THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

После потопа

Прошло много лет и у сыновей Ноя появилось множество детей, давших, в свою очередь, жизнь своим детям. Вскоре землю опять населяло множество людей. Все пришедшие в мир люди были потомками трех сыновей Ноя и их жен (Быт 9:19).

Годы шли, а число людей все увеличивалось. В то время все люди на земле говорили на одном языке. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннар долину и поселились там (Быт 11:1-2). Люди начали строить дома, амбары, склады и другие сооружения. Прежде города распространялись по долине в длину. Все больше и больше семей сами выбирали себе место для жилья. Таким образом, так же как и до потопа, люди предпочитали перемещаться большими группами.

Деревьев и камней на этой территории было мало. Наверное, ни один из великих городов так бы и не был построен, если бы земля не давала материала, пригодного для изготовления великолепных кирпичей. Кирпичи изготовлялись из влажной глины, которую закладывали в формы, а затем обжигали их на солнце или на огне. И люди стали использовать кирпичи вместо камней, а земляную смолу вместо извести (Быт 11:3). И сказали они: «Построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли».

Это было неугодно Богу. Он знал, что из того, что люди начнут собираться вместе в переполненных зданиях ничего хорошего не выйдет. Он создавал людей, чтобы они жили в полях, лесах, горах, возле рек, даже в пустынях или на островах среди моря. Кроме того, люди, собравшиеся в массу, были более склонны к тому, чтобы преступать Закон Божий. Господь сказал Ною и его детям, что люди должны расселиться по всей земле.

Нимрод становится героем

В это время в человеческой истории появляется человек, который происходил от одного из сыновей Ноя, Хама. Точнее, это был праправнук Ноя, которого звали Хуш.

Имя же Нимрод, если судить по Словарю еврейского языка Стронга, означает восстание или храбрец .

Евреи также могли ассоциир овать его имя с восстанием, и поэтому это слово вошло в употребление именно в данном значении. Вместе с тем, Нимрод на самом деле соответствовал своему имени, если оно действительно означало восстание .

Однако, е г о имя могло происходить и от имени Нинурта, которое принадлежало богу войны в Месопотамии, также называемого стрелой , или могучим героем , культ которого был широко распространен во втором тысячелетии до Рождества Христова. Его имя также прослеживается позже в именах ассирийских правителей, в частности первого ассирийского царя, который правил всем Вавилоном – Тукулти Нинурты І (годы жизни 1246-1206 до Рождества Христова). Недавно ученые в своих исследованиях пытались доказать, что имя Нинурта пошло именно от этого царя. На самом деле, это утверждение не имеет под собой оснований, так как противоречит историческому ходу событий. Более вероятным является то, что имя этого царя произошло от имени Нимрод, а культ Нинуса, еще одного восточного бога, возможно, связан с именем Нинурты. Но имена и Нинурты, и Нинуса, скорее всего, произошли от имени библейского Нимрода.

Некоторые исследователи, придерживающиеся атеизма, утверждают, что на основании того, что Нимрод являлся сыном Хуша, Нимродом могли называть фараона Аменофиса ІІІ (1411-1375). Это основывается на том факте, что сыновья Хуша эмигрировали из Месопотамии в Эфиопию. Тем не менее, они, скорее всего, пришли из Куссу , что на востоке Месопотамии, в то время, как некоторые сыновья Хуша прошли дальше на восток к бассейну реки Инд, на территорию нынешнего Пакистана, а потом еще дальше – на территорию теперешней Индии.

Ассирию называли землей Нимрода, и ним были основаны такие города как Вавилон, Эрех, Аккад, и Халне в земле Сеннар, которая позже получила название земли Шумеров. Из этой земли вышел Асур и построил Ниневию, один из самых могущественных городов ассирийцев, во времена расцвета Ассирийской Империи даже являвшейся столицей государства. Эти места сейчас являются территорией Ирака или граничат с ним.

В Библии говорится. Что Нимрод был «сильным звероловом пред Иеговой (или Господом)», что означало огромного, сильного и свирепого человека. Поскольку он был известен как удачливый охотник на диких животных, которые нападали на людей, он стал героем, а позже соответственно стал во главе своих соплеменников (Быт 10:8-9). Как и многие другие в то время, Нимрод конечно же знал о Законах Божьих, но ненавидел их. Но, также как и многие введенные в заблуждение люди в наши дни, Нимрод полагал, что не сможет наслаждаться жизнью в полной мере, если будет следовать этим заповедям. Он установил для себя свои собственные законы, и старался убедить других следовать им.

Нимрод возглавил тех людей, которые собрались вместе в главном городе земли Сеннар. Наверняка тогда существовали семьи, которым не нравилось то, как руководил Нимрод, но когда на город нападали дикие животные, именно Нимрод и его воины выходили на защиту города. Позже Нимрод построил стену, защищавшую растущий город. Именно в этих действиях проявился его характер сильного вождя, который и привлек большое количество людей в его город и под его руководство.

Прошло очень много лет с тех пор, как из небольшого поселения Вавилон превратился в огромный город. Это был первый большой город, возникший на земле после потопа. это было таким чудом, что люди приходили издалека, чтобы посмотреть на массу зданий и высокие стены крепости. В честь города Бабель или Вавилон земля вокруг позже получила название Вавилония Быт (10:10). Это название имеет аккадианские корни и означает «ворота к богу» (смотри комментарии к Бытие 10:10 и 1:9).

Нимрод дает начало идолопоклонству

Нимрод стал человеком, внушающим наибольший страх на земле. С ростом Вавилона росло и его могущество. Он создавал законам, согласно которым вавилоняне должны были подчиняться его правительству, а не законам Бога, которого чтил Ной. Нимрод говорил своему народу, что они должны поклоняться Сатане, обожествляя тленные предметы, такие как солнце, змеи и тому подобное (Рим 1:21-23).

Именем вавилонского бога было Вил или Ваал, что означает хозяин или господин . Еще его называли Меродах, и он являлся вавилонским «Богом Войны» (Иер 50:2). В еврейском языке его именем было Ваал. Он являлся супругом богини солнца Ашторет или Истар, или Астарты, в честь которой и был назван праздник Пасхи (Истер от англ. Easter). Среди других идолов Вил считался главным. Нимрод пытался укрепить свою власть, объявив себя верховным жрецом Вила или Ваала и Меродаха. Таким образом, в Вавилоне появились ложные доктрины, которые нашли отражение практически во всех религиях мира. Многие миллионы людей сейчас, стремясь к тому, чтобы жить по закону Божьему, на самом деле следуют древним традициям поклонения идолам и языческим обрядам, которые родились еще в Вавилоне. Люди, называющие себя христианами, празднуют вавилонские праздники солнцестояния, называя их Рождеством и Пасхой, последний из которых берет начало с праздника богини Истер (Астарты), чей супруг умер в пятницу, а воскрес в воскресенье. Именем этого супруга у разных народов в разных тайных культах было Аттей на западе, Адонис или Орфей, или Дионис у греков, Бахус (Вакх) у римлян.

Вавилонская башня

Одним из способов Нимрода для удержания своего влияния на людей и сплочение их было строительство башни таких размеров, чтобы он смогла вызывать благоговение и восхищение всего мира. Это должен был стать храм солнца, сооружение, выше которого на земле еще не было построено, и находиться он был должен в центре мирового господства (Быт 11:5).

Над закладкой лишь одного фундамента рабы трудились очень долгое время. Затем понемногу башня устремлялась к небу. Замысел Нимрода о построении чудовищное по своим размерам сооружение посреди долины постепенно приводился в исполнение.

Бог решил вмешаться. Он понял, что строительство вавилонской башни станет лишь началом. Неконтролируемое знание сможет достигнуть такого уровня, что за предоставленные Сатане для правления миром шесть тысяч лет, земля будет полностью разрушена самими же людьми. Представьте, что бы могло произойти, если бы люди, подобные Нимроду могли бы тогда создать такое оружие, какое мы имеем сейчас! Итак, системе идолопоклонства в Вавилоне должен был быть положен конец, а языки людей смешаны, поскольку человеческое знание прогрессировало с такой быстротой, что люди разрушили бы планету задолго до того, как закончился бы отрезок времени, данный Сатане для правления на земле.

Смешение языков

Господь сказал: «Вот, один народ, и один у всех язык; и вот, что они начали делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт 11:5-6). Вдруг с людьми, работавшими над строительством, что-то произошло. Они начали обвинять друг друга в том, что другой не может четко объяснить, что он хочет. Одни говорили на одном языке, другие – на другом. Чем меньше они понимали друг друга, тем больше спорили. Их споры переходили в драки. Строительство прекратилось (Быт 11:7-8). Бог смешал языки для того, чтобы сделать невозможной дальнейшее сооружение башни из-за отсутствия взаимопонимания. Башня получила название «Вавилонской» от слова «Вавил», что означало «смешение» на языке, на котором говорил Ной, которое сохранило это значение и до настоящего времени.

Не понимая теперь речи своих соседей, многие семьи, жившие в Вавилоне или его окрестностях, покинули город, чтобы жить в отдаленных уголках страны. Это стало исполнением Божьего завета (Быт 10:25 и Втор 32:7-8). То, что Бог смешал языки, разделив людей, нанесло сильный удар по планам Нимрода по скорейшему росту его царства и установлением контроля над людьми, их обычаями, поведением и традициями.

Но в течение последующих нескольких лет когда некоторые из людей покинули Вавилон и начали населять землю, число тех, кто остался, неудержимо росло. Кроме того, в Вавилоне также останавливалось множество странников.

Замыслы Нимрода о правлении землей

С течением времени во времена правления Нимрода на земле Сеннар в Вавилонии возникли другие города. Границы его владений расширились. Сыновья Хуша, его отца, путешествовали по всему континенту Азии и Европы, спускались дальше, на территорию Египта и Эфиопии на Африканском континенте. И везде они несли греховную традицию поклонения дьяволу в облике змеи или бога-солнца. Нимрод утверждал, что лишь Сатана обладал таинственным знанием, которое мог открыть своим последователям только он сам. Для изучающих Библию имя Нимрода соотносится с именем «Петра» или Потаха , эта взаимосвязь возникает на основании первоначального значения корня этого слова – «открывающий» в языках х алде йских , в авилон ских , а позже и в еврейском.

В то же время многие из обитателей земли не имели ничего общего с системой взглядов, созданной Нимродом. Некоторые племена поселились так далеко от Вавилонии, что даже не слышали о приходе идолопоклонства. Другие вообще не придавали значения вере.

Но небольшое количество людей все же не отступили от своего Создателя. Сим, один из сыновей Ноя, возглавил эту группу последователей Бога. Многие годы они боролись с той волной идолопоклонства, которая распространялась из Вавилона.

Сим был младшим сыном Ноя, следовательно, Нимрод был его внучатым племянником. Миссией Сима, как священника Всевышнего, была в том, чтобы противостоять влиянию Нимрода.

О смерти Нимрода ничего доподлинно не известно. Известно только то, что Сим пережил его на много лет. Лоно церкви Сима находилось в Иерусалиме, где многие цари становились первосвященниками и получали имена Мельчизедек или Адонай-зедек, что означало Мой царь это праведность или Мой Бог это праведность . Позже Авраам платил десятину Симу или одному из его первосвященников в Иерусалиме.

Смерть Нимрода стала неожиданностью для его последователей. Они не понимали, как и почему было позволено умереть первосвященнику бога-солнца. Многие утратили веру в своего героя, а сама религиозная доктрина Нимрода начала терять свое влияние.

Но Сатана не собирался оставлять своих попыток отвернуть людей от их Создателя. Он собирался использовать смерть Нимрода для того, чтобы, шокировав людей, вновь вернуть их к идолопоклонству. По замыслу Сатаны язычество должно было не только вернуть утраченные позиции в то время, но и завоевать популярность еще на долгие тысячелетия!

Жена Нимрода

Чтобы понять, что же произошло, мы должны познакомиться с женой Нимрода, которую называли Иштар или Истер. В Библии она упоминается как Астарта. Многие называют ее Семирамидой. Ее культ, преисполненный похоти, все еще сохранился на крайнем юге Африки – в Уганде (ср. Фразер Золотой сук , 275). Символом Семирамиды является золотой голубь, она также известна под именами Фригийской Сивиллы или Сирийской Атаргаты. Имя Атаргатис является греческим вариантом имени супруги Ваала, которому поклонялись в Тарсе, что является территорией сегодняшней Сирии. Когда-то ее имя звучало как Атех-атех и обозначало богиню Тарсы. Ей поклонялись на севере, в долине реки Евфрат, на территории, называемой Иерополис- Бамбис (Фразер там же ).

Со смертью ее мужа правление государством перешло в ее руки. Но Семирамида боялась потерять контроль над своими подчиненными, так как многие из них уже не верили в то, что Нимрод являлся тем солнцеподобным, которым он себя представлял. Она знала, что должно произойти какое-то чудо, что-то, что преисполнит людей священного трепета и докажет, что Нимрод действительно являлся богом.

Через какое-то время после смерти Нимрода, Семирамида родила сына. Это и было нужно этой низкой женщине для претворения в жизнь своего алчного плана. Она объявила, что у ее сына нет земного отца, и что он появился на свет от волшебного луча от великого бога-солнца. Его стали называть сыном Нимрода, который пришел на смену своему отцу.

Для некоторых эта чудовищная ложь показалась немыслимой. Тем не менее, царице удалось взять под контроль свое государство. Все большее количество людей считало Нимрода сыном Бога. Более того, Семирамиде начали поклоняться как матери Бога. Ее называли «Девой Матерью» или «Богиней Неба» (Иер 7:18; 44:17-19, 25). Она стала первой в мире религиозной правителницей. Отсюда берет начало культ Сивиллы как Матери богини на Среднем Востоке.

Эти события происходили более четырех тысяч лет назад. Но это было лишь началом языческих верований, влияние которых было настолько сильным, что даже теперь некоторые люди поклоняются «Богине Неба», которой на самом деле никогда не существовало.

Из-за действий Сатаны все эти языческие идолопоклоннические символы, обычаи, доктрины и традиции перемешались с библейскими таким образом, что многие люди, сами того не зная, следуют им и теперь. Это «тайное знание», называемое так в Библии, все еще скрывает истину от многих, кто действительно хочет прийти к Богу.

Языческие традиции в наши дни

В Писании Бог говорит нам не следовать традициям идолопоклонства (Иер 10:2 и Втор 12:30-31). С другой стороны многие духовные лидеры говорят нам, что не праздновать 25 декабря означает следовать языческой традиции. Этот день праздновался теми древними язычниками, которые считали этот день днем рождения сына Матери Неба, связанной с Нимродом и богом солнца!

Семирамида и ее последователи утверждали, якобы 25 декабря ночью из мертвого пня в Вавилоне выросло вечнозеленое дерево, а сам Нимрод каждый год тайно приходит на землю, чтобы оставить под этим деревом свои дары. Это было началом того, что сейчас мы празднуем как Рождество. Санта Клаус появится позже, но об этом речь пойдет в другой статье. Смотри статью Почему мы не празднуем Рождество [ДБ24] .

Рождение Семирамиды или Истер также находит свое отражение в религиозных празднествах во всем мире. Существует ошибочное мнение о том, что еще до потопа с небес было послан дух, появившийся из огромного яйца, которое было брошено в Евфрат. Этой богиней в яйце Истар ( Easter egg в переводе с английского означает пасхальное яйцо) был никто иной как Семирамида.

Название Истер встречается и в каноническом переводе Библии на английский - Версии Короля Джеймса (Деян 12:4), но оно ошибочно заменено переводчиками словом, обозначающим еврейскую Пасху (в русском переводе - Пасха). Пасха являлась одним из тех праздников, которые должны отмечаться по воле Господа, в то время как Пасхальное Воскресенье с его языческими традициями празднования рассвета является полностью языческим праздником (1Кор 5:7-8). Смотри те также статью Святые дни Бога [ДБ22] .

Сейчас становится понятным, каким образом Сатана с помощью Нимрода и Семирамиды заставил человечество поверить в ложь (Откр 12:9), как когда-то заставил Еву.

Другие действующие лица этой истории так же несут ложь, например, бог Аттей, который якобы являлся единственным Богом, который одновременно являлся и Сыном, и Отцом. Он был убит на дереве, затем сошел в ад в пятницу, а воскрес в воскресенье. Это является основой для теперешней пасхальной истории, не имеющей, как оказывается, ничего общего с тем, что произошло с Христом во время еврейской Пасхи. Отсюда же берет начало доктрина о триедином Боге, которая активно поддерживается традиционным христианством.

Эта ложная система взглядов, которую мы называем Мистицизмом, получила отражение во всех мировых религиях.

Тем не менее, Сатане не всегда будет позволено вводить в заблуждение человечество. Скоро придет время, когда он будет лишен власти на тысячу лет (Откр 20:1-3). Все ложные религии будут искоренены. Тогда человечество и узнает настоящую истину, которая так долго была сокрыта от него.

Но почему-то забыли рассказать о его детстве. А ведь история Авраама начинается ещё до его появления на свет. И, конечно, в этой истории есть свои злодеи, свои герои, да и жертвы тоже есть.

Я представлю тебе главного злодея. Его звали Нимрод. Он был великим царём, и подданные преклонялись перед ним, как перед Богом. Именно Нимрод приказал построить .


Ещё он прославился как храбрый воин и охотник. Говорят, что в этом ему помогала чудесная одежда, которую он получил по наследству. А сшил эту одежду сам Всевышний — для Адама, после того как изгнал его из райского сада. Надев её, Адам мог одолеть любого зверя, а также понимать язык животных и птиц. спрятал её в Ковчеге и передал своим сыновьям. А потом она попала к Нимроду.

Он никому не рассказывал о чудесном одеянии, благодаря которому стал очень искусен в охоте. Тора называет его звероловом-богатырём. Слава о Нимроде быстро разнеслась повсюду. Вот он и возомнил себя Богом и заставил всех себе поклоняться.

Жизнь Нимрода текла спокойно и счастливо, пока в одно прекрасное утро к нему не пришли предсказатели. Они сообщили, что вскоре должен родиться мальчик, который его победит. Нимрод подумал минуту и сказал: «Ну, это не беда, с завтрашнего дня мы будем убивать всех новорождённых мальчиков!» Главный советник царя, Терах, будущий отец Авраама, спросил: «Моя жена тоже ждёт ребёнка. Ты же не прикажешь убить и мое дитя?» - «Ты верно мне служишь, - ответил Нимрод, - пусть твой ребёнок живет!»


Приказ Нимрода был исполнен. Однако через некоторое время к нему опять пришли предсказатели: «Звёзды указывают на то, что ребёнок жив. Наверное, это сын Тераха». Услышав это, советник бросился домой, схватил младенца и спрятал его в пещере далеко от дома. Там он и рос, вдали от людей.

Прошло время, история эта стала забываться, Нимрод отменил свой указ, и Терах вернул сына домой.

Но Авраам был необычным ребёнком. Он стал убеждать окружающих в том, что не стоит поклоняться божкам, что есть только один Бог. Слухи о странном мальчике дошли и до Нимрода. И он приказал привести Авраама.

Авраам, говорят, что ты не желаешь служить богам и не признаешь моей власти. Правда ли это?
- Да, правда. Но я готов поверить, что ты и есть самый главный Бог, при одном условии.
- Говори.
- Каждое утро солнце встает на востоке, а заходит на западе. Сделай так, чтобы хотя бы один день было всё наоборот: пусть солнце восходит на западе, а садится на востоке.
- Да этот мальчишка просто издевается надо мной, - закричал Нимрод. - В темницу его!
Авраам просидел в тюрьме десять лет. И вот Нимрод вспомнил об упрямом мальчишке и приказал привести его.
- Ну что, если хочешь выйти из тюрьмы, поклонись какому-нибудь идолу, и я тебя помилую.
- Хорошо, я поклонюсь огню.
Нимрод с удовольствием потёр руки. Но Авраам продолжил:
- Хотя нет. Лучше я поклонюсь воде, она же главнее огня, так как может его потушить… Хотя нет, и на воду найдётся управа: ветер высушит воду - поклонюсь-ка я ветру!
- Ах, ты опять издеваешься! Ты об этом пожалеешь! Стража, новый приказ! Пусть на главной площади построят глиняную печь, обложат её дровами и сожгут этого наглеца заживо. Я даю три дня на то, чтобы все жители города принесли брёвна к месту казни.

Слуги исполнили приказ Нимрода. Получилась громадная печь, внутри которой был заперт Авраам. Сколько его родители ни плакали, ни умоляли Нимрода, ничего не помогало.


Настал день казни. На площади собралось много людей. Слуги Нимрода подожгли поленья. Дров было столько, что они горели целых три дня. На третий день Нимрод решил, что пришло время показать народу то, что осталось от бунтовщика. Впредь никто не должен был сомневаться в величии Нимрода! Но, когда царские слуги разгребли костёр, они к своему ужасу увидели в печи живого и невредимого Авраама. Он расхаживал взад и вперёд, пространство вокруг него благоухало, а дрова превратились в цветущие ветви.

Нимрод и все его советники кинулись кланяться Аврааму.
- Не кланяйтесь мне, я - просто человек. Лучше поклонитесь Творцу всего живого.
После этого у Авраама появилось много последователей. Но это уже совсем другая история.

Путаница с Хушами подводит нас к части главы несомненно семитского происхождения, которая относится к родословной Хама.

Быт., 10: 8-12. Хуш [семитский] родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов… Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур, и построил Ниневию, Реховофир, Калах. И Ресен между Ниневиею и между Калахом…

Нимрод - это единственное несомненно личное имя в 10-й главе Бытия, которое не является эпонимом. Кто же этот Нимрод? Можно ли точно установить его личность, соотнести его с каким-либо историческим персонажем? Или он навсегда затерялся во мгле первобытных времен?

В отношении того, кем был Нимрод, вопросов не возникает: он описан как правитель той области Междуречья, где, как известно, находились все известные из перечисленных выше городов. К тому же считается, что библейское выражение «земля Сеннаар» - это название Шумера.

Царство Нимрода

В Бытии, 10: 10 Нимрод предстает как могущественный царь Междуречья, мощь которого зиждется на четырех городах - Вавилоне, Эрехе, Аккаде и Халне. Местонахождение Халне неизвестно, но сейчас принято считать, что упоминание его в числе этих городов - ошибка и что слово это - вовсе не название города, а еврейское выражение «все они». В Исправленном стандартном переводе этот стих читается так: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех и Аккад, все они в земле Сеннаар».

Три оставшихся города загадки не представляют. Эрех соответствует городу, известному по древним надписям как Урук. При первых раскопках этого города в 50-х гг. XIX в. обнаружились все признаки обширной метрополии с большими храмами и библиотекой. Существование Эреха датируется по меньшей мере 3600 г. до н. э. Он находился на реке Евфрат приблизительно в 40 милях от его древнего устья. С тех пор русло Евфрата несколько изменилось, и руины города находятся теперь в нескольких милях к востоку от него.

Царем Эреха был мифический Гильгамеш, но правил в нем реальный исторический персонаж. Это был Лугальзагеси, царствовавший вскоре после 2300 г. до н. э. Он завоевал и другие шумерские города-государства и был первым известным нам правителем довольно крупного царства в Междуречье, которое простиралось до самого Средиземноморья. Однако торжество этого владыки было недолгим: его потеснил другой завоеватель, который ассоциируется с Аккадом, вторым городом, упоминающимся в Бытии, 10: 10.

Аккад в древних надписях называется Агаде. Точное его местонахождение неизвестно, но, вероятно, он тоже находился на Евфрате, приблизительно в 140 милях вверх по течению от Эреха. По имени этого города была названа северная часть Междуречья, которая и стала известна как Аккад.

Аккадцы, населявшие эти области в верхнем течении Евфрата, не были шумерами, хотя и унаследовали их культуру. Они говорили на семитском языке, а шумерский язык не был семитским (его лингвистические связи с другими языками не установлены).

Вначале аккадцы находились под господством шумеров, но около 2280 г. до н. э. правитель по имени Шаррукин (что по-аккадски означает «истинный царь») пришел к власти и сделал своей столицей город Агаде. Этот царь Аккада известен нам под именем Саргона Древнего. Около 2264 г. до н. э. он одержал победу над Лугальзагеси и основал Аккадское царство. При внуке Саргона Нарам-Сине это царство значительно увеличилось и к 2180 г. до н. э. достигло наибольшего могущества.

Однако после смерти Нарам-Сина около 2150 г. до н. э. варвары с восточных гор вторглись в Месопотамию и завоевали ее. Аккадская держава рухнула. Спустя столетие после господства варваров шумеры нанесли им поражение, изгнали из страны, и около 2000 г. Шумер переживает последний период своего могущества. А затем наступает время уцелевшего после этих событий города, о котором упоминается в Бытии, 10: 10.

Город Вавилон находился на Евфрате, приблизительно на 40 миль ниже по течению от Агаде. Более тысячи лет он существовал как небольшой и ничем не примечательный город - в то время как процветали шумерские города-государства, расположенные еще ниже по течению, а Аккадское царство переживало свой расцвет и упадок.

Пока шумеры находились в последнем периоде своей славы, амореи - еще одно племя, обитавшее в среднем течении Евфрата, - около 1900 г. до н. э. захватили Вавилон и сделали его столицей своего обширного царства.

При Хаммурапи - шестом царе аморейской династии, правившем около 1700 г. до н. э., - Вавилония (область Междуречья, получившая свое название от этого города) приобрела значение мировой державы и оставалась ею на протяжении двух тысяч лет - несмотря на то что подвергалась частым завоеваниям и разграблениям. Во времена Ветхого Завета Вавилон был роскошным восточным городом.

В период господства амореев шумеры окончательно ослабли и быстро пришли в упадок, утратив свою самобытность, хотя культуру их наследовали и развивали все последующие завоеватели. Шумерский язык исчез как средство живого общения и стал мертвым, но продолжал использоваться как язык религиозного культа (наподобие латыни в современной католической церкви) почти полторы тысячи лет, сохранившись до 300 г. до н. э.

Слава Хаммурапи была недолгой. Около 1670 г. до н. э. в Вавилонию вторглись касситы с востока, и наступила «темная эпоха», продлившаяся около пяти столетий. Южная Вавилония угасла, но у городов, расположенных в речных долинах гораздо дальше к северу, появился шанс возвыситься. Если Бытие, 10: 10 уделяет внимание южной Вавилонии, то стих 10: 11 обращается к северу.

В Библии короля Якова этот стих начинается словами: «Из сей земли вышел Ассур».

Сейчас большинство исследователей считают такой вариант неправильным переводом с еврейского. В Исправленном стандартном переводе стих 10: 11 начинается так: «Из сей земли он [Нимрод] вошел в Ассур».

Библейский Ассур - это Ашшур, страна, находившаяся в среднем течении Тигра, на территории современного Северного Ирака. Город Ашшур, давший название всей стране, располагался на Тигре, приблизительно в 230 милях севернее Вавилона; он был основан (возможно, шумерскими колонистами) еще в 2700 г. до н. э. Ашшур более знаком нам по греческому варианту этого названия - Ассирия.

Ассирия была частью Аккадского царства, а позже - частью царства амореев. Однако ассирийцы, населявшие эту страну, сохранили свою индивидуальность, и у них были периоды необычайного расцвета. Столица Ассирии была перенесена в города, находившиеся выше по течению Тигра, - вначале в Калах, затем в Ниневию. (Местонахождение города Ресен, который, согласно стиху 10: 12, располагался между этими двумя городами, неизвестно. Однако это слово, как и «Халне», может вообще не означать названия города.)

Поворотный пункт в истории Ассирии мог относиться ко времени правления Салманасара 1 (около 1250 г. до н. э.). Считается, что этот царь построил Калах, а также что при нем в Ассирию проникло из Малой Азии искусство плавки железа.

Железное оружие давало воинам огромное превосходство над теми, кто был вооружен бронзой. Железо тяжелее бронзы, к тому же более острые железные лезвия не так быстро притуплялись. Сын Салманасара, Тукультининурта, вооружив своих воинов железным оружием и железными доспехами, стал первым ассирийским царем-завоевателем.

Несмотря на случайные неудачи, Ассирия приобретала все большую силу, вытеснила касситов, установила господство над всей Вавилонией, а затем распространила свое влияние далеко за ее пределы. К тому времени, когда записывались предания Бытия, Ассирия стала самым могущественным государством из всех, какие когда-либо существовали в мире.

По-видимому, стихи Бытия 10: 8-12 - это краткий итог 2500-летней истории Междуречья, от периода шумерских городов-государств до Аккадского, затем Аморейского и, наконец, Ассирийского царств.

Так где же нам в этой обширной истории найти Нимрода?

Похоже, что в библейский отрывок, описывающий его, включены деяния Лугальзагеси, Саргона Древнего, Хаммурапи и Салманасара 1 (а возможно, даже и Гильгамеша), так что в личности Нимрода отразилось величие Шумера, Аккада, аморейского и ассирийского государств.

И все же для авторов Библии Ассирия была самым последним и самым великим царством Междуречья, и его слава затмевала все прошлое. Первому ассирийскому царю-завоевателю могли приписываться не только заслуги в укреплении могущества Ассирии, но и деяния владык всех предшествующих царств. (Как если бы ребенок, имеющий весьма смутное представление о ранней истории Америки, но отлично понимающий, что первым президентом Соединенных Штатов был Джордж Вашингтон, заявил бы: «Джордж Вашингтон пересек Атлантический океан на судне «Мейфлауэр», открыл Америку, завоевал Мексику, построил город Вашингтон и стал первым президентом Соединенных Штатов».)

Первым известным ассирийским завоевателем был, как уже говорилось, Тукультининурта I. Вполне вероятно, что он явился историческим прототипом героя греческого мифа о Нине (во второй части имени ассирийского царя, Нинурта, исчезли последние буквы, и с помощью греческого окончания - s, почти всегда используемого в личных именах, оно превратилось в имя Ninus).

Согласно греческому мифу, Нин сам, без посторонней помощи, основал Ниневию, завоевал всю Вавилонию и Армению (Урарту), а также области на востоке, где обитали кочевые народы, и воздвиг Ассирийское царство.

И похоже, что тот же самый Нинурта стал Нимродом для авторов Библии. Лаконичное описание Нимрода в этих нескольких библейских стихах, вероятно, указывает именно на какого-то из ассирийских царей. Ассирийское искусство отличалось суровой мощью, и одной из его излюбленных тем было изображение ассирийских царей на охоте. Широко известно, что для этих правителей охота была самым привлекательным видом спорта, и в этом, несомненно, состояла причина того, что Нимрод описан как «сильный зверолов».

К тому же ассирийцы, как сила, господствующая в Вавилонии, пришли на смену касситам (Куш), поэтому естественно, что Нимрод описан как сын Хуша.

Нимрод (также упоминается под именем Амрафель ) - легендарный царь Вавилонии, который отошел от веры во Всевышнего и подвигал на этот грех также и людей своего поколения. Нимрод был сыном Куша, внуком Хама, правнуком . Начало царствования Нимрода приходится на 1788 год (1972 г. до н. э.). В период правления Нимрода строится . Нимрод дважды приговаривал к смерти, и оба раза Всевышний его спасает.

Восстающий против власти Всевышнего в мире

Имя «Нимрод» образовано от корня «марад» , значение которого - «восстание» , «бунт» . В те дни люди вновь отошли от веры во Всевышнего, порой открыто восставая против Его власти в мире.

Куш был очень привязан к сыну, ведь тот был дан ему на старости лет. Именно ему Куш передал кожаное одеяние, сделанное Всевышним для и . В двадцатилетнем возрасте Нимрод впервые облачился в эту одежду и немедленно ощутил, как необыкновенная сила - физическая и духовная - наполняет его.

Благодаря этой силе Нимрод стал «первопроходцем» во многих областях: первым начал охотиться, первым - есть мясо животных (Ноах лишь попробовал его вкус). Позднее Нимрод первым начал воевать с другими народами и первым приказал сделать собственное изображение и поклоняться ему.

Пока Нимрод был просто охотником, он приносил жертвы Всевышнему, но, почувствовав вкус власти, отступил от Б-га и восстал против Него. Раши пишет, что Нимрод своими речами «улавливал» людей (расставлял сети) и толкал их на бунт против Вездесущего.

Нимрод становится царем

Сыновья Хама венчали Нимрода на царство, а сыновей Ефета (Яфета) он победил в войне. Так как все они поселились в , он фактически стал правителем всего мира, всего населения Земли. Созданная Нимродом Вавилонская Империя просуществовала 1601 год.

В истории известны имена десяти царей, которые владели всем миром, и Первый из них - Всевышний. Вторым был Нимрод. Победив всех своих врагов, он отыскал удобную широкую долину и выстроил там большой город, который назвал Шинаром.

Нимрод и Терах

Незадолго до рождения Аврама стал главным визирем царя Нимрода.

Астрологи и маги Нимрода предсказали, что сын Тераха достигнет небывалого величия, а его потомство навсегда унаследует «все четыре стороны света». Нимрод потребовал, чтобы Терах принес ему младенца, намереваясь его умертвить, но Терах обманул его, подменив Аврама новорожденным сыном рабыни. Царь собственной рукой размозжил младенцу голову, а затем щедро наградил Тераха за преданность.

А тем временем Терах спрятал своего сына и его кормилицу в подземной пещере и из месяца в месяц обеспечивал их всем необходимым для жизни.

Вавилонская башня

Нимрод царствовал, не ощущая над собой никакой власти. Весь мир был подчинён ему, все говорили на одном языке. Советниками царя были сыновья Хама: Пут, Мицраим и Кнаан. Они решили заложить город, в центре которого будет башня, мощная и величественная, настолько высокая, что вершина её достигнет Небес. Эта башня должна была олицетворять мощь человека, его власть над миром, торжество над врагами.

Строительство развернулось в гигантской нетронутой долине к востоку от земли Шинар.

Стройке не суждено было завершиться. Злонамеренность и безбожие поколения строителей достигло максимума. Всевышний приказал семидесяти небесным посланникам разделить человечество на семьдесят языковых групп, так, чтобы строители башни перестали понимать друг друга. Началась неразбериха и взаимное раздражение, постепенно переросшее в открытую вражду, последовали жестокие схватки. Погибли многие, в том числе, приближённые и советники Нимрода. О продолжении строительства речь уже не шла. Люди, объединившись в языковые группы, расходились кто куда. Башня обвалилась.

Правда, Таргум Йонатан утверждает, что Вавилонская башня была построена после того, как Нимрод покинул Вавилон, переехал в Ассирию и построил там четыре больших города. По всем другим мнениям, из Вавилона ушел не Нимрод, а .

После разрушения башни

Нимрод продолжал царствовать в Шинаре и построил несколько городов, назвав один из них Бавель («смешение» ), т. к. в этом месте Всевышний смешал языки жителей земли, а другой - Эрех, в память о том, что Всевышний расселил оттуда народы по всему свету. Третий город, построенный Нимродом, получил имя Аккад - в память о побоище, произошедшем там, и, наконец, четвёртый город, Калана - «уничтожение» - напоминал о гибели приближённых Нимрода.

Нимрод восстановил и укрепил царство и продолжал править в Вавилоне, причем настолько «продвинулся» в своей мании величия и богоборчестве, что приказал вытесать из камня собственное изображение и заставил всех ему поклоняться.

Рабы дали Нимроду прозвище Амрафель (אמר נפל), напоминающее о разрушении башни и гибели царских рабов и приближённых.

Нимрод и праотец Авраам

Когда Нимроду донесли, что пятьдесят лет назад был убит не Аврам, а другой младенец, он приказал схватить Аврама и бросить в тюрьму. Нимрода страшили . Он понимал, что такие идеи могут перевернуть мир и лишить правителей их власти.

Нимрод велит прилюдно сжечь Аврама, а заодно и его старшего брата Арана. Всевышний выводит Аврама из огня невредимым, а Аран сгорает заживо. Прозвище Нимрода «Амрафель» приобрело дополнительное значение: «тот, кто велел бросить Аврама в огонь».

После неудавшейся казни

Убедившись в том, что заступник Аврама - сам Всевышний, Нимрод осыпал Аврама множеством даров, и среди них были два раба, один из которых - Элиэзер, сын Нимрода от рабыни, - стал близким учеником Аврама.

Конец Нимрода был жалок. Восемь его сыновей сговорились, оскопили его и изгнали из страны. , сын , убил его и ограбил.

» (Быт. ).

Нимрод
נִמְרוֹד

Нимрод. Скульптура Ицхака Данцигера (1939)
Пол мужской
Толкование имени мятежный (от рус. «восстанем» )
Имя на других языках греч. Νεμβρωδ
лат. Nimrod
Занятие воитель-охотник, царь
Упоминания Танах , агадические предания и легенды Ближнего Востока
Отец Хуш
Дети Eliezer [d] и Pharoah [d]
Связанные события строительство Вавилонской башни , преследования Авраама
Характерные черты крайняя жестокость, идолопоклонство , соперничество с Богом
Медиафайлы на Викискладе

С VIII века арабы приписывали Нимроду руины различных древних месопотамских городов. За одним из них, открытым археологами в XIX веке древним городом Кальху, закрепилось название по имени Нимрода - Нимруд . Построенная Айюбидами в XIII веке в Галлилее крепость с XIX века именовалась друзами, а затем евреями Крепость Нимрода .

Образ Нимрода

В различных легендах акцентируется образ Нимрода-тирана и богоборца; ему приписывается строительство Вавилонской башни , преследования Авраама , крайняя жестокость, идолопоклонство, соперничество с Богом .

Агада считает его первым охотником и первым, кто стал употреблять в пищу мясо, а также первым, кто стал воевать с другими народами; его имя толкуется, как «возмутивший весь народ против Господа». Рассказывается, что удачу на охоте ему приносят одежды из кожи, которые были сделаны Богом для прикрытия наготы Адама и Евы; животные опускались перед Нимродом на землю, и ему не стоило труда убивать их. Народ же, видя это, решил, что он непобедимый герой, и провозгласил его своим царем. Смерть его Агада приписывает Исаву , рассказывая о взаимной зависти двух охотников.

В разных традициях и у разных авторов Нимрод либо напрямую отождествляется, либо представляется вобравшим в себя черты множества разных мифологических и исторических фигур. Его отождествляли с охотником-исполином Орионом , в христианских апокрифах «Климентины » и других источниках он отождествляется с мифическим царем Вавилонии Нином , внуком Геракла и мужем Семирамиды , Абу Дауд (IX век) приравнивал Нимврода к Сатурну , описывая его как основателя Рима . Библейские критики XIX века связывали образ Нимрода с халдейским героем и солнечным богом Иждубаром, или же с аккадским богом Мардуком . Проводились также параллели между Нимродом и Гильгамешем . Возможно, в образе Нимрода отразилась фигура великого ассирийского завоевателя Тукульти-Нинурта (XIII век до н. э.) в соединении с образом шумеро-аккадского бога войны и охоты Нинурта ; «Земля Немврода» упоминаемая в Мих. отождествляется с Ассирией . Существует также мнение, что Нимрод олицетворяет не конкретную фигуру, а в общем древнее население Месопотамии .

Нимрод и Вавилонская башня

В Библии Нимрод упоминается как царь Вавилона, но строительство Вавилонской башни не связывается с его именем; упоминание раннешумерского города Эреха/Урука и Аккада, которые прекратили играть существенную роль после III тысячелетия до н. э., указывает на древность предания [ ] .

Предание, связывающее Нимрода с возведением Вавилонской башни, зафиксировано в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия () ; Флавий явно опирался на предшествующую устную традицию. Нимрод описан, как богоборец, стремящийся к тому, чтобы люди отринули Бога, и предлагающий защиту от него.

Агада называет Вавилонскую башню «домом Нимрода». Нимрод описан как необычайно жестокий и гордый правитель, объявивший свою власть божественной, повелевший служить себе, как Богу и добившийся от своего народа полного подчинения. Вавилонская башня Нимрода описывается как символ гордыни и отречения от Бога.

Легенда о строительстве Нимродом башни получила развитие в арабской историографии (Ат-Табари и Абу-ль-Фида) и со временем вошла в европейскую традицию.

Нимрод и Авраам

В аггадической литературе рассказывается, что рождению Авраама сопутствовали небесные знамения, из-за которых Нимрод предлагал отцу Авраама, Фарре (Тераху), любые богатства за умерщвление ребёнка. Терах объявил ребёнка умершим, и три года прятал его в пещере, где Бог чудесным образом кормил ребёнка медом и елеем. Уже известного своей мудростью Авраама Нимрод пытался привлечь к строительству башни, требовал поклонения себе либо стихиям, и встретив отпор («Господь поднимает солнце с востока, а ты подними его с запада» - отражено в «Подражаниях Корану» Пушкина), бросил Авраама в огненную печь и стремился уничтожить его потомков. В одной из версий легенды, после чудесного спасения Авраама из печи, Нимрод велел тайно убить его, увидев сон, который он истолковал как предупреждение о грозящей ему со стороны Авраама опасности; именно после этого патриарх отправился в Ханаан , будущую Землю Израиля . Существует также отождествление Нимрода с Амрафелем , одним из четырех царей, напавших на Ханаанскую страну при Аврааме, и взявших в плен его племянника Лота .

В мусульманских преданиях Ибрахим в одиночку побеждает огромное войско Нимрода, вызвав тучу комаров .

В арабской литературе

В арабской литературе Нимроде является олицетворением насильника. Генеалогия его в арабских легенде очень сбивчива и противоречива. Историк Аль-Масуди считает его первым вавилонским царем, приписывая ему прорытие многих каналов в Ираке.

Приведенная В Коране следующая беседа пророка Ибрахима с неназванным собеседником обычно относится к Нимроду:

Не знаешь ли ты о том, кто спорил с Ибрахимом (Авраамом) относительно его Господа, поскольку Аллах даровал ему царство? Ибрахим (Авраам) сказал ему: «Мой Господь - Тот, Кто дарует жизнь и умерщвляет». Он сказал: «Я дарую жизнь и умерщвляю». Ибрахим (Авраам) сказал: «Аллах заставляет солнце восходить на востоке. Заставь же его взойти на западе». И тогда тот, кто не уверовал, пришёл в замешательство. Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

По одной из легенд, потерпев неудачу с Вавилонской башней, Нимрод пытался добраться до неба на упряжке из четырех орлов. Он пускал в небо стрелы, которые ангел Гавриил вернул, окрасив кровью. Нимрод счел, что он смог ранить Бога Авраама. При возвращении повозка так ударилась об землю, что она задрожала, а горы поколебались. Эта легенда связывается со стихом Коран ХIV, 47 «Козни и выдумки нечестивых заставляют дрожать горы». Спустя 400 лет нечестивой жизни, ангел велел Нимроду покаяться в своих деяниях. Тот отвечал новым вызовом Бога на бой. Войско Нимрода снова было рассеяно комарами. Один комар проник в его нос, а затем и в мозг, причиняя ему неимоверные страдания, заглушавшиеся только ударами молота о наковальню. Эти муки продолжались 40 лет.

В армянской мифологии

Нимрод в литературе и культуре

В американском английском nimrod приобрело значения «глупец», «растяпа»; такое значение закрепилось после использования в мультфильмах Looney Tunes по отношению к незадачливому охотнику Элмеру Фадду .

Именем Нимрода названы британский турбореактивный многоцелевой самолёт HS.801 «Nimrod» , израильская тактическая ракета Нимрод , венгерская зенитная самоходная установка периода Второй мировой войны 40M Nimród , корабль Эрнеста Шеклтона , во время его экспедиции к Южному Полюсу - Нимрод , антиисламская black-metal группа из Саудовской Аравии, играющая в стиле «ориентал» - Al-Namrood.

Примечания

  1. 14 // Targum Pseudo-Jonathan on Genesis
  2. 5 // Targum Pseudo-Jonathan on Genesis
  3. // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . - М. , 1891-1892.
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  6. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  7. , с. 218-219.
  8. Кальху // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
  9. Sharon, Moshe.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама