THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Фуникулерная система на канатном приводе во Владивостоке работает с 1962 года, построена по инициативе Н. С. Хрущева и не имеет аналогов на Дальнем Востоке.

Идея построить во Владивостоке фуникулёр возникла у тогдашнего главы СССР после деловой поездки в США, а конкретно в Сан-Франциско . Вдохновившись видами рельефных улиц прибрежного американского мегаполиса и найдя в нём сходство с Владивостоком, он решил сделать из последнего «второй Сан-Франциско». Так началось создание проекта «Большого Владивостока». Который к слову так и не был завершен, но построить фуникулёр всё-таки успели.

Изначально планировалось построить два фуникулера. По проекту второй маршрут должен был пролегать от Нагорного парка до Гайдамака. Но этим планам не суждено было сбыться — строительство прекратилось, едва успев начаться.

Горный трамвай во Владивостоке привлекает множество туристов, в том числе благодаря потрясающим видам на залив и знаменитый вантовый мост . Особенно красочно здесь вечером, когда зажигаются огни города и подсветка моста через бухту.

Местные жители пользуются фуникулером как обычным общественным транспортом. Несмотря на небольшую продолжительность пути, он сильно облегчает подъем в гору маломобильным гражданам. Сильнее всего фуникулер полюбился студентам Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), учебные корпуса которого разместились вблизи конечных станций фуникулёра.

Длина путей Владивостокского фуникулера — 183 метра, перепад высот — 70 метров. Продолжительность поездки в вагончике — 1,5 минуты.

Пути проходят над улицей Всеволода Сибирцева. Нижняя станция находится на улице Пушкинской у театра, верхняя станция — на сопке Орлиное гнездо, у видовой площадки и автобусной остановки «Фуникулер». С высоты площадки открывается панорама центра города и бухты Золотой Рог.

По маршруту ходят два вагончика с канатной тягой. Рельсовые пути однопутные с разъездом посередине. Вагоны привезены из Ленинграда, а подъёмный механизм — из Донецка. Вместимость каждого вагона до 40 человек.

В середине 2000-х закончился капитальный ремонт Владивостокского фуникулёра, а вагоны покрашены в разные цвета — синий и красный. До ремонта они имели белую окраску с горизонтальными полосами — зеленого на одном вагоне и красного на другом.

Обслуживанием фуникулера Владивостока занимается ОАО «Электрический транспорт». Начальник — Максим Дубровский.

Действующих фуникулеров в России два — во Владивостоке и Сочи. Особенность дальневосточного заключается в «исторических» вагонах, дошедших до наших дней с момента их запуска в 60-х годах.

Для туристов организуются экскурсии. Группы от 10 человек могут посетить машинный зал, где подробно расскажут о принципах работы фуникулёра и покажут внутреннее устройство и механизмы. Вежливые и позитивные вагоновожатые расскажут об истории строительства, ответят на любые вопросы и даже пустят в кабину машиниста.

Фуникулер Владивостока — это настоящая достопримечательность Дальнего востока и всей России. Познакомиться с ней будет интересно как взрослым, так и детям.

Дальневосточному горному трамваю даже посвящена песня «Фуникулер», в исполнении группы «Туманный стон».

Альтернатива подъему на сопку на фуникулере — расположенная параллельно путям лестница с 368 ступенями. Построена она раньше чем фуникулер — в 1957 году. С учетом перепада высот по пути к Орлиной сопке, подъем по лестнице весьма крутой, и лишь немногие туристы пользуются ей, в основном предпочитая фуникулер. Сейчас она используется преимущественно в ночное время, либо в те дни, когда станции закрываются на ремонт и ежегодное техобслуживание. Горожане часто называют её «лестница фуникулёра» или «лестница здоровья».

Время работы фуникулера во Владивостоке в 2020 году

Владивостокский фуникулер обслуживает пассажиров круглый год, с 7:00 до 20:00. Вагонов два — красный и синий, длительность стоянки на станциях составляет до 3 до 5,5 минут. Подъем близкий, вид из вагончиков красивый, но все же уступает обзору с площадки.

Плановое обслуживание, ремонт оборудования осуществляется в течение июня — весь этот месяц фуникулер закрыт.

Цена билета на Владивостокский фуникулер

Стоимость билета — 14 рублей, оплата при входе. Льгот и скидок нет. Перед началом летнего сезона необходимо уточнять цены.

Как добраться до фуникулера во Владивостоке

Доехать до фуникулера можно на общественном транспорте. От железнодорожного вокзала Владивостока до подъемника ходят автобусы. Среднее время в пути 15 — 20 минут.

От Центральной площади можно дойти пешком или проехать пару остановок по улице Светланской в сторону моста до остановки Политехнический (ДВГТУ). Ехать где-то минут 10.

Добраться на автобусе можно без труда со всех концов города. Но удобней всего будет на личном авто, либо вызвав такси через одно из приложений: Яндекс.Такси, Maxim, Gett, «Такси Восток. Приморье» и других.

Подъехать к верхней станции можно со стороны улицы Суханова, к нижней — по улице Пушкинской.

Нижняя станция, панорама

Видео (вид со стороны)

Фуникулёр - это транспортное средство, передвигающееся по рельсам. Только оно приводится в движение не локомотивом, как поезд, а при помощи канатов. Фуникулеры используются чаще всего для перевозки пассажиров на крутых подъёмах на короткие расстояния - в горах, на курортах. Но есть фуникулеры и в некоторых городах.


Вагоны фуникулёра двигаются при помощи стального кабеля, жестко связанного с этими вагонами. В конечных пунктах этот кабель перекинут через лебедку и непрерывно наматывается на барабаны, приводимые в действие электродвигателем. Электродвигатель обычно располагается на верхней станции.

Почему же по этим рельсам нельзя пустить обычные поезда? Во-первых, потому что фуникулер, как было сказано выше, используется на коротких расстояниях. Во-вторых, железнодорожные поезда не могут преодолевать крутые подъемы без дополнительной механической тяги или даже специальных механических средств - зацепок, препятствующих скатыванию поезда вниз.

Фуникулер же способен двигаться по очень крутым склонам (с уклоном до 35 градусов), используя гораздо меньше энергии, поэтому является более экономичным и экологичным видом транспорта в таких условиях. Для удобства пассажиров вагоны фуникулёров устроены так, что при любом наклоне рельсового пути положение их пола остаётся близким к горизонтальному.

Существуют разные схемы устройства фуникулёров, но самой распространенной является двухвагонная схема. Такой фуникулер работает по принципу сдвоенного лифта: когда один вагон поднимается, другой спускается навстречу ему.



Схема движения двухвагонного фуникулёра

По устройству фуникулер близок к канатной дороге. Отличие заключается в том, что трамваи на канатной тяге едут по кабелю, не касаясь земли:

Фуникулер требует много времени на вход и выход пассажиров и двигается довольно медленно - 3 метра в секунду, или 180 метров в минуту. Пропускная способность пассажирского фуникулера не превышает 600 человек в 1 ч (для сравнения: канатной дороги - до 2000 человек в час). Поэтому фуникулёры имеют ограниченное применение, но зато, благодаря этим особенностям, используются не только как средство для перевозки пассажиров. но и как своебразный аттракцион.

Название «фуникулер» имеет латинские корни, «funiculus» это веревка или канат. В классическом виде фуникулер это две тележки, соединенные длинным тросом, одна из которых находится на вершине, а другая внизу. В качестве дорожного полотна для фуникулера используют рельсы. Делается это по двум причинам – во-первых, коэффициент трения качения по рельсам ниже, чем в других типах движения, во-вторых, рельсы избавляют от необходимости выбора направления движения. Единственное существенное ограничение для фуникулера – длина. Обычно фуникулеры делают небольшой длины, не более двухсот метров. Определяется это величиной удельной упругости тягового каната, который при большой длине может порваться под собственным весом.

Устройство

Для приведения в движение фуникулера обычно используется электрическая лебедка, устанавливаемая на вершине. До изобретения электрического привода фуникулер приводился в действие заполнением бака верхнего вагона водой, который опустошался после опускания вниз. В чем-то принцип его действия похож на работу обычного лифта, движение кабины которого сопровождает противоположное по направлению движение противовеса. Для увеличения пропускной способности фуникулера противовесом поднимаемому вагону является вагон опускаемый. Этот вид наземного транспорта является дискретным по принципу действия. Каждый его рабочий цикл имеет разные направления движения.

Поскольку классический фуникулер состоит из двух вагонов, то их классификация обычно производится по числу рельсовых путей. Их может быть четыре – по два на каждый вагон, три, когда вагоны правой и левой стороной перемещаются по одному рельсу и два, когда для каждого вагона существует лишь один путь. Трех и двухпутные фуникулеры снабжаются разъездными путями, управляемыми стрелками. Фуникулер всегда проектируется для каждого конкретного случая. Это определяется, в частности, тем, что грузовая или пассажирская платформа должна иметь строго горизонтальное положение.

Преимущества

Фуникулер, как подъемное устройство позволяет с максимальной эффективностью и минимальными затратами решить проблему доставки пассажиров и грузов в местности с большими перепадами высот. Он не так грузоподъемен, как обычный колесный транспорт, однако для него нет необходимости строить дорогу, нанося вред окружающей среде. В то же время опора на рельсы делает его грузоподъемность существенно большей, чем у подвесной канатной дороги. Его востребованность позволяет многим компаниям, например таким как «Оптима Лифт», строить свой бизнес на проектировании и создании фуникулеров.

Компания «Оптима Лифт» проектирует и создает как классические фуникулеры, так и устройства, сходные с ним по принципу действия. Например, фуникулеры с одним вагоном, опирающимся на монорельс. Такое техническое решение позволяет создать подъемник с минимальными затратами и уроном окружающей среде. Дальнейшим развитием фуникулеров стали зубчатые железные дороги, в которых вместо тягового троса используется зубчатая рейка. «Оптима лифт» производит зубчатые железные дороги любой конфигурации, в том числе с индивидуальной кабиной, имеющей собственный приводной механизм. Такие железные дороги позволяют создать путь к месту отдыха максимально вписанным в окружающую природу.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Существует несколько типов фуникулёров.

Наиболее распространена схема фуникулёра с двумя немоторными вагонами , жёстко соединёнными канатом, перекинутым через шкив . В такой схеме шкив и двигатель , вращающий его, расположены на верхней станции фуникулёра. Двигатель приводит в движение перекинутый через шкив и уложенный между опорными рельсами канат , на концах которого жёстко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Такая схема наиболее экономична - энергия тратится не на подъём и спуск самих вагонов, а фактически на перевозку разницы в весе двух по-разному наполненных пассажирами вагонов, а также на преодоление силы трения и на торможение. Примером является Киевский фуникулёр .

Существуют и другие схемы устройства фуникулёра. Например он может представлять собой вариант горной железной дороги, в которой кроме обычных гладких рельсов , по которым катится вагон, используются дополнительные зубчатые рельсы . В этом случае используют моторные вагоны, и зубчатое колесо привода такого вагона цепляется именно за зубья такого напоминающего гребёнку рельса. Такое техническое решение обеспечивает безопасный подъём или спуск вагона. Так, например, устроена достаточно протяжённая (4,27 км) горная дорога Pilatusbahn (нем.) в Швейцарии, по которой обычно курсирует до 9-10 вагонов, напоминающих по характеру своего движения трамваи.

Для фуникулёров типичными являются относительно короткие (чаще всего несколько сотен метров) трассы с очень крутым уклоном , достигающим в среднем 70 % (). Уклон на трассе обычно постоянен, но иногда незначительно варьируется на разных участках.

Рекордсменом по крутизне трассы является расположенный неподалёку от австралийского города Катумба горная дорога длиной 415 метров, так называемый Katoomba Scenic Railway(англ.) в районе Голубых гор , расположенных к западу от Сиднея . Уклон его трассы достигает 122 % (). Изначально эта дорога строилась для подъёма угля и сланца, добываемых на шахте, расположенной в закрытой горной котловине, но теперь она реконструирована и используется исключительно как туристический объект. Несколько вагонов этой дороги соединены в общий поезд, курсирующий по трассе вверх-вниз. Поскольку уклон этой дороги в процессе движения заметно меняется, то для безопасности все сидения выполнены в виде лавок расположенных друг за другом во всю ширину вагона. Ехать в этом поезде можно только сидя, лицом в направлении спуска, то есть спиной к горе, причём при движении своё место невозможно покинуть.

Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца. При наличии у фуникулёра промежуточных станций остановка вагончика у промежуточной станции может быть предусмотрена графиком движения (Пражский фуникулёр) либо делаться по дополнительной заявке пассажиров (Карловарский фуникулёр «Диана»).

Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы «скособоченными».

Фуникулёры довольно распространены в Европе (имеются в Париже , Барселоне , Бергене , Праге , Киеве и других городах). Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.

Сравнение с другими видами транспорта

По устройству к фуникулёру близка канатная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car - «канатный вагон»; устоявшегося русского термина не существует). Отличия фуникулёра от рельсового трамвая следующие:

  • Линия фуникулёра прокладывается на коротком протяжении, как правило с бо́льшим постоянным уклоном, направленным в одну сторону на всём протяжении трассы.
  • Вагоны проектируются с учётом этого уклона и имеют постоянную ориентацию на линии (одна сторона нижняя, другая - верхняя).
  • Линии фуникулёра никогда не образуют сети, не разветвляются и не пересекаются.
  • Движение каната, приводящего вагоны в действие, реверсивное, направление меняется всякий раз, когда вагон или вагоны достигают конца линии.
  • Привод (двигатель) располагается на верхней станции, вагоны фуникулёра собственных двигателей не имеют.

По функции к фуникулёру близок эскалатор . Отличия фуникулёра от эскалатора следующие:

  • Фуникулёр является транспортом дискретного действия.
  • Фуникулёр имеет намного более низкую провозную способность.
  • Фуникулёр не имеет смысла использовать на очень малых подъёмах (перепад высот до 10 м).
  • На длинных линиях фуникулёр, наоборот, намного дешевле в сооружении и эксплуатации.

Рекорды

Самый высокий фуникулёр в мире курсирует от городка Зас-Фе (1800 н.у.м.) до самого высокого в мире вращающегося ресторана «Аллалин» (3457 м), расположенного на горе Миттелаллалин в Швейцарии.

См. также

Напишите отзыв о статье "Фуникулёр"

Примечания

Ссылки

  • статья о самом большом фуникулёре в мире.
  • на YouTube
  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Фуникулёр

– Хорошо, хорошо, мне теперь некогда, – сказал Ермолов и вышел из избы. Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по немецки:
«Die erste Colonne marschiert [Первая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то, die zweite Colonne marschiert [вторая колонна идет (нем.) ] туда то и туда то» и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место.
Когда диспозиция была готова в должном количестве экземпляров, был призван офицер и послан к Ермолову, чтобы передать ему бумаги для исполнения. Молодой кавалергардский офицер, ординарец Кутузова, довольный важностью данного ему поручения, отправился на квартиру Ермолова.
– Уехали, – отвечал денщик Ермолова. Кавалергардский офицер пошел к генералу, у которого часто бывал Ермолов.
– Нет, и генерала нет.
Кавалергардский офицер, сев верхом, поехал к другому.
– Нет, уехали.
«Как бы мне не отвечать за промедление! Вот досада!» – думал офицер. Он объездил весь лагерь. Кто говорил, что видели, как Ермолов проехал с другими генералами куда то, кто говорил, что он, верно, опять дома. Офицер, не обедая, искал до шести часов вечера. Нигде Ермолова не было и никто не знал, где он был. Офицер наскоро перекусил у товарища и поехал опять в авангард к Милорадовичу. Милорадовича не было тоже дома, но тут ему сказали, что Милорадович на балу у генерала Кикина, что, должно быть, и Ермолов там.
– Да где же это?
– А вон, в Ечкине, – сказал казачий офицер, указывая на далекий помещичий дом.
– Да как же там, за цепью?
– Выслали два полка наших в цепь, там нынче такой кутеж идет, беда! Две музыки, три хора песенников.
Офицер поехал за цепь к Ечкину. Издалека еще, подъезжая к дому, он услыхал дружные, веселые звуки плясовой солдатской песни.
«Во олузя а ах… во олузях!..» – с присвистом и с торбаном слышалось ему, изредка заглушаемое криком голосов. Офицеру и весело стало на душе от этих звуков, но вместе с тем и страшно за то, что он виноват, так долго не передав важного, порученного ему приказания. Был уже девятый час. Он слез с лошади и вошел на крыльцо и в переднюю большого, сохранившегося в целости помещичьего дома, находившегося между русских и французов. В буфетной и в передней суетились лакеи с винами и яствами. Под окнами стояли песенники. Офицера ввели в дверь, и он увидал вдруг всех вместе важнейших генералов армии, в том числе и большую, заметную фигуру Ермолова. Все генералы были в расстегнутых сюртуках, с красными, оживленными лицами и громко смеялись, стоя полукругом. В середине залы красивый невысокий генерал с красным лицом бойко и ловко выделывал трепака.
– Ха, ха, ха! Ай да Николай Иванович! ха, ха, ха!..
Офицер чувствовал, что, входя в эту минуту с важным приказанием, он делается вдвойне виноват, и он хотел подождать; но один из генералов увидал его и, узнав, зачем он, сказал Ермолову. Ермолов с нахмуренным лицом вышел к офицеру и, выслушав, взял от него бумагу, ничего не сказав ему.
– Ты думаешь, это нечаянно он уехал? – сказал в этот вечер штабный товарищ кавалергардскому офицеру про Ермолова. – Это штуки, это все нарочно. Коновницына подкатить. Посмотри, завтра каша какая будет!

На другой день, рано утром, дряхлый Кутузов встал, помолился богу, оделся и с неприятным сознанием того, что он должен руководить сражением, которого он не одобрял, сел в коляску и выехал из Леташевки, в пяти верстах позади Тарутина, к тому месту, где должны были быть собраны наступающие колонны. Кутузов ехал, засыпая и просыпаясь и прислушиваясь, нет ли справа выстрелов, не начиналось ли дело? Но все еще было тихо. Только начинался рассвет сырого и пасмурного осеннего дня. Подъезжая к Тарутину, Кутузов заметил кавалеристов, ведших на водопой лошадей через дорогу, по которой ехала коляска. Кутузов присмотрелся к ним, остановил коляску и спросил, какого полка? Кавалеристы были из той колонны, которая должна была быть уже далеко впереди в засаде. «Ошибка, может быть», – подумал старый главнокомандующий. Но, проехав еще дальше, Кутузов увидал пехотные полки, ружья в козлах, солдат за кашей и с дровами, в подштанниках. Позвали офицера. Офицер доложил, что никакого приказания о выступлении не было.
– Как не бы… – начал Кутузов, но тотчас же замолчал и приказал позвать к себе старшего офицера. Вылезши из коляски, опустив голову и тяжело дыша, молча ожидая, ходил он взад и вперед. Когда явился потребованный офицер генерального штаба Эйхен, Кутузов побагровел не оттого, что этот офицер был виною ошибки, но оттого, что он был достойный предмет для выражения гнева. И, трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева, он напустился на Эйхена, угрожая руками, крича и ругаясь площадными словами. Другой подвернувшийся, капитан Брозин, ни в чем не виноватый, потерпел ту же участь.
– Это что за каналья еще? Расстрелять мерзавцев! – хрипло кричал он, махая руками и шатаясь. Он испытывал физическое страдание. Он, главнокомандующий, светлейший, которого все уверяют, что никто никогда не имел в России такой власти, как он, он поставлен в это положение – поднят на смех перед всей армией. «Напрасно так хлопотал молиться об нынешнем дне, напрасно не спал ночь и все обдумывал! – думал он о самом себе. – Когда был мальчишкой офицером, никто бы не смел так надсмеяться надо мной… А теперь!» Он испытывал физическое страдание, как от телесного наказания, и не мог не выражать его гневными и страдальческими криками; но скоро силы его ослабели, и он, оглядываясь, чувствуя, что он много наговорил нехорошего, сел в коляску и молча уехал назад.
Излившийся гнев уже не возвращался более, и Кутузов, слабо мигая глазами, выслушивал оправдания и слова защиты (Ермолов сам не являлся к нему до другого дня) и настояния Бенигсена, Коновницына и Толя о том, чтобы то же неудавшееся движение сделать на другой день. И Кутузов должен был опять согласиться.

На другой день войска с вечера собрались в назначенных местах и ночью выступили. Была осенняя ночь с черно лиловатыми тучами, но без дождя. Земля была влажна, но грязи не было, и войска шли без шума, только слабо слышно было изредка бренчанье артиллерии. Запретили разговаривать громко, курить трубки, высекать огонь; лошадей удерживали от ржания. Таинственность предприятия увеличивала его привлекательность. Люди шли весело. Некоторые колонны остановились, поставили ружья в козлы и улеглись на холодной земле, полагая, что они пришли туда, куда надо было; некоторые (большинство) колонны шли целую ночь и, очевидно, зашли не туда, куда им надо было.
Граф Орлов Денисов с казаками (самый незначительный отряд из всех других) один попал на свое место и в свое время. Отряд этот остановился у крайней опушки леса, на тропинке из деревни Стромиловой в Дмитровское.
Перед зарею задремавшего графа Орлова разбудили. Привели перебежчика из французского лагеря. Это был польский унтер офицер корпуса Понятовского. Унтер офицер этот по польски объяснил, что он перебежал потому, что его обидели по службе, что ему давно бы пора быть офицером, что он храбрее всех и потому бросил их и хочет их наказать. Он говорил, что Мюрат ночует в версте от них и что, ежели ему дадут сто человек конвою, он живьем возьмет его. Граф Орлов Денисов посоветовался с своими товарищами. Предложение было слишком лестно, чтобы отказаться. Все вызывались ехать, все советовали попытаться. После многих споров и соображений генерал майор Греков с двумя казачьими полками решился ехать с унтер офицером.
– Ну помни же, – сказал граф Орлов Денисов унтер офицеру, отпуская его, – в случае ты соврал, я тебя велю повесить, как собаку, а правда – сто червонцев.
Унтер офицер с решительным видом не отвечал на эти слова, сел верхом и поехал с быстро собравшимся Грековым. Они скрылись в лесу. Граф Орлов, пожимаясь от свежести начинавшего брезжить утра, взволнованный тем, что им затеяно на свою ответственность, проводив Грекова, вышел из леса и стал оглядывать неприятельский лагерь, видневшийся теперь обманчиво в свете начинавшегося утра и догоравших костров. Справа от графа Орлова Денисова, по открытому склону, должны были показаться наши колонны. Граф Орлов глядел туда; но несмотря на то, что издалека они были бы заметны, колонн этих не было видно. Во французском лагере, как показалось графу Орлову Денисову, и в особенности по словам его очень зоркого адъютанта, начинали шевелиться.

В начале шестнадцатого века в живописной Австрии соорудили новое транспортное средство на канатной тяге. С его помощью в замок, расположенный на крутой горе (как и полагается всякому уважающему себя замку), поднимали свежие продукты. И хотя эта конструкция подходит для использования только на весьма специфических отрезках пути, изобретение было настолько удачным, что его стали использовать и в других местах. Так появился первый в мире фуникулер. С тех пор прошло более пяти столетий. А в замке Хоэнзальцбург продолжает бессменно функционировать тот самый первый фуникулер. Что такое фуникулер? Где сегодня его можно увидеть? Чем практична его конструкция? Почему его используют и сегодня? Но почему фуникулеров сравнительно немного?

Что такое фуникулер

Фуникулер - это небольшая рельсовая дорога, расположенная на крутом склоне. Ее принципиальное отличие от железной дороги в принципе работы. На железной дороге движущей силой выступает локомотив, в котором расположен двигатель. Работа фуникулера основана на канатной тяге. От этого и произошло его название - funiculus по-латыни веревка или канат.

Канат жестко крепится к вагону, а на вершине подъема устанавливается лебедка, которая и служит подъемным механизмом. Однако только человек, не имеющий ни малейшего представления о том, что такое фуникулер, может спутать с ним канатную дорогу. Самое явное различие - способ передвижения. Фуникулер едет по рельсам. А вагонетки канатной дороги висят на канате.

Практичность конструкции

Чтобы вытянуть вагон с пассажирами или грузом на крутой склон, надо приложить большую силу. Для облегчения задачи конструкторы прикрепили второй вагон в роли противовеса. То есть пока один вагон поднимается, второй - опускается. А так как склон крутой, это в некоторой степени компенсирует усилие на подъем первого вагона. По сути, лебедка тратит силу на то, чтобы превозмочь силу трения, торможения и разницу в грузе между вагонами. Поэтому фуникулер - очень экономичный вид транспорта. Однако практичен он исключительно на крутых участках дороги. Там, где нецелесообразно прокладывать обычную железную дорогу.

Привлекательная достопримечательность

Кроме своей практичности, фуникулеры неизменно привлекают туристов. И это не удивительно. Маленькие аккуратные вагончики движутся медленно, позволяя сполна насладиться открывающимися с высоты пейзажами. В границах города длина фуникулерных линий, как правило, не превышает нескольких сотен метров. А в горах фуникулерная дорога может раскинуться на пару километров.

В столице Венгрии Будапеште находится один из самых популярных среди туристов фуникулеров. Он протянулся от набережной Дуная до Будайского замка. Построили его еще в 1870 году, а реконструировали уже после Второй мировой войны. Однако при реконструкции было решено оставить вагончикам их старинный вид. Правда, паровой двигатель все же поменяли на электрический. Подняться к замку недолго и пешком, но во время работы фуникулера нет отбоя от пассажиров. Хотя часто в очереди надо провести больше времени, чем ушло бы на подъем и спуск пешком.

Фуникулер во Владивостоке

Владивостокский фуникулер является одной из самых знаменитых достопримечательностей города. Этому немало поспособствовало то, что он - единственный в своем роде на Дальнем Востоке. В шестидесятых годах прошлого столетия Никита Хрущев, вдохновленный посещением Сан-Франциско, решил превратить Владивосток в город еще более красивый и современный. Начал он с постройки фуникулера. К сожалению, дальше этого дело не пошло. Зато фуникулер исправно функционирует и по сей день. Кроме эстетического удовольствия, он приносит и весьма ощутимую практическую пользу, поднимая за раз до 40 человек меньше, чем за две минуты на 180 метров. Это не кажется таким уж достижением, если не учитывать перепад высот, который на этом коротком промежутке достигает полных семидесяти метров.

Чтобы понять, сколько сил это экономит пешеходам, представьте крутую лестницу на 368 ступенек. Именно такое их количество приходится преодолевать для того, чтобы подняться на вершину сопки, на которой находится верхняя станция фуникулера. Но, видимо, по ощущениям цифра эта весьма значительно увеличивается, так как местные жители прозвали это место лестницей 1001 ступеньки.

Красота крутизны

Поездка на швейцарском фуникулере Гельмербан - приключение не для слабонервных. Преодоление крутых склонов, когда буквально смотришь в раскинувшуюся рядом пропасть, дарит незабываемые впечатления. Те туристы, которые там побывали, могут с гордостью заявлять, что знают, что такое фуникулер. Изначально он был сконструирован исключительно для технических нужд. С его помощью доставляли людей и грузы на местную ГЭС. Но в 2001 году его решили использовать и для туристических нужд. Поездка в один конец занимает приблизительно 10 минут. А угол наклона на некоторых участках достигает 106 градусов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама