THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Cамая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга (726,2 м). длиной 15 км. Является стратотипом, а также самой высокой точкой Коноваловского увала. Высота скал 25-40 м. с запада, 60-70 м. с востока, возраст - более 600 млн лет. Гора в основном покрыта лесом, за исключением вершины и ряда примыкающих к ней скал. По характеру почв и растительного покрова территория этого горного массива с прилегающими землями относится к зоне тайги, ее южной подзоне.

Зимой здесь всегда очень снежно и живописно. Гора плохо просматривается из лесистых окрестностей и найти ее, не зная точных ориентиров, бывает сложно. Маршрут очень увлекательный и сложно проходимый для автотранспорта. Шунут-Камень очень популярен и часто посещается пешими любителями уральской природы. Рядом с Шунут-Камнем есть целебный радоновый источник Платонида , имеющий интересную историю.

До нашего времени дошла такая вот легенда.

В одной башкирской семье родились братья-близнецы. Они быстро подрастали. И вот однажды в детской игре образовалась куча-мала. Одному из братьев повредили позвоночник, отчего вырос горб, и он остался небольшого роста. Зато другой брат дорос до облаков и стал защищать свой народ от врагов. Когда подступали большие племена завоевателей, большой брат превращался в огненное существо, похожее на человека, и посылал в чужеземцев сверкающие молнии. От страха недоброжелатели бежали без оглядки. Так и прозвали великана Шунут («шун» - существо, «ут» - огонь). Легенду подтверждает и название речки Ик, бегущей с Шунута.

Одно время в числе супротивников башкир были калмыки. Увидев Шунута, они кричали: «Ик идет! Спасайтесь!» В калмыцком, который является одним из монгольских языков, «ик» означает - большой, великий. Калмыки набирали воды из реки и пускались в обратный путь, не опасаясь огненных стрел Шунута. Так речку и стали называть Ик, как место пребывания великана Шунута. Хотя сама речка Ик небольшая. Так многие века Шунут охранял свой народ от недругов. Но все же великан был наказан за то, что от его сил гибли люди. Он лишился сна, маялся от сильной боли по всему телу. Одна смерть могла победить его болезнь. А лишить его жизни могла только рука родственника. Но мать и отец давно умерли. Вся надежда оставалась на родного брата- карлика. Но тот очень любил Шунута и не соглашался на его убийство. Великан долго уговаривал брата. В конце концов горбун решился исполнить просьбу Шунута, но с тем условием, что, переместившись в другое состояние, он по-прежнему будет помогать людям, станет забирать у людей их болезни.


Великан лег на землю, и меньший брат отсек мечом голову Шунута. Когда взойдешь на Шунут, то появляется ощущение, что поднимешь руку и дотянешься до облаков. А у подножия Шунута забил целебный радоновый источник. Вода родника со склона через несколько метров попадает в речку Ик. Многие стали ощущать себя бодрее, искупавшись в этом источнике.


За всеми событиями, происходящими у минерального источника, зорко следит голова Шунута. Со временем и камни стареют. Голова великана стала похожа на лицо старика, поэтому кто как называет скалу: то Старик-Камень (на географических картах), то Голова Шунута, иногда просто, старик в кепке. С вершины открывается великолепный вид на г. Шунут, и окрестности.

В недалекие времена облюбовали эти места староверы. Здесь располагались их скиты. А еще место у целительного родника называют Платонида - по иноческому имени женщины старой веры, похороненной вблизи источника.

На улице зима, пришло небольшое потепление до -10 ... -15°С, куда бы выбраться, ведь уже две недели никуда не выбирался. Но накануне я узнал, что есть хорошая накатанная дорога до радонового источника "Платонида", а значит и на гору Шунут можно добраться как можно ближе. Неделю назад и ездили до скалы "Серебряный старик" () что чуть дальше "Платониды" и они поделились GPS-треками, за что им спасибо, - очень пригодились. До Старик-камня я ехать не думал, т.к. больше хотел попасть на Шунут. Зимой Шунут особенно красив! Тем более, пока там есть дорога (зимой) и погода позволяла, то такой шанс нельзя было упускать. Все решилось накануне в пятницу и вот, 29 января 2011 мы поехали покорять Шунут...

Дорога настолько накатана, что проезжабельна для любой машины: от крузака и до окушки. Иногда встречаются разъездки. Для любителей 4х4-поездок эта дорога сейчас просто разочарование, для "полуприводных" - это легкий оффроад и мизерная доза адреналина. Ехал в основном на 2-ой передаче. И мне приходилось несколько раз шоркаться днищем о мягкий снег, но это не страшно.

Но на одном участке все же пришлось подрубить обледенелый у лужи бугорок, был риск хорошо зацепиться и подзастрять. Но ничего, проехали без проблем.

Уже подъезжаем к Шунуту.

Платонида находится чуть дальше, но мы решили сначала взобраться на Шунут. Машину поставили прямо напротив просеки ведущей к Шунуту. Здесь идет хорошо накатанная снегоходная тропа - по ней и пошли. До цели остается 3-4 км. Это все же лучше летнего варианта, когда машину оставлять за Краснояром и топать десятки километров.

Вскоре хвойный лес превратился в осиновую рощу.

Вышли из леса и вот уже видно подножие горы.

А вокруг красивейший заснеженный (обледенелый) зимний лес.

Вот уже показался и первый останец.

Идешь и любуешься сказочным лесом...

Ну вот и пришли. Первое что увидели, это много снегоходных следов и стойбище, к которому съезжаются все следы.

Нам предстоит забраться за эту скалу.

В месте где начинается подъем, обнаружили вот такое. Оказывается в прошлом году здесь произошло печальное событие.

Интересная порода у этих скал. Не видел раньше таких.

Шунут-камень состоит из плотных и твердых кварцитовых пород, устойчивых к выветриванию, поэтому и сохранились эти значительные высоты. Ведь высота Шунута 724 метра - это самая высокая точка в окрестностях Екатеринбурга - водораздельный участок Главного хребта.

Вот и забрались на "гостевую вершину" - первая обзорная площадка.

С нее открывается хороший вид и видно весь лес.

Признаться, я специально пододвинулся к краю чтобы так сфотографироваться. Но ветер был сильный и в какой-то момент стало страшно...

Вот он Шунут-камень.

Пока все лазили по вершине скалы, другие фотографировали всех и вся, в том числе и я.

А это наш соучастник Николай, который лазил по скалам как-будто знал тут все. А ведь он и правда был на Шунуте. Пока мы фотографировались и искали путь дальнейшего продвижения, а вернее спуска а затем подъема, он уже слез, залез еще куда-то, обошел скалу, вернулся к нам и все по сугробам. К тому же он был "главным скалолазом" и крепил для нас веревку.

Еще раз залез полюбоваться красотами Шунута.

Дальше нам предстоял выбор: либо спускаться по веревке по крутому обрыву, либо обходить. Но т.к. Николай уже там спустился без веревки и обошел скалу, разведал путь так сказать, то мы решили все таки обойти и не рисковать. Вот уже и народ подошел, точнее подъехал на снегоходах и забирается на Шунут.

Кстати, скалы имеют странную форму: порода у них как-будто слоеная, но выходит на поверхность под углом.

Еще мы преследовали геокэшерскую - найти капсулу на Шунуте с описанием и координатой контейнера. Нашли место и оно оказалось на высоте, к которой не просто добраться. Но не для Николая, который в мгновение ока оказался на вершине. Он закрепил веревку, а я решил поиграть в скалолаза и забраться по веревке. Высота небольшая - всего около 2 метров.

Почти забрался.

И вот мы ищем капсулу, копаясь в снегу.

Нашли, изучили, сфотографировали, упаковали и спрятали на место.

Также проехали посетить источник "Платонида". Немного из легенды.

Давным-давно в этих краях жила старообрядческая семья, в которой были два брата и сестра Платона. Случилась беда: умерли батюшка и матушка, а завещание не оставили. Братьев обуяла жадность, и они решили поделить небогатое имущество между собой, а младшую сестру отвезли в далёкий скит на верную гибель. Прошло 30 лет и замучила их совесть. Решили братья поехать в скит, замолить грех у останков сестры. Но каково было их удивление, когда они увидели свою сестру живой, невредимой и совсем молодой, как много лет назад. Оказалось, что в источнике у скита текла "святая вода". Думается, определённую роль здесь играет тот факт, что "Платонида" - радоновый источник со своими уникальными свойствами.

Поехали от просеки на Шунут и навстречу нам снегоход, он заехал на бугор наполовину, и я немного влез в сугроб. Ну ничего, меня вытолкнули мои же пассажиры. Немного напахнуло сцеплением - нестрашно, поехали дальше.

У "Платониды" чуток спустились с горки, но не до самого источника, т.к. высокий риск не подняться в горку. Народу там много, все жгут костры и жарят шашлыки.

У подножия источника течет целебный ручей.

Некоторые там "купаются" (мы не видели) и почему-то оставляют свои вещи типа нижнего белья. Также там кругом всякие ленточки и полотенца. Для чего они это делают?

Нет, я не купаюсь... Я не понимаю эту моду.

На могильной плите что-то было когда-то написано, но уже испохаблено.

Дальше предприняли попытку поиска контейнера. Но натоптав кучу троп по лесной целине, мы пришли к выводу что заветный камень не найдем. Набрали воды из источника. У машины перекусили перед дорожкой и поехали домой. Напоследок фото с юмором.

На обратной дороге больше шоркался, чем когда ехали туда. Может быть укатали колею еще больше или все дело в сумерках. Один раз даже чуть-чуть кинуло в сторону. Не страшно...

Шунут-камень (или просто Шунут) - главная вершина Коноваловского увала в Свердловской области. Высота Шунута - 726 метров над уровнем моря. Это самая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга. Красота этого места круглый год привлекает туристов.

Являясь высшей точкой Коноваловского увала, Шунут возвышается на 726 метров над уровнем моря.

Величественные, живописные скалы местами совсем неприступны, обрываясь вниз на несколько десятков метров. Особенно они высоки и отвесны с востока.

Скалы сложены конгломератами - сцементированной галькой - и кварцитопесчаниковыми сланцами. Это опорный геологический разрез так называемой шунутской свиты. Как утверждает географ Н.П. Архипова, возраст пород более 600 миллионов лет.

Поверхность скал местами покрыта накипными лишайниками белого, серого, ржаво-красного цветов.

С Шунута вся окружающая местность - как на ладони. Внизу раскидывается зеленый ковер тайги на десятки километров, среди которого выделяются поселки Краснояр и Мариинск, подальше - город Ревда. Местами проглядывает река Ревда и Мариинское водохранилище. С Шунута видны трапециевидная Азов-гора, Соколий камень, с другой стороны - Бардымский хребет.

В окрестностях преобладают вторичные березово-осиновые леса, как результат бывших масштабных вырубок. Хотя есть участки с елями, пихтами, соснами. Среди растений встречаются эндемики и реликты, редкие виды, занесенные в Красную книгу.

Место очень красивое. Поэтому круглый год пользуется большой популярностью среди туристов. К сожалению, сюда любят ездить и квадроциклисты с джиперами, которые до невозможности разбили ведущую на гору дорогу. В итоге пешие туристы идут на Шунут по колено в грязи...

На подходе к скалам, слева от тропы, есть родник, но летом он полностью пересыхает. Так что, отправляясь на Шунут, возьмите достаточное количество воды, либо наберите ее по пути в речке.

К югу от Шунута по гребню Коноваловского увала почти по всему протяжению встречаются невысокие скальные выходы. Но дорог и троп непосредственно по гребню нет. Самые впечатляющие скалы Коноваловского увала в стороне от Шунута - Старик-камень, прямо у подножия которого проходит дорога. Старику-камню посвящена отдельная статья на «Ураловеде». Еще одна очень красивая скала находится между Стариком и Шунутом. В профиль она тоже напоминает человеческое лицо (на мой взгляд, самая живописная из этих скал). А юго-восточнее Старика-камня расположена скала Дед-камень. Посещая Шунут, обязательно стоит побывать на известном радоновом источнике с могилой святой для старообрядцев отшельницы Платониды.

Недалеко от Шунута берет начало река Серга. Кстати, природный парк «Оленьи ручьи», в настоящее время вытянувшийся вдоль этой реки от города Нижние Серги и почти до Михайловска, в перспективе планируется расширить и включить в него в том числе Шунут.

Несколько лет назад в этих местах жил отшельник, частично парализованный после укуса клеща. Недавно он покинул эти места, но в лесу осталась стоять его недостроенная избушка.

Деревня Краснояр, от которой ходят на Шунут, - совсем небольшая, с постоянным населением менее двух сотен человек. Здесь проживает немало старообрядцев часовенного согласия, не отошедших от своей веры даже в советские времена. Интересно, что летом 1981 года участники археографической экспедиции УрГУ А.А. Гриненко и И.А. Шумкова у одного из жителей села - у Абрама Семеновича Щукина - обнаружили уникальные старинные книги XVII-XIX веков. Некоторые из книг и рукописей он передал в дар УрГУ.

Гора Шунут

Это вторая часть нашего велопутешествия. Начало рассказа читайте на странице «Платонида »

Гора Шунут (Шунут-Камень) самая высокая в окрестностях Екатеринбурга, высота около 725 метров, длина, порядка 15 км. Является самой высокой точкой Коноваловского увала. Высота скал от 25 до 70 м. Склоны Шунута покрыты хвойным лесом, открыты лишь несколько вершин. Если не знать ориентиров, Шунут найти не просто - он практически не виден с окрестностей, но на гору ведет несколько дорог.

Добраться до скал можно с разных сторон: по грунтовой дороге от Мариинска, по лесной дороге от Краснояра, или от Верхних Серег. Шунут весьма популярен среди туристов. У вершины горы раскинулись живописные поляны, есть родник, со скал открывается красивый вид. С Шунута берет начало небольшая речка Козя, образующая в поселке Верхние Серги Козинский пруд.

Название Шунут предположительно образовано от калмыцких слов шун - существо и ут - огонь. Вероятно, на вершине горы, как самой высокой точке, часто разводили костры - с ритуальными целями или для предупреждения об опасности. Также калмыцкое название речек, текущих в окрестностях Шунута - Ик (Малый и Большой Ик). В прежние времена в окрестностях горы Шунут, Старик-камень, Азов были поселения староверов. В глухих лесах располагались их потаенные скиты, в которые вели неприметные тропы.

В легенде о горе говорится о великане Шунуте, которому отрубили голову, и теперь она образует скалы Старик-камень (иногда их называют Голова Шунута). Между ними и вершиной Шунута видна еще группа скал, достаточно высоких, и гораздо менее посещаемых людьми, из-за отсутствия дорог. О походе на Старик-камень Вы сможете прочитать на соответствующей странице этого сайта.

Гора Шунут на велосипеде

Бодренько отправились мы по тропе, которая вела налево, хотя Шунут был направо. Я шла первой, и мне повезло увидеть большого зайца, метнувшегося от нас в лес. Метров через 500-700 среди леса увидели деревянный дом, кажется, немного недостроенный, но довольно большой. Перед домом было подобие двора, там горел костер, или очаг, кипятился какой-то самовар с котелком наверху, были разложены разные вещи. Даже походный душ на лесине был подвешен. И все это в лесу, среди деревьев.

Как только мы подошли ближе, с верхнего этажа дома послышался старческий голос: "Куда это вы собрались", и мы увидели дедулю очень колоритной внешности: весь седой, волосы давненько не стрижены, клетчатая рубаха, штаны старенькие, и рука одна, видно, не работает - парализована. Мы стали спрашивать старичка, правильно ли идем на Шунут, но вместо ясного и прямого ответа он нес какую-то галиматью. Что на Шунут в этом году еще никто не ходил, что тропы нет, потом - что она заросла травой и нам ее самостоятельно не найти, и так далее. Затем дедок стал собираться идти с нами - зашнуровал кроссовки. Мне почему-то не очень хотелось такого компаньона, уже через пять минут от его болтовни голова болела, я предложила пойти по одной из тропинок, отмеченных цветными фантиками, приклеенными к деревьям. Старичок обрадовано воскликнул - ну вот, сразу и пошли не туда! Я все-таки вас провожу. И мы пошли вместе.

Тропа действительно шла в довольно густой и высокой траве, но была прекрасно видна. К тому же фантики не давали ее потерять. В одном месте со склона отрога Шунута открылся вид на лежащие вдалеке горы - Азов, Марков Камень, Соколиный Камень, и другие. По пути наш проводник вещал без умолку: мы узнали, что зовут его Владимир, он пенсионер, был мастером в ПТУ, а сейчас живет в этой глуши совершенно один, и сотрудничает с Мариинским лесничеством, вроде как следит за тропой, клеит фантики, водит на Шунут туристов. При этом в его рассказах бурная фантазия хлестала через край - он сообщал, что его заставляют работать силой, грозясь оторвать башку, регулярно крадут деньги, одежду, а туристы просто бесчинствуют, особенно 15 человек из института связи из Екатеринбурга - пытались давить его мотоциклом. Потом выяснилось, что это были девушки с двумя преподавателями. И еще множество небылиц. Понятно было, что одинокая жизнь в лесу не пошла ему на пользу, и плохо отразилась на психическом здоровье деда. Было его жалко.

Затем тропа стала плохо различима в густой траве, но даже без провожатого мы ее нашли бы, надо только внимательно смотреть на деревья, где фантики. Там, где тропа выходила на лесную дорогу, старичок с нами попрощался и повернул назад - а то, говорит, на дороге грязно, чего я туда потащусь. По дороге (и правда грязноватой) мы быстро вышли к вершине горы Шунут, причем путь был совсем пологий, видимо, на нужную высоту мы поднялись еще раньше и постепенно. Прошли мы великолепную большую поляну, заросшую высоченной цветущей травой - тысячелистником и кислицей, распространявшей головокружительный аромат.

Среди елей и сосен виднелись скалы. Дальше по дороге слева был родник-колодец, обустроенный и даже с книгой отзывов (на обратном пути мы сделали там запись). Сфотографировались у живописной, нависающей над дорогой, скалы. И вот показалась вершина Шунута. Под скалами стояли несколько палаток, валялись вещи, навстречу нам вышел парнишка, мы с ним поздоровались и он показал, какой дорогой лучше подняться наверх.

Подъем был несложный, вскоре мы уже стояли на одной из вершин Шунута и созерцали окрестности. Видно было далеко, до самого горизонта во все стороны, погода-то была хорошая. Можно было наблюдать и Мариинск, и еще какие-то поселки, возможно, Ревду, Красный Яр, Верхние Серги. Конечно, еще фотографировали, потом Александр взобрался на соседние вершины, потом все вместе - на самую высокую (там загорали молодые люди). Затем мы перекусили и отправились в обратный путь, чтобы успеть приготовить обед. Шли мы по дороге, а не по тропе. Она вела довольно круто вниз, была тенистая и вся в глубоких колеях. И через каждые 300-400 метров на ней стоял мотоцикл. Всего их насчитали мы четыре штуки. Так что в здешних лесах можно собирать не только грибы и ягоды, но и технику.

Вышли мы к месту нашего вчерашнего ужина, пошли до Платониды. По пути мы еще раз завернули к старичку, поблагодарили его за помощь и дали денежку (он отказывался, говорил, что кругом , и у него деньги отнимут, но мы все равно оставили купюру на завалинке). Вдоль дороги было множество грибов - красноголовики, белые. Прямо обидно было, что их не довезти до дома, а то я, грибной маньяк, собрала бы их немало. На Платониде мы с Гошей занялись костром и приготовлением рисовой каши с тушенкой, а Александр стал фотографировать - и родник, и речку, и могилки, и алтарь.

Пока обедали, рядом с нашей поляной появились те самые мотоциклисты, транспорт которых мы нашли на дороге от Шунута. Поскольку нам надо было решать, по какой дороге отсюда выбираться, Александр спросил у них, как они приехали. Оказалось, по дороге, ведущей через Старик-камень на Лавровку и Полевской, но дорога в таком же состоянии, как и наша, а в одном месте на километр - просто болото, где они тащили мотоциклы на руках. К тому же ехать гораздо дальше, чем до Мариинска.

Гоша съездил на моем велосипеде (чтобы не разгружать свой) на разведку по тропе на Краснояр, там оказалось все плохо. Поэтому ему очень захотелось поехать по дороге на Полевской. Но я-то понимала, что такой путь мне не под силу, тем более за один вечер. А это значит, что придется ночевать в болоте. Короче, мы с Александром стали убеждать Гошу вернуться по известной нам дороге, пусть ужасной, но точно проходимой и известно какой длины. Георгий сердился. Ему не хотелось снова ждать, пока я буду тащиться пешком. Но, в конце концов, он смирился.

В восемь вечера мы двинулись в обратный путь. Сначала, как и договаривались, ехали в пределах видимости, но через несколько километров Гоша нас удивил - он рванул так, что быстро скрылся из виду. Поэтому мы преодолевали этот кошмар вдвоем, я помогала Саше вытаскивать велосипед в особо трудных местах, каждые 10 минут снова мазала его от комаров, короче, хлебнули опять по самое не хочу. Александр промочил обе ноги в местных лужах.

Про Георгия Александр решил, что он нас оставил и уехал домой один, даже не предупредив. Я в этом сомневалась. Мне думалось, что он просто не хочет тащиться по таким местам медленно. В общем-то, так и оказалось. Когда до трассы на Ревду оставалось пару-тройку километров - впереди показался Гоша, он ехал нам на встречу. Выяснилось, что он доехал до Мариинска и разведал, где можно помыться и заночевать. Хотя, конечно, так не делается... Вместе мы доехали до дороги, причем по пути встретили табунок лошадей, их вожак стал посередине, и устрашающе храпел на нас, пытаясь не пропустить. Ночевать решили на противоположном берегу Мариинского водохранилища.

Проехав через поселок, уже в сумерках нашли место на берегу в сосновом лесу, где был хороший спуск к воде. Поставили быстренько палатки, и я пошла мыться. На бережку разделась, облачилась в купальник и заметила, что на правом плече у меня снова впившийся клещ. Кроме того, второй клещ полз по майке. Его я утопила. Потом искупалась. Выхожу из воды, а от палаток идет Александр и машет рукой - тоже клещ. Тут мы повторили всю процедуру удаления животных при свете фонарика. Клещей мы складировали в отдельные бумажки, Сашиных и моих, чтобы в городе сдать их на анализ - не больны ли чем. Потом парни умывались, а я уже в темноте собрала дров, сделала костерок и поставила котелок. Ужинали и пили чай очень уютно, комаров не было, светил костерок, мы вспоминали Платониду, Шунут, лесного старичка...

Спали в эту ночь замечательно, только собачки в Мариинске лаяли долго, да Александр возился - видимо преодолевал грязюки по дороге, во сне. Рано утром была небольшая гроза и дождик. Саша разбудил меня еще до дождя и попросил, как следует закрыть вещи тентом. Я еще и дрова по тент спрятала. Но когда я вышла из палатки часов в девять, вокруг было почти сухо, то ли дождь был слабый, то ли сосны нас укрыли. В общем, костер спокойно разожгли и позавтракали. Место было очень красивое, да еще и грибочки попадались. Пока я ходила искать их, Гоша вымыл свой велик. Мы собрались, доехали до плотины, там с Сашей тоже вымыли свои велосипеды, и двинулись по дороге к Ревде.

Дорога была очень живописная: то река видна, то поля, то лес, то поселочки. Красота! Машин почти нет, ехать одно удовольствие. По пути на въезде в Ревду мы пообедали. Ревда оказалась длинным городом, пилили до вокзала мы долго. Удивительно, но воздух сразу после въезда стал похож на городской - пыльный, душный и противный, вот что значит промышленность. На вокзал мы прибыли через пять минут после отхода электрички на Екатеринбург, пришлось ждать еще час. Пока сидели, Александр наговаривал на диктофон хронику нашего путешествия. А на его рюкзаке сидел, шевеля усами, большущий жук-усач, или скрипун. Долго сидел, до самого нашего отъезда. Погрузились мы в поезд и через час уже были в Екатеринбурге, где и разъехались по домам, договорившись созвониться для организации следующих совместных путешествий.


Как добраться до горы Шунут

Из Екатеринбурга нужно сначала доехать до Ревды. Если Вы на машине, в Ревде нужно двигаться в южном направлении по ул. Горького и далее до Мариинска. Если у Вас подготовленный для бездорожья автомобиль и Вы не прочь рискнуть, то перед Мариинском поворачиваете направо. И по этой разбитой дороге двигаетесь 13 километров до отворотка направо. Там машину оставляете и еще 3 км. на гору пешком. Если автомобиль застрял, возвращаетесь в Мариинск и ищите тракториста. Он знает, что делать.

Если Вы пешком, то электричка до Ревды, затем либо прямо от ж.д. вокзала автобус до Краснояра, но они ходят пару раз в день и расписание неудобное. Либо на местном автобусе доезжаете до остановки Совхоз. И там голосуете на трассе. Возможно, этот автобус тоже придется подождать. Если ноги хорошие, можно пройти всю Ревду, это 4 км, и уже там голосовать. Ехать нужно до Краснояра.

Из Краснояра есть два варианта. Первый по улице Зеленая, и далее по тропе в лес. Эта тропа приведет Вас на грунтовку, которая от Мариинска, до нее 5 км. По грунтовке налево и до своротка вправо на Шунут, еще 6 км. И там 3 км. в гору.

Второй вариант. В Краснояре двигаться дальше, через так называемые "Родовые поселения", до речки Большой Ик. Перед речкой свороток направо, в поля, и примерно через 6 км. тропа приводит на Платониду. Ну а там выйти на грунтовку, по ней 2 км. до поворота на Шунут, и там 3 км. по лесу. Вроде все понятно, если что, звоните.

Экстремальный тест-драйв от ЕКАБУ.

Когда у вас появится автомобиль, более или менее относящийся к классу внедорожных, компания отличных друзей, хорошее настроение, пара лишних выходных, резиновые сапоги, много еды, лебедка и тысяч десять российских рублей – отправляйтесь покорять гору Шунут, что примерно в сотне километров от Екатеринбурга. Все остальное – погода, подготовка вашего автомобиля, карты-навигаторы – может облегчить ваш путь, но отнюдь не гарантирует прибытие в пункт назначения. В этом мы убедились в августовские выходные, стартовав из города экипажем в десять человек на четырех автомобилях: УАЗ-450 (он же «Батоша», он же «Пикачу», он же «Родненький-давай-давай»), УАЗ «Патриот», Toyota Hilux и Hyundai Terracan (он же «Таракашка»).

Цель нашего путешествия была незамысловатой: испытать представленные автомобили «в деле», полюбоваться природой с высоты в 726 м над уровнем моря (между прочим, Шунут – вторая по высоте вершина области и высочайшая в окрестностях Екатеринбурга), поесть шашлыки, попеть песни под гитару у костра.

Ехать решили через Ревду, где были около полудня в субботу. Полчаса по не слишком многолюдной дороге - и сворачиваем на «дорогу к Шунуту». Если вы «забьете» «Шунут» в поисковике, найденные фотографии не отразят и трети прелести этой разъезженной бывалыми любителями трофи тропы. Лучше посмотрите видео на YouTube.

Здесь стоит оговориться, что дорог, ведущих на Шунут, существует несколько, и, говорят, есть гораздо приличнее той, что выбрали мы. Нам же предстояло проехать около 20 км (по навигатору). Примерно две трети пути мы передвигались по разъезженной внедорожной техникой глинистой дороге, пересеченной грязевыми и водными ямами-лужами, «усложненной» глубокими колеями. Бонус – болотистые участки, которые сменяются на последней трети пути «горными потоками» (ручьями от прошедших дождей).

Как мы все это преодолели? С трудом. На Шунут компания добралась спустя шесть часов, причем благословенную третью часть пути мы преодолели часа за два. Остальное – перманентное выкапывание и вытаскивание из грязи увязших в ней авто, ремонт подручными средствами вышедших из строя агрегатов. Минуты вынужденного простоя скрашивали фотосессиями и перекурами.

Ну, а теперь о технике. Увы, не обошлось без крупных поломок. У «Патриота» оказался «снесенным» передний мост, из-за чего флагман нашего «флота» превратился в тяжелую и не очень поворотливую повозку. К тому же лебедка производства КНР приказала долго жить. Впрочем, тросы и веревки выручали не хуже. Благо, их можно было цеплять и спереди, и сзади. С приятной стороны показал себя УАЗ-450 («Батоша»), с олимпийским спокойствием выезжавший даже из самых густых грязей, благодаря пониженной передаче, полному приводу и «грязевой резине». Этот «Пикачу» был, пожалуй, самым подготовленным автомобилем экспедиции. Впрочем, иномарки тоже показали высокий класс, спасибо полному приводу (а у «Хайлюкса» еще и блокировке дифференциалов). В какой-то момент пилот «Батона» решил «показать класс» и въехал в глубокую лужу, где и заглох из-за залитого двигателя. Это обеспечило нас проблемами до конца путешествия – сломался генератор, и дальше пришлось ехать исключительно на аккумуляторе.

Набив шишек себе и авто, мы выстроились в оптимальной последовательности: впереди шел «Патриот», за ним относительно легкий Hyundai Terracan, «Тойота» ехала третьей, периодически «давая толкача» «Батону», проблема которого заключалась только в том, что он иногда глох. Так процессия добралась до Шунута, где и встала на ночевку. Ах да, подъезжая к горе, «Патриот» умудрился проткнуть переднее правое колесо, чем обеспечил нас утренним двухчасовым квестом «перебортуй колесо в лесу без инструментов».

Усталые, но счастливые, мы забылись в приятных хлопотах: шашлыки, окрошка, разведение костра и, собственно, «залаз» на Шунут. Скалы от прошедшего дождя были мокрыми – хорошо, у всех с собой были берцы или кроссовки. Гробовым холодком веяло от ближайшей к нашей стоянке скалы – здесь три года назад разбился 17-летний молодой человек, о чем гласит табличка у подножия горы, окруженная «палисадником» из кладбищенских искусственных цветов. Будьте аккуратнее, если соберетесь на вершину. А туда вы непременно соберетесь, иначе, что на Шунуте, собственно, делать?

Вид на все четыре стороны света открывается потрясающий. Правда, насладиться им можно только вечером. Утром здесь стоит густой туман. И, да: если вы не экстремалы, а на скалы все-таки очень хочется, поезжайте к соседям – на знаменитый челябинский Шихан. Вид там не хуже, дорога – в разы лучше, а в качестве бонуса – красивое и приятное для купания озеро. На Шунуте же с водоемами туго, даже до источника Платониды мы так и не добрались.

Спустившись и обустроив лагерь, как водится, до утра пели песни и наслаждались обществом друг друга – редкие встречи городских жителей так приятны! Пришла гроза – натянули тент. В общем, ничто не смогло нам помешать отдохнуть, хотя усталость давала о себе знать, и только особо стойкие туристы досидели до рассвета.

Утром желающие сходили за грибами, вернулись с неплохими трофеями. Хотя сама поляна вокруг стоянки порядком «обобрана» туристами, а вот вдоль дороги, по которой мы возвращались, были сыроежки, подосиновики, волнушки.

Поменяли, как уже говорилось выше, колесо, изрезав на «запчасти» резиновые сапоги героической девушки, пилота «Патриота». Время начинало поджимать – полдень воскресенья, завтра на работу. Минимум шесть часов по грязи сильно смущали часть коллектива, и на общем совете было решено ехать «дорогой на Серьги». Проблема заключалась в том, что никто эту дорогу не знал, кроме «местного», встреченного накануне одним из членов нашей команды. «Местный» оказался льстецом, заявив что-то вроде «ого! как вы вообще добрались по этой грязи! Обратно езжайте по другой дорог» Подивились нашей стойкости и пешие туристы, явившиеся утром на Шунут.

Двинулись в дорогу. Первая ее треть была очень даже сносной, мы ехали под гору, а значит и глубоких луж не встречали. Даже «лысая» резина «Хайлюкса» позволяла машине маневрировать, а не просто скользить вниз. В какой-то момент УАЗ-450 попал одной стороной в глубокую колею, размытую дождевым ручьем, и практически лег на бок. Несколько ловких движений туда-сюда, и УАЗик без посторонней помощи выбрался из этого затруднительного положения. Пилот торжествовал, а его пассажиры… нужно было видеть их глаза размером с пятачок! Зуб даю – по крайней мере, половина жизни пронеслась перед их взором.

Спустя часа полтора-два, мы спустились в низину и столкнулись со вчерашними проблемами. Глубокие колеи, разбитые какой-то внушительной техникой (по ощущениям – лесовозами), задерживали каждый из автомобилей минут на 10-15. На одной из полян решили устроить привал – пообедали, пока еще бодро поделились впечатлениями и опасениями. Еще метров 500, и снова все «сели в грязь». К тому же УАЗ-450 заглох, и, соответственно, не мог помогать остальным. День клонился к вечеру, а навигатор давал еще километров 12 до Серег. Положение осложнялось еще и тем, что у нас не работал ни один оператор связи.

Около семи вечера стало понятно, что пора организовывать спасательную операцию. Родные и близкие ждали нас обратно около восьми вечера. В общем, чтобы избежать поисков с вертолетами и собаками, было решено отправить посыльных с телефонами всех имевшихся операторов обратно на гору – вызывать эвакуатор и звонить родным.

Оставшиеся разделились на три группы: организация походной кухни – в сложных условиях сумерек и накрапывающего дождя нам удалось приготовить отменный грибной суп, разведка окрестностей – изучили карты и нашли просеку, которая стала запасным вариантом дороги на случай, если эвакуатор не явится. И, собственно, никто не отменял вытаскивания автомобилей. Через два часа, уже по темноте, вернулись посыльные, радостно сообщившие, что в одиннадцать вечера за нами приедет ГАЗ-66, именуемый также «Шишигой».

Сели ждать. Время тянулось бесконечно долго. Темнота, дождь. Настроение – ниже плинтуса. Стали готовится к экстремальной ночевке и придумывать витиеватые истории для начальства, которое завтра будет в бешенстве.

Ровно в одиннадцать вечера мы расслышали рев двигателя. Где-то далеко, но отчетливо. Подали «сигнал бедствия» клаксонами всех трех автомобилей (у УАЗа-450 аккумулятор умер уже очень давно). Еще пара минут, и темноту нашей лесовозной дороги полоснули лучи фар нашего спасителя. К нам вырулила «Шишига» под управлением бравого Валерия, экипажу которого были устроены настоящие овации. Этакая таежная рок-звезда явилась к городским салагам.

Ну, а дальше все просто, но при этом эпично и зрелищно. Девушек погрузили в «кунг» ГАЗа. УАЗ завели, прицепили к нему «Патриот» и отправили вперед. Из иномарок устроили «гирлянду», зацепленную за ГАЗ-66. Представляете себе американские свадебные кабриолеты, к которым цепляют жестяные консервные банки? Так вот, это были мы. «Шишига» понеслась, почти не делая остановок, обратно через гору, на ту самую вчерашнюю дорогу, которую мы так хотели избежать. К слову, наши спасатели поведали, что с пути на Серьги мы сбились и заехали в такие дебри, куда даже бывалые не суются.

К пяти утра мы были на трассе. За эвакуацию с нас взяли очень скромную сумму, учитывая размеры бедствия – около 10 тысяч рублей. Дальнейшие приключения ничто по сравнению с пережитым за уходящую в туманный рассвет ночь. В Ревде остался «Патриот» – надо было уладить проблемы с двигателем. УАЗ-450, мчавшийся по грязи с полностью «умершей» электрикой (чтоб вы понимали – штурман подсвечивал дорогу фонариком, высунувшись из окна), был взят на буксир «Хайлюксом». Hyundai Terracan резво умотал в Екатеринбург, взяв на борт тех, кому в город надо было срочно. В девять утра большая часть команды добралась до столицы Урала, и кто-то даже не опоздал на работу. А вечером мы созвонились и решили, что на ближайшие месяцы экстрима с нас точно хватит.

Текст: Станислава Свердлова
Фото: Станислава Свердлова/Наталия Исакова

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама