THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Туристские маршруты относятся к линейным формам организации туризма. Туристский маршрут с расположенными в его рамках туристскими центрами можно определить как линейно-узловую форму организации туризма. Любые путешествия, поездки и туры проводят по заранее определенным маршрутам. Следовательно, туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия.

Туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты – один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам.

Маршрут определяется как путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута – место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы туристских маршрутов (рис. 7.3.).

Линейный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах. Это наиболее распространенная разновидность маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение определенного времени, совершая при этом однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

При этом следует рассмотреть одну особенность линейных маршрутов. Существует два варианта их организации. Первый предполагает, что начальная и конечная точки маршрута не совпадают. К примеру, круиз по Волге «Саратов – Самара – Ульяновск – Казань» – классический пример линейного туристского маршрута. Начальной точкой путешествия является Саратов, а конечной Казань.

Однако здесь есть одно но. Предположим, что турист, добравшись до Казани, вернулся обратно в Саратов тем же теплоходом, посетив при этом тот же набор туристских центров, что и по пути из Саратова в Казань. В данном случае этот вариант следует также рассматривать как линейный туристский маршрут. Если же турист, добравшись до Казани на теплоходе, возвращается домой на поезде, то этот вариант (второй) не укладывается в определение линейного маршрута, так как его путь организован по кольцевому маршруту.

Но кольцевым этот маршрут будет только в том случае, если туристское обслуживание продолжается во время всей поездки. Большая часть круизов предполагает обслуживание только в одну сторону. Вопрос возвращения домой решается туристом самостоятельно и за свой счет. В этом случае маршрут остается линейным.

1. Линейный тип туристского маршрута

2. Кольцевой тип туристского маршрута

3. Радиальный тип туристского маршрута

4. Комбинированный тип туристского маршрута

Рис. 7.3. Типы туристских маршрутов

Радиальный маршрут путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Волгограда приехали в Санкт-Петербург и после трехдневного пребывания в городе, оставив за собой забронированные заранее места в гостинице, совершили несколько выездов в Новгород, Псков и Пушкинские Горы.

Основным условием реализации радиального маршрута является факт сохранения брони в гостинице того туристского центра, из которого совершаются выезды в другие туристские центры. Наличие ночевок в стационарных средствах размещения Пскова и Новгорода несколько усложняет задачу, сохраняя при этом радиальный характер перемещений.

Кольцевой маршрут путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания. Классическим примером маршрутов подобного рода является маршрут тура «Золотое кольцо России», который проходит через следующие города: Москва – Владимир – Суздаль – Ростов – Ярославль – Кострома – Плес – Иваново – Москва.

Место прибытия в дестинацию может быть:

а) неизменным , когда туристы, прибывая в туристскую дестинацию, проходят только через 1-2 транзитных города. Такие города получили название «шлюзов». В России шлюзами являются Санкт-Петербург и Москва. Часто шлюзами являются города, в которых расположены крупные аэропорты или вокзалы – например, Чикаго, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Лондон, Дублин и др.

б) отличным от места прибытия , когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города. К примеру, турист начинает тур по России из Москвы, прилетев в аэропорт Шереметьево, а заканчивает его, улетая домой из аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге. Такие туры получили название кроссинг-туров .

Комбинированный маршрут путь следования, который содержит элементы двух или трех других типов маршрутов в той или иной комбинации. Например, можно совершить речной круиз по Волге с организацией трансферов автобусным транспортом в удаленные от основного русла Волги туристские центры, такие как Ростов, Владимир, Семенов, Елабуга, Иваново и др.

Туристские маршруты делятся по сезонности действияна: круглогодичные , то есть действующие в течение всего года и сезонные , функционирующие в течение какого-либо сезона. В отдельную группу выделим холидей-маршруты , привязанные к определенным праздничным дням. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня (уик-энд-туры).

Туристские маршруты необходимо классифицировать и по видам используемого транспорта. Выделяют авиационные, железнодорожные, автобусные, автомобильные, речные, морские и комбинированные туристские маршруты.

Авиационные туристские маршруты сводятся к использованию в качестве основного авиационного транспорта и реализуются в двух формах: а) регулярные авиамаршруты и б) авиационные маршруты на чартерных рейсах (нерегулярные, по назначению). Продолжительность авиационных маршрутов может колебаться в широких пределах, хотя собственно процесс авиаперевозки достаточно короткий – не более 10-12 ч.

Железнодорожные туристские маршруты предполагают использование железнодорожного транспорта в двух основных формах: а) регулярные туристские маршруты и б) специальные туристско-экскурсионные (чартерные) поезда. Продолжительность железнодорожных туров, как правило, достаточно велика – от одной до двух недель и более.

Автобусные туристские маршруты есть организованные путешествия туристов с использованием туристских автобусов. Автобусные туры могут быть как регулярными, так и нерегулярными. Продолжительность автобусных маршрутов может варьировать в широких пределах – от часовой экскурсии до трехнедельных автобусных туров по всей Европе.

В отличие от автобусных, автомобильные туристские маршруты предполагают путешествия неорганизованных групп туристов как на собственных, так и на арендованных автомобилях. Продолжительность таких путешествий определяется туристами самостоятельно и может колебаться в широких пределах – от одного дня до полугода.

Речные и морские туристские маршруты основаны на путешествиях организованных групп туристов с привлечением в качестве основных видов транспорта – морского и речного. Путешествия с помощью водных видов транспорта реализуются в трех формах: а) морские и речные круизы; б) экскурсионные и прогулочные рейсы; в) яхтинг и индивидуальные путешествия. Продолжительность водных путешествий может быть весьма различной – от одного дня (экскурсионные и прогулочные рейсы) до полугода (дорогостоящие круизы).

Комбинированные туристские маршруты предполагают использование двух и более видов транспорта в разнообразных комбинациях. Смешанные перевозки получили широкое распространение в практике туристского бизнеса, так как позволяют оптимизировать структуру тура и временные затраты на его реализацию.

Рассматривая пространственную организацию туристских маршрутов, необходимо отметить, что именно завершенность их системы является фактором, который помогает выделить туристские районы и особенно микрорайоны. При оконтуривании территории с завершенной системой маршрутов фактически создается элементарная территориальная система туризма. В систему, помимо сети туристских маршрутов, будут входить и населенные пункты как места формирования спроса, а также транспортные коммуникации как средство связи между дестинацией и местом формирования спроса. О туристских центрах и дестинациях мы расскажем в следующем параграфе.

Основные принципы организации экскурсионных туристских маршрутов следующие: привлекательность, доступность, содержательность, функциональность, многовариантность, комфортность, информированность.

Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть, услышать или чем захотели бы заняться. Привлекать туристов можно чем угодно: историческими местами, живописной местностью, культурными мероприятиями и выставками, охотой, рыбной ловлей, фестиваля: и, редкими животными, птицами и многим другим. Поэтому особое внимание при организации туристических маршрутов нужно уделять особое внимание тематическим экскурсиям.

Доступность предполагает использование на туристском маршруте различных видов транспорта: автомобиля, автобуса, поезда, самолета, а для пеших маршрутов - обустроенной туристской трассы. Большинство туристов предпочтет те места, до которых легко, дешево и удобно добраться.

Содержательность туристского маршрута означает наличие познавательных элементов, способствующих знакомству с природой естественными богатствами и памятниками культуры, истории, архитектуры и так далее. Принцип содержательности позволяет туристам в относительно короткий промежуток времени больше узнать, обогатить себя знанием многих культур, интересных достопримечательностей, побудить желание к дальнейшим увлекательным путешествиям.

Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг. Так, летом горный маршрут в значительной мере слагается из походов и экскурсий по ущельям с осмотром горных озер, водопадов, снежников и ледников, несложных восхождений на панорамные вершины с целью обзора местности. В зимнее время основное внимание уделяется горнолыжному спорту.

Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов. Необходимость в многовариантности определяется изменчивостью погодно-климатических условий, непостоянством состава туристов, пребывающих на маршруте (различиями в их физической подготовленности, возможностях и запросах).

Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых кроме экскурсий будут созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение. Туристы могут проживать в отеле, отдельных домиках, небольших гостиницах, пансионатах, в трейлерах, частных домах. В сельской местности для туристов могут быть предложены мотели и кемпинги. Рестораны, другие места питания могут быть как в помещении, так и к открытом воздухе, большими и малыми, простыми и элегантными. Самое главное, чтобы пища была с хорошими вкусовыми качествами даже при простом меню.

Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту (Основы …, 2002).

Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.

По типам маршруты бывают :

  • - тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
  • - походные - маршруты с активными способами передвижения;
  • - физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • - комбинированные - маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются:

  • - круглогодичные (внесезонные);
  • - сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).

По построению трассы маршруты подразделяются на:

  • - линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;
  • - радиальные - (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте;
  • - кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По продолжительности маршруты бывают:

  • - многодневными (14-30 дней);
  • - несколько дней (1-3 дня) - маршруты выходного дня;
  • - несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

  • - собственный транспорт туристской фирмы;
  • - арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
  • - личный транспорт туристов.

По способам передвижения на маршруте:

  • - автобусные;
  • - теплоходные (морские, речные);
  • - авиационные;
  • - железнодорожные;
  • - комбинированные.

Упрощенная классификация туристских маршрутов представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Классификация туристских маршрутов

Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев.

Организация и проведение туристского маршрута различных видов и типов включает следующие этапы: подготовительный, маршрутный, заключительный (рис. 4).

Рисунок 4 - Этапы выполнения туристского маршруты

Выполнению туристского маршрута предшествует весьма серьезная подготовка руководителя туристской группы. На подготовительном этапе он, прежде всего, внимательно изучает туристский маршрут, программу путешествия и условия обслуживания группы в каждом пункте маршрута.

Программа каждого туристского маршрута должна соответствовать цели путешествия и содержать план мероприятий, реализуемых для удовлетворения специализированных или конкретных запросов и интересов туристов (Кабушкин, 1999).

Организация и проведение туристского маршрута обязательно отражаются в маршрутной документации. В ней можно выделить следующие группы документов.

  • 1. Технологические документы на маршрут, поход, экскурсию.
  • 2. Документы на реализацию туристского маршрута.
  • 3. Документы на обслуживание группы туристов на маршруте.
  • 4. Отчетные документы.

Документальной основой туристского путешествия являются:

  • - технологическая карта туристского путешествия;
  • - информационный листок к туристской путевке с описанием путешествия.

При организации экскурсии заполняются:

  • - технологическая карта экскурсии;
  • - контрольный пакет экскурсии;
  • - материалы "Портфеля экскурсовода";
  • - схема трассы маршрута транспортной экскурсии.

Методика проведения экскурсионного туристского маршрута - это совокупность приемов, составляющих основу работы руководителя маршрута (туристской группы) во время проведения туристского путешествия. Методика проведения туристского маршрута состоит из двух частей:

  • - словесной методики,
  • - практической методики (рис. 5).

Словесная методика предполагает использование руководителем туристской группы приемов устного изложения путевой информации на маршруте, проведение вступительной и заключительной бесед с туристами.

Путевая информация - важная часть работы руководителя с туристами на маршруте. Материалы для путевой информации должны быть подготовлены работниками туристской фирмы задолго до начала работы маршрута, хорошо изучены руководителем туристской группы, обновлены или дополнены в случае необходимости. Для этого руководитель должен хорошо знать маршрут, историю и достопримечательности страны, края, области, района или города, по которым проходит маршрут, объекты показа, встречающиеся в пути.


Рисунок 5 - Методическая схема проведения туристского маршрута

На маршруте руководитель использует следующие методические приемы путевой информации:

Объявление - прием информации, который используется руководителем наиболее часто на маршруте. Объявления делаются при предварительном сборе группы, например о времени отправления поезда, во время путешествия - о местах остановок транспорта, времени и месте работы различных служб, питании туристов.

Разъяснение - прием информации, с помощью которого акцентируется внимание туристов на особенностях объекта, события, явления, деятельности людей. Прием разъяснения следует применять при поездках детей, в случаях, когда меняется расписание транспорта и т.д.

Сообщение - прием информации, с помощью которого происходит выяснение существенных сторон явлений, процессов, событий, связанных с маршрутом. Так, руководитель туристской группы, используя этот прием, сообщает туристам о программе обслуживания, интересных исторических фактах, особенностях обслуживания туристов в стране пребывания.

Справка - прием информации, с помощью которого происходит сжатое изложение фактического материала об объекте или событиях и фактах, связанных с темой, содержанием маршрута. Это может быть справка о не запланированных маршрутом экскурсиях, возможности посещения музеев, театров и. др.

Беседа - прием информации, который используется руководителем при встрече с туристской группой и завершении маршрута. Различают вступительную и заключительную беседы.

Вступительную беседу руководитель группы проводит в начале пути. Во время встречи целесообразно дать краткую характеристику маршрута, а которой должны найти отражение его специфика и основная цель.

Следует рассказать о достопримечательностях мест пребывания на маршруте, мемориальных комплексах и местах, связанных с жизнью замечательных людей, сообщить, что перед каждой остановкой будет подробно рассказано о плане и теме экскурсии, распорядке дня, социальных мероприятиях, о возможности и порядке организации дополнительных экскурсий за счет туристов.

Вступительная беседа - первая встреча туристов с руководителем маршрута, и от того, как она проведена, в значительной мере зависит настроение туристов, авторитет руководителя тургруппы и выполнение программы маршрута.

При завершении путешествия руководитель маршрута должен провести заключительную беседу . Она должна быть организована так, чтобы туристы имели возможность высказать свои впечатления от путешествия, претензии, пожелания и предложения (Гомилевская, 2002)..

Практическая методика позволяет руководителю туристской группы целенаправленно руководить организацией всех мероприятий, предусмотренных программой маршрута. Она предусматривает активное использование приемов организации экскурсий, проведение социальной работы, досуговых мероприятий, размещение и питание туристов во время путешествия

Комплексное обслуживание туристов на маршруте обычно проводится несколькими исполнителями: направляющей и принимающей турфирмами, транспортной организацией, предприятиями размещения и питания, экскурсионными бюро и досуговыми организациями.

Методика экскурсионного обслуживания предусматривает проведение плановых экскурсий, входящих в стоимость путевки. И внеплановых, проводимых дополнительно за счет средств туристов.

Определяя экскурсионную программу в том или ином городе на пути следования по маршруту, необходимо также исходить из расписания движения теплохода, поезда, времени работы музеев, увязывать темы экскурсий с маршрутом, его названием.

Методика социальной работы предполагает рациональное сочетание ее с распорядком дня и свободным временем туристов. Содержание мероприятий должно быть увязано с основной целью путешествия.

Таким образом, в современном понимании экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним. Через экскурсию происходит познание и восприятие окружающего мира.

Методика составления туристического маршрута, в частности экскурсионного очень сложна. Туриста привлекает не просто отдых, наличие живописных местностей, моря, гор и т.д. Всегда значительно интереснее, когда в путешествии проходят экскурсии, где можно не только увидеть, но и услышать о каких-либо достопримечательностях, историях данной местности. Поэтому основное правило методики проведения туристского маршрута заключается в полном удовлетворении всех потребностей туриста, оказании сопутствующих услуг, оправдывающих цель его поездки и доставляющих ему удовольствие.

Успешное осуществление этого правила требует от работников туристских организаций серьезного отношения к составлению маршрута и его проведению.

Дело не только в том, чтобы подготовить для каждого туристского маршрута текст путевой информации, договора предоставления туристкой группе услуг, других документов. В основу проведения туристского маршрута должна быть положена такая методика, которая позволит проводить его всегда интересно, организованно, ответственно. Здесь многое зависит от руководителя туристской группы. Мастерство руководителя маршрута заключается в умении соединить все мероприятия программы обслуживания на маршруте воедино.

экскурсия (от лат. excursio - прогулка, поездка) - коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг. (Википедия):

технологическая карта экскурсии - технологический документ, определяющий логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. (из ГОСТ Р 50681-94.)

Туроперейтинг - вид туристского предпринимательства по комплектации туров из услуг, предлагаемых партнерскими организациями-поставщиками услуг (транспортными компаниями, гостиничными предприятиями, экскурсионными, развлекательными предприятиями и т.д.). Однако на деле туроперейтинг значительно шире и предполагает предоставление туристам как основных (пакет тура), так и дополнительных (потребляемых на месте за наличный расчет) услуг.

Развитие туризма в пределах страны, включающее в себя внутренний и въездной туризм, невозможно без развития внутреннего туроперейтинга. На рынке существует две модели туроперейтинга - инициативная и рецептивная. Инициативный туроперейтинг - это туроперейтинг на отправке, рецептивный - на приеме. В общем смысле и тот, и другой вид предпринимательской деятельности на туристском рынке определяется как деятельность туроператоров, т.е. деятельность по комплектации туристского продукта. Однако при общем сходстве деятельности инициативного и рецептивного туроперейтинга есть все же и значительные отличия.

Отправляя туристов за рубеж, инициативный туроператор формирует свой туристский продукт из комплексов услуг рецептивных туроператоров на приеме в странах посещения, транспортных, визовых, страховых и некоторых других услуг. Инфраструктура обслуживания для его потребителей создана поставщиками услуг.

Туристский продукт (тур) состоит в основном из перевозки, размещения и развлечений. На производство туристского продукта работают авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные компании, а также отели и другие средства размещения, музейно-экскурсионный бизнес , места массовых развлечений, спортивные, курортные организации и т. д. Изготовители туристского продукта - туроператоры (ТО) продают свою продукцию как напрямую покупателю, так и опосредованно - через турагентов (ТА). (см. схему на рис 1).

Туроператор - это туристская фирма (организация), занимающаяся комплектацией туров по договорам с поставщиками услуг и в соответствии с потребностями туристов. Туроператор - это производитель туристского пакета. Он занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает цены на туры по этим маршрутам, продает туры напрямую туристам или через посредничество туристских агентств. Туроператор обеспечивает туристам разнообразие выбора туристских услуг и одновременно упрощает заказ обслуживания в других городах и местностях, беря эти функции на себя.

Функции туроператора на рынке можно сравнить с деятельностью предприятия оптовой торговли: он закупает в больших объемах услуги гостиниц, транспортных и других предприятий туриндустрии и комбинирует из них собственные программы туров, которые реализует через турагентства или напрямую потребителю (туристу).

На рис.1 представлена схема формирования тура (турпакета) и его реализации.


Функциями туроператора являются:

1. Изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы.

2. Составление перспективных программ обслуживания, туров и апробация их на рынке с целью выявления соответствия потребностям туристов.

3. Взаимодействие с поставщиками услуг на туры на договорной основе, с:

Гостиницами - на предоставление туристам мест проживания;

Предприятиями питания - по предоставлению туристам питания;

Транспортными предприятиями, фирмами и компаниями - на предоставление транспортного обслуживания туристов;

Экскурсионными фирмами, музеями, выставочными залами, парками и прочими заведениями - по предоставлению туристам экскурсионного обслуживания;

Фирмами, оказывающими различные бытовые услуги, - на соответствующее обслуживание туристов;

Администрацией спортивных сооружений - на возможность для туристов пользоваться спортивными сооружениями;

Менеджерами шоу, кино, видео, театральных предприятий - на посещение их туристами;

Дирекциями заповедников, заказников, садово-парковых, охотничих и рыболовных хозяйств - с целью обеспечения туристам отдыха и обслуживания в таковой местности;

1.1 Содержание тура

Как уже сказано, «пакет услуг » является одной из двух составляющих тура, которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять, путешествующего туриста. Первой составляющей тура является туристский маршрут, который играет большую роль в придании ему необходимой привлекательности, удовлетворении мечты, пожеланий и интересов туристов.

Пакет услуг – это вторая составляющая тура, которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять путешествующего туриста. Пакеты услуг могут иметь самые различные варианты в зависимости от количества, функциональных свойств и качества включённых в них услуг. Типичной моделью пакета, является комплекс, включающий в себя услуги размещения, встреч и проводов, питания и экскурсий (см. рис. 2).


Рис. 2. Составляющие пакета услуг.

Основываясь на интересах туристов, наличия свободного времени и финансовых возможностей, туроператорские фирмы должны представлять различные варианты туров, например:

Туры различной продолжительности (7, 10, 14 и другое количество дней);

Туры с различным набором услуг (ночлег плюс завтрак, полупансион, полный пансион, «всё включено»);

Туры различной классности (размещение в гостиницах различной классности);

- различные варианты экскурсий;

Туры в различное время года (сезонные, межсезонные, несезонные путешествия).

Технологические документы тура регламентированы ГОСТ Р 50681-94.

В табл. 1 даны приоритеты туристов в зависимости от возраста.

Разработка туров – сложный и трудоёмкий процесс, поскольку в процессе разработки необходимо учесть многие мелочи, чтобы в конечном счёте разработать и ввести в работу конкурентоспособный тур.

Технология разработки тура включает в себя 18 основных этапов, в числе которых, :

- программа туристско-экскурсионного обслуживания : дни обслуживания, перечень тем экскурсий, продолжительность экскурсий;

Карта-схема маршрута;

Справочные материалы по маршруту.

Если у туроператора нет собственного экскурсионного отдела , то заключается договор с экскурсионной фирмой , который включает следующие пункты:

Наименование и продолжительность экскурсий, способ передвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоходные и пр.);

Цены на экскурсии;

Количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии

Материальная ответственность за срыв экскурсии (вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем. Договор с музеем включает:

Варианты экскурсий и их тематику;

Количество экскурсантов в группе;

Цены на экскурсии (дифференцированно - на групповые и индивидуальные, по возрастам и т. д.);

Скидки на групповое посещение музея;

Сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

Сроки отмены заявок;

Материальную ответственность за срыв музейной экскурсии по вине одного из партнеров и др.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, т. е. о тех, которые не включены в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Это обычно специфические экскурсии, шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими эти услуги, составляются отдельные договора с целью обеспечения ими туристов и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта - спам опубликован не будет

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение понятий обоснования туристских экскурсионных маршрутов. Выделение основных проблем организации индустрии отдыха и туризма Москвы и Санкт-Петербурга. Разработка оригинального туристического маршрута на примере одного из районов г. Москвы.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2015

    Анализ рынка экскурсионных услуг в г. Екатеринбург. Характеристика наиболее популярных экскурсионных маршрутов в г. Екатеринбург и в Свердловской области. Изучение экскурсионных маршрутов по г. Екатеринбургу, которые предлагает музей "Ельцин-центр".

    отчет по практике , добавлен 02.05.2017

    Перспективы туристско-рекреационной зоны "Серебряное кольцо России" в развитии культурного туризма и тематических экскурсионных маршрутов по объектам наследия Юнеско. Проект культурно-познавательного тура-круиза, оценка его экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 24.11.2012

    Теоретические основы проектирования туристического продукта. Разработка туристско-экскурсионного маршрута "Пенза-Радищево": расчет стоимости, разработка программы обслуживания. Предложения по увеличению числа предлагаемых услуг музеем-усадьбой Радищева.

    дипломная работа , добавлен 10.11.2010

    Организационно-технологическая характеристика туристического предприятия ООО "А Стиль". Анализ клиентуры фирмы, описание направлений деятельности и оценка услуг туристического агентства. Экономические показатели и совершенствование деятельности турфирмы.

    отчет по практике , добавлен 10.02.2014

    Пути создания туристического агентства "Relax". Характеристика, планируемый объем и структура предоставляемых услуг. Анализ украинского туристического рынка. Разработка конкретных мероприятий, связанных с реализацией бизнес-плана инвестиционного проекта.

    бизнес-план , добавлен 08.09.2010

    Анализ туристско-рекреационных ресурсов Крыма. Разработка, SWOT-анализ и экономический расчет стоимости экскурсионного тура "Крым – перекресток цивилизаций". Должностные обязанности гида туристской группы. Требования безопасности экскурсионных услуг.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2015

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:
круглогодичные (внесезонные);
сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.

Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
многодневными (14-30 дней);
несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:
собственный транспорт туристской фирмы;
арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:
пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама