THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В середине XIX века профессор Тартуского университета геолог Константин Гревингк обнаружил на скалах на восточном берегу Онежского озера множество рисунков выбитых на камнях. С этого времени людям стало известно о существовании Онежских петроглифов - одной из главных достопримечательностей Карелии.

Наскальные рисунки в Карелии можно встретить в нескольких местах, но наиболее известны Беломорские и Онежские петроглифы. Первые располагаются недалеко от Беломорска рядом с морским побережьем, другие на восточной стороне Онежского озера в Пудожском районе Карелии. Онежские петроглифы были выбиты примерно 5-6 тысяч лет назад, когда территория современной Карелии только заселялась первобытными племенами. Эти петроглифы настолько уникальны, что наравне с известнейшими Кижами включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Неизвестные художники с помощью каменного долота выбивали изображения на прибрежных скалах многие годы и даже столетия. Выбить такие рисунки на гранитной скале, которую возьмет разве что алмазное сверло, трудно и современному человеку, не говоря о наших предках из каменного века. Ученые установили, что авторы петроглифов пользовались куском кварца как зубилом, применяя второй кусок камня в качестве молота. На сегодня известно больше тысячи изображений, размером от нескольких сантиметров до четырех метров. Сосредоточены они на скальном участке побережья длиной в 20 км.

Почти половина из всех известных изображений выбита на мысах Бесов Нос и Пери Нос. Места эти удалены от проезжих дорог и популярных туристических маршрутов, поэтому посмотреть на петроглифы могут далеко не все туристы, приезжающие на отдых в Карелию.

Первобытные художники на берегу Онежского озера чаще всего изображали птиц и немного реже животных. Встречаются и изображения людей или сверхъестественных существ.Некоторые из онежских петроглифов до сих пор не расшифрованы и ученые лишь могут предполагать, что нарисовали на камнях древние люди.

Самым известным онежским петроглифом считается изображение «Беса» на Бесовом Носу. Огромная (больше 2 метров в высоту) непропорциональная фигура человекоподобного существа выбита на скале, а посередине изображения пролегла глубокая трещина. Рядом с «Бесом» выбиты изображения сома или налима и ящерицы или выдры. Несколько тысячелетий этот петроглиф оставался неизменным и лишь в 19 веке монахи местного монастыря решили его "обезвредить" и поверх его левой руки выбили изображение православного креста. В таком виде этот петроглиф и предстает сейчас перед исследователями и туристами, приезжающими в Карелию.

Зачем древние люди выбивали эти изображения на камне, ученые могут лишь предполагать. Возможно, они использовались в обрядах. Некоторые даже считают, что на Бесовом Носу могли проводиться жертвоприношения. Другие исследователи считают наших предков менее кровожадными, а петроглифы, по их версии, могли служить своеобразной обсерваторией, с помощью которой вычислялось движение небесных светил. Кстати, любоваться петроглифами стоит как раз перед появлением звезд. Лучше всего изображения видны в последних лучах закатного солнца. При таком свете рельеф скалы проступает вместе с малейшими щербинками.

Как добраться до Онежских петроглифов:

Петроглифы на Онежском озере, в отличие от Беломорских, находятся в стороне от популярных туристических маршрутов. Поэтому, немногие туристы могут воочию взглянуть на уникальные каменные письмена. Добраться до мыса Бесов Нос можно как по воде, так и по суше. В первом случае самым простым способом будет аренда катера в поселка Шальский. Поселок находится всего в 10 с небольшим километрах от Бесова Носа.

Для того, чтобы добраться до петроглифов по суше потребуется подготовленный внедорожник. Сначала надо доехать до Пудожа - это райцентр, затем туристам предстоит 35 километровый участок сначала до деревни Карашево, а потом по лесной грунтовой дороге до самого мыса. Путешествие получится довольно увлекательным, потому что по пути встречаются заброшенные деревни, а сама дорога может добавить в кровь адреналина, поэтому ехать надо на подготовленном джипе с лебедкой, несколькими домкратами и, желательно, опытом трофи-рейдов. Вообще в в этом крае много подобных непроезжих дорог и джип-туры по Карелии весьма популярны. Такой отдых позволит узнать Карелию с совершенно другой стороны и взглянуть на такие потаенные места о которых, порой, не знают сами местные жители.

Если же путь до Онежских петроглифов покажется слишком долгим, можно просто посетить Национальный музей, расположенный в самом центре Петрозаводска. В его фондах хранится кусок скалы с настоящими петроглифами, привезенный с восточного берега Онежского озера.

Что посмотреть рядом

Онежские петроглифы находятся в Пудожском районе Карелии. Долгое время он считался отдаленной территорией, находящейся на краю республики и даже добраться суда было довольно трудно. Сейчас по территории района проходит федеральная трасса, связывающая Карелию, Архангельскую и Вологодскую области. С каждым годом она будет становиться все лучше, поэтому поток туристов сюда в ближайшие годы будет только увеличиваться.

Этот край особенный. Традиционно тут селилось преимущественно русское население, быт которого обретал свои особенные черты. Обо всем этом могут рассказать в краеведческом музее района в Пудоже. Благодаря своему положению, район сумел сохранить уникальную нетронутую цивилизацией природу. Тут находится крупнейший в Европе парк дикой природы "Ведлозерский ", а паломникам будет интересно посетить Муромский монастырь , основанный еще в 14 веке.

Скопление онежских петроглифов. Ключевыми являются 2-х метровые изображения беса, выдры и сома.
www.pomortzeff.com/vova/travel/whitesea/petroglyphs/

Фигура «беса», двухметрового человекоподобного существа с непропорционально маленькими ногами и растопыренными пальцами, вызывает споры ученых уже не один год. Расположенный среди также выбитых на скале «выдры», «сома» и множества более мелких изображений животных он может являться «хозяином подземного мира», тем богом или демоном, которому поклонялись древние.

Ученые определили, что «Бесов Нос» когда-то являлся языческим святилищем. Вероятно, что язычники лили кровь в рот существа, и жизненно важная жидкость стекала в темные воды озера. До сих пор местные охотники, проезжая мимо, не преминут положить что-нибудь в рот демоническому изображению «на удачу».

Рядом с наскальными рисунками находится более 50 древних стоянок и поселений VI-I тыс. до н.э.
Фотографии петроглифов:
www.tusomans.ru/forums/showthread.php?t=8786
Фильм про петроглифы на мысе "Бесов нос":
www.tusomans.ru/forums/showthread.php?p=19357#post19357

Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной ок. 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI в. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам.
Собрание пертоглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Финоскандии.

В ок. 200 метрах от мыса на запад в озере находится небольшой скальный остров, который называется «Бесиха». На мысу также находится неработающий маяк. В 1 км. на восток от мыса, на континенте находятся остатки заброшенной деревни Бесоносовка. Деревня прекратила свое существование в конце 1960-х - начале 1970-х годов. В 15 км. восточней на континенте находится поселок Каршево. Бесов Нос соединяет с Каршево грунтовая лесная дорога.

Приблизитольно в 1 км. на север от Бесова Носа находится мыс Пери-Нос. На таком же расстоянии южнее - мыс Кладовец. Мыс Бесов Нос и прилегающие мысы - является привычным местом посещения местных рыбаков и охотников - из поселка Шальский - в 20 км на север вдоль побережья Онежского озера и из Каршево.

Бесов Нос на протяжении десятилетий является целью постоянных экспедиций археологических подразделений Карельского филиала Академии Наук России, а также ученых-археологов из стран Скандинавии и других стран Европы. Мыс также являлся важной геодезической точкой и ориентиром водных туристов и яхтсменов, в том числе участников Онежской регаты. В последние годы Бесов Нос также начали интенсивно посещать автотуристы.

Территория мыса Бесов Нос является природным и историческим заповедником.

Бесов нос (Республика Карелия, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бесов нос - так образно называется мыс на берегу Онежского озера в Карелии, своей формой он и вправду напоминает крючковатый нос. Несмотря на труднодоступность, мыс весьма популярен у туристов из-за расположенных на нем наскальных рисунков эпохи неолита. Один из наиболее ярких петроглифов - 2,5-метровое изображение человекоподобного существа, получившее еще в 16 веке название «Бес». Коллекция наскальной живописи мыса - самая крупная на всем побережье территории, объединяющей Скандинавию и Финляндию (так называемой Фенноскандии). К сожалению, частенько посетители наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.

Что посмотреть

Живописный мыс со скалистыми берегами и северным лесом достигает 750 м в длину и около 200 в ширину. Примерно 3000 лет до н. э. для древних людей, живших в окрестностях, это место было чем-то вроде святилища. Помимо беса, основными петроглифами считаются изображения выдры и налима, выбитые у самой кромки воды. Они образуют «триаду», обладавшую мистическим значением. По легенде, в 15 веке монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку, нанесли поверх рисунков христианский крест для «обезвреживания нечисти».

Наскальные изображения видны на плитах в центре мыса. Некоторые из них так близко расположены к воде, что можно и не разглядеть. Поэтому лучше посещать Бесов нос в солнечную и безветренную погоду.

На мысе стоит деревянный заброшенный маяк 16-метровой высоты. В окрестностях есть и другие достопримечательности - остров «Бесиха» в 200 м западнее мыса и деревня-призрак Бесоносовка, нежилая с 1970-х гг., - в километре к востоку.

Практическая информация

Адрес: Респ. Карелия, 186161, Пудожский р-он, Бесов Нос. Координаты: 61.665936, 36.054273.

Ближайший населенный пункт - с. Каршево, в 15 км от мыса. От него ведет грунтовая дорога. Правда, на пути встретится хлипкий мост, с трудом выдерживающий машину. Безопаснее добираться от поселка пешком, на велосипеде или по воде - местные жители транспортируют туристов по р. Черной на моторной лодке. Другая дорога на мыс, более удобная для внедорожников, но и более длинная, идет через пос. Шальский.

Публикации раздела Традиции

Карельские петроглифы

К арельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.

Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста - им не менее 5-6 тысяч лет.

Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος - камень, γλυφή - резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

В Карелии наскальные святилища всегда - в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники

Беломорские петроглифы - на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты - до трёх с половиной метров в длину.

Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.

Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.

Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди - огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе - динозавры!

Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.

Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это - капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.

Самый известный из онежских петроглифов - Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.

В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.

Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

Старая Залавруга. Волонтеры за работой.

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки - чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...

Краеведческий музей

Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.

К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.

Карелия. Онежские петроглифы. Щука.

Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.

И только если подойти совсем близко, видно, что это - фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени

Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.

В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).

«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом - так дети монетку карандашом копируют.

Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.

Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.

Новый подход - и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!

Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение - петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы

Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.

Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт - это пыль у самой поверхности земли и вибрации.

Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.

Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги - это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.

Карелия. Онежские петроглифы.

Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.

Дневник, Залавруга:
4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
10 июня: дождь смывает акварель
11 июня: повторные тонировки с проверкой
12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
15 июня - ветер, дождь. Финал полевых работ

После экспедиции - многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов

Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.

Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха - понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки - это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

В предыдущей части мы, преодолев трехсоткилометровый участок нашего путешествия, миновав Кириллов, Ферапонтово и Вытегру, остановились на ночлег недалеко от деревни Октябрьское, что на границе Вологодской области и Республики Карелия. Дальнейший маршрут, в теории, вел нас через Пудож к Осударевой дороге - путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I . Общая протяженность дороги - приблизительно 260 км.

После отличного отдыха, который взбодрил душу и тело, мы за завтраком все как-то вдруг неожиданно решили, что вот тут у нас под боком легендарный Бесов нос и на него наверное стоит заехать по пути к Белому морю. Не то, чтобы мы были склонны к подобным взбалмошным авантюрам, но некоторый азарт заставил нас призадуматься над этим небольшим "крюком" в нашем маршруте. Еще дома я закладывал Бесов нос, как дополнительную точку интереса, способную разнообразить "рутинную" дорогу небольшим приключением.

> Утренняя походная кулинария.

В географическом смысле Бесов нос представляет собой скальный мыс, на 750 метров выступающий в Онежское озеро, находящийся между мысами Перри нос и Канин нос и являющийся частью пояса прибрежных выходов кристаллических пород. В историческом смысле мысы Бесов нос и Канин нос являются, сохранившимися до нашего времени, монументальными живописными полотнами первобытного человека. Мрачные каменные берега этих мысов несут на себе группы узоров разной сложности - петроглифы. Наборы петроглифов мысов Канин нос и Бесов нос являются одними из самых крупных на Онежском побережье, насчитывают в своем составе около 100 изображений. В петроглифах мыса Бесов особенно выделяется изображение антропоморфного существа, называемого Бесом из-за изображенных наростов на голове, напоминающих рога. Размер изображения длинной около 2 метров и оно окружено множеством более мелких изображения, на которых изображены птицы, люди, рисунки из повседневной жизни. Петроглифы являются памятникам монументального изобразительного творчества первобытной эпохи и датируются IV-III тысячелетием до нашей эры.

В джиперско-туристическом смысле Бесов нос является перевалочным пунктом для всех автопутешественников по Карелии. Дорог к мысу Бесов нос существует две. Одна через деревушку Каршево, вдоль речки Черная. Другая идет по восточному берегу Онежского озера от деревни Шальский. Большая часть дороги через Шальский проходит по песчаным онежским пляжам, несколько раз уходя в лес, для того чтобы преодолеть три небольших мыса, перерезающих береговую линию Онеги. В нашем случае наиболее оптимальным, с точки зрения логики путешествия, получался маршрут Каршево - Бесов нос - Шальский. Вспоминая многочисленные рассказы и видеоролики о героических сражениях джиперов на дорогах к Бесову носу мы отдавали себе отчет в том, что наши машины находились в недостаточно подготовленном состоянии и в случае возникновения непреодолимого препятствия нам придется возвращаться назад.

По всем раскладам получалось весьма и весьма интересно. Неожиданно после завтрака выяснилось - все уже морально готовы к рывку на Бесов и пребывают в состоянии легкой эйфории, сопровождающий начало настоящего приключения. Быстренько собрав лагерь выдвинулись в дорогу. Асфальтовая часть прошла без каких либо сложностей. В последний год дороги Карелии поднялись до нового уровня и небольшой участок, протяженностью 40 километров, преодолевается совершенно легко. Дальше был небольшой участок разбитой полевой дороги и преодолев Каршево оказались перед поднятым шлагбаумом. Далее одолев шаткий мост мы начали углубляться в чащобу.

> Дорога после последней деревни преобретает более одичалый вид.

> Мосток весьма печального вида, имеющий своей целью остановить путешественников от необдуманных поступков и ограничивающий въезд на территорию заповедник "Бесов нос".

В глухом лесу вспомнились мое первое знакомство с природой этой северной земли. Карелия, впервые, приветствовала меня северной летней погодой - сутки лил не прекращаясь дождь и задувал ветер, потом половину дня лил дождь, а половину дня было пасмурно, а на третий день было сухо, солнечно и прекрасно. Дальше цикл из трех дней повторялся и так продолжалось в течении 14 дней, которые я провел в Карелии. В следующее путешествие мы встретились как "старые" друзья и все 15 дней было солнечно и тепло, пару раз накрапывал дождь, но в остальном было сухо и прекрасно. Казалось, что местные духи проверили меня в тяжелых условиях непогоды и дискомфорта, а увидев, что я не испугался тягот милостиво допустили в свои земли. И как-то мой знакомый, родом из Петрозаводска, услышав мой рассказ о том, как я первый раз приезжал сюда, сказал такую странную фразу - Карелия, это земля, где боги ходят по земле. Почему-то эти простые слова залегли у меня в душе и с тех пор для меня карельская земля стала землей чудес.

> Местами дорога становится необычно широкой.

> Засадные места подготовленные проходят на лебедках.

> Менее подготовленные находят объезды засадных мест.

Как только оказались в лесу, то сразу пришло чувство сказочности окружающего мира - кругом высятся сосны и березы исполины, произрастающие тут не один десяток лет, кругом расстилаются нетронутые поля черники и брусники, то тут, то там виднеются колонии грибов - белые, сыроежки, подберезовики. И неотступно преследует чувство, что кто-то незримый следит за каждым шагом, словно хозяин леса всматривается в гостей, пытаясь как можно скорее понять чего от них ждать. А двигаясь все глубже и глубже понимаешь, что есть от чего взяться такой недружелюбности местного лесного хозяина. То тут, то там виднеются следы бездумных попыток проехать именно тут - деревья иссечены тросами лебедок, которыми привязывались без коразащитных строп, дорога буквально "взорвана" любителями придавить педаль газа, когда внедорожник уже очевидно беспомощно закопался в грунт, периодически встречаются стихийные миниатюрные свалочки технического мусора. Надо отметить, что вечером, перевалив Бесов нос и вставая лагерем, мы впали в прострацию увидев кругом громадные кучи мусора, большая часть которого совершенно отчетливо была оставлена тут туристами, приезжавшими сюда "культурно отдыхать". Но это было потом, а до тех пор присутствие кого-то незримого не оставляло ни на минуту.

> Дорога вьется параллельно речке Черная и потому виды на воду и осенний лес частенько мелькают сбоку.

> Чаще всего и у особо засадных мест есть объезды.

> Виды на гладь реки и багрянец осеннего леса завораживают.

> На противоположном берегу виднеется "Лысая гора" в основании горы Калья (71 метр между прочим).

> Ехать приходится аккуратно.

> Частенько приходится топтаться по лужам - определить на глаз проходимость не представляется возможным.

> Встречаются первые напоминая о бушевавшем урагане - комель поваленного дерева ощутимо выше машины.

> Дорога уходит куда-то вверх по камню. Когда едешь по такой дороге впервые испытываешь очень необычные ощущения.

Преодолевая ямы, полные грязной воды, одолевая местные болотца, дно которых состояло из белой глины мы ползли вперед. Вся команда провела на ногах практически целый день - приходилось таскать тросы, мерить броды, помогать друг другу в преодолении сложных рельефов, кружить вокруг машины когда случался слалом среди стволов деревьев и пеньков. Уже ближе к вечеру, изрядно уставшие, мы выбрались к берегу Онежского озера. Сказать по правде - не верилось ровно до тех пор, пока не спустились на песочек пляжа. Только когда плотный неподвижный воздух леса, напитанный запахами трав, деревьев, звуками птиц и зверей, сменился свежим и чистым влажным воздухом, налетевшим с Онеги - только тогда пришло понимание, что мы преодолели эту дорогу и мы вышли на берег Онеги. До Бесова носа оставался какой-то километр. Чтобы не торопится и спокойно походить-побродить, мы решили сходить погулять на мыс Кладовец, посмотреть петроглифы, отъехать немного вглубь и разбивать лагерь, чтобы осмотр Бесова носа оставить на следующее утро.

> Впереди Онего!

> Самый маленький охранник команды выскочил размять лапы после целого дня тряски в душной машине по ямам и ухабам.

> Берег Онежского озера преимущественно песчанный, местами перемежается каменными мысами.

В окрестностях мыса Кладовец встретили двух геодезистов сильно загадочного вида, проводивших какие-то наблюдения или изыскания в части рельефа местности. И кроме этих двоих еще встретили чудесного веселого лохматого собакина бежевого окраса, непонятно откуда взявшегося. Собакин ловко скакал по камням, носился среди мачтовых сосен, покрывающих мыс Кладовец и имел вид весьма радостный и довольный свои житьем. Нам показалось что в каком таком виде должен обитать местный дух леса, поэтому решили угостить его вкусняшечками, дабы не гневить своим присутствием. Дух лес оказался весьма дружелюбен и миролюбив - небо очистилось, хотя весь день на небе висели тяжелые серые тучи, вышло закатное солнышко и ветер налетающий с Онеги начал стихать. Чтобы как-то называть веселого духа леса в образе собаки, мы нарекли его Чуем. Чуй бодро скакал за нами, показывал нам петроглифы, валялся на скалах мыса.

> Вот он - бодрый дух леса Чуй.

> Петроглифы мыса Кладовец. К сожалению большая часть каменной скалы (!) растащена на сувениры.

> Петроглифы мыса Кладовец

> Петроглифы мыса Кладовец

Побродив еще немного мы вернулись к машинам и покатили ставить лагерь. Подходивший к концу день оказался богат не только на новые эмоции, но и на урожай грибов. Соорудив вкуснейший ужин решили немного посидеть, поболтать о том, о сем. Неугомонный Чуй покрутился вокруг лагеря, получил порцию вечерних вкусностей, остался ими весьма доволен и пожелав нам доброй ночи умчался куда-то в сумерки устраиваться на ночевку.

> В дали виднеется мыс Карецкий.

> Приятная усталость располагала к спокойному времяпрепровождению.

> Красный диск солнца тонул в бесконечной глади великого Онего.

> "Благородные Доны" за вечерней неторопливой беседой помогают по силовой части походной кулинарии.

Утро встретило нас чудесной погодой, располагающей к небольшой пешей прогулке. Позавтракав, на скору руку, группы энтузиастов отправилась покорять мыс Бесов нос. Дорога от материка к оконечности Бесова носа дает возможность прочуствовать силу природы и силу урагана, обрушившегося на мыс несколько лет назад - могучие сосны выворачивало из земли, высоченные, больше человека, комели сосен-гигантов виднеются то там, то тут. Пробравшись через бурелом вышли к старому неработающему маяку, увидели ниже почерневшие береговые скалы мыса и пошли по ним, акуратно переходя с одного каменюки на другую. Через некоторое время показались первые петроглифы, число которых увеличивалось с приближением к центру всей группы изображений - Бесу.

> Бурелом перекрыл дорогу к Бесову носу.

> Неработающий маяк, намекающий, что мыс Бесов нос уже близок.

> Бодрый дух Чуй сопровождал нас в этой прогулке.

> Тот самый Бес.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Петроглифы мыса Бесов нос.

> Монументальный холст для живописи наших пращуров.

> Чуй внимательно следил, чтобы вокруг было спокойно

В обратную дорогу до лагеря решили пойти по берегу - хотя чуть дольше, но виды чудесные. Когда мы добрались до лагеря, то уже был приготовлен второй завтрак и шли неторопливые сборы. Действительно задерживаться особо не стоило - нам предстояла неизвестная дорога на Шальский, состояние которой было неизвестным и которая могла так-же кончится непреодолимым препятствием, способным развернуть нас в обратную сторону в направлении Каршево.

> Вид из лагеря на Бесов нос.

Схематично дорогу на Шальский можно поделить на три спецучастка разделяемых пробегами по песчанной береговой линии Онеги. И хотя наш обратный путь был несколько длиннее чем заезд из Каршево, но благодаря длинным переездам по берегу Онеги мы надеялись поскорее выйти к цивилизации. Действительно пробега по береговой линии составили около 60 процентов пути, но оставшиеся 40 процентов пути мы запомнили на долго.

> Команда готова выдвигаться в путь.

Первый спецучасток начинался сразу после урочища Шальский (? во многих источниках она значится как бывшая деревня Бесоносовка) и состоял из сложной грязевой дороги, ограничивающийся тем, что она была фактически пропилена сквозь бурелом и часто меняла направления. Кстати наш бодрый дух Чуй упорно сопровождал нас до съезда на берег. Пока мы съезжали на берег, он оставался в лесу, сидя на земле и как только мы оказались на песчаном пляже Онеги он глянул на нас, помотал хвостом и, пожелав нам хорошей дороги до дома, умчался куда-то в лес по своим лесным делам. Второй спецучасток был чуть посложнее, потому что к грязевой дороге прибавились каменные пороги небольшой высоты и обилие пеньков всех мастей. Третий спецучасток начинался с горки, высотой метров 20 и подъемом в градусов 45-50, которую пришлось преодолевать на лебедках. Затем дорога сохранила все предыдущие черты - каменные пороги, пеньки, каменистые пересохшие реки, грязь и дополнительно появилось больше камней. После того, как мы вновь оказались на песчаном пляже Онеги, нас ожидали несколько километров пляжной дороги по песочку, финишем которой стал поселок Шальский.

> Дорога снова баловала видами на лес, раскрашенный золотисто-багровыми цветами.

> Появляются первые каменные пороги.

> Преодолевали такие каменные горы.

> Кругом все еще поля мха с алыми каплями брусники и кляксами черники.

> Периодически встречаются охотничьи домики, каким-то невероятным способом приютившиеся на камнях.

> Местами, чтобы ехать по пляжу, приходится преодолевать вот такие косы.

> Фотографии наглядно показывающей крутизну горки нет, поэтому просто вид глазами пилота.

> Каменные пороги стали привычными.

> Каменный триал, с определенного момента, перестал напрягать.

> Каменистые берега Онеги.

Как только мы остановились в центре поселка небо заволокли темные тяжелые свинцовые тучи (хотя это могло произойти и раньше, только мы не заметили), да и обратная дорога до цивилизации далась как-то несколько тяжело, поэтому захотелось не морочиться с ночевкой в полевых условиях. Нам оставалось немного проехать до Пудожа и там, мы решили, поискать гостевой дом с кроватями, горячим душем и чистым бельем. Пополняя запасы топлива на колонке ТНК, стоящей на выезде из города, заприметили на кассе ненавязчиво разложенные визиточки местного гостевого дома. В него-то мы и решили направиться - о чем ни разу не пожалели. Домик стоит в глубине Пудожа, на тупиковой улочке, кругом тишина и спокойствие, позади участка на котором стоит дом вьется река Водла. Припарковав наши машины во дворе, вынули особо ценные вещи, кое что из продуктов и отправились отдыхать.

> Чуть-чуть пляжной растительности.

> Асфальт и цивилизация - как будто оказался на другой планете, особенно после двух дней на едине с природой и командой.

А впереди нас ждали километры Карельского грейдера, Осударева дорога, ремонт и западный берег Онежского озера.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама