THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Плато Пальпа

Плато Пальпа располагается на территории государства Перу (Южная Америка). Оно на 20 км севернее плато Наска, а по площади в два раза его меньше. Примечательно это природное образование геоглифами (геометрическая фигура, выполненная в земном грунте и имеющая длину не менее 4 метров), но пользуется гораздо меньшей популярностью у людей, нежели южный сосед. Объясняется это тем, что Наска было первым. Загадочные рисунки на нём изучают с 1946 года. Пальпа же стало известно широкой общественности в 1993 году, благодаря Эриху фон Дэникену (род. 1935).

Это швейцарец, по образованию уфолог. В 1968 году он издал бестселлер под названием «Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого». Тираж книги составил 60 миллионов экземпляров. Данная цифра лишний раз подчёркивает, какой огромный интерес испытывают люди к загадкам и тайнам прошлого.

Именно этот человек и обратил внимание общественности на загадочные геоглифы Пальпа, которые по качеству и мастерству исполнения значительно превосходили соответствующие изображения на плато Наска. Создавалось впечатление, что на севере работали мастера с более высокой квалификацией. В то же время существует устойчивое мнение, что рисунки Пальпа по своему возрасту гораздо старше аналогичных творений Наска. Стало быть, живущая в этих местах древняя цивилизация со временем утратила определённые навыки. Такой вывод вызывает множество вопросов, ответов на которые ни у кого нет.

Плоская вершина холма. Природа такого создать не могла

Что бросается в глаза в первую очередь, так это необычные вершины холмов. Они абсолютно плоские. Создаётся впечатление, что все неровности на них срезаны каким-то неизвестным механизмом. В то же время склоны имеют обычный изрезанный природный рельеф. На плоских вершинах и располагаются загадочные линии и полосы. Они пересекаются, накладываются друг на друга. Это наводит на мысль, что вначале создавались одни полосы, а затем, уже на них наносились другие.

Ширина некоторых полос доходит до нескольких сотен метров, а длина достигает 20 км. При этом края идеально параллельные. Но поражают не только геометрические фигуры. На плато имеются антропоморфные геоглифы. Это изображения, напоминающие людей. Таковых на сегодняшний день насчитывается восемь. В наличии также есть изображения зверей и пернатых. Все они обладают разными размерами и выполнены с высоким мастерством.

Антропоморфный геоглиф

Основной же достопримечательностью плато Пальпа являются, пожалуй, очень сложные геометрические изображения. Даже с первого взгляда ни них чувствуется, что в этих творениях заложена какая-то скрытая информация. Вот только какая, для кого и зачем? Это непонятно.

Можно рассмотреть, к примеру, рисунок, состоящий из трёх кругов. Расположены они рядом друг с другом. Два крайних имеют маленькие диаметры, а центральный круг значительно превосходит их по размерам. Друг с другом круги соединены линиями и, таким образом, представляют собой единую композицию. Длина этого изображения составляет километр.

Изображения кругов

В композицию входят два треугольника, наложенные друг на друга и образующие звезду с шестью концами. В центре звезды находятся два круга разного диаметра. Меньший круг лежит в большем. В последнем, в свою очередь, имеются два пересекающихся друг с другом прямоугольника. В них изображён квадрат, а в его центре имеется изображение, напоминающее звезду с 16 лучами. Вокруг этих геометрических рисунков расположены маленькие ямы круглой формы. Некоторые окружности выполнены не сплошными линиями, а аналогичными круглыми ямами.

В километре от этих сложных по форме геоглифов находятся не менее сложные и своеобразные другие рисунки. Они также в комплексе образуют композицию, получившую название «солнечные часы». В центре располагается зигзаг, переходящий в спираль. Она образует шесть витков, по форме соответствующих кругам. Рядом находятся полосы и линии, хаотично пересекающие друг друга. На самом краю композиции имеется рисунок, напоминающий своими очертаниями человеческую голову. Венчают её рога, а под ней изображена змея.

Сложное геометрическое изображение «Солнечные часы»

Изображение данной рептилии нехарактерно для плато Пальпа. Оно также нехарактерно и для рисунков на плато Наска. Змей любили изображать инки. Они их рисовали везде, где только возможно. Особенно любили наносить ядовитых тварей на стены жилых зданий и дворцов. Змея у этой цивилизации ассоциировалась с мудростью и долгожительством.

Вызывает много вопросов ещё один геоглиф. Носит он название «Таблица». И действительно, сверху он очень её напоминает. Располагается таблица на плоской вершине и состоит из 15 продольных и 36 поперечных линий. Причём линии пунктирные, а в местах их пересечения образуются кресты. Рядом находится изображение человека. Его пересекает множество тонких линий. А их, в свою очередь, перекрывает окружность. Вдоль неё располагается восемь квадратов. Что это за композиция, для каких целей сделана – полная загадка.

Рисунки огромны, поэтому увидеть их можно, лишь поднявшись в воздух на самолёте, вертолёте или на воздушном шаре, если таковой имеется под рукой. Для чего же древняя цивилизация делала подобные изображения? Полностью рисунки даже сами художники увидеть не могли, если только у них не было какого-то летательного средства.

Это вызывает недоумение, но ещё больше поражает современного человека точность изображений. Те же окружности имеют идеальную форму. Можно допустить, что древние мастера использовали обычную верёвку. Вбивался колышек, в руки бралась верёвка, привязывалась к нему, и человек рисовал на земле идеальную круглую линию. Таким образом, и создавались шедевры в те далёкие времена.

Объяснение хорошее, но всё упирается в грунт плато. Климат в данной местности сухой, дождей нет, ветров тоже. Оставленный на земле след может сохранять свою форму столетиями. Недаром геоглифы дожили до наших дней. Если древние мастера использовали привычные для современных людей орудия труда, то находились в непосредственной близости от линий и фигур. Соответственно, почва должна хранить на себе следы древних людей.

Но ничего подобного вблизи геоглифов не наблюдается. Почва девственно ровная. Создаётся впечатление, что на неё никогда не ступала нога человека. Так как же делались изображения на грунте? Не мог же древний мастер подлетать к рабочей площадке по воздуху, а затем висеть в специальной люльке над землёй и творить шедевры, чей возраст оценивается в тысячу лет. Никакого разумного объяснения этому на ум не приходит.

Может быть, это инопланетяне изобразили самих себя

Напрашивается только одна версия – инопланетная. Представители с другой планеты посетили Землю, вступили в контакт с местными жителями и почему-то нанесли на грунт загадочные рисунки. Естественно, при этом использовались какие-то неизвестные современному человеку технологии. Видимо для инопланетян рисунки на грунте имели очень большое значение, так как была выбрана соответствующая местность с самым подходящим климатом.

Но плато Пальпа и Наска отнюдь не являются единственными в своём роде. Старожилы этих мест утверждают, что если идти на восток в горы, то можно встретить ещё несколько плато с загадочными геоглифами. По своей форме те более замысловатые и непонятные. Люди науки и туристы, однако, тяготеют пока лишь к плато Наска. Оно самое раскрученное и пользуется популярностью во всём мире. Плато Пальпа и неизвестные высокогорные равнины на востоке пока интереса ни у кого не вызывают. Впрочем, это дело времени. Наступит и их очередь. Но вот поможет ли это раскрыть тайну загадочных рисунков? Тут чёткого и ясного ответа нет.

Загадочные рисунки пустыни Наска

Вы видели когда-нибудь 120-метровых обезьян и кондора? А 180‑метровую ящерицу? А «маленькую» птичку колибри размером в 50 метров? А 46-метрового паука? Кто и зачем их нарисовал на огромном полотне, которое называется пустыня Наска? Между северной частью Чили и югом Перу расположено плоскогорье - совершенно пустынная равнина, где редко гуляет ветер, а дождь бывает раз в несколько лет. Это пустыня Наска. Ее длина 25, а ширина 8 километров. Здесь были обнаружены свыше 100 геоглифов - гигантских изображений известных растений и животных, просто геометрических фигур, россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий, что превратило пустыню Наска в гигантскую картинную галерею - еще одну загадку нашей планеты. Кто же художник? Зачем был нужен столь титанический труд? Ведь рисунки трудно охватить взором даже с высоты птичьего полета! Тогда возникает вопрос: в чем заключается целесообразность проведенных работ? Какую ценность - хозяйственную, культовую, военную - представляли эти рисунки для людей древности? А может, не для людей? Вот здесь и появилось множество теорий и версий, пытающихся это объяснить. Однако все остается только на уровне предположений, а истинное назначение изображений так и остается загадкой пустыни Наска.

Все рисунки образованы светлыми линиями, получившимися в результате удаления с поверхности почвы мелкого гравия, более темного, чем земля под ним. В основном они изображают животных - летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть и геометрические узоры: прямолинейные полосы и символические фигуры, треугольники, трапеции, значение которых разгадать трудно. В 1927 году над плато в поисках водных источников летал самолет. Воду найдут там позже, а тогда перуанский пилот обнаружил гигантские изображения. Интересно, что упоминание о линиях Наски встречается еще в XVI веке. В 1548 году появилась книга «Хроника Перу», написанная испанцем Педро Сьеса де Леоном. Здесь линии Наски получили название: «путеводные указатели для странников». Но только в 20-х годах ХХ века «отец перуанской археологии» Хулио Телло первым скопировал рисунки. Правда, объектом серьезных исследований они не стали. Археологи тогда предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Все изменилось, лишь когда, заинтересовавшись увиденным, в Перу, приехал археолог из университета в Лонг-Айленде (США) Пол Косок, ранее изучавший древние ирригационные системы в Месопотамии. Увидев Наску с самолета, он был потрясен. Но сенсации тогда не произошло. Началась Вторая мировая война, и было уже не до рисунков. Только в 1946 году, когда Косок передал свои записи Марии Райхе, интересующейся древними обсерваториями, сложилась «каноническая» история рисунков пустыни Наска, а Райхе стала главным специалистом по этой проблеме, посвятив ей 40 лет. Что же она установила? Вся сложность не в создании самих рисунков, а в расчетах. Здесь нет приблизительных промеров, поскольку это могло привести к искажению пропорций рисунков, а, видимо, древние перуанцы обладали каким-то оборудованием, которого нет и сегодня. Размышляя о размерах и совершенстве пропорций, Райхе утверждала, что «древним художникам» такое возможно было создать, если бы они умели летать. Во время своих исследований она обнаружила 60 фигур и линий, а в 1986 году перуанский летчик де ла Торре в малоисследованной зоне в «пампе Сан-Хосе» увидел ранее неизвестные рисунки: на 87 сделанных им фотографиях были запечатлены изображения зверей, растений и людей.

Рисунки Наска датируют 500 годом до н. э. - 500 годом н. э. - до образования империи инков. Никаких письменных источников о себе проживающие тогда здесь люди не оставили. Все известные о них факты получены путем изучения мест захоронений и обнаруженных там предметов. Официальная наука полагает, что эта «галерея» относится к доинкской индейской культуре Наска, расцвет которой приходился на 300-900 годы н. э. Историки и археологи считают, что рисунки делали вручную, убирая камни и раскладывая их валиками вдоль края фигур. При разметке использовались шесты и эллиптические зеркала, причем гигантские изображения делались с небольших эскизов. Действительно, такие эскизы были обнаружены. В отношении назначения фигур высказывались различные гипотезы: либо тотемные, либо ритуальные знаки, а линии, считал П. Косок, использовались как астрономический календарь для хозяйственных нужд. Исследователь Д. Хокинс обратил внимание на огромное количество найденных в районе рисунков сосудов с выпуклым дном, которые в быту использовать затруднительно. Зато, по его мнению, во время религиозного праздника эти сосуды вставляли в пазы рисунка, а затем поджигали нечто горючее, содержавшееся в них. Ведь многие древние народы, как известно, придавали огню огромное значение. В продолжение этой идеи российский уфолог М. Герштейн предположил, что это происходило ночью и способствовало возникновению в небе миражей. По мнению И. Кольцова, данная пустыня являлась идеальным местом для захоронений с «обеспечением нетленности», а сосуды являлись «вместилищем души» умершего. Рисунки же выбирались по важности персоны и ее тотемному имени (Паук, Обезьяна, Лебедь…).

Однако есть очень странное обстоятельство. Местные жители берут чистую питьевую воду не из озера Наска, а из колодцев, расположенных точно по линиям рисунков, причем ирригационная система здесь, основанная на системе искусственных подземных каналов, два из которых проходят прямо под руслом реки Наска, весьма совершенна и продуктивна. Американские ученые С. Маби и Д. Проулкс считают, что некоторые из линий являются указателями подземных источников воды. Было обращено внимание на то, что рисунки в пустыне и на глиняных сосудах почти идентичны. Отсюда был сделан вывод о том, что этими рисунками-символами ублажались божества естественных сил - неба, земли и воды, чтобы получить много воды и хороший урожай. На этом, пожалуй, научные доказательства и заканчиваются. Гипотеза о сельскохозяйственном календаре была раскритикована астрономом Д. Хокинсом. Она не подтвердилась расчетами на ЭВМ. Кроме того, по оценкам, сделанным на основе данных экспедиции Хокинса, на такую масштабную работу потребовалось бы 100 тысяч человеко-лет, даже если бы все предполагаемое население работало по 12 часов в сутки. А кто бы добывал хлеб насущный? Более резонную версию предложил англичанин Т. Моррисон. Он считал, что рисунки и линии являлись символами различных религиозных групп или народностей, проживающих в Андах. У них существовала традиция хоронить родственников и соплеменников у самой кромки дорог, чтобы к могилам было легче добраться. Здесь молились и медитировали. В связи с этим Моррисон считает, что рисунки Наски могли служить кастовыми, религиозными и социальными символами для местных жителей. Однако ритуальные объекты должны прежде всего воздействовать на чувства людей! Вот здесь и возникает очередная загадка: рисунки с земли не воспринимаются, их можно увидеть, только поднявшись в воздух. В связи с этим американец Д. Вудман в 1977 году выдвинул гипотезу о том, что индейцы умели делать воздушные шары, поднимаясь в воздух во время ритуальных обрядов. Это позволяло им в полном объеме оценить мистический смысл рисунков. Этому есть подтверждение. В одной из гробниц в Наске было найдено изображение воздушного шара. Исследуя это обстоятельство, американец Б. Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике, который помогал им в сражении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении вражеских отрядов. Изображения летающих людей есть на многих тканях инков. Кроме того, исследовав четыре куска ткани, обнаруженные в разграбленной могиле недалеко от рисунков, Спорер установил, что древние жители Наски использовали в своих материях лучшее переплетение, чем то, что применяется при изготовлении парашютов, и более крепкое, чем в современных тканях для воздушных шаров.

Прежде чем перейти к следующей гипотезе, следует заметить, что комплекс пустыни Наска является всего лишь частью феномена. Аналогичные по технике исполнения наземные фигуры встречаются в средней зоне Анд вдоль всего тихоокеанского побережья Южной Америки, а в связи с этим они никак не могут относиться к одной локальной индейской культуре, какой была культура Наски. Можно, конечно, предположить, что рисунки создавались вручную, но если взять общую картину, если учесть, что размеры фигур колеблются от 30 до 300 метров при ширине контурной линии от 15 сантиметров до 3 метров… А кроме того, трудно предположить, что при создании таких гигантских объектов вручную остальная поверхность оказалась бы абсолютно неповрежденной. А таких повреждений не обнаружено. В связи с этим радиофизик Алла Белоконь утверждает, что рисунки могли быть выполнены только с воздуха потоком направленной энергии неизвестной природы, а некоторая их асимметрия напоминает искажения, которые получаются при проецировании под углом к поверхности. Кроме того, она считает, что искажения имеют трехмерный характер, а следовательно, рисунки не могли быть простым увеличением с эскизов на плоскости. Самую же увлекательную гипотезу выдвинул швейцарец Эрих фон Деникен, связавший изображения Наски с внеземными цивилизациями. Он предложил считать их ориентирами космодрома, устроенного инопланетянами. На эту мысль наталкивает обнаруженное на 350-метровом склоне горы у города Паракас на побережье Тихого океана изображение трезубца, названного из-за схожести с подсвечником «Паракасским канделябром». От него через горы и долины до Наски тянется видимая только с высоты прямая белая линия, вдоль которой попадаются изображения подпрыгивающих существ. Эта и ряд других линий весьма напоминают взлетно-посадочные полосы. Деникен считает, что Наска могла служить местом заправки космических кораблей, поскольку здесь зафиксирован выход неведомых энергий: обнаружено несколько точек, где стрелка компаса «сходит с ума», а летчики увидели сверху прямые многокилометровые линии, дающие сверхточные ориентиры по сторонам горизонта. Как бы там ни было, картинная галерея в Наске является одной из самых поразительных достопримечательностей нашей планеты. Но загадка пустыни не одинока. В 1400 км от нее у подножья горы Сатари обнаружена гигантская, 120-метровая, статуя человека, окруженная линиями и знаками, аналогичными рисункам Наска. Загадочные рисунки есть также в США (штат Огайо), в Англии, Казахстане, на Южном Урале, в Африке (южнее озера Виктория), в Эфиопии и ряде других мест. Так, в 2003 году в природном парке Сахама в западной части Боливии на площади в 16 раз большей пустыни Наска ученые обнаружили более 400 геоглифов, нарисованных линиями шириной в 1-2 метра, а в некоторых случаях длиной до 20 километров. По их мнению, гигантские рисунки несут человечеству какую-то важную информацию, но, видимо, наше сознание еще не «доросло» до уровня ее восприятия. Так что вопросы о наиболее известной картинной галерее в пустыне Наска и подобных ей по-прежнему открыты для любознательных.


Как добраться

Главный населенный пункт местности Наска носит логичное название Наска. Сюда удобнее всего добраться на автобусе, этом непременном перуанском транспорте. Автобусы отправляются из всех крупных городов страны, быстрее всего в Наска можно доехать из города Ика, центра южного побережья Перу — путешествие займет 2-3 часа и обойдется примерно в 30-40 PEN. Ещё в Наска прибывают автобусы из Куско и Арекипы ; в первом случае в дороге придется провести порядка 14 часов, во втором — «всего» девять, оба автобуса отправляются из начальных пунктов в ночь, прибывая на место утром. Билет из Куско будет стоить около 90-100 PEN, из Арекипы — примерно 75-85 PEN. Поездка из Лимы займет около 6-8 часов в зависимости от маршрута. Если вы хотите посмотреть линии Наска, но базируетесь в Лиме , удобнее всего приобрести экскурсионный тур в одном из агентств перуанской столицы. Туристы отправляются в путь в 4 утра, посещают города Баллестас и сам Наска (включая его достопримечательности), а также облетают линии Наска на легкомоторном самолете. Возвращение в Лиму — около 10 вечера того же дня. Стоимость экскурсии — порядка 800-900 PEN. Цены на странице указаны на июнь 2016 г.

На чем передвигаться

По городу Наска можно передвигаться пешком — он весьма невелик. Поездка на такси на любое расстояние в границах города обойдется не дороже 3 PEN, а дорога в аэропорт (откуда поднимаются в воздух «легкомоторки» с туристами) — не более 4 PEN.

Пустыня Наска (Перу) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Перу
  • Горящие туры в Перу

Пустыня Наска (Nazca), расположенная у южного побережья Перу, - одно из самых удивительных и мистических мест на планете. Широкую известность эта местность получила благодаря гигантским загадочным линиям, с большой высоты складывающимся в реалистичные рисунки, словно выполненные рукой невидимого мастера-великана. Количество художеств поражает: в пустыне Наска одних только идентифицируемых рисунков более тридцати, а есть ещё около 700 геометрических фигур и бесчисленное множество линий и полос. Посмотреть на таинственные знаки ежегодно съезжаются миллионы туристов со всего мира, а сама пустыня является, пожалуй, самой посещаемой достопримечательностью Перу.

Немного истории

Колибри, Обезьяна, Собака, Кит - вот лишь немногие из гигантских рисунков в пустыне Наска. Первые данные о существовании неглубоких длинных траншей непонятного назначения относятся к 16 веку, а в 1939 году с воздуха впервые стало видно, что эти полосы складываются в совершенные картины. Первые фото пустыни получили в 1947 г., и с тех пор ученые ломают голову над назначением рисунков Наска.

Пока известно лишь то, что авторы рисунков (по крайней мере, по версии современной науки) - античная цивилизация наска, существовавшая в период с 1 века до нашей эры вплоть до 8 века с центром в церемониальном городе Кауачи (28 км от нынешнего города Наска). Помимо пустынных художеств, наска оставили в наследие человечеству обширную систему подземных водопроводных каналов (многие из них до сих пор используются местными жителями), а также образцы керамики и текстиля, которые можно увидеть в Археологическом музее Антонини в городе Наска.

Знаменитые линии Наска расположены на участке каменистой пустыни площадью 50 на 5-7 км, занимая общее пространство в 500 кв. км.

Как добраться

Главный населенный пункт местности Наска носит логичное название Наска. Сюда удобнее всего добраться на автобусе, этом непременном перуанском транспорте. Автобусы отправляются из всех крупных городов страны, быстрее всего в Наска можно доехать из города Ика, центра южного побережья Перу - путешествие займет 2-3 часа и обойдется примерно в 30-40 PEN.

Ещё в Наска прибывают автобусы из Куско и Арекипы ; в первом случае в дороге придется провести порядка 14 часов, во втором - «всего» девять, оба автобуса отправляются из начальных пунктов в ночь, прибывая на место утром. Билет из Куско будет стоить около 90-100 PEN, из Арекипы - примерно 75-85 PEN. Поездка из Лимы займет около 6-8 часов в зависимости от маршрута.

Если вы хотите посмотреть линии Наска, но базируетесь в Лиме , удобнее всего приобрести экскурсионный тур в одном из агентств перуанской столицы. Туристы отправляются в путь в 4 утра, посещают города Баллестас и сам Наска (включая его достопримечательности), а также облетают линии Наска на легкомоторном самолете. Возвращение в Лиму - около 10 вечера того же дня. Стоимость экскурсии - порядка 900-1000 PEN. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

На чем передвигаться

По городу Наска можно передвигаться пешком - он весьма невелик. Поездка на такси на любое расстояние в границах города обойдется не дороже 4 PEN, а дорога в аэропорт (откуда поднимаются в воздух «легкомоторки» с туристами) - не более 5-6 PEN.

Отели в пустыне Наска

Отельеры города Наска и окрестностей, разумеется, не могли оставить без внимания повышенную популярность местности среди иностранных туристов, - так что опций для размещения здесь хватает. Цены начинаются от 35-40 PEN за номер без прикрас; за 50 PEN можно остановиться на ночь с комфортом, а на 90-120 PEN - даже шикануть. Для бюджетных туристов имеется масса хостелов с ценами от 15-20 PEN за койко-место. Ну а чтобы ощутить аутентичную атмосферу Наска, можно остановиться на частной гасиенде, превращенной в отель.

Кухня и рестораны

В городе Наска не стоит искать рестораны высокой кухни - все-таки это хоть и популярная, но провинция. Зато заведений рабоче-крестьянского характера здесь хоть отбавляй - и еду в них подают весьма недурную: ингредиенты свежие, приготовление простое, но добротное, а порции огромные. В качестве фастфуда выступают всевозможные бутерброды и бургеры, киоски с которыми расположены на любой из улиц города. Если же вы желаете отобедать горячим, к вашим услугам рестораны Наски, где за 8-15 PEN вам предложат фиксированное меню из супа, нескольких основных блюд на выбор и напитка.

Линии Наска

Знаменитые линии Наска расположены на участке каменистой пустыни площадью 50 на 5-7 км, занимая общее пространство в 500 кв. км. Фактически они представляют собой неглубокие борозды шириной в метр и глубиной 30-40 см. Благодаря тому, что поверхность почвы в Наска более тёмная, а «изнанка» - более светлая, линии отлично различимы глазом. Но из-за того, что рисунки занимают гигантскую площадь, увидеть их во всей красе можно не иначе как с воздуха.

Полёты над пустыней Наска стартуют с местного аэродрома, где в изобилии представлены стенды операторов. Место в четырехместной «Цессне» (2 пилота и 2 пассажира) будет стоить порядка 50-70 USD в низкий сезон и 90-110 USD - в высокий. Обязательно нужно торговаться! Также пассажира попросят заплатить аэропортовый сбор в 10-15 PEN. Продолжительность полёта - около получаса.

Кроме этого, на линии Наска можно полюбоваться со смотровой башни, расположенной вдоль Панамериканского шоссе. Оттуда видны 3-4 рисунка и великолепный горный пейзаж на горизонте. Такси из города Наска и обратно обойдётся примерно в 55 PEN, а подъем на саму башню - 3 PEN.

Город Наска и окрестности

Чтобы получить полное представление о культуре наска, непременно стоит посетить интересный Археологический музей Антонини. Здесь представлены образцы керамики и текстиля, извлеченные на археологических раскопках, а в саду имеется модель акведука наска и макет линий Наска.

В ближайшем городе Канталлоке стоит увидеть систему подземных акведуков наска («пукуйос»), благодаря которым и сегодня в этом засушливом регионе с успехом выращивают хлопок, кукурузу, бобы и прочие культуры. Рядом можно заглянуть на руины города инков Паредонес.

Захоронения Чаучилья - единственное место в Перу, где можно увидеть мумии возрастом около 3 тысяч лет «в естественной обстановке». На протяжении столетий охотники за сокровищами разграбляли древние могилы, не стесняясь оставлять на поверхности самих почивших обладателей драгоценностей. Не удивляйтесь, увидев под ногами черепа, кости, волосы и прочие свидетельства бренности человеческого существования.

Пустыню Пампа-Колорада (исп. Desierto de la Pampa Colorado; «Красная Равнина»), расположенную к югу от реки Наска в , чаще называют «Плато Наска» (исп. Nazca). Это безводная и безлюдная пустынная равнина, окруженная низкими отрогами Анд, простирающаяся в 450 км к юго-востоку от перуанской столицы, (исп. Lima).

Обширная, вытянутая по форме территория плато площадью около 500 км² простирается с севера на юг более 50 км, с запада на восток – от 7 до 15 км. Долина долгое время ошибочно считалась безжизненной. Ровная местность с местами волнистым рельефом отделена от других равнинных территорий явно выраженными уступами.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на версию сайта.

Название «Наска» также относится к древней цивилизации, расцвет которой пришелся на период с 300 года до н.э. по 500 год н.э. Быть может, именно этой культурой созданы загадочные «линии Наска», древнейший церемониальный город Кауачи и разветвленная система «пукиос» – уникальных подземных акведуков.

Важной составляющей региона, помимо знаменитого плато, является одноименный город, основанный испанцами в 1591 г. В конце прошлого века, в 1996 г. город Наска был снесен с лица земли сильнейшим землетрясением. Жертв, к счастью, было немного (погибло 17 человек), так как разгул подземной стихии произошел в полдень, но около 100 тыс. человек осталось без крова. Сегодня город отстроен заново, здесь возведены современные многоэтажные дома, а его центр украшен чудесным сквером.

Климат

Малозаселенная местность отличатся очень сухим климатом.

Зима на обширном плато продолжается с июня до сентября, в течение года температура в пустыне не опускается ниже +16°C. Летом температура воздуха стабильна и держится около +25°C. Несмотря на близкое расположение океана, дожди здесь — необычайная редкость. Ветра здесь тоже практически отсутствуют, в окружении плато нет рек, озер и ручьев. О том, что когда-то эти земли видели водные потоки, рассказывают многочисленные русла давно высохших рек.

Загадочные геоглифы (Линии Наска)

Однако, этот перуанский регион примечателен в первую очередь не городом, а таинственными геоглифами – необычными линиями, геометрическими фигурами и причудливыми рисунками, украшающими поверхность плато. Для современного научного сообщества эти рисунки уже на протяжении столетий преподносят все новые и новые загадки. Десятки умов многие года бьются в попытках ответить на многочисленные вопросы, касающиеся таинственных изображений.

Карта фигур

Всего на пустынной равнине было обнаружено около 13 тыс. различных линий, более 100 спиралей, свыше 700 геометрических фигур или площадок (треугольников, прямоугольников, трапеций) и 788 изображений людей, птиц и животных. Изображения плато представляют собой различной ширины длинные канавки глубиной от 15 до 30 см, прорытые в верхнем слое почвы — смеси глины с песком. Длина самых длинных линий доходит до 10 км. Поражает также ширина рисунков, в некоторых случаях достигающая 150 — 200 м.

Есть здесь рисунки, напоминающие очертания животных – ламы, обезьяны, касатки, птицы и пр. Единичные рисунки (около 40) изображают акул, рыб, ящериц и пауков.

Фигуры поражают воображение своими гигантскими размерами, но разгадать истинное их предназначение люди до сих пор не сумели. Разгадка, возможно, таится в недрах пустыни. Значит, чтобы узнать, кто и зачем сотворил эти поразительные художества, необходимы археологические раскопки, которые здесь производить запрещено, ведь плато охраняется статусом «Сакральная зона» (имеющая отношение к Божественному, небесному, потустороннему, мистическому). Так, по сей день остается тайной за семью печатями происхождение рисунков Наска.

Геоглифы плато Наска в 1994 г. внесены в списки объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но какой бы «сакральной» не являлась территория, а доминирующую человеческую черту – любопытство, которое стимулирует человечество преодолевать любые трудности, еще никто не отменял.

Первым чрезвычайно любопытным человеком, которого заинтересовали эти запретные земли, оказался Мехия Торибио Хесспе (исп. Toribio Mejía Xesspe), археолог из Перу, который в 1927 г. изучал «линии Наска» с предгорий, окружающих безжизненное плато. в В 1939 г. необычное плато приобрело всемирную известность благодаря именно перуанскому ученому.

В 1930 г. загадочную пустынную местность с таинственными линиями антропологи изучали, облетая плато на самолете. Внимание археологов всего мира было приковано к пустыне в начале 40-х годов XX в. Так, в 1941 г. американский историк, профессор гидрогеологии Пол Косок (англ. Paul Kosok; 1896-1959) на маленьком самолете совершил над пустыней несколько разведывательных полетов. Именно он определил, что исполинские линии и фигуры покрывают обширную территорию, вытянутую на 100 км.

Более плотно изучить уникальное плато ученые получили возможность лишь в 1946 г., хотя это была не целенаправленная государственная программа, финансированная властями, а отдельные экспедиции исследователей-энтузиастов. Выяснилось, что траншеи Наска древние «дизайнеры» создавали путем удаления темного поверхностного почвенного слоя (так наз. «пустынного загара») – глины, насыщенной оксидом железа и окислом марганца. С участка линий был полностью удален гравий, под которым лежал грунт светлого цвета с богатым содержанием извести. На открытом воздухе известковый грунт моментально затвердевает, формируя защитный слой, отлично предотвращающий эрозию, поэтому линии такие броские и сохранили свою первозданную форму на протяжении 1000-летий. При технической простоте исполнения, для такого решения были необходимы отличные знания геодезии. Долговечности рисунков способствовали также обычное здесь безветрие, отсутствие осадков и устойчивая температура воздуха в течение года. Если бы здешние климатические условия были иными, то, несомненно, рисунки давно бы исчезли с лица земли.

Они же продолжают озадачивать не одно поколение исследователей со всего мира.

Мистическая цивилизация

Официальная наука утверждает, что все изображения были созданы во времена расцвета древней империи Наска, имеющей очень развитую культуру. Цивилизация была заложена археологической культурой (исп. Paracas), коренных индейцев южного Перу 2-й половины I тысячелетия до н. э. Многие ученые едины во мнении, что большинство линий и фигур было создано в период продолжительностью 1100 лет, в «Золотой век» цивилизации Наска (100-200 гг. н.э.). Древняя цивилизация канула в небытие в конце VIII в, причиной тому, предположительно, стали наводнения, которые постигли территорию плато к концу первого 1000-летия. Люди были вынуждены покинуть свою землю, которая через несколько столетий была заселена .

Если допустить, что загадочные рисунки создал древний народ, то зачем и, самое главное, каким образом аборигены смогли это сделать – остается тайной. Даже используя современную технику, чрезвычайно сложно провести по поверхности земли идеально прямую линию даже протяженностью в 3-5 км.

Согласно выводам ученых, все это было сделано за короткое время. Плато Наска за пару столетий из безжизненной долины превратилось в самую причудливую на планете, испещренную геоглифами территорию. Неведомыми художниками были пересечены впадины и возвышенности пустыни, но при этом линии оставались идеально правильными, а края канавок — строго параллельными. Каким образом неизвестные мастера создали фигуры различных животных, которые можно рассмотреть исключительно с высоты полета птицы, совершенно неясно.

46-метровый паук

Например, изображение колибри, достигает в длину 50 м, птица кондор — 120 м, а паук, похожий на сородичей, обитающих в амазонских джунглях, имеет длину 46 м. Что интересно, все эти шедевры можно увидеть, только поднявшись в воздух, либо взобравшись на высокую гору, каковых поблизости не наблюдается.

Очевидно, что летательных аппаратов у народа, заселявшего плато в период возникновения художеств, не было. Как же люди могли создать рисунки с ювелирной точностью, не имея возможности увидеть полную картину проделанной работы? Как удавалось мастерам соблюсти точность всех линий? Для этого им бы потребовался целый арсенал современного геодезического оборудования, не говоря о совершеннейших знаниях математических законов, учитывая, что изображения создавались как на ровных участках земли, так на крутых склонах и почти отвесных скалах!

Более того, в районе пустынной долины Наска существуют холмы (исп. Palpa), верхушки некоторых срезаны, словно гигантским ножом на одном уровне. Эти оогромные срезы тоже украшены рисунками, линиями и геометрическими фигурами.

Может, нам вообще сложно понять логику своих далеких предков. Дети не понимают своих родителей, куда уж тут до осознания мотивов людей, живших 1000 – 2000 лет тому назад. Вполне возможно, что изображения плато не имеют никакой практической или религиозной составляющей. Может, древний народ создал их с целью показать потомкам, на что он способен? Но к чему было тратить уйму сил и времени для самоутверждения? В общем, вопросы, вопросы, на которые пока нет ответов.

Инопланетное вмешательство?

Ученых, уверенных, что таинственные рисунки создал человек, не больше тех, кто полагает, что без вмешательства пришельцев тут не обошлось. По мнению последних, изображения на плато являются взлетно-посадочными полосами инопланетян. Такая версия, конечно, имеет право на существование, неясно только, почему у инопланетных летательных аппаратов не имелось системы вертикального взлета и зачем было делать взлетные полосы в форме зигзагов, спиралей и земных животных.

Интересно и другое: многие ученые полагают, что сложные рисунки в форме причудливых животных, птиц и насекомых были нанесены намного раньше, чем более простые геометрические фигуры, круги и линии. Сам собою напрашивается вывод, что сначала неизвестные таинственные мастера выполнили сложные формы, а уж потом земные люди стали упражняться в создании прямых линий.

Прочие гипотезы

Мария Райхе (нем. Maria Reiche; 1903-1998), немецкий математик и археолог, которая с 1946 г. на протяжении более 40 лет (до самой своей смерти в 95-летнем возрасте) методично и скрупулезно исследовала фигуры Наска, считала, что их линии — это гигантский древний календарь. По ее мнению, многие рисунки являются точными изображениями созвездий, а линии соответствуют перемещению солнца или ориентированы на луну, планеты солнечной системы и некоторые из созвездий. Так, например, рисунок в форме паука, по утверждению Райхе, воспроизводит скопление звезд в созвездии Ориона. Основываясь на своих астрономических расчетах, она первой озвучила время создания рисунков - V в. Позже радиоуглеродный анализ деревянного разметочного колышка, найденного в месте одного из геоглифов, подтвердил указанную М. Райхе дату.

Имеется еще одна занимательная теория относительно мистических рисунков. Известный американский археолог Йохан Рейнхард (англ. Johann Reinhard), почетный профессор Католического Университета Санта Марии (UCSM, Рeru), считает, что гигантские линии Наска были сооружены для проведения неких религиозных обрядов. Фигуры животных, птиц и насекомых были, предположительно, связаны с поклонением божествам. С помощью рисунков люди ублажали Богов и просили у них воду для орошения своей земли. Некоторые археологи склоняются к мнению, что линии и причудливые рисунки представляли собой священные тропы, по которым местные жрецы ходили во время ритуальных церемоний. Как в любом языческом вероисповедании (древний народ, очевидно, был послушником этой веры), культ богов занимает центровое место не только в религии, но и в быту людей. Но вновь возникает вопрос: почему древние перуанцы решили обращаться к божествам в этом отдаленном месте, где никогда не было возделываемых земель?

Существует и такая гипотеза, что по гигантским линиям и полосам в древности бегали индейские атлеты, а значит, на Наска проводились спортивные южноамериканские олимпиады. Прямые линии, конечно, могли быть использованы в качестве беговых дорожек, но как можно бегать по спирали и по изображениям птиц или, к примеру, обезьяны?

Имелись публикации и о том, что громадные треугольные и трапецеидальные площадки создавались для каких-то церемоний, в ходе которых приносились жертвы богам и проходили массовые гуляния. Но почему тогда археологи, перерывшие все окрестности плато, не нашли ни единого подтверждающего эту версию артефакта?

Бытует даже такая абсурдная идея, что гигантская по масштабам работа была проделана исключительно в целях своеобразного трудового воспитания. Чтобы бездельничающие древние перуанцы были заняты делом… Другая гипотеза гласит, что все рисунки — это гигантский ткацкий станок древних людей, которые раскладывали нити по линиям. Утверждалось также, что — это колоссальная зашифрованная карта мира, которую до сих пор никто не смог расшифровывать.

В последние годы все чаще стали раздаваться голоса, что невероятные рисунки – всего лишь результат чьей-то фальсификации. Но тогда над изготовлением самой огромной в истории человечества подделки должна была рвать жилы целая армия фальсификаторов на протяжении десятков лет. Да при этом еще необходимо было сохранить все в тайне. Вопрос – для чего?

Сегодня, к сожалению, основное внимание ученых со всего мира сосредоточено не на окутанных тайной рисунках Наска, а на серьезной экологической угрозе, нависшей над загадочным плато. Вырубка лесов, вредные выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды – все это совсем не в лучшую сторону меняет стабильный климат пустыни. Все чаще идут дожди, приводящие к возникновению оползней и прочих неприятностей, которые разрушающе воздействуют на целостность изображений.

Если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет для преодоления серьезной угрозы, удивительные рисунки будут утеряны для человечества навсегда. Тогда можно не сомневаться, что ответы на бесчисленные волнующие нас вопросы не будут получены НИ-КОГ-ДА. Мы так и не узнаем, КТО и ЗАЧЕМ создал эти уникальные творения.

Археологические достопримечательности региона

Столицей и главным церемониальным центром цивилизации Наска было древнее поселение Кауачи (Cahuachi). Город представлял собой сосредоточение глинобитных жилых домов и хозяйственных построек. В центре его высилось пирамидальное сооружение — Большой Храм, построенный на холме высотой около 30 м. Вокруг главного Храма располагались площади, дворцы и усыпальницы.

Помимо Кауачи известно еще несколько крупных архитектурных комплексов древней цивилизации. Наиболее необычный из них - «Вosque Мuerto» (с исп. «Мертвый лес») Эстакерия, представляющий собой ряды из 240 столбов высотой до 2 м, укрепленные на низкой платформе. Западнее и южнее платформы установлены столбы меньших размеров, причем, они выстроены не рядами, а цепочками. Возле «мертвого леса» возвышался ступенчатый холм с 2-мя рядами террас.

На территории Эстакерии находится много захоронений, в которых обнаружены сохранившиеся части одеяний. По найденным фрагментам была воссоздана одежда народа Наска: длинные накидки с широкой каймой и традиционные южноамериканские пончо - прямоугольное полотно с прорезью для головы. Примечательно, что цветовая гамма тканей необычайно обширная, насчитывающая до 150 всевозможных оттенков.

Культура древней цивилизации поражает своими уникальными полихромными сосудами великолепного качества, в то время как индейцам не был знаком гончарный круг. Кубки, вазы, фигурные кувшины и миски расписывались красками 6-7 цветов, которые наносились до обжига.

На этом тайны Наска далеко не заканчиваются. Если поверхность долины украшена непостижимыми пока для человеческого разума гигантскими рисунками, то в ее недрах таятся еще более немыслимые пукиос (исп. Puquios; от кеч. источник, родник») - древние системы акведуков у города Наска. Из 36 гигантских пукиос, представляющих собой гранитные трубы подземных водопроводов, большая часть до настоящего времени нормально функционирует. Нынешние перуанские индейцы приписывают создание пукиос божественному творцу (кечуа Wiraqucha, исп. Huiracocha или Viracocha). Кто, когда и зачем создавал под древним плато Наска эти титанические водные сооружения — также из области извечных загадок.

Любопытные факты



Геоглифы на плато Наска, как и знаменитый затерянный город инков Мачу-Пикчу, - одна из самых загадочных достопримечательностей Перу. Гигантские геометрические фигуры, изображающие треугольники, спирали, линии, созвездия, а также обезьяну, паука, цветы, астронавта и колибри, размах крыльев которой превышает две сотни метров, были созданы в период между I и V веком н.э. Единого мнения о происхождении рисунков, нанесенных глубокими бороздами, и цели их создания нет до сих пор, несмотря на многие годы исследований.

Линии Наски впервые были замечены в 1939 году американским археологом Полом Косоком, который совершал перелет над плато. Он увидел, что линии фиксируют фазы луны и указывают на некоторые созвездия. Обнаружить такие параллели с земли было невозможно; различить фигуры по сей день можно только с воздуха. В дальнейшем их исследованием занималась Мария Райхе, и многие рисунки были открыты с её помощью. По мнению Райхе, геоглифы в пустыне являются самым большим календарем звездного неба под открытым небом в мире. Всего на плато Наска можно обнаружить порядка тридцати рисунков, 788 разнообразных геометрических фигур, в том числе трапеций, треугольников и спиралей, и тысячи линий и полос. В 1994 году геоглифы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.









Для путешествия на плато Наска выбирайте легкую светлую одежду и закрытую обувь с жесткой подошвой. Лучшее время для осмотра геоглифов в пустыне - с декабря по март, когда можно рассчитывать на ясную солнечную погоду. Температура в этот период не опускается ниже +27°С. Даже отправляясь в путь ранним утром или с наступлением сумерек, не стоит забывать про солнцезащитный крем и головной убор.

Помимо геоглифов на плато Наска есть несколько других любопытных достопримечательностей. В частности, можно посетить руины Кауачи (Cahuachi) - самого главного и могущественного города древней цивилизации, где до сих пор продолжаются раскопки. В 5 километрах к востоку от Наски расположены акведуки Кантайок (Cantayoc), а в 30 километрах к югу находится некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla), большинство захоронений которого относят к V-VI вв. Мумии были найдены в первой половине прошлого века, однако археологическим памятником некрополь был признан только в 1997 году.

Как добраться

Плато Наска расположено в 380 километрах к юго-востоку от Лимы. Путь пролегает вдоль живописного тихоокеанского побережья, по автомагистрали 1S. Добраться из столицы в город Наска (Nazca) удобнее всего с пересадкой в Ика; путешествие на автобусе в среднем занимает семь с половиной часов. Билеты необходимо брать заранее, минимум за сутки. Будьте внимательны: из Лимы автобусы разных транспортных компаний (Oltursa, Cruz del Sur, TEPSA) отправляются с разных терминалов; к примеру, рейсы TEPSA - от одноименного терминала, расположенного на улице Avenida Javier Prado. При этом далеко не всегда отправные точки располагаются в центре города. Стоимость проезда в один конец составляет от 65 PEN (~$20,8) до 140 PEN (~$44,8) на человека. Автобусы отправляются несколько раз в сутки, в том числе поздно вечером и ночью.

Лучший способ увидеть геоглифы на плато Наска - отправиться в один из экскурсионных туров на небольших самолетах Cessna, которые организуют местные агентства. В хорошую погоду с воздуха можно увидеть большинство рисунков и линий; гиды прокладывают маршрут над самыми известными участками пустыни, в том числе теми, где изображены обезьяна, паук, колибри и другие животные.

Маршруты стартуют из городов Наска и Лима. Экскурсии стоит бронировать заранее: количество мест в самолетах ограниченно (как правило, не больше пяти пассажиров), и организовать такое путешествие на месте вряд ли получится. Их стоимость из города Наска, например, начинается от 150 долларов на человека; в цену включен трансфер из отеля до аэродрома, перелет и услуги местного гида. Такие туры проводятся ежедневно, главным образом в первой половине дня, однако время вылета и продолжительность путешествия зависят от количества намеченных на день полетов и погодных условий. В среднем экскурсия занимает чуть больше получаса.

Организованные экскурсии из Лимы обойдутся дороже; их стоимость начинается от 350 долларов на человека. В эту цену включен трансфер до аэродрома Наски, просмотр небольшого фильма о линиях в пустыне, перелет, а также обед в традиционном ресторане и посещение смотровой площадки на обратном пути.

Вертолетные экскурсии над плато Наска организуют несколько специализированных туристических компаний. Стоимость такого путешествия начинается от 350 долларов на человека; рейсы осуществляются ежедневно. Продолжительность экскурсии - 40 минут, в том числе время самого полета - 25 минут. Минимальное количество пассажиров - два человека.

Еще один вариант осмотра линий Наски - смотровая площадка на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость посещения составляет 2 PEN (~$0,6) с человека. В этом случае, в силу большой удаленности рисунков, удастся увидеть лишь два из них.

Расположение

Плато Наска расположено в одноименной провинции региона Ика, лежащего практически в центре тихоокеанского побережья .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама