THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Лердальский тоннель на данный момент является самым длинным автомобильным тоннелем на планете.

Акцентируем внимание именно на слове «автомобильный», так как существуют более протяженные тоннели, но они используются железнодорожным транспортом. Поэтому мы не берем их в расклад.

В Норвегии практически невозможно перемещаться между населенными пунктами, не пересекая горы. Те, кто путешествовал по Норвегии, знают, как красива эта страна. К сожалению, ее сложная география, обилие гор, ледников и лабиринты фьордов иногда создают условия, при которых зимой некоторые норвежские общины остаются отрезанными друг от друга и от цивилизации. Чтобы проложить пути сообщения, которые не зависят от погодных и сезонных условий, зачастую приходится создавать их прямо сквозь скалы, то есть строить тоннели.

Вообще человечество старается максимально облегчить и сократить расстояния между точками на глобусе. Одним из таких логичных проектов является легендарный Панамский канал .

Лердальский тоннель – одна из дорог, связывающих отдаленные районы страны.

Где находится Лердальский тоннель

Тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Эурланн в районе Согн-ог-Фьордане в юго-западной части Норвегии и является участком дороги Е16 между Осло (столица государства) и Бергеном, вторым по величине городом страны.

Географические координаты 60.973894, 7.379064


Лердальский тоннель в цифрах

  • Длина – 24,51 км
  • Ширина – 9 метров
  • Средняя высота – 7,5 метров
  • Минимальная высота – 5 метров
  • Начало строительства – 15 марта 1995 года
  • Дата ввода в эксплуатацию – 27 ноября 2000 года
  • Горы, в которых проложен тоннель, достигают 1600 метров в высоту
  • Средний дневной поток 1000 автомобилей
  • Среднее время проезда – 20 минут (в конце статьи можете посмотреть видео проезда по тоннелю, правда звуковое оформление ролика как говорится «на любителя»)
  • Стоимость проекта 1,082 миллиарда норвежских крон (или 113,1 млн долларов США)
  • В Лердальском тоннеле две полосы движения в противоположных направлениях

Узнайте про Эресуннский мост-тоннель между Данией и Швецией . Если Вас смутила формулировка «Мост-Тоннель», то обязательно прочтите статью по ссылке выше и выясните, почему именно такое определение наиболее верное.

Безопасность Лердальского тоннеля

Одной из основных проблем, стоящих перед инженерами, была поддержание водителей в тонусе в ходе 20-минутного монотонного движения с одинаковым пейзажем за окном. Это действительно очень важно для водителей, которые могут потерять концентрацию, что приведет к несчастному случаю.

Для этого Лердальский тоннель имеет небольшие изгибы между прямыми участками дороги, а через каждые 6 км пути можно встретить большие пещеры. Всего таких пещер три. Они предназначены для того, чтобы разбавить монотонность пути, дать возможность водителю отдохнуть или развернуться в случае необходимости. Для людей с клаустрофобией такие пещеры станут своеобразной отдушиной. Пещеры делят весь тоннель на 4 примерно равных участка. Помимо трех больших пещер, через каждые 500 метров есть аварийные ниши.

Освещение и полоса грохота

Особое внимание было уделено освещению. Основной тоннель (участки между пещерами) освещается в белых тонах, имитирующие дневной свет. В пещерах присутствует синее освещение с желтыми огнями по краям, чтобы создать впечатление восхода солнца.


В центре, между полосами движения присутствует «полоса грохота». Это специальная рифленая поверхность, при проезде по которой образуется повышенный шум от колес. Таким образом, даже если водитель потеряет бдительность, он сразу сконцентрируется на дороге.


Обратите внимание на разметку по центру. Она имеет рифленую поверхность. Это и есть полоса грохота или шума.

Система очистки воздуха в Лердальском тоннеле

В тоннеле нет многочисленных вентиляционных выходов. Поэтому второй важной проблемой при проектировке стала система подачи и очистки воздуха.
Лердальский тоннель стал первым тоннелем, оснащенным собственной установкой очистки и вентиляции воздуха.

Большие вентиляторы втягивают воздух из обоих входов, а загрязненный воздух отводится через один единственный вентиляционный выход. Этот выход и сама установка по очистке расположена в отдельной 100-метровой пещере в 9,5 километрах от южного конца туннеля со стороны муниципалитета Эурланн. Плюс к этому существуют электростатические и угольные фильтры, которые кроме удаления пыли, очищают воздух от двуокиси азота.

Дополнительные системы безопасности

В туннеле нет аварийных выходов. В случае аварий или пожара предусмотрен ряд мер предосторожности. Через каждые 250 метров есть аварийные телефоны, обозначенные «SOS». Они позволяют оперативно связаться с полицией, пожарными или медицинскими службами. Огнетушители размещены через каждые 125 метров. Причем если используется аварийный телефон или извлекается огнетушитель, то на протяжении всего тоннеля загораются стоп-сигналы и знаки «поворот» и «выход», а на обоих входах-выходах включаются знаки «тоннель закрыт».



Видео проезда по Лердальскому тоннелю

Рельеф земной поверхности не идеально плоский, а почти всегда бывает сложным, поэтому при прокладке дорог почти невозможно обойтись без тоннелей. Прообразами тоннелей в древние времена были подкопы, с помощью этой военной хитрости можно было незаметно пробраться за спину врага и обрушиться на его плечи. Сегодняшние же тоннели в большинстве своём служат совсем иным целям. Тоннели бывают самые разные, отличающиеся длиной, расположением и структурой. Какой же в настоящее время самый длинный тоннель в мире?

10. Лердальский тоннель, Норвегия (24 510 м)


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

В данном случае речь идёт об автомобильном тоннеле, сократившем путь от муниципалитета Лердал к другому муниципалитету Эурланн (оба в губернии Согн-ог-Фьюране, Западная Норвегия). Тоннель является элементом европейской трассы Е16, связывающей Осло с Бергеном. Строить этот тоннель начали в 1995 году, а закончили в 2000 году. На тот период он стал длиннейшим в мире автомобильным тоннелем, превзойдя на целых 8 км знаменитый Готардский автомобильный тоннель. Над тоннелем расположены горы со средней высотой около 1600 метров.
У Лердальского тоннеля есть уникальная особенность - в нём выбраны три больших по объёму искусственных грота на одинаковом расстоянии друг от друга. Эти гроты разбивают сам тоннель на 4 примерно одинаковых участка. Это не прихоть архитекторов, а назначение гротов в том, чтобы снять у водителей, долго едущих в совершенно однообразных условиях тоннеля, усталость, к тому же здесь они могут остановиться и отдохнуть.

9. Иватэ-Итинохэ, Япония (25 810 м)

Японский тоннель, соединяющий столицу с городом Аомори, на момент своего открытия в 2002 году именно он и был самым длинным японским железнодорожным тоннелем, пока его не обогнал тоннель Лёчберг. Этот тоннель располагается в 545 километрах от Токио, на полпути между Хатинохе и Мориокой, а ходят по нему экспрессы «Тёхоку». Задумались о его строительстве в 1988 году, а приступили к нему в 1991 году. Сооружение было готово к эксплуатации в 2000 году, но линия заработала только в 2002 году. Тоннель максимально уходит вниз на 200 метров.

8. Хаккода, Япония (26 455 м)

Железнодорожный тоннель Хаккода лишь чуточку длинее предыдущего. Он был своего рода пионером - до него в мире не было длинных тоннелей, через которые могли бы одновременно двигаться поезда в разных направлениях.

7. Тайханшань, Китай (27 848 м)

В 2007 году в Китае был запущен в эксплуатацию новый тоннель Тайханшань, проходящий в толще одноимённого горного массива. До строительства Нового Гуань Дзяо именно он был самым длинным китайским тоннелем. Он стал элементом сверхскоростной железной дороги, связавшей столицу восточной провинции Хэбэй Шидзяч-Жуан со столицей примыкающей к ней с запада провинции Шаньси городом Тайюань. Если раньше из одного города в другой нужно было добираться 6 часов, то теперь на это хватит и часа.

6. Гуадаррама, Испания (28 377 м)

В том же 2007 году, но в Испании состоялось открытие самого длинного в стране тоннеля Гуадаррама, который соединил столицу страны Мадрид с Вальядолидом. Он начал строиться в 2002 году, поэтому очевидно, что делалось это довольно быстрыми темпами. Это довольно сложное техническое сооружение, в котором также присутствуют два отдельных тоннеля. Благодаря этому поезда ходят по нему одновременно в разных направлениях. Особенно стоит отметить, что здесь используются скоростные поезда системы AVE. После запуска тоннеля добраться из одного города в другой стало возможно буквально за несколько минут. Это особенно понравилось туристам, которые чаще стали наведываться в Вальядолид из столицы.


Большие и очень большие предметы, животные, люди всегда привлекали народ, причём нам одинаково интересны как рукотворные объекты, например, Великая Ки...

5. Новый Гуань Цзяо, Китай (32 645 м)

Это самый длинный китайский железнодорожный тоннель. При этом, располагаясь, как и положено тоннелю под землёй, он находится на очень приличной высоте над уровнем моря (от 3324 метров до 3381 метра). А всё потому, что он является частью второй линии Цинхай-Тибетской железной дороги, проложенной в горах Гуань Цзяо китайской провинции Цинхай. На самом деле здесь проложены два отдельных тоннеля с односторонним движением. Строили этот тоннель 7 лет, а в эксплуатацию он был сдан в самом конце 2014 года. Поезда способны нестись по этим тоннелям со скоростью 160 км/ч.

4. Лётчберг, Швейцария (34 577 м)

Железнодорожный тоннель Лёчберг расположен на одноимённой линии, проходящей через Альпы, причём он расположен на 400 метров глубже автомобильного тоннеля Лёчберг. По этому одному из самых длинных в мире сухопутных тоннелей курсируют пассажирские и грузовые составы. Он проходит под такими городами, как Берн, Фрутиген, Вале и Рароне. Это довольно новый тоннель, ведь его закончили пробивать только в 2006 году, а уже в июне следующего года он был официально открыт. При его проходке применялись самые современные технологии бурения, поэтому его удалось пробить менее чем за два года. Сейчас каждую неделю им пользуются свыше 20 тысяч швейцарцев, стремящихся побыстрее попасть на термальные курорты в Вале.
Появление Лётчберга значительно уменьшило количество дорожных пробок в этой местности, поскольку прежде грузовики и фуры должны были ехать в обход Швейцарии, делая большой круг, чтобы проехать всего лишь из Вале до Берна. Любопытно, что в тоннеле есть источник горячей подземной воды, которую швейцарцы также даром не теряют, а обогревают с её помощью оранжерею, где благодаря этому растут тропические фрукты.

3. Евротоннель, Франция/Великобритания (50 450 м)

Этот тоннель, проложенный под проливом Ла-Манш, является двухпутным железнодорожным тоннелем, при этом 39 километров он проходит под водами Английского канала. Благодаря ему остров Великобритания оказался связанным с континентом железнодорожным сообщением. С тех пор стало возможным сесть в поезд в Париже, и за два с четвертью часа оказаться в Лондоне. В самом тоннеле поезд находится при этом 20-35 минут.
Торжественное открытие тоннеля состоялось 6 мая 1994 года. На нём присутствовали руководители двух стран - президент Франции Франсуа Миттеран и королева Великобритании Елизавета II. Евротоннель является рекордсменом среди тоннелей, проходящих под водой, кроме того, он стал самым длинным международным тоннелем. Управляет его работой компания «Евростар». Американское общество инженеров-строителей рассыпалось в комплиментах и даже сравнило Евротоннель с одним из семи современных чудес света.

2. Сэйкан, Япония (53 850 м)

Этот невероятно длинный японский железнодорожный тоннель имеет также и подводную часть протяжённостью 23,3 километра. Он углубляется под землю на 240 метров, в результате чего на 100 метров оказывается ниже морского дна. Туннель проходит под Сангарским проливом и соединяет между собой префектуру Аомори (остров Хонсю) и остров Хоккайдо. Он является частью Кайкё и Хоккайдо-синкансен местной железнодорожной компании.
По длине он уступает только Готардскому тоннелю, а по залеганию под морским дном и вовсе является лидером в мире. В названии тоннеля присутствуют первые иероглифы названий городов, которые он соединяет - Амори и Хакодате, просто те на японском языке произносятся иначе. Тоннель «Сэйкан» стал вторым после тоннеля Каммон в Японии подводным железнодорожным тоннелем, а тот соединяет под проливом Каммон острова Кюсю и Хонсю.


Гидроэлектростанции или ГЭС вырабатывают электричество, используя энергию падающей воды. ГЭС чаще всего появляются на крупнейших реках, которые для эт...

1. Готардский тоннель, Швейцария (57 091 м)

Этот железнодорожный тоннель, пробитый в швейцарских Альпах, при суммировании его собственной длины с длиной пешеходных и служебных ходов протянется на 153,4 километра. С северного конца он выходит возле деревни Эрстфельд, а южный выход расположен возле деревни Бодио. Прокладку восточной его части завершили в октябре 2010 года, а западной в марте 2011 года, после чего он стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире.
Благодаря его строительству стало возможно трансальпийское железнодорожное сообщение, а северо-запад Италии смог перейти с более экологически грязных автомобильных на чистые и более дешёвые железнодорожные перевозки. Время поездки из Цюриха до Милана сократилось почти на час. Открыт тоннель был в июне 2016 года. Контролирующая его строительство компания «Alp Transit Gotthard» в декабре того же года передала его швейцарским федеральным железным дорогам в полностью рабочем состоянии, а уже 11 декабря началась его коммерческая эксплуатация.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Человечество может похвастаться большими достижениями. Одно из них – тоннели. Это по праву настоящие чудеса архитектуры. Развитие и совершенствование их происходило и будет происходить всегда.

Кто и когда придумал тоннели – неизвестно. Предполагают, подобные конструкции берут свое начало с пещер, которые люди в древности применяли в роли жилища.

Современная роль строений несколько изменилась. В цивилизованном периоде туннели используются в качестве потайных проходов, поземного плана. Нередко они применялись для укрытий от врагов.

В современности роль туннелей существенно изменилась. Теперь это главная среда для скоростного передвижения. Строение конструкций имеет стандартную схему в разных странах. Но вот длина и обустроенность таких туннелей может существенно отличаться.

1. Базовый тоннель Готарда


Длина его 57,00 км. Его нередко именуют Готардским базисным тоннелем. Используется в качестве главного железнодорожного сооружения Швейцарии. Его длина – максимальная во всем мире.

Если включить все ходы (пешеходные и служебные) протяженность его составит около 152 км. Южный конец конструкции расположен недалеко от деревушки Бодио, северный – у деревни Эрстфед. Сооружение первоначально создавалось для железнодорожных нужд. При помощи такого тоннеля удалось создать сообщение через Альпы.

На данный момент сообщение это призакрыто – открытие конструкции планируется на конец 2017 года. В общем, строительство тоннеля через Альпы длилось целых 14 лет.

2. Сейкан


Длина конструкции – практически 54 метра (53,9 метров). Самый длинный в мировой практике подводный тоннель. Построен для сообщения двух японских островов Хоккайдо и Хонсю.

В переводе его название означает «Величественное зрелище» и это действительно так. Конструкция имеет подводную часть (около 23,3 км), поскольку тоннель пролегает под Сангайским проливом.

3. Евротоннель, длиной 49,94 км


Конструкция проложена под протокой Ла-Манш. Соединяет между собою Фолкстоун (графство Кент из Великобритании) и Кале (часть Франции).

Тоннель не самый длинный в мире, но имеет самую продолжительную подводную часть (аж 39 км, что на 14,7 км больше, нежели у Сейкана). Тоннель официально открыли в 1994 году. С тех пор он ежедневно безотказно работает, переправляя через протоку миллионы людей.

4. Лечберг, длиною 34,70 км


Представитель самого длинного сухопутного тоннеля. Находится на линии Берн-Милан, на территории Швейцарии. Конструкцию создали в средине 20-го века. Она сумела соединить между собою район Берна и Интерлакена с зоной Брига и Церматта.

5. Гвадараммский тоннель, длиною 28, 37 км


Занимает 5-е место рейтинга. Это испанский железнодорожный проект, который создали в начале 2000-х годов. Официальное его открытие состоялось в декабре 2007 года.

С того времени люди получили уникальную возможность без проблем добираться из Мадрида в Вальядолид и обратно. Получил титул самого длинного и востребованного устройства во всей Испании.

6. Iwate-Ichinohe Tunnel, продолжительность которого — 25,81 км.

Это пример подземной железнодорожной конструкции в Японии. Соединяет между собою два далеких города – Токио и Аомори. Открытие конструкции состоялось в 2002 году. Тоннель получил титул самого продолжительного, подземного железнодорожного сооружения в мире.

7. Хаккода, длиною 26,5 км


Относится к самым продолжительным сухопутным конструкциям Японии. Протяженность его железнодорожного отрезка равна практически 27 км.

8. Лердальский тоннель


Протяженность данной конструкции – около 24,5 км. Его по праву называют самым длинным автомобильным тоннелем. Построен за 5 лет, открыт в 2000 году. Соединяет два отдаленных муниципалитета – Лердал и Эурланн, что расположены на территории Норвегии.

Тоннель является частью европейской автомобильной дороги между Осло и Бергеном. Горы, сквозь которые проходит сооружение порой могут достигать 1600 метров и выше.

Особенность конструкции заключается в наличии 3-х значительных по размерам искусственных пещер (гротов). Находятся они приблизительно на равном расстоянии друг от друга. Таким образом весь тоннель разделяется на 4 примерно равные секции. Это сделано специально. Подобным образом удалось минимизировать напряжение водителей.

Доказано, длительное движение в однообразных условиях сильно утомляет водителя. Также в таких гротах удобно разворачиваться, останавливаться на отдых.

Особое дизайнерское освещение гротов, особое устройство трассы делают поездку по тоннелю более увлекательной. Продолжительность перемещения п сооружению составляет не более 20 минут.

9. Daishimizu Tunnel, протяженностью 22,20 км


Японский тоннель, созданный для железнодорожного соединения Ниигаты и Токио. Все работы по строительству были окончены в 1978 году. Вошел в историю не только, как самый длинный, но и самый трагичный тоннель. Дело в том, что во времена его строительства в сооружении произошел огромнейший пожар.

В результате него 16 рабочих умерли.
Благодаря открытию конструкции время, потраченное на дорогу, сократилось приблизительно на полтора часа. Кроме того, строительство тоннеля позволило найти родник питьевой воды. Благодаря этому недалеко от тоннеля началось производство натуральной питьевой воды.

10. Wushaoling Tunnel, протяженностью — 21,05 км


Единственный в своем роде двойной железнодорожный тоннель, что был открыт в 2006 году. Находится на северо-западе Китая. Создан для сообщения двух концов провинции Ганьсу.

Конструкция позволила сократить расстояние между Дакайгоу и Лонггоу на 30,5 км. Получил титул самого длинного железнодорожного сооружения во всем Китае. Способен принимать поезда на скорости 160 км/час. Максимальная глубина сооружения составляет 1100 м.

В задумках человечества – строительство самого длинного, грандиозно комфортабельного тоннеля будущего. Речь идет об Японо-корейском тоннеле. Длина его предположительно составит около 187 км. Конструкция должна соединить между собой Японию и Южную часть Кореи. Переговоры о старте работ по строительству уже начаты, но ведутся длительно.

10

Железнодорожный тоннель в Японии длиной 53,85 км с подводным фрагментом длиной 23,3 км. Тоннель опускается на глубину около 240 метров, на 100 метров ниже уровня морского дна. Он пролегает под Сангарским проливом, соединяя префектуру Аомори на японском острове Хонсю и остров Хоккайдо - как часть линии Кайкё и Хоккайдо-синкансэна железнодорожной компании Хоккайдо. Это самый глубоко залегающий под морским дном и второй по длине железнодорожный тоннель в мире.

9


Железнодорожный тоннель в Швейцарии длиной 57,1 км (включая служебные и пешеходные ходы - 153,4 км). Северный портал тоннеля находится возле деревни Эрстфельд, а южный портал - возле деревни Бодио. После завершения прокладки восточной части (15 октября 2010 года) и западной части (23 марта 2011 года) он стал самым длинным железнодорожным тоннелем в мире.

8 Пекинский метрополитен: Линия 10

Система скоростного рельсового транспорта Пекина, столицы Китая, действующая с 1969 года и бурно развивающаяся с конца XX века. Занимает II место среди метрополитенов в мире по длине линий и по годовому пассажиропотоку, а также второе место по пиковому суточному пассажиропотоку после Московского метрополитена.

7 Метрополитен Гуанчжоу: Линия 3


Решение о строительстве метрополитена в Гуанчжоу принято в 1989 году. Строительство началось в 1993 году. Первая линия запущена в строй 28 июня 1997 года. В 2002 году открыта вторая линия, в 2005 - третья и четвёртая. 28 декабря 2013 года открыта 6 линия метрополитена.

6

Был построен в 1987 году в Швеции. Поперечное сечение тоннеля составляет 8 м 2 .

5

В рамках крупного водохозяйств. проекта «Река Оранжевая» в среднем течении реки сооружены плотины и водохранилища Хендрик-Фервурд и Ле-Ру, предназначенные для регулирования стока реки, орошения сельскохозяйственных земель, промышленного водоснабжения, в целях гидроэнергетики. Часть стока из водохранилища Хендрик-Фервурд перебрасывается по тоннелю через горную гряду на юг ЮАР.

4


В провинции Ляонин расположен один из самых длинных тоннелей - . Китай ранее уже принимал участие в реализации масштабных дорожных проектов. Например, Великий мост Даньянг-Куньшань - самый длинный мост в мире.

3


Водовод Пяйянне - тоннель-водовод, расположенный на юге Финляндии. Его протяжённость составляет 120 км, глубина от 30 до 100 м от поверхности. Целью постройки водовода является водоснабжение столичной агломерации Финляндии, в городах которой (Хельсинки, Эспоо, Вантаа и других) проживает более миллиона человек.

2


Многие из нас могу позволить себе такую роскошь, как мгновенный доступ к чистой воде, но мало кто задумывается о том, благодаря каким чудесам техники мы можем налить себе стакан воды. Нью-Йорк - один из тех городов, которым не хватает источников пресной воды. С ростом населения стали появляться акведуки. В 1945 году появился Делавэрский акведук. На сегодняшний день он обеспечивает население мегаполиса водой на 50 процентов. Это второй по длине в мире непрерывный тоннель длиной 137 километров. Он создавался путем бурения и подрыва твердых пород. Акведук работает невероятно эффективно – 95 процентов от всего объема воды подается самостоятельно.

1

Самый длинный тоннель в мире - акведук Thirlmere. Его длина – 154 000 метра, строительство началось в 1890 году и закончилось в 1925 году. Формально, он не является самым длинным тоннелем в мире, так как это не непрерывный тоннель, однако общепринято считать его именно самым длинным тоннелем в мире. Акведук был построен для проведения воды из водохранилища в Манчестере, ежедневно через него проходит около 250 тысяч кубических метров воды.

Первые сооружения, напоминающие нынешние тоннели, человечество стало строить еще в каменном веке и за прошедшие годы достигло определенных успехов в этом деле. Мы отобрали самые примечательные из ныне существующих: знакомьтесь.

Первый известный подводный тоннель построили в древнем Вавилоне под Евфратом за две с лишним тысячи лет до Рождества Христова. Технологии с того времени изменились, а суть - нет: тоннели и сегодня самый удобный способ разделения транспортных потоков по вертикали и преодоления разнообразных природных и рукотворных препятствий при перемещении людей и грузов. Но не только их.

Самый длинный в мире: Делавэрский акведук (штат Нью-Йорк, США)

Почетное звание самого длинного действующего тоннеля в мире сегодня удерживает сооружение, не предназначенное для перемещения людей и грузов. По нему из водохранилища Рондоут в горах Катскилл в город Нью-Йорк ежедневно поступает около 4,9 млн кубометров пресной воды, то есть примерно половина того, что за тот же срок тратит 20-миллионный мегаполис. Длина тоннеля составляет 137 километров при диаметре в 4,1 метра, а пролегает он на глубине до 300 м. Строили его в не самое удачное для США и всего Северного полушария время: работы стартовали в 1939 году и закончились только в 1944-м.

Чтобы прокачивать воду под землей и реками, используются насосные станции. Те, что расположены в Нью-Йорке, как эта, выглядят стильно, несколько напоминая палладианские виллы

Делавэрский акведук (Delaware Aqueduct) хотя и снабжает самый большой город США водой вот уже семь десятков лет, тем не менее небеспроблемен: он подтекает. В результате протечек в почву уходит не менее 140 тыс. куб. м ежедневно, какового объема хватило бы, чтобы обеспечить чистой питьевой водой около полумиллиона человек. И ладно бы вода просто уходила в землю! Нет, она подтапливает здания и поля и вредит природе. Чтобы решить проблему, Городской департамент защиты окружающей среды Нью-Йорка ведет строительство параллельного тоннеля, призванного заменить наиболее пострадавший участок акведука. Стоимость работ по ликвидации течей приближается к полутора миллиардам долларов.

Универсальный тоннель SMART (город Куала-Лумпур, Малайзия)

Один из вариантов применения тоннелей - борьба с подтоплениями за счет отвода воды. В столице Малайзии Куала-Лумпуре решили построить универсальный двухуровневый тоннель SMART (Stormwater Management And Road Tunnel) , по которому можно пускать и автотранспорт, и воду во время сильных дождей.


При длине автомобильной части в 4 км, а водоотводной - в 9,7 км SMART является не только самым длинным тоннелем такого типа в мире, но и самым длинным в Малайзии. В 2011-м он был удостоен премии Программы ООН по населенным пунктам UN-Habitat Scroll of Honour

В норме тоннель работает как автомобильный и служит для следования в объезд центра города (по верхнему уровню). Во время сильных дождей вода из городской ливневой канализации отводится в нижний уровень. А если возникает совсем уж серьезная угроза наводнения, то тоннель закрывается для автомобильного трафика и оба уровня служат для водоотведения. Когда опасность проходит, автомобильную часть можно вернуть в строй в течение 48 часов. Только с начала 2007 года, когда был открыт SMART , до лета 2010-го тоннель спас центр Куала-Лумпура от семи сильных наводнений.

Самый длинный железнодорожный: Готтардский базисный тоннель (Швейцария)

Торжественная церемония открытия Готтардского базисного тоннеля (Gotthard-Basistunnel) в Швейцарии состоялась 1 июня 2016 года. Так завершилась почти четвертьвековая (первые работы по прокладке начались в 1993 году) история строительства не только самого длинного (57 км от портала до портала), но и самого глубокого (над тоннелем возвышается до 2450 метров горной породы) железнодорожного тоннеля в мире. И нельзя сказать, чтобы Готтардский перевал отделяющий, грубо говоря, Италию от Германии, нельзя было преодолеть как-то иначе: не считая живописного извилистого пути через перевал по поверхности, до открытия ГБТ можно было воспользоваться старым железнодорожным тоннелем (1882 года постройки) или автомобильным (1980-го), однако чтобы подобраться к ним, и поездам и автомобилистам приходилось преодолевать многие километры опасных горных дорог с десятками резких поворотов, что сильно усложняло задачу.

Северный портал Готтардского базисного тоннеля находится вблизи городка Эрстфельд на высоте 460 м над уровнем моря. На этом снимке можно видеть, что, по сути, речь идет о двух параллельных электрифицированных тоннелях диаметром 8,83–9,58 м. Кстати, базисным тоннель называется потому, что проложен в основании горного массива, имя которого носит

Теперь добраться из Цюриха в Милан стало возможным всего за 2 часа 50 минут вместо прежних 3 часов 40 минут, причем на скоростном поезде, следующем в тоннеле со скоростью до 250 км/ч (во время испытаний поезда IСE даже разгонялись до 275 км/ч). Всего таких поездов предусмотрено около 65 в день - они перевозят около 10 тысяч пассажиров в сутки, причем прирост трафика составил 30% в первые 8 месяцев эксплуатации тоннеля. Но важнее все же грузовое движение - грузовых поездов по тоннелю можно пропускать до 260 в день. Именно ради перевода транспортировки грузов с автомобильного на железнодорожный транспорт все и затевалось. Строительство обошлось примерно в 10 миллиардов швейцарских франков и девять человеческих жизней - именно столько из 3500 человек, строивших тоннель, погибло за время строительства.

Природный тоннель (штат Виргиния, США)

Чтобы проложить железнодорожные пути или автодорогу в толще земли, человечеству совсем не обязательно долго и упорно долбить породу - можно воспользоваться тем, что за миллионы лет соорудила сама природа.

Хотя сейчас пещере и ее окрестностям придан статус природоохранной территории - парка штата (Natural Tunnel State Park) - и они обустроены для пребывания многочисленных туристов, поезда через тоннель-пещеру по-прежнему проходят, хотя перевозят только уголь с расположенных неподалеку шахт

Так поступили в конце XIX века в американском штате Виргиния, проложив железную дорогу через естественную пещеру, проделанную грунтовыми водами в толще известняка и доломита. У природы получилось открытое c обоих концов подземное сооружение длиной 255 метров, шириной до 61 метра и высотой до 24 метров. Это же настоящее чудо света, решили европейские поселенцы в Северной Америке. Это же настоящий тоннель - грех не воспользоваться, решили их потомки-промышленники пару сотен лет спустя, и пустили через пещеру грузовые и пассажирские поезда.

Самый длинный подводный: Евротоннель (под проливом Ла-Манш между Францией и Великобританией)

Даже если этот тоннель (известный также как Channel Tunnel и Le tunnel sous la Manche ) не был бы действующим мировым рекордсменом по длине подводной части, его следовало бы включить в нашу подборку - за символичность. Открытый в 1994-м году, он воплотил почти двухвековую (первые планы такого сооружения возникли в 1802 году) мечту Европы о соединении Британских островов и континента сухопутной линией. Строили его относительно недолго, всего шесть лет, и заплатили астрономическую даже по нынешним временам сумму - около 9 млрд фунтов стерлингов (то есть 21 млрд долларов по тогдашнему курсу), что оказалось больше запланированных 5,5 млрд фунтов. В любом случае проект довольно долгое время оставался самым дорогим инфраструктурным проектов в истории.


На континенте тоннель начинается в районе Кале. На этом фото видно, как железнодорожные пути после разворотного круга сворачивают вправо и уходят в сторону моря. Там портал в Британию

В итоге получили два параллельных тоннеля диаметром 7,6 м в 30 метрах друг от друга для поездов и 4,8-метровый сервисный тоннель между ними. В длину железнодорожная часть составляет 50 км, 37,9 из которых проходят под дном пролива Ла-Манш на глубине до 75 метров (или 115 метров ниже уровня моря).


С обеих сторон тоннель подсоединен к сети скоростных железных дорог, соединяя таким образом европейские железные дороги с британскими. Поезда ходят между Лондоном с одной стороны и Парижем, Брюсселем и Лиллем с другой. Если вы предпочитаете путешествовать по Европе на автомобиле, тоннель поможет и вам: вы не будете зависеть от погоды и страдать от качки, переплывая Ла-Манш на пароме. Вместо этого можете закатить свой автомобиль на Eurotonnel Shuttle - 775-метровый автопоезд, который за 35 минут преодолеет пролив по тоннелю. Правда, на нем вы далеко не уедете: только до специального терминала в Нор-Па-де-Кале или Кенте: параметры поезда таковы, что он отлично подходит для быстрой и безопасной перевозки легковых и грузовых автомобилей, но дальше поезд просто не пролезет.

Между двух континентов: тоннель Мармарай (город Стамбул, Турция)

По части символичности и знаковости у Евротоннеля есть конкурент - тоннель Мармарай (Marmaray) , пролегающий под дном пролива Босфор и соединяющий европейскую и азиатскую части Стамбула, то есть в некотором смысле два континента: 1,4-километровый тоннель, вернее два параллельных однопутных тоннеля для метропоездов, построенные как часть проекта по модернизации транспортной системы Стамбула, пролегает под дном пролива Босфор на глубине 60 метров в сейсмоопасном районе и притом в илистом грунте и способен пережить землетрясение магнитудой до 7,0.


Маршрут тоннеля на этом спутниковом фото обозначен пунктирной линией. Сплошной же изображены прочие участки транспортной системы Мармарай

Пока тоннель строили, в земле на европейском берегу пролива обнаружили остатки гавани Феодосия, главного порта древнего Константинополя, с массой античных и средневековых артефактов, включая обнаруженные впервые остатки византийских галер, а потом и следы первого человеческого поселения на территории современного Стамбула, которое, как предполагается, возникло примерно в 7-м тысячелетии до нашей эры.

Самый глубокий: Эйксундский тоннель (Норвегия)

Говоря о тоннелях, проложенных под дном моря, нельзя не упомянуть Eiksundtunnelen . В сравнении с предыдущими он совсем небольшой - 7,8 км длиной - и притом предназначен для движения автотранспорта и соединяет не две крупнейшие страны Европы, а небольшие селения на островах в западнонорвежской губернии Мере-ог-Румсдал с континентом. Уникальность же его в том, что он проложен на глубине до 287 метров ниже уровня моря, причем от дна Стурфьорда до тоннеля в некоторых местах - до 50 метров скальной породы.

Церемония открытия тоннеля состоялась 23 февраля 2008 года - спустя пять лет после начала строительства. Последнее, к слову, обошлось дешевле, чем планировалось, - удивительное дело для инфраструктурных проектов

Эйксундский тоннель - только часть дорожного комплекса, включающего, помимо этого, еще два тоннеля поменьше и 405-метровый мост. Общая численность населения в поселках, обслуживаемых комплексом, составляет около 40 тыс. человек.

Тоннели высоко в горах

Задача тоннеля, как принято думать, - забираться глубоко под землю. Однако забираться под землю можно и на большой высоте над уровнем моря. Так делает, к примеру, один из самых высокогорных тоннелей в мире - автомобильный тоннель имени Эйзенхауэра (или, официально, Мемориальный тоннель имени Эйзенхауэра и Эдвина Джонсона, Eisenhower-Edwin C. Johnson Memorial Tunnel ) длиной 2,72 км, пробитый под Американским континентальным водоразделом в Скалистых горах в штате Колорадо, США, на высоте 3357–3401 м (западный и восточный въезд соответственно), чтобы упростить движение по шоссе I-70 .

Так выглядит восточный портал тоннеля имени Эйзенхауэра. Прямо над тоннелем на перевале Ловлэнд находится отличный горнолыжный курорт

Конкурентом тоннеля имени Эйзенхауэра в борьбе за звание мирового рекордсмена выступает железнодорожный тоннель под горой Юнгфрау в Швейцарских Альпах. Его вместе с подземными станциями и открытым участком достроили к 1912 году после 16 лет тяжелых работ. Длиной тоннель 7 км (а вся линия - 9,3 км), максимальная высота над уровнем моря - 3454 м при перепаде высот в 1400 м. Предназначен он для увеселительных поездок по узкоколейной зубчатой железнодорожной линии к живописнейшему перевалу Юнгфрауйох. Примечательно, что рекорд по количеству пассажиров в день, зафиксированный 1 июня 2000 года, был 8148 человек. Неудивительно: стоимость билета для взрослого начинается от 113 франков (около 7000 руб.) - сравните с бесплатным тоннелем имени Эйзенхауэра, по которому в день проходит около 30 тыс. автомобилей.

Самый длинный автомобильный: Лердальский тоннель (Норвегия)

В Норвегии построили еще один тоннель-рекордсмен - Лердальский (Lærdalstunnelen) длиной 24,51 километра, на сегодняшний день самый длинный в мире автомобильный тоннель. Находится он примерно в пяти часах езды на машине по извилистым дорогам от Эйксундского, соединяет коммуны Эурланн и Лердал в губернии Согн-ог-Фьюране и представляет собой часть автомагистрали между двумя крупнейшими городами страны - Осло и Бергеном, введение которой в эксплуатацию избавило норвежцев от необходимости преодолевать участок пути между городами на пароме или по горным дорогам, особенно неприветливым зимой и в непогоду.

В то время как собственно тоннель имеет обычное освещение с помощью ламп белого цвета, разделяющие его на отрезки пещеры подсвечены синим и желтым. Такое освещение призвано имитировать рассветное небо и сделано для того, чтобы снизить утомляемость у водителей

Хотя расстояние в примерно 25 км может показаться не таким уж большим (всего 20 минут при соблюдении скоростного режима), создатели тоннеля позаботились, чтобы водители преодолевали его максимально беспроблемно - в частности, чтобы они не заснули за рулем и не испытали приступ клаустрофобии. Для этого тоннель разделен тремя обширными пещерами, где можно остановиться или сделать разворот. Примечательно, что в той же губернии всерьез задумались о строительстве еще одного тоннеля - Стадского судоходного, предназначенного, чтоб суда, в том числе паромы, сейчас следующие в обход одноименного полуострова, могли без проблем преодолевать один из самых опасных участков моря у побережья Западной Норвегии. Начало строительства тоннеля длиной около 2 км, высотой 49 м, шириной 36 м и глубиной 12 м, планируется на этот или следующий год, а окончание - на 2023-й. Когда и если тоннель будет построен, «Вокруг света» непременно о нем расскажет - оставайтесь с нами.

Самый длинный в России

Самый длинный тоннель в России хотя и много меньше по длине, чем описанные выше, но впечатляет не меньше: 15 километров 343 метра через гранит Северо-Муйского хребта в Бурятии пробивали 26 лет. Это неудивительно: строителям приходилось сражаться с плывунами, находившимися под давлением до 34 атмосфер, разломами и другими сложностями геологического характера, а также с суровым климатом, радоном и фоновой радиацией и нехваткой финансирования - горнопроходческие работы начались в 1977 году, а первый поезд по тоннелю прошел только в 2001-м, таким образом, проект пережил и кризис и распад СССР, и кризис начала 1990-х.

Ввод тоннеля в эксплуатацию позволил наладить безостановочное движение по БАМу тяжелых грузовых поездов, которые до того приходилось расформировывать и проводить по частям через обход по крутым лавиноопасным трасам и виадукам. Время в пути сократилось на участке с двух часов до 20–25 минут.

Фото: Jim.henderson / Wikimedia Commons, Emran Kassim / Flickr, Zacharie Grossen / Wikimedia Commons, Virginia State Parks / Wikimedia Commons, Philippe TURPIN / Getty Images, T.Müller / Wikimedia Commons, Patrick Pelster / Wikimedia Commons, Svein-Magne Tunli / Wikimedia Commons

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама