THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматическое задание:

1 вариант - Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.

2 вариант - Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.

Вечер в лесу

Весенний лес. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато-синее. Бегу по-смотреть. Это распустился цветок медуницы. На тол-стом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розового цвета, а нижние ли-ловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё тол-пятся молодые берёзки. Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краев прозрачной снеговой воды.

Заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчетливо видны каждый прошлогодний листок, каж-дая затонувшая веточка. В луже оживлённо плавают лягушки. Они таращат на меня выпученные глаза, но не боятся, не хотят нырять. Они, как бы здорова-ясь со мной, издают какие-то урчащие приветствен-ные звуки.

Уже вечереет. Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом. Оно такое ог-ромное, красноватое. А вот прямо на нем появилось длинное серебристое облачко, словно рыбу в таз по-ложили. Как хорошо кругом! (По Г. Скребицкому.)

(154 слова.)

Грамматическое задание

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3-4 абзацы - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - Солнце, как начищенный медный таз, будто висит над дальним лесом.

2 вариант - Посредине синеет, как про-долговатое зеркало, весенняя лужа.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Аромат земли

Лежу в зелёной траве на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий, окружа-ет меня мир природы.

Вдыхаю влажный аромат земли и растений и вижу, как по коленчатым стебелькам высоких тра-винок неторопливо движутся насекомые. Белые, зо-лотые, синие, качаются над головой цветы. Я при-щуриваю глаза. Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

В своём воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра. Мечтаю о будущих увлекательных путеше-ствиях, мысленно пролетая над расстилавшейся подо мною, как будто гигантский глобус, землёй.

Птицы. В дни прилёта птиц с особенной силой тянуло меня странствовать. Уже став взрослым, именно весной отправ-лялся я в самые далёкие путешествия, будучи уверен-ным, что они непременно окажутся удачными. (По И. Соколову-Микитову.)

Грамматическое задание:

1. Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы - 1 вариант; 3 абзац - 2 вариант.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

1 вариант - В своем воображении уношусь далеко над землёю, оставляя под собой заснеженные горы, голу-бые моря и непроходимые леса, серебряные реки и озёра.

2 вариант - Пушистое белое облако, повисшее в высоком летнем небе, кажется мне плывущим по небу сказочным исполинским чудовищем на позолоченных распахнувшихся крыльях.

3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей.

Я сидел рядом с отцом, глядя на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу. 4 Смотрел на ухо-дившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова.)

Грамматическое задание

1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

1 вариант - (сараем) зажжённым 3 ; 2 вариант - поднимавшегося 3 (дыма).

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьёт подземный ключ. Этот прудок — колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далёкий путь. Волга — красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. 4 Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега её покрыты зелёным ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлёвской стены в Нижнем Новгороде — одно из красивейших мест верховья Волги. 4 Своеобразна и живописна природа Жигулёвских гор. Жигули — жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их:

1 вариант - из предложений 1 абзаца;

2 вариант - из предложений 2 абзаца.

3. Выпишите из своих абзацев 3 разных вида сказуемого.

Левитан

Левитан спустился по Оке до Нижнего и там пересел на пароход до Рыбинска. Все дни он с Кувшинниковой просиживал на палубе и смотрел на берега, искал места для этюдов. Но хороших мест не было. Левитан всё чаще хмурился и жаловался на усталость.

Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными сёлами, ни задумчивыми и плавными поворотами. 4 Наконец в Плёсе Левитан увидел с палубы маленькую церковь, рубленную из сосновых брёвен. 4 Она чернела на зелёном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая. В этой церкви в тишине вечера, в певучих голосах баб, продававших на пристани молоко, Левитану почувствовалось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плёсе.

Маленький городок был беззвучен и безлюден. Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам доносились колотушки сторожей. В домах за прозрачными занавесками висел сушёный липовый цвет. (140 слов.)

Грамматическое задание

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант - из предложений 1 абзаца; 2 вариант - из предложений 4 абзаца.

3. Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант - (церковь) рубленную 3 ; 2 вариант - продававших 3 (баб).

Лето

Синее летнее утро. В небе, высоком и чистом, только кое-где видны маленькие кругловатые облачка, как пушечные дымки на старинных батальных картинах, но и они исчезают. А пониже их, на окраине села, серый и беззвучный, почти не двигая крыльями, проплывает кругами ястреб. 4 Картина мирная, идиллическая, когда ничего особенного не ожидается.

И вдруг в несколько секунд всё меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами. Шум, писк, мелькание желтоватых и серых комочков. Заметив куриное семейство, ястреб словно замирает на месте, затем, сваливаясь на одно крыло, круто пикирует во двор. 4 В то же мгновение из сеней, вздымая к небу обтрёпанный 3 веник, выбегает сухонькая старушка: «Прочь лети, разбойник!»

Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад. А из-под берёзы, с коврика, поднимается внук старушки, только что окончивший 3 филологический институт и получивший месяц отпуска перед отъездом на работу. (По Н. Грибачеву.)

(143 слова.)

Грамматическое задание:

1. Произведите синтаксический разбор предложения.

2. Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения и разберите их:

1 вариант - И вдруг в несколько секунд все меняется: из плетёного сарая, квохча и разгребая мусор, выходит наседка с цыплятами.

2 вариант - Ястреб круто меняет линию полёта, нырнув за угол дома, уходит низом в колхозный сад.

3. Произведите морфологический разбор слова:

1 вариант - (внук) окончивший 3 ; 2 вариант - обтрёпанный 3 (веник).

по русскому языку в 8 классе
Диктант

Поход.

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы. Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь. Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ещё неспелыми ягодами. Её колючие ветви цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом. Кое-где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе. (147 слов)

Грамматические задания.

1. Разобрать слова по составу.

I Вариант: беспорядочные, тропинка II вариант: бесконечная, усеянные

2.Морфологический разбор

I Вариант: камней II вариант: лесом

3. Синтаксический разбор предложения.

I Вариант: Тропинка огибает беспорядочное нагромождение камней, осложняющих путь.

II Вариант: Справа у подножия горы расстилается долина, покрытая тёмно-зелёным лесом.


Контрольный диктант по повторению в начале года

Гроза

Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма , поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И. Соколов-Микитов) (153 слова)

Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступавших строением.

2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, определите, причастия какого вида не встретились.

3. Найдите два прилагательных: качественное и относительное.

4. Произведите синтаксический разбор предложения с причастным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).

Контрольный диктант за первое полугодие

Волга

На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками.

От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги.

Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.

Дополнительные задания

1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:

Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)

2. Сделать синтаксический разбор предложения:

Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант)

Волга - красавица. (2 вариант)

Контрольный диктант за год

На тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.

Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а , высматривая добычу, ястреб.

Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.

Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.


Итоговые контрольные диктанты за 8 класс

I
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)
II
Я получил задание привезти из экспедиции , направленной в Закавказье, несколько редких животных.
Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».
Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.
Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу - любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)
(По Е. Спангенбергу)

Кирилл и Мефодий - славянские просветители
Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.
Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни - знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.
Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью , приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия - литературе, у Льва Математика - механике, астрономии.
Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)
(По В. Янченко)

IV
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше - торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь , красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)
(По И. Соколову-Микитову)

V
Перелет - тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - все это торопит в дорогу. Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют , живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.
Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (148 слов)
(По Б. Сергееву)

Приближение ночи
Летний день угасает, и в засыпающем лесу воцаряется гулкая тишина. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, однако внизу становится темно. Аромат смолистых ветвей, острый и сухой, слабеет, зато сильнее чувствуется сквозь него приторный запах дыма, расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. С заходом солнца примолкли птицы.
Совсем стемнело. Глаз, привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. Ни звука, ни шороха не раздается в лесу, а в воздухе чувствуется удивительный травяной запах , плывущий с полей.
Всюду: и направо, и налево от тропинки - простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него, цепляясь за ветки, колеблясь и вытягиваясь, бродят разорванные клочья тумана, неясные, белые.
Странный звук неожиданно разносится по лесу. Он протяжен, низок и, кажется, выходит из-под земли. (133 слова)
(По А. Куприну)

Итоговая контрольная работа (8 класс)
Вариант первый
1.Спишите текст «На тёплой земле», вставьте пропущенные буквы и знаки препинания,
опираясь на изученные правила. Работа рассчитана на 20 минут.
На тёплой земле
Меня бывалого охотника и сейчас радос…но волнуют и притягивают обширные просторы
русской природы. Может быть поэтому я и увл…каюсь охотой.
Люди (не) порывающие связь с природой не чу…ствуют себя одинокими. Идут годы но (по)
(прежнему) раскрыт перед ними преображ…нный прекрасный мир. (По)(прежнему) над головою
усталого путника прилёгшего отдохнуть колыш…тся белые и золотые цветы а высоко в небе
кружит высматривая добычу ястреб.
Отлежавшись в пахучей траве мягкой и нежной полюбовавшись золотыми облаками застывшими в
синем небесном океане с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой
навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлё(н,нн)ым. От реки ещё не согретой солнцем
поднима…тся тума(н,нн)ая завеса, но (в)переди ожидание чего­то светлого чистого прекрасного.
(Ни) (с) (кем)
(не) хоче…ся говорить так и шёл бы по родной земле ступая босыми ногами по росе и чувствуя её
тепло и свежесть.
2. Прочитайте текст и выполните задания А1­А3, В1­В12. Работа рассчитана на 20
минут.
(1) Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть
определяющую роль в судьбе человека. (2) Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто
нельзя будет работать, приносить пользу. (3) Ибо физический труд возьмут на себя машины,
роботы. (4) Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчёты,
отчёты, планирование. (5) Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не
сможет думать машина.
(6) А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность
создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести
машина.
(7) Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. (8)
Учиться нужно всегда. (9) До конца своей жизни не только учили, но и учились все
крупнейшие учёные. (10) Перестанешь учиться – не сможешь и учить. (11) Ибо знания растут, все
время усложняясь.
(12) Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. (13)
Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. (14)
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы
предлагаете нашей молодёжи! (15) Только учиться. (16) А где же отдых, развлечения? (17) Что же
нам, и не радоваться? (18) Да нет же! (19) Приобретение навыков и знаний – тот же спорт. (20)
Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. (21) Надо любить учиться и формы
отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему­нибудь научить, развить в нас
какие­то
жизни.
(Д.С.Лихачёв)
способности,
понадобятся
в

А1. В каком из предложений содержится ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА?
1) 1; 2) 5; 3) 8; 4) 9

А2. Какое из высказываний НЕ ОТРАЖЕНО в содержании текста?
1) Над разработкой и воплощением новых идей будут работать компьютеры.
2) Учиться нужно в любом возрасте.
3) Знания, которыми обладает человечество, всё время расширяются и усложняются.
4) Отдых и развлечения тоже могут способствовать развитию человека.
А3. Какое толкование слова ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ(6) является верным?
1) знание иностранных языков;
2) образованность, широкий кругозор, высокий уровень нравственности;
3) выдающиеся способности, талант;
4) умение быстро находить общий язык, завязывать знакомства с другими людьми.
слова
В1. Из предложений 14­21 выпишите

С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ ГЛАСНЫМИ в корне.
слово
В2. Из предложений 1­6 выпишите

значения.
, в котором правописание приставки зависит от её
слова
В3. Из предложений 6­11 выпишете

«Мягкий знак после шипящих пишется в глаголах 2 лица единственного числа».
, правописание которых определяется правилом:
прилагательное
В 4. Из предложений 4­6 выпишите

что оно имеет суффикс –ЕНН(ОНН).
, в котором пишется две буквы –Н­, потому
название
В 5. Определите тип односоставного предложения № 15. Напишите

л; Б­л; или Назывное).
сокращённо (О­л; Н­
В 6. Среди предложений 10­13 найдите предложение, осложнённое ОБОСОБЛЕННЫМ
номер

.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. Напишите его

Словосочетание
В 7. Из предложения 3 выпишите

С типом связи слов УПРАВЛЕНИЕ.
В 8. Замените словосочетание В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА (предложение 1), построенное на основе
получившееся
управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите

словосочетание.
В 9. Среди предложений 2­7 найдите предложения, в состав которых входят ВВОДНЫЕ СЛОВА И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Напишите их

Номера.
В 10. Среди предложений 12­16 укажите то, в котором есть ОДНОРОДНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
Напишите его

Номер.
В 11. Определите ТИП СКАЗУЕМОГО в предложении 4. Напишите.

Контрольные диктанты по русскому языку 8 класс Контрольный диктант по повторению в начале годаГрозаПомню застигнувшую нас в дороге грозу.Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя во-ротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я при-слушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шур-шанию мышей в овсяной соломе.Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, перелива-ясь лучами, радостное летнее солнце.Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных гро-зой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бе-жавших лошадей. Я сидел рядом с отцом, глядел на бле-стевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на ухо-дившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире.(И. Соколов-Микитов) (153 слова)Грамматическое задание.

1. Подберите 3-4 слова с аналогичным слову переступав-ших строением.2. Подчеркните причастия, выделите в них суффиксы, оп-ределите, причастия какого вида не встретились.3. Найдите два прилагательных: качественное и относи-тельное.4. Произведите синтаксический разбор предложения с при-частным оборотом (I вариант) и с деепричастным оборотом (II вариант).Контрольный диктант за первое полугодиеВолга На опушке молодого леса небольшой прудок. Из него бьет подземный ключ. Этот прудок - колыбель великой русской реки. В болотах и трясинах родится Волга и отсюда отправляется в далекий путь. Волга - красавица. Она проходит через места, удивительно красивые и разнообразные по климату, растительному покрову и животному миру. Красоты Волги прославлены и народом в сказаниях, и поэтами, и художниками. От Рыбинска Волга начинает поворачивать на юго-восток. Невысокие берега ее покрыты зеленым ковром лугов и кустарником. Живописные холмы чередуются с долинами. В этих волжских пейзажах есть неповторимая красота и очарование. За Костромой оба берега становятся гористыми, и чем дальше, тем живописнее. Откос на набережной у старой кремлевской стены в Нижнем Новгороде - одно из красивейших мест верховья Волги. Своеобразна и живописна природа Жигулевских гор. Жигули -жемчужина Волги. Волга! Это имя близко и дорого миллионам жителей нашей Родины.Дополнительные задания1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого:Первого абзаца (1 вариант). Второго абзаца (2 вариант)2. Сделать синтаксический разбор предложения: Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант) Волга - красавица. (2 вариант)Контрольный диктант за годНа тёплой земле

Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой. Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб. Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного. Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть.

Контрольные диктанты 8 класс

Срезовый контрольный диктант по теме «Повторение»

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Все было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и соленый аромат воды, жаркий воздух и желтый песок. Узкая, длинная коса терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, весла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце садилось, и на желтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, все готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звездами небо. (165 слов)
(По М. Горькому)
Грамматическое задание:
сделать синтаксический разбор предложений
вариант I первое предложение; вариант II последнее предложение).
сделать фонетический разбор слова:
вариант I зноем; вариант II ярко
сделать морфемный и словообразовательный разбор слова:
вариант I мечтательно; вариант II торжественное

Итоговый контрольный диктант за 1 четверть

Анды
Анды самые высокие горы Американского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокорённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)
(121 слово.)
Грамматическое задание:
Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.
Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант
Выполните синтаксический разбор предложения:
вариант I из 1 абзаца 1 предложение; вариант II из 3 абзаца 2 предложение

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»
Диктант

1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени. (Основа попадья вышла. Обстоятельства времени и места.)
2. Я горько заплакал и громко произнес имя моей любимой. (Основа Я заплакал и произнес. Обстоятельства образа действия.)
3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством. (Основа Ты едешь. Обстоятельства места и цели.)
4. От усталости он еле держался на ногах. (Основа Он держался на ногах. Обстоятельства причины и степени.)
5. При сильном ветре выходить в море опасно. (Основа Выходить опасно. Обстоятельства условия и места.)
6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг. (Основа Маша была хороша. Обстоятельства степени и времени.)
7. В нашу гавань заходили корабли. (Основа Заходили корабли. Обстоятельство места.)
8. На закате солнце кажется огромным красным шаром. (Основа Солнце кажется шаром. Обстоятельство времени.)
9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. (Основа Я уснул. Обстоятельства причины и времени.)
10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по-зимнему. (Основа Многие одеты. Обстоятельства уступки и образа действия.)
11. Енот-полоскун цирковой артист от природы. (Основа Енот-полоскун артист. Обстоятельство причины.)
12. Ласковое слово что солнышко в ненастье. (Основа Слово что солнышко. Обстоятельство времени.)
13. Внизу, как муравьи, сновали люди. (Основа Сновали люди. Обстоятельства места и образа действия.)
14. Мы ученики восьмого класса. (Основа Мы ученики.)

Грамматические задания
1. Выделить грамматические основы предложений.
2. Определить (подчеркнуть) второстепенные члены, надписать, какими частями речи и в каких формах они выражены. Указать значение обстоятельств.

Итоговый контрольный диктант за 2 четверть

Зимний день
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.
Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.
Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.
Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.
Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах. (По В.Г. Короленко.) (160 слов)

Грамматическое задание:

Выпишите сказуемое вариант I- простое глагольное; вариант II составное именное
Подчеркните в тексте вариант I обособленное обстоятельство вариант II обособленное определение
Выпишите 3 словосочетания разных типов вариант I из 1-2 абзаца; вариант II из 4 абзаца
Синтаксический разбор предложения вариант I из 4 абзаца 2 предложение; вариант II из 3 абзаца 1 предложение

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»
Рекомендации: предложения нумеровать, оставлять после каждого предложения чистую строку для выполнения грамматического задания.
1. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам, по лугам, и по долам, и по горам. (И. А. Крылов.)
2. То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет. (И. А. Крылов.)
3. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. (И.А. Крылов.)
4. Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки. (И.А. Крылов.)
5. Казак на север держит путь, казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. (А. С. Пушкин.)
6. Сквозь шум волн на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. (А. М. Горький.)
7. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
8. Ничто не шевелилось: ни одна травинка внизу, ни один лист на верхней ветке дерева.
9. В степи, за рекой, по дорогам везде было пусто.
10. Все кругом: зеленая трава на улице, шумящая от ветра листва на деревьях, солнце над головой выглядело несказанно радостным и привлекательным.
11. Дела мои последнее время шли и вкривь и вкось.
12. Нулевым результатом матча остались недовольны как игроки, так и болельщики.

Грамматическое задание
1. Подчеркнуть однородные члены предложений, сделать схемы, указать значения сочинительных союзов. (Это задание можно выполнять по вариантам: I вариант нечетные предложения, II вариант четные.)
2. Сделать синтаксический разбор предложений: I вариант № 3, II вариант № 9.

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения»
Примечания: 1) Каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.
2) В предложении № 9 нужно сказать ученикам о двоеточии.

1. Полученный ответ рассматривался как согласие.
2. Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
3. Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками.
4. Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки.
5. Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед.
6. Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Петр Первый заложил город-крепость Кронштадт.
7. Как-то вечером к отцу пришел друг, доктор Ливси.
8. По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой.
9. Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли?
10. Вскоре случилось первое из загадочных событий, благодаря которым мы избавились от капитана.
11. Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.
12. Нельзя работать спустя рукава.
13. Счет долгот на Земле ведется от Гринвичского, или нулевого, меридиана.
14 Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.
15. Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз.

Грамматические задания
1. Сделать синтаксический разбор предложений № 2, 13.
2. Записать номера односоставных предложений, указать их тип.
3. Записать номера предложений с неоднородными определениями.
(Ответы. К заданию 2: односоставные предложения № 3, 11 неопределенно-личные, 12 безличное. К заданию 3: предложения с неоднородными определениями 3, 4, 5.)

Итоговый контрольный диктант за 3 четверть

На тёплой земле
Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы. Может быть, поэтому я и увлекаюсь охотой.
Люди, не порывающие связь с природой, не чувствуют себя одинокими. Идут годы, но по-прежнему раскрыт перед ними преображённый, прекрасный мир. По-прежнему над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб.
Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли. Возвращаюсь домой навстречу новым трудовым дням бодрым и обновлённым. От реки, ещё не согретой солнцем, поднимается туманная завеса, но впереди ожидание чего-то светлого, чистого, прекрасного.
Ни с кем не хочется говорить, так и шёл бы по родной земле, ступая босыми ногами по росе и чувствуя её тепло и свежесть. (128 слов.)

Грамматические задания
Определите тип односоставных простых предложений, в том числе в составе сложных: 1-2 абзацы – 1 вариант; 3-4 абзацы – 2 вариант
Произведите синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Меня, бывалого охотника, и сейчас радостно волнуют и притягивают обширные просторы русской природы.
2 вариант – Отлежавшись в пахучей траве, мягкой и нежной, полюбовавшись золотыми облаками, застывшими в синем небесном океане, с новыми силами поднимаюсь с тёплой родимой земли.
3. Выпишите разные типы осложнений из текста.

Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, вводными конструкциями»
Примечание: каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

1. Куда ты, светлый ручеек, стремишься?
2. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.
3. С одной стороны, это был человек очень добрый, с другой вспыльчивый и резкий.
4. Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звездам.
5. Ночью, однако, никому не спалось.
6. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
7. Да, были люди в наше время...
8. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
9. Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.
10. Монгольские лошади невысоки, однако выносливы.
11. Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
12. Вам, я полагаю, следует быть повежливее.
13. Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
14. До свиданья, дорогие! Вам ни пуха ни пера! Пусть вам встретятся другие, лишь попутные ветра!

Грамматическое задание
1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений: I вариант № 4, 5;
II вариант № 12, 13.
2. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях: I вариант № 2, 10;
II вариант № 5, 8.

Контрольный диктант по итогам учебного года

Гроза
Помню застигнувшую нас в дороге грозу. Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами.4 Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей.
Я сидел рядом с отцом, глядя на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу.4 Смотрел на уходившую, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. (153 слова)

Грамматическое задание
Синтаксический разбор предложения вариант I из 3 абзаца 1 предложение; вариант II из 4 абзаца 1 предложение.
Выпишите 3 словосочетания разных типов и разберите их: 1 вариант– из предложений 1 абзаца; 2 вариант – из предложений 4 абзаца.
Произведите морфологический разбор слова: 1 вариант – (сараем) зажжённым3; 2 вариант – поднимавшегося 3 (дыма)
Заголовок 3Заголовок 415

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама