THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Амфитеатр Эль-Джема был рассчитан на 30 000 зрителей, а поскольку этого оказалось даже мало, чуть дальше приступили к возведению второго, меньшего по величине театра. Обе постройки так и не были завершены, потому что в 238 году в Фисдре поднялось восстание: крупные землевладельцы взбунтовались против новых налогов Рима. Имперская власть отреагировала жёстко, значительная часть города была разрушена. Зато амфитеатр, совершенно нетронутый, то и дело служил прибежищем для повстанцев и получил повреждения лишь в XVII веке, когда султан Мухаммед-бей велел своим войскам пробить в стенах брешь пушечными ядрами, чтобы уничтожить засевших там мятежников.

Хотя арена амфитеатра лежит на несколько метров ниже нынешнего уровня улиц Эль-Джема, его стены возвышаются над всеми другими домами города и уже издалека видны на равнине, засаженной оливковыми деревьями. Внутри него можно пройтись по подземным ходам, где ожидали своего «выхода» рабы и гладиаторы, или взобраться на театральные ряды и вообразить, как здесь на потеху зрителям боролись за свою жизнь люди и дикие звери. На этих представлениях здесь, как и в Риме, было убито множество христиан.


Страницы: 1

Прошло уже три года с момента нашего путешествия в Северную Африку, но воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры... Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь...

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов... Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

// blacktroll.livejournal.com


Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

// blacktroll.livejournal.com


Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Экономический рассвет поселения приходится на II - нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

Начало строительства.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


План амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

Предположительно, таким он должен был стать.

// blacktroll.livejournal.com


А там все было крайне печально... В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" - Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

// blacktroll.livejournal.com


Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе... Римский Сенат назначает новым императором своего человека - сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

// blacktroll.livejournal.com


Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

// blacktroll.livejournal.com


Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

// blacktroll.livejournal.com


Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

// blacktroll.livejournal.com


Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

// blacktroll.livejournal.com


Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык - Сатурну и Юноне, пантера - Дионису, медведь - Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части...

// blacktroll.livejournal.com


Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

Камера гладиатора.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

// blacktroll.livejournal.com


В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского - "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

// blacktroll.livejournal.com


Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

// blacktroll.livejournal.com


// blacktroll.livejournal.com


Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

// blacktroll.livejournal.com


Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

// blacktroll.livejournal.com


Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

// blacktroll.livejournal.com


В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

// blacktroll.livejournal.com


blacktroll
27/11/2015

Страницы: 1


После первого посещения центра Махдии , доброжелательного, вежливого и радушного отношения местных жителей родилась идея самостоятельной поездки в Эль-Джем, который расположен всего в 40 км. Добраться до знаменитого Тунисского Амфитеатра (или местного Колизея , включёного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО) и Археологического музея (или местного музея мозаики и «Виллы Африка») оказалось проще простого и невероятно бюджетно на местной маршрутке (луаже). Станция луажей расположена рядом со станцией метро «Ezzahra» (нужно пройти метров 300 по дороге вдоль ж.д. путей в сторону центра, слева будет станция, можно спросить у местных «Station de louages», вежливо покажут, и даже проводят). Билет покупать не нужно, деньги (3 динара) отдаешь водителю, ехать 30 минут. По пути лицезреешь бескрайние просторы оливковых плантаций. Вообще такого количества оливковых деревьев я не видела нигде, в каком бы направлении ты не ехал в Тунисе – везде бескрайний океан олив. В Эль-Джеме станция луажей расположена еще удобнее, ровно посередине между Колизеем и музеем, рядом с мечетью Эль-Джем (минут по 7 в любую сторону). Мечеть расположена на пересечении двух улиц: проспекта Hedi Chaker, по которому едет маршрутка из Махдии (пройдя далее мечети прямо по этому проспекту метров 50 - справа конечная остановка луажей), и улицы Большой Мечети. Если свернуть по последней вправо – выйдешь к амфитеатру, если свернуть влево – к музею мозаики. Заблудиться невозможно, единственно, станция расположена как бы в глубине двора, и я чуть было не прошла мимо):… Начать осмотр античного Тисдруса, именно на месте этого древнего города стоит современный Эль-Джем, я решила, все-таки, с амфитеатра, многократно виденного на фотографиях во всемирной паутине. Пройдя по немного изогнутой улочке с небольшими невзрачными домиками минут 5-7, я оказалась перед величественным сооружением римской эпохи. Амфитеатр Эль-Джема удивительно хорошо сохранился, несмотря на все перипетии его исторической судьбы. Это грандиозное сооружение, возведенное в начале 3 века нашей эры, не было завершено из-за начавшегося восстания Гордиана, а позднее неоднократно использовалось в качестве укрытия восставшими берберами (посему подвергалось обстрелам), кроме того, каменные глыбы амфитеатра на протяжении веков шли на возведение домов и мечетей города, также не единожды стираемого с лица земли в ходе завоеваний. Ходит легенда, что знаменитая предводительница объединенных берберских и иудейских племен Дахия эль-Кахина, возглавившая освободительное движение против первых арабских завоеваний на территории африканского континента, провела свои последние дни в знаменитом амфитеатре, а в подземных пещерах спрятаны ее несметные богатства. Как бы то ни было, амфитеатр восхищает и навевает грустные мысли о скоротечности бытия, смене эпох, правителей и народов…и, наверное, неизменном желании человека прикоснуться к вечному…Стоимость входного билета составляет 10,0 динар (билет дает право посетить собственно сам амфитеатр и музей мозаики, и там, и там билет при входе компостируется). С удовольствием поднялась на самый верх, побродила по галереям, выглянула из окна … Открывающиеся виды, прикосновение к древним стенам, помнящим руки многих-многих поколений, останавливают время, перед глазами начинают проплывать сцены из исторических кинофильмов и прочитанных книг… И только на трибунах возвращаешься в настоящее… очень жарко… несмотря на утро (от силы 9 часов), солнце печет нещадно… Впечатления остались яркие, но так и не смогла отделаться от ощущения тяжелой энергетики места, вероятно, многочисленные людские страдания на арене этого амфитеатра, стоны и терзания в подземельях рабов и гладиаторов не прошли бесследно, а может быть это мольбы защитников Африки от иноземных завоевателей, не услышанные Богом,… кто знает… И я, пытаясь стряхнуть с себя нахлынувшие противоречивые чувства, отправилась дальше… гулять по пыльным и жарким улочкам Эль-Джема, по которым я в итоге добрела до Музея мозаики и расположенной в его задней части виллы Африка. Когда ехала в Эль-Джем мечтала увидеть, конечно же, Тунисский Колизей, а неизгладимое впечатление и колоссальное удовольствие получила от… посещения музея и отреставрированной римской виллы. Не понятно по какой причине очень мало в сети интернет информации об этом замечательном музее. По своим размерам музей небольшой и, наверное, его можно сравнить с большим количеством провинциальных музеев в любой стране, в том числе и в России , но он имеет свое незабываемое и неповторимое очарование. Тишина и спокойствие обволакивают тебя, и ты с неподдельным интересом погружаешься в эпоху древних богов и героев, легенд и преданий… В музее собраны замечательные, прекрасно сохранившиеся мозаики из частных вилл в древнеримских кварталах античного города, отдельные фрагменты сохранены, там где найдены (например, на полах бывших помещений или бордюре фонтана или прудика). Мозаики начала первого тысячелетия потрясают до глубины души (сюжеты охоты, сцены из легенд, мозаики-обереги), не случайно в древности они очень ценились и служили внешним проявлением достатка и благополучия! Долго стояла перед изображением совы (мозаики-оберега от дурного глаза), панно «Похищение Европы»… Поражает и восхищает также кропотливость труда археологов и реставраторов, сумевших найти, сохранить (разобрать и вновь собрать такие огромные полотна из мельчайших частиц) и донести до нас былое величие…Огромный респект этим людям! Позже я побывала в восхитительной жемчужине Туниса - музее Бардо, где представлены экспонаты различных эпох со всего Туниса (финикийской, греческой, византийской, османской), подлинные шедевры римской мозаики и скульптуры, первые христианские иконы, необыкновенно красивые ювелирные изделия. Ничего в этом музее нельзя оставить без внимания, завораживают своей неподражаемой красотой и ажурностью потолки, тончайшей работы тунисских умельцев. Однако, музей в Эль-Джеме покорил мое сердце… Не один час я провела, гуляя по помещениям музея, внутренним дворикам виллы, рассматривая статуи, фрагменты мозаики и наслаждаясь античным покоем… Почему-то вспомнился Д.С. Мережковский с его Юлианом Отступником, возможно в аналогичных виллах жили и грезили герои… «Юлиан вошел в садик атриума. Под открытым небом бил фонтан. Рядом, среди нарциссов, аканфов, тюльпанов и мирт стояло небольшое бронзовое изваяние Гермеса, крылатого, смеющегося, как все в доме, готового вспорхнуть и улететь. Над цветником на солнце вились пчелы и бабочки». И глядя со ступенек виллы на открывающийся вид остатков былых построек я, как когда-то Арсиноя, указывая Юлиану на холм Акрополя, прошептала «посмотрите, как хорошо»…. Действительно тишина сходила в душу…. Вилла Африка – единственная в мире отреставрированная и восстановленная с точностью 95% античная резиденция. Археологам удалось реконструировать здание, восстановить древнюю мозаику, а также частично образ богини Африки. Ее изображение на камне впервые было найдено на вилле, некогда принадлежавшей богатому жителю римской империи. В честь этой богини плодородия, которой поклонялись во всей Римской Африке, и была названа вилла. Уходить не хотелось, но нужно было ехать… Очень порадовалась, что не взяла экскурсию, т.к. гуляла сколько хотела, никуда не торопясь. Под впечатлением от увиденного дошла до станции луажей (немного посидела в маршрутке, пришлось подождать минут 10-15 пока заполнилась) и той же дорогой вернулась в Махдию, попросила водителя остановить у станции «Ezzahra», что бы не идти от станции луажей, пересела на метро и примерно через 1 час 10 мин (в общей сложности с ожиданием заполнения луажа в Эль-Джеме и поезда метро) была в отеле.

— выдающийся памятник древности, расположенный в Северной Африке, в сказочной стране Тунис с удивительной культурой и богатой древней историей. Амфитеатр в Эль-Джем включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. После Капуи и Римского Колизея это третий по своей величине амфитеатр, в котором одновременно могло разместиться более тридцати тысяч зрителей. Амфитеатр был предназначен для проведения гладиаторских боев и состязаний на колесницах. Его строительство было начато Марком Аврелием Гордианом, который, будучи проконсулом африканской провинции, объявил себя независимым императором, однако через 36 дней восстание было подавлено, а строительство амфитеатра приостановлено.

Путешествуя по Тунису, вы сможете не только насладиться его достопримечательностями, но и полноценно оздоровиться благодаря уникальному методу талассотерапии. Сегодня талассо-терапия в Тунисе получила огромную популярность. Этот метод лечения морем включает целый ряд интенсивных оздоровительных процедур с использованием морской воды, морского воздуха, грязи и водорослей.
Амфитеатр был построен в 238 году. Для его строительства в каменоломнях выкалывались гигантские глыбы, после чего их обтесывали и отвозили к месту будущего амфитеатра. Поверхность старательно уложенных плит облицовывали мрамором. Тунисский амфитеатр имел овальную форму и три надземных этажа. Его длина равнялась 149 метрам, а ширина — 24 метрам. Ряды каменных ступеней-сидений поднимались на высоту 36 метров. Над восточным входом размещалась императорская ложа, под ареной находился целый подземный город с каморками для гладиаторов, пленных, рабов, а также клетки с хищниками. Тела убитых на арене бойцов складывали в сполинарий, расположенный рядом с клетками животных. Запах свежей крови еще сильнее распалял животных. Когда публика пресыщалась боями гладиаторов и схватками со львами, на арену выпускали безоружных пленных, рабов, христиан и скармливали их голодным разъяренным хищникам под радостные вопли зрителей.

Существует легенда, что знаменитая воительница Эль-Кахена провела свои последние дни в знаменитом амфитеатре. Берберская принцесса возглавляла восстание против династии Аглобитов. По подземным ходам, по которым мог пройти даже груженый слон, осажденным воинам поступала помощь. Говорят, что где-то здесь, в подземных пещерах, спрятаны несметные богатства Эль-Кахены. Кстати, долгое время амфитеатр оставался, практически, нетронутым. И только в XVII веке его подвергли обстрелу из пушек, чтобы сломить сопротивление берберских воинов, укрывшихся за неприступными стенами. Позже каменные глыбы амфитеатра пошли на возведение Большой Соборной мечети, расположенной в 60 км от Эль-Джема.
Сегодня часть арены специально приспособлена для регулярного проведения здесь концертов классической музыки, остальная часть этого уникального места открыта для посещения многочисленных туристов. Здесь они могут побродить по подземным тоннелям, постоять на арене амфитеатра или посидеть на самом верхнем ряду трибун, чтобы услышать малейший звук, долетающий со сцены, благодаря прекрасной акустике. Кстати, по предположению археологов рядом с амфитеатром расположены м другие строения Римской эпохи. Правда, все они пока что надежно укрыты толстым слоем песка.

) путешествия в Северную Африку, но, воспоминания по-прежнему сильны, как будто поездка была вчера. Из всех своих путешествий, именно от Туниса я получил наиболее яркие впечатления. А самыми сильными из них, конечно же, были впечатления даже не от джип-сафари по Сахаре, а скорее от гигантского амфитеатра Древнеримской эпохи (III в н.э.) в крохотном городке Эль-Джем (El Jem ). Его размер лишь немногим уступает римскому Колизею и амфитеатру в итальянском городе Капуя (итал. Capua ). Но, вот по своей сохранности, он уверенно занимает первое место в мире!

Сложно описать те чувства, когда ты смотришь не на какие-нибудь раскопки, а вступаешь, через века, собственными ногами на, полностью сохранившуюся, гладиаторскую арену, помнящую тысячи человеческих судеб. Здесь на огромных скоростях проносились римские колесницы, а мечи, скрещиваясь, выбивали искры… Каждая битва на этой арене была на пределе человеческих возможностей, ведь ценой была чья-то жизнь…

Рука медленно прикасается к древним камням стен амфитеатра, в наушниках звучит атмосферный саундтрек Ханса Циммера из знаменитого фильма "Гладиатор" Ридли Скотта и, в тот же момент, современный мир вокруг вас перестает существовать. Немногочисленные туристы словно растворяются в воздухе, а их место на трибунах амфитеатра занимает римская знать в легких праздничных белоснежных одеяниях. Женщины пытаются укрыться от жаркого африканского солнца в тени колонн, в воздухе висит гул голосов… Периодически, напряжение в воздухе разрывают звуки рожков - корну, все ждут начала кровавого спектакля...

Образы и чувства смешиваются в единое целое, заставляя вас полностью перенестись в ту далекую эпоху. В эту минуту есть только вы и окружающее пространство величественного амфитеатра Эль-Джем!

Современный Эль-Джем стоит на месте древнего финикийского поселения, возраст которого, в отличие от столицы финикийского царства - Карфагена (основан в 814 году до н.э.), затрудняются назвать даже ученые. После серии пунических войн между Римом и Карфагеном, последний был разрушен в 146 году до н.э. и превращен в колонию. Продвигаясь на юг, Римская Империя, предположительно, в 46 году до н.э. основывает город Тиздр (лат. Thysdrus ), будущий Эль-Джем.

Экономический рассвет поселения приходится на II – нач. III века, когда вокруг города, благодаря благоприятному климату, разрастаются оливковые плантации. Оливковое масло, в те времена, ценилось в Риме на вес золота. Кроме того, город находился на пересечении торговых путей из Центральной Африки к Средиземному морю. Все это привело к тому, что Тиздр быстро стал одним из важнейших городов Северной Африки, вторым по значимости после Карфагена, а его население достигло 30 тысяч человек.

Как и в любом процветающем городе, богатые слои населения требовали зрелищ, в которые было бы можно вложить свои деньги. Так, в 230 году н.э., по распоряжению проконсула Марка Антония Гордиана (лат. Marcus Antonius Gordianus ), будущего императора, началось строительство амфитеатра, которое, спустя 8 лет, было остановлено.

08. Начало строительства.

10. План амфитеатра.

Чтобы понять, почему же амфитеатр так и не был достроен до конца, предлагаю взглянуть на то, что же творилось в те годы в Римской Империи.

11. Предположительно, таким он должен был стать.

А там все было крайне печально… В 235 году н.э. начинаются междоусобные войны за императорский трон. Заговорщики убивают императора Александра Севера вместе с его матерью, после чего Империя начинает трещать по швам. Легионы провозглашают императором "своего человека" – Гая Юлия Максимина Фракийца , ставшего первым императором, вышедшим из простых солдат.

Спустя пару лет, новоявленный император обзавелся противником в лице проконсула Гордиана, выдвинутого на императорский трон верными ему легионами. Гордиан согласился на эту авантюру с условием, что соправителем будет его сын Гордиан II , на что получил добро от Сената Рима.

В начавшейся войне, в сражении с легионами Максимина, под Карфагеном погибает Гордиан Младший. Узнав об этом, Гордиан I кончает жизнь самоубийством, повесившись на своём поясе… Римский Сенат назначает новым императором своего человека – сенатора Марка Клодия Пупиена , продолжившим войну против Максимина.

Ненамного дольше прожил и сам смещенный Максимин Фракиец. Выдвинувшись с войском на Италию, он погибает вместе со своим сыном, в битве под городом Аквилея, спустя пару месяцев после самоубийства Гордиана I.

Также печально закончилась и жизнь Марка Пупиена, который не заслужил доверия народа и в ходе очередного восстания был убит преторианцами в собственном дворце. Римский престол переходит Марку Антонию Гордиану III , внуку Гордиана I.

Не буду продолжать рассказ о судьбах будущих императоров, скажу лишь, что III век для Рима стал настоящим кошмаром. За 50-летний период более 26 человек становятся претендентами на императорское ложе и почти все они умирают насильственной смертью.

Но, вернемся к нашему "Тунисскому Колизею" и времени правления Гордиана I.

Трехэтажный амфитеатр, размером 138 метров в длину и 114 метров в ширину, получился настоящим величественным красавцем. Высоченные арочные галереи с множеством переходов окружали песчаную арену, длиной 65 метров и шириной 39 метров, а стены были украшены многоцветной мозаикой с изображением скачущих всадников, охотников и преследуемых ими зверей. Над восточным входом было устроено императорское ложе.

Как и в большинстве остальных амфитеатров, здесь также основным зрелищем служили гладиаторские бои. Кроме того, большой размер арены позволял устраивать сражения на боевых колесницах.

Была у амфитеатра Тиздруса и своя особенность. В отличие от Италии, в африканском "Колизее" были распространены бои с дикими хищными животными. С ними сражались, как гладиаторы, так и устраивались исключительно животные схватки между различными видами хищников. Дикие звери, которых выпускали на арену, посвящались богам: лев и бык – Сатурну и Юноне, пантера – Дионису, медведь – Диане.

В качестве дополнительного кровавого развлечения, на арену часто выпускали безоружных рабов, которых голодные животные буквально разрывали на части…

Гладиаторы, дикие животные, а также рабы содержались в особых камерах и клетках. Для этих целей, под ареной амфитеатра был построен целый подземный город. Отдельные помещения предназначались для умирающих гладиаторов, а также для складирования трупов.

Сегодня этот подземный город, практически полностью сохранившийся и не имеющий аналогов в мире, доступен для посетителей. В камерах и переходах, когда-то заполненных стонами умирающих и боевыми возгласами, гробовая тишина.

23. Камера гладиатора.

Особые чувства возникают, когда вы проходите "коридором смерти", по которому гладиаторы выходили на арену. Из всего освещения раньше здесь были лишь несколько факелов, а также яркий белый свет в конце длинного коридора, где находился выход на арену. Может именно отсюда пошло выражение "свет в конце тоннеля", означающее границу между жизнью и смертью?

После смерти Гордиана I, в 238 году н.э., Тиздр, серьезно разрушенный оппозиционными войсками, уже не смог восстановиться. Тем не менее, сам амфитеатр уцелел и простоял в нетронутом виде до VII века.

В 699 году Тиздр становится центром восстания царицы объединенного берберского государства Дахияаль-Кахину бинт-Табиту (Аль-Кахины ) против арабского завоевания. После поражения восстания поселение было оставлено жителями.

Город с современным названием Эль-Джем (в переводе с арабского – "перекрёсток") возникает здесь только в начале XVII века. Именно в этот период начинается разрушение амфитеатра. Камни его стен используются в качестве бесплатного стройматериала для строительства городских домов, а также для строительства Большой Соборной мечети в г. Кайруан. Так была практически уничтожена северная стена амфитеатра. Окончательно амфитеатр, использовавшийся, как крепость, был разрушен в 1850 году в результате пушечных обстрелов Османской Империей.

Сегодня, как и многие века назад, в Эль-Джеме многолюдно, но, в основном из-за многочисленных туристов. Здесь бойко кипит торговля сувенирами, одеждой и прочими товарами. Для этих целей даже оборудован небольшой рынок. В тоже время, по сравнению с Римом, процент туристов здесь просто крохотный, что позволяет насладиться всей красотой амфитеатра в полном объеме, а также сделать красивые безлюдные кадры.

Не лишним будет добавить, что цена в "Тунисский Колизей" всего 10 TND (300 рублей), плюс 1 TND - разрешение на съёмку. Это против 12 € в Римском Колизее. За 10 динаров вы можете неограниченно гулять по всему пространству амфитеатра, посещать подземные галереи и верхние ярусы, с которых открывается панорамный вид на современный Эль-Джем.

Удивительно, но совсем не портит общий вид амфитеатра и современная музыкальная сцена. Дело в том, что в августе, благодаря потрясающей акустике, здесь проводится ежегодный Международный фестиваль классической музыки под открытым небом.

33. Музыкальная сцена на арене амфитеатра.

Так или иначе, амфитеатр Эль-Джема оставляет неизгладимый след в памяти любого человека, даже если он не особо интересуется Древним Римом. А для ценителей истории здесь есть даже небольшой Археологический музей (в километре от амфитеатра), в котором можно увидеть фрагменты сохранившейся мозаики со стен.

В завершение своего рассказа, я хочу развеять одну современную легенду, связанную с Эль-Джемом. Дело в том, что практически во всех туристических каталогах сказано, что амфитеатр знаменит еще и тем, что в его стенах снимались отдельные сцены знаменитого фильма "Гладиатор " режиссера Ридли Скотта с Расселом Кроу в главной роли. Понятно, что это делается для заманивания туристов и увеличения турпотока.

В реальности же "Гладиатор" никогда в Эль-Джеме не снимался. Во-первых, кинокомпании бы просто не разрешили проводить съемку художественного фильма в подобном историческом месте. Во-вторых, сам Ридли Скотт сказал, что размер Римского Колизея для его задумок маловат, чего уж тогда говорить про Эль-Джем?

Съемка "Гладиатора" осуществлялась в Англии, Марокко и на Мальте, где был выстроен макет огромного амфитеатра, а также всевозможные дополнительные "уличные" декорации. Все остальное, например, верхние ярусы, были дорисованы при помощи компьютерной графики. Мальта уже давно стала меккой для подобного кинематографа. Здесь также снимался, не менее знаменитый, фильм "Троя", а также сериал "Игра Престолов".

С 1979 года, открытые всем африканским ветрам, остатки древнеримского амфитеатра были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама