THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Создание новой интересной экскурсии - дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию - обзорная, тематическая; по способу передвижения - пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка - это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии - это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу - план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии - это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика - это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности - его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Государственное учреждение культуры

4. организованность осмотра

5. наличие маршрута

К особенностям музейных экскурсий следует отнести большую подвижность и частую смену тематики и маршрутов вследствие постоянного развития экспозиции (введение новых тем, экспонатов, частичные реэкспозиции и т. п.). Музейная экскурсия ограничена пространством экспозиционного помещения. Экскурсовод в ходе проведения экскурсии не может прибегнуть к паузам; ограничены его возможности для разрядки, подготовки группы к восприятию нового материала. Часто экспонаты, предстающие перед экскурсантами в разнообразии и множестве, рассеивают внимание группы, и экскурсоводу приходится приложить немало умений и усилий, чтобы организовать и направить внимание аудитории на нужный экспонат.

Всё вышеперечисленное следует учитывать при подготовке и проведении экскурсии по музею.

В зависимости от широты тематики, глубины её раскрытия экскурсии делятся на обзорные и тематические. Также в ряде случаев имеют место цикловые экскурсии.

Самый распространённый тип экскурсии – обзорная экскурсия .

Цель её – дать посетителю общее представление о музее, его коллекциях, экспозиции в целом.

Тематическая экскурсия – это экскурсия по одной конкретной теме. Она ставит задачу полного и глубокого раскрытия темы при использовании максимума относящегося к ней материала, представленного в экспозиции.

Тематические экскурсии возможны не во всех негосударственных музеях. Наличие их зависит от профиля музея, характера его основной тематики, экспозиционной площади, количества разделов и тем, а самое главное – от разнообразия и богатства музейного материала.

Цикловые экскурсии для негосударственных музеев явление редкое, так как требуют объединения экскурсий единой темой, работы с одной и той же группой посетителей в определённой последовательности в течение определённого времени.

II. Подготовка музейной экскурсии

1. Началом работы над новой экскурсией является определение темы, цели, круга вопросов, которые необходимо осветить .

Все эти составные начального этапа работы зависят, прежде всего, от профиля музея, коллекций, которые представлены в экспозиции, а также спроса посетителей.

IV. Методика ведения экскурсии

Основные методы и приёмы проведения экскурсии намечаются в процессе разработки её содержания. Однако конкретные формы и законченный характер они получают только после специальной отработки их на экспозиции, в условиях, максимально приближенных к экскурсии. Экскурсовод должен на практике выбрать наиболее удачные для данной экспозиции методические приёмы.

Различают следующие общие приёмы ведения экскурсии:

2. рассказ

На практике все они выступают во взаимосвязи, образуя в конечном итоге единый экскурсионный метод. Главным его требованием является органическая связь показа с рассказом, но, как правило, в процессе ведения экскурсии показ предшествует рассказу. Показ экспоната – не простая демонстрация предмета. Каждый материал, представленный в экспозиции несёт в себе определённую информацию и играет определённую роль. Задача экскурсовода – донести это до экскурсантов.

При проведении конкретной экскурсии методы показа и рассказа реализуются путём целого ряда приёмов, таких как:

1. словесная или мысленная реконструкция (воссоздание какого-либо события по представленным в экспозиции материалам)

2. сравнение

3. цитирование экспонируемых документов (зачитываемые выдержки должны умело сочетаться с показом самого экспоната, помогать раскрытию темы)

Беседа является неотъемлемой частью любой экскурсии. Прежде всего, это вступительная и заключительная части экскурсии, о которых шла речь выше. Отдельные элементы беседы вводят и в основную часть экскурсии, заранее продумав вопросы к экскурсантам.

Кроме показа, рассказа и беседы, составляющих базу экскурсионной методики, в музейной экскурсии нередко используются дополнительные приёмы: прослушивание звуковых записей воспоминаний участников событий, о которых идёт речь в экскурсии, просмотр видеофильмов, диафильмов и т. п. Следует заметить, что прибегать к таким методам следует лишь в тех случаях, если этот материал ярок, эмоционален, насыщен информацией. Продолжительность таких «вставок» не должна превышать 4-5 минут. Иначе внимание экскурсантов будет рассеиваться, снизится интерес к продолжению экскурсии.

Для более полного раскрытия темы при небольшом количестве экспонатов можно прибегнуть к использованию дополнительного, вспомогательного материала, не входящего в экспозицию: фотографии, репродукции, копии, схемы, карты, чертежи и т. д. (так называемый «портфель экскурсовода»).

V. Некоторые правила ведения экскурсии

Успех экскурсии зависит от многих слагаемых. От экскурсовода требуются:

Знание материала

Правильная речь

Безупречный вид

Умение установить контакт с группой и т. д.

Во время экскурсии экскурсовод должен так расположить группу, чтобы экскурсанты, все без исключения, могли видеть тот экспозиционный материал, с которым на данный момент ведётся работа. Место экскурсовода – между группой (1,5 м от неё) и стендом. Показывая указкой тот или иной материал (если только не зачитывается какой-либо документ или указываются те или иные особенности экспоната), экскурсовод должен быть обращён к группе, вести наблюдение за её реакцией. Безразличие экскурсовода к поведению аудитории, а также проявление им плохого настроения не допустимы. Экскурсовод своего рода актёр. И от того, как он подготовит свою роль и сыграет её на публике, во многом зависит успех и всей работы по подготовке экскурсии, и проведения её для конкретной экскурсионной группы.

VI. Совершенствование экскурсии

Прежде чем выйти с подготовленной экскурсией на группу, экскурсовод должен представить её на прослушивание более опытному и знающему материал сотруднику, а затем экскурсия официально принимается комиссией, в состав которой могут входить представители администрации музея, штатные сотрудники, члены Совета музея.

Но даже и после приёма экскурсии комиссией, работа над ней не считается законченной.

Необходимо продолжать изучение выбранной темы – знакомиться с новыми публикациями, уточнять сведения об экспонатах, прослушивать экскурсии других экскурсоводов, анализировать реакцию посетителей.

Это даст возможность постоянно совершенствовать экскурсию, делать её более актуальной, привлекательной для экскурсантов, а, следовательно, повышать интерес к музею в целом.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

«КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЭКСКУРСИЮ В МУЗЕЕ»

Цель: ознакомление педагогов с основными аспектами опыта работы

по организации и проведению экскурсии в школьном краеведческом музее.

Задачи мастер-класса:

Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной проблемы;

Создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по подгруппам;

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование: мультимедийная установка, музейные экспонаты, тексты, документы, раздаточный материал.

План

    Организационно-мотивационный этап (индукция)

    Презентация опыта

    Создание проблемной ситуации

    Моделирование (имитированная игра)

    Физкультминутка

    Афиширование

    Подведение итогов

    Рефлексия

Ход мастер класса

    Организационно-мотивационный этап

Приветствие участников мастер-класса.

Объявление темы.

Совместное целеполагание.

Что необходимо сделать, чтобы подготовить и провести экскурсию в музее?

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение

«Свободный разговор»:
- Поговорим? - О чем? - О разном и о прочем. - О том, что хорошо, - И хорошо не очень. - Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно. - Поговорим? - Поговорим. - Вдруг будет интересно.

II . Презентация опыта

Это наше 1 занятие, на котором мы познакомимся с краеведческим музеем средней школы №1 , его разделами. У вас на столах лежат визитные карточки музея. В ходе заочной экскурсии в наш школьный краеведческий музей вы более подробно познакомитесь с ним.

( Презентация о школьном краеведческом музее ГУО «Средняя школа № 1 г. Старые Дороги имени Героя Советского Союза Ф.Ф. Куликова» ).

    Создание проблемной ситуации

А теперь пришло время поставить задачу нашей встрече. В ходе вашей работы мы выберем экскурсоводов, исследователей, журналистов, тех, без кого невозможно представить деятельность ни одного музея.

Перед тем, как отправиться на экскурсию я хочу вас угостить и пригласить в наш музей. (Участникам предлагается выбрать конфету)

Сейчас попрошу занять место за столом, который совпадает с цветом вашего раздела .

Мы находимся с вами не в нашем музее, но у вас есть уникальная возможность посетить его не только виртуально через презентацию, но и реально разглядеть, оценить и поработать с экспонатами с помощью мобильного музея – «Музея в чемодане». Как вы думаете, что можно вместить в такой небольшой чемодан ?

Я хочу вам предложить вместе научиться оценивать музейный экспонат, давать ему характеристики и говорить о нем. Ведь не зря же существует высказывание: «Вещи говорят!»

Участникам мастер класса предлагается совместная работа с мастером.

Не изучив до конца, невозможно судить о предмете в целом. Вашему вниманию предлагается один из экспонатов нашего школьного краеведческого музея – гляк (сосуд). Наша задача – описать его и выяснить, где, когда, кем, для чего он применялся и какой материал использовался для его изготовления. Полученную информацию мы должны применить для того, чтобы составить текст экскурсии и провести ее.

    Моделирование

(Работа в группах)

I. На столах лежат музейные экспонаты, документы, тексты.

Каждой группе необходимо:

1. Составить рассказ с показом экспоната с пояснениями (для журналистов)

2.Познакомиться с архивными документами и сделать вывод (для исследователей)

3.По предложенному тексту провести экскурсию по своему разделу (для экскурсоводов)

1 группа ( Стародорожчина литературная) (книги стародорожских авторов: К.Цвирко, А.Усеня)

2 группа (Шла война народная) (пилотка, письма с фронта)

3 группа (Народные промыслы) (пояс, миска гончарная)

4 группа (Матуля-школа) (перо с чернильницей, прошение на открытие школы)

5 группа (Край Стародорожский) (книга «Старые Дороги», камень с отверстием (орудие труда) 2-1 тыс. до н.э.).

    Физкультминутка

    Афиширование

(Презентация групповой работы участников мастер-класса)

    Подведение итогов

1 . По завершении работы каждому вручается звание:

    экскурсовод,

    исследователь,

    журналист.

2 .Совместная практическая работа

Эмблема краеведческого кружка. Чтобы надолго сохранить в памяти воспоминания о посещении различных интересных мест, люди обычно приобретают предметы с изображением каких-либо объектов той местности, где они побывали. Мы также вместе с вами соберем эмблему нашего учреждения образования. Собираем из мозаики эмблему средней школы

1. У каждой группы на столе лежит элемент пазла для единого рисунка. (Приклеиваем на большом ватмане).

Вот и я считаю, что после нашего мастер класса у вас появилось представление о том, в чем заключается работа музейного работника. После собственных попыток описать экспонат, составить о нем рассказ и применить его во время экскурсии запомнится вам надолго.

    Рефлексия

Игра «Чемодан ПОЖЕЛАНИЙ»


Каждому участнику по очереди: все участники группы на прощание собирают «чемодан пожеланий», кладя в него экспонаты, с которыми они работали. Каждый высказывается и обязательно выражает свое восхищение положительными сторонами личности и формулирует свои пожелания.

Что вы получили от мастер-класса?

Оправдались ли ваши надежды?

Большое спасибо за работу.

Неоспоримо одно:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,-

Пока идёшь за кем- то в след,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Я хочу, чтобы все услышанное также вы пропустили через свое сердце, тогда у вас все получится.

Глина

Заужен к верху, широкий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные промыслы Глина

Заужен к верху, щирокой закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Удовлетворит.

Хранение молока

Музей СШ №1, раздел: народные

промыслы

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Заужен к верху, щирокий закругленной формы снизу

Удовлетворит.

Хранение молока

Глина

Узкий, самотканый из цветных нитей

Удовлетворит.

Ношение одежды

Глина

щирокая закругленной формы

Удовлетворит.

Для продуктов питания

Стекло, металлическое перо

Перо с рукояткой, квадратная чернильница с подставкой для пера

Удовлетворит.

Написание текстов

бумага

письмо

Копия

Открытие школы

Книга

«Старые Дроги»

бумага

Книга с иллюстрациями города

Удовлетворит.

Изучение истории города

Камень

Камень с отверстием внутри для рукоятки

Удовлетворит.

Обработка шкур

Каменное орудие труда: к. II – нач. I тыс. до н.э., д. Левки, Стародорожский район, в ходе полевых работ учащихся

Книга «Старые Дороги»: подарок учителя истории Станилевич И.М.

Письмо-прошение на открытие школы:

Перо с чернильницей: к. XIX – нач. XX века, подарок учащихся

Миска гончарная: к. XIX – нач. XX века, дар музею от местной жительницы д. Старые Дороги

Пояс тканый: нач. XX века, дар музею от местной жительницы д. Залужье

Пилотка:

Письма с фронта:

К. Цвирко:

А. Усеня:

«После нескольких поездок в Сочи мы с детьми устроили мозговой штурм и ниже идеи, которые родились у меня и моих детей.

Пишу скупо, так как неудобно на телефоне:)

1. Экскурсия должна носить игровой и привлекательный характер.

В конце желательно предусмотреть какие то призы, пусть символические, но дети это любят.


Рогатки, компасы или иное самобытное, с чем в жизни мало сталкиваются.




Можно распечатать маленькие фото, выдать клей карандаш и приклеивать в машине после осмотра.

Условие: место на карте каждый определяет сам.

3. В дороге дать посмотреть несколько попутных роликов о месте, куда едем.
Но это должно быть интересно.

Потом Сергею в личку скину для примера ролик рэп про Евразию, который моя дочь использовала для доклада в школе.

Одноклассники были в восторге.

4. Одно из заданий должно быть с компасом.

Это интересно и полезно.

Вариант, который предложили дети — с навигатором. Им это ближе:)

т. е. просим детей отыскать какое-то недалеком место самим.

5. Каждая остановка это несколько объектов.

Детям необходимо выдать фрагмент какого то объекта (цветная распечатка размером 10на10 см).
Они должны найти данный фрагмент в живом мире.
Это моментально повысит их внимательность и позволяет и увидеть то, на чтобы ранее они не обратили внимания


6. Если мы говорим про Абхазию, то в дороге не повредит послушать национальную музыку.

Скажу сразу, что детям эта идея не понравилась:)
Но музыка очень четко позволяет понять характер нации.
И 10 мин в машине дети потерпят:)

В Абхазии много памятников павшим в войне 1992-1993 г. Можно очень кратко рассказать об этой войне и дать прослушать одну из военных песен.

7. Граница: долго, нудно, неинтересно.

В это время обязательно должна быть активность.

Как идея: простые кроссворды по теме экскурсии, а еще очень неплохо выучить несколько ключевых или смешных слов на абхазском.

Дети потом с удовольствием похвастаться ими в школе.

„Дед“ по абхазски „Бабаду“))


Напомнило придуманное в СССР (только терминатор из современного):

Кальян-арба — паровоз
Арматур-батыр — Терминатор

Саксаул-бала — Буратино
Ик-Пук-вода — кока-кола

Шайтан-труба — гранатомет

Шампур батыр — Д’Артаньян

Кошмар апа — Баба Яга
Ишак-матрос — зебра

Нибельмес-бала — Незнайка
Кызым-балык — русалка

Шайтан-арба — маршрутка

Автоген Ага — змей Горыныч

8. Можно предусмотреть в дороге небольшие мастер-классы.

Например, заранее заготовить простые мешочки для саше, а в горах собрать самшитовые листочки, которые успокаивают, сложить и залить тут же.
Готов подарок, кот ребенок обязательно найдет кому подарить. Или какие то травы для чая.


9. На водопадах все привязывают ленточки. У всех они одинаковые.

Заранее гид готовит ленточки для детей, в пути они их подписывают или рисуют или иное.
Это уже не массовое, а свое уникальное, которое останется на месте.


10. Гидом заранее должны были найдены места для крутых селфи.

Это не те места, где фотографируют мама с папой на фоне памятника.
Это что то иное, что и выкладывается в сети и показывает, что ребенок непомерно крут: например (что выбирали мои дети):

фото из страшных зарослей,
фото на краю моста и т. д.
главное, чтобы их заранее подобрал гид, чтобы они были безопасны, не обязательно красивы, но уникальны.

И эту уникальность надо подчеркнуть. Дети будут вам благодарны.




Сергей, вам пришлю в личку то, что придумала Мария по Абхазии.

Если захотите, выложите в форум, может кто то захочет воспользоваться.

На этом пока мы иссякли, но предложенные выше идеи можно развивать дальше.

Главное, не предлагать им их, как задание, а подавать именно как увлекательную игру.

И конечно, если детей будет хотя бы двое. Так интереснее.

Если дети не очень большие до 10 лет, то чтобы дать родителям спокойно наслаждаться прекрасными видами, детям можно предложить поиск клада. Для каждого нового места делается своя небольшая карта. Она дает возможность найти карту следующего места. И так далее. Последняя карта указывает место клада. Причем для малышей это может быть любая коробка ч мелкими монетами. 100 рублей мелочью (по 10, 50 коп, рублю) это очень много — проверено:)



Еще при поездке в Абхазию обязательно стоит рассказать детям про традиции и обычаи данной страны, особенно те, которые не совсем привычны для России: традиции, связанные с гостепреимством, свадебные обряды, кровная месть, воспитание детей и иные. Они совершенно уникальны и покажут детям, что есть совершенно другая жизнь. И это обязательно запомнится, так как выбивается из обычных рамок.

Например, что означеет Абхазский флаг.


Еще одна интересная тема: все дети любят загадывать желания. Даже мой маленький 3х летний сын, увидев единственную звезду на небе рассказывает ей, какую машинку он хотел бы получить на день рождения.
Поэтому на экскурсии для небольших детей стоит использовать данную возможность.
А можно написать свое самое заветное желание, потом сделать из записки корабль и отправить его в плавание по озере Рица, и в момент, когда корабль доплывет до ближайшей реки, желание исполнится! Легенда в данном случае может быть любая:) главное не обещать исполнения сразу, так как может быть разочарование.


Портал mos.ru решил разобраться, откуда берутся маршруты и что заставляет людей ходить на экскурсии по городу. Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах mos.ru рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама