THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Самолет «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности, пассажиры получили травмы, некоторым предстоит операция в столице Таиланда. Отдых насмарку, время потеряно, следующий отпуск нескоро. Перевозчик обещал оплатить лечение – но это и так предусмотрено страховкой. А вот компенсировать моральный ущерб и проживание в отелях компания не обязана. И в этой ситуации можно занять выжидательную позицию, а можно идти в суд.

Вместо пляжа – в больницу

Boeing-777 авиакомпании «Аэрофлот» , выполнявший рейс по маршруту Москва – Бангкок 1 мая, при подлете к аэропорту назначения попал в зону сильной турбулентности . 27 человек из 313 пассажиров пострадали, 24 из них – россияне, они получили травмы различной степени тяжести. Все пострадавшие доставлены в больницу Бангкока. По состоянию на 2 мая 15 россиян остаются в больнице, четверо из них прооперированы, еще нескольким операция только предстоит.

Публикация от Margarita (@mdovgaya) Май 1 2017 в 3:09 PDT

«Представительство «Аэрофлота» при необходимости осуществляет отмену бронирований отелей, переносы сроков заселения, а также переоформление авиабилетов на ближайшие рейсы до конечных пунктов для трансферных пассажиров. Все связанные с переоформлением расходы, а также расходы на лечение пассажиров полностью взяла на себя авиакомпания», – сообщил нацперевозчик в пресс-релизе. Но согласно закону, лечение туристов и так компенсируется из страховки, которая входит в стоимость билета всех авиапассажиров, – тут «Аэрофлот» особого благородства не проявляет.

Лечение оплатить обязаны, остальное – зависит от позиции

«По закону 67-ФЗ, все пассажиры авиатранспорта автоматически страхуются и имеют право на возмещение вреда, полученного при перевозке. Эта страховка включает все телесные повреждения и заболевания, возникшие в результате страховых случаев. Ее покрытие – не менее 2 млн рублей. Страховщики рейсов «Аэрофлота» – «АльфаСтрахование» и «Согаз» , – рассказал сайт учредитель юридического агентства . По его словам, страховка покрывает также доходы, которых потерпевший лишился в связи с нетрудоспособностью, дополнительные расходы на восстановление здоровья и другие расходы, не относящиеся к данному случаю.

Тем не менее компенсации за моральный ущерб – а это испорченный отпуск, который туристы проведут в больнице, – перевозчик и страховые компании выплачивать не обязаны, отметил эксперт. Конечно, они могут договориться между собой о фиксированных выплатах каждому пострадавшему, независимо от тяжести травм. Но если компании не станут этого делать, получить такую компенсацию при желании можно будет только через суд, предъявив иск к «Аэрофлоту».

«Шансы выиграть суд есть, так как налицо факт причинения вреда здоровью, морального вреда, и есть доказательства. Но авиакомпания может доказать, что ее вины в несчастном случае нет, пассажиры были предупреждены о необходимости пристегиваться в течении всего полета, метеопрогноз был благоприятный, а моральный вред возмещается только при наличии вины. То же самое касается и компенсации за проживание в отелях для тех пассажиров, кто оказался в больнице – «Аэрофлот» будет обязан оплатить и это, если его вина будет доказана в рамках гражданского иска. Если суд посчитает, что вины компании нет, все выплаты останутся только в рамках страхового возмещения расходов на медицину и смежные расходы», – прокомментировал Мохов. В то же время, по его мнению, «Аэрофлот» вряд ли будет доводить дело до суда и в индивидуальном порядке определит размер компенсации для каждого пострадавшего.

Как гром среди ясного неба

В пресс-релизе «Аэрофлота» сообщается, что явление, с которым столкнулся Boeing 777, в авиации известно как «турбулентность ясного неба». Оно возникает не в облаках, а в чистом небе, и радиолокатор не может уловить его приближение, поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места.

«Это единичный случай. Такое явление может возникать на разных этапах полета, это нормальное состояние воздушного океана. На высотах массы воздуха перемещаются с большой скоростью. Поэтому желательно сидеть пристегнутым во время полета, даже когда лампочка «Пристегните ремни» погасла», – прокомментировал Борис Шокуров , заместитель исполнительного директора Ассоциации воздушного транспорта РФ .

Предыдущее крупное происшествие , связанное с турбулентностью, произошло с российским лайнером почти 10 лет назад. 2 апреля 2005 года самолет Ту-204 компании «Кавминводыавиа» , возвращавшийся в Москву со 188 туристами на борту, после взлета в Шарм-эль-Шейхе стал резко терять высоту. В результате некоторые пассажиры получили ссадины и ушибы, а одну женщину, которая после завершения рейса, по словам представителя , потеряла сознание на паспортном контроле в Шереметьево, пришлось госпитализировать.

Были ли удовлетворены требования четверых пассажиров к перевозчику о возмещении причиненного ущерба, неизвестно: в «Кавминводыавиа» тогда наотрез отказались комментировать ситуацию. Следовательно, ввиду редкости подобных случаев правоприменительная практика в данных ситуациях, по всей видимости, не сложилась.

Действия экипажа российского самолета, оценят следователи. Они допросят пилотов и пассажиров борта, после чего примут решение, открывать уголовное дело или нет.

В результате попадания самолета в воздушную яму . Все они были не пристегнуты в момент турбулентности. Восьмерых пришлось прооперировать. Почему экипаж не предупредил пассажиров об опасной зоне? О «турбулентности ясного неба», явлении из-за которого ежегодно калечатся сотни пассажиров, репортаж корреспондента НТВ Алексея Квашенкина .

Рейс до Бангкока уже подходил к концу, оставалось меньше часа, но табло «пристегнуть ремни» еще не зажглось. Позади 7 часов полета. Кто-то заканчивал завтрак, кто-то ждал очереди в туалет, когда самолет тряхнуло первый раз.

Ольга Тарасова , пассажир рейса SU270: «Ничто не предвещало. За окном было светло, мы летели над облаками. Было ясное небо, и вдруг мы почувствовали, как мы, словно на американских горках, проваливаемся в какую-то бездну».

На несколько секунд лайнер словно замер, а затем начались самые страшные секунды в жизни пассажиров.

Тамара Сипко , пассажир рейса SU270: «Самолет падал, его трясло, летали какие-то вещи».

Маргарита Довгая , пассажир рейса SU270: «Нас подбросило, оторвало от сидений, началась очень сильная тряска,. Люди падали, началась паника, крики».

А пилоты в это время делали все возможное, чтобы удержать огромный лайнер.

Илья Кузьма , инструктор авиасимулятора: «Турбулентность — штука непредсказуемая. Мы не знаем, в какую сторону сейчас бросит лайнер, вправо, влево, вверх, вниз. Пилотирование становится довольно проблематичным».

Это всего лишь симулятор, но ощущения вполне достоверные. И здесь, в кабине возникает вопрос: а можно ли было вообще предотвратить эту ситуацию? Остановив имитацию турбулентности, пилот-инструктор объясняет: на борту действительно есть специальный радар, но он — не всевидящее око.

Илья Кузьма : «Зоны турбулентности, если они созданы облачными фронтами, грозовыми тучами, осадками, то они будут отображаться на радаре. В случае, если осадков или взвеси нет, зоны турбулентности не видны».

Большинство людей привыкли считать, что турбулентность — спутник непогоды. Но чтобы вот так, на многокилометровой высоте, среди ясного неба? О таком большинство пассажиров даже и не слышали. А рейс 270 столкнулся именно с таким явлением.

Максим Фетисов
, пресс-секретарь компании «Аэрофлот»: «Локатор не может засечь ее приближение, поэтому наш пилот не смог предвидеть эту турбулентность и вовремя включить сигнал „пристегните ремни“».

А военный метеоролог Евгений Тишковец считает, что опасную зону могли вычислить местные метеослужбы.

Евгений Тишковец , метеоролог: «Наземные службы не спрогнозировали это опасное явление, хотя оно прогнозируется. Озвучивалось, что оно якобы не прогнозируется, оно невидимое. Это неправда».

Но вины экипажа в этом никакой нет. Даже по косвенным признакам заблаговременно заметить опасность пилоты не могли: тропический климат очень коварен.

Виктор Заболотский , заслуженный летчик-испытатель СССР: «Это тропические широты. Это очень сурово. Я в такое явление попадал один раз. Скажу честно, приятного мало».

«Турбулентность ясного неба» — это не такое уж и редкое явление. В год самолеты попадают в нее более 700 раз. Как правило, без последствий для пассажиров.

В ночь на 1 мая самолет рейса Москва — Бангкок авиакомпании «Аэрофлот» попал в «воздушную яму». Из-за «турбулентности ясного неба» непристегнутых пассажиров неожиданно выбросило из кресел, около 20 человек получили травмы. сайт разобрался, почему возникает непредсказуемая турбулентность и чем она опасна.

27 пострадавших

В самолете «Аэрофлота» инцидент случился поздно ночью за 20 минут до начала снижения. Табло «пристегните ремни» было выключено. Самолет сначала резко набрал высоту, а после опустился. Тех, кто не был пристегнут, выбросило из кресел.

«В результате сильного толчка самолет подбросило на 100−200 метров вверх, часть непристегнутых пассажиров по инерции оказались выброшены в проход и получили травмы» , — сообщил Интерфакс со ссылкой на информированный источник в столице Таиланда.

По данным сервиса Flight Radar , за считанные минуты лайнер сначала поднялся на 210 м, а потом так же резко вернулся на прежний курс — с 10,6 километра до 10,8 и обратно. При этом его скорость сначала резко упала, а потом восстановилась.


Травмы различной степени тяжести получили 27 пассажиров. Судя по видео из салона, вещи заметно разбросало. Сильнее всего пострадали те, кто сидел в хвосте самолета, люди с серьезными травмами лежали прямо в проходах.

Откуда в небе ямы?

Причиной инцидента признали «турбулентность ясного неба» — опасное явление, которое особенно сложно предсказать. Чтобы понять, откуда она берется, нужно разобраться, как появляются обычные «воздушные ямы».

Пассажиры чувствуют тряску, когда самолет переходит из восходящего потока воздуха в нисходящий или наоборот. Также причиной «болтанки», как называют ее пилоты, может быть смена ветра.

«Первое, что нужно понять, — в разных точках земли разные температуры поверхности, — объясняет Том Банн, отставной пилот, терапевт и основатель программы по борьбе со страхом полетов. — К примеру, поверхность озера холоднее, чем берега вокруг, а вспаханные поля отличаются по температуре от невспаханных. Теплый воздух легче, чем холодный. Теплый воздух поднимается, а холодный — опускается. Когда самолет встречает изменяющийся поток воздуха, мы чувствуем то, что называют «воздушной ямой».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

«Воздушными ямами» называют проявления турбулентности в полете. Турбулентность встречается часто и в большинстве случаев не представляет опасности. Пилот сравнивает это явление с проездом автомобиля по ухабам или лодкой, плывущей по волнам. Самые сильные «провалы», как правило, происходят в районе гроз.

Струйное течение и «сдвиг ветра»

Турбулентность ясного неба — это «болтанка», которая случается при визуальном отсутствии облаков. Это явление намного сложнее предсказать, так как оно происходит на большой высоте — в тропосфере (7 — 12 километров).

Турбулентность ясного неба обычно возникает на границах высотного струйного течения под влиянием других атмосферных факторов.

Струйное течение — это узкая зона сильного ветра в верхних слоях тропосферы. Скорость ветра на оси может превышать 25 м/с. Это течение может достигать сотни километров в ширину и тысячи километров в длину, по вертикали его «толщина» — 2−4 км. Струи в течениях перемещаются в виде извивающихся «воздушных рек» и в основном направлены к востоку.

Также появлению турбулентности ясного неба способствуют температурный градиент (перепад температур в определенном направлении), «сдвиг ветра » (резкое изменение скорости или направления ветра на относительно небольшом участке) и «подветренные волны » (появляются при преодолении ветром горного хребта и вызывают турбулентный горизонтальный вихрь).


«В нашем случае последствия оказались минимальные»

Стандартные радары самолета не могут обнаружить турбулентность ясного неба. «„Турбулентность ясного неба“ возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, где метеорологический радиолокатор не может уловить ее приближение , — объяснили представители „Аэрофлота“. — Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места».

Однако существуют способы предсказать это явление заранее. Российские ученые умеют определять при помощи особых лидаров — аналога радара, который работает на основе данных о рассеянии света.

Как отмечают в «Аэрофлоте», турбулентность ясного неба — нередкое явление. Каждый год фиксируется около 750 подобных случаев. Самолет российской авиакомпании был готов к таким нагрузкам. «В нашем случае последствия оказались минимальные, так как парк самолетов „Аэрофлота“ самый новый и самый хороший» , — рассказал пилот лайнера.

Однако последствия таких инцидентов зависят от типа самолета. Известен случай гибели "Боинга 707" на горе Фудзи в Японии в 1966 году. В результате расследования официальной причиной катастрофы признали аномально сильную турбулентность при абсолютно ясной погоде . Нагрузки на конструкции оказались намного выше допустимых, из-за чего самолет разрушился в воздухе.

1 мая, за 20 минут до снижения, самолет «Аэрофлота», следовавший из Москвы в Бангкок, попал в кратковременную зону сильнейшей турбулентности. Пассажиры, которые были не пристегнуты, получили травмы различной степени тяжести, 25 из них госпитализировали после приземления. 15 россиян до сих пор остаются в бангкокской больнице, сообщили в посольстве РФ в Таиланде.

«Аэрофлот»: «Турбулентность ясного неба возникла неожиданно»

По словам командира рейса SU 270 Москва - Бангкок Александра Рузова, перегрузка длилась секунд 15, а через полминуты авиалайнер удалось вывести на нужную траекторию. Это произошло благодаря грамотным действиям и бригады, и экипажа, отметил Рузов в телефонном интервью одному из российских телеканалов. При этом он выразил сожаление, что пассажиры, которые не были пристегнуты ремнями безопасности, получили травмы.

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба».

В пресс-службе «Аэрофлота» пояснили, что самолет оказался в так называемой «турбулентности ясного неба». Она возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью, и метеорологический радиолокатор не сообщает о приближении к ней.

«Поэтому у экипажа нет возможности предупредить пассажиров о необходимости вернуться на свои места», - объяснил представитель авиаперевозчика. По его информации, в мировой гражданской авиации регистрируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе в год.

Расходы на лечение пострадавших пассажиров «Аэрофлот» взял на себя. Во вторник это подтвердил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. По его словам, лимита договора страхования ответственности авиаперевозчика достаточно, чтобы выплатить все компенсации.

Авиаэксперты: «Это удивительный случай, который нужно расследовать»

Однако некоторые эксперты усомнились в том, что авиалайнер «Аэрофлота» действительно попал в «турбулентность ясного неба». Так, например, военный метеоролог, подполковник запаса Евгений Тишковец в интервью НСН заявил, что такие явления, как турбулентность ясного неба, очень легко спрогнозировать.

«Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом».

«Это можно рассчитать несколькими способами, а используя компьютерные технологии, вообще проблем никаких нет. Экипаж должны были проинформировать о том, что впереди их ждет. Либо их проинформировали, и они нарушили инструкцию, либо их не уведомили об этом», - сказал Тишковец, отметив при этом, что он лично рассмотрел верхние слои тропосферы в этот момент и никакой турбулентности ясного неба не увидел.

Авиаэксперт Олег Пантелеев, возглавляющий агентство «АвиаПорт», считает, что версия о неисправности воздушного судна в данном случае не оправдана и ничем не мотивирована.

«К сожалению, случаи, когда интенсивные воздушные потоки подкидывают или обрушивают самолеты на несколько сотен метров, довольно распространены в авиации. И пострадавших от этого во всем мире очень много. Я считают, что пассажиры “Аэрофлота” еще легко отделались», - поделился своим мнением Пантелеев с «Общественным контролем».

Он напомнил, что все без исключения авиакомпании рекомендуют своим пассажирам оставаться пристегнутыми - даже если табло «Пристегните ремни» не горит. Это минимизирует риски в случае попадания судна в зону турбулентности.

Заслуженный летчик России Вадим Базыкин назвал случай, произошедший с самолетом «Аэрофлота», удивительным и требующим тщательного расследования. По его словам, турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает на границе воды с сушей - либо в горной местности, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

Турбулентность ясного неба можно предсказать, поскольку она часто возникает там, где есть разница в температурах воздушных масс: теплый воздух идет вверх, холодный - вниз, пересекаясь, они образуют «болтанку».

«Нам не говорили таких красивых терминов, как турбулентность ясного неба, и учили, что, если увидел “болтанку”, в первую очередь отключай автопилот , потому что, борясь с воздушными потоками, он только усугубляет ситуацию, а вручную выровнять самолет нетрудно. Пилоты рейса SU 270 Москва - Бангкок отключили автопилот спустя 15 секунд. Почему так поздно, нужно разбираться», - сказал «Общественному контролю» Базыкин.

При этом эксперт отметил, что определить зону турбулентности ясного неба можно несколькими способами. Например, по данным метеостанций, которые отмечают разные течения и направления ветра, либо по путевой скорости.

Следственный комитет России проводит доследственную проверку по факту случившегося на борту самолета, следовавшего из Москвы в Бангкок 1 мая. По ее результатам будет принято решение о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, расследованием ЧП займется Росавиация.

Пассажиры: «Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья»

То, что пережили пассажиры злополучного рейса, они вряд ли смогут забыть.

«Три часа назад я был в самолете, летевшем из Москвы в Бангкок. Внезапно мы оказались в зоне турбулентности. Это было настолько ужасно, что людей швыряло, как сумасшедших. Повсюду кровь, люди со сломанными костями, носами, открытыми переломами, дети с травмами головы, можно продолжать и продолжать. Слава Богу, мы все живы. Я очень надеюсь, что “Аэрофлот” правильно поступит с пострадавшими. Персонал авиакомпании сделал все, чтобы помочь людям на борту. Что касается пилота, то я могу сказать, он спас нас всех. Честно, я еще никогда не был так напуган», - написал в Instagram пассажир рейса SU 270 Москва - Бангкок Ростик Русев. К своему посту он приложил видео, снятое в самолете после прохождения зоны турбулентности.

«К сожалению, мои первые новости из Тая такие... Мы были на этом рейсе и сидели в самом хвосте. И видели своими глазами весь этот ужас... Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию, а рядом летают люди, вещи и сиденья. По счастливой случайности мы отделались ушибами. Это действительно случайность, рядом лежали люди с открытыми переломами. Вся хвостовая часть самолета в крови. Это не описать словами. С нами все хорошо, пока мы в госпитале. Медицина в Тае на высшем уровне», - сообщила в своем Instagram другая пассажирка самолета «Аэрофлота» по имени Маргарита.

Несколько десятков пассажиров получили травмы и переломы, когда 1 мая 2017 года самолет, летевший из Москвы в Таиланд, попал в зону турбулентности. C этим явлением хотя бы раз в жизни сталкивался почти каждый, кто летает самолетами. сайт рассказывает, что такое турбулентность, в чем состоит особенность турбулентности ясного неба и при чем тут изменение климата.

Что такое турбулентность?

Под понятием «турбулентность» обычно понимается ситуация, в которой самолет начинает очень сильно трясти. С точки зрения физиков, турбулентность - это образование линейных и нелинейных волн при возрастании скорости течения жидкости или газа в среде. Обычно это явление характерно для пристеночных слоев слабовязких жидкостей и газов, а также для случая, когда плохообтекаемые тела находятся на некотором расстоянии друг от друга. В природе турбулентность проявляется не только в воздухе, но и в мировом океане. Так, животные научились извлекать из потока энергию: движением плавников и крыльев они разрушают поверхностные волны и создают особую структуру турбулентности.

Атмосферная турбулентность, при которой массы воздуха постоянно перемещаются как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной, характеризуется образованием воздушных ям из-за резких перепадов температур и скорости ветра. Ирина Горлач, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, рассказала, что на возникновение турбулентности влияет несколько факторов, преимущественно орография и воздушные потоки. В свою очередь, от высоты горного рельефа, скорости, направлений и интенсивности потоков зависят условия турбулентности.

Чем чревата турбулентность ясного неба

На высоте выше пяти километров может наблюдаться такое явление, как турбулентность ясного неба (ТЯН). В отличие от других видов атмосферной турбулентности, она возникает при ясной погоде или при наличии облаков верхнего яруса, и ее достаточно сложно заметить заранее. Ученые установили, что гораздо чаще это явление происходит над гористой местностью, в особенности с подветренной стороны склона.

Вместе с тем турбулентность ясного неба трудно прогнозировать из-за резкой локализации в окружающем потоке, динамики размеров и длительности явления. Более того, турбулентность ясного неба невозможно зафиксировать с помощью радаров. На сегодняшний день ее предсказывают через косвенные признаки, указывающие на вероятность явления, и строят прогностические модели, основанные на ряде факторов.

Основные работы по разработке методики прогнозирования турбулентности ясного неба пришлись на 90-е годы ХХ века, и с тех пор практически ничего не изменилось. Так, согласно методу , составленному Гидрометцентром России, основными разновидностями механизма гидродинамической неустойчивости являются гидродинамическая неустойчивость основного потока, стратифицированного по ветру и температуре, неустойчивость внутренних волн в устойчивом потоке и неустойчивость критического уровня.

Успешность прогноза также обусловлена тем, что повторяемость ТЯН во многом зависит от региона. Рассчитывают индексы турбулентности ясного неба и за рубежом, в частности в Великобритании, США и Канаде.

За последние 50 лет произошло пять авиакатастроф, причиной которых стала турбулентность ясного неба. Так, в 1966 году самолет, летевший из Токио в Гонконг, разрушился в воздухе при полном отсутствии облачности. В результате погибли все находившиеся на борту пассажиры. Как показало расследование, причиной аварии стала аномально сильная турбулентность вблизи склонов Фудзи, которая превышала допустимые нагрузки на конструкцию. В том же году похожая авиакатастрофа произошла в США, в штате Небраска: самолет обходил мощную грозу, попал в турбулентность и также разрушился в воздухе.

Спустя два года, в декабре 1968 года, авиалайнер, заходивший на посадку в аэропорт Илиамна (Аляска), внезапно развалился. Пилоты, летавшие неподалеку от места крушения, рассказали, что столкнулись с сильной турбулентностью. Это противоречило официальному прогнозу погоды, поэтому к расследованию привлекли независимого эксперта, который сделал вывод, что из-за оттока арктических воздушных масс в регионе образовалась воздушная волна, в которой и образовалась зона турбулентности.

Одна из крупнейших аварий произошла в 2001 году в Нью-Йорке. Когда авиалайнер вылетал из аэропорта, он попал в воздушное течение, которое создал другой самолет. Оставшееся от авиалайнера воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета (в авиации это явление называют спутным следом или спутной струей), послужило причиной турбулентности. Вызванная перегрузка привела к тому, что вертикальный хвостовой стабилизатор оторвался, и самолет рухнул на жилой район.

Число прецедентов попадания в турбулентность ясного неба по разным источникам колеблется от до 1500 случаев в год. К счастью, большая их часть не наносит никакого вреда пассажирам и экипажу, однако задержки рейсов и перебои из-за турбулентности наносят вред авиакомпаниям. Так, только в Соединенных Штатах ущерб

Тем не менее с этим исследованием согласны не все климатологи. Ирина Горлач прокомментировала: «Между изменениями климата и турбулентностью весьма далекая связь, так как турбулентность в первую очередь связана с распределением потоков. Химический состав, конечно, может влиять, но весьма опосредованно».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама