THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В начале XII века древнерусский летописец записал: “И сиде старейший в Ладоге Рюрик”, - датируя это событие 862 годом.


Родился РЮРИК в 780 году, умер в 879.


РЮРИК в себе соединил две славяно-русские линии; по линии отца - князя славян-бодричей Годлава (или Годослава) и по линии матери, Умилы - дочери новгородского князя Гостомысла.


РЮРИК - потомок знаменитого новгородского князя Славена, создал новое государство - Русь.


В середине IX века на территории Восточной Европы сложилось новое славянское государство вошедшее в историю под названием Русь.


Вокруг стержня важного торгового пути "из варяг в греки" объединились восточнославянские племенные союзы, возникли и заняли доминирующие положение крупные города.

Первой столицей Руси стал город Старая Ладога.


Старая Ладога – древнейший город и крепость, основанная в 753 году, уже в середине IX в. была важным торгово-ремесленным центром, упоминаемым в летописных источниках. В наследии Старой Ладоги сконцентрировано двенадцать веков русской истории и искусства. Здесь сохранились около 160 памятников архитектуры, искусства и археологии.


В 2002 году В. Путин подписал указ “О праздновании 1250-летия основания села Старая Ладога”, благодаря которому Старая Ладога получила статус экономической и культурной столицы Северной Руси.


Исторически сложилось так, что матерью русских городов является Старая Ладога. Именно здесь, в этом селении (а тогда это был город Ладога) рождалась российская государственность, здесь пролегали мировые торговые пути “из варяг в греки”, “из варяг в арабы”, здесь встречались великие культуры Востока и Запада и здесь наше нынешнее государство становилось Россией.


Именно здесь, по Волхову, по Ладоге северные народы торговали с югом - другого пути не было. И именно здесь зарождалась единая Россия. Указу Президента о праздновании 1250-летия Старой Ладоги предшествовал кропотливый труд историков и археологов, которые и доказали, что год основания Ладоги, определенный условно 753-м после исследования бревен, использовавшихся в строительстве города, можно назвать своеобразной точкой отсчета истории российской государственности.


Место для города было очень удобным - Ладога была поставлена на берегу могучего Волхова, неподалеку от его впадения в Ладожское озеро. По одной из легенд название реки связано с прекрасным и мужественным князем Волхвом, сыном великого князя ильменских славян Словеном. Нынешний Волхов в старину именовали иногда Волховой. На старославянском языке “Волхв” означает “Ольха” и, значит, Волхов можно перевести как “Ольховая река”. До сих пор прибрежные воды своенравной и порожистой реки, берущей начало в озере Ильмень, осыпают сережки этих деревьев. Волхвами наши предки-язычники называли также магов и чародеев, служивших своим многочисленным богам.

Среди богов встречались и женщины. Очень почитаемой была богиня плодородия Рожаница-Мать по имени Лада. Вот вам и еще одна из версий о происхождении имен озера, города, да и самой земли. Может быть, от корня “лад” проявилось это имя? Нашему славянскому уху оно привычно и любимо. Всегда приятнее жить в ладу с соседями, самим собой. В нашем обиходе часто встречаются слова “налаживать”, “ладить”, “ладушки”. А наши прабабушки к любимым мужьям обращались “Ладо”, а те своих возлюбленных, в свою очередь, называли “Ладами”.

Есть еще несколько слов о происхождении названия Ладоги. Они - в легендах и преданиях, которые и поныне живут на нашей земле и передаются из поколение в поколение. Легендами окутывают исторические события, конкретных людей. И каждый из нас волен выбрать ту или иную в зависимости от наших интересов, взглядов и даже сиюминутного состояния души. Много еще тайн скрывает от нас ладожская земля: о нашем происхождении, о том, почему наши предки назывались “росами” или “русами”. История часто переписывалась в угоду правящей власти. Очень может быть, что нас еще удивят открытия российских историков и их зарубежных коллег. Именно Ладога дала новое имя озеру Нево, которое финны именовали Русским морем. Сегодня на всех картах мира это Ладожское озеро. И уж совершенно точным является то, что с начала своего возникновения Ладога стала центром многих славянских и финских племен. В ней наши предки встретились со скандинавами и другими жителями Европы. Это были ремесленники, воины, купцы, путешественники, переселенцы. Славянскую Ладогу можно справедливо назвать городом интернациональной культуры, городом, где практически никогда не возникали конфликты на почве национальных предрассудков. О том, что здесь встретились разные народы и культуры, убедительно доказывают находки как частных лиц, так и археологических экспедиций. Находили монеты-ракушки, серебряные монеты арабского происхождения VII-го века, т. е. еще дорюриковского периода. О процветании кузнечно-ювелирного искусства поведали находки 70-х годов XX века. В раскопе были обнаружены корабельные заклепки, женские украшения, ювелирные молоточки, наковаленки, клещи, - все это говорит о жизни цивилизованного общества. И это - тоже до прихода Рюрика в Ладогу!

Труды археологов и историков убедительно доказывают, что именно от Ладоги двинулась Русь по водным артериям из “варяг в греки” и из “варяг в арабы”.

Ладога стояла и стоит на том же месте, на которое в первом веке от Рождества Христова указал как на место будущего города св. Апостол Андрей Первозванный, путешествовавший по нашим землям. С городом на Волхове связаны имена многих изгнанных норвежских королей; здесь они находили гостеприимство и возможность подготовки к возврату короны.

Доподлинно известно, что именно Рюрик заложит каменную крепость в Ладоге - мощное оборонительное сооружение. Крепость встала на мысе, где река Ладожка впадает в Волхов. До начала ХVIII века ее перестраивали и укрепляли. С XV века до середины XVIII века в ней существовал Георгиевский застенный мужской монастырь. Иноки монастыря были и воинами.

Последний раз Ладожская крепость принимала участие в военных действиях в 1701 году. А после победы России в Северной войне она утратила военное значение. Крепость покинул гарнизон, и о ней почти на два века забыли. Интерес к Старой Ладоге, к ее памятникам возник в конце XIX века. Русское археологическое общество начало обследование древних строений. Археологические работы проводятся в Старой Ладоге и поныне. Каждое лето в маленьком теперь поселке работает экспедиция под руководством профессора А.Н. Кирпичникова. И каждый год открываются новые страницы истории нашей первой столицы.


Урочище Сопки. Под самым большим курганом покоится родственник князя Рюрика - Олег. У нас он получил мистическую приставку - Вещий (может быть, она связана с его победами и с его прозорливостью). Он часто бывал на Ладоге. Сюда он пришел после победоносного завершения своего очередного, но, увы, последнего похода на Царьград. И здесь “принял смерть от коня своего”. Кудесники предрекли Олегу смерть не в бою и не от старости, а от любимого коня. Повелел князь отправить коня из Киева в Ладогу с приказом постоянно заботиться о любимом боевом соратнике, с которым участвовал не в одном сражении. Что было дальше, известно: по возвращении из похода, узнав, что конь умер, князь решил посмотреть на его останки, из черепа коня выползла змея и... “вскрикнул внезапно ужаленный князь”. Похоронили Олега Вещего на крутом берегу Волхова. Над местом захоронения поднялся огромный курган. Даже современные его размеры впечатляют. Рядом с этой могилой - еще несколько курганов, правда, меньших размеров. Там тоже лежат воины.

Умирая в 879 году, Рюрик поручил Олегу воспитание своего малолетнего сына Игоря до его совершеннолетия. Маленького Игоря Олег держал в Ладоге. 32 года правления Русью князя Игоря Ладога поставляла ему воинов, деньги, снаряжение. Уже в очень серьезном возрасте у Игоря и Ольги в Ладоге появился сын Святослав, будущий великий воин Руси , осиротевший в детстве (всем нам известна участь князя Игоря и имя его вдовы Ольги, которая на время стала правительницей Руси при своем малолетнем сыне). В Ладоге Ольга готовила сына к будущему славному княжению, делясь собственным государственным опытом, рассказывая о предшественниках - Олеге и Рюрике.

Неподалеку от могилы Олега начинаются лабиринты ладожских подземных ходов. Память народная утверждает, что в одной из дальних пещер на цепях в золотом гробу спит легендарный князь Рюрик. Что его пещера наполнена золотом и драгоценностями.

Старая летопись гласит: когда-то племена, жившие на севере России, на территории современной Карелии и Ленинградской платили дань варягам. Но потом варягов выгнали. «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в . от тех варягов прозвалась Русская земля.»

Если признать, что Рюрик правил в Ладоге, то он там не был чужеземецем, поскольку и Ладога не была славянским городом.

Согласно древним скандинавским сагам, сохранившимся в Исландии, давным-давно в городе Асгард жил народ и предводителем у них был Один.(Знаменитый норвежский путешественник и исследователь .

Одину было предсказано, что его потомство будет населять северную окраину он отправился в путь. Сначала он пришел в Гардарики (по мнению многих авторов Гардарики — это Карелия). Затем он отправился Страну Саксов, следом на остров Фюн и в Швецию. И во всех местах по пути своего следования он оставлял править своих потомков. Очевидно, эта легенда описывает происхождение северных германских племен и их появление на карте Европы. http://norse.ulver.com

Обосновавшись в Гардарике (Карелии), потомки Одина основали новый народ – Русов. Л.Н. Гумилев писал «Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей… Русы грабили своих соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам… Славяне селились небольшими группами в деревнях; обороняться от русов, оказавшихся жуткими разбойниками, им было трудно. Добычей становилось все ценное. А ценным тогда были меха, мед, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу русов, когда к власти у них пришел Рюрик.» http://gumilevica.kulichki.net/R2R/r2r01.htm#r2r01chapter1

Арабские источники сообщают, что русы жили на острове и нападали на славян. По одной из версий, подробно изложенной в книге Александра Шарымова «Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 г. Книга исследований» — остров находился на Карельском перешейке. В ту пору это был остров, омываемый Ладогой, Вуоксой, Финским заливом. Поскольку остров русов находился на пути «из варяг в греки», русы играли решающую роль в торговле.

Так что современную территорию Ленинградской области можно считать исконной землей племени русов, которые в Х веке одержали верх на восточными славянами.


Что же касается Ладоги, то на ее долю пришлось первое зафиксированное в истории нападение «иностранных» варягов на Русь. После призвания Рюрика до конца X века скандинавы не нападали на северные области, предпочитая торговые связи. Однако, в 997 году эта традиция была нарушена.

В Старой Ладоге остались следы крепостей начала IХ века. Это самые старые каменные сооружения в русской истории. Одна из крепостей была разрушена Тогда на Ладогу напал варяг Эрик Хоконссон, будущий норвежский король.

После этого Ладога не раз оказывалась в центре военных конфликтов. Так, шведское войско осадило город в 1164 году. Ладожане сожгли посад и заперлись в каменном кремле, после чего послали за помощью в Новгород. Шведы попытались взять кремль приступом, но были отражены с большими потерями. Пришедшие на помощь новгородцы сняли осаду и выгнали шведов.

На этом набеги на Ладогу не прекратились, она захватывалась и отвоевывалась несколько раз. Однако Ладога уже утратила значение как политический и экономический центр региона. Эта роль перешла к Великому Новгороду. И дальнейшая борьба обладание приладожскими землями происходила между Новгородской республикой и Шведским королевством.

Первая столица Руси Старая Ладога

Художник и философ Николай Рерих сравнивал исторические ценности России с «не отпитой чашей», и в полной мере это сравнение относится к Старой Ладоге, ныне небольшому селу Волховского района Ленинградской области, земля которого хранит множество загадок и тайн. Археологически они неиссякаемы, привлекали и, я уверен, привлекут еще не одно поколение ученых, поскольку здесь концентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России и других стран.

Ныне Старая Ладога - село, расположенное в двенадцати километрах выше устья реки Волхов. Еще до 1704 года оно сохранило статус и название - Ладога. Первое упоминание о нем встречается в летописи за 862 год. Археологические изыскания в Старой Ладоге начались с 1708 года. Здесь в разное время работали военный историк, генерал-лейтенант Н.Е.Бранденбург (1839–1903), петербургский археолог Н.И.Репников (1882–1940), член-корреспондент АН СССР В.И.Равдоникас (1894–1976), сотрудница Эрмитажа О.И.Давидан (1921–1999). Их труды стали предтечей археологических изысканий, начатых в 1972 году Староладожской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН (поначалу ЛОИА АН СССР) под руководством автора этой статьи.

Историко-культурное наследие Старой Ладоги представлено более чем 160-ю памятниками археологии, истории, архитектуры и искусства, а также разнообразными письменными и графическими источниками. Здесь сохранились редчайшие произведения архитектуры и фортификации, древняя поселенческая планировка, восходящая к X–XII векам.

За годы работы Староладожская экспедиция сделала важные открытия и выдвинула ряд новых научных гипотез, связанных с изучением ладожских и, говоря шире, древнерусских и скандинаво-финских древностей. Экспедиция не ограничивалась рамками чисто академических заданий. По ее инициативе (совместно с Ленинградским областным отделением Общества охраны памятников истории и культуры) после почти десятилетних усилий в 1984 году решением правительства РФ был создан Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник. Это предотвратило разрушение исторических объектов, включая и культурный слой древнего города. Под особую охрану взята территория села размером 190 га с находящимися здесь памятниками архитектуры, застройкой XIX – начала XX века и культурным слоем эпохи средневековья.

Историко-археологические изыскания велись на Земляном городище, деревоземляные укрепления которого устроены в 80-е годы XVI века и скрывают слои Ладожского посада VIII–XVI веков, и в других частях древнего города. Сегодня дендродатированы 1 строительные горизонты поселения VIII–Х веков, что дало впервые возможность определить истинную дату основания Ладоги: она возникла не позже 753 года, раньше всех других древнерусских городов! Это установлено в результате анализа спилов дерева постройки, обнаруженной в раскопе (анализ выполнен Н.Б.Черных в Лаборатории дендрохронологии Института археологии РАН, Москва). Ни один город России и Балтийской Европы не может похвастаться ни такой давностью, ни столь точно определенной датой возникновения.

При этом не исключено, что возраст Ладоги может оказаться еще древнее, ведь при раскопках нам встречались предметы VI–VIII веков, что, конечно, не случайно и указывает на существование здесь поселенческой жизни до 753 года. Например, по изысканиям почвоведов Ладога могла возникнуть в VII веке и даже раньше.

В появлении Ладоги в низовьях Волхова сыграло роль выгодное транспортно-географическое местоположение и ряд других факторов. Ко второй половине VIII века заметно активизируется торговля по Великому Волжскому пути 2 , возникает ремесленная деятельность, здесь укореняется сначала местный, а затем и международный рынок.

Основателями города являлись представители славянских племен, по-видимому, кривичей и словен новгородских, что подтверждается обильными этноопределяющими находками керамики, свинцово-оловянными украшениями, височными кольцами со спиральным завитком. Возможно, среди первых поселенцев могли быть представители скандинавов и финнов.

Археологические исследования открыли новые возможности исторического осмысления феномена Ладоги. Этому городу, особенно в первые века его развития, принадлежит основополагающая роль в создании русской государственности, русской городской цивилизации, налаживании торговых, транспортных, межэтнических связей народов Европы и Азии, защите северных границ Руси.

За восемь веков до основания Санкт-Петербурга Ладога обеспечила выход славян и русских на арену международной истории; это первое их «окно в Европу», ключевой город-порт на великих трансконтинентальных евразийских торговых путях - Великом Волжском и Балто-Днепровском. В создании Ладоги воплотилась «балтийская идея» славян получить выход к открытому морю, к свободным связям с Западной Европой, Скандинавией, западнославянским Поморьем. Поэтому в соответствии с местоположением, структурой и устройством Ладоги вся ее экономика была ориентирована на внешние связи, транспортировку грузов, посредническую и местную торговлю, выработку находивших сбыт ювелирных изделий и некоторых предметов обихода. В первые века русской истории Ладога существенно повлияла на процессы экономической и культурной интеграции народов Евразии, на развитие здесь торговли и судоходства.

Археологические исследования с очевидностью показали, что мнения о том, что жители Ладоги занимались в основном сельским хозяйством, а сама она в начальный период якобы была лишь хутором с несколькими домами, безосновательны: тысячу лет тому назад Ладога представляла собой экономически преуспевающий город, порт и гавань разноязыких купеческих флотилий, ярмарку лучших в Европе северных мехов, ремесленный центр, производивший бытовые изделия высокого уровня, украшения, оружие, экспортировавшиеся в соседние регионы.

В переломный период создания европейских государств и городов Ладога оказалась своеобразным «серебряным банком» Европы. Через нее на Запад поступала основная масса международной валюты того времени, каковой были серебряные исламские монеты-дирхемы. Это способствовало невиданному обогащению целых стран и народов Старого Света, что ускорило развитие экономики, культуры и техники. Характерно, что в Ладоге и ее округе обнаружено шесть кладов куфических монет, и среди них - датированный 786 годом древнейший клад в Восточной Европе. Монетная влиятельность Ладоги в эпоху раннего средневековья рекордна: по подсчету авторитетного американского ученого, специалиста по нумизматике Томаса Нунена, в течение X века из Средней Азии в Северную Европу, главным образом через Ладогу, было вывезено 125 миллионов серебряных дирхемов.

В эпоху раннего средневековья Ладога демонстрировала популярную в наши дни модель межэтнического мира, сотрудничества народов Запада и Востока, представляя собой многоязычный Вавилон, поражающий гармоничной уживаемостью славян с финнами, скандинавами, фризами, арабами, булгарами и представителями других народов, между которыми был установлен прочный межконфессиональный мир, основанный на межобщинной терпимости, свободе предпринимательства, открытости для всех видов торговли.

Есть исторические основания считать Ладогу во второй половине VII – первой половине IX века одним из главных, если не главным центром союза славянских и финских племен - предшественника раннего Русского государства. Еще до 839 года Ладога была центром русского каганата - раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы. В тот период Ладожская Русь наряду с Хазарией выдвинулась как торговый лидер евразийских связей по Великому Волжскому пути.

Согласно наиболее достоверной версии летописного «Сказания о призвании варягов» федерация славянских и финских племен в составе словен, кривичей, мери, веси, чуди, в некоторых списках - руси, в 862 году пригласила к себе в качестве правителя знатного скандинава (или полускандинава-полуславянина или ободрита 3) Рюрика с братьями. «И придоша к словеном первее и срубиша город Ладогу и седе старейший (т.е. старший. А.К. ) в Ладозе Рюрик». Именно Ладога, а к 862 году она существовала уже не менее ста лет, стала резиденцией правителя, стольным княжеским городом, то есть столицей складывавшейся в Восточной Европе державы Рюриковичей. В 864 году столица была перенесена в Предновгород, поселение-предшественник Новгорода (Рюриково городище), а затем в Киев, однако первой в этом ряду была именно Ладога.

Статус главного города северной части Руси, какой первоначально стала Ладога во время княжения Рюрика, обозначился тем, что здесь был принят «ряд», то есть договор о легитимности призвания и дальнейшей деятельности нового властителя. Город выдвинулся как военный и экономический центр Северной Руси. Новое правительство предприняло энергичные действия по расширению международной торговли. Тогда же были заключены договоры на дальние торговые перевозки в страны Запада и Востока и налажена дорожная транспортировка грузов. Этому способствовали мирные отношения, установленные новой властью в северной части Восточной Европы. Разбойничьи походы викингов на Русь надолго приостановились.

Таким образом, в Ладоге началось успешное строительство нового русского государства. Инициатива консолидации государства была выдвинута Северной Русью под руководством первых Рюриковичей - дальновидных собирателей земель восточных славян. Новым руководителям государства удалось осуществить основополагающие задачи: расширять территорию, развивать торговлю, начать строительство и укрепление городов, объединить север и юг страны. Ладожская археология подтвердила реальные основы летописного «Сказания о призвании варягов», а также сообщения Иоакимовской летописи о существовании на севере Руси доваряжского «великого города», который с большой долей вероятности можно идентифицировать с Ладогой.

Что касается личности Рюрика, то ожесточенный спор о месте его происхождения (переходящий в некоторых публикациях в пещерный антинорманизм), на мой взгляд, не продуктивен. Главное заключается в том, что во главе страны стал человек государственного ума, положивший начало ее политическому и экономическому объединению. Первый династ - основоположник русского государственного здания, по справедливому заключению историка Е.Ф.Шмурло: «Это Тезей афинян, Ромул римлян, Пржемысл чехов, Пяст поляков, Хлодвиг франков» 4 .

Анализ письменных источников также показывает, что первоначальным местом для Рюрика на Руси была Ладога. Это подтверждено наиболее достоверными летописными известиями. Других сколько-нибудь заметных городов на северо-западе Руси, привязанных к магистральным водным путям Восточной Европы, в то время не существовало, или они были незначительными. Ладога в середине IX века оказалась естественным центром, резиденцией нового правителя, стольным городом. Это было не случайно.

Неосновательны и представления о том, что первоначальная Ладога была маленьким, почти изолированным от славянского мира поселенческим островком, затерянным в болотах и лесах Южного Приладожья. Ее населенная округа, как свидетельствуют археологические и ретроспективные источники, тянулась сплошной полосой в низовьях реки Волхов и по совокупной площади не уступала, например, Ильменскому Поозерью - ядру словен новгородских. Неодинаковая значимость первоначальных Ладоги и Новгорода, на мой взгляд, очевидна. По мнению Е.Н.Носова, речь идет о торгово-ремесленном центре в первом случае и военно-административном - во втором 5 .

Археологические исследования по-новому осмыслили домостроительство города в низовьях Волхова, сочетавшее в себе технические традиции, выработанные в лесной зоне Восточной Европы и Скандинавии. Начиная с 1972 года археологами обнаружено около ста остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило в новом свете представить домостроительство, включавшее возведение изб, домов-пятистенок, особых «общественных» (возможно, «гостевых» или культовых) и других сооружений. Дома разных типов - срубные и каркасно-столбовые появились в Ладоге одновременно. Если избы по своему происхождению указывают на лесную полосу Восточной Европы, то дома-пятистенки с очагом в центре отапливаемого покоя (сохранившиеся в русской этнографии вплоть до сегодняшнего дня) пока не имеют точного адреса своего возникновения; их строили хуторяне Скандинавии, но раньше всех они зафиксированы именно в Ладоге, где преобладали в период VIII–IX веков. Причем «срубная» техника домостроительства типична для славян, а каркасно-столбовая характерна для Северной Европы. В Ладоге же наблюдается их смешанное использование.

В остатках ладожских домов VIII–X веков наряду с многочисленными бытовыми изделиями нередко встречаются куски янтаря, бусы, неоконченные обработкой, капли стекла, заготовки латуни, тигли, льячки, формочки, пиленая кость, некоторые ремесленные инструменты. Очевидно, что в этих постройках не только жили, но и работали ремесленники-универсалы, изготовлявшие янтарные, стеклянные, бронзовые или латунные, костяные вещи. Вся эта продукция предназначалась на продажу и обмен на местном и внегородском рынках.

Судя по корабельным заклепкам и их заготовкам, деталям ладей, в низовьях реки Волхов было налажено строительство судов и их ремонт. Ладожские ремесленники были одновременно мореплавателями и торговцами. При этом можно допустить существование обычных для своей эпохи купеческих объединений, состоящих как из местных, так и пришлых людей.

Особое значение имеет находка древнейшей в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х годов с набором из 28 инструментов, открытой сотрудником экспедиции доктором исторических наук Е.А.Рябининым в ходе раскопок 1997 года. Экспедиция впервые обнаружила остатки бронзолитейной мастерской последней четверти IX века с редчайшими высокохудожественными украшениями (готовыми и незавершенными) скандинавского облика, относящимися к женскому и мужскому костюму. Также впервые в слое второй половины IX века выявлены жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы 6 , что позволило по-новому представить начало регулярно спланированной застройки европейских городов.

Судя по археологическим данным, в VIII–XI веках горожане Ладоги представляли собой сословие самодостаточных, свободных, социально равных людей, что, конечно, не исключало существование зависимых членов городской общины и невольников. В Ладоге отсутствовали характерные, например, для Новгорода, усадьбы знати. Городские жители, похоже, образовали своеобразный «вольный» город.

В рассматриваемое время еще не было феодальной собственности на землю, не сложились антагонистические классы, общие вопросы решались сообща на народном вече, развивалось предпринимательство. Можно сказать, что Россия начиналась со свободы сословий, включавших горожан, сельских хозяев, военно-купеческую элиту. Этим объясняется феноменальная быстрота политического создания государства согласно летописи в 862–882 годах. Народ принял объединительную систему племен и этнических групп. Строительство державы Рюриковичей в основном происходило мирным путем.

Полевой сезон раскопок в Старой Ладоге 2002 года оказался весьма продуктивным в получении новых сведений. Так, в слое второй четверти X века были обнаружены части купеческого дома-общежития размером 10х16 метров в плане. В центре постройки располагался очаг, а главный зал-покой был обнесен наружной галереей. В остатках дома обнаружено 140 разнообразных предметов, преимущественно стеклянных бусин. У торца дома открыто скопление 2500 зеленых бус - явно торговая партия. Обнаружен брусок-форма из сланца, возможно, для отливки стержневидных платежных серебряных слитков. Наконец, там же найдена вставка перстня-печатки из горного хрусталя с арабской надписью: «Помощь моя только у Аллаха, на него я положился и к нему обращаюсь». Эти находки - яркие свидетельства дальних торговых связей Ладоги, города, где проживали не только местные, но и иностранные, в том числе восточные купцы.

Подтверждение того, что открытый «большой дом» являлся, по всей видимости, купеческой гостиницей (а не дворцом князя или боярина), обнаруживается в сообщении арабского путешественника Ибн-Фадлана, побывавшего в 921–922 годах на Волге у болгар. «Купцы русы, - пишет автор, - прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле 7 ... и строят на ее берегах большие дома из дерева, и собирается их в одном (таком) доме 10 и (или) 20 - меньше или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки (невольницы. - А.К. ) - восторг для купцов» 8 .

Только в Старой Ладоге такие сооружения впервые обнаружены археологами (еще один похожий дом, относящийся к концу IX – началу X века, на Земляном городище раскопал в 1973 и 1981 годах отряд Староладожской археологической экспедиции под руководством Е.А.Рябинина), хотя допустимо, что похожие дома строились в период мировой «серебряной» торговли (VIII–X веках), по-видимому, в разных местах на великих реках Восточной Европы.

Все археологические находки передаются в Эрмитаж и Староладожский музей-заповедник, они доступны осмотру и изучению. За все время раскопок обнаружены сотни предметов из различных материалов. Выделяются уникальные образцы прикладного искусства. Ведется камеральное (лабораторное) изучение отдельных категорий находок: бус, керамики, деревянных изделий, оружия, принадлежностей корабельного дела, украшений костюма. Археологами разработана шкала эволюции городской посуды. Специальная работа посвящена каталогизации найденных в разные годы в Старой Ладоге и ее окрестностях арабских и других монет. Установлено, что восточное монетное серебро появилось в Ладоге не позднее 50–60-х годов VIII века.

Дифференциация находок по этнической принадлежности позволила выделить серии изделий скандинавских, славянских, финских и других. Особое внимание обращается на этноопределяющие элементы женского головного убора. Это позволило опознать не только вещи кривичей, но и, возможно, словен.

Одним из основных результатом исследований оказалось выдвинутое положение о существовании особой Ладожской земли - предшественницы Новгородской, ядром которой была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 км вдоль нижнего течения Волхова, включавшая многорядные Гостинопольские и Пчевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На востоке, юге и западе от Ладоги обнаружены укрепленные форпосты, располагавшиеся на расстоянии древнего дневного перехода (43–50 км), прикрывавшие дальние подступы к городу. За ними тянулись обширные земли, занятые финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости. Зона влияния Ладоги, не ограничиваясь Поволховьем, простиралась по меньшей мере до Онежского озера на востоке и Ижорского плато на западе. Под контролем Ладоги находились приладожская чудь, весь, ижора, а также лопь.

Ближайшие к Старой Ладоге городища у деревни Новые Дубовики и в устье речки Любша по своей культуре, что закономерно, оказались синхронными Ладоге, которая была для них городом-метрополией. Археологическая экспедиция под руководством Е.А.Рябинина обнаружила в городище Любша едва ли не самую древнюю каменно-земляную крепость Руси, построенную, по-видимому, в IX веке. Аналогичные сооружения, имевшие каменный панцирь, изнутри присыпанный землей, известны у западных славян.

Сотрудником экспедиции В.П.Петренко в Старой Ладоге было раскопано 12 сопок - высоких крутобоких могильных холмов - коллективных усыпальниц первых поколений горожан. Многозначные результаты этого ныне опубликованного исследования позволили археологам предположить, что погребальные сооружения данного типа первоначально появились в Нижнем Поволховье, а затем распространились на значительные территории славянского заселения. Выраженное приречное расположение сопок может указать на то, что они создавались людьми, связанными с речными плаваниями.

С момента своего основания Ладога стала крепостью, защищавшей северные рубежи страны, включая Южное Приладожье. Деревянные и каменные крепостные сооружения последовательно возводилась здесь в IX, XII и XVI веках. По своему инженерному решению эти фортификации являются новаторскими, одними из наиболее ранних на Руси, выполненными в дереве, земле и камне. Ныне в Старой Ладоге сформировался своеобразный музей фортификаций, каждая из которых стала особым этапом в истории архитектурно-инженерного дела. Таковы башня и стены из плитняка конца IX – начала X века, претендующие быть первыми цельнокаменными укреплениями в пределах древнерусского государства. Постройка крепости 1114–1116 годов местами сохранились почти на полную высоту (не менее 8,5 м). Эта крепость предвосхитила распространение каменных твердынь на Руси, начавшееся в основном столетием позже, и вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность горожан и защиту северных рубежей страны. Отрезки стены с единственной известной на Руси торговой аркой для подъема грузов и воды, удалось оперативно законсервировать для музейного показа.

В XVI веке на месте крепости 1114–1116 годов была возведена новая, приспособленная к огнестрельному бою. В ее устройстве, как удалось установить, использовались элементы итальянской оборонительной архитектуры эпохи Возрождения, выразившиеся, например, в практической равновеликости по высоте стен и отдельных башен. К каменной крепости с юга примыкает земляное городище. Это сооружение, так называемый Земляной город, с помощью данных разрядных книг и натурных исследований было впервые опознано и датировано в качестве бастионной фортификации, возведенной в 1584–1585 годах, во времена Ивана IV.

Соотнесенные с местностью показания писцовых книг конца XV–XVI века позволили определить поселенческую топографию ладожского посада, расположение дворов, церквей, монастырей и дорог. Данные, полученные экспедицией, позволили впервые реконструировать план средневекового города с его районами - «концами» и монументальными сооружениями. Уточнено местонахождение и наименование некоторых несохранившихся церквей. Раскопки, шурфовки и свидетельства письменных источников определили примерное распространение средневекового культурного слоя и, стало быть, площадь поселения, которое в VIII–X веках достигло 12 га, а в XVI веке - 16-18 га.

Во второй четверти и середине XII века в Ладоге впервые построены шесть крестовокупольных, четырехстолпных, трехапсидных каменных храмов (что для тогдашних древнерусских городов было беспрецедентным), располагавшихся в определенной градообразующей системе. По своим типологическим и конструктивным признакам их считают нововведением в русской архитектуре первой половины XII века. Возможно, что заказчиками большинства этих зданий были князья, епископы, артели купцов, посадская элита, городские посадники. И хотя, за исключением храма Св. Климента, построенного в 1153 году епископом Нифонтом, время создания церквей Ладоги неизвестно, накапливается все больше данных о том, что строились они по единому градостроительному плану, предложенному правительством князя Мстислава Великого.

Городское преобразование Ладоги отметилось сооружением каменной крепости (1114–1116 годов), а вслед за тем - сооружением каменных храмов, начатым, очевидно, с Успенского собора, затем храмами Св. Спаса, Св. Вознесения, Св. Николая, Св. Георгия. Такой масштабный план, рекордный для градостроительства XII века, мог быть осуществлен, скорее всего, по инициативе государства. Несомненно, Ладогу рассматривали как форпост, крупный земельный центр и узел обороны на северных рубежах страны.

До XVIII века Ладога являлась городом-портом, торговым, ремесленным, духовным центром и важной крепостью на северных рубежах страны. По своим функциям город в низовьях Волхова был первым предшественником Санкт-Петербурга. На примере Ладоги мы видим, как более тысячи лет тому назад стараниями ее жителей и населявших эти места пришельцев создавалась единая Европа, с интернациональной техникой и культурой, с общими путями передвижения и единой валютой. Модель такого общества актуальна и поныне.

Опыт изучения Старой Ладоги дает основание считать, что археологические изыскания необходимо продолжать. Для сохранения памятников древнего города требуется повышение статуса музея-заповедника до уровня объекта всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Важно углублять и гуманитарное сотрудничество стран региона Балтийского моря на базе музея-заповедника. По настоянию руководства экспедиции, подкрепленному ходатайством Д.С.Лихачева, еще в 1988 году Старая Ладога была открыта для въезда иностранцев, полевые исследования стали широко доступными, в изучении Ладоги приняли участие несколько поколений студентов и ученых, в том числе из стран Европы и США, работавших в Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН. Всем им, а также спонсорам, субсидировавшим раскопки, глубокая благодарность. Предметы из раскопок Старой Ладоги стали представлять отечественное культурное наследие на международном уровне, они демонстрировались в Дании, Швеции, Норвегии и других странах. В самой Старой Ладоге, ставшей селом-музеем, создан ряд содержательных археологических, исторических и этнографических экспозиций. После реставрации в 1997 году церкви Святого Георгия стали доступны всемирно известные фрески XII века. С 2003 года работает специальная экспозиция «Археология Старой Ладоги».

Старая Ладога оказалась включена в список древнейших русских городов, в которых в прошлом году отмечалось 1150-летие создания Русского государства. Это, однако, только начало. Участники экспедиции выступили с предложениями по сбережению и пропаганде староладожских исторических объектов. В частности, в Старой Ладоге предложено установить памятник выдающимся создателям государственной Руси - князьям Рюрику и Олегу, а также памятный знак о первом летописном упоминании Ладоги в 862 году. Есть идея музеефицировать некоторые разрушенные еще в древности церкви; реставрировать так называемую могилу Олега Вещего; восстановить по обнаруженным чертежам загородный дом меценатов Томиловых-Шварцев, в котором находились тысячи картин русских художников конца ХVIII–ХIХ века (ныне они в Русском музее) и т.д. Будем надеяться, что в развитии Старой Ладоги и Староладожского музея-заповедника наступает новый период, связанный с признанием и уважением прошлого вечной России 9 .

Редакция выражает благодарность руководству Староладожского музея-заповедника за предоставление иллюстративных материалов.

Примечания

1 Методика датирования археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины - раздел науки: дендрохронология .

2 Волжский или Волго-Балтийский торговый путь - самый ранний из великих речных путей, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.

3 Балтийские славяне (по Йоахиму Херрману) делятся на три большие группы: руяне (жители острова Рюген), ободриты и вильцы-лютичи. Ободриты - крупное славянское племя, селившееся у берегов Балтики, возможно, в VI веке. К VIII веку они жили на территории междуречья Одера и Эльбы. В VIII же веке подчинили себе соседние славянские и неславянские племена. Существует двойная терминология: к ободритам-бодричам (их и так называют) относят как отдельное племя, так и союз племен, во главе которого стояло племя ободритов.

4 Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства. СПб.; Алетейя, 1998. С.73.

5 Носов Е.Н., Горюнова В.М., Плохов А.В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья (Новые материалы и исследования). СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.

6 Парцелла - определенный городской земельный участок. Как правило, это исторически сложившееся домовладение, которое имеет выход на проезжую часть квартала или берег реки.

7 В научной литературе приняты две равноправные формы древнего названия реки Волга - Итил (ь) и Атил (ь).

8 Путешествие Ибн -Фадлана на Волгу . М.; Л.:Изд. Академии наук СССР, 1939. [Перевод и комментарии А.П.Ковалевского.]

9 Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога первая столица Руси. СПб.; Изд. «Славия», 2012.

Старая Ладога - до 1704 г. - город Ладога. Село в Волховском районе Ленинградской области. Одно из древнейших поселений России, история которого насчитывает более 1250 лет, древняя столица Северной Руси. Расположено на левом берегу р. Волхов. От Москвы - по прямой - 567 км.

Население на 2016 г. - 2 008 человек.

Основан в 753 году.

Единственный среди древнейших русских городов, история которого уходит далеко в прошлое, еще до появления собственно Руси.

Древнейшие известные постройки - производственные и судоремонтные мастерские на Земляном городище, по данным дендрохронологии, воздвигнуты из брёвен, срубленных до 753 года.

С 780-х годов в Ладоге по арабской низкотемпературной технологии варились бусы. "Глазки", то есть глазчатые бусы, — первые русские деньги. За них ладожане скупали пушнину. А пушнину продавали арабским купцам за полновесные серебряные дирхемы.

Ладога была первоначальной резиденцией Рюрика и Олега, была несколько лет, а затем официальный политический центр Северной Руси был ими перенесен в предшественник Новгорода - Рюриково городище.

Когда дочь шведского короля принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии.

В 1116 году Ладожский посадник Павел заложил каменную крепость.

Среди частых нападений шведов на Ладогу запомнилась героической обороной осада 1164 г. Тогда горожане сами сожгли свои дома на посаде и заперлись в крепости. Ладожане отбили штурм и, когда подоспела помощь из Новгорода, то погнали врага.

Особо тяжело пришлось ладожанам в Смутное время. В 1610 г. Ладогу захватил французский наемник, находившийся на шведской службе Пьер Делавиль. На следующий год французов выбили, но осенью 1611 г. ее заняли шведы. Видимо, население массово покинуло город, потому что в источнике 1614 г. отмечалось, "русских людей в Ладоге никого нет".
В 1617 г. по условиям Столбовского мирного договора шведы покинули Ладогу, но к этому времени она была полностью разорена.

В 1704 году Пётр I основал в устье Волхова Новую Ладогу и переименовал Ладогу в "Старую Ладогу", лишив её статуса города и права иметь собственный герб, а многим ладожанам повелел переехать на жительство в Новую Ладогу. Трудно сказать, чем руководствовался Петр Алексеевич, возможно, нелюбовь к шведам сказалась.

Единственное историческое событие политического характера случилось только в 1718 г., когда Ладожский Успенский монастырь стал местом заточения (до 1725 г.) для бывшей царицы и первой жены Петра I - Евдокии Федоровны Лопухиной.

Несколько вопросов по истории древней славянской крепости Ладога.
Ладога, древний славянский город-крепость на реке Волхов. История Ладоги выдвигает много вопросов. В рассмотрении которых, трудно избежать темы норманизма, Рюрика и варягов. Однако эти три темы для отдельного исследования и описания. Но затронуть, хоть вскользь, мне их придется. Потому что они неразрывно связаны с историей Руси и ее городов-крепостей.
Вопрос номер один - Создание.
Первое упоминание в летописях относиться к 862 году. «И избрашася трие братья с роды своими и пояша по собе всю русь, и приидоша к словенам первее, и срубиша город Ладогу. И седее старейший в Ладози Рюрик, а другий, Синеус, на Беле Озере, а третий, Трувор, в Изборьсце…»
В этом отрывке более всего интересует упоминание, что Рюрик срубил (построил) город Ладогу. Согласно археологическими исследованиями Ладоги, установлена дендрохронологическая дата ее основания - 750-е годы. Разница между известной летописной датой 862 г. и реальной историей Ладоги, не менее чем на 100 лет. Об этом говорит и А. Н. Кирпичников в исследовании «Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв.». Следовательно, Рюрик ни как не мог построить крепость на мысе слияния двух рек Волхова и Ладожки.
Тогда кто? Ответ один славяне. Почему не финны-чудь? В слоях ладожского Земляного городища второй половины VIII-IX вв. выделяются характерные украшения: уточки, трапециевидные подвески, височные кольца полулунных очертаний, медальон - все имеющие аналогии, в основном среди находок кривичских смоленских длинных курганов. В Ладоге найдены достоверные памятники словянских погребений - сопки. С. Н. Орловым еще в 1938 и 1948 гг. в Старой Ладоге к югу от Земляного городища во время археологических раскопок, найдено 9 трупосожжений в грунтовых ямках. Выявленные погребения датированы не позже VIII в. и сопоставляются с грунтовыми захоронениями культуры новгородско-псковских длинных курганов. Правда, на территории Ладоги в урочище Плакун, обнаружен один могильник, принадлежащий скандинавам. Остальные могильники Полой сопке, урочище Сопки, урочище Победище и других, содержащих трупосожжение, назвать скандинавскими нельзя. По простой причине, что скандинавы не сжигали своих покойников. Это обряд присущ славянам, как восточным, так и западным.
Правда такой ответ не устраивает норманистов. Однако им не мешает утверждать скандинавское происхождение Ладоги. Тот же А. Н. Кирпичников, в начале книги заявляет «Выявлены достоверные основы ладожской версии «Сказания о призвании варягов». А затем опровергает свое утверждение, основываясь на дендрохронологическом методе. А еще ниже соглашается, что дата 750 год « уточняет время появления в невско-ладожском регионе славянских поселенцев». Странная непоследовательность. Эдакое метание между славянизмом и норманизмом, и вашим и нашим.
Археологами также открыты дома площадью 50-92 м2 - предшественники посадских пятистенок X-XV вв. По раскопкам исследователей Ладоги Н. И. Репиикова и В. И. Равдоникаса, домостроительство изначально обусловливалось нуждами усадебной застройки торгово-ремесленного поселения. Крупные дома обладали характерными общеевропейскими чертами, как столбовая конструкция и прямоугольная печь в центре помещения. Но по типу и плановой структуре (отапливаемое помещение и пристроенный к нему со стороны входа узкий холодный отсек) эти постройки - можно считать предшественники более поздних русских городских домов-пятистенок. Общеевропейские черты, присущие также и западным славянам вендам-вагирам-ободритам. Для такого заявления ученым не хватило, либо смелости, либо возможности. Но такое заявление сделали другие. Правда, по археологическим данным Новгорода, построенного в 950 году. В контексте рассматриваемого вопроса, думаю, будет уместно привести эти данные. Наземное срубное домостроительство, конструкции оборонительных сооружений новгородского детинца и полабских славян -указывают на связи Ильменского региона с Польско-Поморским». Еще в XIX веке об этом писал А.Ф. Гильфердинг, а в советское время Д.К. Зеленин находил и общие элементы в планировке новгородских и «венедских» селений в Ганновере, в Мекленбурге и по реке Лаба.
Что тоже не вяжется с нормансим созданием города.
Преподнесла Ладога и еще один сюрприз ученым. На месте существующей ныне каменной крепости конца XV в. открыты ее две каменные предшественницы конца IX и начала XII в. Ладога являлась строительным достижением того времени. Сооружение на мысу, образованном рекой Ладожкой и Волховом, обводной крепостной каменной стены с башней (или башнями). Тут нет ничего удивительного. Крепость Изборск, вотчину брата Рюрика Трувора, в X-XI окружала каменная стена с башней на мысе.
Возводилась каменная твердыня, исходя из летопии, не по инициативе князя Рюрика, а Олега Вещего, который в 882 г. «нача городы ставити». Но кто бы из них не начал подобное строительство, оба они рода варяжского. К слову сказать, в Скандинавии каменные крепости начали строить с XII века. До этого ничего подобного скандинавы не создавали.
Вопрос номер два. Откуда имя твое Ладога?
Известны три названия Ладога – Альдегья - Алдейгьюборг. Историки разделились во мнениях о происхождении названия города-крепости. Одни считают, что название городу дала речка Ладожка. Но позвольте, тогда и город бы назывался не Ладога, а Ладожка. Вероятней всего, что речку назвали по имени города. Ладожка – при Ладоге.
В истории Руси известны города производные от имен и названий рек. Но эти имена имеют тенденцию удлиняться за счет прибавления слога, а не убавления. Изборск, по легенде от князя Избора. Киев, от князя Кия. Псков (Плесков) мужская производная от реки Псковы(Плескова). И традиция сохраняется в русском языке. Пример тому Волгоград.
Если название Ладога от реки, тогда уж имя городу должно быть Волхов. Словосочетание «седой Волхов» довольно часто употребляется в сказаниях, былинах. В сравнении с Волховом Ладожка проигрывает. Если допустить, что река Ладожка изначально звалась Ладогой, то когда изменилось название? То, что название речки не постоянно доказано ее третьим названием Елена. Речку освятило духовенство в XIX веке в честь первой жены Петра I Евдокии Лопухиной, сосланную в монастырь и получившей монашеское имя Елена. Но название не прижилось. Ладожкой и осталась.
На древнефинском Аладегья (aladjogi) – нижняя речка. С трудом вериться, что славяне, строившие свой город, дали бы ему название древних финнов. Почему тогда скандинавы согласно норманнской теории, давали свои названия славянам? Потому что они согласно той же теории стояли выше по развитию, нежели славяне. Значить скандинавам разрешается, а славянам нет. Они должны финское название брать. Вероятнее финны-чудь нарекли город Аладегья. По причине того, что для торговли со славянами чудь сплавлялись по Ладожке, от истока к устью.
«Скорее всего, исходный гидроним - финск.*Alode-jogi (joki) - "Нижняя река"» утверждает Т.Н. Джаксон в статье «АЛЬДЕЙГЬЮБОРГ: АРХЕОЛОГИЯ И ТОПОНИМИКА». Если допустить это то Ладогу основали и населяли в основном финны-чудь. И преобладали над славянским населением. Вот только одна загвоздка. Чудь городов-крепостей не строила и уж тем более каменных.
Дальше еще интереснее Т.Н. Джаксон выводит «Возникновение древнерусского названия Ладога не прямо от субстратного (др.фин. курсив мой) *Alode-jogi, а через посредство скандинавского Aldeigja» . Вот значить как. Выходит, что не только славяне отсутствовали на поселении Ладога, но уже и чудь-финны тоже. Одни скандинавы, от них все пошло. Через них и образование города, и название к славянам пришло.
Вот только не знали шведы названия Ладоги, а датчане и вовсе о нем не слышали. Согласно описанию осады Бирки датчанами в 852 г., описанной Римбертом в «Житии святого Ансгария». Шведский король Анунд сумел уговорить данов, захвативших предместья Бирки, покинуть Швецию. И отправиться к некоторому городу (ad urbem), расположенному оттуда далеко, в пределах земли, принадлежащей славянам (in finibus Slavorum). Заметьте, шведы не указали ни одно из трех названий. Даны, отступив от Бирки, и на 21 корабле, направились куда им указал Анунд. «Напав неожиданно на его обитателей, живших в мире и тишине, они захватили его силой оружия и, взяв большую добычу и сокровища, возвратились восвояси». Историки спорят о каком городе идет речь. Согласно А. Н. Кирпичникову «Во время раскопок на Земляном городище в Старой Ладоге выделен горизонт E2, датированный 842-855 гг. Постройки горизонта погибли в тотальном пожаре, который можно приурочить не к расписанным в Сказании о призвании варягов междоусобиям среди славян и финнов, а к датскому нападению 852г».
Однако уместно заметить, что финское название Ладоги - Aldeigja, похоже на скандинавское Aldeigjuborg. Да, название действительно имеет одинаковую часть Aldeigj. Но это лишь доказывает связь чуди со скандинавами.
Вот только каким путем пришло слово в скандинавский язык? Скандинавы заимствовали Aldeigja. у финнов-чуди. Каким образом? Прежде, чем добраться до Ладоги, норманнским разбойникам приходилось проплывать через земли чуди, води. Селения этих племен большой добычи не сулили, дань с них брать мехами, прибыльно. А грабить нечего. Возможно, один из чудьского племени указал на город Ладогу. Называя его при этом Aldeigja. А уж скандинавы позаботились подстроить слово под свой язык. И если шведский король позволял себе перенаправить войска норманнских-разбойников в далекий славянский город. То почему так же не могли поступить и чудь. Направив налетевших викингов к славянскому городу Aldeigj –Ладоге. Чудь близко общалась со славянами из Ладоги, выменивая на меха так необходимое им оружие и не только. Так что они прекрасно знали этот город и даже называли его по-своему. В отличии от короля шведов, который даже названия Ладоги не знал. Можно не соглашаться с таким утверждением, но и оспорить его тоже крайне сложно.
Именем Алдейгьюборг нарекли Ладогу скандинавы. Самое ранее название топонима Алдейгьюборг - в Саге об Олаве Трюггвасоне монаха Одда (конца XII в.). К этому времени Ладога уже мощная каменная твердыня. По утверждению Т. Н. Джаксон «Используемый сагами композит Aldeigjuborg построен при помощи корня borg, и это достойно внимания, поскольку данный корень служит для оформления древнескандинавской топонимии Западной Европы и не типичен для обозначения городов Древней Руси». Опять всплывает Западная Европа, где проживали славяне. Вероятно корень «borg», мог появиться когда скандинавы столкнулись с ладожанами. И признали в них грозу морей вендов-вагиров. Однако норманисты упорно замалчивают вендско-ободритское начало. Оно и понятно, ведь тогда и Рюрик не скандинав.
По мнению той же Т. Н. Джаксон и Г. В. Глазыриной, наименование Ладоги Альдейгьюборгом связано уже, во-первых, с этапностью знакомства варягов с русскими городами, во-вторых, передает нетипичное для русских поселений впечатление от Ладоги, снабженной не деревянной, а каменной крепостью. Вот так вывод. И где это они успели насмотреться русских поселений? Древнерусский летописец, называл Ладогу городом словен - первым на пути «из-за моря» в глубь Руси. И к тому же в XII веке уже и Псков и Изборск в камень оделись. Согласно норманнской теории Рюрик варяг-скандинав. Это как получается. Пришли скандинавы с Рюриком срубили город Ладогу. Заметьте Ладогу, а не Алдейгьюборг. А потом пришли другие скандинавы, город по-другому назвали и дивились каменным городам на Руси. Выходит Рюрик говорил на другом языке, раз они одному и тот же город по-разному называли. И хотя датировка образования Ладоги и строительство его Рюриком разниться, но есть над чем задуматься.
Крупнейший скандинавист Е.А.Рыдзевская отметила, «что ни один из больших древнерусских городов не носит названия, объясняющегося из скандинавского». Историк М.Н.Тихомиров еще в 1962 г. Выразился более четко «во всей древней Руси не было ни одного города, который бы восходил бы ко временам первых русских князей и носил бы скандинавское название» (по его словам, «даже название Ладога не может быть без натяжки выведено из скандинавских корней»). С ним полностью соглашался лингвист С.Роспонд, указывая на совершенное отсутствие среди названий древнерусских городов ІХ-Х вв. «скандинавских названий...».
Недоработка граждане норманисты.
Название Ладога от славянской богини Лады, норманисны стараются не рассматривать. «Ничего кроме улыбки эта версия вызвать не может» отмечают А.С. Власов и Г.Н. Элькин в книге «Древнерусские крепости северо-запада». Значить назвать город в честь славянского божества вызывает смех у норманистов. А как же Киев, Львов или Владимир? Смеха не вызывает? Не именами богов, а князей нарекали городам. Так неужели князя почитали на Руси сильнее богов? У кого язычники славяне помощи просили и покровительства, как не у своих богов. Кому города посвящать со светлым именем, как не богам своим. Лада – Ладога, славянский корень чистый и прямой. И название от имени удлиняется.
Вопрос третий, а правили ли скандинавы Ладогой?
Такой факт имел место. Только произошло сие при Ярославе Мудрым. Князь отдал Ладогу и ее область в лен своей жене Ингигерд. Вот только чем все обернулось? Н. А. Кирпичников пишет «Деятельность норманских правителей Ладоги, далеких от насущных государственных задач, проводивших время в бесконечных распрях и соперничестве, поглощавших значительную долю даней, не всегда, очевидно, выполнявших функции военного заслона со стороны Балтики, со временем перестала удовлетворять центральную власть. Вызывали недовольство и попытки членить Ладожскую область по разным, подчас случайным владельцам». Куда уж тут норманнской теории о создании скандинавского порядка на Руси. Не то, что организовать государство, даже городом управлять не сумели. Только присвоить, отобрать силой, разорвать на клочки, каждому по куску. Не согласны? Перечитайте еще раз, что пишет А. Н. Кирпичников.
«Все эти обстоятельства в конце концов привели к тому, что в последней четверти XI или начале XII в., видимо, при князе Мстиславе Владимировиче во время его первого (1088-1094 гг.) или второго (1096-1116 гг.) пребывания на Новгородском княжении в Ладоге на смену иноземной появилась собственная русская администрация».
Вот истинно норманнское отношение к русскому городу и его территории. Где уж тут проводить параллель с Рюриком или Олегом Вещим, радевшим за силу, мощь и славу Руси и ее городов-крепостей. Да какая-то не скандинавская у них политика была – объединение Руси.
Ладога каменная твердыня обеспечивала безопасность судоходству и торговле, Верным стражем стояла город-крепость заслоняя Русь от норманнов -находников, на случай их подступа к городу с разбойничьими и пиратскими целями. А уж как они рвались чинить разорение.
1164 г. ладожане отбили нападение шведов в XII в. «пожьгоша хоромы своя, а сами затворишася в граде с посадником с Нежатою». После.неудачного приступа шведы отходят на кораблях к реке Ворона - Воронеге (впадаетв Ладожское озеро между р. Пашей и Сясью), где и их окончательно разбивают новгородские войска.
1228 г. Емь воюет по побережью Ладожского озера «на Исадех и Олоньсь». Флот ладожан преследует нападавших у побережья Обонежской земли и Ладожской городовой волости. На берегу Невы у ее истока, там где находился Ореховый остров, емь разгромлена окончательно.
1240 г. Шведы с союзники терпят поражение на реке Неве от войск князя Александра, в битве участвовали новгородцы и ладожане.
1283 г. Отвечая на разбойничий рейд шведов в Ладожское озеро, ладожане направляются на перехват разбойников «идоша ладожане в Неву и бишася с ними».
1293 г. Совместное войско новгородцев и ладожан сражаются у истока Невы против шведов,
«хотяще на кореле дань взять».
1301 г. В составе новгородского войска ладожане, а также суздальцы, штурмуют «свейскую» Ландскрону на р. Охте в дельте Невы.
1348 г. В Ладоге - сбора общеновгородских войск для прихода и освобождения Орешка, захваченного шведами.
И сейчас стоит Ладога, отражаясь крепостными стенами и башнями в водах Вохова и Ладожки. И пока стоит она, не забудется имя славянской богини Лады. Стояла Ладога на страже земель Руси от алчных скандинавов. И долго еще будет стоять костью в горле у норманистов.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама