поместье с замком (и прилегающей к нему мельнице) принадлежит семье де Марк. После 1512 года перестроен в ренессансном стиле.

Замок Château de La Bâtie-Seyssel (коммуна Барби, департамент Савойя). Известен как владение семьи Seyssel с XIII века.

Замок Château de Menthon (коммуна Мантон-Сен-Бернар, департамент Верхняя Савойя) на 200 метровой скале у озера Аннеси. Первое деревянное укрепление на этом месте датируется X веком. Современный вид приобретён с XIII по XIX века.

Замок Château de Gisors (департамент Эр). Ключевая крепость герцогов Нормандии в XI-XII веках.

Замок Château d"Olhain XV века (коммуна Френикур-ле-Дольман, департамент Па-де-Кале).

Замок Кюлан (le château de Culan) в комунне Кюлан (департамент Шер) на скалистом уступе, возвышающемся над рекой Арнон. Деревянная крепость известна ещё до X века. Современная крепость XII-XIII вв.

Замок Château de Sercy (коммуна Серси, департамент Сона и Луара). Первое упоминание датируется 1067 годом.

Замок Château de Trécesson (коммуна Кампенеак, департамент Морбиан). Упоминается c VIII века, современный замок примерно с XV века.

Замок Château de Landskron в регионе Эльзас (коммуна Лаймен) на самой границе со Швейцарией. Построен до 1297 года.

Замок Château de Morlanne (коммуна Морланн, департамент Атлантические Пиренеи). Построен около 1370 года, архитектором Sicard de Lordat.

Италия

Замок Graines на скалистой горе. Построен предположительно в XI веке монахами аббатства St. Maurice. В средневековье была налажена коммуникация через флаги и зеркала с соседними замками и башнями.

Замок Фенис (Castello di Fenis) в городе Фенис (Fénis), область Валле-д’Аоста (граничит с Францией и Швейцарией). Первое письменное упоминание относиться к 1242 году. Видимо это был донжон (главная башня) окружённый стенами.

Замок Кастель-дель-Монте (Castel del Monte - "замок на горе") в 16 км от города Андрия (регион Апулия). Возведён с с 1240 по 1250 год. Замок восьмиугольник, каждая башня так же восьмиугольная.

Арагонский замок (Castello Aragonese) на вулканическом острове Искья. Строительство на острове начато в 474 году до н.э. Гиероном I. В 1441 построен мост соединивший скалу и остров.

Замок Torrechiara (коммуна Лангирано). Построен между 1448 и 1460 годами. Четыре прямоугольные башни соединенных двойными линиями стен.

Замок Мельфи (Castello di Melfi) в регионе Базиликата. Строение относят к XI столетию, замок построен норманнами.

Замок Orsini-Cesi-Borghese в коммуне Сан-Поло-дел-Кавальери. Первые упоминания о замке датируются 2-й половиной Х века.

Замок Orsini в коммуне Сориано-нель-Чимино. Построен в XIII веке.

Замок Браун (Castello Brown) над гаванью ррыбацкого города Портофино. Известен с XV века.

Замок Porto Venere в городе Портовенере (регион Лигурия). Крепость на скале с видом на рыбацкую деревню. Первое упоминание датируется 1139 годом.

Sarzanello в коммуне Сарцана (регион Лигурия). Первое упоминание о крепости на этом месте относится к 1076 году.

Замок Сан-Лео в городе Сан-Лео (провинция Римини). Первый форт на вершине горы был построен римлянами. В средние века за крепость боролись византийцы, готы, франки и лангобарды.

Замок Runkelstein (Castel Roncolo) коммуна Ренон. В 1237 князь-епископ Трента дал братьям Фридриху и Бералу (лордоам Wangen) разрешение на строительство замка на скале Runchenstayn.

Замок Prösels (Castello di Presule) у подножья горы Шлерн, провинция Больцано. Первое упоминание относиться к 1279 году. Строение относиться к готическому стилю.

Замок Святого Ангела (Castel Sant"Angelo) в Риме. Строительство начато в 135 г. императором Адрианом.

Интересные факты:

Замки Германии:
- Гейдельбергский замок: в 1415 году в замке был на некоторое время заключён антипапа Иоанн XXIII.
- Замок Колдиц: Во время Второй мировой войны служил местом заключения для особо важных узников,он был самой неприступной крепостью 3 рейха. Туда сажали офицеров, и тех кто пытался сбежать из других лагерей. Побег из замка считался невозможным.
- Замок Вартбург: В 1521-1522 годах в замке под именем «Юнкер Йорг» скрывался реформатор Мартин Лютер. Здесь он перевёл Новый Завет на немецкий язык.
- Замок Марксбург: Единственный замок верхнего среднего Рейна, не завоёванный французскими войсками в XVII в.

Замки Франции:
Замок Иф: Александр Дюма в 1844-1845 гг. в произведении "Граф Монте-Кристо" описал замок, в котором много лет был заключён главный герой. С момента открытия замка для посещений в в 1890 году, туристы постоянно посещают его.
Замок Шенонсо: на замке выгравирован девиз "Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне". Замок находиться в частной собственности, открыт для посещений.

Замки Италии:
- Замок Graines: согласно легенде под замком спрятаны огромные сокровища.
- Замок Кастель-дель-Монте: для исследователей назначение строения является загадкой, сооружение не является замком в точном значении этого слова (нет рва, помещений для припасов, конюшен, кухни). Благодоря проникновению солнечных лучей в окна, в определённой последовательности, здание может быть рассмотрено как астрономический прибор.
- Замок Святого Ангела: Легенда гласит, что во время чумы в 590 г., папа Григорий Великий увидел на вершине замка архангела Михаила, это означало конец бедствия, - так появилось название замок Святого Ангела.

Замки, крепости и дворцы, строились людьми с давних времен. Будучи построенными во времена, когда не существовало современных технологий, они поражают воображение своим архитектурным величием. Хотя, эти неприступные символы Средневековья и строились как фортификационные сооружения, это не мешает им радовать глаз своим внешним видом. И мы предлагаем полюбоваться теми из них, которые считаются самыми красивыми в Европе.

Замок Нойшванштайн (Германия)

Этот величественный, романтический замок, считается самым красивым в мире. И даже на фото видно, что свое звание он получил заслуженно. Построенный по распоряжению баварского короля Людвига II, он еще при жизни своих создателей стал ассоциироваться с воплощением сказочной мечты, которая стала реальностью.

Замок Эльц (Германия)

Жемчужина европейской архитектуры, один из самых красивых замков Германии и мира. На протяжении более 30 поколений он остается во владении одной и той же семьи, и ни разу не был захвачен или разграблен, даже во время великих войн и революций.

Замок Пьерфон (Франция)

Построенный в 90-х годах XIV века, он стал ареной, на которой разворачивались исторические для Европы события. Частично разрушенный войсками кардинала Ришелье, он был реставрирован в 1880-х годах.

Замок Гогенцоллерн (Германия)

Потрясающе красивый, этот замок словно сошел со страниц фентезийного романа. Первое упоминание о нем встречается в документах от 1267 года, и в наше время здесь проводиться множество интересных мероприятий.

Шамбор (Франция)

Построенный по приказу Франциска I, замок Шамбор был подарен его любимой и вскоре стал одним из узнаваемых символов Франции. История не сохранила имени архитектора, но, точно известно, что над проектом работал Леонардо да Винчи, незадолго до своей смерти.

Замок Корвинов (Румыния)

Возвышаясь на скале возле речки, эта фамильная крепость дома Хуньяди в свое время сменила более 20 владельцев. Существуют предания, что здесь в течение 7 лет держали в заточении Влада Цепеша, известного как Дракула.

Замок Кока (Испания)

Великолепный образец фортификационного искусства, построенный в XV веке. Его окружают двойные кирпичные стены шириной 2,5 метра, а над строительством работали лучшие архитекторы Толедо.

Шенонсо (Франция)

Хотя он и находится в частной собственности, владельцы открыли его для посещения, что привлекает сюда множество туристов со всего мира. Благодаря характерному внешнему виду, среди местного населения он получил название «дамский замок».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама