THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Западное Самоа - Независимое государство в западной Полинезии. Занимает часть архипелага Самоа, включающую два сравнительно больших острова - Савайи и Уполу и шесть мелких островов - Аполима, Маноно, Нуусафеэ, Фануатапу, Намуа, Нуутеле, Нуулуа.

В административном отношении делится на 11 округов. На острове Уполу расположены округа Аинга-и-ле-таи, Аана, Нгаэ-нгаэмаунга (часть округа), Туамасанга, Атуа, Ваа-о-Фоноти, на острове Савайи - Ваисингано, Нгангаифомаунга, Нгаэнгаэмаунга (часть округа), Фаасалелеанга, Палаули, Сатупаитеа. Столица государства - г. Апиа (на острове Уполу).

Географические координаты Западного Самоа - 13 - 15°ю.ш. и 171 - 173° з. д. Площадь - 2823 кв. км, из них 1709 кв. км приходится на Савайи и 1114 кв. км - на Уполу (вместе с мелкими островами). Население, по данным на середину 1964 г - 122 тыс. человек.

Савайи, Уполу и Аполима - возвышенные острова вулканического происхождения. Они представляют собой вершины подводного горного хребта. На Савайи высшая точка - гора Маунга-Сили (1857 м), на Уполу наиболее высокая вершина (Вааифету) достигает 1100 м. На Савайи имеются вулканы, причем последние извержения двух из них произошли в начале XX в. Горы занимают большую часть островов, и лишь береговые полосы равнинны. Острова окружены коралловыми рифами.

Климат Западного Самоа - экваториального типа, сравнительно жаркий и влажный. Наиболее высокая средняя месячная температура - в марте (27°), наиболее низкая - в июле (25°). Амплитуда колебаний температуры не превышает 18°. Дождливый сезон длится с ноября - декабря по апрель. В это время преобладают северные и особенно западные ветры и нередки ураганы. Более благоприятен в климатическом отношении период с мая по октябрь, когда дуют юго-восточные пассатные ветры, умеряющие жару. Количество осадков значительно. В Апиа в среднем за год выпадает свыше 2800 мм дождя, на севере острова Савайи - более 3000 мм. Часто случаются ливни.

Реки на островах коротки и имеют крутое падение.

На Западном Самоа распространены красноземные почвы. Наиболее плодородны покрытые слоем аллювия участки, большая часть которых расположена на острове Уполу. Савайи, где значительная часть поверхности занята застывшими лавовыми потоками, обладает более скудными почвами. Внутренняя, горная часть островов покрыта богатой субтропической и тропической растительностью (растут разные виды бамбука, пандануса и т. д.). Особенно ценны встречающиеся на Савайи породы, дающие твердую древесину. Однако на том же Савайи обширные участки лавовых потоков почти лишены растительности.

Западное Самоа - экономически слаборазвитая страна. Решающую роль в экономике играет сельское хозяйство. Основная его отрасль - земледелие. Главные продовольственные культуры - кокосовая пальма, таро, тааму (гигантское таро), ямс, банан, хлебное дерево, папайя, манго, ананас, авокадо, цитрусовые. Кокосовая пальма и банан, а также бобы какао являются важнейшими товарными культурами. В связи с потребностями внешнего рынка производство товарных культур сильно колеблется. Прежде довольно важное значение имела продукция каучука, однако в настоящее время в связи с колебаниями цен на мировом рынке производство этого вида сырья прекращено. В небольшом количестве на островах выращивается кофейное дерево. Большая часть всей товарной продукции производится в мелких хозяйствах; на плантациях выращиваются главным образом бобы какао.

Животноводство имеет в стране лишь подсобное значение. Крупный рогатый скот пасется на участках, занятых кокосовыми пальмами, освобождая островитян от весьма трудоемкой работы - ручной прополки. Животноводство имеет в основном мясное направление, молочное хозяйство развито слабо. Помимо крупного рогатого скота (около 16 тыс. голов в 1962 г.) разводят также лошадей, свиней, домашнюю птицу. Роль рыболовства в настоящее время довольно скромна, раньше же (в середине XIX в.) оно было одной из важнейших отраслей хозяйства.

Промышленность в Западном Самоа развита незначительно и представлена преимущественно переработкой сельскохозяйственного сырья и лесозаготовкой. Имеются две лесопилки. Работали также предприятия по сушке кокосовых орехов и бананов, но затем вследствие конкуренции со стороны других стран, производящих подобную продукцию, эти производства были свернуты. Энергосиловое хозяйство страны состоит из нескольких небольших электростанций. В деревнях значительное развитие получили разные ремесла.

Западное Самоа сравнительно хорошо связано пароходными и воздушными рейсами с Новой Зеландией, отдельными островами Океании и некоторыми другими странами. С помощью катеров поддерживается регулярное сообщение между различными пунктами главных островов. Железных дорог на островах нет. Сравнительно развитой дорожной сетью обладает Уполу. На Савайи дорог немного.

Три основные статьи экспорта Западного Самоа - копра, какао и бананы. От года к году удельный вес каждого из этих продуктов в вывозе заметно варьирует. В небольшом количестве экспортируется также кофе. Экспорт идет главным образом в Новую Зеландию (бананы вывозятся исключительно в эту страну) и Великобританию. Среди стран-импортеров первое место занимает Новая Зеландия, далее следуют Австралия, Великобритания, США.

Археологические раскопки, произведенные в Западном Самоа, показывают, что человек обитал на островах уже 3 тыс. лет назад, однако об этих ранних обитателях мало что известно. В отличие от большинства других полинезийцев самоанцы считают себя автохтонами, что, вероятно, свидетельствует об их раннем появлении на своем архипелаге (сравнительно с прибытием других полинезийцев на острова их современного обитания). Самоанцы совершали неоднократные странствования в разные районы океанийского мира. Население некоторых полинезийских островов и островных групп (Токелау, Эллис, Футуна, Ниуэ и др.) своим происхождением полностью или частично обязано именно этим ранним самоанским мореплавателям. В свою очередь полинезийцы с других островов иногда проникали на Самоа. Так, в XIII в. на Самоа вторглись тонганцы. Сперва они проникли на Савайи, затем - на Уполу, но долго удержаться на Самоа не смогли. Пытались подчинить Самоа и фиджийские вожди. Им удалось утвердиться в восточной части архипелага. Некоторое время фиджийцы даже собирали дань со всего Самоа.

К концу XVIII - началу XIX в. самоанское общество находилось на стадии разложения первобытнообщинного строя, занимая по уровню своего общественного развития среднее положение между гавайцами, таитянами, тонганцами, с одной стороны, и токелауанцами, ниуэанцами и прочими полинезийцами - с другой.

Основной ячейкой самоанского общества была «аинга» - большая («расширенная») семья, нередко включавшая в свой состав помимо ближайших родственников по мужской линии также отдельных родичей по женской линии и принятых со стороны усыновленных членов. Глава такой семьи - «матаи» избирался ее членами и пользовался довольно большой властью: распоряжался землей всей группы и продукцией, получаемой с этой земли, следил за поддержанием порядка в большой семье, давал трудовые задания ее членам. Несколько десятков подобных семей составляли деревню, возглавляемую советом («фоно») и вождем. В совете заседали матаи. Глава деревни избирался, однако наиболее предпочтительным кандидатом на этот пост считался сын умершего вождя, что в большинстве случаев превращало должность в наследственную. Наряду с вождями очень большую, нередко большую, чем сами вожди, власть имели так называемые вожди-ораторы. Деревни объединялись в более крупные территориальные объединения - округа. На Уполу было три таких округа: Аана - на западе, Туамасанга - в центре и Атуа - на востоке. Однако и эти округа в свою очередь образовывали еще более крупные политико-территориальные группировки. Фактически на всем архипелаге (за исключением островов Мануа, которые были политически обособлены) господствовали две соперничавшие группировки: Тумуа, возглавляемая семьей Тупуа, и Пуле, в которой важнейшую роль играла семья Малиэтоа. Первая группировка пользовалась влиянием в Аана и Атуа, вторая - в Туамасанга, а также на Савайи и Маноно. Отметим, что многие черты этой архаической социальной организации сохранились вплоть до настоящего времени. Так, большая семья и деревня по-прежнему играют роль основных ячеек самоанского общества.

С западной частью архипелага Самоа европейцы впервые познакомились в 1768 г., во время плавания французского мореплавателя Бугенвиля. Уже в начале XIX в. на островах начали селиться отдельные европейские и американские авантюристы. Первыми поселенцами были дезертиры с военных судов, беглые каторжники из Австралии и с Норфолка, а также китоловы и торговцы из США (Новой Англии), Европы и Австралии. Нередко эти поселенцы добивались весьма влиятельного положения в самоанском обществе и пользовались особым расположением вождей. Вожди ценили европейцев как военных советников, которые могли обучить аборигенов обращению с огнестрельным оружием.

В те годы Самоа уже вступило в полосу междоусобиц. В начале XIX в. наиболее видное положение занимала семья Тупуа. Однако вскоре семья Малиэтоа вступила в борьбу с господствующей группировкой. С конца 20-х - начала 30-х годов XIX столетия на Самоа начали проникать и миссионеры. Вкупе с другими эмиссарами колонизаторов они постепенно начали все более подчинять своему влиянию местную родовую верхушку. В 1839 г. английские и американские военные моряки навязали самоанским вождям первые неравноправные соглашения, дававшие определенные привилегии иностранным торговцам. С той поры началась настоящая экономическая экспансия европейцев на Самоа. В развернувшейся на архипелаге торговле участвовали и миссионеры.

Борьба между конкурирующими самоанскими вождями, которая началась еще до прихода европейцев, сильно обострилась. К 1830 г. наибольшего успеха достиг в этой борьбе верховный вождь Савайи и центрального Уполу - Малиэтоа Ваиинупо, который был объявлен верховным вождем всего Самоа. Таким образом, до 1841 г., когда этот верховный вождь (или «король», как его не совсем правильно называли европейцы) умер, Самоа представляло в политическом отношении единое целое. В середине XIX в. три державы Европы и Америки - Великобритания, Германия (точнее, город Гамбург) и США - уже имели на Самоа своих постоянных представителей. Английский миссионер Притчард вынашивал идею об установлении британского протектората над Самоа, но его затея провалилась. Европейские и американские поселенцы в основном были сосредоточены вокруг населенного пункта Апиа. Здесь образовался своеобразный форпост колониального проникновения на Самоа, и фактически вся власть в районе этого поселения уже тогда принадлежала европейцам. С каждым годом поведение колонизаторов становилось все более наглым. Пользуясь полным неведением аборигенов в деле коммерческих операций, европейские поселенцы за бесценок скупали у них землю. С начала 60-х годов по 1889 г. в руки колонистов попали крупные участки самоанской земли. Земля самоанцев отчуждалась и позднее. На захваченных участках организовывались плантации. Особенно много их было создано немцами.

С конца 50-х годов Великобритания, США и Германия стали все активнее вмешиваться в междоусобную борьбу местных вождей. В результате эта борьба начала тесно переплетаться с соперничеством между державами и становилась все ожесточеннее. Она продолжалась с 1841 по 1872 г. и временами принимала форму ожесточенных сражений между двумя соперничавшими группировками. В ходе междоусобицы Великобритания не брезговала и прямым военным вмешательством во внутренние дела самоанцев. Не остались безучастными в этой борьбе также США и Германия.

В 1873 г. на короткий период Самоа вновь стало единым целым. «Королем» был провозглашен Малиэтоа Лаупепа, однако он был марионеткой в руках колониальных держав (прежде всего Великобритании).

Через некоторое время в стране с еще большей силой вспыхнула борьба, подогреваемая колониальными державами. В 1877 - 1879 гг. соперничавшие государства одно за другим добились исключительных прав на пользование гаванями в архипелаге Самоа. Этим было как бы предопределено будущее расчленение самоанского государства. В 1879 г. по договору, навязанному Великобританией самоанцам, суверенитет над Апиа и прилегающим к нему районом фактически был передан в руки колонизаторов.

Соперничество между Великобританией и США, с одной стороны, и Германией - с другой, достигало все большей остроты. Первые поддерживали одного из соправителей (Малиэтоа Лаупепу), Германия - другого (Тамасесе Тупуа). Немцам удалось устранить Лаупепу: он был выслан сначала на Маршалловы острова, затем - в Камерун. Однако в поддержку изгнанного выступил другой влиятельный вождь - Матаафа, придерживавшийся в то время англо-американской ориентации (позже он переметнулся на сторону Германии). Грозовые тучи военного столкновения между державами неуклонно надвигались. Лишь чистая случайность - разыгравшийся в марте 1889 г. ураган, выведший из строя стоявшие наготове у самоанского побережья военные корабли соперников, - предотвратила возникновение крупного военного конфликта. Это непредвиденное обстоятельство заставило колонизаторов пойти на взаимные уступки: было заключено соглашение, по которому Самоа было объявлено «независимым королевством», а фактически поставлено под объединенный контроль трех держав. Соглашение это просуществовало лишь десять лет и в 1899 г. было заменено после новой вспышки борьбы другим, которое не только фактически, но и формально ликвидировало независимость Самоа. Без особых церемоний колонизаторы распорядились судьбой самоанского народа: западная часть страны была передана Германии, восточная - США.

Самоанцы не пожелали мириться с потерей независимости и развернули героическую, неравную борьбу с захватчиками. Уже в 1901 г. германские колонизаторы были поставлены перед угрозой восстания на Савайи. В 1905 - 1906 гг. еще функционировавшие советы самоанских вождей и вождей-ораторов проявили в отношении немецких властей открытое неповиновение. В 1908 г. последовало вооруженное выступление самоанского народа, которое было потоплено в крови германскими войсками.

В 1914 г., в самом начале первой мировой войны, Западное Самоа было занято без сопротивления новозеландскими вооруженными силами, а в 1920 г. Новая Зеландия получила мандат на управление бывшей германской колонией.

В период войны самоанцы надеялись, что ликвидация германского владычества обеспечит им по меньшей мере самоуправление. Однако вскоре после того, как в управление страной вступила Новая Зеландия, им пришлось горько разочароваться и убедиться, что мандат означал лишь смену вывески: колониальный режим фактически остался незыблемым. Возмущение самоанского народа достигло своего предела, и с 1927 г. по всей стране развернулось мощное национально-освободительное движение, которое возглавила патриотическая организация May. Был выдвинут лозунг «Самоа - для самоанцев». Участники движения требовали ухода новозеландцев из Самоа. Методом борьбы было избрано гражданское неповиновение: самоанцы отказывались от участия в официальной политической жизни страны, запрещали своим детям посещать колониальные школы, избегали каких бы то ни было контактов с администрацией. Характерно, что движение было поддержано и частью европейцев, постоянно проживавших на островах.

Борьба принимала все более широкий размах, становилась все ожесточеннее. В 1928 г. обстановка так накалилась, что новозеландские власти предприняли попытку вступить в переговоры с руководителями движения. Однако сразу же выяснилось, что Новая Зеландия не желает идти на какие-либо существенные уступки. Увидев, что колониальные власти не собираются вести серьезных переговоров, самоанцы начали полностью бойкотировать новозеландскую администрацию, отказывались платить налоги.

В этих условиях колонизаторы решили запугать самоанский народ, подавить его волю к борьбе. В конце 1929 г. они организовали нападение полиции на демонстрантов, в результате которого 11 самоанцев были убиты. Кровавая провокация привела к началу вооруженной борьбы. Испугавшись широкого размаха, который приняло национально-освободительное движение, новозеландское правительство послало к берегам Самоа военный корабль. Началась расправа над участниками движения. Несмотря на многократное превосходство в силе, карателям не удалось поставить свободолюбивый народ на колени. Пришедшее к власти в 1935 г. лейбористское правительство Новой Зеландии, поняв, что одной силой оно не сможет «умиротворить» самоанцев, послало в страну «миссию доброй боли» и вступило в переговоры с руководителями May. В ходе переговоров новозеландские правители вынуждены были пойти на известные уступки. Так, они согласились расширить представительство самоанцев в совещательном органе при администраторе. Были удовлетворены и некоторые другие требования руководителей движения, дано согласие на переизбрание «фаипуле» (сохранившегося, но фактически не имевшего никакой власти сословного самоанского собрания). В новом «фаипуле» сторонники May получили подавляющее большинство мест.

Идя на некоторые уступки, новозеландские власти рассматривали их как тактический ход и не отказывались от мысли при более подходящих условиях вновь вернуться к старому курсу. Постепенно активизировали свою деятельность также местные проколониалистские силы. Например, были созданы «объединенная прогрессивная партия», поддерживавшая белых плантаторов, и «рабочая партия», выражавшая по преимуществу интересы зажиточных метисов. В такой обстановке, характеризовавшейся временным равновесием сил, началась вторая мировая война.

Вторая мировая война непосредственно не коснулась самоанской территории, однако военные действия на Тихом океане оказали определенное влияние на жизнь страны. Прежде всего в Западном Самоа были сосредоточены значительные американские и новозеландские вооруженные силы. Кроме того, в условиях благоприятной конъюнктуры, сложившейся в годы войны, темпы экономического развития страны ускорились. Многие малые семьи начали вести хозяйства самостоятельно с ориентацией на рынок. Несмотря на это, основную роль все же продолжало играть полунатуральное общинное хозяйство.

Победа в войне антифашистских сил, рост во всем мире сил демократии и социализма создали для национально-освободительной борьбы самоанского народа совершенно новые, исключительно благоприятные условия. Советский Союз и другие социалистические страны выдвинули в Организации Объединенных Наций требование о предоставлении всем бывшим мандатным территориям полной независимости. Колониальным державам удалось все же оттянуть время своего ухода из этих стран и навязать взамен системы мандатов новую систему опеки.

В 1946 г. Западное Самоа стало первой подопечной территорией Организации Объединенных Наций. Однако в роли администратора этой территории по-прежнему выступала Новая Зеландия. Самоанцы энергично протестовали против навязанной им опеки. Уже в 1946 - 1947 гг. в стране развернулось движение за предоставление стране самоуправления. В ООН была направлена соответствующая петиция.

Постепенно стало ясно, что опека - лишь ширма, прикрывающая колониальное господство. «Опекающая» страна - Новая Зеландия - совершенно не заботилась о развитии хозяйства и культуры на подопечной территории. Несмотря на то что земледелие являлось основой западносамоанской экономики, на развитие этой отрасли хозяйства новозеландские власти затратили, например, в 1953 г. лишь 0,82% всего бюджета. Интересно, что примерно такая же доля бюджета была затрачена на поддержание главного административного здания. Не желая по-прежнему жить в условиях колониального режима, самоанский народ начал шаг за шагом отвоевывать у колонизаторов отнятые у него когда-то права. В 1953 г. Новая Зеландия вынуждена была согласиться на созыв «конституционного совещания», которое состоялось в следующем году. С 1 октября 1959 г. Западное. Самоа получило внутреннее самоуправление. Был создан кабинет министров. Второе «конституционное совещание», созванное в 1960 г., выработало проект конституции. В конце мая 1961 г. под наблюдением ООН был проведен плебисцит, во время которого самоанцы большинством голосов высказались за независимость и выработанную конституцию.

Официальное провозглашение независимости состоялось 1 января 1962 г. Новая Зеландия была вынуждена формально уйти из Западного Самоа. Однако, пользуясь экономическими трудностями молодого, небольшого по населению и бедного ресурсами государства, новозеландское правительство навязало Западному Самоа пресловутый «договор о дружбе». Этот договор содержит ряд условий, фактически ограничивающих суверенитет страны. Так, Новая Зеландия, согласно договору, представляет новое государство за границей и в ООН. Еще больше ущемляет независимость Западного Самоа навязанная этой стране система «финансовой помощи». В Западном Самоа сохраняется большое число новозеландских советников, занимающих важнейшие посты в органах управления. По каналам системы «помощи» стремятся проникнуть в Западное Самоа и США.

Под влиянием Новой Зеландии, десятилетиями консервировавшей социально-экономическую отсталость Западного Самоа, государственное устройство этой страны пока еще далеко от подлинной демократии. Западносамоанское законодательное собрание, состоящее из 46 членов, избирается не всеобщим голосованием, а по двум куриям: 41 члена выбирают матаи, 5 делегатов - европейские поселенцы. Во главе государства, согласно конституции, поставлены два верховных вождя с пожизненной властью. После смерти обоих вождей высший пост в государстве предполагается сделать выборным, однако конституционное совещание рекомендовало, чтобы глава государства всегда избирался из числа членов четырех королевских семей - «тамаинга». Глава государства, согласно конституции, назначает премьер-министра, который должен пользоваться доверием законодательного собрания (в настоящее время премьер-министром является также один из представителей тамаинга). С помощью премьер-министра глава государства назначает из числа членов законодательного собрания восемь министров. Большая власть главы государства проявляется еще в том, что ни один закон не вступает в силу без его санкции.

Однако, несмотря на то что Западное Самоа не добилось еще полной политической и экономической самостоятельности, появление независимого полинезийского государства имело очень большое значение. Советский Союз был одной из первых стран, признавших Западное Самоа в качестве суверенного государства. Нет никакого сомнения, что со временем самоанский народ добьется полной и безоговорочной независимости и достигнет немалых успехов в деле прогресса своей родины.

Что же касается экономической структуры Западного Самоа, то она в послевоенный период не претерпела коренных изменений. Тем не менее ряд новых тенденций все же наметился. Прежде всего из состава больших семей выделяется все большее число малых семей, самостоятельно обрабатывающих землю (формально земля продолжает находиться в распоряжении матаи). В ряде случаев дело идет еще дальше, и некоторые самоанцы уже ведут хозяйство плантационного типа, иногда с использованием наемного труда. Неуклонно растет значение товарных культур.

Численность населения Западного Самоа перед началом европейской экспансии неизвестна. Сомнительны и данные, приводимые первыми европейскими мореплавателями, посетившими архипелаг. Например, французский путешественник Лаперуз определял в 1787 г. численность населения для всего Самоа в 80 тыс. человек. Меньше сомнений вызывают более поздние цифры. Так, в 1839 г. население территории, соответствующей теперешнему Западному Самоа, было определено в 47 тыс., в 1845 г. - 40 тыс., в 1849 г. - 32 тыс., в 1854 г. - 29 тыс., в 1881 г. - 28 тыс., в 1886 г. - 29 тыс.

С 1900 г. в Западном Самоа начали проводиться переписи, и данные о численности населения становятся более определенными (см. табл. 55).

Зза 1911 - 1921 гг. произошло значительное снижение численности населения. Это уменьшение было связано с начавшейся в конце 1918 г. довольно сильной эпидемией гриппа.

Основным фактором, влияющим на изменение численности населения страны, является естественное движение.

Средняя плотность населения страны - 43 человека на 1 кв. км. Как отмечалось выше, природные условия более благоприятны на Уполу, и густота населения на этом острове более чем в четыре раза превышает плотность на Савайи (соответственно 77 и 18 человек на 1 кв. км). На обоих островах подавляющая часть населения сосредоточена на побережье. Во внутренних районах островов расположено лишь 16 деревень. Наибольшая густота населения наблюдается в районе Апии и на северо-западном побережье Уполу. В агломерации Апии жило 18,2 тыс. человек, в 1961 г. - 21,7 тыс. По данным на 1961 г., эта агломерация состояла из 52 «сгустков населения» («population clusters») численностью от 23 до 1283 человек. Население Апии увеличивается как в результате естественного прироста, так и вследствие притяжения мигрантов из сельских районов Уполу и с острова Савайи.

Мужское население Западного Самоа превышает женское (соответственно 58 785 и 55 642, по данным переписи 1961 г.). Таким образом, в стране на каждые 100 женщин приходится 106 мужчин. Мужчины преобладают в большинстве возрастных групп. Женщин больше лишь в старших возрастных группах, а также в возрастном поясе от 25 до 34 лет. Последнее, по-видимому, связано с тем, что к этому возрастному интервалу принадлежит основная часть эмигрантов, а среди них преобладают мужчины.

По большим возрастным поясам население распределялось в 1961 г. следующим образом: лица до 14 лет составляли 50,2% населения, 15 - 59 лет - 45,5, старше 60 лет - 4,3%. Таким образом, удельный вес детских возрастов в населении Западного Самоа очень высок, старых - весьма низок.

В 1961 г. 24,4% населения страны было экономически активным. Среди мужчин доля экономически активных была несравненно выше, чем среди женщин (соответственно 42,9 и 4,9%). Согласно переписи 1961 г., 62,3% всего экономически активного населения было занято в «традиционном» деревенском земледелии, 6,2% - в плантационном земледелии, перевозке сельскохозяйственных продуктов и лесном хозяйстве, 7,7% - в торговле и финансово-кредитной системе. Рабочие и служащие составляли в 1956 г. Проводимые в Западном Самоа переписи включают вопрос об этнической принадлежности, однако по принципу этнической принадлежности учитываются лишь самоанцы, для остального же населения фактически фиксируется расовая принадлежность.

Образование в Западном Самоа не носит обязательного характера и в значительной степени еще находится в руках миссионеров. Так, в 1959 г. из 25 тыс. учащихся начальных школ 16 тыс. училось в государственных школах, 9 тыс. - в школах миссионерских. Что же касается школ второй ступени и технических школ, то в учебных заведениях этого типа, контролируемых миссионерами, училось вдвое больше лиц, чем в соответствующих государственных школах. Довольно значительная по численности группа населения продолжает оставаться неграмотной. В 1951 г. неграмотных среди аборигенов старше 15 лет было 14,4% (среди мужчин - 23,1, среди женщин - 5,9%). Образовательный уровень западно-самоанского населения невысок.

Быстрому этническому сплочению самоанцев способствовали единство языка, культуры, тесные хозяйственные связи между отдельными группами населения страны. Уровень этнической консолидации самоанцев довольно высок, и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что самоанцы представляют собой единый народ, говорящий на едином языке.

Самоанцы, как уже указывалось, говорят на одном из западно-полинезийских языков. Письменность на этом языке была создана еще в 1834 г. Самоанский народ отличается высоким этническим самосознанием. Самоанцы гордятся своей самобытной культурой. Они охотно переняли многие элементы европейской культуры, но в то же время сохранили и все те свои культурные достижения и традиции, которые казались им ценными. В настоящее время самоанский народ показывает большую этническую стойкость, ассимиляторские попытки новозеландских властей в период «опеки» ни к чему не привели. Численность самоанцев неуклонно увеличивается. В 1929/30 г. их насчитывалось 41 тыс., в 1940 г. - 57 тыс., в 1943 г. - 61 тыс., в 1947 г. - 66 тыс., в 1951 г. - 80 тыс., в 1953 г. - 86 тыс., в 1954 г. - 89 тыс., в 1957 г. - 95 тыс., в 1961 г. - 101 тыс.

По языку и культуре к «чистым» самоанцам близки метисы, составляющие несколько более десятой части аборигенного населения страны. Подавляющее большинство метисов - евро-самоанцы, но есть среди них и потомки смешанных браков самоанок с китайцами. Практически все метисы хорошо знают самоанский язык, некоторые же из них говорят только по-самоански. В период существования колониального режима новозеландские власти приложили немало усилий к тому, чтобы оторвать метисов (которых они называли «евронезийцами») от остальной части аборигенного населения, воспитать у них чувство преклонения перед всем европейским, создать из них привилегированную прослойку, которая служила бы опорой для колонизаторов.

Так, для большой группы метисов в западной части Уполу было даже создано специальное поселение - Алеиса. Поселение пользовалось известным самоуправлением, во главе его стояли мэр и совет. Благодаря различным льготам оно уже через короткий срок стало выделяться среди остальных деревень Западного Самоа своей зажиточностью. Кроме того, власти установили специальный статус «европейца», который могли получить и все желающие «евронезийцы». Характерно, что очень многие метисы не захотели воспользоваться этим правом, хотя статус и давал известные привилегии. Так, по данным переписи 1956 г., насчитывалось 7900 метисов,

662 европейца и 149 прочих неокеанийцев (они также получили право на статус «европейца»); из всех этих лиц европейский статус приняли лишь 5494 человека. Тяготению метисов к самоанцам безусловно способствует и то, что среди части европейцев распространено расистское пренебрежение по отношению к метисам. Например, браки между европейцами и метисами заключаются значительно реже, чем между метисами и самоанцами. Создание независимого самоанского государства создает благоприятные предпосылки для еще большего сближения метисов с остальным аборигенным населением. Согласно конституции, метисы являются самоанскими гражданами и имеют те же права и обязанности, что и другие аборигены. Большая часть метисов сосредоточена в районе Апии. Смешанное население имеется также на крайнем востоке Уполу (в Алеипата) и на Савайи.

Выше уже говорилось о значительной эмиграции из Западного Самоа в Новую Зеландию. В результате этой миграции в Новой Зеландии образовалась значительная группа самоанцев (в 1961 г. вместе с метисами - 6 тыс.). Большинство их сосредоточено в Окленде. Новозеландские самоанцы заняты преимущественно в промышленности, многие из них работают и на транспорте. Самоанские эмигранты обычно поддерживают тесные связи с родственниками на Самоа.

По данным последней переписи, в Западном Самоа было свыше 500 «прочих океанийцев». Более половины этой группы (около 300 человек) образуют токелауанцы. Остальные 200 океанийцев - выходцы с других островов Полинезии (ниуэанцы, тонганцы, эллисцы, увеанцы), микронезийцы (гилбертцы), меланезийцы (аборигены Соломоновых островов, фиджийцы). Скорость ассимиляции различных океанийских групп неодинакова. Так, полинезийцы ассимилируются быстрее, чем меланезийцы. Особенно быстро растворяются среди самоанского населения токелауанцы. Менее всего подвержены процессу ассимиляции группы, образовавшие компактные поселения. Такие поселения имеются в пределах городской агломерации Апии и поблизости от нее. Это Ааи-о-Фити (фиджийское поселение), Соломона-фоу, Ниуэ, Элисе-фоу. Поблизости от Апии живет небольшая группа увеанцев. Согласно новому закону о гражданстве, статус самоанских граждан получили все полинезийцы-неаборигены, а также меланезийцы и микронезийцы. Это несомненно еще более ускорит процесс ассимиляции мелких океанийских групп близкими им по культуре самоанцами.

«Чистых» европейцев в Западном Самоа сравнительно немного. К моменту провозглашения независимости это была наиболее влиятельная группа населения в стране. Она занимала ведущие позиции в управленческом аппарате страны и в системе западносамоанской торговли. В руках европейцев находилось подавляющее большинство высших административных постов. Европейцами были миссионеры, высококвалифицированные технические специалисты, старший медперсонал, часть учителей. Они жили главным образом вокруг Апии. На Савайи европейцев немного. Среди лиц европейского происхождения наиболее многочисленны англо-новозеландцы. Значительно уступают им по численности англо-австралийцы, американцы, англичане. Совсем небольшие группы образуют немцы (немцев прежде было довольно много, но после первой мировой войны большая часть их была репатриирована), французы (в первую очередь католические миссионеры) и представители других народов. До последнего времени к европейцам примыкали лица смешанного происхождения, имевшие «европейский» статус. Как правило, это была наиболее обеспеченная часть метисов. Она вела европейский образ жизни, старалась во всем подражать европейцам. Именно эта группа являлась проводником новозеландского влияния в стране. В настоящее время, когда все население смешанного происхождения уравнено в правовом отношении с остальными самоанцами, можно ожидать постепенного размывания этой «европеизировавшейся» группы метисов.

Кроме океанийцев и европейцев в стране имеется маленькая группа лиц азиатского происхождения. Это в первую очередь китайцы, японцы и индийцы (с Фиджи). В настоящее время китайцев менее сотни. Некогда их было гораздо больше. Так, в 1914 г. численность китайского населения достигала 3,1 тыс. человек. В 1948 г. все китайцы, за исключением лиц, связанных брачными узами с самоанками были репатриированы. Среди оставшихся китайцев много торговцев.

Из сказанного выше можно ориентировочно определить этнический состав населения Западного Самоа.

Прозелитическая деятельность христианских миссионеров в Самоа уже в середине XIX в. привела к тому, что традиционные верования были почти полностью вытеснены новой религией. В настоящее время около четырех пятых населения страны - протестанты, остальные - в подавляющем большинстве католики. Среди протестантов многочисленны последователи Лондонского миссионерского общества (западносамоанское отделение этого общества получило автономию и было переименовано в конгрегациональную христианскую церковь Западного Самоа); их насчитывалось в 1961 г. 61 тыс. человек (53,5% всего населения). Немало также методистов (16%) и мормонов (6,3%). Католиков - -25 тыс. человек (21,6% населения). Особенно высок удельный вес католиков среди метисов.
читайте так-же

Западное Самоа — это почти нетронутый и весьма удивительный уголок нашей планеты. Именно здесь снимали известный фильм-драму «Возвращение в рай», именно в этом райском месте великий писатель Р. Л. Стивенсон решил удалиться от цивилизации и провести последние годы.

Благодаря береговой линии, вулканическим ландшафтам и тропическим лесам, Западное Самоа стало замечательным местом для активного отдыха и пеших путешествий.

Для исследования острова можно использовать лодку или каноэ, иногда это единственный способ добраться до некоторых необитаемых островов и атоллов.

Другим, не менее доступным способом передвижения является велосипед. Можно неплохо провести время, совершая велосипедную прогулку вокруг острова Савайи. Рыбная ловля - хороший вид отдыха, но это удовольствие не из дешевых, поскольку исключительные права на рыбную ловлю в местных водах принадлежат жителям прибрежных деревень.

Официальное название этого государства с 1997 года — Независимое Государство Самоа, до этого оно называлось просто Западным Самоа. Дело в том, что группа островов Самоа поделена надвое, на западных островах разместилось независимое государство, а на восточных — американская подопечная территория, так называемое Американское Самоа. Такое деление было связано с гражданской войной, расколовшей самоанское общество на две части ещё в конце XIX века. Западную часть — острова Уполу и Савайи — захватила Германия, а восточную — Тутуила и Мануа — США. Во время развернувшейся в Европе Первой мировой войны немецкую часть архипелага без всякого сопротивления со стороны немцев захватила Новая Зеландия, впоследствии вынужденная предоставить самоанцам ограниченное самоуправление, а потом и независимость. Кстати, Самоа — первое государство на Тихом океане — не считая Новой Зеландии, которое получило независимость. Восточное же Самоа до наших дней остаётся американским, и вряд ли когда-либо оно воссоединится со своей западной частью. Этому есть несколько весомых причин, основной из которых является нежелание самих восточных самоанцев выходить из-под опеки США. Хоть Американское Самоа и не включено в состав США, но восточные самоанцы имеют прекрасную возможность уехать в США и получить там полноценное американское гражданство. Если же они вольются в состав независимого Самоа, то такую привилегию они потеряют.

Географически острова Самоа расположены в самом центре Полинезии, практически на перекрёстке торговых путей их Америки в Австралию и Новую Зеландию. Острова имеют очень гористый рельеф и имеют ярко выраженное вулканическое происхождение. На острове Савайи находится активный вулкан, правда последний раз он извергался сто лет назад, однако он не уснул, и в любой момент можно ждать очередного извержения. Впрочем, вулкан этот небольшой, и его извержения не приносили какого-либо заметного ущерба местному хозяйству. Климат на Самоа тропический, на острова часто обрушиваются циклоны, при которых скорость ветра часто достигает 150-200 км/час. Невзирая на то, что Самоа очень далеко отстоят от всех материков — Азии, Австралии и Америки — на островах произрастает очень большое количество самых разных растений, более трети из которых являются эндемиками, то есть больше их не встретить ни в каком другом месте. В противовес флоре, фауна на Самоа весьма бедна — на островах водится всего 8 видов эндемических птиц, и 35 — завезённых европейцами, или попавших на Самоа из Австралии и Азии другими путями. И хотя насекомых — в основном бабочек, очень много, но тут водится всего лишь один вид змей и 7 видов ящериц — вот и всё, чем может похвастаться Самоа в этом плане. А вот морская фауна вокруг островов очень богата. Черепахи, крабы, моллюски и рыба водятся на Самоа в изобилии.

На Уполу, который является главным островом архипелага, можно посетить замечательный музей английского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, центр традиционного искусства Полинезии, самоанскую деревню-музей и, конечно же, Райский пляж. Желающие смогут насладиться красотами океана, ныряя с аквалангом, поучаствовать в рыбалке или углубиться в природу внутренней части острова. Единственный город Западного Самоа, который является одновременно и столицей, это Апиа. Несмотря на банки, офисы и закусочные, которые должны были бы предать ему современные черты, город сохранил свое национальное обаяние. Ориентирами для прогулок по городу, могут служить часовая башня и мемориал, установленный в честь погибших во Второй Мировой войне. Западнее башни находится Фли Маркет — это рынок, на котором можно найти весьма разнообразные и даже интересные товары. Здесь и электроника, и одежда, и сипао — местные ткани, которые традиционно красят соком листьев и корой, и, конечно же, кокосы и драгоценные раковины. В окрестностях Апиа разбросано множество церквей, крупнейшая из них — это Католическая церковь, которая расположена на городском берегу. Меньшая по размеру Англиканская церковь, украшена прекрасными витражами, а мощи миссионера, преподобного Джона Вильямса, который одним из первых приехал на эти острова, покоятся в Христианской Церкви Конкрегационалистов. В Апиа есть три гостиницы, обсерватория, мелкие предприятия и правительственные учреждения. От центра к западу протянулись деревни прибрежной области.

В предместье столицы расположилась усадьба Стивенсона. Здесь же и надгробная плита английского писателя. Когда Стивенсон умер, островитяне работали круглые сутки, чтобы прорубить дорожку на вершину холма. Они хотели похоронить своего любимого «туситала» — что означает «рассказчик», на следующий день со всеми почестями.

На южном побережье Уполу, на окруженных пальмами побережьях, приятно отдохнуть и расслабится, наслаждаясь спокойствием этих мест. Лучшими пляжами считаются «Возвращение в рай», названный в честь одноименного фильма, пляжный комплекс Матарева и целый ряд других замечательных и прекрасно оборудованных для проведения полноценного пляжного отдыха мест. Они изобилуют тихими бухтами и небольшими водоемами, которые будто бы созданы специально для сноркелинга. На восток от Апиа раскинулись чудесные берега с идеальными для купания местами. Продолжая движение вдоль побережья, можно попасть на восточную окраину острова и увидеть незабываемые рифы района Алеипата.

Еще одно из мест достойных внимания — это озеро Озеро Ланото’o, его еще называют Голдфиш Лейк, сегодня оно не слишком известно, но во времена немецкой оккупации озеро было популярным местом отдыха, здесь любили отдыхать офицеры со своими дамами. Сегодня в странной зеленой воде озера плавают стаи золотых рыбок, которые подплывают к берегам в поисках корма. Еще никому не удалось достичь дна Ланото’o, хотя предпринималось немало попыток. Оно так глубоко, что без специального водолазного оборудования опускаться на его дно опасно.

Савайи, один из крупнейших полинезийских островов, и в то же время — самый малонаселенный, отчасти из-за того, что на нём дремлет непредсказуемый вулкан Матавану, а немалая часть острова покрыта застывшей магмой, на которой ничего не растёт. Остров во многом сохранил свое первозданное очарование, и почти не затронут западной цивилизацией, а жизненный уклад жителей подвергся меньшим изменениям, чем даже на Уполу. И конечно, здесь масса удивительных мест для отдыха и подводного плавания. «Тропический лес Тафуа», чудесный заповедник тропического леса, он находится на участке побережья с пещерами, гротами и полями лавы. Лавовые поля сформировались во время извержения Матавану в 1902-1911 годах, и сегодня представляют собой впечатляющий ландшафт. Желающие смогут совершить незабываемую прогулку вокруг кратера.

Между Савайи и Уполу, прямо в проливе, расположился остров Маноно. Это очень тихое место, где любят проводить отдых жители шумной столицы. Правительство прилагает массу усилий для сохранения здешней хрупкой экосистемы. Западнее Маноно затерялся остров Аполима. Он состоит из окаменевших потоков лавы. А до единственной деревни, население которой составляет всего около 150 человек, можно добраться только по одному крошечному проходу от моря. Для поездки на Аполима потребуется приглашение одного из жителей, и зафрахтованная яхта или лодка. Те, кто преодолев все трудности, побывал на этом острове, утверждают, что большей изоляции от мира они не испытывали никогда в жизни.

В сентябре в Западном Самоа проходит самый большой праздник — Фестиваль Теуила, который затрагивает практически все острова. В его программе хоровые пения, «танцы огня», традиционный танец «сива», и конечно гонки на лодках «фаутаси». Фестиваль Ныряльщиков проходит месяцем раньше, это очень интересный праздник, дающий возможность желающим попробовать свои силы на лучших участках, там, где могут обнаружиться раковины-жемчужницы. С середины до конца февраля на реке Сокото проходит Культурный Фестиваль и Рыбацкий Праздник Аргунгу. Он посвящен лову рыбы, но в его программе также охота на уток и другие виды водных соревнований. В августе, во время Регаты Патеги, происходит празднование, которое, наверное, может считаться самым грандиозным. Ключевой момент этого празднества — соревнование на длинных каноэ, в котором часто участвуют все мужчины рода, это превращает соревнование в борьбу между кланами, и придает гонке особую остроту.

Кто не мечтал уехать на затерянные в океане экзотические острова, чтобы вдалеке от цивилизации отдохнуть от всех ее благ? Невероятной красоты песчаные пляжи, жаркое солнце, придающее телу шоколадный оттенок, живописные пейзажи удивляют даже самых искушенных путешественников. Благодаря удаленности от всего мира райские тропические уголки необычайно привлекательны для мирового туризма. Лидеры расслабляющего отдыха - острова Гавайи, Галапагос, Самоа - имеют происхождение вулканического характера. Тем интересней побывать на фантастически прекрасных землях, созданных без какого-либо вмешательства человека.

Острова Самоа - где это?

В Тихоокеанском рае расположены острова, больше пятидесяти лет назад ставшие независимыми. Не тронутые цивилизацией, они являются настоящей находкой для всех любителей путешествовать и загорать, попутно наслаждаясь подводными видами и местными ландшафтами. Страна включает 10 из них принимают путешественников, а остальные либо малы, либо необитаемы.

Экскурс в историю

Вулканический архипелаг, по мнению исследователей, был заселен в V веке нашей эры, а позднее он становится развивающимся центром полинезийской культуры. Мореплаватель из Нидерландов открыл острова Самоа в Тихом океане для европейцев в начале XVIII века. Французский путешественник Бугенвиль посещает архипелаг через несколько лет во время своей кругосветной экспедиции. До конца XIX века судьбой архипелага никто не интересовался, пока не началось соперничество Америки, Германии и Великобритании за право им обладать. По Берлинскому договору острова были поделены: Западное Самоа, получившее через шестьдесят три года независимость, отходило Германии, а восточной частью завладели США.

Американское (восточное) Самоа

Небольшая часть архипелага, которая отошла Америке, состоит из семи небольших островов. Жители, проживающие здесь, в выборах президента не участвуют и гражданами США не являются, но находятся под их защитой. Поверхность земли здесь образует высокие горные вершины, а большинство деревень расположены в прибрежных областях.

Достопримечательности американского Самоа

Туристы, мечтающие об уединенном отдыхе, посещают безлюдный остров Аунну. Живописный ландшафт поможет отдохнуть от суеты городской жизни, а безмолвие станет настоящим подарком для мечтательных влюбленных. Подходить к зыбучим пескам, которыми славится островок, весьма опасно, поэтому лучше любоваться их непрекращающейся игрой издалека.

Американское Самоа знаменито и фантастически прекрасной бухтой Маамаа с огромными камнями самой причудливой формы, о которые разбиваются на мельчайшие водяные частички накатывающие волны. Небольшой участок пустынного берега привлекает своей неземной красотой. Нельзя уехать, не сфотографировавшись на фоне вздымающейся, словно кипящей, воды в бухте.

Столица Паго-Паго считается подлинной Бедные деревянные хижины сочетаются с красивыми зданиями в экзотическом стиле. Небольшой городок чрезвычайно популярен у туристов, спешащих прогуляться по маленьким улочкам с дорогими ресторанами и фешенебельными отелями. Стоянка дорогих лайнеров и музей Хейдона, наглядно представляющий искусство островитян, оставляют в памяти незабываемые впечатления. Правда, туристы отмечают специфический запах столицы из-за близкого расположения рыбных заводов, к которому надо привыкнуть.

Западная часть архипелага Самоа

Независимые острова Самоа находятся в самом центре Полинезии и состоят из двух, относительно больших (Уполу и Савайи), но занимающих девяносто шесть процентов всей площади страны, на которых проживает почти все население, и еще восьми маленьких и необитаемых. Горный рельеф острова связан с высокой тектонической активностью. Столица государства - небольшой городок Апиа, застроенный домиками в европейском стиле, но в то же время сохраняющий

Остров Уполу (Самоа) необычайно привлекателен для отдыхающих. Там находятся самые популярные пляжи, а один выделяется экзотическим черным цветом песка. Не очень известное туристам озеро Ланотоо с прохладной водой темно-изумрудного цвета просто кишит маленькими рыбками золотистого цвета, не боящимися подплывать к рукам людей. А древние предания рассказывают, что точной глубины его никто не знает, хотя многие старались достигнуть дна, но не преуспели в этом.

Остров в архипелаге Самоа таит главную достопримечательность - сформированный самой природой бассейн внутри кратера давно потухшего вулкана. Местные жители давно обустроили глубокий водоем для купания, сконструировав лестницу и самодельный пирс, а сотни путешественников восторгаются кристально чистой водой.

Самобытные острова Самоа. Как там живут?

Все туристы отмечают очень доброжелательное отношение коренных жителей, чья культура традиционно поддерживается принципов уважения друг к другу. Основная часть населения острова - христиане, но встречаются дружно сосуществующие представители другого вероисповедания. Аборигены проживают в единых общинах, являющихся главной ячейкой общества архипелага и состоящих из нескольких поколений родственников. Самый высокий статус имеет вождь, возглавляющий самоанское общество и отвечающий за все сферы семейных дел.

Жители чтят древнюю культуру, сочетающую религиозные верования с местными традициями, соблюдая все международные и местные праздники. Являясь христианской Самоа проводит различные фестивали для соблюдения религиозных обрядов. Кроме этого, острова славятся своими красочными танцевальными и песенными праздниками, в которых принимает участие все местное население, а приезжие удивляются насыщенной жизни аборигенов.

Живописные ландшафты

Отдыхающие ценят необычную природу, гористая местность которой представляет собой верхушки вулканов, чья активная деятельность завершилась более ста лет назад. По горным хребтам скал когда-то давно текла, а ныне застыла извергающаяся лава. Вызывающие восхищение острова Самоа покрыты тропическими зарослями из папоротника, бамбука, мангровых лесов, растущих в прозрачной воде. Особенно богата западная часть древесиной ценных пород, которая используется местным населением для строительства жилищ. А вот лишены плодородия, за исключением обрабатываемых прибрежных районов.

Последний приют Стивенсона

Острова Самоа стали последним пристанищем автора приключенческой книги о пиратах. Стивенсон, купивший на острове землю, яростно отстаивал права местного населения в период деления страны между крупными государствами, после чего приобрел славу героя. Похоронили его на вершине горы, обтесав скалу наподобие саркофага и строго-настрого запретив использование огнестрельного оружия, дабы никакой шум не тревожил дух писателя, а только птички распевали свои песни на его могиле. Для всех туристов, рискнувших подняться на высоту, разработаны два интересных маршрута. Сам того не ведая, Стивенсон превратил посещение места своего упокоения в небольшое приключение. Нужно сказать, что аборигены его помнят и по сей день: именем автора «Острова сокровищ» названы гостиницы, улицы и кафе, а туристов приглашают посетить музей писателя, расположенный на Уполу.

Незабываемый отдых на островах

Для посещения острова лучше всего планировать отпуск с начала мая до конца октября. Ясная погода без дождей и сильных ураганов оставит много приятных впечатлений. Тропический климат привлекает многочисленных туристов, не любящих изнуряющей жары, ведь круглый год средняя температура на острове составляет двадцать шесть градусов.

Что нужно знать путешественникам, посещающим острова Самоа? Океан и белоснежный песочек, на котором так приятно поваляться, - это ключевые моменты отдыха всех приезжих. Вход на пляж стоит денег, эта небольшая, но обязательная плата идет на общинные расходы. Дополнительную плату берут и у рыбаков, чей улов воспринимается как некая угроза для страны, живущей дарами океана. Все дайверы планеты мечтают посетить американское Самоа, предоставляющее услуги погружения в районах затонувших кораблей и коралловых рифов, но стоит упомянуть, что без туристической визы США попасть туда невозможно.

Правила безопасности

Прежде чем ступить на отдаленные от цивилизации острова, стоит позаботиться о своем здоровье. Для этого заранее делаются прививки от гепатита, холеры, полиомиелита, желтой лихорадки, а на острове необходимо использовать специальные средства от москитов - разносчиков различных заболеваний. Вода в стране хлорируется, но для питья приезжим лучше всего использовать кипяченую. Всем туристам необходимо соблюдать правила и помнить, что запрещено распивать спиртное на улице и пляже, а в воскресенье алкоголь продается лишь в местных отелях и только гостям страны.

Тропические острова Самоа словно созданы природой для незабываемого отдыха. Наверное, все же стоит преодолеть немалый путь, чтобы в полной мере насладиться уникальной природой и неповторимыми видами, поражающими воображение.

Океания. Путевые заметки, день 7

Как вы знаете, существует два Самоа – просто Самоа, которое на всякий случай вставило в своё официальное название слова "Независимое Государство", и Американское Самоа (догадайтесь, чья это зависимая территория). Раньше было проще, потому что страны назывались Западное и Восточное Самоа.

Интересны они тем, что расположены на линии перемены дат. То есть когда на восточном острове понедельник, на западных уже вторник! Забавно.

Помните, я писал про то, что гражданам России ? Так вот, после моего поста МИД России вмешался и запросил у них, по какой такой причине они гражданам России перестали визы выдавать. И Американское Самоа ответило, что ошибочка вышла, всё ок, визу господину Варламову, как и другим россиянам, дадим! Мне они тоже сразу написали: "Сударь, тысяча извинений, кокос на голову упал, вот и напутали всё. Сейчас будет виза!" Я обрадовался, поблагодарил МИД и подал документы заново. Но визы не было. Обычно её за один день дают, а тут прошло два дня, потом ещё два, потом неделя... А потом пришёл ответ:

"Bad news. Just got back from the Immigration office again and permit request DENIED. The reason stated: "U.S. state department is not allowing anyone with a Russian passport into the territory at this time." When the travel restrictions are lifted, we hope to receive Russian visitors again, like in previous times".

Это пишет менеджер отеля, который оформлял мне визу. В общем, как вы поняли, Госдеп США не разрешает гражданам России посещать свои территории... Тут надо сказать, что хоть Американское Самоа и считается "неинкорпорированной неорганизованной территорией", но всё равно за неё отвечает Департамент островных дел, который является подразделением МВД США. И управляет территорией не президент или король, а губернатор (правда, с 1977 года самоанцы избирают его сами).

Вот так вот. Опять вся надежда на наш МИД! Совсем они в своём Самоа берега попутали!

А пока давайте посмотрим, что сегодня представляют собой западные острова.

01. Как обычно, пейзажи малоинтересны.

02. Голубое море, редкие поселения...

03. По джунглям раскиданы небольшие деревни. Всего на островах живёт чуть больше 190 тысяч человек, это примерно как в Люберцах.

04. Из достижений - построили новый терминал аэропорта (открылся в ноябре 2016-го) на кредит от Китая.

05. Правда, самолеты сюда летают нечасто. Есть один рейс на Фиджи и ещё несколько раз в неделю в Австралию и Новую Зеландию. Скоро должны открыться прямые рейсы в Китай, соглашение между странами уже подписано.

06. Дороги красивые и ровные.

07. Что отличает Самоа от других стран региона? Могилки! Да, тут принято хоронить родственников прямо под окном! Очень мило. Ну, как у нас некоторые кидают под окнами машины, так тут роют под окнами могилы.

08. Иногда над могилой строят навесик.

09. Очень редко это отдельно стоящее сооружение во дворе, обычно же всё вплотную прилегает к дому.

10. Иногда это настоящая гробница.

11. Но обычно вот так:

12. Или так.

13. Если вдруг дома расположены в низине, на затапливаемых участках, то могилки делают на холме.

14. Одну из деревень недавно благоустроили! Поставили красивые столбики с фонарями и новые сетки для мусора. Местные в восторге!

15. В Самоа много разных церквей – в основном католические и протестантские, но есть даже Дом поклонения для приверженцев бахаи (один из семи на всей планете) и храм мормонов. Вот строят какой-то новый храм.

16. Мормонский храм в пригороде столицы. Пишут, что в Нукуалофе (Тонга) есть здание-близнец, и ещё один похожий храм должен быть на Таити.

17. Это собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в столице.

18. К сожалению, это новострой. Старое здание, построенное в 1867 году, так сильно пострадало во время землетрясения 2009-го, что его пришлось снести.

19. Как видно, Самоа – страна набожная: на заборах пишут, что государство "основано на Боге".

20. В отличие от храмов, дома местных жителей не отличаются роскошью и размерами.

21. Как и во многих странах региона, народ живёт бедно. Но, в отличие от Фиджи или Тонга, главный сектор экономики здесь – это промышленность. Тут есть несколько не очень больших заводов (например, на Самоа делают кокосовое масло и менее экзотичную кока-колу), хотя большая часть населения всё равно живёт в деревнях.

22.

23. Еще одна особенность местных - они постоянно отдыхают! Ни в одной стране я не видел столько отдыхающих людей. Обычно сидят под деревом в тени

24. С утра до вечера, пока солнце не скроется за горизонтом, местные просто спят. Вот обычный двор. Бабушку недавно похоронили под крыльцом... и можно поспать!

25. Это не автобусная остановка, а лежанка.

26. Жизнь идёт своим чередом.

27.

28. Любовь к отдыху повлияла на местную архитектуру. На каждом участке обязательно будут два строения: дом с могилкой и навес для отдыха! Навес делают с высокой крышей, чтобы в тени было можно валяться целый день. Сейчас строят такие большие павильоны, но на самом деле они выросли из традиционного самоанского жилища, "фале".

29. У каждого дома навес. Используют эти открытые помещения по-разному. Иногда как молельню, иногда для собрания семейного клана, иногда просто для пикника. Ну и чтобы поваляться, конечно!

30. В городе тоже все лежат.

31.

32. На флаге должен быть Южный крест, но он не очень получился)

33. А это столица страны, Апиа. Большой город по местным меркам, чуть меньше 37 тысяч человек.

34. Более того, это единственный город в Самоа. Ну как - город. На самом деле у него даже мэра нет. Апиа делится на 45 деревень, которые все вместе относятся к административному округу Туамасага. То есть это как бы город центрального подчинения.

35. Поскольку по сути это большое село, переросшее в город, в Апиа проблемы с инфраструктурой. Например, в сезон дождей его регулярно затапливает, потому что ливневой канализации тут, конечно, нет. Самое забавное, что даже тут островитяне умудрились создать пробки, поскольку принялись покупать себе машины при отсутствии какой-либо системы управления дорожным движением.

36. Это самый центр. Справа - старое здание правительства, слева супермаркет, который сейчас держат китайцы.

37. Кафедральный собор, парковочка и, конечно, павильон. Здесь он выполняет функцию молельни.

38. Рыбаки и рынок. В отличие от других стран Океании, из Самоа на экспорт идёт не так много рыбы. Ловят в основном для внутреннего рынка.

39. На площади стоит Часовая башня, обозначающая самый центр города.

40. Сейчас правительственные здания перенесли на новое место, в деревню Мулинуу. Сюда проложили широкое шоссе.

41.

42. Порт

43. В выходные на улицах вообще никого нет.

44. Город буквально вымирает. Ничего не работает.

45. А вот это же место в понедельник.

46. Городской пляж

47. Набережная

48. Отделение полиции недавно построили.

49.

50. Здание парламента. Кстати, Самоа – парламентская... эээ... полуреспублика-полумонархия. Только управляет страной не совсем король и не совсем президент, а человек с титулом "О ле Ао О ле Мало", или верховный вождь. На русский это переводится как "Идущий за тем, что был, и перед тем, кто будет" (Виталию Кличко на заметку!). Вождь, между прочим, с 2007 года – выборная должность, но при этом избрать его можно только из числа членов парламента и бесконечное количество раз. А депутатами могут стать только матаи, вожди самоанских семейных кланов. Так что некоторые черты монархии (и даже традиционного общества) ещё сохраняются.

Кстати, о традициях! На Самоа помимо мужчин и женщин существует "третий пол" – фаафафине. К нему относится от 1 до 5% населения страны, причём традиционная самоанская семья сама решает, кого из детей к ним определить. Дословно "фаафафине" означает "как женщина". Мальчиков с самого детства воспитывают как девочек. Вот что бывает, когда мужчин в стране рождается больше, чем женщин! Россия может вздохнуть свободно.

На самом деле относить фаафафине к геям не совсем правильно, хотя у большинства из них партнёры действительно мужского пола. Но их отношения с мужчинами гомосексуализмом не считаются, потому что пол как бы не один и тот же. Более того, отношения двух мужчин для многих семей Самоа – табу. А если мужик трахается с фаафафине – ничего страшного, всё нормально. Многие фаафафине рассказывают, что в детстве действительно считали себя девочками, и только повзрослев, осознали, что это не совсем так.

Такие же традиции воспитания детей существуют и в других частях Океании, например в Тонга, на Островах Кука и на Гавайях. На Самоа фаафафине в основном развлекают туристов, а некоторые катаются на Запад, чтобы зарабатывать, участвуя в шоу трансвеститов. Ещё в Океании довольно популярен бокс с участием фаафафине.

Некоторым самоанцам фаафафине не нравятся, потому что те ведут себя слишком вызывающе, декларируя собственную "женскую" сексуальность. Обычно женщина на Самоа – скромная домохозяйка, а тут такой контраст. Хотя некоторые фаафафине поддерживают традиционный уклад жизни и даже воспитывают детей вместе с другими женщинами (а те в свою очередь называют его "мамой").

51. Интересно, что здесь делает израильский флаг?

52. Старая архитектура

53.

54.

55. Местные автобусы

56. Сейчас на Самоа сезон дождей, закончится он в апреле. Кстати, страна регулярно страдает от стихийных бедствий, особенно тайфунов. Поэтому многие зарубежные компании не решаются инвестировать в экономику островов.

57.

58.

59.


Улетели из Нади (Фиджи) 30.09, а прилетели в Апиа (Самоа) 29.09 ;) Правда прикольно, дважды прожить сегодня и пропустить завтра;) Мы, собственно, на это и рассчитывали планируя путешествие. Пересечение линии дат, что может быль более загадочнее?! Но самоанское руководство решило перехитрить всех, введя в Самоа новый часовой пояс GMT+14. ;)

Перелеты

Знакомство с Самоа началось в самолёте. Такого собрания тучных людей в одном месте я ещё никогда не видела. Все 10 человек нашей группы были рассеяны по самолету, словно драгоценные семена, хотя просили посадить группу вместе.

Нам с Денисом повезло, и самоанец согласился поменяться со мной местами, хотя жутко начал возмущаться, что у него было место у окна, а сидеть пришлось в середине. Какое окно, ночь на дворе?! На этом везение наше не закончилось, рядом с нами посадили тучную девушку, которая, о радость!, влезла в свое сидение. А вот нашей попутчице не повезло, к ней посадили мужа нашей пышки. Тот поднял, в наглую, разделительную ручку и расселся на 1.5 сидения. Не поверите, никто даже не и не подумал решить эту проблему. Стюардесса только пожала плечами. А ведь на нормальных авиалиниях тучные люди обязаны покупать 2 билета!!!

Назад мы специально попросили, чтобы нас, нашу группу, посадили вместе. И даже такая просьба не была выполнена!!! Нас снова разбросали по самолету. Но на этот раз, мы не отошли от стойки регистрации, пока нам не выдали места рядом!!! Какая беготня началась! При том, что самолёт был наполовину полным и "набит" он был малюсенькими людьми непонятной рассы. Ни то китайцы, ни то филипинцы, но одни мужчины маленькие и худые;) Вид у них был настоящих гастарбайтеров;)

Отели Самоа

Поспать не удалось ни минутки. В отель, а это был замечательный Aggie Gray"s Resort, попали в 5 утра. Не смотря на то, что время check in в любом отеле мира 14:00, нам пообещали, что номера будут готовы к 9.00, поэтому разместились, кто, где нашел место. Но прежде, нас пригласили позавтракать. Шикарный ресторан, скатерти и тканевые салфетка на завтрак - это показатель. Блюда были вкусными и разнообразными, а вот яичница у жарителя не задалась, прилипала и растекалась, а он волновался и от этого получалось ещё хуже. Из-за сдвига во времени, из-за позднего ужина в самолёте, из-за раннего завтрака в отеле разрыв между приемами пищи составил 2 часа. Можно было из-за стола не вставать;)


Ресторан отеля Aggie Gray"s Resort даже в 5 утра готов принять посетителей

А после завтрака наши попутчики разместились на шезлогах у бассейна и расслабились, читай, уснули. Спать-то хочется.

Мы же пошли к океану встречать рассвет и фотографировать. Впечатляет! Белый песок, голубая вода, волны разбиваются о риф где-то вдалеке и у берега вода спокойная как на озере, птички поют, лежишь себе под пальмой, смотришь на какосы и кайфуешь;) И такой сладкий кайф, что прям здесь же и уснули;)


Райское место. Утренние пляжи отеля Aggie Gray"s Resort

А когда проснулись, номера Aggie Gray"s были готовы принять и удивить нас. Уютный просторный номер, светлый сверкающий хирургической чистотой санузел, большая открытая лоджия и потрясающий вид на океан!

Отсыпаться времени не было, в 10.00 начиналось наше знакомство с островом Уполу (Upolu). Остров на самом деле небольшой, хватит и 3 часов, чтобы объехать его вокруг. Но нашим гидам удалось растянуть это путешествие на три дня:) От отеля в одну сторону и пол пути, от отеля в другую сторону и другая половина острова;) Ну а третий день знакомство со столицей Западного Самоа - городом Апиа. Ну городом это назвать трудно, все население острова 125 тыс.

Наш второй отель Tanoa Tusitala Hotel, городской, находился в центре столицы Западного Самоа во дворе правительственного здания. И лежа вечером у бассейна, мы могли беспрепятственно рассматривать, что творится внутри. А на крыльце этого здания играли дети, чумазые-чумазые. Через дорогу своей пугающей высотой (2этажа с крышей), нас радовало своим присутствием министерство (оцените) Женщин, чего-то там ещё и социального развития;)

Быт жителей Западного Самоа

Ну вот. Чтобы вы понимали, что такое Западное Самоа. Это 10 островов. Но мы были только на одном. Остров с бесконечными белоснежными песчаными пляжами окружен голубым открытым океаном. Коралловые рифы спасают пляжи от больших волн настолько, что даже пена не доходит до берега. На побережье живут люди. Их жилища чудовищно бедны и открыты всему и вся.

У них нет стен, нет окон. Только поднятый над землей настил и крыша, покоящаяся на деревянных колонах. От солнца, ветра и дождя жилище защищают тканевые шторки. У домов побогаче есть стеклянные жалюзи вместо окон и стен. Чем ближе подъезжаешь к столице, тем дома становятся другими, потому что богаче (?), у некоторых даже появляются стены;) и уж совсем у богатых людей есть дома поосновательней.

Куда бы вы ни посмотрели, вы увидите коксовую пальму или банановые заросли. Вообще мне показалось, что при прохождении паспортного контроля на въезде в страну им нужно выдавать каски. Потому что кокосы имеют свойство падать, и ходить под пальмами, облеплеными этим с виду добрым и безобидным орудием убийства, поначалу было страшно;) но ко всему привыкаешь и расслабляешься.

Чем здесь занимаются люди я так и не увидела. Людей мы здесь видели мало. В воскресенье все, выряженные в белые одежды, возвращались из церквей, а в понедельник школьники, одетые в пеструю форму (белый верх и розовый или ярко-зеленый низ), шли в школы.

Чумазые дети все так же бегали по банановым зарослям, а женщины тупо лежали на полу своих жилищ. Здесь мужчины ходят в юбках-парео чем-то напоминающих длинные фартуки наших официантов.

И ещё из интересного. Здесь, женщины не пользуются стиральными машинами, все вручную. И если учесть, что в семье 5-6 детей, начинаешь понимать, почему они такие чумазые. Но если стирка удалась, то белье развешено по радуге, в смысле с учетом цвета, тонов и полутонов, со всеми правилами перехода из цвета в цвет. Видать это разновидность мазохизма такая, сначала постирай, а потом развесь. А может это такая любовь к своему острову. В отличие от Фиджи, здесь поразительная чистота, даже в самой глухой деревне.

дальше

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама