THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. , Обь, Иртыш, Енисей, Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле, было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной книге обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких книг. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

После нашего последнего путешествия по Крыму, мы еще раз убедились, Крым - земля волшебная, полная загадок и тайн. И даже, если вы просто решили прогуляться один денек где-нибудь в горах, всегда нужно быть готовыми к сюрпризам, как хорошим, так и не очень.
Немного изучив информацию в Интернете и в книгах про окрестности Симферополя, мы решили на выходных прогуляться из п. Соловьевка в район Балановского водохранилища. По карте примерно рассчитали расстояние - 4,5 км. Навигатор показал столько же. Естественно, как всегда мы не учли перепады высот, обрывы, холмы и переправу через речку Зую. Кстати, довольно полноводную и бурную в это время года. Наш верный пес Гросс, пытаясь перейти ее по бревну вслед за нами, был снесен потоком, и Obstinus был вынужден в буквальном смысле спасать его и помогать выбираться из бурлящего потока. В общем, расстояние, которое мы преодолели в рамках «прогулки выходного дня» получилось 12 км. Главной целью нашего путешествия была стоянка первобытного человека Киик-Коба. Сразу предупреждаем, со стороны Балановского водохранилища есть вполне проезжая (даже для недоприводов) дорога, которая ведет практически к стоянке, так что прогулка с той стороны будет намного легче. Однако, в этом случае, вы не сможете посмотреть самый настоящий таврский могильник - огромное количество каменных таврских ящиков. Он попался как раз на полпути из Соловьевки до Киик-кобы. Конечно, там уже есть наш тайник. И еще, овчарик Гросс умудрился попасться лапой в силок, так что, если идете по лесу с собакой, будьте внимательны.
Ну а теперь - информация про стоянку Киик-коба:
«На правобережье Зуи, в 8 км к югу от поселка Зуя, вверх по долине, вблизи Балановского водохранилища, расположен грот Киик-коба - всемирно известный палеолитический памятник (памятник природы (1947)). Пещера-грот представляет собой естественный навес у подножия скалистого склона, площадью около 50 кв. м. Обращен грот к югу, со всех сторон к нему подступает лиственный лес.
(Литература: Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь: Таврия, 1989. http://www.tourism.crimea.ua/dostoprim/landscap/grot/keekkoba/index.html)

В 1924 году во время раскопок в гроте Киик-Коба (Дикая пещера) археолог ГА. Бонч-Осмоловский обнаружил погребение неандертальского человека (взрослой женщины) в специальной яме, выбитой в полу в скальном грунте. В метре от нее были найдены останки годовалого ребенка более позднего захоронения. Эта находка погребения неандертальского человека - первая на территории СНГ и одна из немногих в мире. Она - свидетельство того, что человек, поселившийся в Киик-Кобе, жил здесь в конце ашельской или начале мустьерской эпохи, то есть, около 100-40 тысяч лет назад. Здесь было найдено более 500 кремневых орудий труда (остроконечники, рубильца, пластины), применявшихся около 100 тысяч лет назад, много костных остатков вымершей фауны Крыма. Среди животных, обитавших в то время в окрестностях Киик-кобы и служивших предметом охоты, были мамонт, шерстистый носорог, пещерная гиена, дикая лошадь, большерогий олень, пещерный медведь, кабан, дикий осел (джигетай)
Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной речкой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.
На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов, в нижнем слое выявлен один очаг, в верхнем - три очажка. (В исследованных пещерных стоянках Крыма слои со следами древнейших культур, залегают в стратиграфическом порядке, т. е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела). Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки. Орудия из нижнего слоя более примитивны, чем из верхнего.
Древнейшие люди верхнего слоя из Киик-Коба, видимо, хорошо освоили различные способы охоты на крупную и мелкую дичь. Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнем, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным в гроте костям определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц.
Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерстистый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.
В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребенок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определенная обрядность при захоронениях. Очень возможно, что обрядность эта связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.

В крымской пещере были обнаружены важнейшие аргументы к спору о смысле жизни.

Обширный грот Киик-коба находится недалеко от села Баланово Белогорского района, в скальном обрыве одного из отрогов Долгоруковской яйлы. Один из вариантов перевода Киик-коба означает «Пещера дикого человека». Удивительно, что средневековые охотники, пережидавшие в этой пещере непогоду, интуитивно догадывались, что она была обитаема в очень далёкую эпоху.

Сама по себе весьма весьма живописная, Киик-коба является историческим объектом мирового значения. Его первооткрывателем стал этнограф, археолог и антрополог Глеб Бонч-Осмоловский. Находки, сделанные им в 1924-1926 годах, произвели сенсацию в научном мире и заставили по-новому взглянуть на жизнь в каменном веке.

Вход в жилище когда-то закрывала сложенная из камней стенка, она дополнительно защищала обитателей грота от холодных ветров. Раскопки внутри Киик-кобы показали, что жизнь здесь не прекращалась на протяжении длительного времени. Почти 2-метровый культурный слой состоял из нескольких сотен кремневых орудий труда - разного рода остроконечников, рубилец, скребков, «ножей» и отщепов вперемежку с расколотыми и обожженными костями животных, которых добывали охотники, жившие тут в эпоху мустье или среднего палеолита (150/100 - 40 тыс. лет назад). Пользуясь дротиком, а, возможно, и огнём, они широко применяли загонную охоту на обрывах скал. По найденным костям было определено более 110 видов различных животных, в их числе около 50 видов птиц. Больше всего костей принадлежало мамонту, шерстистому носорогу, пещерному медведю, бизону, дикой лошади, кабану, оленю. Мощные напластования древесного угля говорили, что в гроте постоянно поддерживался огонь.

Находки учёного имели важнейшее идеологическое, мировоззренческое значение. Они безмолвно, но красноречиво свидетельствовали, что в пещере Киик-коба в древнекаменный период жили полноценные люди, а не человекообразные животные.

Кострище и стенку для защиты пламени от ветра сделали люди, способные использовать огонь абсолютно логично, осмысленно, разумно. Надо полагать, что наряду с чисто практическими целями - для обогрева, приготовления пищи, защиты от хищников, пламя костра вызывало у первобытного человека и благоговейный трепет. Ведь огонь - это подарок свыше: он приходит с неба в виде молнии, даёт свет и тепло подобно солнцу. И даже прирученное человеком, пламя костра упрямо рвётся вверх от земли. Огонь - это частица светила, которая стремится вернуться к своему источнику.

Большое количество разнообразных кремнёвых орудий труда были созданы в результате интеллектуальных усилий, присущих исключительно человеку, который сознательно стремился изменить окружающий мир для своих потребностей. По многочисленным остаткам пищи в виде тысяч костей животных становилось очевидно, что человек, в отличие от животного, заботился уже не только о самом себе и своих детях, но и о других соплеменниках. Мужчины-охотники несли добычу в пещеру, где у костра оставались женщины, занятые ведением хозяйства, дети и старики.

Но самым главным открытием (по иронии судьбы, оно случилось в последний день работы экспедиции), утверждающим разумность людей, живших в пещере Киик-коба, стали обнаруженные здесь захоронения их сородичей.
Скелет на самом дне пещеры принадлежал ребенку возрастом не более года. Младенец лежал в скорченном положении на левом боку. В метре от него, частично в культурном слое, а частично в специальном углублении, вырубленном в скальном полу грота, покоились останки взрослого человека. Он лежал на правом боку со слегка подогнутыми ногами. Позже было установлено, что это была женщина. Она умерла в солидном возрасте - примерно 30 лет, что в суровых условиях жизни в ледниковый период соответствовало 60-летнему возрасту современного человека.

По всей видимости, не случайно, что останки, обнаруженные в Киик-кобе, принадлежали женщине и ребёнку. Важнейшие функции матери, как продолжательницы рода, наряду с активной ролью в жизни общины (собирательство, участие в охоте) и ролью хранительницы огня - всё это определяло высокое общественное положение женщины - главы родовой общины.

Поза, в которой находился скелет из Киик-кобы, была такая же, как и останки неандертальца, найденные за тысячи километров от Крыма - около деревни Ле Мустье во Франции в 1908 году. Его тело было положено в специально вырытую яму в позе спящего человека: на правом боку, голова на ладони, согнутой в локте правой руки, левая рука вытянута вперед, ноги согнуты в коленях. Эта поза весьма символична: человек уснул, но он обязательно проснётся; как ни долог сон смерти, за ним обязательно придёт пробуждение к новой жизни.

Тут необходимо сделать важное замечание. Советская наука неуклонно придерживалась ленинского постулата: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». А находки Бонч-Осмоловского говорили о другом: борьба за существование не разрушила определённые нравственные устои, присущие первобытным людям, жившим в экстремальных условиях очередного ледникового периода. Умершие не были для соплеменников всего лишь мертвой плотью. Оказывая членам общины посмертные почести, живые, должно быть, верили, что и к ним после смерти будут относиться точно так же. Иными словами, похоронный обряд неандертальцев носил ярко выраженные черты духовности!

Следует учитывать, что находки были сделаны в 1924-26 годах, когда новая религия - атеизм - уверенно растаптывала старую религию - христианство, и власть внедряла в сознание народа новые символы «жизни после смерти». Уже был построен на Красной площади Мавзолей Ленина, начал формироваться колумбарий в Кремлёвской стене - как олицетворение новых верований о загробном мире, присущих новому, советскому человеку.

Естественно, выводы Бонч-Осмоловского не прошли мимо бдительного ока власти. Успешная карьера, которую учёный делал в областях антропологии, археологии, этнографии, была жестоко разрушена в 1933 году. По обвинению в причастности к «националистической фашистской организации» Глеб Александрович был арестован и приговорён к трём годам исправительно-трудовых лагерей. В Воркуте очень пригодились знания геологии: за новшества, которые он внёс в методику разведки угля, Бонч-Осмоловский был освобождён досрочно. Он не имел права проживания в крупных городах, однако нашёл в себе силы и возможности заниматься любимой наукой: организовал у себя дома антропологическую лабораторию, с 1936 по 1941 год работал с Институтом антропологии МГУ над двухтомной монографией «Палеолит Крыма». В 1940 году учёному была присвоена докторская степень без защиты диссертации, год спустя - снята судимость. Бонч-Осмоловский возвращается в Ленинград, работает старшим научным сотрудником Института истории материальной культуры АН СССР, преподаёт в Ленинградском госуниверситете. Однако в жизненные планы вмешалась Великая Отечественная война. Бонч-Осмоловский эвакуируется в Казань, работает преподавателем Казанского госуниверситета, но обострение туберкулёза приводит его к смерти.

Людям XXI века трудно представить условия, в которых жили наши очень далёкие предки. Следы, оставленные людьми каменного века, не очень выразительны и зачастую непонятны непосвящённым. Но даже то, что можно увидеть в музеях (кстати, диорама «Стоянка первобытного человека в пещере Киик-коба» украшает экспозицию Национального научно-природоведческого музея Академии Наук Украины в Киеве) даёт богатую пищу для размышлений.

Философский спор «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», заданный названием картины Поля Гогена, выходит далеко за пределы сводов Киик-кобы. История этого замечательного памятника убедительно свидетельствует, что человек способен оставаться самим собой в самых экстремальных условиях существования - и в эпоху Великого оледенения древнекаменного века, и в зоне вечной мерзлоты Воркутинских лагерей.

Вячеслав Хачатурян.
На фото:
1. Под нами - Киик-коба.
2. Такой вид открывался
первым обитателям пещеры. ОЗАРЕНИЕ
И всё-таки огонь...
Будь трижды славен
тот полузверь,
тот полубог,
кто палку трением зажёг
и гончарам очаг оставил.
В колодце смутного сознанья
родился первый светлый блик.
О, как велик был
этот миг,
когда огонь,
огонь! — возник
под пятернёю древнего созданья.
Тот низкий волосатый лоб
был, может, выше лба Сократа.
...И ниц упал питекантроп.
И богом стал в глазах собрата.
Валерий Кузнечиков

Бонч-Осмоловский и Крым

Потомственный дворянин Глеб Анатольевич Бонч-Осмоловский (1890 - 1943) родился под Минском. В 1910-1912 годах Бонч-Осмоловский принимает участие в этнографических экспедициях Русского музея на Кавказе. В 1915 году он добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком.

В 1920 году, после установления в Крыму Советской власти, Бонч-Осмоловский был назначен председателем Крымского комитета по делам музеев, занимался национализацией и описью предметов искусства, брошенных в период гражданской войны, в частности, сберег богатейшую библиотеку Крымского горного клуба. В 1921 году Бонч-Осмоловский вернулся в Петроград, чтобы заняться археологией. Но с Крымом связь учёный не прерывал, приезжал каждое лето - участвовал в этнографических экспедициях и раскопках в различных районах Крыма, собирал коллекции для Русского музея и для Центрального музея Тавриды.

Пожалуй, одно из самых удивительных мест в Крыму, и причиной этому послужило открытие, сделанное археологом Бонч-Осмоловским Г. А. в 1924 году, которое на несколько десятилетий изменило историю человечества.

Географические координат Киик-Коба на карте Крыма N44.964937, E 34.352112.

Пещеру Киик-Коба , довольно часто называют гротом, из-за ее небольших размеров. Ее глубина около 15-20 метров, своды стен относительно небольшие, углубиться на большое расстояние у Вас не получится, тем более заблудиться в ней. Посещение пещеры довольно любопытно рассматривать с пешей прогулкой от поселка Барабаново. В среднем, пешее путешествие занимает около 2-3 часов, даже если двигаться в размеренном темпе с частыми остановками, то не более 4-х часов. Во время прогулки Вы пересечете небольшую речку, попадете в густой лес, посетите пещеру и по желанию можете подняться на плато. Виды с плато захватывают, дорога относительно легкая, даже с детьми.


Как добраться до пещеры Киик-Коба

Добраться до пещеры Киик-Коба можно двумя вариантами: легким на автомобиле и более интересным пешим маршрутом. Опишу оба маршрута. Маршрут на автомобиле, можно в принципе считать условным, дорога грунтовая, а свисающие ветки деревьев делают ее весьма некомфортной, по этому, если Вы беспокоитесь об авто, то лучше использовать второй вариант.


Начинается маршрут от поселка Курортное, по ул. Никитиной Вы выезжаете из поселка и движетесь по грунтовой дороге 3,6 км, развилок будет всего две, первая будет через 1,2 км, но вы движетесь по более укатанной (широкой дороге), а вторая развилка будет напоминать грунтовый перекресток, на нем следует держаться прямо. Движетесь по дороге до самого тупика (небольшое плато с обрывистыми скалами), заканчивается лес и Вы выезжаете на открытую площадку. На плато следует оставить машину и по правому краю плато (если смотреть на дорогу с которой выехали) ищите более менее приемлемый спуск к пещере. Через метров 400- 600 вы доберетесь до грота Киик-Коба.


Второй Вариант маршрута к пещере-гроту Киик-Коба, более интересный, но более сложный. Начинается от от поселка Баланово, машину можно оставить дальше поселка на пару км за поворотом в поселок Барабаново. Там грунтовая дорога окончится. Сразу за окончанием дороги, начнется небольшая тропа вдоль Балановского водохранилища. Движетесь параллельно водохранилищу, пока не выйдите на участок небольшой речки Зуя. Ищите удобный переход, река мелкая и много где просто навалены стволы деревьев. Перейдя реку движетесь в сторону плато, его хорошо видно с любой точки. Вот по сути Вы и добрались до грота или пещеры Киик-Коба.


История пещеры Киик-Коба

Изучая окрестности Симферополя, идя вдоль реки Зуя, в одном из гротов, которое носит название Киик-Коба (с татарского “дикая пещера”), были обнаружены останки первобытного человека. По найденным фрагментам можно было отнести его к каменному веку, но в те годы считалось, что территория Крымского полуострова была не заселена и находка не вписывалась в историю. Собрав новую экспедицию Бонч-Осмоловский Г. А. в 1925 году провел основательные археологические работы вместе с командой исследователей. Результаты, полученные во время раскопок, полностью перевернули понимание истории. Самыми удивительными находками стали останки первобытной женщины датируемые 100 000 лет до нашей эры. Недалеко от женщины на расстоянии около метра найдены останки годовалого ребенка, захороненного чуть позже. Также в пещере найдено более 600 экспонатов примитивных орудий труда, костей вымерших животных: пещерного медведя, сайгака, кости мамонтов и других животных.


Культурный слой составил практически 2,3 метра, что свидетельствует о том, что пещера практически все время была укрытием человека, вплоть до нашей эры. Пробираясь в культурных слоях, по сути погружаешься в историю человека и эволюцию инструментов труда и охоты. Эволюция орудий охоты, от заточенного камня до наконечника стрелы, значительно расширила рацион первобытного человека. Так в слоях, относящихся к палеолиту 60-40 тыс. лет назад, были обнаружены наконечники копий. И сразу же в этом слое появляются кости птицы и крупных животных. Поскольку наука археология не обладала новыми методами углеводородного анализа и современными инструментами, множество экспонатов просто было разрушено. Основным открытием, которое было сделано в Киик-Коба, стало новое представление о древних людях. В истории эволюции люди выглядели как полузвери с умственным развитием чуть выше обезьяны. Но это мнение полностью было отброшено благодаря находкам Киик-Коба.


Во-первых, захоронение женщины и ребенка было именно захоронением, а не брошенными мертвыми телами. Женщина была преклонных лет (по меркам ледникового периода), чуть старше 30 лет (по нашим меркам старше 60 лет), и была похоронена в специально вырытой для нее погребальной яме, аккуратно сложенные конечности свидетельствуют о проведении похоронного ритуала.То есть к ее смерти не отнеслись как обычному событию и не выбросили как кусок мертвой бесполезной плоти, а именно провели ритуал, чего мы не наблюдаем ни у одного вида животных. Второе: расширились границы использования орудий труда первобытными людьми и ореол обитания.Что существенно повлияло на научные работы всего мира и понимание истории человека.


К сожалению, автора работ за найденные находки и смелые предположения о духовности первобытного человека в 30-е годы приговорили к трем годам исправительных работ в Воркуте. За примененные навыки археологии в добыче угля был освобожден досрочно. После освобождения продолжал свои научные труды на основании найденных им находок в Крыму. Защитил докторскую диссертацию, сделал большой вклад в историю человечества и прославления Российской науки на мировом уровне.
Пещера Киик-Коба, одна из древнейших пещер Крыма и является достопримечательностью Крымского полуострова. Перед посещение ознакомьтесь с и , для того чтобы сделать Ваш отдых более насыщенным и интересным.

Пещера Киик-Коба древняя стоянка на карте Крыма

Симферополь не случайно стал административным центром Республики Крым, его месторасположение – перекресток древних дорог Тавриды. Крымская столица и ее окрестности связаны с множеством важных исторических событий и мифов. Фото различных ландшафтов мелькают в солидных научных изданиях, некоторые снимки демонстрируют прославленную достопримечательность. Пещера Киик-Коба в Крыму известна краеведам и даже археологам, живущим далеко от курортного полуострова.

Где находится пещера в Крыму?

Грот с таким именем является частью правого гористого берега верховьев реки Зуя. Водоем «визуализирует» западную границу Белогорского района, соприкасающегося с дальними окрестностями . Ближайший к достопримечательности населенный пункт – село Курортное.

Киик-Коба на карте Крыма

История возникновения пещерной полости

Прекрасно сохранившаяся стоянка одного из «стад» мустьерской культуры (эпоха среднего каменного века) была обнаружена здесь в 1924 г. ученым Глебом Бонч-Осмоловским. Она сразу же получила статус «усадьбы» самых древних людей в Крыму.

Дело в том, что обнаруженные древности – в результате проведения радиоуглеродного анализа и изучения инструментов труда и охоты – датируются 100 тыс. лет. Тут найдены останки женщины и ребенка, а также 500 кремневых орудий. Последнее обстоятельство придает объекту особую важность, так как позволяет узнать о быте мустьерцев Тавриды намного больше. К примеру, то, что неандертальцы не были «полузверями», как их представляли ранее.

Женщина и ребенок были похоронены с использованием красивого ритуала, а острия охотничьего оружия мог изготовить только гомо сапиенс. На сегодня обнаруженные тут находки экспонируются в Историко-археологическом музее главного города Крыма.

Посещение грота Киик-Коба

На многих фото пещера Киик-Коба напоминает обычный скальный навес узкой вертикальной формы. Сотни таких, как он, встречаются на территории горной Тавриды.
Однако, «протиснувшись» внутрь, понимаешь, что самое интересное находится именно здесь.

Осмотрев эти 50 кв. м, отдыхающие должны сфотографировать наскальные рисунки, символизирующие сцены охоты на мамонта, пещерную гиену, шерстистого носорога, мустанга, дикого осла, кабана и свирепого медведя. Пещера прекрасна как геологический объект – над головой как будто нависают несколько созданных кем-то «арок». Примечателен и вид на местность, который отсюда открывается. «Пещера дикаря» расположена на высоте 120 м над тальвегом речной долины.

Вандалам не стоит забывать, что с 1947 г. пещера Киик-Коба в Крыму является охраняемым памятником природы. Вокруг нее в радиусе нескольких километров сплошной девственный лес, благодаря которому местный воздух приобрел привлекательный аромат.

Экскурсоводы подают туристам данный объект как «Пещеру дикаря» — именно так переводится топоним с крымско-татарского языка.
В советские времена геологическую полость именовали , татары часто называли ее Ослиной пещерой.

Местные гиды делают частью экскурсии по достопримечательностям Белогорского района. Отпускнику лучше всего записаться в группу. Прибыв сюда самостоятельно, можно не заметить самого интересного, потеряться или получить серьезную травму, карабкаясь по скальным тропинкам. По этим же причинам увлекательный поход сюда лучше осуществлять в дневное время суток, в противном случае следует знать хотя бы географические координаты, которые будут приведены ниже.

Для туриста-новичка горный трекинг может показаться сложным. И все же при необходимой сноровке в заросшую лиственным лесом расщелину пробираются даже юные «первопроходцы». «Портал» в неандертальскую пещеру ориентирован на юг.

Как добраться до Киик-Коба?

Пройти к уникальному урочищу можно простым способом. Следует добраться до (по шоссе 18 км от и 22 км от Симферополя) и двигаться вдоль одноименной речки на юг около 8 км. Часть пути можно преодолеть по дороге, ведущей к селам Вишневое, Красногорское и Курортное. Ориентиром стоянки древних людей служит скалистый навес к югу от оконечности (смотрите указатели).

На машине доехать из Симферополя лучше всего до с. Курортное, расстояние составит около 30 км:

Добраться на автомобиле до указанного селения можно и из Белогорска, расстояние выдет порядка 25 км:

Туристу на заметку

  • Адрес: село Курортное, Белогорский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°57′54″N (44.964969), 34°21′9″E (34.35255).

В Крыму пещера Киик-Коба стоит в пятерке самых посещаемых мест Белогорья. И неудивительно, ведь именно в этой части России обнаружено больше всего артефактов, связанных с неандертальским населением. Каждый, кто хоть немного увлекается историей, должен обязательно посетить этот живописный уголок, насладившись по пути голубыми водами вытянутого водохранилища. К слову, данный грот сегодня служит стоянкой для путников – это доказывают несколько костровищ. Укрытый от ветров и осадков, он является идеальным убежищем во время ночевки для экстремалов, исследующих . Напоследок смотрите небольшое виде, демонстрирующее памятку природы.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама