THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Выберите (кликните) месяц вылета из Болоньи в Испанию

Если на графике отсуствует нужный месяц вылета , просто заполните форму поиска и найдите билет.

Каждый раз, как посетители нашего сайта заполняют форму и запускают поиск, мы сохраняем результаты. Особенно тщательно мы храним цены, которые посетители нашего сайта получают при поиске авиабилетов. На основе этой информации мы помогаем быстро подобрать даты с самыми низкими ценами на перелет в Испанию из Болоньи. На графике представлена ориентировочная цена авиабилета Болонья - Испания, которая получена из последних поисков авиабилетов по данному направлению. Однако нужно отметить, что оказанная стоимость авиабилета дает лишь общее представление об уровне цен на эти рейсы в указанный период времени и приведена исключительно для информации, гарантировать показанную цену при покупке авиабилетов мы не можем. Точная цена авиабилета будет показана только после выполнения поиска. Чтобы произвести поиск авиабилетов из Болоньи до Испании выберите на графике дату вылета и возвращения, заполните информацию о пассажирах и нажмите кнопку «Найти».

Среди живописных холмов Паданской равнины в благословенном регионе Эмилия-Романья расположена Болонья – один из самых благополучных итальянских городов, кулинарная столица страны и родина старейшего европейского университета. Исторический центр Болоньи полон дворцами, храмами и кварталами, возведенными в период Раннего Средневековья и хорошо сохранившимися благодаря своевременной реконструкции.

Когда-то по улицам города бродили великие Коперник и Данте, повара старательно изобретали новый вид пасты и соуса специально к свадьбе Лукреции Борджиа, а основатель древнего Ордена доминиканцев читал свои проповеди благодарной пастве. В Болонье творилась сама История, чьи тайны бережно хранятся здесь на протяжении многих веков.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Болонье?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Пьяцца Маждоре – центральная площадь Болоньи, которая образовалась в XIII веке. Изначально здесь располагался городской рынок. Место было полностью обустроено к XVI веку. Вокруг площади расположены Палаццо Подеста, Палаццо Коммуны, базилика Святого Петрония (Сан-Петронио) и другие исторические здания. Пьяцца Нептуна граничит с Маджоре на северо-западе. Своим названием она обязана одноименному фонтану с бронзовой статуей бога, которая была создана в 1567 году.

С фонтаном и скульптурой Нептуна связана любопытная история. Статуя была создана фламандским мастером по прозвищу Джамболонья в 1567 году. Работа не понравилась католическому духовенству, так как оно посчитало, что обнаженная натура будет смущать жителей. Церковники предлагали скульптору надеть на Нептуна штаны. В итоге было решено спросить у самих горожан и провести референдум о необходимости «прикрыть срам». Но жители Болоньи решили оставить все как есть, и сейчас шедевр украшает площадь.

Университет Болоньи является самым старым и одним из самых уважаемых в Европе. Первые факультеты здесь сформировались уже в XI веке. Среди выдающихся выпускников учебного заведения – Данте, Петрарка и Коперник. До XVI века отделения университета были расположены в нескольких отдельных зданиях, пока папа Пий IV не приказал возвести Архигимназий – Университетский дворец, который и сейчас украшает архитектуру Болоньи.

Театр расположен в одном из бывших зданий Болонского университета. Он возник в 1637 году после снятия церковного запрета на медицинское вскрытие тел. Ранее театр использовался как демонстрационный зал для студентов-медиков, сейчас здесь иногда показывают представления (так или иначе связанные с анатомией). Оригинальное здание было уничтожено в 1944 году. Уцелели только деревянные скульптуры, которые сейчас украшают восстановленный театр.

Средневековые сооружения, расположенные неподалеку от базилики Святого Петрония. Считается, что они были возведены в начале XII века. Башня Азинелли достигает в высоту 97 метров, она имеет наклон к основанию 1,3°. Гаризенда существенно уступает в размерах, ее высота – 48 метров. Сооружения служили одновременно жильем и защитной крепостью. В XX веке в Азинелли располагался военный наблюдательный пункт и телевышка.

Аллея протянулась от центрального городского вокзала до главной площади Маджоре. Вдоль улицы расположены городские особняки со сквозными арочными галереями. Здесь сосредоточено невероятное количество магазинов самых разных ценовых категорий, кофейни и рестораны итальянской кухни. Улица прекрасно подходит для неспешных прогулок, качественного шопинга и знакомства с городом.

Дворцовый комплекс расположен на Пьяцца Маджоре. Он появился в XII веке благодаря объединению отдельных построек в единый архитектурный ансамбль. С 1336 года палаццо стал использоваться в качестве резиденции городской администрации. На территории дворца также расположен музей «Джорджо Моранди», где выставляется живопись XX века. Интерьеры Палаццо Комунале украшены декоративными элементами и фресками XV — XVI столетий.

Здание дворца было возведено в XIII веке для нужд городской администрации. Название «Рэ Энцо» пошло от знаменитого узника замка – правителя Сардинии Энцо, который провел здесь в заточении более 20 лет. Существует легенда, что его внебрачный сын, зачатый во дворце, положил начала роду правителей Болоньи. Палаццо Рэ Энцо пережил две масштабные реконструкции в XVIII и XX вв.

Дворец был возведен в 1200 году для руководителя городской администрации (подеста). Изначально интерьер был выполнен в готическом стиле, но до наших дней дошла отделка XV века в стиле ренессанс. На территории арочной галереи, занимающей весь первый этаж, расположены торговые помещения. Палаццо Подеста увенчан квадратной зубчатой башней. Доступ внутрь возможен только во время проведения мероприятий.

На территории дворца размещается торгово-промышленная палата Болоньи. Здание было возведено в конце XIV веке в манере «итальянской» готики. До 1811 года на его территории размещались представительства торговых гильдий и суд купцов. Палаццо выстроен из красного кирпича, украшен искусными фресками и мраморной отделкой. В период Второй мировой войны в результате бомбардировки был разрушен фасад, который восстановили к 1949 году.

Трехэтажный жилой дом XIII века, расположенный примерно в 300 метрах от площади Маджоре. Он представляет собой ценный образец гражданской архитектуры, которая находится на стыке романского и готического стилей. От дома Изолани ведет крытый переход к дворцу Изолани, возведенному в XV столетии. Этот палаццо уже имеет ярко выраженные черты эпохи итальянского Возрождения.

Музей был основан в 1881 году. Его история началась с выставки археологических находок 1871 года, которая была открыта на территории Архигимназия. Позже коллекция была переведена во дворец Гальвани, специально отреставрированный для этих целей. Музейная экспозиция делится не восемь секций, в которых представлены различные исторические периоды. Многие экспонаты были позаимствованы из собрания Болонского университета.

Музей Болонского университета, который объединяет под собой несколько коллекций. Экспозиция располагается на территории дворцового комплекса в стиле Ренессанс. С 1711 года в Палаццо Поджи размещался Научный Институт с астрономической обсерваторией. В музеях можно полюбоваться на коллекции старинных географических карт, живописные фрески, уникальное собрание ученого-натуралиста У. Альдрованди и многое другое.

Коллекция расположена на территории дворца Гизиларди XV века. Экспозиция основана на частном собрании генерала Л. Ф. Марсили, аристократа Ф. Коспи и живописца П. Паладжи. В музее собраны различные экспонаты, по которым можно составить представление, как жила средневековая Болонья. Здесь есть статуи, витражи, барельефы, церковные облачения, надгробия и другие интересные артефакты.

Экспозиция была открыта в 2012 году. Она расположилась во дворце Пеполи. Сейчас музей находится на стадии активного формирования фондов. Для посетителей доступны интерактивные инсталляции, с помощью которых создаются модели средневековых улиц и зданий. Некоторые экспонаты поданы в очень интересном ракурсе при помощи современных технологий. Музейная коллекция размещена в 34 залах.

Городской художественный музей, размещенный в здании, ранее принадлежавшем ордену Иезуитов. Коллекция пинакотеки, в основном, состоит из работ итальянских художников XIII-XVIII столетий. Считается, что галерея была основана в XVIII веке благодаря кардиналу Просперо Ламбертини, который впоследствии занял пост папы римского и стал известен под именем Бенедикта XIV. В 1796 году экспонаты были конфискованы у церковников и переданы в муниципальный музей.

Здание театра начали возводить по проекту А. Галли в XVIII столетии, строительные работы продолжались до 1930-х гг., несмотря на то, что сцена была торжественно открыта в 1651 году. В 1981 году была произведена реконструкция. На подмостках театра Комунале ставились оперы Россини, Беллини, Вагнера и Верди. В наши дни репертуар состоит из все тех же полюбившихся публике классических произведений.

С 2001 году книжное собрание располагается в Палаццо д’ Аккурсио, что находится на главной площади Маджоре. Залы библиотеки прекрасно оборудованы и технически оснащены. Особое внимание привлекает детский зал, где можно взять книги, написанные на различных языках. Внутренний двор Салаборсы окружен рядом арочных галерей и накрыт живописным стеклянным куполом.

Место популярно не только среди туристов, но также среди жителей Болоньи, так как здесь можно недорого поесть вкуснейших деликатесов и выпить пару бокалов отменного итальянского вина. На небольших прилавках рынка разложены местные сыры, разные сорта прошутто, выпечка, рыба и прочие продукты. Из-за большого количества людей здесь часто бывает тесно и не всегда хватает столиков на всех желающих.

Комплекс сооружений религиозного назначения, расположенный на одноименной площади. Храмы комплекса относятся к периоду Раннего Средневековья – с V по XII столетия. Сооружения были выстроены таким образом, чтобы повторить очертания известных и почитаемых в христианском мире иерусалимских храмов. Комплекс был отреставрирован в XIX-XX столетиях, после чего приобрел современный облик.

История храма началась в XII столетии со строительства небольшой церкви. В XV-XVIII вв. здание несколько раз перестраивалось, в его архитектурный облик вносились черты барокко и ренессанса. Окончательно строительные работы были завершены только в XX веке. Базилика является центром паломничества, так как в ней хранится христианская святыня – икона Девы Марии с Иисусом. Считается, что она была создана евангелистом Святым Лукой, жившим в I веке.

Старинный собор Болоньи, расположенный на главной площади Маджоре. Возведение храма продолжалось в период 1390-1663 гг. Он считается пятым по величине в Европе (высота – 45 метров, длина – 132 метра, ширина – 60 метров). Храм был воздвигнут в честь Святого Петрония, который был болонским епископом в V веке. Он считается покровителем города. Интерьер собора украшен ценными произведениями искусства, созданными в XII-XV вв.

В церкви покоятся останки Святого Доминика – основателя Ордена доминиканцев, поэтому она является главной святыней для представителей этого объединения. Над великолепной мраморной усыпальницей Святого Доминика работали такие мастера как Микеланджело, Н. Пизано и А. Ди Камбио. В базилике также хранится орган, на котором учился играть В.А. Моцарт во время своей жизни в Болонье.

Главный собор Болоньи, выстроенный в конце XII столетия в романском стиле и перестроенный в XIII веке в готической манере. Главная колокольня и крипта были созданы в XVI веке по проекту Д. Тибальди. Дальнейшие перестройки под руководством различных архитекторов уже производились в стиле барокко. При храме работает музей, где демонстрируются различные предметы церковной утвари.

Некрополь функционирует с 1801 года. Он был создан на окраине Болоньи на территории бывшего монастыря, который был распущен в 1796 году. В пределах кладбища расположены братские могилы солдат Первой и Второй мировых войн. На Чертоза также находятся могилы знаменитого певца Фаринелли, писателя Р. Бакелли, певца Л. Далла и других личностей, внесших вклад в развитие культуры Италии.

Пляж Болонья расположен в провинции Кадис на побережье Атлантики. Этот участок берега ещё называют Коста-де-ла-Луз (на испанском - «берег света») . В соответствующем европейском рейтинге он занимает 17 позицию. Город Тарифа, который находится в 20 километрах отсюда, считается раем для серферов. Из городов Испании к Африке он самый ближний. Поэтому при ясной погоде можно её и увидеть.

Сам пляж песчаный, неподалёку такие же дюны. В окрестных тавернах все желающие смогут полакомится свежими морепродуктами и рыбой. К северу от близлежащего посёлка находится руины древнего римского города Baelo Claudia . В древности он снабжал рыбной пастой garum всю империю.

Организованные пляжи здесь как таковые отсутствуют. Поэтому иногда сюда заглядывают и животные. Неудивительно, что эти места облюбовали нудисты. Кроме них здешние спокойствие и тишину оценили обычные туристы, в основном - серферы и молодые семьи.

Болонья (Италия) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Болоньи с описанием, путеводители и карты.

Город Болонья (Bologna)

Болонья (Bologna) - город студентов, ученых, кулинаров, город башен и аркадных зданий, один из главных интеллектуальных центров Италии. Он непременно очарует своей необычайной атмосферой, где творчество и наука, молодость и старость, эмоции и трезвый расчет сплелись воедино.

Болонья расположена в области Эмилия-Романья на севере Италии неподалёку от Флоренции и Римини . Благодаря удачному расположению и развитой промышленности – это один из самых богатых городов страны с высоким уровнем жизни. Болонья – это колорит старого итальянского города: крепостные стены, узкие и кривые улочки, старинные здания, портики и аркады, многочисленные памятники истории и культуры - великолепные церкви, роскошные палаццо, высокие башни. Архитектура исторического центра города относится к 13 - 14 веку.

Главные площади города - пьяцца Неттуно (площадь Нептуна) и пьяцца Маджоре (Большая площадь), на которых распожены интересные памятники истории. Другими интересными историческим объектами являются высокие башни - гордость богатых семей города. Раньше их было более ста. В настоящее время башен сохранилось гораздо меньше, но они все равно выделяются в городской архитектуре.

Также здесь расположен самый старый Университет Европы, который основан в 11 веке. Сейчас в Болонском университете обучаются 90 000 студентов (почти 1/3 часть населения города).

Практическая информация

  1. Население - более 380 тыс. человек.
  2. Площадь - 140 км².
  3. Язык - итальянский.
  4. Валюта - евро.
  5. Виза - шенгенская.
  6. Время - центральноевропейское UTC +1, летом +2.

История

Ученые считают, что Болонья была основана этрусками примерно в 510 году до н. э. Тогда город назывался Фельсина и был построен вокруг древнего святилища. В 4 веке до н.э. город захватили кельты, переименовав город в Боннонию.

Во втором веке Болонья стала римской колонией. В эпоху расцвета могущества Римской Империи город превратился в один из самых больших и богатейших городов, в нем были построены красивые здания и памятники, которые, к сожалению, до наших дней не сохранились.


С распадом Римской Империи в начале Средневековья Болонья побывала под властью Равеннского греческого экзархата, затем ломбардского короля Луитпранда. Пока император Карл Великий не даровал поселению права свободного города. С этого времени и поныне на гербе красуется слово «libertas» - свобода.

В 11 веке в Болонье был основан Университет – один из старейших в Европе, в 13 веке – отменили крепостное право.


Во второй половине 12 века город вошёл в состав Ломбардской лиги, которая была противником Фридриха Барбароссы. Несмотря на стремлении к демократии, Болонья всегда ревностно поддерживала власть Папы Римского.

В 1512 г город был вновь присоединён к римским владениям.


В 17 веке Болонья становится интеллектуальным центром всей Европы. Сюда съезжаются знаменитые учёные, выпускники Университета совершают важные открытия (здесь, например, учился Коперник). В новое время город вошел в состав Цизальпинской республики.

В 1860 г. Болонья вместе со всей Романьей присоединилась к Итальянскому королевству.

Еда и питье

Болонья - кулинарный центр Италии, родина соуса «болоньезе», тортеллини, колбас сальсичча и мортаделла. Обязательно здесь стоит попробовать традиционные блюда: Tagliatella Bolognese, Tortellini, Spuma di Mortadella, Lasagne Verdi alla bolognese, Raviole Bolognesi, Friggione.


Достопримечательности

Одна из самых главных и самых больших церквей Болоньи - 132 метров в длину, 66 метров в ширину, 47 метров в высоту. Базилика расположена в историческом центре города на Пьяцца Маджоре.

Строительство базилики началось в 1390 году. Позже структура здания была изменена на форму латинского креста. Крыша нефа и апсиды были завершены только в 1663 году по проекту Джироламо Райнальди. Следует отметить, что в церкви функционирует орган, построенный в конце 15 века.

Режим работы: Ежедневно с 8:00 до 18:30 (до 18:00 в зимний период).

Стоимость: Бесплатно. Групповая экскурсия 8 евро.


Красивая старинная церковь, построенная в начале 13 веке основателем доминиканцев испанцем Домиником Гусманом. Его останки хранятся здесь в красивой часовне в мраморном ковчеге. Интерьер базилики украшен фресками Гверчино, Липпи, Караччи.

Адрес: Piazza San Domenico, 13 40124 Bologna

Режим работы: С понедельника по пятницу с 9:00 до 12:00 и с 15:30 до 18:00. Суббота с 9:00 до 12:00 и с 15:30 до 17:00. Воскресенье с 15:30 до 17:00.

Стоимость: Бесплатно

(TORRE DELL’ARENGO) - башня в историческом центре Болоньи, на площади Нептуна, уникальная своей историей и структурой. Башня создает единый ансамбль с палаццо Подеста. Башня была построена в начале 13 века. В середине 15 века здесь была установлена колокольня с 47-тонным бронзовым колоколом.

Адрес: Piazza del Nettuno, 40124 Bologna

Кирпичная башня 12 века в Болонье, построенная богатой семьей гвельфов. Высота башни составляет 60 метров. Одна из старейших башен города. В середине 18 века она была превращена в тюрьму.


Старейший университет Европы, основанный в 1088 году. Здесь обучались Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Гвиницелли, Николай Коперник. Здесь проводили исследования Гальвани, Алессандро Вольта. В университете обучаются 90 тыс. студентов.


Ворота 17 века в городе Болонья. Их еще называли ворота паломником, т.к. через них проходили верующие по пути монастырь Сан - Лука.

Адрес: Piazza di Porta Saragozza - 40123 Bologna


- "маленькая Венеция " в центре Болоньи, живописный небольшой канал между старинными зданиями. Канал является продолжением канала Рено.

Адрес: Via Capo di Lucca - 40126 Bologna (BO).


Кафедральный храм Болоньи, построенный в конце 16 века Римским Папой Грегорио XIII. Хотя истоки первой церкви на этом месте восходят к 10 веку. Внутри храм украшен картинами Просперо Фонтана, Карраччи, Франческини и Донато.

В архитектуре собора выделяется 70 метровая колокольня, которую начали строить в 11 веке, а закончили в начале 15 века. Самый большой колокол весит 33 тонны, а вес всех колоколов составляет 65 тонн.

Адрес:Via dell"Indipendenza, 64 40126 Bologna

Режим работы:Ежедневно с 8.00 - 18:45. Во время богослужений туристам может быть вход воспрещен.


Вертикальные доминанты Болоньи. Построены из простого кирпича.

Башня Азинелли построена в начале 12 века. Высота башни 97,2 метра. Чтобы попасть на верх нужно преодолеть 498 ступенек. Башня отклонена от оси на 2,2 метра.

Башня Гарисенда построена в 14 веке. Её высота составляет "всего" 47 метров, а отклонение от оси более 3 метров.

На вершине башни Азинелли работает смотровая площадка с потрясающей панорамой Болоньи.

Адрес: Piazza di Porta Ravegnana, 40126 Bologna, Италия

Режим работы: С 1 апреля по 30 сентября 2016 года: с 9:00 до 19:00. С 1 по 31 октября 2016 года: с 9:00 до 18:00. С 1 ноября 2016 года: с 9:00 до 17:00

Стоимость: 3 евро


Пьяцца Маджоре или Большая площадь - одна их центральных площадей в историческом центре Болоньи. Главные достопримечательности площади: базилика Сан - Петронио, палаццо Аккурсио, палаццо Подеста. Была образована в начале 13 века.


Площадь в историческом центре Болоньи, основанная во второй половине 16 века. Основное назначение площади - расширение существующего пространства между Палаццо Коммунале и Палаццо Подеста. На площади установлен фонтан Нептуна, разработанный Лаурети между 1563 и 1566 годами.

Адрес: Piazza del Nettuno - 40124 Bologna


Религиозное сооружение в честь Пресвятой Богородицы в Болонье, один из символов города. Здание было построено Дотти в середине 18 века. Путь сюда из города на протяжении 4 километров украшен более чем 600 аркадными арками.

Адрес:Via di San Luca, 36 40135 Bologna

Режим работы:С 6.30 до 17.00.

Стоимость:Бесплатно

Башня на небольшой площади пьяцца Гальвани в Болонье, одна из трех "средневековых небоскребов" города. Принадлежала влиятельной семье гвельфов. Высота башни составляет 30 метров.

Адрес: Piazza Galvani, 4, 40124 Bologna

В Болонье мы провели один день и были поражены, насколько Болонья роскошна и богата достопримечательностями. Достопримечательности Болоньи незаурядны и уникальны. Удивительно, как — при таких красотах и достоинствах! — она остается слегка в стороне от проторенных туристических маршрутов.

Впрочем, центр Болоньи многолюден даже в не-сезон (мы там были в середине января).

От вокзала в центр

Выйдя с вокзала и пройдя чуть влево, мы оказались на площади 20-го Сентября, в центре которой возвышались Ворота Галльера.Порта Галльера – одни из девяти оставшихся ворот Болоньи, входивших в третье кольцо крепостных стен 13-века.

Исторический центр Болоньи в плане напоминает неправильный восьмиугольник. Вот по периметру этой фигуры и были возведены в 13-14 веках третьи (и последние) стены с массивными воротами. Встречаются в центре и ворота от второй стены (начала 13 в.), таких ворот осталось четыре, и называются они «торрезотто», поскольку при них имелись башни («торре»).

Слева от ворот Галльера виднеются развалины замка, построенного для Папы Иоанна 22-го. У жителей Болоньи с Папской областью были сложные отношения. Как только они портились, болонцы тут же бежали разрушать замок как символ папской власти. Отношения налаживались – замок отстраивали. Почти три с половиной века Болонья была в составе Папской области: с 1513 по 1859 гг. Замок меж тем лежит в руинах.

За замком Галльери тянется насыпное плато, на котором разбит главный парк Болоньи – Монтаньола. С улицы в парк ведет мраморная лестница, столь пышная, что подошла бы и дворцу.

Лестница в парк Монтаньола

Но мы оставляем парк на вечер, а пока целеустремленно движемся в центр Болоньи по улице Индипенденца.

Первые впечатления о городе: охристо-темно-кирпичный, густой, плотный, сжатый, с бесконечными галереями (сразу напомнившими мне ). Впрочем, такая кирпичная густота весьма характерна для средневековых городов Эмилии-Романьи.

То, что Болонья – город галерей, аркад, портиков, — общеизвестно. Такой здесь утвердился стиль домостроительства. Поскольку строительство за пределами крепостных стен было в Болонье запрещено, верхние этажи домов стали надстраивать над проезжей частью. Строились они с расчетом, чтобы под ними мог проскакать всадник. Нависающие над улицей этажи подпирали колоннами. Кое-где сохранились еще деревянные портики. Улицы стали узкими, зато никакие осадки не страшны.

Аркады в историческом центре Болоньи тянутся практически вдоль каждого дома и иногда образуют длинные коридоры.

Бесконечные аркады

Помимо узких улиц с аркадами, Болонья славилась своими каналами. Сеть каналов в Болонье была одной из самых разветвленных в средневековой Италии. Сейчас почти все каналы засыпаны, но на улице Пиелла, 18 можно взглянуть на «кусочек Венеции» в Болонье.

Так что, следуя по улице Индипенденца, можно сделать небольшой крюк влево, чтобы посмотреть на один из немногих сохранившихся в городе каналов. А потом опять вернуться на улицу Независимости, или Индипенденца.

По пути заходим в Кафедральный собор Сан-Пьетро, который на долгом своем веку побывал в разных обличиях. Первоначальный раннехристианский храм сгорел в 10-м веке, был восстановлен в романском стиле, опять сгорел, был перестроен в кирпиче, разрушен землетрясением, восстановлен в готическом стиле. Сейчас – это барочный храм, беломраморный, очень высокий.

Внутри собора Сан-Пьетро

Пьяцца Маджоре

Узкая и плотно застроенная улица Индипенденца выводит на площадь, стоя на которой, сразу понимаешь, что это центр города.

Палаццо Коммунале и фонтан Нептуна

Формально это три площади, переходящие друг в друга – в Италии такое перетекание площадей встречается повсеместно: угловая пьяцца Ре Энцо, узкая пьяцца дел Неттуно с жизнеутверждающим фонтаном Нептуна и самая большая и торжественная – пьяцца Маджоре, бывшая главным городским рынком.

Эти три площади обтекают конгломерат дворцов, стоящих в центре и выглядящих как единое целое. Один из них – палаццо Подеста 13 века, или Старый дворец, и второй – паллацо Ре Энцо.

Паллацо Ре Энцо

Изначально палаццо Ре Энцо назывался Новым и строился для расширения палаццо Подеста. Свое второе название дворец получил после того, как болонцы в 1249 году захватили в плен короля Сардинии Энцо, который и провел остаток жизни в Новом дворце. Напрасно его отец, германский император Фридрих II-й, пытался вызволить сына – прожив в неволе 23 года, Ре («ре» означает «король») Энцо умер, а дворец назвали его именем.

Центральный фасад палаццо Подеста обращен к площади Маджоре. Возвели его (как и следует из названия) для городского главы, или Подеста (ударение на последнем слоге) в 1200 году, а в 15 веке его перестроил Аристотель Фиораванти.

Все мы знаем этого архитектора, построившего Успенский собор в Кремле, участвовавшего в проектировании кремлевских стен и славно послужившего России. На свою беду он оказался слишком хорошим инженером и строителем, так что царь Иван III-й никак не хотел отпускать его подобру-поздорову обратно в Италию, в родную Болонью.

Аристотель пробовал устроить побег – поймали. Использовали как инженера для возведения понтонных мостов в военных походах на Новгород, Тверь. Так и затерялись следы Фиораванти в России, и никаких свидетельств о его последних годах и смерти не осталось.

До прибытия в Россию Аристотель Фиораванти много строил в Болонье, восстановил мост в Павии, спроектировал канал в Парме, проявил себя как выдающийся инженер. Нанятый венгерским королем, возводил в Венгрии мосты через Дунай.

Фамилия Фиораванти в Болоньи встречается часто: и отец, и дядя Аристотеля были строителями и архитекторами. Даже в пределах одной площади Маджоре, главной площади Болоньи, каждый из них что-то построил. Так, дядя Аристотеля, Бартоломео, участвовал в строительстве дворца для гильдии нотариусов – палаццо Нотеи. А его отец перестраивал палаццо Коммунале, который стоит на углу пьяцца Маджоре и выделяется своей Часовой башней.

Дворцы на пьяцца Маджоре

Палаццо Коммунале состоит из двух частей: дворца Д’Аккурсио 13-го века (слева), который изначально принадлежал юристу Д’Аккурсио, и более позднего дворца конца 16 века, построенного для Кардинала Легата.

В Палаццо Коммунале сейчас – музей: интерьеры, фрески, коллекция гербов, собрание картин и предметов искусства. Один из залов дворца – зал Фарнезе – называют также Королевским: в нем короновался Карл V-й.

Справа к палаццо Коммунале примыкает Биржевой зал (Sala Borsa). Собственно, это первое здание, которое мы видим, выходя на площадь с улицы Индепенденца.

Зал Биржи

Сейчас в Биржевом зале размещена мультимедийная библиотека. Там же через стеклянные полы можно посмотреть на древние фундаменты, вскрытые во время строительства Биржи.

С Часовой башней палаццо Д’Аккурсио соседствует Дворец нотариусов, но, по правде говоря, он сильно проигрывает рядом с другим своим соседом – базиликой Сан Петронио.

Базилика впечатляет своими размерами, но – увы! – за много веков (строительство было начато в 1390 году) ее так и не окончили. Облицована мрамором только нижняя треть фасада.

Базилика Сан-Петронио

Святой Петроний считается одним из покровителей Болоньи. В 5-м веке он служил епископом в Болонье и много сделал для обустройства города. Побывав на Святой Земле, Петроний построил в Болонье собор по подобию Храма Господня в Иерусалиме. Возведенный храм получил название Санто-Стефано.

После своей смерти Петроний был объявлен святым. Собор в его честь замышлялся грандиозным, превосходящим размерами собор Святого Петра в Риме. Обеспокоенный этим, папа повелел построить позади строящегося собора здание Архигимназии и таким образом ограничить его размер.

Но и в теперешнем объеме собор Сан-Петронио велик.

Его одиннадцать капелл украшены витражами, скульптурами, расписаны фресками.

Вход в одну из капелл (четвертая слева) платный – 2 евро. Стены капеллы расписаны фресками Джованни да Модены на тему рая и ада и странствия волхвов.

Фрески на тему скитания волхвов

Страшный суд

По полу вдоль собора тянется полоса солнечных часов длиной 66.8 м (1/600000 земного меридиана) – так называемый «меридиан Джованни Кассини», рассчитанный и установленный астрономом Кассини в 1665 году.

Меридиан Кассини

Архигимназия

Выйдя из собора, разворачиваемся направо и оказываемся перед палаццо дей Банки, самым «молодым» дворцом, построенным на Пьяцца Маджоре. Прежде здесь, на главной торговой площади Болоньи располагались лавки менял.

Заворачиваем за угол собора. Проходим мимо городского Археологического музея (известного своими египетской, античной и этрусской коллекциями) и идем смотреть Архигимназию – ту самую, которую в 1563 году возвели на пути строящегося собора.

Построили ее очень быстро, фактически за 2 года, и в ней разместился Студиум – учебное заведение, объединившее в своих стенах факультеты Болонского университета, до этого разбросанного по всему городу.

Архигимназия – эффектное и необычное заведение. Главное украшение этого здания – многочисленные гербы ее именитых студентов, которые размещены на стенах и сводах Архигимназии. Нечто подобное я видела в Падуанском университете, но там все выглядело скромней. Здесь же глаза просто разбегаются. Все очень пестро, нарядно и в то же время торжественно.

В центре эдания Архигимназии – внутренний двор с часовой башней.

Поднимаемся на второй этаж и идем по кругу. На втором этаже есть два зала, вход в которые платный (4 евро за оба зала) – это Анатомический театр и Актовый зал.

Ни в коем случае не пропустите ни анатомичку, ни актовый зал. Какие бы ассоциации у вас не возникали при этих словах, все они будут далеки от реальности.

Начнем с Анатомического театра. Зал отделан деревом: елью и кедром, украшен деревянными скульптурами, размещенными не только вдоль стен, но и по потолку.

Анатомический театр

Потолок Анатомического театра

А две центральные мужские скульптуры представлены без кожи — видимо, в качестве демонстрационных учебных экспонатов для изучения групп мышц.

Посреди зала стоит стол для препарирования, а вокруг него разместились «зрительные ряды». Но в целом дерево дает ощущение теплоты.

Актовый зал красив необычайно. Многочисленные гербы образуют немыслимые узоры.

Актовый зал

Внизу вдоль стен тянутся книжные шкафы с табличками «Ottica e nautica», “Meccanica e idraulica” и тп.

В Актовом зале Архигимназии было впервые исполнено выдающееся произведение Россини «Stabat mater», которым дирижировал Доницетти. В память об этом событии актовый зал стал именоваться «Stabat mater».

Болонский университет

Выйдя из Архигимназии, мы попадаем на вытянутую площадь на задворках собора Сан-Петронио.

Площадь Гальвани и задник базилики Сан-Петронио

В центре площади стоит памятник Гальвани, и площадь называется пьяцца Гальвани.

Знаменитый физиолог родился и всю жизнь прожил в Болонье. В Болонском университете закончил сначала богословское отделение, потом медицинский факультет, заведовал кафедрой анатомии и гинекологии. Его опыты по воздействию тока на мышцы лягушки положили начало электрофизиологии. Был уволен из университета за отказ присягнуть Цизальпийской республике, образованной Наполеоном, и через год после этого умер.

Впрочем, выдающихся людей, учившихся или преподававших в стенах Болонского университета, было великое множество.

Болонский университет – старейший в Европе. Возник он в 1088 году и с тех пор ни разу не закрывался. Следующий университет — парижская Сорбонна — образовался веком позже.

Интересно, что слово «университет» изначально обозначало студенческое сообщество, а «студиум» — учебное заведение. Первыми факультетами были правовой и – чуть позже – филологический и медицинский. Профессора приглашались студентами и ими же оплачивались.

Юрист Аккурсио (его палаццо мы видели на пьяцца Маджоре) слыл одним из авторитетнейших комментаторов римского права (глоссаторов), а его дочь Дота стала первой женщиной-преподавателем университета, профессором права (13-й век, на минутку).

Женщины в стенах Болонского университета были отнюдь не редкостью: не только в качестве студентов, но и в качестве преподавателей. Особенно успешно они работали на медицинском факультете. Учитывая, что студенты сами выбирали, какие профессора будут у них читать те или иные курсы, можно представить, на сколько голов выше своих коллег-мужчин должны были быть эти женщины, чтобы студенты пригласили их.

Философию в университете одно время преподавал Эразм Роттердамский. Здесь учились Данте, Петрарка, Торквато Тассо, Альбрехт Дюрер, Карло Гольдони, Парацельс, Коперник, Гальвани, Маркони и многие другие.

По подобию Болонского стали создаваться университеты в других городах Европы. Мне довелось побывать в университетах Падуи и Павии – впечатлило, особенно в Павии.

Разрозненные факультеты были в 1563 году размещены под одной крышей – в Архигимназии. В настоящее время большая часть факультетов Болонского университета размещена на улице Замбони. И поныне рейтинг университета очень высок.

Базилики Сан-Доменико и Санта-Мария-деи-Серви

Пройдя площадь Гальвани, поворачиваем налево и идем до площади Кавур, с которой уже виден купол базилики Сан-Доминика.

Находится базилика в небольшом сквере, и первое, что привлекает внимание при приближении, — два сооружения на высоких тонких колоннах под пирамидальными куполами. Внутри — саркофаги. Оказалось, это захоронения глоссаторов (преподавателей римского права) Болонского университета.

Саркофаг глоссария

Базилика же знаменита тем, что в ней находятся мощи Святого Доминика, основателя ордена доминиканцев. Кастильский дворянин по происхождению, Доменик де Гусман в 26 лет принял сан священника. Много проповедовал в Южной Франции, борясь с ересью. В 1215 году прибыл в Рим к Папе с прошением утвердить новый орден – Орден Проповедников, целью которого стало бы миссионерство, проповедование и разъяснение основ христианства.

Новорожденный орден начинает распространяться по Европе. В Болонью Доменик направляется из-за того, что там находится университет, и начинает проповедовать при церкви Сан-Николо. Круг его последователей быстро расширяется.

Своим подвижничеством и высокими человеческими качествами Доминик заслужил большую любовь окружающих. Имеются описания его многочисленных чудес (исцелений и не только). Умер он в Болонье в 1221 году, в церкви Сан-Николо.

Уже через 13 лет после смерти Доменик был провозглашен святым. В его честь были названы города и даже целая республика — Доминиканская. Основанный им орден Проповедников стал доминиканским.

После его смерти церковь Сан-Николо в Болонье была расширена, перестроена и названа именем святого. По образцу болонской базилики Сан-Доменико впоследствии стали строить другие доминиканские церкви.

Базилика Сан-Доменико

Для мощей Святого Доменика был построен мраморный ковчег, украшенный барельефами, — шедевр Николо Пизано.

Три фигуры ковчега изваял молодой Микеланджело: ангела с канделябром (который справа), святых Прокла и Петрония.

За базиликой находится монастырь, в котором сохранилась келья Доминика.

Выходим к церкви Санта-Лючиа, в которой сейчас расположен Актовый зал Болонского университета. Идем по кольцевой дороге, проложенной на месте третьей крепостной стены средневековой Болоньи.

На нашем пути — церковь другого ордена – сервитов, или базилика Санта-Мария-деи- Серви.

Перед церковью, словно бы к ней и не имеющая отношения, выстроена легкая аркада. Арки очерчивают большое прямоугольное пространство перед базиликой и образуют внутренний дворик. Такой дворик вполне был бы обычен за церковью, в окружении монастырских стен. Но что бы внутренний двор стоял вот так, сам по себе, перед входом в церковь, такого я еще не встречала.

Увы! Уже вступила в свои права пресловутая итальянская сиеста, не позволившая нам попасть внутрь церкви. А жаль – в базилике Санта-Мария-деи- Серви хранится знаменитая фреска Чимабуэ «Мадонна на троне», мраморный алтарь «Благовещение».

Через дорогу от церкви стоит палаццо Давиа Бержеллини (в нем сейчас музей промышленности, а также коллекция старинных предметов и театр марионеток 18-го века) с Атлантами на входе, а вдоль него все по той же линии крепостных стен тянется узкая площадь Альдрованди.

Портик с Атлантами

Мы пересекаем площадь Альдрованди и проходим через одни из старейших ворот с башней, оставшиеся от второй крепостной стены, — торрезотто ди Сан-Витале.

Торрезотто ди Сан-Витале

Идем по виа Сан-Витале. Улица по современным меркам узкая и совсем не приспособлена для фотографирования дворцов, выстроившихся вдоль нее. А они прекрасны. Особенно – рустованный палаццо купцов Фантуцци со слонами на фасаде.

Палаццо Фантуцци

Там же, на виа Сан-Витале мы пообедали в одной из пиццерий. Пиццы были отменные, а цены – ниже, чем на побережье.

Башни Азинелли и Гаризенда

А впереди уже возвышается нечто грандиозное.

Сначала видим только зеленый купол с башней – это базилика Святых Бартоломео и Гаэтано.

Купол базилики Бартоломео и Гаетано

Выходим на площадь Равенны, или пьяцца Равеньяна. Издаем дружный возглас, задираем головы.

Площадь Равеньяна

Башни Азинелли и Гаризенда

Вверх тянутся две кирпичные башни, узкие, длинные, кривые. Построены в нескольких метрах одна от другой, каждая клонится в свою сторону. Яркий образец человеческого тщеславия — можно сказать, его олицетворение.

Сначала некий Гаризенда выстроил башню высотой 61 метр. Потом в спор вступил Азинелли, построивший башню еще выше – 97 м. Обе башни с течением времени стали крениться, особенно Гаризенда, из-за чего ее пришлось сильно укоротить, и теперь башня Гаризенда высотой всего лишь 48 метров. В 12-13-х вв. подобные споры между городскими семействами были обычны. В Болонье было построено порядка двухсот башен, из которых до наших дней дошло около двадцати.

На протяжении веков башням пытались найти практическое применение, проводили опыты по гравитации, использовали и как крепость, и как тюрьму, и как сторожевую вышку и даже телевышку.

На башню Азинелли можно подняться – к сожалению, только пешком. Нам что-то не захотелось.

Меж тем площадь Равеньяна кажется не слишком-то и большой, при этом на ней размещены две башни, базилика, памятник Святому Петронию, дворцы. И полно народа.

Самый привлекательный из дворцов пьяцца Равеньяна – палаццо Франча, принадлежавший гильдии суконщиков.

Палаццо Франча

Рядом – еще одна площадь и стоит на ней дворец-игрушечка с изящнейшим мраморным балкончиком и балдахином над ним. И площадь, и дворец называются: делла Мерканца, то есть «Торговли».

Палаццо делла Мерканца

Дом Торговли — произведение Антонио да Виченца, который много стоил в Болонье в конце 14 века. Так, он проектировал базилику Сан-Петронио и дворец Нотариусов.

Площади Равеньяна и Мерканца — место узловое, отсюда выходят сразу 5 лучей-улиц.

Базилика Санто-Стефано

Отправляемся по лучу – виа Санто-Стефано.

И вскоре попадаем на вытянутую треугольную площадь Санто-Стефано. Видим скромный и вполне обычный кирпичный фасад небольшой церкви, за которой виднеются многочисленные купола и пристройки.

Пьяцца Сан-Стефано

Место это называется «Семь церквей» и является сложным соединением сросшихся церквей (когда-то их было семь, сейчас – четыре). Это и есть «Иерусалим с Храмом Гроба Господня», перенесенный Сан-Петронио на болонскую почву. Возведен на фундаменте древнеримского храма Изиды.

Сооружение поразительное. Сумятица, загадочность, метафизика иерусалимского храма, безусловно, присутствует в этом сплетении пространств. Самая ранняя постройка (Храм Гроба Господня) относится к 5-му веку.

Первая церковь на нашем пути – Святого Распятия, или Иоанна Крестителя (8-го века) – простая, однонефная. Алтарь высоко поднят, к нему ведет лестница. Главная точка притяжения – распятие в верхней части алтаря.

Церковь Распятия

Из первой церкви спускаемся в крипту. Потом переходим в Храм Гроба Господня — самое ошеломительное место комплекса. Подобно иерусалимскому оригиналу, оно круглой формы, в центре стоит высокий мраморный ковчег с мощами Святого Петрония (в 2000-м году часть мощей была перенесена в базилику Сан- Петронио), который посетители обходят по кругу.

Храм Гроба Господня

И оказываются в базилике Святых Виталия и Агриколы, высокой и узкой, с массивными колоннами.

Обратите внимание на узоры в кирпичной кладке.

Через двор Пилата мы выходим к Голгофе, или церкви Троицы.

Также из двора Пилата можно пройти в другой внутренний двор – с колодцем в центре и изящными двухъярусными арками по периметру.

Выходя из Санто-Стефано, обратите внимание на дворцы, стоящие на площади Сан-Стефано: по правую руку – палаццо Изолани 15-го века, по левую – палаццо Аморини 16-го.

Пьяцца Сан-Стефано

Палаццо Аморини украшен многочисленными головами, как бы выглядывающими из дома.

А мы переходим на соседнюю улицу Кастильоне, смотрим палаццо Пеполи и возвращаемся в центр города.

Но улице Клаватуре заходим в церковь Санта-Мария-делла-Вита, смотрим знаменитую терракотовую скульптуру «Оплакивание Христа».

Через арку выходим на Пьяцца Маджоре.

Выходим на пьяццв Маджор

Пересекаем площадь.

Вечерняя Болонья: отдыхают не только люди, но и статуи

и идем по по улице 4-го Ноября вдоль южной стены палаццо Даккурсио (слева от фасада). Полная иллюзия кремлевской стены. Фиораванти, однако.

Вдоль стены дворца Даккурсио (Коммунале)

Когда-то я думала, какой уникальный наш московский Кремль, ни у кого нет такой достопримечательности. И вот теперь в Италии то и дело натыкаюсь на предшественников и близких родственников нашего Кремля: в Милане, Павии, теперь вот в Болонье. Что ж, спасибо итальянцам за самую яркую московскую достопримечательность! И — отдельная благодарность болонцу Аристотелю Фиораванти за Успенский собор.

Базилика Сан-Франческо

Минуем палаццо 17-го века, сейчас занятый полицейской управой, проходим через высокие Порта Нова, оставшиеся от третьей крепостной стены. На открывшейся площади стоит высокая колонна с девой Марией наверху.

А чуть наискосок уже видна базилика Сан-Франческо. Как и перед базиликой Сан-Доменико, здесь стоят саркофаги на высоких ножках, под зелеными пирамидами куполов. Это тоже захоронения знаменитых глоссаторов ученой Болоньи (в том числе уже упомянутого Аккурсия).

Пользовались здесь юристы почетом, это видно и по дворцу Д’Аккурсио на пьяцца Маджоре, и по этим торжественным захоронениям под стенами храмов.

Сама базилика Сан-Франческо огромна, а интерьеры ее для «нищенствующего» ордена, пожалуй, не слишком скромны.

Базилика Сан-Франческо

Возвращаемся в центр по виа Уго Басси, идем вдоль другой «кремлевской» стены.

Вечереет. Пора идти на вокзал и ехать в Римини.

Попробовали идти по Индепенденца – не пробиться. Вечерняя улица запружена людьми, как мне показалось, в большинстве своем местными. Почему бы не прогуляться в центре после работы.

Пошли по параллельной ей виа Галльери – и не пожалели. Народу – ни души, вокруг – красивые дворцы. До середины 19-го века виа Галльери была одной из главных городских артерий, ведущей от кафедрального собора Сан-Пьетро до ворот Галльери. Обратите внимание, какие элегантные палаццо выстроены вдоль нее и какие высокие галереи проходят под ними.

Напоследок мы поднялись к парку Монтаньола, взглянули сверху на развалины папского замка, на ворота Галльери, на вечернюю Болонью.

И отправились на вокзал, полные впечатлений от многочисленных достопримечательностей Болоньи.

Универсальная сим-карта, одна для всех стран -

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -
Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама