THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Устиновка, далее автобусом через Нудоль до ост. Вертково - 16 км, оттуда пешком 5 км.

Проезд автомобилем: От Клина в сторону Волоколамска по стокилометровому кольцу (А-108) до п. Нудоль. Через Нудоль проехать до поворота на д. Вертково, через деревню до коровника, где асфальтовая дорога переходит в грунтовую; по ней еще около 4 км. до д. В.-Соймоново, проехать деревню насквозь. Еще примерно в 1 км в поле - церковь.В сухую погоду дорога вполне проходима даже для машины с низким клиренсом.

Когда-то на месте, теперь обозначенном только на подробной километровой карте Подмосковья как «Урочище Теплое», находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIIIв. Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А.Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

Знаменская церковь - единственная постройка, сохранившаяся в бывшей усадьбе Теплое. Издалека не сразу заметно плачевное современное состояние великолепного памятника: стройная и ажурная, она возвышается над окружающими ее деревьями.

Для строительства церкви тогдашним владельцем усадьбы Н.А.Соймоновым был приглашен архитектор Н.А.Львов, строивший примерно в то же время в Петербурге на Выборгской стороне дачу для П.А.Соймонова, своего родственника (сыновья Ф.И.Соймонова оказывали молодому Львову покровительство). Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Н.А.Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.

Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена. Одноапсидный двусветный храм, завершающийся невысокой купольной ротондой, с боков расширен двумя равновеликими приделами; еще два придела примыкают к трапезной. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

Храм постепенно приходит в полную негодность: крыши боковых приделов провалились, в центральной части кровли тоже хватает прорех, дверь кое-как заколочена. Сама усадьба Соймоновых погибла в 1941г., деревня снесена, а до ближайшего поселения – Васильевского-Соймонова - около полутора километров. И о восстановлении одного из выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века пока что речь не идет.

Территория городской усадьбы на нынешней улице , 18 сформировалась после середины восемнадцатого столетия путем слияния небольших дворов, располагавшихся вдоль самой улицы, а также большого огорода, тянувшегося до современной .

Главный усадебный дом возвели в 1780-х годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Заказчиком выступил Александр Николаевич Соймонов - племянник статс-секретаря Екатерины II Петра Ивановича Соймонова.

Украшением главного дома стал тосканский портик. Два боковых флигеля обрамляли парадный двор усадьбы, обращенный в сторону улицы. Северную сторону владения ограничивал служебный корпус, возведенный из камня (строение 18А по Малой Дмитровке) и сохранившийся до наших дней лишь частично.

С тыльной стороны главного дома была пристроена терраса, которая выходила в сад через пологий пандус. Упоминание об этом архитектурном элементе относятся к началу девятнадцатого века, после чего спуск выполнили в виде лестничного марша.

В 1834 году в усадьбе поселился Александр Николаевич Раевский, для которого было необходимо получить разрешение на проживание из-за того, что он некогда привлекался по делу декабристов, но был оправдан за недоказанностью.

Следующей владелицей городской усадьбы на Малой Дмитровке, 18 стала некто В.Д. Ладыженская. При новой хозяйке тосканский портик демонтировали, а на его месте в 1859 году появился уже дорический. В то же время была изменена и конфигурация главного фасада, рисунок которого можно лицезреть и сегодня.

Переходы между боковыми флигелями и главным домом был устроены в разное время: северный переход – в 1884 году по проекту архитектора Николая Николаевича Черницкого; южный переход – после 1901 года. Внутреннее убранство, в основном парадные залы, были переоформлены архитектором в псевдоклассических формах в 1877 году.

История дома после революции

После прихода к власти большевиков в 1917 году в городской усадьбе разместилась партийная ячейка, позже переросшая в Свердловский райком КПСС. Именно в этих стенах в 1962 году принималось решение об исключении из партийных рядов Вячеслава Михайловича Молотова.

Еще в советское время, в 1976 году, городскую усадьбу включили в список памятников архитектуры государственного значения.

После 1997 года здание на Малой Дмитровке, дом 18 занимали сначала государственные учреждения, а после 2001 года оно было передано крупной коммерческой структуре – АФК «Система».

Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.

"Мы - свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, - прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. - Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов".

Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. "У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта - из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, - заметил глава департамента. - Думаю, этих денег даже на люстру не хватит".

За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни - на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. "Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, - так считает Кибовский. - И этот вопрос обсуждается с московскими властями". Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII - ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала "РГ". Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.

Андреа Палладио по праву считается одним из самых великих архитекторов за всю историю человечества. Именно он дал начало палладианскому стилю в архитектуре. Наследием выдающегося итальянца можно насладиться и в Москве

Старый Гостиный Двор

Место, где расположен старейший торговый дом столицы, занимающий целый квартал Китай-города между улицами Варварка и Ильинка, Хрустальным и Рыбным переулками, стало важным центром московской торговли еще в XV веке - там обосновались купцы, ранее торговавшие на территории Кремля. Постепенно, с увеличением торговых оборотов, на территории стали возводиться и расширяться каменные корпуса. А в 1786 году Екатерина II приказала выстроить на этих же местах новые помещения, и с 1790 года началось затяжное строительство Гостиного Двора.

Знаменитый итальянский архитектор Джакомо Кваренги стал автором проекта возведения самого большого торгового здания Москвы конца XVIII - начала XIX века.

Последняя реставрация пришлась на конец ХХ столетия и значительно изменила внешний вид сооружения: был возведен стеклянный купол над внутренним двором, пристроены два дополнительных этажа в правом крыле здания. Сейчас же Гостиный Двор по праву считается одним из крупнейших центров бизнеса, торговли и отдыха со всем необходимым набором услуг, оборудованным по международным стандартам.

Адрес: ул. Ильинка, 4, станции метро «Площадь Революции», «Китай-город»

Городская усадьба Соймоновых-Соболевских

В 1780-х годах архитектором Н. А. Львовым для А. Н. Соймонова был построен главный дом усадьбы. Он имел тосканский шестиколонный портик, два небольших флигеля в парадном дворе, террасу на заднем фасаде, выходившую в сад длинным пологим пандусом (со временем замененным лестницей). Каменный служебный корпус, частично сохранившийся до нашего времени, стоял на северной границе владения.

Усадьба также известна как дом декабриста Митькова: мемориальная доска на доме говорит о том, что герой Отечественной войны 1812 года жил здесь в 1825-м. В советское время в здании длительное время располагался Свердловский райком КПСС. В 1960 году возле усадьбы был установлен памятник-бюст Я. М. Свердлову, являющийся объектом культурного наследия федерального значения, как и отреставрированное главное здание. Сегодня усадьба Соймонова отдана в аренду коммерческим структурам.

Адрес: ул. Малая Дмитровка, 18, станции метро «Чеховская», «Маяковская»

Дом Тарасова

На углу улицы Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка расположилась настоящая московская Италия - шикарный особняк, являющийся одним из самых красивых зданий, появившихся в городе в начале XX века. Дом был построен в 1908-1912 годах знаменитым архитектором И. В. Жолтовским для богатого купца Григория Тарасова и имеет итальянский прототип - палаццо Тьене в Виченце, созданный в середине XVI столетия великим Андреа Палладио. Разница между двумя постройками заключается в пропорциях.


Фото: liveinmsk.ru

Особняк имеет все характерные черты палаццо: проездные арки, которые позже заменили огромными окнами; соединяющие две части дома террасы; большой внутренний дворик с фонтаном и садом. Интерьер здания также оформлен в итальянском духе с необычным сочетанием гладких стен и расписных потолков. До 1937 года дом Тарасова занимал Верховный Суд СССР, после сюда въехало посольство Германии, а в послевоенные годы - Польши. Начиная с 1979 года здесь располагается Институт Африки Российской Академии наук.

Адрес: ул. Спиридоновка, 30/1, станция метро «Баррикадная»

Центральный Московский ипподром

Один из самых больших ипподромов России, лишь немного уступающий Ростовскому, Краснодарскому и Казанскому. Кроме того, заложенный в 1834 году, он является старейшим в стране и первым в мире рысистым ипподромом. В настоящее время здесь располагается научный полигон и опытная база Института коневодства, регулярно проводятся соревнования и испытания лошадей различных пород.

С начала основания место регулярно украшалось, меняя свой вид. В 1949 году трибуны были уничтожены пожаром, после чего в 1953-1954 годах архитекторы В. Л. Воскресенский и П. И. Скокан под руководством выдающегося И. В. Жолтовского восстанавливали здание, практически полностью его перестроив: появились изящная башенка в левой части и мощный восьмиколонный портик в правой. Восхитительные конные скульптуры не пострадали в пожаре и по-прежнему венчают строение.

Адрес: ул. Беговая, 22, корп. 1, станция метро «Беговая»

Дом на Моховой

Здание в центре Москвы напротив Манежной площади было построено в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников Моссовета. Дом на Моховой назвали «гвоздем в гроб конструктивизма», так как он ознаменовал собой перелом в советской архитектуре. А коллеги Жолтовского стали именовать его «мастером карниза» из-за того, что, несмотря на массивные стены строения, его карниз был невероятно легкой конструкции.


Фото: babs71.livejournal.com

Проектируя жилой дом на Моховой, Жолтовский использовал композицию Лоджии дель Капитанио и палаццо Вальмарана в Виченце, созданных выдающимся итальянским архитектором Андреа Палладио. Большое значение уделялось «элитности» здания: высокий уровень благоустройства и отделки, большая площадь квартир. Данное строение имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Адрес: ул. Моховая, 13, станция метро «Охотный ряд»


Ансамбль классической усадьбы на Малой Дмитровке складывался на протяжении второй половины XVIII – XIX веков. Главный усадебный дом расположен в глубине участка, на красную линию улицы выходят два симметрично стоящих флигеля, соединенные с домом арочными переходами. Своим изящным дорическим портиком дом обращен в курдонер, отделенный от улицы оградой с воротами. В основе главного дома – палаты середины XVIII века, перестроенные в классический усадебный дом в 1780‑х годах предположительно по проекту архитектора Николая Александровича Львова.

В первой половине XIX века усадьбой владел помещик Александр Николаевич Соймонов, племянник статс-секретаря Императрицы Екатерины II Петра Александровича Соймонова. В усадьбе в это время часто бывал и жил известный литератор, поэт и библиофил Сергей Александрович Соболевский, внебрачный сын А.Н. Соймонова (отец «за значительное денежное пожертвование» приписал сына к польскому дворянскому роду Соболевских).

Соболевский был известен как коллекционер редких книг, библиограф, знаток многих языков, журналист, а также как автор язвительных эпиграмм («неизвестный сочинитель всем известных эпиграмм»). Он был близким другом Александра Сергеевича Пушкина, который, вероятно, также посещал усадьбу на Малой Дмитровке. С Пушкиным он познакомился, когда ему было 15 лет, и это знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Соболевский был литературным советчиком Пушкина, помогал поэту издавать его произведения, привозил ему из-за границы новые книги (в том числе запрещенные в России сочинения Адама Мицкевича); несколько раз он спасал Пушкина от дуэльных поединков, выступая в роли миротворца. По мнению многих, Соболевский был единственным, кто мог бы предотвратить роковую дуэль Пушкина с Дантесом, но «к несчастью, Соболевский в тот год в Европах жил». После гибели Пушкина он хлопотал о материальной помощи для его семьи, потом занимался публикацией пушкинских писем и материалов для его биографии.

Соболевский общался и дружил также с Евгением Баратынским, Дмитрием Веневитиновым, Петром Киреевским, Владимиром Одоевским и другими, а также с представителями младшего поколения писателей – Николаем Гоголем, Иваном Тургеневым, Львом Толстым.

В 1820‑х годах в усадьбе жил также Михаил Фотиевич Митьков, приходившийся Соймонову племянником. Герой войны 1812 года, участник взятия Парижа в 1814 году, полковник, он позже стал активным членом Северного тайного общества; здесь, у него на квартире, проходили некоторые собрания будущих декабристов. После подавления восстания на Сенатской площади, Митьков был арестован и приговорен судом к каторжным работам. Он был сослан в Сибирь, где после отбытия каторги поселился в Красноярске и занимался метеорологией до самой смерти в 1849 году.

В 1850‑х годах усадьба на Дмитровке перешла к новой хозяйке – жене гвардии ротмистра В.Д. Ладыженской. При ней были несколько переделаны фасады усадьбы, в частности тосканский портик главного дома был заменен на дорический. В 1870‑х годах, при новом владельце губернском секретаре А.В. Каншине, парадные интерьеры главного дома были частично перепланированы и переделаны по проекту архитектора Августа Вебера.

В советские годы усадьба была отдана под административные цели, здесь на протяжении многих десятилетий размещался Свердловский райком КПСС.

В 2000‑х годах была проведена научная реставрация усадьбы. В главном доме отреставрировано и восстановлено внутреннее убранство интерьеров XIX века – парадная анфилада помещений первого и второго этажа с лепной отделкой интерьеров, росписью стен и потолков (в том числе «помпейской» росписью парадной лестницы), пилястрами из искусственного мрамора, деревянными панелями, печами и мраморными каминами, паркетными полами.

В настоящее время в усадьбе располагаются офисы.


































THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама