THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы

В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Началом работ по созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства было положено указом президента Российской Федерации 1993 г. «Об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации», в котором впервые прозвучало теперь привычное название – федеральная система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

Военно-научным комитетом и управлением радиотехнических войск (РТВ) главного командования Войск ПВО были подготовлены проекты докладов и нормативных правовых документов, которые легли в основу указов президента Российской Федерации 1994 г.«О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации» и «Об утверждении Положения о Центральной межведомственной комиссии федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

На ФСР и КВП возлагались следующие задачи:

  • радиолокационная разведка и радиолокационный контроль воздушного пространства Российской Федерации;
  • оперативное управление силами и средствами радиолокационной разведки и радиолокационного контроля воздушного пространства;
  • организация взаимодействия органов управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) с органами управления воздушным движением;
  • информационное обеспечение систем управления войсками и органов управления воздушным движением;
  • размещение на территории Российской Федерации радиоэлектронной техники на основе единой технической политики.

Информационную основу ФСР и КВП составляли подразделения РТВ ПВО, войск связи и радиотехнического обеспечения ВВС, радиолокационного наблюдения ВМФ, радиолокационные позиции Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Подразделения радиолокационной разведки Войск ПВО Сухопутных войск могли использоваться по особому распоряжению.

Таким образом, единая радиолокационная система федеральной системы должна была состоять из сил и средств радиолокационной разведки Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также системы управления, сбора и обработки радиолокационной информации, основу которой составляли командные пункты (КП) радиотехнических частей и соединений, разведывательно-информационные центры КП соединений и объединений (районов и зон) ПВО.

В своем развитии ФСР и КВП, как представляли себе ее идеологи, должна была пройти ряд этапов развития, при этом было необходимо максимально использовать потенциал радиолокационной системы ВС РФ:

1-й этап. Подготовительный (1993 г.).

2-й этап. Первоочередные работы по созданию ФСР и КВП (январь – сентябрь 1994 г.).

3-й этап. Развертывание основных элементов ФСР и КВП в зонах ПВО (октябрь – декабрь 1994 г.).

4-й этап. Развертывание информационных элементов двойного назначения и испытания технических средств единой автоматизированной радиолокационной системы – ЕА РЛС (1995–2001 гг.).

5-й этап. Полный переход к ЕА РЛС (2001–2005 гг.).

ФСР и КВП формировалась два десятилетия. Практическая деятельность по созданию федеральной системы началась в октябре 1994 г., когда по поручению президента России начала функционировать центральная межведомственная комиссия ФСР и КВП (ЦМВК) под руководством главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны генерал-полковника авиации В. А. Прудникова. У истоков создания федеральной системы стояли профессионалы своего дела, военные и гражданские руководители и специалисты в области ПВО и УВД: В. А. Прудников, В. Г. Шелковников, В. П. Синицын, В. Ф. Мигунов, Г. К. Дубров, А. И. Алешин, А. Р. Балычев, Я. В. Безель, В. И. Мазов, А. С. Сумин, В. П. Жила, В. К. Демедюк, В. И. Ивасенко, В. И. Козлов, С. Н. Карась, В. М. Кореньков, А. Е. Кислуха, Б. В. Михайлов, Б. И. Кушнерук, Н. Ф. Зобов, А. А. Копцев, Р. Л. Данелов, Н. Н. Титаренко, А. И. Травников, А. И. Попов, Б. В. Васильев, В. И. Захарьин и другие.

В ходе первых четырех этапов были созданы и начали работать координационные органы федеральной системы: ЦМВК ФСР и КВП, шесть зональных межведомственных комиссий (по зонам ПВО), две межведомственные комиссии – с правами зональных (в двух районах ПВО на западе и востоке страны).

Были разработаны и утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по созданию информационных элементов двойного назначения ФСР и КВП в зонах и районах ПВО: «Положение о подразделениях Минобороны России двойного назначения», «Положение о позициях Минтранса России двойного назначения», Генеральное соглашение между Минобороны России и Минтрансом России «О создании, функционировании и эксплуатации подразделений и позиций двойного назначения».

Рис. 1. Оценка сокращения расхода ресурса радиоэлектронной техники РТВ ВВС
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

В результате этой работы между уполномоченными структурами Минобороны России и Минтранса России были достигнуты договоренности о создании 30 позиций и 10 подразделений двойного назначения.

Первые практические шаги по созданию информационных элементов двойного назначения федеральной системы были сделаны благодаря настойчивости и энтузиазму специалистов радиотехнических войск (РТВ), которые выполняли функции аппарата ЦМВК, а также предприятий ЕС ОрВД и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Опыт информационного взаимодействия военных и гражданских органов управления показал, что применение подразделений двойного назначения РТВ в н. п. Чална, Комсомольск-на-Амуре, Кызыл, Кош-Агач позволило снизить экономические затраты предприятий в интересах решения задач ЕС ОрВД не менее чем на 25–30 процентов. В качестве источников радиолокационной информации использовались РЛС (РЛК) РТВ типа 5Н87, 1Л117 и П-37.

В свою очередь применение ТРЛК-10 и РЛС П-37 на позициях двойного назначения Северо-Кавказского центра АУВД, Хабаровского, Владивостокского, Пермского, Колпашевского центров ОрВД позволило сохранить качество контроля за порядком использования воздушного пространства в границах ответственности за ПВО в условиях сокращения состава и численности РТВ ВВС.

Однако тематика ФСР и КВП, несмотря на очень высокий уровень документов, в соответствии с которыми необходимо было вести работы, финансировалась в рамках государственного оборонного заказа по остаточному принципу. А НИОКР по ФСР и КВП в эти годы были профинансированы на уровне 15 процентов от потребности.


Радиовысотомер ПРВ-13 на одной из площадок полигона Капустин Яр. Предназначался для работы в качестве средства измерения высоты в составе радиолокационного комплекса 5Н87 совместно с другими дальномерами (П-37, П-35М, 5Н84, 5Н84А)
Фото: Леонид ЯКУТИН

По состоянию на 1 июля 1997 г. не удалось заключить ни одного соглашения (локального договора) о создании информационных элементов двойного назначения из-за отсутствия реальных возможностей по взаиморасчетам между военными и гражданскими пользователями радиолокационной информации.

Назрела насущная потребность иметь приоритетное финансирование при создании федеральной системы. Поэтому в декабре 1998 г. была сформирована специальная рабочая группа из представителей аппарата Совета безопасности Российской Федерации, Минобороны России и Федеральной авиационной службы (ФАС) России, которая подготовила аналитическую записку по ФСР и КВП для доклада высшему руководству страны.

В записке отмечалось, что положение с созданием ФСР и КВП представляет не только серьезную угрозу национальной безопасности России, но и является причиной упущенной выгоды от возможных поступлений денежных средств в федеральный бюджет по линии ФАС России от иностранных и отечественных авиакомпаний, использующих воздушное пространство России.

Было констатировано, что ФСР и КВП является национальным достоянием России, одним из важнейших фрагментов единого информационного пространства страны. Ей требовалось оказать незамедлительную и комплексную государственную поддержку.


Рис. 2. Показатели увеличения площади контролируемого воздушного пространства
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

Вопрос решался на уровне председателя правительства Российской Федерации Е. М. Примакова. В предельно кратчайшие сроки материалы аналитической записки были рассмотрены на всех уровнях и даны указания по дальнейшим действиям. Минобороны России совместно с заинтересованными ведомствами подготовило и согласовало проекты необходимых документов и в августе 1999 г. был издан указ президента Российской Федерации «О первоочередных мерах государственной поддержки федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Указом были определены государственные заказчики и головной исполнитель работ по совершенствованию единой радиолокационной системы ФСР и КВП. Правительству Российской Федерации поручалось обеспечить разработку и утвердить в 1999 г. Федеральную целевую программу (ФЦП) совершенствования ФСР и КВП на 2000–2010 гг.,предусмотрев финансирование этой программы за счет средств федерального бюджета.

На протяжении нескольких лет проект ФЦП рассматривали, корректировали, уточняли, сокращали, дополняли, но не выносили на рассмотрение правительства. В 2001 г. Главное контрольное управление президента Российской Федерации заинтересовалось тем, как реализованы принятые решения по вопросам создания ФСР и КВП, и провело проверку состояния дел.

Проверка показала, что правительство и ряд министерств (Минобороны России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минфином России) не предприняли должных мер по выполнению принятых нормативных правовых актов. Состояние дел по созданию ФСР и КВП было признано неудовлетворительным и не соответствующим требованиям национальной безопасности. Было рекомендовано принять неотложные меры по исправлению создавшегося положения. Однако даже такая жесткая оценка не изменила ситуацию к лучшему.

При этом жизнь не стояла на месте. Войскам и предприятиям по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением необходимо было дать какой-то инструмент для оснащения информационных элементов двойного назначения трассовыми радиолокационными комплексами двойного назначения (ТРЛК ДН).

Специалистами заинтересованных структур Минобороны России, Минтранса России и Минэкономразвития России подготовили проект решения о долевом финансировании оснащения трассовых радиолокационных позиций двойного назначения (ТРЛП ДН), которое главнокомандующим ВВС было представлено на утверждение руководителям Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.


ПРВ-13 также применялись в составе автоматизированных радиотехнических подразделений объектов АСУ 5Н55М («Межа-М»), 5Н53-Н («Низина-Н), 5Н53-У («Низина-У») системы «Луч-2(3)»,86Ж6 («Поле»), 5Н60 («Основа») системы «Луч-4». ПРВ-13 сопрягались с объектами АСУ «Воздух-1М», «Воздух-1П» (с аппаратурой съема и передачи данных АСПД и аппаратурой приборного наведения «Каскад-М»), с АСУ ЗРВ АСУРК-1МА, АСУРК-1П и кабиной К-9 ЗРС С-200
Фото: Леонид ЯКУТИН

Решение было утверждено в ноябре 2003 г. Начиная с 2004-го предусматривалось финансирование оснащения ТРЛП ДН на принципах долевого участия в рамках государственного оборонного заказа и подпрограммы «Единая система организации воздушного движения» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)».

В качестве оборудования для оснащения ТРЛП ДН был определен ТРЛК ДН «Лира-Т» производства ОАО «Лианозовский электромеханический завод». В соответствии с этим решением, учитывая отсутствие ФЦП по ФСР и КВП, выполнялись работы в течение нескольких лет. Основные технические решения по оснащению ТРЛК ДН «Лира-Т» были проверены в ходе государственных испытаний на ТРЛП ДН Великие Луки. За период 2004–2006 гг. было оснащено более десятка ТРЛП ДН: в 2004 г. – Омолон, Марково, Кепервеем, Певек, м. Шмидта; в 2005 г. – Охотск, Оха, Находка, Архара; в 2006 г. – м. Каменный, Полярный, Дальнереченск, Улан-Удэ.

Проделанная работа позволила иметь к концу 2006 г. 45 информационных элементов двойного назначения (33 процента от утвержденных перечнями). Такой результат был достигнут в немалой степени благодаря активной позиции ЦМВК, которую в разные годы возглавляли действующие главнокомандующие Войск ПВО, а с 1998 г. – ВВС.

Основная нагрузка по организационно-техническому обеспечению деятельности по созданию ФСР и КВП легла на аппарат ЦМВК, функции которого выполняло Управление РТВ. В 2003 г. центром этой очень важной работы стал специально созданный 136-й координационно-нормативный отдел (КНО) ФСР и КВП ВВС.

Руководство отделом было поручено А. Е. Кислухе, который с 1994 г. являлся ответственным секретарем ЦМВК и вел функциональное направление работ по созданию элементов федеральной системы в Управлении РТВ главного командования Войск ПВО, а в дальнейшем – ВВС.

Формирование КНО, конечно, сняло ряд проблем координации работ различных ведомств, однако главной задачи по проведению испытаний технических средств отдел не решал. Вследствие этой и ряда других причин не удалось решить главную задачу технического переоснащения средствами двойного назначения и перехода к ЕА РЛС к 2005 г. Определяющим было отсутствие целевого финансирования работ по научным исследованиям, разработке и серийным поставкам технических средств двойного назначения для совершенствования ФСР и КВП.

Лишь в январе 2006 г. распоряжением правительства Российской Федерации была утверждена концепция ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации на период до 2010 г.», а затем в июне этого же года вышло постановление правительства Российской Федерации № 345 «О федеральной целевой программе «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2010 гг.)».


Трехкоординатная радиолокационная станция боевого режима (сантиметрового диапазона радиоволн) СТ-68УМ
Фото: Леонид ЯКУТИН

Большую работу по подготовке проектов документов провели руководители и специалисты Главного командования ВВС: А. В. Бояринцев, А. И. Алешин, Г. И. Нимира, А. В. Панков, С. В. Гринько, специалисты управления производственно-технологической политики и продукции гражданского назначения (ПТП ПГН) ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»: Г. П. Бендерский, А. И. Пономаренко, Е. Г. Яковлев, В. В. Храмов, О. О. Гапотченко, руководители и специалисты Министерства транспорта Российской Федерации: А. В. Шрамченко, Д. В. Савицкий, Э. А. Войтовский, Н. Н. Титаренко, Н. И. Торба, А. Ломакин, а также руководители и специалисты ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: В. Р. Гульченко, В. М. Либов, К. К. Капля, В. В. Захаров, К. В. Елистратов.

Концепция развития ФСР и КВП Российской Федерации на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу определила основные направления организационной, военно-технической и экономической политики по развитию ФСР и КВП в интересах решения задач ВКО, организации воздушного движения и пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве Российской Федерации.

В концепции отражены согласованные позиции Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, а также других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по основным направлениям развития и применения ФСР и КВП в мирное время.

Идеологически была признана новая этапность развития ФСР и КВП. В своем развитии ФСР и КВП должна пройти пять основных этапов:

  • I этап – 1994–2005 гг.;
  • II этап – 2006–2010 гг.;
  • III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015 гг.);
  • IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020 гг.);
  • V этап – долгосрочная перспектива (после 2020 гг.).

На I этапе от момента создания ФСР и КВП в основу построения федеральной системы в соответствии с действовавшими на тот период нормативными правовыми документами был положен принцип согласованного применения радиолокационных средств Минобороны России и Минтранса России в районах совместного базирования. Реализация данного принципа достигалась централизованным (единым) планированием применения радиолокационных средств в зонах (районах) ПВО.

При этом обмен информацией о воздушной обстановке между радиотехническими подразделениями двойного назначения (РТП ДН) Минобороны России и районными центрами ЕС ОрВД, а также между радиолокационными позициями двойного назначения (РЛП ДН) Минтранса России и радиотехническими подразделениями ВВС и ВМФ осуществлялся в основном неавтоматизированным способом.

Источником финансирования работ, связанных с созданием и применением подразделений и позиций двойного назначения, являлись средства, получаемые Минтрансом России за счет аэронавигационных сборов, а также средства, выделяемые Минобороны России на строительство и содержание ВС РФ.

Отсутствие механизма целевого финансирования мероприятий по созданию ФСР и КВП не позволило организовать использование информации о воздушной обстановке от РЛП ЕС ОрВД, расположенных в районах, где дежурные по ПВО силы Минобороны России не создают радиолокационное поле. Этот фактор, а также отсутствие информационно-технического взаимодействия (сопряжения) автоматизированных систем органов ЕС ОрВД и ПВО не привели к существенному приросту эффективности функционирования ФСР и КВП.

На II этапе создания и развития ФСР и КВП после долголетних усилий наконец была достигнута гарантированная государственная поддержка мероприятий по развертыванию ФСР и КВП в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП РФ (2007–2010 гг.)».

Было спланировано три основных направления деятельности:

1. Комплексные работы по совершенствованию ФСР и КВП, в том числе:

  • разработка проектной документации информационного взаимодействия центров ЕС ОрВД и органов управления противовоздушной обороны;
  • разработка документации реконструкции центров ЕС ОрВД;
  • разработка проектной документации реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения ЕС ОрВД.

2. Реконструкция трассовых радиолокационных позиций двойного назначения ЕС ОрВД.

3. Реконструкция центров ЕС ОрВД в части оснащения СИТВ с органами управления противовоздушной обороны.

Основная задача ФЦП – создание материально-технической базы ФСР и КВП в Центральном, Северо-Западном и Восточном районах Российской Федерации путем оснащения УЦ ЕС ОрВД системами информационно-технического взаимодействия (СИТВ) с органами управления ПВО, а также модернизации РЛП Минтранса России для выполнения ими функций двойного назначения.

Общая координация деятельности ФСР и КВП на втором этапе ее развития возлагалась на Межведомственную комиссию по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации, образованную указом президента Российской Федерации 2006 г.

Значительным подспорьем в работе стал выход в 2008 г. указа президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления федеральной системой разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Указ юридически закрепил организационно-технические изменения в сфере ФСР и КВП, фактически произошедшие после появления нового координационного органа в лице Межведомственной комиссии по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации (МВК ИВП и КВП), а также установил, что единственным поставщиком (головным исполнителем) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в интересах обороны страны и экономики государства в сфере использования, разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации является ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

В ходе реализации ФЦП большое внимание уделено вопросу создания СИТВ, для достижения эффективности которой была разработана типовая структурная схема СИТВ центров ЕС ОрВД с органами управления и КП ПВО. Схемой предусматривается реализация двух способов выдачи информации о воздушной обстановке от информационных элементов двойного назначения: централизованный и децентрализованный.

Для организации непосредственного взаимодействия центра ЕС ОрВД с органами ПВО из состава боевого расчета дежурной смены КП соединения ПВО назначается диспетчер по взаимодействию. Рабочее место диспетчера по взаимодействию с органами ПВО устанавливается в центре ЕС ОрВД и включает технические средства для отображения радиолокационной и планово-диспетчерской информации и средства для связи с должностными лицами центра ЕС ОрВД и КП соединения ПВО.

Это решение прошло проверку временем (1999–2005 гг.). Так называемое локтевое взаимодействие офицеров органов управления КП ПВО с диспетчерами осуществлялось непосредственно на центрах ЕС ОрВД в зонах ПВО. Предложенные технические решения в рамках ФЦП значительно повышают возможности взаимодействия.

В основу технического решения задачи информационно-технического взаимодействия положен комплекс программно-технических средств (КПТС), позволяющий осуществить прием радиолокационной и планово-диспетчерской информации от автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) центров ЕС ОрВД, а также прием, обработку и объединение радиолокационной информации от ТРЛП ДН, входящих в состав центра ЕС ОрВД, для последующей передачи в комплексы средств автоматизации КП ПВО.

В состав технических средств СИТВ также входят выносные комплекты абонентского оборудования (ВКАО), комплексы средств связи и передачи данных о воздушной обстановке (КССПД). Методический аппарат проектирования и оценки индикаторов и показателей ФЦП, использовавшийся при проведении проектирования мероприятий ФЦП, разработан во 2-м ЦНИИ МО РФ, госНИИ «Аэронавигация» и НТЦ «Промтехаэро».

Для выполнения комплекса работ, предусмотренного ФЦП, в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» была создана кооперация соисполнителей, которая включила в себя более 10 предприятий и организаций. Большой объем работы по основным направлениям деятельности провели Управление ПТП ПГН, МНИИПА, ВНИИРА, фирма «НИТА», НПО «Лианозовский электромеханический завод», НТЦ «Промтехаэро», ЛОТЕС-ТМ, «Радиофизика», госНИИ «Аэронавигация», 24-й НЭИУ и 2-й ЦНИИ МО РФ.

В целях реконструкции ТРЛП ДН на основании требований Минобороны России и Минтранса России в ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод» был специально разработан и успешно прошел государственные испытания ТРЛК ДН «Сопка-2».

ТРЛК ДН «Сопка-2» предназначен для оснащения радиолокационных позиций двойного назначения Минтранса России и обеспечения радиолокационной информацией ПУ ВС РФ, привлекаемых в мирное время к боевому дежурству по ПВО, для решения задач обнаружения, измерения трех координат, оценки параметров движения, определения государственной принадлежности воздушных объектов, а также получения дополнительной (полетной) информации и приема сигналов «Тревога» («Бедствие») от воздушных судов, находящихся в зоне его действия, и выдачи обобщенной информации о воздушной обстановке на средства отображения или в АС УВД ЕС ОрВД и на КП (ПУ) ВС РФ.

Выполненные в ходе II этапа работы по развертыванию СИТВ в девяти центрах ЕС ОрВД (Московском, Хабаровском, Владивостокском, Петропавловск-Камчатском, Магаданском, Якутском, Ростовском, Санкт-Петербургском, Мурманском) и модернизации 46 РЛП ДН позволили создать в Центральном, Восточном и Северо-Западном регионах страны фрагменты единой радиолокационной системы ФСР и КВП, построенной по принципу информационно-технического взаимодействия ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

При этом обмен информацией о воздушной обстановке между центрами ЕС ОрВД, оснащенными СИТВ, и КП бригад ВКО осуществляется в автоматизированном режиме, а на большинстве модернизированных позиций развернуты ТРЛК ДН, имеющие в своем составе аппаратуру государственного опознавания ЕС ГРЛО и измерения высоты полета наблюдаемых ВО. Выполненные на II этапе работы по совершенствованию ФСР и КВП позволили увеличить площадь контролируемого Минобороны России воздушного пространства (на высоте 1000 метров) более чем на 1,7 млн. кв. км, сократить расход ресурса радиоэлектронной техники Минобороны России почти на 1,4 млн. часов и обеспечить требуемый уровень безопасности воздушного движения за счет снижения риска катастроф с 13х10 -7 до 4х10 -7 .

Окончание следует.

Александр КИСЛУХА

BC / NW 2015 № 2 (27): 13 . 2

КОНТРОЛЬ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ КОСМОС

Климов Ф.Н., Кочев М. Ю., Гарькин Е.В., Луньков А.П.

Высокоточные средства воздушного нападения, такие как крылатые ракеты и беспилотные ударные самолёты, в процессе своего совершенствования стали обладать большой дальностью от 1500 до 5000 километров. Малозаметность таких целей во время полёта требует их обнаружения и идентификации на траектории разгона. Зафиксировать такую цель на большом расстоянии возможно, либо загоризонтными радиолокационными станциями (ЗГ РЛС), либо с помощью локационных или оптических систем спутникового базирования.

Ударные беспилотные самолёты и крылатые ракеты летают чаще всего со скоростями близкими к скоростям пассажирских воздушных судов, следовательно, нападение такими средствами может быть замаскировано под обычное воздушное движение. Это ставит перед системами контроля воздушного пространства задачу выявления и идентификации таких средств нападения от момента пуска и на максимальной дальности от рубежей эффективного поражения их средствами ВКС. Для решения данной задачи необходимо применять все имеющиеся и разрабатываемые системы контроля и наблюдения за воздушным пространством, в том числе загоризонтные РЛС и спутниковые группировки.

Запуск крылатой ракеты или ударного беспилотного самолёта может быть осуществлён из торпедного аппарата сторожевого катера, с внешней подвески самолёта или с пусковой установки замаскированной под стандартный морской контейнер, расположенный на гражданском сухогрузе, автомобильном прицепе, железнодорожной платформе. Спутники системы предупреждения о ракетном нападении уже сегодня фиксируют и отслеживают координаты запусков беспилотных самолётов или крылатых ракет в горах и в океане по факелу двигателя на участке разгона. Следовательно, спутникам системы предупреждения о ракетном нападении необходимо отслеживать не только территорию вероятного противника, но и акваторию океанов и материков глобально.

Размещение радиолокационных систем на спутниках, для контроля воздушно-космического пространства сопряжено сегодня с трудностями технологического и финансового характера. Но в современных условиях такая новая технология как вещательное автоматическое зависимое наблюдение (АЗН-В) может быть использована для контроля воздушного пространства через спутники. Информацию с коммерческих воздушных судов по системе АЗН-В можно собирать с помощью спутников, разместив на их борту приёмники, работающие на частотах АЗН-В и ретрансляторы полученной информации на наземные центры контроля воздушного пространства. Таким образом, есть возможность создать глобальное поле электронного наблюдения за воздушным пространством планеты. Спутниковые группировки могут стать источниками полётной информации о воздушных судах на достаточно больших территориях.

Информация о воздушном пространстве, приходящая от приёмников системы АЗН-В расположенных на спутниках, даёт возможность контролировать воздушные суда над океанами и в складках местности горных массивов континентов. Эта информация позволит нам выделять средства воздушного нападения из потока коммерческих воздушных судов с последующей их идентификацией.

Идентификационная информация АЗН-В о коммерческих воздушных судах, поступающая через спутники, создаст возможность снизить риски терактов и диверсий в наше время. Кроме того такая информация даст возможность обнаруживать аварийные воздушные суда и места авиационных катастроф в океане вдали от берегов.

Оценим возможность применения различных спутниковых систем для приёма полётной информации самолётов по системе АЗН-В и ретрансляции данной информации на наземные комплексы контроля воздушного пространства. Современные воздушные суда передают полётную информацию по системе АЗН-В с помощью бортовых транспондеров мощностью 20 Вт на частоте 1090 МГц.

Система АЗН-В работает на частотах, которые свободно проникают через ионосферу Земли. Передатчики системы АЗН-В, расположенные на борту воздушных судов имеют ограниченную мощность, следовательно, приёмники, расположенные на борту спутников должны иметь достаточную чувствительность.

Используя энергетический расчёт спутниковой линии связи Самолёт-Спутник, мы можем оценить максимальную дальность, на которой возможен приём информации спутником с воздушных судов. Особенность используемой спутниковой линии это ограничения на массу, габаритные размеры и энергопотребление, как бортового транспондера самолёта, так и бортового ретранслятора спутника.

Для определения максимальной дальности, на которой возможен приём спутником АЗН-В сообщений, воспользуемся известным уравнением для линии спутниковых систем связи на участке земля – ИСЗ:

где

– эффективная мощность сигнала на выходе передатчика ;

– эффективная мощность сигнала на входе приемника;

– коэффициент усиления передающей антенны;

– наклонная дальность от КА до приёмной ЗС;

–длина волны на линии «ВНИЗ»

волны на линии «Вниз»;

– эффективная площадь апертуры передающей антенны;

– коэффициент передачи волноводного тракта между передатчиком и антенной КА;

– КПД волноводного тракта между приёмником и антенной ЗС;

Преобразуя формулу – находим наклонную дальность, на которой возможен приём спутником полётной информации:

d = .

Подставляем в формулу параметры соответствующие стандартному бортовому транспондеру и приёмному стволу спутника. Как показывают расчёты, максимальная дальность передачи на линии самолёт-спутник равна 2256 км. Такая наклонная дальность передачи на линии самолёт-спутник возможна только при работе через низкоорбитальные группировки спутников. При этом, мы используем стандартное бортовое оборудование воздушных судов, не усложняя требования к коммерческим летательным аппаратам.

Наземная станция приёма информации имеет значительно меньшие ограничения по массе и габаритам чем бортовая аппаратура спутников и самолётов. Такая стация может быть оснащена более чувствительными приёмными устройствами и антеннами с высоким коэффициентом усиления. Следовательно, дальность связи на линии спутник-земля зависит только от условий прямой видимости спутника.

Используя данные орбит спутниковых группировок, мы можем оценить максимальную наклонную дальность связи между спутником и наземной станцией приёма по формуле:

,

где Н–высота орбиты спутника;

– радиус Земной поверхности.

Результаты расчётов максимальной наклонной дальности для точек на различных географических широтах представлены в таблице 1.

Орбком

Иридиум

Гонец

Глобалстар

Сигнал

Высота орбиты, км

1400

1414

1500

Радиус Земли северный полюс, км

6356,86

2994,51

3244,24

4445,13

4469,52

4617,42

Радиус Земли северный полярный круг, км

6365,53

2996,45

3246,33

4447,86

4472,26

4620,24

Радиус Земли 80°, км

6360,56

2995,34

3245,13

4446,30

4470,69

4618,62

Радиус Земли 70°, км

6364,15

2996,14

3245,99

4447,43

4471,82

4619,79

Радиус Земли 60°, км

6367,53

2996,90

3246,81

4448,49

4472,89

4620,89

Радиус Земли 50°, км

6370,57

2997,58

3247,54

4449,45

4473,85

4621,87

Радиус Земли 40°, км

6383,87

3000,55

3250,73

4453,63

4478,06

4626,19

Радиус Земли 30°, км

6375,34

2998,64

3248,68

4450,95

4475,36

4623,42

Радиус Земли 20°, км

6376,91

2998,99

3249,06

4451,44

4475,86

4623,93

Радиус Земли 10°, км

6377,87

2999,21

3249,29

4451,75

4476,16

4624,24

Радиус Земли экватор, км

6378,2

2999,28

3249,37

4451,85

4476,26

4624,35

Максимальная дальность передачи на линии самолёт-спутник меньше чем максимальная наклонная дальность на линии спутник-земля у спутниковых систем Орбком, Иридиум и Гонец. Наиболее близка максимальная наклонная дальность данные к рассчитанной максимальной дальности передачи данных у спутниковой системы Орбком.

Расчёты показывают, что возможно создать систему наблюдения за воздушным пространством, использующую спутниковую ретрансляцию АЗН-В сообщений с воздушных судов на наземные центры обобщения полётной информации. Такая система наблюдения позволит увеличить дальность контролируемого пространства с наземного пункта до 4500 километров без использования межспутниковой связи, что обеспечит увеличение зоны контроля воздушного пространства. При использовании каналов межспутниковой связи мы сможем контролировать воздушное пространство глобально.


Рис.1 «Контроль воздушного пространства с помощью спутников»


Рис.2 «Контроль воздушного пространства с межспутниковой связью»

Предлагаемый метод контроля воздушного пространства позволяет:

Расширить зону действия системы контроля воздушного пространства, в том числе на акваторию океанов и территорию горных массивов до 4500 км от приёмной наземной стации;

При использовании межспутниковой системы связи, контролировать воздушное пространство Земли возможно глобально;

Получать полётную информацию от воздушных судов независимо от зарубежных систем наблюдения воздушного пространства;

Селектировать воздушные объекты, отслеживаемые ЗГ РЛС по степени их опасности на дальних рубежах обнаружения.

Литература:

1. Федосов Е.А. «Полвека в авиации». М: Дрофа, 2004.

2. «Спутниковая связь и вещание. Справочник. Под редакцией Л.Я.Кантора». М: Радио и связь, 1988.

3. Андреев В.И. «Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 14 октября 1999г. № 80 «О создании и внедрении системы радиовещательного автоматического зависимого наблюдения в гражданской авиации России».

4. Трасковский А. «Авиационная миссия Москвы: базовый принцип безопасного управления». «Авиапанорама». 2008. №4.

Надежная Воздушно-Космическая Оборона (ВКО) страны невозможна без создания эффективной системы разведки и контроля воздушного пространства. Важное место в ней занимает маловысотная локация. Сокращение подразделений и средств радиолокационной разведки привело к тому, что над территорией РФ сегодня существуют открытые участки государственной границы и внутренних районов страны. ОАО «НПП «Кант», входящее в состав госкорпорации «Ростехнологии», ведет НИОКР по созданию опытного образца многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации в поле излучения систем сотовой связи, радиовещания и телевидения наземного и космического базирования (комплекс «Рубеж»).

Сегодня многократно возросшая точность наведения систем вооружения более не требует массового применения средств воздушного нападения (СВН), а ужесточившиеся требования электромагнитной совместимости, а также санитарных норм и правил не позволяют в мирное время «загрязнять» населенные территории страны применением сверхвысокочастотного излучения (СВЧ-излучения) высокопотенциальных радиолокационных станций (РЛС). В соответствии с федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлены нормы излучений, которые носят обязательный характер на всей территории России. Мощность излучения любой из известных РЛС ПВО многократно превышает эти нормы. Проблема усугубляется и высокой вероятностью применения низколетящих малозаметных целей, что требует уплотнения боевых порядков РЛС традиционного парка и увеличения затратности содержания сплошного маловысотного радиолокационного поля (МВРЛП). Для создания сплошного дежурного круглосуточного МВРЛП высотой от 25 метров (высота пролета крылатой ракеты или самолета сверхлегкой авиации) по фронту всего 100 километров требуется не менее двух РЛС типа КАСТА-2Е2 (39Н6), потребляемая мощность каждой из которых составляет 23 кВт. С учетом средней стоимости электроэнергии в ценах 2013 года только стоимость поддержания этого участка МВРЛП составит не менее трех миллионов рублей в год. Притом что протяженность границ РФ – 60 900 000 километров.

Кроме того, с началом военных действий в условиях активного применения радиоэлектронного подавления (РЭП) противником традиционные дежурные средства локации могут быть в значительной степени подавлены, поскольку передающая часть РЛС целиком демаскирует ее местоположение.

Сохранить дорогостоящий ресурс РЛС, нарастить их возможности в мирное и военное время, а также повысить помехозащищенность МВРЛП возможно путем применения систем полуактивной локации со сторонним источником подсвета.

Для обнаружения воздушных и космических целей

За рубежом широко проводятся исследования по использованию источников стороннего излучения в системах полуактивной локации. Пассивные радарные системы, анализирующие отраженные от целей сигналы ТВ-вещания (эфирного и спутникового), FM-радио и сотовой телефонии, КВ радиосвязи, за последние 20 лет стали одной из самых популярных и многообещающих областей изучения. Считается, что наибольших успехов здесь достигла американская корпорация Lockheed Martin со своей системой Silent Sentry («Тихий часовой»).

Собственные версии пассивных радаров разрабатывают фирмы Avtec Systems, Dynetics, Cassidian, Roke Manor Research, а также французское космическое агентство ONERA. Активно работы по данной тематике ведутся в Китае, Австралии, Италии, Великобритании.

Скрытый «Рубеж» воздушного контроля

Аналогичные работы по обнаружению целей в поле подсвета телецентров проводились в Военной инженерной радиотехнической академии противовоздушной обороны (ВИРТА ПВО) имени Говорова. Однако полученный более четверти века назад весомый практический задел по использованию подсвета источников аналоговых излучений для решения задач полуактивной локации оказался невостребованным.

С развитием цифровых вещательных и связных технологий возможности использования систем полуактивной локации со сторонним подсветом появились и в России.

Разрабатываемый ОАО «НПП «Кант» комплекс многопозиционной разнесенной радиолокационной системы полуактивной локации «Рубеж» предназначен для обнаружения воздушных и космических целей в поле стороннего подсвета. Такое поле подсвета отличается рентабельностью мониторинга воздушного пространства в мирное время и устойчивостью к радиоэлектронному противодействию во время войны.

Наличие большого числа высокостабильных источников излучения (вещания, связи) как в космосе, так и на Земле, образующих сплошные электромагнитные поля подсвета, дает возможность их использования в качестве источника сигнала в полуактивной системе для обнаружения различного типа целей. При этом не требуется затрачивать средства на излучения собственных радиосигналов. Для приема отраженных от целей сигналов используются многоканальные разнесенные на местности приемные модули (ПМ), которые совместно с источниками излучений создают комплекс полуактивной локации. Пассивный режим работы комплекса «Рубеж» позволяет обеспечить скрытность данных средств и использовать структуру комплекса в военное время. Расчеты показывают, что скрытность полуактивной системы локации по коэффициенту маскировки как минимум в 1,5–2 раза выше, чем РЛС с традиционным совмещенным принципом построения.

Применение более рентабельных средств локации дежурного режима позволит существенно сохранить ресурс дорогостоящих боевых систем за счет экономии установленного лимита расходования ресурса. Помимо дежурного режима предлагаемый комплекс может выполнять задачи и в условиях военного времени, когда все источники излучения мирного периода будут выведены из строя или отключены.

В этой связи дальновидным стало бы решение о создании специализированных ненаправленных передатчиков скрытого шумового излучения (100–200 Вт), которые можно было бы забрасывать или устанавливать на угрожаемых направлениях (в секторах) с целью создания поля стороннего подсвета в особый период. Это позволит на базе оставшихся с мирного времени сетей приемных модулей создать скрытую многопозиционную активно-пассивную систему военного времени.

Аналогов нет

Комплекс «Рубеж» не является аналогом ни одного из известных образцов, представленных в Государственной программе вооружения. Вместе с тем передающая часть комплекса уже существует в виде густой сети базовых станций (БС) сотовой связи, наземных и спутниковых передающих центров радиовещания и телевидения. Поэтому центральной задачей для «Канта» стало создание приемных модулей отраженных от целей сигналов стороннего подсвета и системы обработки сигналов (программно-алгоритмического обеспечения, реализующего системы обнаружения, обработки отраженных сигналов и борьбы с проникающими сигналами).

Современное состояние электронно-компонентной базы, систем передачи данных и синхронизации делает возможным создание приемных модулей компактными, с небольшими массогабаритными размерами. Такие модули могут располагаться на мачтах сотовой связи, используя линии питания данной системы и не оказывая из-за своего незначительного энергопотребления какого-либо влияния на ее работу.

Достаточно высокие вероятностные характеристики обнаружения позволяют использовать данное средство в качестве необслуживаемой, автоматической системы установления факта пересечения (пролета) определенного рубежа (например государственной границы) маловысотной целью с последующей выдачей предварительного целеуказания специализированным средствам наземного или космического базирования о направлении и рубеже появления нарушителя.

Так, расчеты показывают, что поле подсвета базовых станций с разносом между БС 35 километров и мощностью излучения от 100 Вт способно обеспечить обнаружение маловысотных аэродинамических целей с ЭПР 1м2 в «просветной зоне» с вероятностью правильного обнаружения 0,7 и вероятностью ложной тревоги 10–4. Количество сопровождаемых целей определяется производительностью вычислительных средств. Основные характеристики системы были проверены серией практических экспериментов по обнаружению маловысотных целей, проведенных ОАО «НПП «Кант» при содействии ОАО «РТИ им. академика А. Л. Минца» и участии сотрудников ВА ВКО им. Г. К. Жукова. Результаты испытаний подтвердили перспективность применения систем маловысотной полуактивной локации целей в поле подсвета БС систем сотовой связи стандарта GSM. При удалении приемного модуля на расстоянии 1,3–2,6 километра от БС с мощностью излучения 40 Вт цель типа Як-52 уверенно обнаруживалась под различными ракурсами наблюдения как в переднюю, так и заднюю полусферу в первом элементе разрешения.

Конфигурация существующей сети сотовой связи позволяет строить гибкое предполье мониторинга маловысотного воздушного и приземного пространства в поле подсвета БС сети GSM связи в приграничной полосе.

Систему предлагается строить в несколько рубежей обнаружения на глубину 50–100 километров, по фронту в полосе 200–300 километров и по высоте до 1500 метров. Каждый рубеж обнаружения представляет последовательную цепь зон обнаружения, располагаемых между БС. Зона обнаружения формируется однобазовой разнесенной (бистатической) допплеровской РЛС. Данное принципиальное решение основано на том, что при просветном обнаружении цели ее эффективная отражающая поверхность многократно возрастает, что позволяет обнаруживать малозаметные цели, выполненные по технологии «Стелс».

Наращивая возможности ВКО

От рубежа к рубежу обнаружения происходит уточнение количества и направления пролетающих целей. При этом становится возможным алгоритмическое (расчетное) определение дальности до цели и ее высоты. Количество одновременно регистрируемых целей определяется пропускной способностью каналов передачи информации по линиям сотовых сетей связи.

Информация с каждой зоны обнаружения поступает по сетям GSM в Центр сбора и обработки информации (ЦСОИ), который может располагаться за много сотен километров от системы обнаружения. Отождествление целей осуществляется по пеленгационным, частотным и временным признакам, а также при установке видеорегистраторов – по изображению целей.

Таким образом, комплекс «Рубеж» позволит:

  • создать сплошное маловысотное радиолокационное поле с многократным многочастотным перекрытием зон излучения, создаваемых различными источниками подсвета;
  • обеспечить средствами контроля воздушного и наземного пространства слабооборудованную традиционными средствами радиолокации государственную границу и другие территории страны (нижняя граница контролируемого радиолокационного поля менее 300 метров создана лишь вокруг диспетчерских узлов крупных аэропортов. Над остальной территорией РФ нижняя граница определяется только потребностями сопровождения гражданских воздушных судов вдоль магистральных авиалиний, которые не опускаются ниже 5000 метров);
  • существенно снизить затраты на размещение и ввод в эксплуатацию по сравнению с любыми аналогичными системами;
  • решать задачи в интересах практически всех силовых ведомств РФ: МО (наращивание дежурного маловысотного радиолокационного поля на угрожаемых направлениях), ФСО (в части обеспечения безопасности объектов государственной охраны – комплекс можно располагать в пригородных и городских районах для мониторинга воздушных террористических угроз или контроля использования приземного пространства), УВД (контроль над полетами легких летательных аппаратов и беспилотных средств на малых высотах, включая воздушные такси, – по прогнозам Минтранса ежегодный прирост летательных аппаратов малой авиации общего назначения составляет 20 процентов ежегодно), ФСБ (задачи антитеррористической защиты стратегически важных объектов и охраны государственной границы), МЧС (мониторинг пожарной безопасности, поиск потерпевших аварию летательных аппаратов и т. д.).

Предложенные средства и способы решения задач маловысотной радиолокационной разведки ни в коем случае не отменяют созданные и состоящие на снабжении ВС РФ средства и комплексы, а лишь наращивают их возможности.

Справочная информация:

Научно-производственное предприятие «Кант» более 28 лет разрабатывает, производит и проводит техническое обслуживание современных средств специальной связи и передачи данных, радиомониторинга и радиоэлектронной борьбы, комплексов защиты информации и информационных каналов. Изделия предприятия стоят на снабжении практически всех силовых структур Российской Федерации и используются при решении оборонных и специальных задач.

ОАО «НПП «Кант» обладает современной лабораторной и производственной базой, высокопрофессиональным коллективом ученых и инженерно-технических специалистов, что позволяет ему выполнять полный комплекс научно-производственных задач: от НИОКР, серийного производства до ремонта и сервисного обслуживания техники, находящейся в эксплуатации.

Авторы: Андрей Демидюк , исполнительный директор ОАО «НПП «Кант», доктор военных наук, доцент Евгений Демидюк , начальник отдела инновационных разработок ОАО «НПП «Кант», кандидат технических наук, доцен

настоящих Федеральных правил

144. Контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

Контроль за использованием воздушного пространства Российской Федерации в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства (далее - воздушные суда-нарушители) и воздушных судов - нарушителей правил пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

145. В случае если органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) выявляется нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, информация об указанном нарушении немедленно доводится до сведения органа противовоздушной обороны и командира воздушного судна, если с ним установлена радиосвязь.

146. Органы противовоздушной обороны обеспечивают радиолокационный контроль воздушного пространства и представляют соответствующим центрам Единой системы данные о движении воздушных судов и других материальных объектов:

а) угрожающих незаконным пересечением или незаконно пересекающих государственную границу Российской Федерации;

б) являющихся неопознанными;

в) нарушающих порядок использования воздушного пространства Российской Федерации (до момента прекращения нарушения);

г) передающих сигнал "Бедствие";

д) выполняющих полеты литеров "A" и "K";

е) выполняющих полеты для проведения поисково-спасательных работ.

147. К нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся:

а) использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил;

б) несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства;

в) невыполнение команд органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и команд дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы;

д) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений;

е) полет группы воздушных судов в количестве, превышающем количество, указанное в плане полета воздушного судна;

ж) использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;

з) посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром (площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

и) несоблюдение экипажем воздушного судна правил вертикального и горизонтального эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту воздушного судна аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);

(см. текст в предыдущей редакции)

к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);

л) влет воздушного судна в контролируемое воздушное пространство без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

М) полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения.

148. При выявлении воздушного судна-нарушителя органы противовоздушной обороны подают сигнал "Режим", означающий требование о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Режим" до соответствующих центров Единой системы и приступают к действиям по прекращению нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы предупреждают командира воздушного судна-нарушителя (при наличии с ним радиосвязи) о поданном органами противовоздушной обороны сигнале "Режим" и оказывают ему помощь в прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

149. Решение о дальнейшем использовании воздушного пространства Российской Федерации, если командиром воздушного судна-нарушителя прекращено нарушение порядка его использования, принимают:

а) начальник дежурной смены главного центра Единой системы - при выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

б) начальники дежурных смен регионального и зонального центров Единой системы - при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

в) оперативный дежурный органа противовоздушной обороны - в остальных случаях.

(см. текст в предыдущей редакции)

150. О решении, принятом в соответствии с пунктом 149 настоящих Федеральных правил, центры Единой системы и органы противовоздушной обороны извещают друг друга, а также пользователя воздушного пространства.

(см. текст в предыдущей редакции)

151. При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал "Ковер", означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Ковер", а также границы района действия указанного сигнала до соответствующих центров Единой системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы немедленно принимают меры по выводу воздушных судов (их посадки) из района действия сигнала "Ковер".

(см. текст в предыдущей редакции)

152. В случае невыполнения экипажем воздушного судна-нарушителя команды органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства такая информация немедленно доводится до органов противовоздушной обороны. Органы противовоздушной обороны применяют меры к воздушному судну-нарушителю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экипажи воздушных судов обязаны выполнять команды дежурных воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для прекращения нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

В случае принуждения к посадке воздушного судна-нарушителя его посадка осуществляется на аэродром (вертодром, посадочную площадку), пригодный для посадки такого типа воздушного судна.

153. При возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна, экипаж подает сигнал "Бедствие". На воздушных судах, оборудованных системой сигнализации об опасности, при нападении на экипаж дополнительно подается сигнал "ССО". При получении от экипажа воздушного судна сигнала "Бедствие" и (или) "ССО" органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу, терпящему бедствие, и немедленно передать в центры Единой системы, авиационные координационные центры поиска и спасания, а также в органы противовоздушной обороны данные о его местонахождении и другую необходимую информацию.

154. После выяснения причин нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации разрешение на дальнейшее выполнение международного полета или полета, связанного с пересечением более 2 зон Единой системы, принимает начальник дежурной смены главного центра Единой системы, а в остальных случаях - начальники дежурных смен зонального центра Единой системы.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 4/2000 Стр. 30-33

Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства: проблемы совершенствования

Генерал-лейтенант А.В.ШРАМЧЕНКО

Полковник В.П. САУШКИН, кандидат военных наук

ВАЖНОЙ составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и безопасности воздушного движения над территорией страны являются радиолокационная разведка и контроль воздушного пространства. Ключевая роль в решении этой задачи принадлежит радиолокационным средствам и системам Министерства обороны и Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ).

На современном этапе, когда особую остроту приобретают вопросы рационального использования выделяемых на оборону материальных и финансовых средств, сбережения ресурсов вооружения и военной техники, главным направлением развития радиолокационных средств и систем следует считать не создание новых, а организацию более эффективного комплексного использования существующих. Данное обстоятельство предопределило необходимость концентрации усилий различных ведомств на интеграции радиолокационных средств и систем в Единую автоматизированную радиолокационную систему (ЕАРЛС) в рамках Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП) Российской Федерации.

Разработанная в соответствии с Указом Президента России федеральная целевая программа совершенствования ФСР и КВП на 2000-2010 годы провозглашает своей целью достижение требуемой эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы РФ в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на наиболее важных воздушных направлениях на основе комплексного использования радиолокационных средств и систем видов ВС РФ и ФСВТ в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

Главной задачей первого этапа совершенствования ФСР и КВП (2000- 2005 годы) определено создание ЕАРЛС в Центральной и Северо- Кавказской зонах ПВО, в Калининградском районе ПВО (Балтийский флот), в отдельных районах Северо-Западной и Восточной зон ПВО на основе комплексного оснащения группировок войск и позиций ФСВТ унифицированными средствами автоматизации межвидового применения.

Для этого предусматривается прежде всего разработка концепций развития радиолокационных средств обнаружения для оснащения ЕАРЛС и единой системы отображения подводной, надводной и воздушной обстановки на морских театрах. Особое внимание будет уделено системотехническим вопросам построения системы обмена информацией реального масштаба времени ФСР и КВП на базе существующих и перспективных средств.

В этот период предстоит освоить серийное производство радиолокационных средств, прошедших государственные испытания, унифицированных комплексов средств автоматизации (КСА) межвидового применения в стационарном и мобильном исполнении, начать планомерное оснащение ими группировок войск в соответствии со стратегией создания ЕАРЛС. Кроме того, необходимо определить состав, организационную структуру и вооружение мобильного резерва ФСР и KBIT постоянной готовности, а также перечень радиотехнических подразделений береговой службы наблюдения ВМФ для включения в состав ФСР и КВП, разработать предложения и планы их поэтапного перевооружения. Предстоит провести мероприятия по модернизации радиоэлектронной техники, продлению ее ресурса и поддержанию существующего парка в исправном состоянии, НИОКР, направленные на создание приоритетных перспективных образцов межвидового применения, разработать нормы (стандарты и рекомендации) базовых вариантов оборудования подразделений Минобороны и позиций ФС ВТ двойного назначения, в соответствии с которыми проведено их дооснащение.

Результатом работы должно стать проведение испытаний экспериментальных участков фрагментов ЕАРЛС, дооснащение их унифицированными комплексами обмена информацией, распространение полученного опыта на другие зоны и районы ПВО.

На втором этапе (2006-2010 годы) предусматривается завершение формирования ЕАРЛС в Северо-Западной и Восточной зонах ПВО; создание фрагментов ЕАРЛС в отдельных районах Уральской и Сибирской зон ПВО; создание мобильного резерва ФСР и КВП постоянной готовности, его оснащение мобильными РЛС и КСА межвидового применения; завершение ОКР по разработке приоритетных перспективных образцов радиоэлектронной техники межвидового применения и начало планомерного оснащения ими ФСР и КВП; завершение построения системы обмена информацией для ФСР и КВП в целом; проведение НИОКР по разработке унифицированных блочно-модульных РЛС и КСА межвидового применения; создание научно-технического задела по дальнейшему развитию и совершенствованию ФСР и КВП.

Следует отметить, что жесткая ведомственная подчиненность средств радиолокации видов ВС РФ и ФСВТ в сочетании с низким уровнем автоматизации процессов управления силами и средствами радиолокационной разведки затрудняет построение ФСР и КВП по единому замыслу и плану и особенно принятие оптимальных решений по ее использованию в интересах всех потребителей радиолокационной информации. Так, не определены показатели эффективности применения ФСР и КВП при решении функциональных задач, закономерности и принципы управления, полномочия и границы ответственности органов управления по управлению силами и средствами радиолокационной разведки в мирное время, при несении боевого дежурства и в процессе боевого применения.

Сложность выявления закономерностей и принципов управления ФСР и КВП обусловлена недостаточным опытом ее использования. Требуется создание соответствующей терминологии с выбором наиболее точных определений основных понятий, имеющих отношение к радиолокации. Тем не менее сложились определенные взгляды на принципы управления сложными организационно-техническими системами, организацию и методы работы органов управления с учетом перспектив развития и внедрения АСУ. Накоплен богатый опыт решения задач управления радиолокационными средствами и системами в видах ВС РФ и ФСВТ.

По нашему мнению, управление ФСР и КВП должно представлять собой комплекс согласованных мероприятий и действий органов управления ФСР и КВП по поддержанию подчиненных сил и средств в постоянной готовности к их применению и руководству ими при выполнении поставленных задач. Оно должно осуществляться с учетом требований всех заинтересованных сторон на основе автоматизации процессов сбора, обработки и распределения информации на всех уровнях.

Исследования показали, что, во-первых, только централизованное планирование и управление силами и средствами ФСР и КВП позволит при заданном уровне эффективности максимально сохранить запас технического ресурса радиоэлектронной техники, уменьшить численность обслуживающего персонала, создать единую систему эксплуатации, ремонта и материально-технического обеспечения, значительно сократить эксплуатационные расходы; во-вторых, оргструктура и способы управления должны быть такими, при которых в максимальной степени используются возможности технических средств для достижения целей управления; в-третьих, только комплексная автоматизация процессов управления и использование оптимизационных моделей позволяют добиться существенного повышения эффективности применения ФСР и КВП по сравнению с традиционными эвристическими методами планирования и управления.

Основными принципами управления ФСР и КВП, на наш взгляд, должны стать централизация и единоначалие. Действительно, динамичность и скоротечность изменения воздушной и радиоэлектронной обстановки, особенно в условиях ведения боевых действий, значительно повысили роль фактора времени и необходимость единоличного принятия решения и твердого проведения его в жизнь. А этого можно добиться только при жесткой централизации прав в руках одного лица. Централизация управления позволит в короткие сроки и наилучшим образом координировать действия разнородных сил и средств ФСР и КВП, эффективно применять их, быстро сосредоточивать усилия на главных направлениях, на решении главных задач. При этом централизованное управление должно сочетаться с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач.

Необходимость единоначалия и централизации управления вытекает также из самих целей создания ФСР и КВП, какими являются снижение суммарных затрат Минобороны и ФСВТ на проведение НИОКР по разработке средств автоматизации и радиолокации, на содержание и развитие позиций радиолокационных средств; единое понимание воздушной обстановки в органах управления всех уровней; обеспечение радиоэлектронной совместимости средств радиолокации и связи видов ВС РФ и ФСВТ в районах совместного базирования; уменьшение типажа и унификация радиолокационных средств, КСА и средств связи, создание единых стандартов их сопряжения.

Поскольку основу ФСР и КВП составляют радиотехнические войска ВВС, общее руководство созданием и применением ФСР и КВП целесообразно возложить на главнокомандующего ВВС, который в качестве председателя Центральной межведомственной комиссии ФСР и КВП может осуществлять административное управление ФСР и КВП. В задачи комиссии должны быть включены: разработка планов развития ФСР и КВП и координация НИОКР в этой области с учетом основных направлений совершенствования сил и средств радиолокационной разведки видов ВС РФ и ФСВТ; проведение единой технической политики при поэтапном создании ФСР и КВП, выработка предложений и рекомендаций видам ВС РФ и ФСВТ по направлениям развития средств радиолокации, автоматизации и связи, их стандартизации и совместимости; разработка программ и планов оснащения ФСР и КВП техническими средствами, обеспечивающими качественное решение задач мирного и военного времени, организация работ по сертификации, аттестации и лицензированию технических средств; согласование с видами Вооруженных Сил и ФСВТ разрабатываемых нормативных и правовых документов, регламентирующих порядок функционирования ФСР и КВП; согласованное планирование и формирование заказов на серийное производство, закупку новой техники для ФСР и КВП и ее развертывание; планирование и организация применения ФСР и КВП в интересах всех заинтересованных потребителей радиолокационной информации; согласование с видами ВС РФ и ФСВТ вопросов, касающихся размещения и передислокации радиолокационных подразделений.

Непосредственное управление созданием и совершенствованием ФСР и КВП главнокомандующий ВВС может осуществлять через управление радиотехнических войск ВВС, которое выполняет функции аппарата Центральной межведомственной комиссии.

Общее руководство применением ФСР и КВП в зонах ПВО целесообразно возложить на командующих объединениями ВВС, в районах ПВО - на командиров соединений ПВО, которые могут осуществлять управление ФСР и КВП лично, через зональные межведомственные комиссии ФСР и КВП, штабы объединений ВВС и соединений ПВО, а также через своих заместителей и начальников радиотехнических войск.

В задачи зональной межведомственной комиссии ФСР и КВП, штаба объединения ВВС (соединения ПВО) должно входить: планирование и организация боевого дежурства части сил и средств ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО; согласование планов применения ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО со всеми заинтересованными ведомствами; организация и проведение подготовки личного состава и техники ФСР и КВП к выполнению поставленных задач; организация радиолокационной разведки и контроля воздушного пространства ФСР и КВП в зоне (районе) ПВО; контроль качества и устойчивости обеспечения радиолокационной информацией органов управления; организация взаимодействия с силами и средствами разведки и контроля воздушного пространства, не входящими в состав ФСР и КВП; согласование вопросов эксплуатации технических средств ФСР и КВП.

Структурно система управления ФСР и КВП должна включать органы управления, пункты управления, систему связи, комплексы средств автоматизации и др. Ее основу, на наш взгляд, может составить система управления радиотехническими войсками ВВС.

Непосредственное управление силами и средствами радиолокационной разведки и контроля воздушного пространства целесообразно производить с существующих пунктов управления видов Вооруженных Сил и ФСВТ (по ведомственной принадлежности). При этом свою работу и работу подчиненных сил и средств они должны организовывать в соответствии с требованиями потребителей радиолокационной информации на основе единого планирования применения ФСР и КВП в зонах и районах ПВО.

В ходе боевого применения радиотехнические подразделения (радиолокационные позиции) ФСР и КВП по вопросам ведения радиолокационной разведки и выдачи радиолокационной информации должны оперативно подчиняться органам управления радиотехнических войск ВВС через пункты управления соответствующих видов Вооруженных Сил.

В условиях все возрастающей динамичности воздушной и радиоэлектронной обстановки и активного воздействия противостоящей стороны на радиолокационные средства и системы требования к обеспечению эффективного управления ими резко возрастают. Кардинально решить проблему повышения эффективности применения ФСР и КВП можно только через комплексную автоматизацию процессов управления на основе внедрения новых информационных технологий. Четкое формулирование целей функционирования ФСР и КВП, задач управления, определение целевых функций, разработка моделей, адекватных объектам управления, - вот основные проблемы, которые необходимо решить при синтезе структуры системы управления и алгоритмов ее функционирования, распределении функций по уровням системы управления и определении их оптимального состава.

Военная мысль. 1999. № 6. С. 20-21.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама