THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար)

Эчмиадзин - монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303-484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История
Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотреть
Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина
Эчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Город Эчмиадзин (более 45 тыс. жителей), расположенный в центральной части Араратской равнины, является одним из самых популярных достопримечательных мест Армении, бл

Город находится в 20 км от Еревана и доехать до него можно на маршрутке, автобусе или такси. При въезде можно увидеть памятник десницы Св. Григория Просветителя, который был установлен в этом году.

В Эчмиадзине действуют пять церквей. Первую церковь, которую можно увидеть при въезде - Сурб Рипсиме. Построена она в 618 году и перестроена в 1741.


Могила Рипсиме находится в склепе, под алтарем, а легенду о ее смерти знает каждый местный житель.


Невдалеке от церкви Сурб Рипсиме находится церковь Сурб Шогакат.


Церковь построена лишь в XVII в., она воспроизводит черты древних купольных церквей.

В городе горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Единственный мною увиденный в Армении, который был действующим. Даже в Ереване не горел, что меня удивило.


Свернем с главной дороги туда, где обычно не бывает туристов. Очень часто встречаются дома, где ведутся строительные работы. А вот с дорожным покрытием здесь ни очень хорошо. Зимой например в городе не чистят дороги, чтобы не повредить асфальт:)


В Эчмиадзине родился знаменитый армянский певец Арам Асатрян. Это его дом, а рядом дом его брата. Певец похоронен на кладбище около Храма Звартноц.


На столбах не редко можно встретить аистов.


Кроме аистов в городе есть и страусы. Этим птенцам еще 4 месяца, но ростом они под 2 метра:)

Так как в городе не сильно развит общественный транспорт, его заменяет многочисленные такси сервисы. Тариф по городу 400 драм, это примерно 33 рубля.


Основная жизнь кипит в окрестностях центрального рынка. Сюда каждый день из соседних сел приезжают торговцы, чтобы хоть что-то продать. Между прочим цены здесь ниже, чем в России:).


Рядом с рынком еще одна церковь - Сурб Аствацацин, которая была построена в 1796 году. Позднее, в 1956г., католикос Вазген I пристроил к ней трехэтажную колокольню. Но она не популярна среди гостей города, даже не знаю почему.


В центральной части масса различных памятников. Вот этот - Месропу Маштоцу, основателю армянского алфавита.


Центр города. Здесь находится мэрия, краеведческий музей, здание АрменТела.


Современное армянское искусство.


Безусловно главным символом Эчмиадзина является Кафедральный Собор, о котором можно почитать у меня в журнале:)


По пути встречаем древнее кладбище. Справа видна белоснежная вершина Арарата.


К югу от Кафедрального Собора находится церковь Сурб Гаяне. Построена в 630 году на месте, где согласно легенде была погребена Гаяне, воспитательница Рипсиме. В 1652 году церковь была капитально перестроена. В 2000 году включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как и другие храмы города.


Над входом в церковь сохранилась стенопись XVII века на тему рождения Христа. В южном приделе покоятся мощи св. Гаяне.


Так как город находится вблизи аэропорта, здесь часто пролетают самолеты.


А на этой оптимистичной фотке закончу сей пост.

Эчмиадзин - прежнее название которого Вагаршапат, - основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян - католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотреть

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря - Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа - кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар - жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин - резиденция армянского патриарха - католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного - всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский - как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц - первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи - изящные звонницы. На архитектурных деталях - орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до религиозной столицы Армении – Эчмиадзина очень легко. В Ереване на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца, справа от проспекта, имеется скопление таксистов и маршруток, которые отправляются прямиком в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

  • маршрутка: 200-300 драм;
  • такси: 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить таксиста и на 1000 драм. Стоит отметить, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет, так что если Вы противник такси, то имейте в виду этот факт.
  • автобус: в Эчмиадзин (Вагаршапат) можно выехать с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

Город Вагаршапат - духовная столица Армении. Здесь находится большой храмовый комплекс Эчмиадзин, резиденция Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян и центр Армянской апостольской церкви

2. История появления Эчмиадзинского кафедрального собора связана с именем царя Трдат III и Григория Просветителя. Царь Трдат III содержал в заточении в подземной тюрьме в течение около 15 лет святого Григория Просветителя. Потом Григорий исцелил царя, тот принял христианство, а Армения стала первой в мире христианской страной. По преданию, в 303 году место для строительства главного храма место царю указал лично Григорий Просветитель, которому, в свою очередь, его указал Иисус, храм получил название Эч-Миадзин (Сошествие Единородного). Первоначально храм был деревянным, а позднее перестраивался и менял свой внешний вид несколько раз. Сейчас идет очередная реконструкция

3. С 2000 года один из древнейших храмов в мире внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО

4.

5. У входа в храм могилы бывших Католикосов

6. У главных ворот на территорию комплекса в 2000 году открыт алтарь под открытым небом, в честь 1700-летия принятия Арменией христианства

7.

8. Слово «Матенадаран» в переводе с армянского означает хранилище рукописей, или проще - библиотека. Начало создания коллекции в Эчмиадзине датируется V веком и связано с Месропом Маштоцем, создателем армянской письменности. Эчмиадзинский Матенадаран сегодня находится в двухэтажном здании, площадь каждого этажа 1500 квадратных метров

9. На территории комплекса большое количество Хачкар, каменных стелл с изображениями крестов

10. Памятник жертвам геноцида армян 1915 года

11. Одно из самых новых строений на территории комплекса. Церковь Святых Архангелов 2011 года постройки

12. И снова интересное архитектурное решение

13. Внутри что-то происходит

Монастырь Армянской апостольской церкви, расположен в городе Вагаршапат Армавирской области. В период 303-484 годов здесь нахождился престол Верховный Патриарх Католикоса Всех Армян. Затем был перерыв до 1441 года, с тех пор Святой Первопрестольный Эчмиадзин - вновь духовная столица армян всего мира. Здесь расположена резиденции главы Армянской апостольской церкви - католикоса.

В начале IV века в Вагаршапате основан кафедральный собор. В его сокровищнице ныне хранится наконечник Святого копья, по преданию пронзившего Иисуса Христа на кресте, и иные бесценные святыни христианства. Фасад собора украшен тончайшей резьбой по камню, а его интерьер поражает изяществом росписей и гармонией, краски очень сочные из-за чего картины как будто переносят вас в райский сад.

Из истории Вагаршапата

В 163 года римляне разрушили Арташат, после чего в Вагаршапат перешел политический, культурный, а затем религиозный и просветительский центр страны.

В 301 году государственной религией Армении стало христианство.

По легенде, первому патриарху Армении Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как Христос, сошел с неба и указал место, где нужно воздвигнуть собор. Место это не было пустырем, в этом месте находился древний языческий храм. Именно тут в 303 году и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что с армянского можно перевести как «место сошествия Единорожденного».

Возведенный изначально храм был деревянный, имел форму базилики. В V веке князь Вагане Мамиконяне перестроил его в форме крестово-купольного храма. Современные очертание собор приобрел после перестройки в начале VII ст., во времена Католикосов Комитаса и Нерсеса III Строителя.

Армения пережила века невзгод, и Эчмиадзин много раз мог быть уничтоженным.

Например, во время русско-персидской войны в монастыре укрывались раненые русские солдаты, и его осадили персы. Русский отряд А. Красовского совместно с армянскими ополченцами невероятным образом победил превосходящие в 15 раз силы противника в битве при Ошакане и вступил в монастырь. В это время духовенству с архиепископом Эчмиадзина Нерсесом Аштаракеци, жителями и солдатами ничего не оставалось, как молиться за победу перед Святым копьем. Победа пришла. В 1828 году Восточная Армения была освобождена от персов.

В 1918 году шла война Армении с Турцией, турецкие полчища находись в считаных километрах от Эчмиадзина и намерения у них были очень не добрые. Католикос Геворг V Суренянц, несмотря на смертельную опасность, отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился организовать отряд из духовенства для участия в битве против турок. Отряд насчитывал 300 человек.

21–24 мая 1918 года в ходе битвы при Сардарапате армяне разбили турок и отбросили их от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен, а Армения была спасена от гибели. Более того, 28 мая 1918 года Арения возродила свою государственность (спустя почти 600 лет).

В советские годы Вагаршапат из заброшенной деревни снова вырос до крупного посёлка, а затем стал и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали Звартноц, который тогда был засыпан землей.

В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, но в 1995 вернули прежнее название Вагаршапат. В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Эчмиадзин

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения - резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян - жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.


Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре - в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё - «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Открытый алтарь

Еще одна достопримечательность Эчмиадзина - так называемый «Открытый алтарь». Эта современная постройка, одна из последних на территории комплекса. Появился этот алтарь в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, расположен перед входом во двор комплекса. Во время открытия на нем отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Дорога к этой арке украшена древними хачкарами - стелами с резным изображением креста, собранными со всех уголков Армении.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до Эчмиадзина очень легко. В Ереване вам нужно попасть на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца. Справа от проспекта увидите скопление таксистов и маршруток. Вот они и отправляются прямо в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

маршрутка : 200-300 драм;

такси : 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить водителя на 1000 драм.

Учитывайте, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет.

автобус : можно выехать в Эчмиадзин с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама