THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - пел Владимир Высоцкий. В таком случае тибетская гора Кайлас - лучшая из гор, поскольку на ее вершину до сих пор не поднимался ни один из смертных. Она не подпускает к себе никого из храбрецов, дерзнувших на попытку восхождения.

Человеку сюда нельзя!

Эта гора в форме четырехгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света, является священной для адептов сразу четырех религий. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают ее сердцем мира и осью Земли.

Тибетцы убеждены, что Кайлас подобно полярной горе Меру из индоарийских мифов объединяет три космические зоны: небо, землю и подземный мир и, стало быть, имеет всемирное значение. В священном индуистском тексте «Кайлаш-самхита» говорится о том, что на вершине горы «обитает бог грозный и милостивый - Шива, вместивший в себя все силы мироздания, порождающий жизнь земных тварей и истребляющий их». Буддисты считают Кайлас обителью Будды. И потому священные тексты гласят: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть».

Впрочем, двое, согласно легендам, все же побывали на вершине: Тонпа Шенраб, основатель религии бон, именно здесь спустившийся с небес на землю, и великий тибетский учитель, йог и поэт Миларепа, поднявшийся на макушку Кайласа, ухватившись за первый утренний луч солнца.

Неудавшиеся восхождения

Однако это - личности легендарные. А для простых смертных гора остается непокоренной, несмотря на ее не самую большую высоту по сравнению с гималайскими восьмитысячниками - «всего» около 6700 метров (в разных источниках данные расходятся). Рассказывают, что перед смельчаками, вздумавшими совершить восхождение, как будто встает непреодолимая воздушная стена: Кайлас словно отталкивает их, а то и вообще сбрасывает к подножию.

Ходят байки о четырех альпинистах (то ли американцах, то ли англичанах), притворившихся паломниками, совершающими кору - священный обход вокруг горы. В какой-то момент они сошли с ритуальной тропы и направились вверх. Через некоторое время к лагерю паломников у подножия горы спустилась четверка грязных, оборванных и совершенно невменяемых людей с безумными глазами. Их отправили в психиатрическую клинику, где альпинисты невероятно быстро постарели и меньше чем через год скончались глубокими старцами, так и не придя в себя.

Известно также, что в 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил у китайских властей разрешение на восхождение на Кайлас, но потом вынужден был отказаться от этой затеи по не вполне понятным причинам. Одни говорят, что резко ухудшившиеся погодные условия помешали, другие - что парню, покорившему все 14 восьмитысячников мира, перед самым штурмом Кайласа было какое-то видение...

А вот испанская экспедиция, в 2000 году приобретшая за довольно значительную сумму разрешение (пермит) на покорение этой горы у китайских властей, столкнулась с совершенно реальным препятствием. Испанцы уже установили базовый лагерь у подножия, но тут путь им преградила многотысячная толпа паломников, решившая любой ценой не дать свершиться такому святотатству. Свой протест выразили далай-лама, ООН и ряд других крупных международных организаций. Под таким натиском испанцы вынуждены были отступить.

Но русские и здесь, как всегда, впереди планеты всей. В сентябре 2004 года члену-корреспонденту Российской академии естественных наук профессору Юрию Захарову удалось как-то усыпить бдительность тибетской общественности. Вместе с сыном Павлом ему удалось (без разрешения властей) подняться на Кайлас с юго-восточной стороны до отметки 6200 метров. Но вершина все же не покорилась. Вот как объяснял это сам Захаров:

На восхождении ночью меня разбудил Павел, сообщив, что в небе потрясающие необычной красотой световые явления природного электричества. Вылезать из палатки совершенно не хотелось, да и не было сил, но любопытство свое взяло - действительно, каждые 3-5 секунд в небе вспыхивали шарообразные, яркие вспышки, похожие на изображаемые тибетцами в иконографии тигле - светящиеся радужные сферы. Размером с футбольный мяч.

Здесь уместно вспомнить еще более интересное явление, которое уже труднее объяснить с научной точки зрения, - днем стоило только закрыть и открыть глаза, глядя в небо, и были отчетливо видны как бы светящиеся полосы, составляющие огромную сетку, покрывающую все вокруг и состоящую из сотен-свастик. Вот такая мистика, сам бы не увидел, ни за что бы не поверил. В общем, это единственные необычные явления, происшедшие с нами у Кайласа, если не считать резкого изменения погоды в момент восхождения.

Чем выше поднималась экспедиция, тем хуже становилась погода: снежная буря, порывы резкого холодного ветра, сбивающие с ног. В конце концов пришлось отступить.

Загадки горы

Световые вспышки над вершиной горы наблюдаются с древнейших времен. Индуисты порой видят там многорукое существо, отождествляемое ими с Шивой.

На космических снимках видно, что Кайлас находится в центре каменной спирали. Гора является своеобразным накопителем планетарной и космической энергии, самым крупным на Земле. Этому же способствует и пирамидальная форма горы. Кстати, российский ученый и эзотерик, профессор Эрнст Мулдашев считает, что эта пирамида - искусственного происхождения, равно как и другие пирамидальные горы в регионе, и построила их в незапамятные времена некая сверхцивилизация.

Версия любопытна, но едва ли верна. Пирамидальную форму имеют многие горы и на Тибетском нагорье, и в Гималаях, в том числе и высочайшая вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест). И образовались они естественным путем, что легко докажет любой специалист, имеющий познания в геологии.

Ледяной купол вершины Кайласа похож на громадный кристалл, сияющий в центре бутона восьмилепесткового цветка, образованного причудливо изогнутыми гладкими скалами сине-фиолетового цвета. Эрнст Мулдашев и другие исследователи утверждают, что это - зеркала времени, подобные тем, что создавал российский ученый Николай Козырев, только, конечно, гораздо больших размеров. К примеру, зеркало «Дом счастливого камня» - 800 метров высотой.

Система этих зеркал меняет течение времени: оно чаще всего ускоряется, но порой и замедляет свой ход. Замечено, что у паломников, совершающих кору - обход вокруг горы - длиной 53 километра, за сутки успевают отрасти борода и ногти -настолько убыстряются все жизненные процессы.

Немало споров вызывает вертикальная расселина, проходящая по центру южной стороны горы. При определенном освещении, в часы заката, причудливая игра теней образует здесь подобие свастики - древнего солярного знака. Эзотерики считают это сакральным символом, доказывающим искусственное происхождение горы. Но, скорее всего, эта свастика - просто одна из причуд природы.

По мнению некоторых исследователей, пирамида Кайласа - пустотелая. Внутри ее целая система помещений, в одном из которых хранится легендарный черный камень Чинтамани. Этот посланец из звездной системы Ориона хранит вибрации дальних миров, работающие на благо людей, способствующие их духовному развитию. А Мулдашев вообще считает, что внутри Кайласа в состоянии самадхи находятся далекие предки, хранящие генофонд человечества со времен атлантов.

Другие же утверждают, что великие посвященные всех времен и народов -Иисус Христос, Будда, Кришна и другие -пребывают в самадхи внутри саркофага Нанду, расположенного совсем рядом с горой и соединенного с ней туннелем. Они очнутся во время самых тяжких бедствий и придут на помощь людям.

Еще одна загадка Кайласа - два озера: одно с «живой», другое с «мертвой» водой. Они находятся возле горы и разделены только узким перешейком. В озере Манасаровар вода кристально чистая и вкусная, обладает лечебным эффектом, придает бодрость и проясняет сознание. Воды этого озера всегда остаются спокойными, даже при сильном ветре. А Ланга-Цо еще называют озером демона. Вода в нем соленая, непригодная для питья, и здесь всегда штормит, даже в безветренную погоду.

Много чудес и загадок таит в себе священная гора. Обо всем не расскажешь в небольшой статье. Лучше все увидеть своими глазами, прийти к Кайласу и обязательно совершить кору. Ведь даже одноразовый обход вокруг горы избавит от всех жизненных грехов. Паломники, сделавшие 108 обходов, могут достигнуть нирваны уже в этой жизни. Конечно, для этого потребуется 2-3 года как минимум. Но дело того стоит, не правда ли?!

Виктор МЕДНИКОВ

Пирамиды, Баальбек, Мачу-Пикчу - везде видны следы высоких технологий работы с камнем. Существует много камней -- от малых до гигантских -- где даже современное оборудование не может достичь той обработки, которая была найдена на камне. Не говоря о перемещении некоторых огромных блоков. Именно это в первую очередь указывает на существование древней высокотехнологичной цивилизации. Даже не зная ничего другого, можно сказать - кто-то был, несомненно. И, изучая другие материалы (легенды, религии, надписи, культуру), мы видим что можно даже определить кто это и как они выглядели, где жили и т.п. Если есть древняя цивилизация - есть обработанный камень - есть легенды у местных.

Так было и есть во многих исторических точках мира: Египет, Ливан, Мексика, Перу, Чили, Индия -- великие исторические места подтверждают эту логику.
Есть места, где нет легенд - есть только обработанные камни. По уровню их обработки мы можем сделать выводы о развитии той цивилизации, которая сделала их.

Но есть и уникальный случай - есть древняя великая цивилизация, есть легенды, но нет обработанных камней. Это место называется Кайлас. Чем же уникален Кайлас?



- это единственная в мире известнейшая непокоренная человеком гора.

- по преданию в районе этой горы живут до сих пор боги.

- у этой горы истоки 4 великих рек Индии и Ирана.

- эта гора - центр огромной буддийской религии.

- высота этой горы метрах = диаметру планеты в километрах = расстоянию от нее до Северного полюса в километрах (в пределах 5%).

- гора находится на 31гр. с. широты как и Пирамиды.

- около этой горы до сих пор есть гигантская психо-энергетика.

Можно перечислить много уникальностей Кайласа, но и этого достаточно, чтобы сделать вывод -- боги там были или есть. Есть современные легенды и истории о них в монастырях, что сотнями находятся рядом. Тогда возникает вопрос - где камни? Если есть древняя цивилизация -- должны быть камни. Но никто не видел в окрестностях Кайласа ни обработанных камней, ни гигантских блоков.

Чем еще уникален район Кайласа? Его нельзя облететь на самолете - он высоко в горах. Его нельзя обойти пешком - район неприступен. Его нельзя посмотреть сверху - выше Кайласа гор нет, а на него нет доступа. Все это приводило к тому, что карты и места этого района рисовались "снизу", "на глаз". Точность измерений была мала, а уж о карте всего района и говорить не приходилось.



Я расскажу случай, который произошел со мной в 2006 году. Я "полетел" на гору Кайлас - и не нашел её! Т.е. место было, на фото гора была, всё было на месте. Но высота её по Гуглу мап была 5830 метров! Я был в шоке! Именно это высота гор вокруг Кайласа. Но официальная высота Кайласа 6638 метров! Куда делся почти 800 метров горы, ее вершина? Все высоты вокруг Кайласа, от километра до 10 км Гугл мап давал правильно, я специально проверял высоту Эвереста, высоту соседних гор по бумажной карте. Все совпадало, кроме одного Кайласа. Было такое впечатление, что вершина Кайласа прозрачна для радиолуча, и он отражался там, где и должен - от поверхности горы, совпадающей с окружающими горами, а не от видимой вершины!

Я провел в изучении этого феномена 6 часов, сделал копию экрана и потом написал письмо человеку, который там был и не раз - Балалаеву Сергею Юрьевичу. Это самый большой эксперт по Кайласу, он сделал уже 7 научно-исследовательских экспедиций к этой горе и его это должно было заинтересовать.

( )

Через день, когда он поставил Гугл мап, мы созвонились, и по телефону я показал ему это чудо. Горы не было! Но чудеса только начинались. В конце нашего 4-х часового разговора гора появилась!... Нужной высоты, правильной трехмерной формы! Я не понимаю, как… Как будто те, кто был на Кайласе, оставались связаны с ним навсегда и через них туда стекалась информация. И когда стало известно о такой "дыре" - информация изменилась. Причем изменился только Кайлас - спутниковый снимок не изменился, высоты рядом оставались до метра такими же. Ничего не изменилось, кроме высоты Кайласа. И теперь высота находилась за 10 секунд без труда! Если бы это не случилось со мной, я бы не поверил. Но это было. И потом, когда я встречался с Сергеем Юрьевичем лично, когда он привозил в Москву на анализ воду с Кайласа и образцы камней с трёх его склонов, мы обсуждали это. Один камень с южного склона горы он мне подарил. Этот камень для меня до сих пор символ загадок и неизвестного на планете. Кто-то (или что-то) там есть... Почему Гугл мап за 4 года не сделал ни одного подробного снимка Кайласа, хотя на всех других исторических местах давно уже до 2м лежат. И в 5 км от Кайласа полно снимков высокого разрешения!

Обращаю внимание на нестандартную высоту Кайласа относительно горного массива:



Это фото особенно поражает и показательно, т.к. видны следы обработки горы:



У Кайласа две вогнутые стороны:



Фото Кайласа, на котором показаны пять частей Кайласа. Части определяются по линиям раздела, видимым на каждой грани Кайласа на одном и том же уровне. Это очень необычно для гор.



Между горой Кайлас через долину озёр до соседней соизмеримой горы примерно 66 км. Расстояние не очень большое, однако, скалы здесь иссечены под другим углом. Поворот вектора иссечения навскидку около 70 градусов:



Какой резкий и горизонтально правильный переход между "пирамидой" и обычной горой. Как будто она стоит на срезанной вершине (в правом верхнем углу):



Стоит заметить, что Кайлас -- отдельное образование, не входящее в массив Гималаев. Такая себе "белая ворона".

Слева следы пиления красного гранита в Мачу Пикчу -- справа попытка визуально сопоставить след:



Кайласанатха — индуистский скальный храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре:



На Элоре Храм Кайласа интересный столбик. Показалось, что очень схож с Египетским Джедом:


Очень интересна структура Кайласа, представляющего собой самый большой мегалит на Земле, (высота видимой части без осыпи около 1000м, примерно такой же размер имеет основание Северной грани и расстояние между Северной и Южной гранями). Имеется четыре четко выраженные части, разделяемые трещинами на всех гранях горы, и, особенно хорошо определяемые на южной и северной сторонах.

.Первая, нижняя часть - видимая часть основания, примерно до начала вертикальной трещины, имеет слоистую структуру. Граница между этими двумя зонами представляет из себя трещину, отбеленную снегом. Причем эта трещина видна и на Тиджунге - небольшой заснеженной пирамидальной горе, стоящей на массивном основании из нескольких огромных блоков, примыкающих к юго-западной части Кайласа. Вертикальная трещина заканчивается именно вблизи этой границы.

.Вторая часть представляет собой ровную, монолитную, бетоноподобную, практически вертикальную поверхность, граница которой проходит по массивному основанию Тиджунга.

.Третья часть представляет собой ступенчатую структуру, хорошо видимую в вертикальной трещине.

.Четвертая, верхняя часть также состоит из ступенчатых террас, особо хорошо просматривающихся на северной грани. На Северном лице также имеется трещина, но не вертикальная, а более сильно скошенная и более короткая. Вершина Кайласа не является заостренной, а имеет, по-видимому, плоскую площадку, обычно занесенную снегом.

Внимательное изучение структуры Кайласа, Нанду и некоторых монументов приводит к мысли, что внутри эти горные образования (или, по крайней мере, следующий слой) имеют слоистую структуру, а особая бетоноподобная порода является как бы внешним покрытием. Особенно хорошо это видно в нижней части основания южного лица Кайласа, а также в более высоких отдельных местах, где внешняя оболочка с течением времени разрушилась.



Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, её традиции передаются до сих пор.

Бон берет свое начало в те времена, когда на нашей планете жили наги, и жизнь человека находилась в постоянной опасности из-за царствовавших над Тибетом духов и других мощных природных сил.

Считается, что первый учитель Бон Тонпа Шенраб пришел с Неба чтобы обучить людей противостоять и управлять этими силами. Изначально, бонская свастика закручивается в противоположную сторону (против часовой), что символизирует противопоставление силам природы и несгибаемость воли последователей.

Чтобы управлять силами природы, жрецы Бон отождествляют себя с Богом. Используются ритуалы наводящие транс, во время которых человек получает мистический опыт, позволяющий ему осознать и подчинить себе окружающий мир, других людей, и в первую очередь самого себя. Поскольку противостояние требует огромной энергии, используются жертвоприношения и кровавые ритуалы. Многие ритуалы, как например наведение порчи через куклу, волосы или клочки одежды, очень схожи с шаманизмом или африканским Вуду. Во многом из-за этого, вокруг Бона сложилась слава “черной магии”. На самом деле, адепт может с одинаковым успехом как наводить порчу, так и лечить людей.

Бон оказал большое сопротивление приходу в Тибет буддизма, что в конечном итоге вылилось во взаимопроникновение “белого Бона” в тибетский буддизм и наоборот.

Последователи Бон, древней добуддийской религии Тибета, заявляют, что в действительности Шамбала — это Олмолунгринг, источник их учения, невидимое, окружённое снежными горами царство к северо-западу от Тибета. Их тексты прослеживают линию преемственности учителей и учеников почти на восемнадцать тысяч лет, до их первого великого учителя Шенраба, который, как считается, родился царём Олмолунгринга в 16017 г. до н.э. Согласно этим текстам, он вышел из своего царства, чтобы пересечь горящую пустыню и принести религию Бон в Тибет. После того, как в течение недолгого времени он учил в районе горы Кайлас, вернулся в Олмолунгринг, и за ним последовала династия царей, которые оставались в своём тайном святилище, храня суть учений Бон.



Некоторые тибетские йоги совершили путешествие на родину Бон за дополнительными учениями, чтобы принести их в Тибет. Один из них оставил указания, согласно которым Олмолунгринг лежит к западу от горы Кайлас, на расстоянии в два раза большем, чем между этой горой и Шигадзе, крупным городом в центральном Тибете.
Кстати говоря, проверив в Гугл-мэп расстояние от Кайласа до Шигадзе и удвоив его в сторону запада, получаем месторасположение Пакистана и Афгана.

Напоминающее путеводители в Шамбалу, письменное руководство описывает полумагическое путешествие в Уттаракуру. Путь ведёт к горе Кайлас, где живёт Бог Богатства, а затем — к другой горе, населённой магами. Пройдя вершину с женщинами, у которых лошадиные головы, путешественник проходит через Хотан и попадает в Уттаракуру. Один из главных персонажей Махабхараты, принц Арджуна, совершает путешествие через Гималаи к озеру Манасаровар у подножия Кайласа, пересекает лежащую за ней горную область — очевидно, Тибетское нагорье, — и достигает границ северного рая. Подобно тибетским ламам, считающим Шамбалу невидимой, некоторые источники утверждают, что Уттаракуру нельзя ни достичь простым смертным, ни увидеть человеческими глазами.

В некоторых тантрических учениях гора Кайлас, например, символизирует позвоночник или центральный психический канал тела, также как и место пребывания божества-покровителя Чакрасамвары. Калачакра развивает эту систему соответствий в самой полной мере, и даже включает в неё время, делая божеств и внутренние процессы отражением внешних событий, таких как рост и убывание луны.

У священной горы Кайласа живут обладатели знания. Тем, кто видит их необычным зрением, эти мудрецы видятся божествами-покровителями со своими алмазными супругами. Там, в районе золотых пещер, живёт старец Ангаджа, один из шестнадцати учеников Будды, окружённый тысячей святых. Если ты внимательно прислушаешься к звуку колоколов и цимбал, то услышишь музыку их просветлённых учений.

2.

Кайлас.

Самая священная гора Азии, Кайлас (6174 м), возвышается в одиночестве над высокогорным плато Западного Тибета. Как из библейского рая, из района Кайласа вытекают четыре реки: Инд, Сатледж, Цангпо (или Брахмапутра) и Карнали. Священный Ганг также берет свое начало неподалеку. К югу от Пенджаба сливаются Инд и Сатледж, и образовавшийся мощный Инд стремится к Аравийскому морю. Все четыре реки считаются тибетцами священными, ещё более священными являются их истоки около Кайласа.

Манасаровар - самое знаменитое и почитаемое озеро Азии. Оно известно тем, что его хранительницей является богиня Дорджей Пагмо (у тибетцев). Она же Парвати (у индийцев). Отсюда видна вершина священной горы Кайлас.

Озеро Манасаровар в индуизме, как и в буддизме, также священно, его воды текут в тени великого Кайласа, это - озеро, рожденное в уме Бога. Оно было создано, чтобы показать могущество и величие манаса (ума) Бога-Брахмы. На тибетском название озера звучит "Мапам Цхо", "Непобедимое Озеро". Индийский поэт Калидаса писал в III веке н.э.: "Когда земля Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды - жемчуг".

Согласно легендам, Гора Кайлас - жилище бога Шивы (или Демчога - у тибетцев), а озеро Манасаровар - место обитания супруги Шивы богини Парвати (Дорджей Пагмо). Вместе эти два великих божества символизируют мудрость и сострадание. Благодаря им Кайлас и Манасаровар считается идеальной супружеской парой.

Паломники, двигающиеся к просветлению, обязательно должны посетить эти святые места. Озеро Ракшас, расположенное рядом с озером Манасаровар, иногда называют мёртвым озером или озером демонов. Паломники стараются обходить его стороной. Ракшасы -- это демоны, поедающие плоть и живущие в озере согласно индуистской мифологии. По легенде, вода озера Ракшас была ядовитой до тех пор, пока золотая рыба не проделала проход из Манасаровара. По каналу живая вода озера Манасаровар попадает в Ракшас, оживляя его.

Убеждаюсь, что междуозёрный канал Ганга Чу практически пересох. Озеро Ракшас снова умерщвляется. Рядом с монастырём горячие источники. Местные тибетцы построили кабинку, куда можно войти и без обзора со стороны принять ванну. От озера прекрасный вид на священную гору Гурнанда (Гурлу Мандхата, 7683м).

Затерянный город.



Последователи добуддистской религии Бон считают, что Девятиэтажная Гора Свастики Юнгдрунг Гутсег (Кайлас) это душа Бона и сердце древней страны Шанг Шунг. Гора является средоточием жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бон». Здесь основатель религии Тонпа Шенраб спустился с небес на землю.

Традиция Бон гласит: "У подножия горы Юнгдрунг берут свое начало четыре реки, текущие по четырем направлениям. Гора окружена храмами, городами и парками. К югу находится дворец Барпо Согье, где родился Тонпа Шенраб, к западу и северу расположены дворцы, в которых жили его жены и дети. На востоке стоит храм под названием Шампо Лхатзе. Все дворцы, храмы, реки, сады и парки с пиком Юнгдрунг в центре составляют внутреннюю часть страны Олмо Лунгринг. Она окружена 12 городами, четыре из которых стоят точно на четырех сторонах света. За этими городами начинается внешний мир, окруженный, в свою очередь, океаном, а за ним - цепью неприступных снежных пиков. Единственным доступом в волшебный Олмо Лунгринг является "путь стрелы": перед своим посещением Тибета Тонпа Шенраб пустил стрелу сквозь внешние горы и проделал проход.



Однажды Тонпа Шенраб, авторитетный учитель доктрины Бон, преследовал демона, который украл у него лошадей. В погоне учитель прибыл в Тибет. В свой единственный визит сюда Тонпа Шенраб передал людям лишь некоторые ритуалы Бона, увидев, что страна еще не готова к получению более полного учения. Впоследствии шесть учеников Мучо Демдруга, преемника Шенраба, спустились в Тибет и принесли первые тексты Бона людям".

Страна Шангшунг существовала на самом деле в Западном Тибете. Волшебную землю Олмо Лунгринг многие исследователи привязывали к Кайласу и его четырем рекам, в земле на востоке от Горы Свастики они видели Китай, на юге - Индию, на западе - древнюю страну Уддиану (ныне - северный Пакистан и Афганистан, массив Гиндукуша), на севере - страну Хотан (сравни нынешний город-оазис Хотан в пустыне Такла Макан). Другие, однако, думают, что сказание о стране Олмо Лунгринг и горе Юнгдрунг указывает на трансцендентное, сверхъестественное происхождение традиции Бон. Кайлас же является отражением этой небесной (или потаённой) земли.



В XI веке на Кайласе утверждаются буддисты: учитель школы Кагью и поэт-мистик Миларепа в длительной серии состязаний в магическом искусстве побеждает своего бонского соперника Наро Бончунга. Следы этих магических битв до сих пор видны по пути вокруг Кайласа. Миларепа провел несколько лет в медитации в пещерах на склонах священной горы и так «приобщил» её к буддизму. В XII веке стремительно растет присутствие школы Кагью в районе: строятся монастыри и храмы, множество паломников стекается отдать дань уважения самому священному из пиков Тибета. Для буддистов Кайлас, как и два других классических места паломничества в Тибете - Цари и Лапчи, является местом пребывания устрашающей манифестации Будды Шакьямуни - Демчога. Буддисты также провозгласили Кайлас Горой Свастики: свастика в буддизме - символ духовной силы, а пик в самом деле напоминает свастику. Круглый конус Кайласа почти симметричен, на всех его стенах отчетливо видны горизонтальные и вертикальные полосы-гребни, составляющие рисунок свастики. Возможно, это и есть первоначальное место рождения этого солнечного знака.

Для индуистов Кайлас -- место пребывания великого Шивы Разрушителя. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Сумеру, космической горы в центре вселенной.

Считается, что обошедший Кайлас получает отпущение грехов. Обошедший гору 13 раз получает отпущение грехов на все последующие жизни. А те, кто обойдет Кайлас 108 раз - попадает в Нирвану, высшее царство Брахмы.

Территория Шамбалы - Кайлас.




Обход Кайласа сопровождается множеством различных ритуалов, очень насыщен реальными и мифологическими понятиями. Я имел кое-какие представления о Кайласе из книги Эрнста Мулдашева « В поисках города богов». В ней Мулдашев приводит такие понятия, как зеркало времени, лазерный луч, который предохраняет ворота в Шамбалу, чтобы туда никто не проник; двери в Шамбалу и многие другие. По утверждению Мулдашева, весь комплекс Кайлас - это искусственное сооружение, сделанное предыдущими цивилизациями - атлантами или лемурийцами. Сами они ушли внутрь Кайласа, который внутри полый, и по сей день сидят там в состоянии сомати. Как только на земле случится беда, и цивилизация начнет вымирать, по версии Мулдашева атланты оттуда выйдут и всех спасут. Мне, как исследователю, было интересно сделать свое заключение по этому поводу.





От Дарчена широкая тропа коры направляется на северо-запад, огибая ребро Кайласа. Тропа четко обозначена пирамидами и башенками из камней. Южное лицо Кайласа - Сапфировая сторона -- открывается путнику в нескольких обзорных точках. Через 6 км после выхода из Дарчена паломники прибывают на первое из четырех мест простирания ниц - чактсал ганг, отсюда хорошо видна вся Сапфировая сторона горы.

Сапфировая сторона:





Первые три простирания ниц делаются в сторону Кайласа, вторые три - в сторону Манасаровара, третьи - по направлению к Тиртхапури, священному месту на реке Сатледж и это не случайно, так как именно там находится одно из важных мест практики гуру Падмасамбхавы, последние - в сторону Дарчена. Затем паломники вывешивают молитвенные флаги лунг-та и возжигают благовония, чтобы заручиться поддержкой духов-защитников горы в предстоящем путешествии.

После простираний, обогнув ребро Кайласа, паломники входят в долину реки Лха Чу. Долина Лха Чу - одно из самых впечатляющих мест коры: каньон фантастических причудливых красных скал с вкраплениями оранжевых, розовых и голубых слоев, гигантские ступени осыпей из щебня, высокие скальные пики. Спуск вниз по реке Лха Чу продолжается в северном направлении. Кайлас вздымается по правую руку, тропа ведет к Тарбоче.

3.

Северо-восточная сторона:




Тарбоче известен также великим священным кладбищем Драчом Нгагье Дуртрё (кладбище 84 махасиддх). Это место было освящено великими подвижниками и святыми - махасиддхами, некоторые из них были кремированы здесь. Большинство паломников желает обрести здесь последний приют телу. За многие века, в течение которых здесь проводились тибетские "небесные похороны" (умерших оставляют лежать просто так, под открытым небом, на съедение птицам и зверям), на кладбище сложился специфический запах смерти и разложения. Здесь можно встретить настоящих практиков традиции «Чод», которые созерцая непостоянство человеческой жизни, отсекают не только все привязанности, но и последнюю привязанность - к понятию собственного «Я», а также физическому телу. Обычно практики проживают в маленькой палатке, где они сидят днем и ночью, а также по наличию у них особого ритуального барабана «Даммара», сделанный из двух соединённых вместе черепов человека, умершего ненасильственной смертью, лучше убитого молнией и трубы, издающей резкие звуки, сделанной из бедренной кости девственницы, также умершей естественным образом.

После Тарбоче паломники выходят к большой белой ступе с молитвенными стенами. Это - Чортен Кангньи. Считается, что проход через арку в чортене освобождает путешественника от последствий всех грехов.

Через час ходьбы от Тарбоче показывается мост через Лха Чу. Он ведет к монастырю Чуку. Долина в этом районе представляет собой каньон отвесных зеленых и коричневых скал. В окрестностях монастыря - множество священных пещер, где медитировали махасиддхи. В одной из них пребывал великий Миларепа.

На западе возвышаются три пика Целха Намсум - Три Богини Долголетия (Дролма, Цепаме, Намгьялма). Между первыми двумя висит водопад, известный как Хвост Лошади Царя Гесера.

Вскоре справа от тропы показывается камень с самообразовавшимся образом лошади. По сообщению Миларепы, тот, кто сядет верхом на этот чудесный камень, обретет счастье и внутренний мир. Он также оставил инструкции, согласно которым на камень можно садиться только тем, кто совершил уже 12 кругов вокруг Кайласа и сейчас находится на 13-м круге.

Через полтора часа после моста показывается черная скала, украшенная молитвенными флагами. Это - Тамдрин Дронкханг, чудесным образом возникшее на скале изображение Тамдрина, божества с головой лошади, представляющего устрашающий аспект Ченрецига. Скала обмазана толстым слоем масла, и паломники прикрепляют на него монетки и бумажные деньги. Они собирают масляную грязь со скалы и помазывают ей лоб и голову.

За волшебной скалой тропа выводит к слиянию двух рек и долин: Чамо Лунгчен Чу, текущей с северо-запада, и Дронглунг Чу, текущей с севера. Здесь их слияние образует реку Лха Чу, западную долину коры. Скальные стены долин сложены из ровного отвесного гранита. Если пересечь речку Кангжам Чу, которая вытекает прямо из Кайласа на север, проследовать ее западным берегом на юг, - можно увидеть северную сторону Кайласа.

Мы медленно идём с проводником Таши, который хорошо ориентируется в многочисленных ритуалах Коры. Идти тяжело - высота. К вечеру приходим в самый высокогорный монастырь мира Дрира Пхук (5100м), называемый "северным монастырем Кайласа". Монастырь школы Друкпа Кагью был построен вокруг пещеры, где медитировал в XIII веке гуру Готшангпа. Он первым обозначил Кайлас как священную гору и совершил первую Кору вокруг него.

Монастырь смотрит на Северное лицо Кайласа. По обеим сторонам отвесной стены Кайласа три пика: Чана Дордже (Ваджрапани), Джампельянг (Маньчжушри) и Ченрециг (Авалокитешвара).

Самое большое впечатление на меня произвело общение с монахами и ламой, которые живут в монастыре Дрира Пхук на высоте 5100. Мы провели с Дорджей Ламой длительную беседу.

Лама внимательно просмотрел книгу профессора Мулдашева «В поисках города Богов», изучал фотографии, слушал мои предположения, отвечал на вопросы:

Путешественник: - Это зеркало времени?
Лама: - Зеркало времени здесь есть, но оно в другом месте.
Путешественник:- А правда, что это голова Будды в скале?
Лама:- Да, это голова Будды.
Путешественник:- А правда, что это город Богов?
Лама:- Да, это город Богов.
Путешественник:- А правда, что это двери в Шамбалу?
Лама:- Нам об этом ничего не известно.
Путешественник:- А правда, что это искусственное сооружение?
Лама:- Вы же видите что это естественные горы.
Путешественник:- А вот профессор Мулдашев считает, что это искусственный город.
Лама:- Ну… пусть будет у него такая точка зрения.

Меня восхитила деликатность, либеральность и тактичность лам. Это мудрость, это доброжелательность религии.

Я снова обращаюсь к Ламе с вопросом: «Как реальные вещи могут соединяться с мистикой, в моем понимании, с мифологией? Поэт Миларепа, например, это реальная фигура XI века. Он действительно провел несколько лет без еды и питья, медитируя на склонах святой горы и таким образом «приобщал» её к буддизму. Согласно легенде, в длительной серии состязаний в магическом искусстве Миларепа победил своего боннского соперника Наро Бончуга, и следы этих битв до сих пор видны по пути вокруг Кайласа. Наряду с реальным гуру Миларепа и легендами вокруг его жизни, существует мифическая фигура, с которой также неразрывно связана история Кайласа, - это богиня Парвати. Однако и реальная и мифическая информации о гуру Миларепа и богине Парвати преподносятся и используются совершенно одинаково».

Лама на мой вопрос ответил очень просто:

- История любой страны или религии формируется из эпоса, а эпос - это сочетание реальных вещей и мифов. И это нормально. Основная задача эпоса - сформировать определенное отношение людей к чему-либо. В данном случае речь идет о буддизме.

Мы сходимся с Ламой во мнении, что у буддизма есть большая, славная история. Это даже больше не религия, а философия, а из моих наблюдений, даже не философия, а образ жизни, в основе которого - доброта и доброжелательность. И эта мораль поддерживается и реальными фактами и придуманными, и они настолько тесно переплетаются, что уже не сообразишь, где вымысел. Для верующих людей все мистические составляющие - это тоже реальные вещи. Эта мысль, предложенная Ламой, показалась мне восхитительной.

От монастыря Дрира Пхук желающие могут сходить под северное подножие Кайласа. Оно кажется совсем рядом. Подобие тропы идёт вдоль реки Кангжам Чу, которую называют «урина Кайласа». Дойти до северной стены можно за 1,5 часа.

Тропа идёт до источника Кангжама - огромного куполообразного ледника, по тропе, а затем по леднику можно дойти до северной стены Кайласа. В земле можно увидеть углубления с глиной. Это - Куша, Плоть Кайласа. Считается, что она обладает священными свойствами, её можно есть.

Стартуем от монастыря. Крутой, изматывающий подъем на перевал Дролма Ла. Набор высоты - 500 метров, расстояние до перевала (7 км). Тропа проходит мимо пирамидок из камней, подношений богине Дролме. Вскоре на юге появляется восточнее Кайласа пик Шама Ри. Полное имя этого пика - Шама Ледри Дхонгпо (Восемнадцать Кругов Ада: Восемь Холодных, Восемь Горячих, Два Чистилища). Всем своим видом северные изрезанные скалы, морены и ледники пика напоминают о реальности существования ада и являются важной вехой на пути духовного паломничества вокруг священной горы.

Продолжаю знакомство с различными ритуалами.

Останавливаемся у двух камней с мантрой «Ом» красного цвета. На скале справа «зеркало времени». Таши говорит, что в зеркале времени человек видит отражение своей души или кармы. Если видишь скалу чёрной, то карма плохая, если тёмно-синей, то ты хороший. Сколько я ни смотрел, столб оставался чёрно-серым.

Зеркала времени:





Подходим к каменному чистилищу. Нагромождение камней, в котором есть узкий извилистый проход. Таши предлагает мне снова проверить карму. Человек, который способен пролезть в 4-х метровую щель, обладает хорошей кармой. Не сумеет - плохая карма.

Я пробую и …застреваю. На мне много одежды. Таши вытащил меня обратно за ноги. Я максимально раздеваюсь и … удача! Хорошая карма!

Следующее испытание - большой камень с маленькой дырочкой. С пяти метров с закрытыми глазами указательным пальцем нужно попасть в эту дыру - попадешь - ты хороший сын своих родителей, не попадешь - плохой. Я, конечно, не попал.

Проходим мимо кладбища Сиватшал Дуртрё. Здесь паломники проходят через ритуальную смерть, попадают к ужасному Дордже Джигдже, Царю Смерти, а затем рождаются заново на вершине перевала Дролма Пасс. На кладбище разбросаны одежда, кости, волосы, обувь. Паломники оставляют здесь что-нибудь, например, подношение своей кровью. Таши утверждает, что некоторые паломники медитируют на кладбище, входя на своем посмертном путешествии в состояние бардо. Кое-кто остаётся на ночь.

Тропа выводит к краю ледника, начинается перевальный взлёт. В одном месте тропу пересекает ручей Шенпе Дхиклак Чу (Рука Грешного Мясника). Сюда приходят умыть руки и смыть плохую карму люди, убивавшие животных на бойне.

Отрезок пути от кладбища Сиватшал до перевала представляется как очищение грехов, проверка состояния кармы на данный момент, очищение через ритуальную смерть, пребывание в аду и выход оттуда для нового рождения. Пересечение перевала Дролма Ла (5636 м) означает переход от этой жизни к новой. Паломник здесь заново рождается, и все его грехи прощаются благодаря состраданию Тары (Дролмы), Богини Милосердия.

Идти становится совсем трудно. Высота уже почти 5600м. В момент выхода на перевал я впадаю странное состояние. Кажется, будто душа летит над планетой. Я почти теряю контроль над эмоциями. Меня сдерживает присутствие проводника Таши.

4.

Мы на вершине перевала. Как меня научил Таши, я встаю возле камня Будды, вскидываю руки вверх и кричу: "Ласо!", "Кики Сосо Ла Гьяло!", "Кики Сосо Ласоло!". Это благодарение богине Дролма. Замеряю высоту: 5656м. Каждый камень перевала представляет собой Три Драгоценности (Будду, дхарму или учение, сангху или общину). Каждый камень пропитан тремя качествами Будды (ум, тело, речь). В центре перевала стоит гигантский кубический камень под названием Пхаванг Мебар. На его вершине пирамида из камней поддерживает высокий флагшток, обвязанный веревками и молитвенными флагами. Пхаванг Мебар обмазан маслом и завален рогами, черепами животных, многочисленными предметами. Поверхность камня испещрена желтыми и красными мантрами, видна нерукотворная надпись "Ом".

Это -- кульминация коры. У подножья Пхаванг Мебара паломники празднуют окончание коры. Здесь нужно что-нибудь оставить: часть одежды, чашку, обувь. Можно взамен взять что-нибудь с перевала, - всё, побывавшее здесь, будет обладать волшебными и защитными свойствами. Паломники выполняют на перевале сложный комплекс ритуалов: чтение мантр, обход перевала, предложение благовоний, пива чанг, чая, простирание ниц и т.д.

Находясь на перевале, паломник зорко наблюдает за знаками, которые здесь говорят ему о его судьбе. Важным знаком является появление черных воронов: если ворон плавно садится на землю, издавая мягкий крик, это означает благополучное завершение паломничества. Если птица садится резко и издает резкие звуки, это сулит беды в дальнейшем пути, и нужно выполнять длинные ритуалы, чтобы развеять дурные влияния.



Спускаемся с перевала на юго-восток. Спуск крутой и каменистый. Через 3 км и сброса 600 метров по высоте тропа спускается на травянистые луга долины Лхам Чу. Справа видно священное озеро Йокмо Цо (Озеро Сострадания). Это самое высокогорное озеро (5608м) на Земле. Индийские паломники совершают ритуальное погружение в озеро, тибетские - обходят озеро, бросают освящённые шарики в воду, читают мантры, плещут водой на лоб. Тибетцы считают погружение осквернением священной воды.

Рядом с восточным подножием перевала Дролма Ла, у большой скалы возле каменной хижины находится место, где встретились Миларепа и Наро Бончунг, совершавшие обход Кайласа в противоположных направлениях (Миларепа был буддистом и совершал паломничество по часовой стрелке, Наро Бончунг был мастером Бона и обходил гору против часовой стрелки. Здесь же, в задней части скалы, находится пещера медитации Миларепы с нерукотворными изображениями свастики, слога "Ом" и отпечатками пальцев Миларепы.



Вскоре тропа достигает третьего места простирания ниц, восточного чактсал ганг, отсюда открывается вид на Восточное Лицо Кайласа. Справа подходит тропа, ведущая с Тайного Пути Дакини, с перевала Кхандро Санглам Ла.

Таши показывает мне камень с отпечатком стопы Будды.

Подходим к монастырю Зутрул Пхук (Пещера Чудес, 4863 м). В окрестностях монастыря находится большое количество пещер медитации, молитвенных камней и стен, скал с мантрами, разрушенных чортенов. Зутрул Пхук был выстроен вокруг пещеры, которая была местом знаменитого поединка Миларепы и мастера Бона Наро Бончунга за власть над Кайласом.

Первая часть поединка состояла в соревновании по строительству хижины из камня. Миларепа ладонью разрезал скалы как масло, подвешивал потолок в воздухе и подгонял стены, пока тот висел. Наро Бончунг никак не мог за ним угнаться. Следующее соревнование заключалось в том, кто быстрее долетит до вершины Кайласа. Наро Бончунг еще до рассвета сел на свой бубен и отправился в полет. Миларепа расслаблялся у подножия горы, ожидая восход солнца. Как только первый луч солнца вырвался из-за горизонта, Миларепа вскочил на него и в одно мгновение оказался на вершине Кайласа. В итоге, Наро Бончунг признал свое поражение, Бон оставил свой контроль над Кайласом и взамен получил менее высокую гору Понри на востоке. Но несмотря на это, Кайлас продолжает называться Горой свастики Бон.



Среди святынь монастыря - принадлежавший Миларепе трезубец Миле Чангкха и статуя поэта-мистика. Статуя сделана из драгоценного металла ли, согласно традиции, руками самого Миларепы незадолго до своего ухода. Круглый выступ в стене пещеры монастыря называется Нгодруб Тербур (Драгоценный Дар), Миларепа говорил, что он обладает силой благословлять и защищать верующего.

Далее тропа идет в юго-западном направлении вдоль реки Лхам Чу, которая здесь называется Жонг Чу. Приток Гедхун Лха Чу воспринимается паломниками как урина Кайласа. Переходим через многочисленные речушки, стекающие с пика Сангье Тонгку Шугтри. Слева в каньоне Трангсер Трангмар (Золотые и Красные Скалы), бежит река. Оцениваю реку как сплавную.

В ущелье камень, на котором остался отпечаток подковы коня царя Гесера, здесь происходила грандиозная битва Гесера с силами зла. Красная кровь поверженных демонов смешалась с желтой землей и дала вид и название этому ущелью.

Тропа изрыта небольшими ямками. Это паломники искали священные камушки. По поверьям, эти камни предотвращают сердечные удары, эпилепсию и другие болезни, частички их кладут в питье в качестве противоядия на случай, если питье отравлено (такое часто случалось еще совсем недавно в Тибете).

У южной оконечности ущелья Трангсер Трангмар находится четвертое, последнее место простирания ниц, чактсал ганг. Таши встаёт на колени и молится.

После посещения Кайласа я всё более склоняюсь к тому, чтобы не отрицать того, что сегодня непонятно. Даже фантастические выводы Мулдашева не отрицаю, а просто воспринимаю как информацию. На себе я сумел почувствовать: на Кайласе есть какое-то мощное энергоинформационное поле. Возможно, оно создано полями тысяч паломников, которые побывали на горе, плюс забота и внимание монахов, которые следят за этим комплексом, плюс история, плюс концентрация энергий на пиках гор Но определённая энергетика здесь совершенно точно есть.

Я постарался выполнить все ритуалы, которая религия поставила мне на пути. Даже залез и посидел в пещерах для медитации. Они очень маленькие, ниже человеческого роста, так что стоять в них невозможно. Местные монахи и ламы абсолютно уверены, что можно не только несколько месяцев, но и несколько лет в состоянии сомати сидеть в этих пещерах, ничего не пить и не есть. Верю ли я этому или нет, я не знаю. Сейчас я этого факта просто не отрицаю.

Идет набор в группу с двумя корами: вокруг Кайласа и озера Манасаровар по маршруту . Заезд в Лхасу 17 сентября 2019 года. Уникальный тур на Кайлас кору с русским гидом! Присоединяйтесь!

Гора Кайлаc (Кайлаш) - Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете, Тибетский Автономный Район, Китай. Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai), располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров), который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш .

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш? - верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash , происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе. Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).

Кайлас в мировых религиях

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил. Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

В мире есть множество уникальных мест с необычными свойствами.Одно из таких "мест силы" - гора Кайлас в высокогорной долине Тибета. Сюда на юго-запад Китая приезжают паломники, чтобы совершить ритуальный обход вокруг горы - кору

До сих пор ученые спорят об истории возникновения этой удивительной горы. Кайлас искусственно созданная пирамида или гора естественного происхождения? На сегодня нет достоверных сведений об этом, как и том, сколько лет назад зародился Кайлас и почему он имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на части света. Удивительно и необъяснимо еще и то, что высота горы составляет 6666 м, расстояние от Кайласа до монумента Стоунхендж – 6666 км, и столько же до Северного полюса, а до Южного – 13 332 км (6666*2).

Кайлас – это места, окутанные тысячами тайн и легенд. И до сих пор вершина священной горы никем не была покорена. Кайлас не пускает простых смертных на вершину, где по преданиям обитают боги. Многие пытались вопреки всему взобраться туда. Но никто так и не смог преодолеть невидимую стену, которая, как уверяют горе-путешественники, возникала на их пути, мешая следовать к священной вершине. Кайлас будто отталкивает их, позволяя лишь тем, кто очень верит – совершать ритуальные коры.

С Кайласа берут начало 4 величайшие реки Азии, обладающие мощными энергиями. Считается, что когда человек совершает обход вокруг Кайласа, он входит в соприкосновение с этим могуществом. Кайлас является очень мощным центром силы. Он несет в себе энергию растворения всего старого. Совершающий кору наполняется энергией и жизненной силой, чтобы помогать людям.

Обход вокруг Кайласа – это обычай. Обычай веры, содержащий в себе огромную силу. На Кайласе говорят, что тот, кто проходит кору с верой и чувством единения с богом – обретает здесь особую божественную силу.

Большая кора вокруг Кайласа занимает 2-3 дня. На протяжении всего пути человек проходит сквозь сильнейшие энергетические центры, где ощущаются божественные потоки. Кайлас подобен храму. Все камни на пути обладают определенным зарядом. Паломники верят, что в камнях живут полубоги или высшие души. По древним преданиям многие божественные существа, которые побывали здесь когда-то – превращались в камни. И теперь эти камни обладают особой божественной силой.

Первый день коры – это ожидание, легкость, душевный подъем. На второй день проходит самый высокий и сложный перевал – перевал Смерти. Говорят, что в этот период можно пережить опыт смерти. Например, человек может упасть и войти в транс. Многие рассказывают, что во время такого транса они ощущали свое тело на самой вершине Кайласа.

Перевал Дролма-ла символизирует новое рождение. Люди стараются оставить в этом месте что-то личное. Считается, что так человек очищает свою карму. Это символ оставления прошлого, некой темной, негативной части души. Сбросив на этом перевале все лишнее, идти дальше становится легче и свободнее.

Вокруг Кайласа можно идти либо по внешнему кругу – большому, либо по малому – внутреннему. Во внутренний позволено пройти лишь тем, кто 13 раз обошел внешний. Говорят, если сразу отправится туда, то высокая божественная энергия преградит человеку путь.

На внутренней коре есть прекрасные озера, вода в них священна. На берегу этих озер расположен монастырь. Люди верят, что просветленные до сих пор живут там. И если кому-то посчастливится их встретить – он будет благословлен.

Когда паломник проходит кору, он оборачивается к высшим силам и обращается к ним с молитвой. Кайлас – это символ высшего божества. И внешнее путешествие к Кайласу – это на самом деле внутреннее путешествие к своему божеству.

Существует поверье, что на Кайласе живет бог Шива. Для индуистов Шива – это сила и энергия, способная создавать и уничтожать миры. Они считают, что во вселенной существует три основных силы: созидание, поддержание и разрушение. Сила Шивы – это связь с вселенской энергией.

На пути странника часто появляются преграды, как физические, так и духовные. Кайлас проверяет человека на прочность и указывает на слабости. Преодоление всех трудностей в паломничестве является лучшим способом очиститься и измениться.

Когда паломник уходит с Кайласа, опускается ниже – он понимает, что для счастья не нужно много. У нас есть воздух, которым мы можем дышать, есть еда, крыша над головой – и этого достаточно для счастья внешнего материального, все остальное надо искать внутри.

Миллионы лет люди приезжают сюда и приносят в своем сердце молитву. Озеро Манасаровар, также как и Кайлас, почитается как священное. Справа от него – вершина Гурла Мандхата. По преданиям она была королем в прошлой жизни. Тогда здесь не было воды и король начал молиться. Однажды бог услышал его молитвы и создал из своего ума озеро. Это озеро и есть священное озеро Манасаровар.

Еще одно озеро рядом с Кайласом, называемое Ракшас Тал считается проклятым. Оно отделено от священного озера узким перешейком. Удивительно, но при столь близком расположении эти два водоема имеют огромные различия. В священное озеро можно окунаться, там водится рыба и воду из него можно пить. Вода в этом озере пресная и считается целебной. Озеро Ракшас Тал, напротив, соленое и окунаться в него нельзя. А места, где рядом расположены источник с мертвой и живой водой, издревле считаются местами силы.

Есть у Кайласа и другое священное озеро – Гаурикунд. По преданию оно было создано Шивой для своей жены Парвати. Она много помогала людям, из-за чего ее тело было сильно истощено. Искупавшись в этом озере, Парвати обрела новое тело, и с тех пор больше никому нельзя прикасаться к его священным водам. Ходит много легенд о смерти людей, прикоснувшихся к озеру Гаурикунд.

В окрестностях Кайласа есть 4 пещеры. Одна из них, пещера Миларепы, расположена на юго-востоке от Кайласа рядом со священной тропой. По преданиям великий йог Миларепа положил у входа пещеры две каменные глыбы, на которых установил огромную гранитную плиту. Эту плиту невозможно сдвинуть с места сотням и даже тысячам человек. А Миларепа вытесал ее из гранита и уложил при помощи своей духовной силы. И именно в этом месте он достиг своего просветления.

Существует легенда о том, что Миларепа и боннский жрец Наро Бончунг боролись за власть над Кайласом. Во время первого противостояния сверхъестественных сил на озере Манасаровар, Миларепа растянул свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили борьбу, побежав вокруг Кайласа. Миларепа двигался по часовой стрелке, а Наро Бончунг – против. Встретившись на вершине перевала Долма-ла, они продолжили магическую битву, но снова безрезультатно. Тогда Наро Бончунг предложил в день полнолуния сразу после рассвета взобраться на вершину Кайласа. Кто поднимется первым, тот и одержит победу. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине. Миларепа же спокойно отдыхал внизу. А как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг вершины, получив власть над священной горой.

У Кайласа повсюду висят молитвенные флаги. Это защитные символы. Люди вешают их, чтобы добиться успеха в каких-то благих начинаниях. Эти флаги также называют «Конями ветра». Символом молитвенных флагов является конь, несущий на спине драгоценность. Считается, что он исполняет желания, приносит благополучие и процветание. Флажки делают пяти основных цветов, символизирующих пять элементов человеческого тела. На них наносятся мантры, которые активизируются при контакте с ветром и разносят по всему миру зашифрованные послания.

Кайлас – это место духовной силы, которое пробуждает верующих, очищает их умы. Люди стремятся сюда, чтобы произнести молитву, которую каждый несет в своем сердце. Считается, что тот, кто совершит это паломничество – очистится от всех своих грехов и познает тайну мироздания.

На Земле существует огромное количество потрясающе красивых и вместе с тем загадочных мест, привлекающих к себе внимание путешественников и исследователей. Одним из таких является гора Кайлас (или, как ее еще называют некоторые источники - Кайлаш), которая находится в южной части Тибетского нагорья системы Трансгималаев (Гангдисе) и территориально принадлежит Китаю. Кайлас с тибетского языка переводится, как «Драгоценный камень снегов». Кайлас - самая высокая часть этой горной системы, ее высота составляет 6638 метров над уровнем моря, хотя данные могут расходиться - вопрос в нескольких десятках метров.

Со склонов горы Кайлас берут начало четыре самых больших реки Индийского субконтинента: притоки Ганга - Брахмапутра и Карнали, Инд и его приток Сатледж.

Из-за высоты и отсутствия цивилизации, возникают трудности в исследовании горы - до сих пор о Кайласе известно очень мало, но эта гора таит в себе немало загадок, неподтвержденных теорий, которые ждут своего часа. Множество попыток покорить самую вершину горы - потерпели фиаско. До сих пор никому не удалось этого сделать. Экспедициям не давали разрешение власти Китая, ООН и Далай-лама, паломники устраивали демонстрации и преграждали путь.

Ее внешний вид - уже сам по себе загадка. Грани горы Кайлас расположены соответственно четырем сторонам света и некоторые ученые считают, что это древняя пирамида, к которой примыкают горы поменьше и образует целую систему. Геологи же считают, что форму пирамиды с течением тысячелетий ей придали ветер и вода, а сама гора появилась под толщей океана, в результате передвижений и столкновений земной коры, вытолкнувшись на поверхность.

А трещины с южной стороны горы выглядят как свастика, которая в буддизме означает высшую божественную силу и совершенство. Возможно, такие трещины могли образоваться в результате землетрясения, но Тибет - такое место, где случаются невероятные чудеса. Выглядит, будто кто-то специально сделал это по собственным тайным соображениям. По некоторым предположениям - одна из древних цивилизаций.

Гора Кайлас упоминается во многих древних мифах, легендах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира - их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.

Гора Кайлас обросла множеством мифов и легенд. Это одно из самых известных мест паломничества, ведь у индуистов Кайлас - священная гора , где пребывает бог Шива, а буддисты считают ее дворцом Будды. Многие свято уверенны, что гора якобы полая внутри и там нашли пристанище просветленные. Чтобы совершить полный обход вокруг нее - нужно пройти расстояние в 53 километра по долине у основания. Специальное название такому паломничеству - «кора» и пошло оно от тибетских монахов. Совершивший хоть раз в жизни кору - освобождается от кармы, всех грехов, которые совершил за жизнь и может быть спокоен за свою следующую инкарнацию - с будущим воплощением ему точно повезет. Вокруг горы есть три монастыря, куда обязательно приходят паломники во время обхода. Весь обход (обязательно по часовой стрелке) продолжается около трех дней, во время которого верующие паломники останавливаются на ночлег прямо под открытым небом. В долине так же совершаются погребальные обряды и быть захороненным в этом месте - считается благом, так как душа очищается и муки ада ей не грозят. А тот, кто совершит кору 108 раз - достигнет высшего просветления, как Будда.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама