THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Железные дороги — прекрасный способ перемещаться по Индии. В отличие от автобуса, который может ехать вдвое дольше обещанного, поезд идет относительно по расписанию. Опоздание 40-часового поезда может составлять 4 часа — по меркам других видов транспорта это мелочи. Кроме того, поезд очень дешев. Стоимость билета во второй спальный класс (SL) — около ¼ рупии за километр (17 копеек), и при длительных переездах поезд вообще вне конкуренции. Что касается комфорта, то, несмотря на обычную индийскую грязь, у поезда есть перед автобусом три существенных козыря. Во-первых, он не тормозит как автобус перед каждой разворачивающейся рикшей (после тысячи торможений-троганий чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком). Во-вторых, в поезде всегда есть вода и туалет. В-третьих полотно железной дороги не содержит ухабов и поезд идет без тряски.

После нескольких долгих часов в индийском автобусе чувствуешь себя так, как будто тебя ударили по голове пыльным мешком.

Вокзал Виктория города Мумбай

Поезд едет в пригородах Варанаси.

Кто-то предпочитает для путешествий по Индии комфортный и быстрый самолет. Но если у вас не много денег, то почему бы не посмотреть через открытое окно на безграничные рисовые поля, пальмовые плантации до горизонта и закат солнца среди бамбуковых стеблей, на сельскую Индию без суеты и толп за окном? Если вы хотите испытать один из этапов погружения в Индию, увидеть одну из важных граней этой страны — езжайте на поезде.

Классы индийских поездов и виды билетов
Индийские поезда разделяются на классы. Первый класс (1st) очень дорог — примерно в 10 раз дороже, чем демократичный второй спальный (SL). Первый класс похож на спальные вагоны «СВ» и Люкс в России: вагон разделен на 2-4 местные купе с дверью. Он присутствует не во всех поездах и по цене сравним с самолетом. На практике, если вы не магнат, при путешествиях выбор из нескольких, весьма разных(!) подклассов второго класса, описанных ниже. Местные сокращенные названия классов приводятся в скобках.

Собственно второй класс (2nd) он же general class — это вагоны с сидячими местами, похожие на электричку. Такие вагоны есть и в пригородных поездах и во всех поездах дальнего следования. Билеты без мест, и никогда не заканчиваются: можно купить билет хоть за 5 минут до отхода поезда, если в другие классы уже нет билетов. Поэтому в вагонах general класса может быть много пассажиров. Очень много. Они могут занимать проходы и тамбуры, а также свисать из дверей. Народная молва говорит, что если встать с места в вагоне, вторично сесть уже невозможно. Индусы четко представляют, что у них такое же право сидеть на этом месте, что и у вас, и ведут себя непробиваемо. Выбирайте general класс, если ехать всего несколько часов или в случае крайней необходимости. Заранее покупать такие билеты смысла нет. Цена примерно на 30 процентов ниже, чем во втором спальном (SL).

Устройcтво электрички (2nd class)

Позитивные пассажиры пригородной электрички

Второй спальный класс (SL) — прекрасный бюджетный выбор и наиболее многочисленный класс в Индии. Вагон похож на российский плацкарт, только третья полка не багажная, а спальная. И решетки на окнах. В плацкартном купе 8 мест (6 обычных и два боковых). В вагоне 9 купе (72 места). Белье не выдается, хорошо иметь спальный мешок/простыню/одеяло а еще лучше и пенку. Полки грязноватые — если не стелить свою пенку, приятно хотя бы протереть влажной тряпочкой. Верхняя полка в купе обеспечивает максимальный комфорт — можно спать и никто не потревожит. Средняя днем складывается, и все обитатели купе, а зачастую и посторонние, сидят весь день на нижней полке. Верхняя боковая полка позволяет не только лежать весь день, но и сидеть, однако боковая полка и уже и короче — она хороша для низких людей. Все стекла в вагоне открываются, окна забраны решетками. Вид и вентиляция на ходу очень хорошая, бывает даже чрезмерно хорошая. В окнах бывают щели, а некоторые окна открываются сами, так что ночью на севере Индии без одеяла некомфортно. Туалеты грязноваты, но в меньшей степени, чем рисует народная молва. Мусорных корзин в вагоне нет. Объедки и даже пластиковый мусор индусские пассажиры выкидывают в открытые окна.

Вагон второго спального класса (SL)

Второй кондиционированный класс с 3 полками (3AC) по компоновке похож на предыдущий класс SL (72 места, 9 купе). Стекла на окнах не открываются, нет решеток, работает кондиционер и выдают белье. Стоит в 2 раза дороже, чем SL. В нем можно отдохнуть от жары, влажности (особенно во время муссона) и вечного индийского шума. Полки, туалеты и обстановка в 3АС чище и цивильнее, чем в SL. Пассажиры более богатые и образованные. Но на полу бывает грязно: мусорных корзин не предусмотрено, а окно закрыто.

Второй кондиционированный класс с 2 полками (2AC) отличается от 3AC только количеством полок. В нем ездят еще более состоятельные люди, и там чище всего, хотя в первом классе еще чище. Купе отделяется от прохода занавеской. Стоит в 3 раза дороже, чем SL

В дневных поездах бывают другие подклассы, например сидячие вагоны (chair-car) с креслами как в самолете и кондиционером.

Покупка билетов
Билеты в general class купить просто: в кассах unreserved tickets на вокзале в любое время, хоть за 5 минут до отправления. Там же продаются билеты на электрички.

Билеты в остальные классы (с местами) — в кассах reserved tickets (работают с 8 утра до 7 вечера, и в воскресенье с 8 утра до обеда) и в интернете. Турагентства также заказывают билеты через интернет и берут за свои услуги от 30 до 80 рупий с билета в случае честного агентства. А нечестное билет класса SL на 1000 километров вместо 300 рупий может продавать за 1200.

Основная тактика при покупке билетов на дальние расстояния — купить билет заранее, пока есть места. Максимальный срок продажи — 60 дней, но и за 1-3 недели как правило билеты еще есть (исключение — праздники). Если передумаете, билет можно сдать обратно. Некоторые турагентства выкупают билеты заранее для продажи их перед поездом втридорога, а оставшиеся сдают обратно.

Покупка бумажных билетов на вокзале начинается с заполнения бланка запроса (reservation slip): откуда, куда, каким поездом, каким классом и сколько человек поедут. Один билет можно купить на большую компанию пассажиров, паспорта при покупке не спрашивают. Данные паспорта и даже адрес пассажиров заносятся в бланк запроса, но в билете регистрируются только имена и возраст, остальное никто не проверяет. Чистый бланк можно получить в кассе или в справочном бюро (enquiry) без очереди, а заполнить в очереди в кассу. Стоящие рядом индусы помогут. Если на какой-то поезд или в какой-то класс не окажется мест, кассир скажет вам, что следует исправить в бланке. Главное — убедить кассира, что вам очень нужно ехать именно в этот город к такому-то сроку. В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит вам не так уж и нужно. При четвертом повторе вы сразу почувствуете, что вас выделили из толпы других, на вас обращают внимание и готовы помочь. Для женщин в кассу бывает отдельная очередь, но если ее нет, то можно встать в начало обычной.

В Индии, если вы не уговариваете, не повторяете по 3 раза — значит, вам не так уж и нужно.

Купить электронный билет (e-ticket) можно на http://cleartrip.com/trains/ (с небольшой наценкой, но есть поиск по названию города, а не станции, а также проверка наличия билетов) или на дочернем сайте индийских железных дорог http://irctc.co.in — здесь сначала надо зарегистрироваться, а при заказе точно указать название станции (а не города) отправления и назначения (можно выяснить поиском на предыдущем сайте). На втором сайте из огромного разнообразия средств оплатить билет (счет в индийском банке, всевозможные виды переводов, множество платежных шлюзов) для карт Visa classic хорошо работает шлюз AXIS PG. Не перепутайте e-ticket c i-ticket-ом: первый покупается по интернету, и вы получаете форму для распечатки, и это то, что нужно; второй доставляется курьером по почтовому адресу.

Сдать бумажный билет можно в кассе на вокзале, а электронный — только на сайте, где вы его купили (деньги вернут на карточку). Более 24 часов до отправления потеря составит 20-30 рупий, от 4 до 24 часов возвращается 75%, менее 4 часов — 50%.

После подготовки чарта (списка пассажиров) за 4-6 часов до отправления билеты с местами перестают продаваться, даже если есть свободные места. Но можно купить билет general класса (без места), а потом пойти в ticket collector office и попросить сконвертировать его в билет спального или AC-класса. При наличии свободных мест берут разницу стоимости, выдают квитанцию о конвертации в другой класс (с указанием мест) и вписывают ручкой ваше имя в распечатку чарта.

Поезда иногда опаздывают, поэтому, если планируется пересадка с одного поезда на другой, разумно заложить запас примерно в 10-20% от общего времени движения поезда. Длительные поезда, могут опаздывать на более долгое время, чем короткие.

Покупка билетов, если нет мест: квоты и листы ожидания
Все места, в отличие от России, подразделяются на несколько групп — квот (quota), одна квота может уже закончиться, а по другой места еще доступны. Общая квота (general quota) продается всем желающим в интернете, и в кассах за 60 дней и эти билеты обычно кончаются первыми. Билеты по квоте tatkal (с наценкой около 30% к тарифу) начинают продаваться за 2 дня до поездки. Почти всегда рано утром за 2 дня можно купить эти билеты с наценкой, даже если в общей квоте давно нет мест. Tatkal-билеты продаются всем и в интернете, и в кассах. Foreign quota продается только иностранцам и только в кассах вокзалов (если на вокзале несколько касс, то такие билеты могут продаваться толко в одной). Эта квота есть не на все поезда, но часто бывает нераскупленной, так как большинство иностранцев покупает билеты через интернет и турфирмы. Стоимость билета как в general quota, требуется паспорт. Есть много других малополезных квот: ladies — для женщин (я не видел, чтобы при отсутствии билетов по general quota, когда-нибудь были в наличии женские билеты), defence — для индийских военных, senior citizen — для пожилых людей.

Количество доступных билетов по general и tatkal квотам проще всего узнать на сайте http://cleartrip.com/trains/ . Узнать количество билетов по foreign quota сложнее. Сначала нужно узнать номер поезда на вышеупомянутом сайте, далее на сайте http://indianrail.gov.in можно узнать наличие билетов на этот поезд по любой квоте. Если билетов по запрошенной квоте нету, вы увидите статус WL (лист ожидания) или RAC (reservation against cancellation). Билет со статусом RAC обычно означает наличие мест, но не полностью. Например двум RAC-пассажирам (даже абсолютно посторонним) могут выдать одну нижнюю полку на двоих в расчете на то, что они будут сидеть на ней, а не лежать. Если в пути какие-то места освободятся — контролер придет и выдаст каждому отдельное место. WL — означает отсутствие места. Покупая такой билет, вы не получаете место, но автоматически становитесь в очередь на него. Если какие-то пассажиры сдают билеты, то сначала RAC — пассажиры получат отдельные места, а оставшиеся места раздадут пассажирам WL. Билет со статусом WL 30, это значит, что если 30 людей сдадут билеты, то вы получите место, если нет — не получите. Если до отхода поезда осталась неделя и в листе ожидания несколько десятков мест, есть реальная возможность получить место. Но гарантии нет.

Практика проезда

Если у вас билет с местом (статус confirmed, номер вагона (coach) и места (berth) указан в билете), то вам не о чем беспокоиться. Номера вагонов SL-класса (спального): S1, S2, S3, 3AC-класса: B1, B2, B3, 2AC-класса: A1, A2, A3. На крупных вокзалах на платформах висят табло, отображающие, какой вагон остановится в этом месте платформы. На более мелких на платформе размечены места остановки вагонов по счету от локомотива, и, на каком месте остановится ваш вагон, можно узнать в справочном бюро. На вагоне висит наклеенный чарт (chart) — список пассажиров вагона.

Если же вы купили билет со статусом RAC или WL, то перед отправлением нужно посмотреть актуальный статус своего билета в другом чарте (на стенде или в конторе ticket collector office). Также его можно узнать в справочном бюро на любой станции или на сайте http://indianrail.gov.in , введя номер, напечатанный на билете в графе PNR.

Бумажный WL-билет можно сдать и получить полную сумму, а можно ехать по нему без места. Электронный билет, все пассажиры которого остались в чарте со статусом WL, автоматически аннулируется и деньги возвращаются на карточку (если хотя бы один пассажир имеет статус RAC или confirmed, ехать могут все, но с местом будет только один). Если у вас электронный билет со статусом WL в чарте (то есть, недействительный для проезда), а ехать обязательно надо — купите в кассе бумажный билет со статусом WL в ваш класс или билет в general class. Ехать без места в менее переполненном SL — классе комфортнее, чем в общем (хотя и на 30% дороже).

В поезде пассажиры без мест выискивают, куда бы сесть. На нижней полке (3 места) днем может сидеть до 6 человек. Вечером хозяева мест укладываются спать и сгоняют лишних пассажиров. Любые требования нужно много раз (не менее трех) повторять по-английски: «вы должны сидеть на своем месте!», «вы должны класть багаж под свое место!». Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной. Если же вы едете без места, то вы можете спать днем на верхней полке, когда индусы все равно сидят на нижней. Ночью придется спать на полу или сидя.

Если вы хотите спать, а на вашу верхнюю полку сложили багаж, нужно попросить снять его, но долго разбираться не стоит — просто снимайте чужой багаж со своей полки и бросайте в проход. В Индии такая наглость считается нормальной.

Проводников в вагонах нету, и при посадке билеты и документы не проверяют. Более или менее регулярно проходит контролер (TTE — train ticket enquiry). Он проверяет билеты и решает конфликты из-за мест. Проверка билетов состоит в сопоставлении имени на билете, в паспорте и в чарте. Для электронного билета достаточно иметь паспорт хотя бы одному из пассажиров в билете. В бумажном билете фамилии вообще не печатаются, только пол и возраст, но паспорт по правилам все равно иметь надо.

Слово контролера — веский аргумент. Он может вам помочь, например, если у нескольких людей билеты в разных вагонах и нужно с кем-нибудь поменяться. Иногда могут и выдать неизвестно откуда взявшиеся места. Главное — убедите контролера, что его помощь вам очень нужна, что вам некомфортно спать с индусом на одном месте, что вы на него надеетесь, что если вдруг что освободится... и повторять это разными словами много раз. Многие индусы в поезде говорят, что контролер поможет, если дать ему немного денег — рупий 50 или 100, но мы встречались и с контролером, который наотрез отказывался брать деньги, потому что помогал нам из чистого гостеприимства. Некоторые контролеры, впрочем, деньги берут.

Если у вас билет со статусом confirmed, вы можете спокойно ехать на своем месте

Быт на колесах
Багаж складывается под нижнюю полку, но рундуков нету, так что принято от воров пристегивать сумки к петлям под полкой специальными цепями (продаются вагонными торговцами и на вокзалах). Рюкзаки от «наглой кражи» (взял чужую сумку и пошел) можно пристегивать боковыми стяжками, но для безопасности принято на ночь брать сумку с собой на верхнюю и среднюю полку. Индусы обыкновенно спят на сумке, даже на большой, как на подушке. Мне удобнее спать головой к проходу и класть рюкзак вдоль в ногах ближе к стенке. На верхней полке в SL-классе его можно даже пристегнуть к решетке сверху в полувисячем состоянии. Спать с сумкой на узкой и короткой верхней боковой полке очень неудобно. В крайнем случае можно брать с собой на полку только рюкзачок с ценными вещами.

Проводников в поезде нету, двери вагонов и туалетов всегда открыты. В каждом вагоне 4 туалета и два дополнительных умывальника в тамбуре, так что очереди в них я никогда не замечал. Если есть кружка, можно из нее мыть голову, иначе за сутки жаркого-пыльного-ветренного пути загрязняешься очень сильно.

Брать еду в поезд или наедаться перед посадкой не нужно. Персонал вагона-ресторана регулярно разносит горячие блюда. Цены нормальные и блюда как минимум съедобны (а бывают и вообще кулинарные шедевры, вроде традиционных пирожков самоса c пылу с жару). Тарелка тали стоит 40-50 рупий, два пирожка — 10 рупий, чай и кофе — 4-5 рупий маленький стаканчик, омлет — 15 рупий. Многочисленные самодеятельные разносчики (отличаются отсутствием формы) также разносят еду по поезду и на станциях через окно вагона, но она обычно не горячая, за исключением пирожков. Особенно часты разносчики чая, которые работают примерно с 5 часов утра до часу ночи, так что в любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!). Также продается вода в бутылках, соки, фрукты, сладости и даже ласси в заводской упаковке (кисломолочный напиток «снежок»).

B любое время суток вагон наполнен выкриками «Ча! Ча!» (чай, чай!)

Популярный салат из бобовых и лука женщина готовит, расстелив скатерть прямо на полу тамбура. Еда из вагона-ресторана надежнее (разносчики ее носят клечатую форму).

Очень пригодится в поезде туалетная бумага, мыло и пакеты для мусора (если вы не хотите, уподобляясь индусам, выбрасывать пластиковый мусор в окно). В любом классе полезен легкий спальный мешок или одеяло: в спальном вагоне по ночам дует из окон, а в AC наяривает кондиционер. Индусы, опасаясь кражи, не оставляют обувь на полу: владельцы верхних полок кладут ее на решетку вентилятора под потолком, а нижних — прямо на полку в ноги или сбоку.

Индусы-пассажиры очень любопытны и даже чрезмерно открыты. Они будут заводить с вами разговоры, самое меньшее — интересоваться, из какой вы страны. Некоторое поведение индусов совершенно непривычно нам: например, мужчины могут ехать, обняв друг друга или держа за руку. Никаких намеков на нетрадиционную ориентацию это не несет, таким образом они только выражают мужскую дружбу и доверие друг к другу. Если вы сядете вплотную к индусу, он не будет отодвигаться — для него ехать тесно бок о бок с незнакомым человеком — нормально. Если же вы отодвинетесь, между вами может сесть еще один индус. Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует. Не удивляйтесь, если сосед по купе положит вам руку на колено с выкриком «Name!» или «From?!». Просто он плохо знает английский, а говорить громко или даже кричать — это нормальная интонация голоса. В переводе на русский: «Как звать-то тебя, родной?», «Откуда приехал, хлопец?», любопытство, нормальное расположение, доверие. Если же индус попытается прикоснуться к женщине, она отреагирует пронзительным, душераздирающим, предупредительным визгом: «Не подходи близко!». Поэтому, чтобы избежать лишнего шума, для женщин выделяются отдельные купе и вагоны, и при покупке билета вы обязательно увидите вопрос про пол каждого пассажира. Некоторые индусы будут проходить мимо европейской женщины нарочито неловко, чтобы прикоснуться к ней под видом случайного столкновения.

Никакой зоны личного пространства снаружи индуса не существует.

По поезду ходят нищие. Некоторые поют и трясут громкими погремушками, изображая музыку (с берушами будет спокойнее), другие подметают вагон: ползают в грязной одежде под полками с веником или грязной тряпкой, после чего просят денег. Иногда подметальщики ходят очень часто: чаще, чем раз в час. Деньги давать не обязательно, да и вредно по-моему поддерживать такой нечеловеческий и унизительный способ заработка. Опять же, следите за своей обувью, а лучше кладите ее на полку.

Полезные свойства вокзалов

Входы в вокзал и прилежащие территории грязные, много назойливых нищих, а по ночам прямо на тротуаре вповалку спят индусы. Кроме того, здесь работают вокзальные зазывалы, навязчиво предлагая свою рикшу или турагентство или гостиницу. Не обращайте на них внимания и не объясняйте, что вы ищете, иначе в ответ вам скажут, что ваша гостиница на ремонте (но у них есть другая хорошая на примете), а касса для иностранцев давно сгорела (но они могут показать вам, где можно достать билеты). Вход в вокзал и вход в кассы — разные.

Внутри вокзала уже гораздо спокойнее, а на платформе — совсем полный покой. Многие индусы в ожидании поезда спят, завернувшись в одеяло, прямо на платформе.

На вокзале практически всегда (мы не проверяли только на совсем маленьких станциях) есть камера хранения (cloakroom), которая работает круглосуточно с тремя-четырьмя перерывами по 15 минут. Плата за место — 10 рупий за одни сутки. Камера хранения хороша, если при стыковке поездов есть свободный день — тогда можно погулять по незнакомому индийскому городу налегке. Если предупредить персонал заранее, то можно хранить багаж, скажем, 20 дней, плата при этом рассчитывается по таблице, например 19 дней стоит 277 рупий. В камере хранения на станции Локмания-Тилак (Мумбай) при этом нас предупредили, что забрать багаж нужно до истечения календарного месяца.

В зале ожидания можно помыться и воспользоваться розеткой, туалеты, также, часто находятся в залах ожидания. Залы ожидания подразделяются по классам в зависимости от билетов. Для женщин предусмотрен отдельный зал, в котором впрочем можно увидеть и мужчин. Есть отдельные залы ожидания с кроватями (dormitory), стоимостью __ рупий в сутки за кровать, а также вокзальные комнаты отдыха, которые сдаются целиком по принципу гостиничных номеров.

В Ticket collector office можно проверить статус своего билета перед отходом поезда, если сами вы не нашли чарт на стенде или не смогли в нем разобраться. Кроме того, сюда, в отличие от справочного бюро, никогда не бывает очереди.

Кафе на индийских вокзалах — не чета сосисочным и закусочным на российских, обычно не хуже чем в городе. В любое из них можно без опасности для кошелька и желудка заходить. Даже на совсем маленьких станциях, где останавливается один поезд в сутки, будет хотя бы кафетерий (tea stall). Кафе на вокзалах как и вагоны-рестораны принадлежат IRCTС — тому же подразделению индийских железных дорог, которое продает электронные билеты. На крупных вокзалах есть и альтернативные кафе, тоже приличные.

Пассажиры на плаформе ждут поезда

Ругаете РЖД?! Добро пожаловать в общий вагон индийского поезда! Побывать в Индии и не покататься на поезде и, в частности, в общем вагоне - значит пропустить невероятно интересный опыт, как с точки зрения коммуникации и визуальных образов, так и возможность в полной мере загрузить свои обоняние, ощущения, осязание!

Побывав впервые в Индии в 2007м году, я поробовал спальные вагоны "без" и "с" кондиционером (Sleeper AC & non-AC), а в этой поездке наконец-то добрался до General Class ночного поезда. Это невероятно круто! А вокзалы... Вот где вы еще увидите такой вокзал маленького провинциального городка глубокой ночью как не в Индии?!


На самом деле ничего особенного, ведь наверное все ездили в общем вагоне нащих поездов... разница лишь в том, что в Индии вы встретите открытых и доброжелательных попутчиков. Кто-то из самостоятельных путешественников попадает в общий вагон случайно, не озаботився билетом заранее, а в Индии ежедневно на поездах едут десятки тысяч людей и то, что билетов в sleeper классы нет - это обычная практика.

Судя по фильмам и по тому, что я видел, общие вагоны тоже бывают заполнены по разному, бывает и так, что пассажиры свисают из дверей. Так что мне, можно сказать, повезло, по вагону можно было передвигаться относительно спокойно, хотя все места, верхние полки, тамбуры и... туалеты (!) были заняты.

Но все начинается с покупки билетов. Я напишу отдельную статью про поезда в Индии, сегодня покажу фотографии:

Вагон "второго класса", он же "общий класс", пишут на вагонах и так и так. В поезде жарко, вместо окон решетки, под потолком неработающие вентиляторы. Во время проезда через лесополосы в вагон залетают всякие тропические бабочки и стрекозы, которые также быстро и выдуваются ветром.

Прийдя на посадку за 40 минут до отправления, мы с друзьями так и не смогли сесть в один вагон, поэтому ехали в соседних. Как выяснилось позже, нам повезло, что мы вообще сидели.

Тусклый искусственный свет, высокое ИСО, ужасающий баланс белого... но делать серию черно-белой сознательно не стал, все-таки Индия - это, прежде всего, ЦВЕТ!

В тамбуре ребята ужинают. Я с огромным трудом смог отказаться от предложения присесть рядом. Практически каждый попутчик приветлив, пытается заговорить, что-то показать, чем-то угостить... Даже краской меня намазали в вагоне в преддверии праздника Холи. К сожалению, со знанием английского было всего несколько человек в вагоне.

Парень не верхней полке принял лишнего по случаю Холи и все время норовил упасть вниз:

На нижней полке усаживается в среднем 5-6 индусов, хотя полка по размеру такая же, как и в нашем плацкарте (на 3 сидячих места). На полу кто-то ложится спать и так почти в каждом "купэ":

Вокзал - это отдельная история. Здесь ночует огромное количество народа, бывают моменты, что нужно просто переступать через спящие тела, чтобы двигаться вперед:

Офис главного кондуктора:

Что вы увидели на фотографиях?!
Антисанитарию, грязь, почувствовали неприятный запах?!

Скорее всего вы окажитесь правы, я же увидел кусочек настоящей Индии, встретил приятных собеседников и уже даже послал фотографии своим попутчикам. Отбросьте стереотипы и комплексы, попробуйте почувствовать страну с разных сторон.

Продолжение следует...

Дешевые билеты в Индию найдет

Три года назад я рассказывал вам об экспедиции Сергея Болашенко , а в середине лета он передал мне свою новую книгу - на этот раз об экспедиции в Индию, состоявшейся в начале года 2016-го.

[...] Индия - это отдельный мир, в какой-то степени живущий обособленно от нашего. Страна огромных масштабов, не только и не столько по территории, сколько по численности населения. И в то же время, цивилизационный разрыв с нами - меньший, чем с «иероглифическим» Китаем. Преимущества путешествия по Индии: в первую очередь дух первооткрывательства. Не самая посещаемая иностранцами страна, если отбросить редкие «показушные» места. Гигантская и не самая известная железнодорожная сеть. Даже о железных дорогах цивилизационно далёкого Китая на русском языке написано в разы больше, чем о железных дорогах Индии.

Честно говоря, лично мне индийские железные дороги не столь интересны, как китайские или американские. Да и сама Индия тоже вызывает определенную настороженность: я не люблю жаркие страны. Но всё равно было любопытно послушать из первых рук об этом феномене. Ниже я подготовил небольшую выборку фотографий из его поездки и собрал некоторые комментарии автора (выделены в тексте коричневым цветом ).

Индийские ж/д - одни из самых разгильдяйских в мире, и тем не менее перевозят наивысшее количество пассажиров на планете

[...] Железная дорога сохраняет дух свободы и даже некоторой анархии, чего не осталось почти нигде в мире. Уровень стоимости проезда - едва ли не самый низкий на планете. Почти на всей территории Индии круглый год тепло. Английский язык имеет официальный статус, им в той или иной мере владеет значительная часть населения.

Недостатки. Они есть, и их много. Индия - страна крайне бюрократическая, а также изрядно «полицейская». Здесь запрещено фотографировать железную дорогу, метро и административные здания. Любое фотографирование чего-либо, кроме типовых достопримечательностей, тут не приветствуется. Всюду развита «терророфобия». Индийская бюрократия создаст множество проблем. Невозможность пользоваться дешёвыми гостиницами - туда не пустят с иностранным паспортом. Никакие уговоры не помогут. Полчаса потребуется на элементарные операции - обмен валюты в банке, оформление ночлега в комнате отдыха на вокзале. Затруднительность покупки телефонной сим-карты.

Не самым лучшим образом обстоит дело с чистотой городов и вокзалов. А проще говоря - местами всё тонет в мусоре. Дешёвую еду, а питаться придётся именно такой, готовят и подают грязными руками, которыми берут и деньги. Непривычный к этому путешественник почти гарантированно будет иметь проблемы с желудком, в большей или меньшей степени. Впрочем, вероятность заразиться тяжёлыми болезнями наподобие малярии или дизентерии в Индии намного ниже, чем в «чёрной» Африке.

Железная дорога дешёвая и развитая, но движение на ней - почти что хаотичное. Трудно уехать в нужном направлении. Непредсказуемое время прибытия. Поезда в половине случаев «забитые», и придётся много часов проводить в стоячем положении. Однако даже вышеназванные проблемы можно позиционировать как плюс, а не минус! Здесь всё настоящее, здесь ты - истинный путешественник! Это не банальная «прогулка» по цивилизованной, аккуратной, предсказуемой и «засмотренной» Европе!

Насколько я понял из прочтения книги, у Сергея не вышло осуществить первоначальный план полностью, и юг страны он не объездил - пришлось довольствоваться серединной частью: Дели - Варанаси - Калькутта - участок побережья океана - серединная часть с тепловозными линиями - Бхопал - возвращение в Дели. Кроме того, пропущен Бомбей. В ходе поездки он имел три (или более) разборок с полицией относительно сьёмок. Впрочем, смотрим подборку:

2. Вокзал Дели - начальная точка поездки.

3. Пути делийского вокзала. Поезда и пути выглядят очень непрезентабельно.

4. Локомотивы тоже не ухожены. Обратите внимание также на то, что стёкла защищены решетками.

[...] Основной способ сцепления вагонов на железных дорогах Индии: автосцепка Джаннея. Такой же способ сцепления вагонов принят на железных дорогах Китая и США. Не полностью исчез устаревший способ сцепления - винтовая стяжка. Пассажирские вагоны преимущественно на винтовой стяжке. У локомотивов - сцепные приборы в виде автосцепки Джаннея и винтовой стяжки одновременно.

Шпалы почти повсеместно железобетонные, в том числе и на малодеятельных участках. Стальные шпалы столетней давности можно найти на узкоколейных линиях, но и на них они - скорее исключение. Как и в России - высокие посадочные платформы на крупных станциях и в пригородной зоне крупнейших городов, низкие посадочные платформы в остальных местах. Скорость движения поездов в целом сравнима с нашей. «Престижные» скорые поезда движутся значительно быстрее остальных.

5. Начало разборок с полицией. На кадре в центре - полисмен (в защитной куртке), который заметил сьёмку и сейчас поведет Сергея на выяснения.

6. Автор ездил только в вагонах низших категорий. Они практически все переполнены: в поездах перемещаются сотни миллионов.

[...] Я пользовался всюду вагонами категории General Class. В пригородных поездах и в поездах изученных узкоколейных железных дорог все вагоны «простейшие» и относятся к той же категории. Вагоны категории General Class обычно находятся в головной и хвостовой части каждого поезда, кроме быстрых экспрессов. По компоновке, как правило, соответствуют вагонам Second Class Sleeper. Могут быть в плотно забитом состоянии - люди стоят в проходах и сидят (а не лежат) на верхних полках. Но тех, кто успел лечь на верхней полке, подниматься не заставляют. Боковые верхние полки заняты багажом.

Проводников в «народных» поездах нет - причём не только в вагонах General Class, но и в некоторых более высоких категориях. Поддержание чистоты и порядка в вагоне, закрытие дверей, если станет холодно - задача самих пассажиров. «Народные» поезда и вагоны приблизительно в половине случае переполнены так, что в них можно часами быть в стоячем положении. «Населённость» поездов непредсказуема. Если стало невмоготу ехать много часов в «бочке с селёдкой» - можно выйти, сесть в следующий поезд, и там, на удивление, «общие» вагоны будут почти пустыми.

Высокоскоростных магистралей, параллельных обычным линиям, как в Китае и в Западной Европе - этого в Индии не существует. На мой взгляд - очень хорошо, что их нет! Не люблю такое, считаю нецелесообразным и резко негативно отношусь к планам строительства подобных линий в России.

Стоимость проезда в вагонах самого низкого класса: к примеру, 22 рупии за 100 километров, если это медленный поезд категории «Ordinary» и если длина поездки - 200 километров. В поезде категории «Mail/Express» 30-35 рупий на 100 километров, в поезде категории «Superfast» 40-50. Зависит от расстояния поездки - чем дальше, тем меньше покилометровый тариф. 10 рупий - это примерно 11 российских рублей. За 1 доллар США можно проехать 250-300 километров.

Турникетов нигде нет на «обычной» железной дороге - есть только в метро. Ручного перронного контроля на вокзалах почти не бывает. Проверка билетов внутри вагонов, по крайней мере, низкого класса - очень редкое явление. Вероятно, можно ездить годами, но контролёров не встретить. Но безбилетников мало - индийцам не позволяет обманывать их менталитет, их мировосприятие.

Не буду утверждать, что билеты покупают все. Конечно, это не так. Но процент безбилетников не настолько высокий, как логично было бы вначале предположить, видя отсутствие контроля и хаотичную обстановку. Даже те, кто едет на крышах - часто с билетами! На крышах ездят только по узкой колее в редких глухопровинциальных местах. Скоро в Индии не будет ни узкой колеи, кроме единичных «аттракционных» линий, ни ездоков на крышах.

7. Расписания вне крупных центров часто выполнены на хинди и других региональных языках без дублирования на английский.

9. Одна из немногих станций, выглядящих чисто и прилично - Морадабад.

10. Водонапорные башни в Индии совершенно непохожи на наши.

11. Ещё одна специфическая местная проблема - обезьяны на путях. Тусуются в основном там, где много мусора (индийцы его выкидывают запросто, без церемоний). Наверное, периодически их "режут" поезда.

12. Интерьер вагона General Class без толпы.

13. Попутчик Сергея в этом поезде.

[...] Самый правильный способ путешествия по железным дорогам Индии, на мой взгляд, на мой взгляд - всюду просить «общий билет». В кассе говорим: Please, the cheapest ticket to ..., in general class. Обязательно надо убедиться, что кассир взял именно такую сумму, какая написана на билете. В вокзальных кассах принимаются только наличные деньги. Автоматов для покупки билетов я не встречал. Бывают очереди, но не очень большие.

Билет высокой категории, на конкретный поезд, можно купить в Интернете - как на официальном веб-сайте железной дороги, который очень часто недоступен, так и на многочисленных агентских сайтах, с наценкой. После оплаты на сайте можно самостоятельно распечатать бланк электронного билета, можно получить бумажный билет в вокзальной кассе по коду.

В некоторых поездах это не требуется - проезд происходит без билета, только по удостоверению личности плюс записанному цифровому коду, который пришлёт сайт. У проводника будет список пассажиров. Такая возможность указывается как легальная, но противоречит требованию выходить на платформу только с билетом, хотя бы «перронным». Сомневаюсь в полезности всего этого. Во всех этих случаях речь идёт о покупке билета на определённый поезд. Которого надо будет дождаться и который надо будет найти.

Стоимость билета в «General Class» будет отличаться в зависимости от прописанной в билете категории поездов, на которые он годен: «Mail/Express» или «Оrdinary». Поезда категории «Оrdinary» - самые медленные, движущиеся со всеми остановками, чаще всего аналог наших пригородных поездов на небольшое расстояние. По умолчанию билет на дальнее расстояние дают на «Mail/Express». Но цена в любом случае низкая.

Билеты «общего класса» - неименные, и в них не указан конкретный поезд, только станции отправления и прибытия. Есть ли лимит по расстоянию, возможно ли взять такой билет, к примеру, от Дели до Каньякумари, самой дальней точки - не выяснено. Лимит действия по времени указан на билете и является небольшим. Не рекомендовал бы брать один билет на тысячи километров. Задача путешественника - двигаться медленно, с множеством остановок и пересадок. Билет вскоре будут считать недействительным.

Преимущество «общего» билета над билетами высоких категорий - не только в цене, но и в том, что нет привязки к поезду, вагону и месту. Это самое главное! Доступен любой поезд, в котором есть соответствующие вагоны - и их очень много на магистральных линиях. Учитывая почти хаотичное движение, а также огромные масштабы станций в больших городах и трудную ориентацию - попасть в какой-то определённый поезд непросто.

Билетов в вагоны более высокой категории, чем «общий класс», перед отправлением зачастую нет. Их принято брать заранее. Иностранным туристам, не знакомым с местными реалиями, в билетной кассе (особенно в специализированной, для иностранцев - такие есть на крупнейших вокзалах) могут врать, что билетов на сегодня и даже на ближайшие дни нет. Якобы, уехать из Дели в Бомбей поездом вы не сможете, так что идите на самолёт или автобус. О существовании «общего класса» могут умалчивать - кассиры либо убеждены, что иностранный турист не выдержит таких условий, либо есть инструкция сверху, по возможности держать иностранцев подальше от вагонов самой «народной» категории.

Существуют долгосрочные «проездные» (Rail Pass) для иностранных туристов, позволяющие неограниченное передвижение в течение определённого времени в вагонах разных классов, в зависимости от цены. На мой взгляд, смысла в них нет. Покупка отдельных билетов в «общий класс» будет дешевле, а контролёры в провинциальной местности могут не знать о существовании «проездных».

Есть роскошные туристические поезда для иностранных богатеев: «Maharajas" Express» («Экспресс Махараджей»), «Palace on wheels» («Дворец на колёсах») и другие. Стоимость проезда - десятки тысяч долларов. Для путешественника никакого значения не имеют.

14. Пал вдоль путей для выжигания растительности.

15. Местность в Центральной Индии.

16. Электричка.

17. Вагон с маршрутной табличкой. Окна в вагонах везде в обязательном порядке перекрыты защитой - чтоб не залазили.

18. Мост через реку Ганг.

19. Канпур. Обезьяны приходят и на станции - там всегда много пищевого мусора.

20. Вокзал города Канпур.

21. Канпур. Ночью на вокзале тоже очень оживлённо, поезда идут круглые сутки.

22. Есть там и паровозы-памятники, как и у нас. Ст. Аллахабад.

23. Снова ж/д мост через великий Ганг. Это уже в районе Варанаси - там, где сжигают трупы на берегу.

24. Добрался Сергей и до Калькутты, проездил легендарный калькуттский трамвай - о нём в книге много фотографий. Сейчас она называется Колката.

25. А это знаменитый "секретный" мост Ховра, где тиранят всех путешественников, снимающих мост. Не помню точно, но кажется puerrtto разведывал этот мост и имел какой-то конфликт с полицией у моста. Или я просто спутал, он его снимал без проблем.

26. Главный вокзал Калькутты.

27. Корова на перроне, ст. Харагпур. Корову трогать нельзя - она там священное животное.

28. Ещё одна разборка с полицией. На аттракцион собирается много зрителей - они наблюдают, как сейчас будут допрашивать белого мистера.

29. Относительно легендарной езды на крышах. Сергей застал это только в глубинном районе с тепловозным движением.

Вот что он пишет по этому поводу:

[...] Последней страной с железнодорожной анархией, на мой взгляд, остаётся Индия (плюс её сепаратистский кусок Бенгалия - Бангладеш). Но и там ситуация меняется. «Крышеездоки» остались только на отдалённых линиях. Знаменитые картинки с поездом, облепленным со всех сторон толпой - это из Бангладеш, а не из Индии. Но даже для Бангладеш - это не их повседневность. Такое происходит только в пиковые дни исламских праздников и только на небольшом участке.

30. Ещё фото с пассажирами на крышах.

31. И ещё. Станция Сабалгарх.

[...] В плане безопасности движения железные дороги - не на лучшем уровне. Часто, по сравнению с развитыми странами, происходят крушения и катастрофы с большим числом жертв. Сообщения об очередной железнодорожной катастрофе в Индии, с десятками погибших - привычное дело. Тем не менее, железная дорога намного безопаснее автомобильного транспорта.

Отношения между «центральной» Индией и её сепаратистскими районами Пакистан и Бангладеш являются недружественными. Большинство железнодорожных линий через «межиндийские» границы - разобрано. Границы опутаны колючей проволокой и заминированы. Но минимальное пассажирское движение из Индии в Пакистан и Бангладеш существует.

32. Поезд идёт по горному району в глубине Индостана.

33. Сергей Болашенко в тамбуре индийского поезда.

34. Вот такая состоялась ж/д поездка длиной в две недели - с 21 января по 5 февраля 2016 г.

* * *
Ну а пару месяцев назад мы встретились в Питере и пообщались на ж/д темы.

35. Автор блога и Сергей Болашенко 29 июля 2017 г. Станция "Юный" Малой Октябрьской ж.д.

36. Книга Сергея об индийской экспедиции.

Индийские записки С. Болашенко доступны в полном размере и он-лайн.

Поезда в Индии! Тем, кто хоть немного в теме, сразу представляется шокирующая картина: пассажиры облепили вагон со всех сторон, вываливаются из дверей и гроздьями свисают с крыши… А уж путешествовать таким образом — боже упаси! Так ли страшен черт, как его малюют, и чего в реальности ожидать от индийских поездов? Делимся личным опытом 🙂

Один из плюсов путешествий на поезде в Индии — их дешевизна, можно проехать через всю страну, заплатив за это смешные по нашим меркам деньги. Благодаря этому, железные дороги в Индии в большом фаворе у местного населения, которое огромными толпами перемещается во всех направлениях (по крайней мере такое создается впечатление). Из-за этого билеты на многие поезда распродаются еще задолго до даты отправления.

Да, в Индии и не такое бывает!

В Индии поезда, а точнее, вагоны, имеют разный уровень комфорта. Основное различие — наличие кондиционера, или AC (эй-си). Подробнее о разных классах поездов — в следующих постах. А сегодня я расскажу о том классе, который наиболее популярен как у местного населения, так и у многочисленных путешественников.

Итак, встречайте — Sleeper-класс во всей красе!

От всем известного плацкарта слиперы отличаются наличием дополнительных полок посередине, т.е. полки расположены не в 2 ряда, а в 3. Боковых полок 2. Днем средние полки складываются, чтобы сидящие на нижних не упирались в них головами. Билеты на поезд продаются из расчета 1 полка на 1 человека, но экономные индусы, купив 1 билет, зачастую умудряются ютиться на полке целым семейством, включая детей. Так что чаще всего в слиперах людно.

Но не волнуйтесь, туалеты в таких вагонах вполне приличные. Как и везде в Индии, тут предоставляется два варианта: туалет западного образца (western style), привычный нам унитаз, и индийского (indian style) — дырка в полу. Как говорится, полная свобода выбора 🙂

Зато в слипперах в каждом вагоне имеются розетки

Другая особенность — это отсутствие стекол в окнах. Когда на улице жарко, прохладный ветерок, обдувающий при движении поезда, это просто здорово! Днем можно скоротать длинный переезд, глазея в окно. Мимо не спеша скользят ландшафты. Холмы, реки, маленькие деревеньки и рисовые поля сменяются оживленными городами… На ночь окна закрываются специальными ставнями. Но вот беда, закрываются ставни неплотно, и ночью по вагону гуляют сквозняки. Мы, закаленные путешественники, в слипере без спального мешка не ездим, чего и вам советуем 🙂

Едем из Варанаси в Агру

В sleeper-классе начисто отсутствуют кондиционеры! И, на мой взгляд, это скорее плюс, а не минус. Если в Индии в вагоне имеется кондиционер, не сомневайтесь, его врубят на полную катушку. Из-за этого в кондиционированных вагонах стоит буквально арктический холод. Так что шансы простудиться как в слипер-вагонах, с их отсутствием стекол в окнах, так и в AC примерно одинаковы.

Помимо окон, предусмотрена и другая система вентиляции в вагоне. Это огромные, пыльные, дребезжащие вентиляторы, прикрепленные к потолку. Впрочем, со своей задачей они справляются и помогают пассажирам не скончаться от духоты на станциях и во время длительных остановок.

Публика в слиппере поначалу будет осторожно приглядываться к вам, белым обезьянам, вытягивая шею и смущенно улыбаясь. После традиционной процедуры знакомства в стиле «Your name? Which country?» местные будут расспрашивать вас, пытаясь объясниться на ломаном английском, угощать разными вкусностями и фотографировать на память. Если путешествуете вы достаточно долго, можно познакомиться с половиной вагона, весело провести время и завести новых друзей. Согласитесь, это здорово!

Двери в вагон всегда открыты, и на каждой станции заваливается толпа разносчиков всяческой жрачки. Только и слышишь выкрики «Чай, чай!!!», «Пани уоооотер» (проще говоря, вода), «Томато суууп, чикен бириааааани!». Мерно постукивают колеса, вагон поскрипывает, ты высовываешься в окно навстречу ветру и улыбаешься…

По дороге в Мумбаи мы познакомились с классными ребятами 🙂

Катались мы на слиперах много раз, как сами, так и с нашими туристами. Ребята готовились к худшему (т.е. мы их готовили, на всякий случай), и были в итоге приятно удивлены, что все не так и страшно. Был, правда, один случай… Из-за ошибки в билетах нашей группе из 9 человек пришлось ехать из Варанаси в Агру всего на 4-х полках! Бррррр… Зато это происшествие здорово всех сплотило, приехали хоть и уставшие, но довольные 🙂

Что нужно иметь с собой для поездки в sleeper-вагоне?

  • Спальник

Белья, подушек и матрасов в слипере не предусмотрено, так что спальный мешок это must have, ибо спать на голых полках не очень приятно. Опять-таки, в холодное время года спальник жизненно необходим для тепла. Местные плотно заворачиваются и укрываются с головой простынями, напоминая лежбище мумий, но, на мой вкус, спальник все же предпочтительнее 🙂

  • Замок для багажа

Нужен он для того, чтобы надежно пристегнуть свой рюкзак под нижней полкой. Насколько эта мера актуальна, сложно судить. За все время знакомства с индийскими железными дорогами никто не делал попытки что-либо у нас увести. Но местные старательно свои вещи пристегивают, и мы берем с них пример (хотя, может быть, это они нас опасаются? :)) И, конечно, оставлять камеру, ноутбук и прочие гаджеты без присмотра не стоит.

Если вы не особо брезгливы, хотите в полной мере вкусить индийского колорита, познакомиться с местными и весело провести время, обязательно покатайтесь на поезде слипер-класса в Индии. В отличие от вагонов подороже, в которых публика взирает на вас с налетом превосходства, в слипере очень демократичная обстановка, и вы понимаете, как много среди индусов по-настоящему необыкновенных открытых и дружелюбных людей!

Поездом в Индии обеспечивает вам гораздо больший комфорт, нежели автобусная поездка, особенно на дальних расстояниях. Некоторые большие города Индии располагают разветвленной сетью пригородных железнодорожных путей, которые открывают большие возможности для путешественников. При этом следует помнить о том, что в часы пик индийские «электрички», как правило, переполнены пассажирами.

Часть мест в большинстве поездов дальнего следования квотирована для иностранных туристов. Билеты могут быть приобретены в специальных отделах или кассах, имеющихся в основных городах и туристических центрах страны (если вы намерены платить за билет в рупиях, следует иметь при себе квитанцию обменного пункта либо распечатку банкомата).

На многих станциях имеются недорогие камеры хранения багажа с посуточной оплатой.
На время праздников, а также при увеличении пассажиропотока на пике туристического сезона, на некоторых направлениях вводятся дополнительные поезда. В это время следует быть особенно осторожным, т.к. были отмечены случаи смерти и увечий пассажиров в давке на переполненных платформах станций.

Если вы намерены много путешествовать поездом, рекомендуем приобрести на любой крупной станции информационный буклет «О поездах в двух словах» (Trains at a Glance), содержащий, помимо всего прочего, расписание всех поездов для данного региона.
Официальный веб-сайт индийских железных дорог: http://www.indianrai... и https://www.irctc.co.in
Расписание индийских поездов между основными станциями можно посмотреть по ссылке (ссылки постоянно меняются!) на сайтах http://www.indianrai... и http://enquiry.india... , там же доступен просмотр промежуточных станций.

Классы индийских поездов

Самыми быстрыми и дорогими поездами в Индии являются экспрессы «Шатабди» (Shatabdi Exp.), курсирующие между основными городами страны в течение одного дня. В этих поездах есть только два класса: «сидячий кондиционированный» (AC chair) и «сидячий кондиционированный повышенной комфортности» (AC executive chair). «Шатабди» комфортабельны, однако стеклопакеты вагонных окон ухудшают обзор, так что в этом плане экспрессы проигрывают обычным некондиционированным вагонам более медленных поездов, в окнах которых вместо стекол вы увидите решетки.
Экспрессы «Радждхани» (Rajdhani Exp.) обеспечивают сообщение между и столицами штатов и располагают следующими классами:

- «первый кондиционированный» (AC 1st class, 1AC) - это аналог нашего СВ, двухместное купе с закрывающейся дверью, с широкими сиденьями, шкафом, зеркалом и даже умывальником. Стоимость этого класса не сильно отличается от стоимости билета на самолет.
- «двухполочный кондиционированный» (two-tier AC, 2AC). «Двухполочный» означает, что в каждом отсеке вагона имеется два яруса полок + боковые места, то есть всего 6 мест, отделенных занавесками. Такой отсек чуть больше, а полки чуть длиннее, чем в «трехполочном» классе.
- «трехполочный кондиционированный» (three-tier AC, 3AC) - 8 мест, занавески не положены;
- «второй класс» (2nd class).
Стоимость билета в «двухполочном» и «трехполочном» классах составляет, соответственно, примерно половину и треть стоимости билета в первом классе. Оба класса подходят для длительных путешествий.

Другие экспресс- и почтовые поезда, как правило, располагают классами 2AC, «сидячим» (chair car), «некондиционированным спальным» (non-AC sleeper, захватите собственное постельное белье), и «вторым некондиционированным» (non-AC 2nd class). Стоимость билета в «некондиционированном спальном» вагоне составляет примерно четверть стоимости «двухполочного».

Кондиционированный вагон АС в поезде (не зависимо от его названия) предполагает наличие проводника, постельного белья и одеяла, сравнительную чистоту, отсутствие в вагоне посторонних (или попрошаек) и, естественно, приятную прохладу или настоящий холод, поэтому верхние полки в 3АС, расположенные прямо под кондиционером, брать не рекомендуется.

Преимущество класса АС состоит в том, что за вами закреплено место, которое вы можете использовать в течение всей поездки. В некондиционированных поездах места указываются номинально, кроме того занять свое место полностью вы можете только ночью, в дневное время на нем могут сидеть еще 1-2-3 незваных , купивших билет без места.

Поезда класса пассажирский, следующие на небольшие расстояния, это аналог наших электричек, в зависимости от штата и направления вид поездов колеблется от вагонов с лавками, дверями на рельсах (типа теплушек) и пропеллерами на потолке до купе на 8 человек. В свою очередь такое купе может иметь как деревянные лавки и полки для багажа, так и мягкие сиденья, причем вагоны разного типа могут быть даже в 1 поезде. Места в такие поездах также пронумерованы, но условно, здесь действует принцип «кто успел - тот и сел».

Большим плюсом индийских поездов является наличие туалета (кроме вагонов-теплушек), в вагонах по 2 туалета в начале и к конце. В вагонах класса АС с каждой стороны обычно имеется 1 индийский туалет и 1 европейский.

Персонал крупных железнодорожных станций, как правило, владеет английским. На маленьких станциях по-английски, как правило, говорят старшие сотрудники.

Стоимость ж/д билетов в Индии

Тарифы исчисляются в зависимости от расстояния. Полную информацию о тарифах можно получить на сайте Индийских ж/дорог (см.выше) либо в брошюре «О поездах в двух словах». Как правило, если вы путешествуете на расстояние более 500 км, вы можете сделать в пути одну остановку (не более чем на два дня); в этом случае вам необходимо отметить свой билет у начальника станции (station master) либо у билетного ревизора (ticket collector) на той станции, где вы решите задержаться.
Постельные принадлежности в классе 1AC (и часто в 3AC) предоставляются бесплатно. В некондиционированном первом классе они стоят 20 рупий. В поездах «Шатабди» и «Радждхани» предоставляется бесплатное питание, в других поездах дальнего следования можно заказать дешевое питание.
Билеты можно сдать с возвратом стоимости (не позднее 12 часов после отправления поезда). При возврате билета за 2 часа до отправления нам возвратили 50% его . Возврат денег за утерянный билет не осуществляется.
Есть для пассажиров пожилого возраста (30% для лиц старше 60 лет).

Индийские вокзалы
На крупных вокзалах всегда имеются , иногда даже весьма приличные. В таких рестиках продается фирменная , упакованная специально для ж\д, покупать рекомендуется именно ее. Кроме того, на всех вокзалах на платформах есть ларьки и передвижные киоски с едой, где можно купить кроме тали бананы, печенья и воду.

Основные станции располагают «комнатами отдыха». «Комнаты отдыха железнодорожных станций будут доступны для вас при наличии билета либо Indrail Pass. Качество комнат может варьироваться от очень плохого до неожиданно хорошего и часто зависит от класса вашего вагона (АС или нет). Хороший вариант – в том случае, если вам предстоит посадка на ранний поезд. В то же время комнаты отдыха на главных станциях бывают шумными. Есть как общие спальни (dormitories), так и номера (private rooms)» - «Лонли Плэнет», с.1031.
Achadidi несколько раз пыталась вселиться в такую комнату отдыха, но никогда не было мест.

На всех ж\д станциях есть камеры хранения , которые работают как правило с раннего утра до позднего вечера, не забудьте уточнить время работы на табло у входа в камеру хранения. Стоимость 1 места багажа в сутки составляет около 10-15 рупий в зависимости от срока хранения. Вещи в камеру хранения лучше сдавать в закрытом на замок или упакованном в полиэтиленовый пакет виде, так как в противном случае их сохранность не гарантируется.

На всех вокзалах есть комнаты ожидания , причем на крупных станциях они разные для пассажиров АС и всех остальных. В комнатах ожидания не АС есть пропеллеры, но туалет часто платный, для АС пассажиров есть бесплатный туалет, душ, часто кондиционер и мягкие сиденья, где можно даже поспать.

Покупка ж/д билета в Индии

Покупка билетов на именные экспрессы осуществляется в офисах резервации, на пассажирские поезда в кассах вокзала. Если билет на экспресс может быть куплен на любой день, то на локальный поезд только в день отправления. Все вокзалы в Индии имеют систему бронирования, почти все офисы резервации, крупные города также имеют туристические офисы.
Для билета на экспресс в Индии необходимо заполнить форму, в которой указываются название поезда, его номер и класс, который вам необходим. Для поездки на дальнее расстояние лучше всего купить билет заранее – хотя бы за пару дней до отправления. Если на станции нет специальной кассы для иностранных туристов, вам придется постоять в очереди с местными жителями. Часто встречаются отдельные кассы (и очереди) для мужчин и женщин, например «для женщин, путешествующих в одиночестве»..
Если вам не хочется стоять в очереди, можно обратиться в одно из туристических агентств, которое обеспечит вас билетом за небольшую комиссию. При этом следует опасаться ушлых турагентов, которые могут попытаться продать вам билет на почтовый поезд по цене экспресса. Не оставляйте агенту полную предоплату и тщательно изучайте билет, прежде чем закончить расчет.
В билете четко указаны номера места и вагона. Кроме того, список пассажиров с указанием места может быть вывешен у входа в вагон. Номер вагона зачастую написан мелом рядом со списком.
Если мест на нужный вам поезд нет, можно попросить кассира поставить вас на лист ожидания. Еще один вариант решения – купить билет в нерезервируемый класс и попытаться сделать ап-грейд «в полете». Для этого нужно пройти в вагон хорошего класса и отыскать кондуктора (или TTE, Travelling Ticket Examiner). В случае удачи вам зачтут стоимость уже купленного билета и возьмут с вас разницу и небольшой сбор в размере ок.30 рупий.

Примите также к сведению, что купив билет на поезд, при наличие мест в вагоне лучшего класса, вы можете «вселиться» в него при помощи проводника, доплатив разницу в цене.

Train Passes

Позволяют путешествовать по индийским ж/дорогам без ограничений в период срока своего действия. Стоят дорого и не дают вам никаких привилегий по сравнению с другими пассажирами. Чтобы полностью оправдать покупку, вам придется проезжать по 300 км каждый день. Продаются турагентствами во многих странах, а также во всех крупных городах Индии.
от 5 до 12 лет путешествуют по индийским ж/дорогам за полцены».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама