THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Остров и маяк

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море , около берегов Александрии . Этот оживлённый порт основал Александр Великий во время посещения Египта в 332 до н. э. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство, должно быть, ушло 20 лет, а завершён он был около 280 г. до н. э. , во времена правления Птолемея II , царя Египта .

Три башни

Фаросский маяк состоял из трёх мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Направляющий свет

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты.

Отполированные бронзовые зеркала

Чтобы поддерживать пламя, требовалось большое количество топлива. Дерево привозили по спиральному пандусу на телегах, запряжённых лошадьми или мулами . За пламенем стояли бронзовые пластины, направлявшие свет в море .

Гибель маяка

К XII веку н. э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришёл в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами , вероятно, переплавили на монеты . В XIV веке маяк был уничтожен землетрясением . Несколькими годами позже мусульмане использовали его обломки, чтобы построить военную крепость Кайт-Бей . Крепость впоследствии не раз перестраивалась и до сих пор стоит на месте первого в мире маяка.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фаросский маяк" в других словарях:

    - (Александрийский маяк), маяк на восточном берегу о. Фарос в черте Александрии, эллинистической столицы Египта; одно из Семи чудес света (см. СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА). Строителем этого чуда техники, первого и единственного во всем греческом мире маяка… … Энциклопедический словарь

    Мраморная башня выстроенная на о ве Фаросе Птолемеем Филадельфом, имевшая 300 локтей вышины и состоявшая из нескольких этажей, постепенно суживавшихся кверху. На вершине ее ночью разводили огонь, видный далеко в море. Постройка этой башни… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    См. в ст. семь чудес света. (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) … Художественная энциклопедия

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов, радиосигналов (радиомаяк) … Современная энциклопедия

    Маяк - После превращения Александрии в наиболее оживл. центр мор. торговли птолемеевского Египта следовало рассчитывать на прибытие в него и ночью значительного числа кораблей. Это вызвало необходимость строительства М., поскольку разжигание… … Словарь античности

    Маяк - после превращения Александрии в наиболее оживл. центр мор. торговли птолемеевского Египта следовало рассчитывать на прибытие в него и ночью значит. числа кораблей. Это вызвало необходимость стр ва М., поскольку разжигание костров на… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Маяк, сооружение башенного типа, служащее ориентиром для опознавания берегов, определения места судна и предупреждения о навигационной опасности. М. оборудуются светооптическими системами, а также другими техническими средствами сигнализации:… … Большая советская энциклопедия

    Маяк Александрийский (Фаросский) - маяк на о ве Фарос близ Александрии в Египте, одно из семи чудес античного мира. Сооружен в 285 280 гг. до н.э. Состратом Книдским с целью сделать безопасным вход кораблей в Александрийскую гавань. Представлял собой трехъярусную башню высотой… … Античный мир. Словарь-справочник.

    Сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • 100 великих чудес света , Ионина Надежда Алексеевна. Великие пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Фаросский маяк, Парфенон, собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня, храм Христа Спасителя… Мир до сих пор слагает о нихлегенды, восхищенно…

Первый (нижний) ярус маяка с квадратным основанием напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Башни были сориентированы по сторонам света. Высота яруса достигала примерно шестидесяти метров. Плоская крыша нижнего яруса служила основой для второго яруса. Здесь же на крыше были установлены статуи тритонов. Внутри первого яруса размещался гарнизон, охранявший маяк, и обслуживающий персонал, а также необходимый инвентарь и запасы воды и еды на случай осады.

II (средний) ярус

Второй (средний) ярус с восьмиугольным основанием возвышался еще на сорок метров. Внутри второго яруса предположительно был сооружен пандус, по которому поднимали топливо для сигнального огня на третий (верхний) ярус.

III (верхний) ярус

На третьем цилиндрическом ярусе были установлены колонны, поддерживающие купол маяка. На площадке среди колонн разжигали сигнальный огонь. Свет сигнального огня отражался и усиливался целой системой отполированных бронзовых пластин.

На куполе маяка была установлена огромная золотая статуя Посейдона. Складывалось впечатление, что Посейдон охранял Фаросский маяк , пристально вглядываясь в свои морские просторы.

В 332 году до н.э. Александр Македонский основал Александрию. В 290 году до н.э. правитель Птолемей I. приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк как символ города и береговой ориентир.

Фарос находился близ побережья Александрии - с материком его соединяла огромная искусственная перемычка (дамба), которая одновременно являлась частью городской гавани. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, и морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала. Собственно, маяк, именно как сооружение с системой, отражающих солнечный свет зеркал и сигнальными огнями на вершине, датируется примерно I веком н. э., что относится к временам уже римского господства. Однако Александрийский Маяк, служивший береговым знаком для мореплавателей, был возведен еще в IV веке до нашей эры.


Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.

Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто - Фаросом. После, слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (испанском, румынском, французском)

В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям. Поскольку такая мера длины, как "локоть", у разных народов имела разные размеры, то при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов. Хотя думается, первая цифра больше соответствует истине.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.

Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина - 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.

Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).

В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.

Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем - огромный дымовой столб, видимый издалека.

Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.

Самое полное его описание оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят: "Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении. На той стороне цоколя, которая обращена к морю, видна древняя надпись, которую я не могу прочитать, ибо ветер и морские волны источили каменную основу, из-за чего буквы частично осыпались. Размеры буквы "А" чуть меньше 54 см. А верхняя часть "М" напоминает большую дыру в днище медного котла. Размеры же остальных буквы схожи.

Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами ".


Как же самый первый в мире маяк оказался на дне Средиземного моря? Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого (по другим источникам 1323 года) довершило разрушение.

Совершенно недостоверной кажется история о том, как большая часть маяка в 850 году была превращена в развалины благодаря интригам императора Константинополя. Так как Александрия весьма успешно соперничала с вышеупомянутым городом, то правитель Константинополя задумал хитроумный план по уничтожению маяка на Фаросе. Он распустил слухи о том, что под фундаментом этого строение спрятан клад баснословной ценности. Когда в Каире калиф, (бывший в то время властителем Александрии) услышал эту молву, то приказал снести маяк, чтобы отыскать спрятанные под ним сокровища. Только после того, как гигантское зеркало было разбито и два яруса уже разрушены, калиф осознал, что его обманули. Он попытался восстановить здание, но его попытки не увенчались успехом. Тогда он перестроил уцелевший первый этаж маяка, превратив в мечеть. Однако как бы ни была красочна эта история, она не может быть правдивой. Ведь путешественники, побывавшие на Фаросском маяке уже в 1115 году н. э. свидетельствуют о том, что и тогда он все еще оставался целым и невредимым, исправно выполняя свою функцию.

Так, Маяк все еще высился на острове, когда в 1183 году Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Увиденное настолько потрясло его, что он воскликнул: "Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!"
Два землетрясения в 1303 и в 1323 годах разрушили маяк на Фаросе так сильно, что арабский путешественник ибн Батута уже не смог попасть внутрь этого сооружения. Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан Кайт Бей возвел на месте маяка цитадель (форт). Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта - благодаря их исполинским размерам.


После завоевания Египта Александром Македонским был основан город, названный в его честь Александрией. Город начал активно развиваться и процветать, стал крупным центром морской торговли. Вскоре возникла и острая необходимость в сооружении Александрийского маяка.

Александрийский маяк. Информация и интересные факты

Местом для маяка был выбран остров Фарос, находящийся в 1290 метрах от Александрии. Возведением Фаросского маяка, ставшего позже седьмым чудом света, руководил архитектор Сострат, сын Дексифана из Книда.

Для обеспечения подвоза строительных материалов к острову была сооружена дамба. Само строительство было исполнено по меркам древнего мира молниеносно, заняло всего шесть лет (285-279 годы до н.э.). Новая постройка сразу же «выбила» стены Вавилона из списка классических чудес света , и заняла там почетное место и до наших дней. Высота Александрийского маяка по оценкам современников достигала 120 метров. Свет, проецируемый с башни Александрийского маяка, был виден на расстоянии до 48 километров.

В маяке выделялось три яруса.

Первый ярус имел квадратную форму со сторонами 30,5 метров, ориентированными по сторонам света. Общая высота этого яруса составляла 60 метров. Углы яруса занимали статуи тритонов. Само помещение предназначалось для размещения рабочих и охраны, кладовых под топливо и продукты.

Средний ярус Фаросского маяка имел восьмиугольную форму с гранями, ориентированными по преобладающим здесь ветрам. Верхнюю часть яруса украшали статуи, часть которых функционировала в качестве флюгеров.

Верхний ярус цилиндрической формы исполнял как раз роль фонаря. Он был обнесен восемью колоннами, накрытыми куполом-конусом. Верх купола Фаросского маяка украшала семиметровая статуя Исиды-Фарии (попечительница мореплавателей). Мощный светильник проецировался с помощью системы вогнутых металлических зеркал. О доставке топлива на вершину Александрийского маяка бытуют давние споры. Одни предполагают, что доставка осуществлялась с помощью подъемных механизмов по внутренней шахте, другие же говорят, что подъем производился с помощью мулов по спиральному пандусу.

Также в маяке была и подземная часть, где располагались запасы питьевой воды для гарнизона. Стоит упомянуть, что маяк выполнял также и роль крепости, охраняющей морской путь в Александрию. Сам Фаросский маяк был даже обнесен мощной оградой с бастионами и бойницами.

В XIV веке чудо света Фаросский маяк был разрушен землетрясением. В настоящее время о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только изображения на римских монетах и останки развалин. Так, например, исследования 1996 года позволили отыскать на дне моря останки Александрийского маяка.

Маяк на римских монетах

Через сотню лет после разрушения на его месте султан Кайт-бей построил форт. И в настоящее время появляются инициаторы, желающие реконструировать Фаросский маяк, на том месте, где он первоначально находился – на острове Фарос. Но власти Египта пока не хотят рассматривать эти проекты, и крепость Кайт-бей продолжает охранять место былого великого сооружения древности.

Крепость Кайт-Бей

Александрийский маяк, принадлежащий к семи чудесам Древнего мира , имеет и другое название – Фаросский. Наличию второго имени он обязан своему месту нахождения – острову Фарос, расположенному у побережья города Александрия, который раскинулся на территории Египта .

В свою очередь, Александрия получила свое название из-за имени завоевателя древнеегипетских земель – Александра Македонского.

К выбору места для строительства нового города он подходил довольно тщательно. На первый взгляд может показаться странным, что район поселения был определен Македонским на 20 миль от юга дельты Нила. Если бы он устроил его именно в дельте, то город оказался бы на пересечении двух водных дорог, важных для той местности.

Этими дорогами были и море, и река Нил. Но тот факт, что Александрия основывалась южнее дельты, имел под собой весомое обоснование – в этом месте речные воды не могли забивать гавань вредными для нее песком и илом. На строящийся город Александр Македонский возлагал большие надежды. В его планы входило превратить город в солидный торговый центр, ведь он удачно расположил его на пересечении наземных, речных и морских путей сообщения нескольких материков. Но такой значимый для экономики страны город нуждался в гавани.

Для ее обустройства требовалось претворить в жизнь множество сложных инженерно-строительных решений. Важной необходимостью было сооружение дамбы, которая смогла бы соединить морское побережье с Фаросом, и мола, защищающего гавань от песка и ила. Таким образом, Александрия получила сразу две гавани. Одна гавань должна была принимать торговые корабли, приплывшие со Средиземного моря, а другая – суда, пришедшие по реке Нил.

Мечта Александра Македонского о перевоплощении простого города в процветающий торговый центр сбылась уже после его смерти, когда у власти оказался Птолемей I Сотер. Именно при нем Александрия и стала богатейшим портовым городом, однако ее гавань была опасной для мореплавателей. Поскольку и судоходство, и морская торговля непрерывно развивались, потребность в маяке ощущалась все острее.

Задачи на это сооружение возлагались такие – обезопасить плавание кораблей в прибрежных водах. А такая забота привела бы к увеличению объемов продаж, поскольку вся торговля велась через порт. Но из-за однообразного ландшафта побережья моряки нуждались в дополнительном ориентире, и их вполне бы устроил сигнальный огонь, освещающий место входа в гавань. По мнению историков, на возведение маяка Александр Македонский возлагал и иные надежды – обеспечить городу безопасность от нападений птолемеев, которые могли напасть со стороны моря . Поэтому для обнаружения врагов, которые могли находиться на значительном расстоянии от берега, был нужен дозорный пункт внушительных размеров.

Трудности в возведении Александрийского маяка

Естественно, что на возведение такой солидной конструкции требовалось множество ресурсов: финансовых, трудовых и интеллектуальных. Но их было непросто найти в то неспокойное для Александрии время. Но все-таки благоприятная в экономическом плане обстановка для возведения маяка сложилась благодаря тому, что Птолемей, в титуле царя завоевавший Сирию , привел в свою страну бесчисленное количество евреев и сделал их рабами. Так недостаток трудовых ресурсов, необходимых для строительства маяка, был восполнен. Не менее важными историческими событиями тогда стали подписание Птолемеем Сотером и Деметрием Полиоркетом соглашения о мире (299 год до н.э.) и смерть Антигона – врага Птолемея, царство которого было отдано диадохам.

Строительство маяка началось в 285 году до н.э., а все работы руководились архитектором Состратом Книдским . Желая увековечить свое имя в истории, Сострат на мраморной стене маяка высек надпись, свидетельствующую о том, что он возводит данную конструкцию ради мореходов. Затем он спрятал ее под слой штукатурки, а на ней уже прославил царя Птолемея. Однако судьбе было угодно, чтобы человечество узнало имя мастера – постепенно штукатурка отвалилась и раскрыла тайну великого инженера.

Особенности конструкции Александрийского маяка

Фаросское сооружение, предназначенное для освещения гавани, имело три яруса, первый из которых был представлен квадратом со сторонами по 30,5 м. Все четыре грани нижнего квадратного яруса были обращены ко всем сторонам света. В высоту он достигал 60 м, а его углы украшали статуи тритонов. Предназначением этого помещения было размещение рабочих и охранников, а также обустройство кладовых для хранения запасов провизии и топлива.

Средний ярус Александрийского маяка был построен в виде восьмиугольника, грани которого ориентировались на направления ветров. Верхняя часть этого яруса декорировалась статуями, а некоторые из них были флюгерами.

Третий ярус, выполненный в форме цилиндра, был фонарем. Его обнесли 8 колоннами и накрыли их куполом-конусом. А на его верхушку водрузили 7-метровую статую Исиды-Фарии, считавшейся попечительницей мореплавателей (некоторые источники утверждают, что это была скульптура Посейдона – царя морей). Благодаря сложности системы металлических зеркал свет огня, зажженного на вершине маяка, усиливался, и охранники вели наблюдение за морским пространством.

Что касается топлива, необходимого для поддержания пламени маяка, оно доставлялось по спиральному пандусу в телегах, запряженными мулами. Для облегчения доставки между материком и Фаросом построили дамбу. Если бы рабочие этого не сделали, топливо пришлось бы перевозить на лодках. Впоследствии дамба, намытая морем, стала перешейком, который в настоящий момент разделяет западную и восточную гавани.

Александрийский маяк был не только светильником – он еще представлял собой укрепленную крепость, охраняющую морской путь в город. Из-за наличия большого военного гарнизона в здании маяка была предусмотрена и подземная часть, необходимая для запасов питьевой воды. Для усиления безопасности все сооружение было обнесено мощными стенами со сторожевыми башнями и бойницами.

В целом трехъярусная башня маяка достигала в высоту до 120 м и считалась самой высокой конструкцией в мире . Те путешественники, которые видели столь необычное сооружение, впоследствии восторженно описывали необычные статуи, служившие украшением башни маяка. Одна скульптура показывала рукой на солнце, но опускала ее вниз только тогда, когда оно уходило за горизонт, другая служила часами и ежечасно сообщала текущее время. А третья скульптура помогала узнавать направление ветра.

Участь Александрийского маяка

Простояв почти тысячу лет, маяк Александрии все же начал разрушаться. Случилось это в 796 году н.э. из-за мощного землетрясения – верхняя часть конструкции просто рухнула. От огромного 120-метрового здания маяка остались лишь развалины, но и те достигали в высоту около 30 м. Несколько позднее обломки маяка пригодились для возведения военного форта, который неоднократно перестраивался. Так Фаросский маяк превратился в форт Кайт-бей – это название он получил в честь султана, его построившего. Внутри форта находится исторический музей, в одной из его частей – музей морской биологии, а напротив здания форта расположены Аквариумы музея гидробиологии.

Планы по восстановлению Александрийского маяка

От некогда величественного Александрийского маяка остался только его цоколь, но и он полностью встроен в средневековую крепость . В наши дни она используется как база египетского флота. Египтяне планируют провести работы по воссозданию утраченного чуда света, а некоторые страны, входящие в Европейский Союз, желают присоединиться к этой затее. Италия , Франция , Греция и Германия планируют включить строительство маяка в проект, именуемый «Medistone». Его основными задачами являются воссоздание и сохранение африканских памятников архитектуры, относящихся к эпохе Птолемеев. Эксперты оценили проект в 40 млн долларов – именно столько потребуется на строительство делового центра, гостиницы, клуба подводного плавания, сети ресторанов и музея, посвященного Александрийскому маяку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама